Главная

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. ЯНВАРЬ 2024 Г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ. 28 ЯНВАРЯ

28/15 января 1478 г. – Новгород Великий присоединился к Московскому государству.

«Иван III был назначен судьбой восстановить единовластие на Руси, не вдруг принял сие великое дело и не считал всех средств дозволенными».

(Н. М. Карамзин)

НОВГОРОДЦЫ ПРИСЯГНУЛИ НА ВЕРНОСТЬ ИОАННУ III

Новгородская земля всегда была в особо благоприятных условиях сравнительно с другими русскими землями: она почти не страдала от княжеских усобиц и не знала половцев и татар, вела богатейшую торговлю и обладала обширными владениями на северо-востоке Руси. Однако новгородцы заметно выродились к концу XV в. и не были уже такими доблестными, как во времена Ярослава Мудрого. Уважение к великокняжеской власти пало, нажива и властолюбие возобладали над нравственным началом, причем денежная знать всецело владела вечем путем подкупа «худых мужиков вечников»; положение крестьян там было самое тяжелое сравнительно с другими местностями. Летописец с горечью замечает, что не было тогда в Новгороде правды и правого суда, был по всей области раздор, крик и вопль.

В 1470 г. новгородцы пригласили на княжение Михаила Олельковича, внука Ольгерда, человека православного, но сторонника польско-литовского государя Казимира. Через находившегося в его свите еврея-медика Схарию стала распространяться ересь жидовствующих. Часть новгородского боярства стала активно склоняться под покровительство Литвы, которая сулила им сохранение старых вольностей. В это же время в Новгороде начались страшные знамения. Сильная буря сломала крест на Святой Софии; колокола в Хутынском монастыре сами по себе издавали печальные звуки; на некоторых гробах появлялась кровь. Новгородский святой Михаил Клопский предсказал падение города.

Узнав о переговорах с Казимиром, Иоанн III не раз посылал кроткие увещания Новгороду: «Не отступай, моя отчина, от Православия; изгоните, новгородцы, из сердца лихую мысль, не приставайте к латинству, исправьтесь и бейте мне челом; я вас буду жаловать и держать по старине». Но ничего не помогало. Послы новгородцев отправились в Литву, где и заключили с Казимиром договор о переходе под его руку. Узнав об этом, Великий Князь решил, наконец, обнажить свой меч на изменников Русской земли.

Поход этот пользовался общим сочувствием. Летописец так описывает его: «Неверные изначала не знают Бога, а эти новгородцы столько лет были во христианстве и под конец начали отступать к латинству; Великий Князь пошел на них не как на христиан, но как на иноязычных и на отступников от Православия».

Неоднократно одерживая победы над Новгородом, Иоанн до последнего щадил его, заключая мир по старине. Но новгородцев это не вразумляло и в городе немедленно начинались распри и бесчинства сильных денежных людей. И только последний поход зимой 1477-1478 гг. положил конец новгородской вольности и заставил город принять условия Великого Князя: «Вечевому колоколу в Новгороде не быть, посаднику не быть, а государство все нам держать; волостями, селами нам владеть, как владеем в низовой земле, чтобы было на чем нам быть в нашей отчине, а которые земли наши за вами и вы их нам отдайте; воевод не бойтесь, в боярские вотчины не вступаемся, а суду быть, по старине, как в земле суд стоит». После шести дней размышления новгородцы присягнули на полное подданство Московскому Великому Князю.

По книге А. Нечволодова «Сказания о Русской Земле».

***

28 января 1724 г. – Указом Петра I основаны Петербургская академия наук и Петербургский университет.

***

28/15 января 1725 г. – В России наступила «эпоха дворцовых переворотов»

***

28/15 января 1725 г. – Екатерина I Алексеевна (Марта Скавронская; 1684-1727), вторая жена Петра I, становится российской императрицей.

***

28/15января 1762 г. – российский император Петр III помиловал фельдмаршала Миниха.

***

28/15 января 1796 г. – В составе России создаются Волынская, Киевская, Малороссийская, Новороссийская и Подольская губернии.

***

28/15 января 1820 г. – Русская экспедиция на кораблях «Восток» и «Мирный» под командованием Ф. Ф. Беллингаузена и М. П. Лазарева впервые доплыли до Антарктиды.

Русская антарктическая экспедиция завершилась полным успехом, став второй (после Джеймса Кука), которая обошла всю Антарктику. Из 751 дня экспедиции 527 были проведены под парусами; общая протяженность маршрута составила 49 860 морских миль (86 475 вёрст). 127 дней экспедиция находилась в широтах выше 60° ю. ш.; к берегам Антарктиды команда подходила 9 раз, в том числе четырежды на расстояние 3-15 км. На карту Антарктики было нанесено 28 объектов, обнаружено и поименовано 29 островов в высоких южных широтах и тропиках.

Описание экспедиции было опубликовано в 1831 г. на русском языке в двух томах с приложением атласа рисунков; в 1842 г. был опубликован краткий отчет о ней в Германии. Полный перевод книги Беллинсгаузена на английский язык вышел в 1945 г. под редакцией известного полярника Фрэнка Дебенхэма.

***

28/15 января 1838 г. – В Москве, в Лефортовском военном госпитале умер Александр Иванович Полежаев (1804-1838), русский поэт, переводчик.

***

28/15 января 1841 г. – День рождения Василия Осиповича Ключевского (1841-1911). Родился в с. Воскресеновка Пензенской губернии, Российская империя. Великий русский историк, ординарный профессор Московского университета, заслуженный профессор Московского университета; академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук) по истории и древностям русским (1900); председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник.

Детские годы провёл в Пензенской губернии по месту службы отца – сельского священника Осипа (Иосифа) Васильевича Ключевского (1815-1850): с. Воскресенское (1841-1845), с. Городище (1845), с. Можаровка Городищенского уезда (1846-1851).

После смерти отца (1850) семья Ключевских перебралась в Пензу, где Василий учился в Пензенском приходском духовном училище (1851-1852), затем в Пензенском уездном духовном училище (1852-1856). После окончания духовного училища он поступил в Пензенскую духовную семинарию, куда был принят на казённый счёт. В семинарии Ключевский учился блестяще (1856-1860).

Летом 1861 г. уехал в Москву, где в августе поступил на историко-филологический факультет Московского университета, сдав 16 вступительных экзаменов, включая латынь, греческий, русскую словесность, историю, математику, физику, немецкий, французский языки, закон Божий. В студенческие годы жил впроголодь, экономя на всём, вплоть до бумаги. Университетский курс он окончил в 1865 г. со степенью кандидата. Для выпускного конкурсного сочинения Ключевский выбрал тему, связанную с историей Московской Руси XV-XVII веков: его работа «Сказания иностранцев о Московском государстве» (1866) была отмечена золотой медалью и по представлению С. М. Соловьёва он был оставлен при кафедре русской истории для приготовления к профессорскому званию.

В 1872 г. он защитил магистерскую диссертацию «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1871), а через 10 лет – докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси» (1882). После смерти С. М. Соловьёва (1879) стал читать курс русской истории в Московском университете. С 1882 г. – профессор Московского университета. