Главная Жития святых

ЛИЯ И РАХИЛЬ. МАТЕРИ ДВЕНАДЦАТИ КОЛЕН ИЗРАИЛЕВЫХ. ГЛАВЫ ИЗ КНИГИ «МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ»

КНИГА А. Трофимова «МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ. СВЯТЫЕ И ПРАВЕДНЫЕ ЖЕНЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА»

Глава 4
ЛИЯ И РАХИЛЬ.
МАТЕРИ ДВЕНАДЦАТИ КОЛЕН ИЗРАИЛЕВЫХ

СВЯТЫЕ ПРАОТЦЫ АВРАААМ, ИСААК И ИАКОВ. ИКОНА. РУСЬ

В судьбе Лии, Рахили, отца их Лавана и патриарха Иакова совершается немало событий, имеющих принципиальное значение для судьбы богоизбранного народа и грядущего воплощения Мессии. История жизни Лии и Рахили неразрывна друг от друга, поэтому мы излагаем ее в одной главе, и в конце ее расскажем о значении подвига праведных жен в лествице женской святости.

После того, как Иаков с помощью Ревекки хитростью получил благословение отца, патриарха Исаака, Исав, раздраженный лишением своих прав, скрыл сначала свою ненависть и гнев, но потом произнес угрозы и клялся убить брата, лишь только отец умрет. Ревекка, узнавшая об этом, поспешила предупредить любимого сына, и убедила его удалиться в Месопотамию к дяде его Лавану и жить у него до тех пор, пока время и размышление утишат гнев Исава.

ПРАОТЦЫ ИАКОВ, ИСААК И АВРААМ. ФРЕСКА ПРП. АНДРЕЯ РУБЛЕВА. УСПЕНСКИЙ СОБОР ВЛАДИМИРА

Но для этого нужно было получить согласие отца, а Иаков боялся его гнева за обман, которым он получил от него благословение. Этот страх скоро рассеялся; Исаак, которому Ревекка открыла предначертания Промысла Божия, одобрил его поведение, дал ему мудрые советы, и особенно заклинал не брать себе жену из хананеев. Потом сказал ему: «Встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей; Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов, и да даст тебе благословение Авраама [отца моего], тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!» (Быт. 28, 2–4).

РЕВЕККА ОТПРАВЛЯЕТ ИАКОВА К ЛАВАНУ. МОЗАИКА. СИЦИЛИЯ. XII в.

Получив, таким образом, снова отцовское благословение, Иаков отправился в Месопотамию, чтобы спастись от гнева Исава, своего брата, и найти себе жену среди родственников Ревекки. После четырехдневного пути он пришел в Харран; усталость обессилила его, и так как был вечер, то он лег на земле при дороге, положив в головы камень, и уснул. Это время избрал Господь, чтобы показать патриарху Свое к нему благоволение и будущую высокую судьбу его потомства. Господь обнадежил его Своим покровительством в этом странствовании, открыл ему тайну Своего благодатного Промысла о людях и подтвердил обетования, данные Им Аврааму.

ЛЕСТВИЦА ИАКОВА. ФРЕСКА. АФОН. МОНАСТЫРЬ ДИОНИСИАТ. XVI в.

«Иаков же вышел из Вирсавии, и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земный; и распространишься к морю, и к востоку, и к северу, и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные. И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся, и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником; и возлил елей на верх его. И нарек имя месту тому: Вефиль*; а прежнее имя того города было: Луз. И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною, и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом: то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что́ Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт. 28, 10–20).
* Дом Божий.

Этот отрывок из Книги Бытия читается за богослужением в канун Богородичных праздников. По толкованиям святых отцов явленная патриарху Иакову лествица есть прообраз Божией Матери, ставшей вершиной этой дивной лествицы, по которой Сам Господь сошел на землю.

ИАКОВ ПОИТ ОВЕЦ РАХИЛИ. ХУД. ПАОЛО ФЬАМИНГО (1540-1596). БУДАПЕШТ

Иаков испытал особое волнение, которое заставляет биться сердца тех, кому Бог открывает Свои тайны. Полный горячей веры и надежды, он продолжает свое странствование и приходит в Месопотамию, в Харран. Там он встречается у колодца с пастухами и узнает от них, что это пастухи и овцы Лавана, его дяди, и что дочь Лавана – Рахиль подходит к колодцу, чтобы напоить овец. Пока Рахиль неторопливо приближалась, Иаков отвалил большой камень, положенный на устье колодца, чтобы вода не пересыхала, и дал напиться овцам Рахили так же, как много лет назад Ревекка напоила верблюдов Авраама. Но мы лучше прочтем всю эту историю, как она записана в Книге Бытия.

ИАКОВ ОТОДВИГАЕТ КАМЕНЬ ОТ УСТЬЯ КОЛОДЦА ЧТОБЫ ОВЦЫ РАХИЛИ МОГЛИ НАПИТЬСЯ. ХУД. ЛОРЕНЦО ЛИППИ (1606-1665)

«И встал Иаков, и пошел в землю сынов востока. И увидел: вот, на поле колодезь, и там три стада мелкого скота, лежавшие около него; потому что из того колодезя поили стада. Над устьем колодезя был большой камень. Когда собирались туда все стада, отваливали камень от устья колодезя и поили овец; потом опять клали камень на свое место, на устье колодезя. Иаков сказал им: братья мои! откуда вы? Они сказали: мы из Харрана. Он сказал им: знаете ли вы Лавана, сына Нахорова? Они сказали: знаем. Он еще сказал им: здравствует ли он? Они сказали: здравствует; и вот, Рахиль, дочь его, идет с овцами. И сказал: вот, дня еще много; не время собирать скот; напойте овец, и пойдите, пасите. Они сказали: не можем, пока не соберутся все стада, и не отвалят камня от устья колодезя; тогда будем мы поить овец. Еще он говорил с ними, как пришла Рахиль с мелким скотом отца своего, потому что она пасла. Когда Иаков увидел Рахиль, дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана брата матери своей, то подошел Иаков, отвалил камень от устья колодезя и напоил овец Лавана, брата матери своей. И поцеловал Иаков Рахиль, и возвысил голос свой и заплакал. И сказал Иаков Рахили, что он родственник отцу ее, и что он сын Ревеккин. А она побежала, и сказала отцу своему. Лаван, услышав о Иакове, сыне сестры своей, выбежал ему на встречу, обнял его, и поцеловал его, и ввел его в дом свой; и он рассказал Лавану все сие. Лаван же сказал ему: подлинно ты кость моя и плоть моя. И жил у него Иаков целый месяц.

 

ВСТРЕЧА ИАКОВА С РАХИЛЬЮ. ЛОДЖИЯ РАФАЭЛЯ. ВАТИКАН. XVI в.

И Лаван сказал Иакову: неужели ты даром будешь служить мне, потому что ты родственник? скажи мне, что́ заплатить тебе? У Лавана же было две дочери; имя старшей: Лия; имя младшей: Рахиль. Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем. Иаков полюбил Рахиль, и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою. Лаван сказал: лучше отдать мне ее за тебя, нежели отдать ее за другого кого; живи у меня. И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что оя любил ее. И сказал Иаков Лавану: дай жену мою; потому что мне уже исполнилось время, чтобы войти к ней. Лаван созвал всех людей того места и сделал пир. Вечером же взял дочь свою Лию и ввел ее к нему; и вошел к ней Иаков. И дал Лаван служанку свою Зелфу в служанки дочери своей Лии. Утром же оказалось, что это Лия» (Быт. 29, 1–25).

ИАКОВ СО СТАДОМ ЛАВАНА. ХУД. ХУСЕПЕ РИБЕРА (1509–1652)

Брак племянника и младшей дочери Лавана был отпразднован. Иаков был уверен в своем счастье: он получал драгоценную плату за свой труд. Но на утро его ждало жестокое разочарование. Семь протекших лет он отдал за выкуп старшей дочери, Лии, а не Рахили. «И сказал Лавану: что это сделал ты со мною? не за Рахиль ли я служил у тебя? зачем ты обманул меня?» (Быт. 29, 25). На его негодование Лаван отвечал: «В нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей»* (Быт. 29, 26); он предложил Иакову на следующей же неделе соединить его с Рахилью, с условием работать за это еще семь лет. Иаков согласился, и Рахиль сделалась его женою. Но истинная любовь неразделима и Рахиль одна оставалась истинной подругой Иакова. Он был слишком оскорблен хитростью Лавана, чтобы простить женщине, которая согласилась воспользоваться этим обманом. Этот обман, может быть, увеличил ту холодность, какую питал Иаков к Лии. Но Бог, видя, что Лия презираема своим мужем, благословил ее плодородием, а сестру поразил бесчадием. Скорбь ее страдания была искуплением, и Бог сжалился над ней, послав ей в утешение четырех сыновей: их рождение подарило ей надежду, что отныне имя ее будет вызывать в супруге больше радости, чем огорчения.
* Этот обычай, на который ссылался Лаван, выдавая замуж старшую дочь прежде младшей, нигде в исторических источниках того времени не упоминается. Это был либо местный арамейский обычай, либо уловка, придуманная Лаваном – предполагается, что он проделал это, закрыв лицо невесты. Кроме того, в те далекие времена такую подмену можно было совершить очень легко, потому что существовал обычай вводить новобрачную в спальню мужа в полной тишине и темноте.

ИАКОВ СВАТАЕТ РАХИЛЬ. ХУД. Ю. Ш. ФОН КАРОЛЬСФЕЛЬД (1794–1872)

«Иаков вошел и к Рахили, и любил Рахиль больше, нежели Лию; и служил у него еще семь лет других. Господь узрел, что Лия была не любима и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна. Лия зачала, и родила сына, и нарекла ему имя: Рувим; потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой. И зачала опять, и родила сына, и сказала: Господь услышал, что я не любима, и дал мне и сего. И нарекла ему имя: Симеон. И зачала еще, и родила сына, и сказала: теперь-то прилепится ко мне муж мой; ибо я родила ему трех сынов. От сего наречено ему имя: Левий. И еще зачала, и родила сына, и сказала: теперь-то я восхвалю Господа. Посему нарекла ему имя: Иуда. И перестала рождать» (Быт. 29, 30–35).

СВЯТАЯ ПРАВЕДНАЯ ПРАМАТЕРЬ ЛИЯ. ИКОНА

Когда родился ее первый сын, она не без умысла назвала его Рувимом, что значит «смотри на сына», затем она родила Симеона (евр. «Бог услышал») и Левия (евр. «примкнувший») и, наконец, Иуду (евр. «Бог будет вести» или «да будет благословен Иегова»). В рождении этих троих сыновей она увидела милость Господа. Лия, страдающая от недостатка любви, не жалуется и не завидует сестре, а только благодарит Господа: «Теперь-то я восхвалю Господа» (Быт. 29, 35). Лия радуется в своем сердце, что Бог благословил ее, спас от унижения и смягчил этим холодность ее мужа.

Любовь Иакова к Рахили – один из самых удивительных библейских примеров человеческой любви,– той любви, которая принадлежит вечности: семь лет «показались ему за несколько дней, потому что он любил ее» (Быт. 29, 20). С того времени, когда, как сказано, «и полюбил Иаков Рахиль» (Быт. 29, 18) и до ее смерти при рождении Вениамина, Рахили пришлось пережить много боли и разочарований. Она была первой любовью Иакова, но не сразу стала его женой, и это, безусловно, было для нее тяжким испытанием.

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА ИАКОВА И РАХИЛИ. ХУД. ЖАН РЕСТУ (1692–1768)

Случилось так, что возлюбленный ее соединился сначала с ее сестрой. Хотя на внешний взгляд это случилось посредством обмана, но в перспективе дальнейшей судьбы богоизбранного народа это имело промыслительное значение. Дело в том, что обе сестры предназначены были стать праматерями двенадцати колен Израилевых. Если бы Иаков женился на любимой им Рахили, то Лия не смогла бы стать матерью благословенного потомства. Но именно она была призвана стать праматерью Христа по плоти.

ИАКОВ ВСТРЕЧАЕТ РАХИЛЬ СО СТАДАМИ ЕЕ ОТЦА. 1836 г. ХУД. ИОСИФ ВОН ФЮРНИХ (1800–1876). ВЕНА

Дальнейшие отношения между Иаковом и Рахилью, несмотря на их великую взаимную любовь, были очень сложными. Женщина раскрывает свою любовь в материнстве. Для Рахили стать матерью было особенно важно еще и потому, что от этого зависело, кто из детей Иакова получит его благословение и станет наследником славной традиции патриархов великого народа. Она, как духовно чуткий человек, понимала, что Иаков не только хороший скотовод и удачливый хозяин. Она видела в нем человека, находившегося под покровом Всевышнего. Но Рахиль долго оставалась бездетной, тогда как ее сестра Лия рожала одного сына за другим.

ИАКОВ И РАХИЛЬ. ХУД. ЯКОПО ПАЛЬМА СТАРШИЙ (1480-1528). ДРЕЗДЕН

Рахиль желала иметь ребенка от Иакова, даже если бы он был рожден рабыней. Подобно неплодной Сарре, Рахиль соединила со своим супругом служанку. Она думала, что будет чувствовать себя матерью, держа в руках сына своей рабы. «Пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее» (Быт. 30, 3), – говорила Рахиль. Служанка ее, Валла, родила от Иакова одного за другим двух сыновей. Первым сыном Валлы был Дан (евр. «судья»), второго сына Валлы Рахиль назвала Неффалимом (евр. «борющийся»), сказав в восторге: «Борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла» (Быт. 30, 8). Сыновья Валлы Дан и Неффалим были признаны детьми Рахили, которая утвердила свои права на них, лично дав им имена.

РАХИЛЬ (СЛЕВА) И ЛИЯ. ХУД. МИКЕЛЬАНДЖЕЛО 1545 г.

Сестры не ссорились, но всю жизнь между ними шла внутренняя, мысленная борьба. Значение имен, которые Лия и Рахиль давали своим детям, всегда выражая их чувства, представляет как бы факты истории соперничества матерей. Однако и Лия продолжала бороться. Последовав примеру Рахили, она отдала Иакову свою служанку, Зелфу. И Зелфа родила Иакову двух сыновей, Гада (евр. «удача» или «состояние») и Асира (синоним имени Гад), которые, по обычаю того времени, считались сыновьями Лии, у которой теперь стало всего шестеро детей.

Сестры соперничали и тогда, когда Рувим, старший сын Лии принес с поля мандрагоровые яблоки. С древнейших времен этим плодам приписывалось свойство излечивать от бесплодия, а в наши дни известно, что употребление корня мандрагоры помогает при тяжелых родах. Рахиль сказала Лии: «Дай мне мандрагоров сына твоего» (Быт. 30, 14). Лия, раздосадованная тем, что сестра требует мандрагоров, которые принес с поля ее сын, сказала Рахили: «Неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего?» А Рахиль ответила: «Так пусть он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего» (Быт. 30, 15). Лия с радостью согласилась на желание Рахили и пошла навстречу Иакову, когда он, по обыкновению, возвращался с поля, и сказала ему: «Войди ко мне [сегодня], ибо я купила тебя за мандрагоры сына моего. И лег он с нею в ту ночь» (Быт. 30, 14–16). Она опять зачала и родила пятого сына и дала ему имя Иссахар, что значит «мзда» или «вознагражденный». Позднее она родила и шестого сына, Завулона, что значит «дар Божий» или «жилище», а затем дочь, Дину (евр. «судимая»), первую дочь в тексте Библии, чье имя упомянуто, когда говорится о ее рождении.

РАХИЛЬ. ХУД. АБЕЛЬ ПАНН (1883–1963)

Окруженная шестью сыновьями и дочерью, Лия уже не завидовала своей сестре. Но на этом соперничество сестер не закончилось. Лия благодарила Бога за свое торжество, а любимая Иаковом Рахиль считала себя несчастною и горько жаловалась на свою судьбу. «И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей; а если не так, я умираю» (Быт. 30, 1). Эта бесплодность заставляла ее опасаться лишиться любви супруга, последней ее отрады и утешения; в ней находила она все свое счастье. Жалоба Рахили рассердила Иакова; но это свидетельствует о его любви к женщине, которую он видел страждущей, но не имел возможности утешить: «Разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?» (Быт. 30, 2), – сказал с горечью Иаков.

РАХИЛЬ. ГРАВЮРА. ФРАНЦИЯ. XIX в.

Тронутая этим упреком, Рахиль обратилась к Богу с теплыми своими мольбами – и заветное ее желание исполнилось: Бог даровал ей сына, которого она так пламенно желала, и не раньше, чем Лия родила всех своих детей. Она родила, наконец сына Иосифа (евр. «приумноженный»),– любимого сына своего супруга, и молила Всевышнего о том, чтобы Он дал ей еще одного сына: «И вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее. Она зачала, и родила сына, и сказала: снял Бог позор мой. И нарекла ему имя: Иосиф, сказав: Господь даст мне и другого сына» (Быт. 30, 22–24). В этих словах она явила свой пророческий дар,– позднее появится на свет второй ее сын, Вениамин, рождением которого завершается создание двенадцати колен Израилевых двумя женами Иакова и двумя их служанками. С рождением Иосифа не зависть, а радость и благодарность Богу наполняли жизнь Рахили. И не случайно именно Иосиф, чье имя означает «прибавляющий», «дающий» (Бог), и чей характер наиболее подобен образу Христа из всех действующих лиц Ветхого Завета, был рожден той великой любвью, которую испытывали друг к другу Иаков и Рахиль.

РАХИЛЬ С ИОСИФОМ. ХУД. ФРИЦ ФОН УДЕ (1848–1911)

Спустя шесть лет после этого события Иаков захотел оставить Лавана и возвратиться в землю Ханаанскую. «После того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану: отпусти меня, и пойду я в свое место и в свою землю; отдай жен моих и детей моих, за которых я служил тебе, и я пойду; ибо ты знаешь службу мою, какую я служил тебе» (Быт. 29, 25–26).

Но Лаван удержал его под своими шатрами, обещая ему отдать в собственность всех овец и коз и всякий скот черного цвета с пятнами и крапинками. Иаков с помощью Божией умножил скот того цвета, которого ему обещал Лаван, и сделался очень богат. Лаван, еще раз обманувшийся в своих расчетах, около десяти раз менял смысл договора; но его хитрость не смогла восторжествовать над человеком, которому Господь явно покровительствовал. Иаков сделался богатым, имел многочисленные стада и множество рабов. Братья Рахили и Лии завидовали его богатству, которое возрастало им в ущерб, упрекали в грабеже их достояния, да и сам Лаван стал беспокоиться. Тогда Господь повелел сыну Исаака возвратиться на родину. «И услышал Иаков слова сынов Лавановых, которые говорили: Иаков завладел всем, что было у отца нашего, и из имения отца нашего составил все богатство сие… И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою» (Быт. 31, 1, 3).

РАХИЛЬ И ЛИЯ. ЛОДЖИИ РАФАЭЛЯ. ВАТИКАНСКИЙ ДВОРЕЦ. ХУД. РАФАЭЛЬ САНТИ (1483–1520)

Иаков сообщил женам свое желание повиноваться голосу Божию и оставить главу рода, который всегда предпочитал отеческой привязанности свои материальные интересы. Он рассказал, что отец их сердит на него, что он изменил ему плату за труды, но Бог не оставляет его, стада Лавана почти все перешли к нему. Теперь же Бог повелевает ему идти в землю, откуда пришел.

По тогдашним законам, Лаван имел право проклясть его детей и жен и лишить их наследства. Впервые мы видим, как обе его жены, Рахиль и Лия, объединились. Теперь они единодушно выступают в союзе с супругом против собственного отца. Иаков позвал их в поля и рассказал им, как Лаван десять раз обманывал его, переменяя награду, и как Лаван отнял его стада. Иаков поведал и о том, как мечтает он вернуться в страну своего детства. На это Лия и Рахиль отвечали: так как отец обращался с нами как с чужими, то они охотно идут с супругом. Рахиль и Лия, которых также не могло не оскорблять отношение их отца к мужу, отвечали Иакову: «Есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего? не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше; посему все имение и богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе. И встал Иаков, и посадил детей своих и жен своих на верблюдов; и взял с собою весь скот свой и все богатство свое, которое приобрел, скот собственный его, который он приобрел в Месопотамии, чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю Ханаанскую» (Быт. 31, 14–18).

БЕГСТВО ИАКОВА С СЕМЬЕЙ ОТ ЛАВАНА. ХУД. Ю. Ш. ФОН КАРОЛЬСФЕЛЬД (1794–1872)

Иаков принял решение не в одиночку, но посоветовавшись с женами, то есть он, как и другие библейские патриархи, не предпринимал важных шагов без совета женщины.

Но в то время как Иаков занимался подготовкой к отъезду, Рахиль тайком похитила у отца идолов и с ними отправилась в путь. Лишь на третий день сказали Лавану, что его дочери, его зять, его внуки исчезли. Стада Иакова, все его богатство следовало с беглецами. Даже идолы Лавана оставили его кров и последовали за семьей Иакова. Лаван вместе с родственниками своими бросился в погоню «и гнался за ним семь дней, и догнал его на горе Галаад. И пришел Бог к Лавану Арамеяиину ночью во сне, и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого» (Быт. 31, 23–24). Идя по следам Иакова, он перешел Евфрат и настиг Иакова у горы Галаад.

ИАКОВ И ЛАВАН. ХУД. ЖАН РЕСТУ (1692–1768)

Первые слова, с которыми Лаван обратился к своему зятю, были укоризною, впрочем, более нежною, чем строгою. «Что ты сделал,– говорил Лаван,– для чего ты обманул меня, и увел дочерей моих, как плененных оружием? зачем ты убежал тайно, и укрылся от меня, и не сказал мне? я отпустил бы тебя с веселием и с песнями, с тимпаном и с гуслями; ты не позволил мне даже поцеловать внуков моих и дочерей моих» (Быт. 31, 26–28).

Судя по первым словам Лавана, он не хотел мстить зятю: Бог ему запретил это; для поспешного удаления Иакова он даже сам находил извинения в том, что Иаков хотел быть в своем отечестве, где жили его отец и мать. «Но пусть бы ты ушел, потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего,– сказал Лаван,– зачем ты украл богов моих?» (Быт. 31, 30) – вот в чем состояло главное обвинение Лавана.

ИАКОВ ОБВИНЯЕТ ЛАВАНА В ОБМАНЕ. ХУД. Х. ТЕРБРЮГЕН (1588–1629)

«Иаков отвечал Лавану и сказал: я боялся; ибо я думал, не отнял бы ты у меня дочерей своих. У кого найдешь богов твоих, тот не будет жив. При родственниках наших узнавай, что́ у меня, возьми себе. Иаков не знал, что Рахиль украла их. И ходил Лаван в шатер Иакова, и в шатер Лии, и в шатер двух рабынь, но не нашел. И, вышедши из шатра Лии, вошел в шатер Рахили. Рахиль же взяла идолов, и положила их под верблюжье седло, и села на них. И обыскал Лаван весь шатер; но не нашел. Она же сказала отцу своему: да не прогневается господин мой, что я не могу встать пред тобою; ибо у меня обыкновенное женское. И он искал, но не нашел идолов» (Быт. 31, 31–35).

ЛАВАН ИЩЕТ УКРАДЕННЫХ ИДОЛОВ. ХУД. БАРТОЛОМЕ ЭСТЕБАН МУРИЛЬЛ (1618-1682)

Иаков с негодованием отвергал всякое подозрение в краже. «У кого найдешь богов твоих, тот не будет жив» (Быт. 31, 32) – говорил он Лавану. Их украла Рахиль, но ее супруг не знал этого! Несмотря на столь страшную клятву Иакова, Лаван начал обыск. По всему было видно, что под легкой укоризной, с которой он обратился поначалу к Иакову, Лаван только скрыл свою злобу.

Иаков был возмущен поведением Лавана. Скорбь и гнев, которые накопились в его сердце за двадцать лет пребывания в Харране, вылились теперь из его сердца. Он укорял отца Лии и Рахили за многие хитрости и предательство.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИАКОВА С СЕМЬЕЙ В ЗЕМЛЮ ХАНААНСКУЮ. ХУД. ДЖОВАННИ БЕНЕДЕТТО КАСТИЛЬОНЕ (1616-1670)

Но Лаван вместо того, чтобы мстить за жестокие укоризны зятя, послушался своей совести и влечения сердца. Он подумал, что его могут заподозрить в том, что он хочет помешать счастью Лии и Рахили. Не были ли они его дочерьми, прежде чем сделались женами Иакова? Их дети не были ли его детьми? «Могу ли я что сделать теперь с дочерями моими и с детьми их, которые рождены ими,– говорил Лаван Иакову. – Теперь заключим союз я и ты, и это будет свидетельством между мною и тобою» (Быт. 31, 43–44).

Лаван и Иаков заключили союз, согласно которому Иаков обязался никогда дурно не обходиться со своими женами и не жениться на других. Союз был подтвержден клятвою; его отпраздновали жертвоприношением и пиршеством. Наутро Лаван обнял своих детей и внуков, благословил их и отправился в обратный путь. Иаков же последовал своим путем в землю Ханаанскую.

РАХИЛЬ ПОХИЩАЕТ ИДОЛОВ У ЛАВАНА. ХУД. Д. Б. ТЬЕПОЛО (1696–1770)

Поступок Рахили – не каприз и тем более не легкомысленный поступок, как об этом нередко говорят толкователи этого текста. Рахиль разделяла убеждения своего супруга, верила в дарованные ему обетования Бога и потому сделала то, что подсказывало ей сердце. В ее отце Лаване мы видим то, что происходило в еврейском народе – ослабление веры в Единого Бога, стремление обратиться к языческим верованиям и представлениям, к старому образу жизни. Иаков много потерпел от Лавана, чтобы помочь ему укрепиться на пути истины. Своим терпением Иаков исправляет Лавана и приводит его к покаянию. Тайно уходя с Иаковом, Рахиль берет с собой статуэтки домашних богов своего отца. Иаков, ничего не знавший о краже, обещает Лавану, что виновный будет казнен. Но Рахиль кладет статуэтки под верблюжье седло и, ссылаясь на недомогание, сидит на нем во время безуспешных поисков.

ПОХИЩЕНИЕ ТЕРАФИМОВ РАХИЛЬЮ. ХУД. ДАНТЕ ГАБРИЭЛЬ РОССЕТТИ (1828–1882)

Ради сохранения веры в Истинного Бога и ради истинного Боговоплощения, обетованного еврейскому народу, в семье, через которую пройдет родословие Спасителя, должны быть убраны изображения языческих богов. Рахиль прячет изображения богов под седло, садится на него, покрывая собой изображения богов. – Это символ того, что при завершении пути Боговоплощения чистая женская плоть, происходящая из рода Исаака, родит Христа Спасителя. Кроме того, это показывает, что Рахиль не имела никакой веры во власть божков, которых чтил ее отец. Блаженный Феодорит так говорит об этом: «Иные говорят, что Рахиль украла идолов по расположению к ним. А я предполагаю противное, именно же, что похитила с намерением и отца освободить от суеверия».

Однако Иаков, не ведая о проступке жены, счел это достойным смерти, хотя эта угроза и не была выполнена. Рахиль оставалась его любимой женой и после этого события, потому что Иаков понял духовное значение поступка Рахили, а идолы были выброшены вместе с другими образами, так как это мешало поклонению Истинному Богу (35, 2–4). «Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль, и живи там; и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего. И сказал Иаков дому своему и всем, бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши; встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, который услышал меня в день бедствия моего и был со мною в пути, которым я ходил. И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них; и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема» (Быт. 35, 1–4).

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

8 ДЕКАБРЯ — СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК КЛИМЕНТ I, ПАПА РИМСКИЙ († 101 г.). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

6 ДЕКАБРЯ — СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
ИКОНА СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО С ЧАСТИЦЕЙ ЕГО МОЩЕЙ - КЕЛЕЙНАЯ ИКОНА СВМЧ. СЕРАФИМА (ЧИЧАГОВА)
СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

5 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ КОНЧИНЫ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II
patralex40
РУСЬ ОТЧАЛИВШАЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

4 ДЕКАБРЯ — ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. XV в. СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МИТРОПОЛИТА СИМБИРСКОГО И НОВОСПАССКОГО ПРОКЛА
prokl86
БОГОМУДРЫЙ АРХИПАСТЫРЬ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

1 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГЕОРГИЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ЖУКОВА
МАРШАЛ Г. К. ЖУКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
МОЖАЙСКИЙ ДЕСАНТ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

29 НОЯБРЯ — ДЕНЬ КОНЧИНЫ МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА (ТУРКЕСТАНОВА)
mitrifon7
ПАМЯТИ МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА (1861–1934). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 НОЯБРЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА ВАВИЛОВА

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ВАВИЛОВ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

«Природа является путем к Богу; она ведет к Нему, потому что вышла из Его творческих рук. Каждое дерево у дороги, каждый цветок в поле, каждый человек, встреченный нами на путях жизни, несет на себе отпечаток Создателя своего: удивительная красота и совершенство всего сущего и чудесно организованный порядок, всё соединяющий воедино, подтверждает на каждом шагу бытие Божие».

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

13 ИЮНЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК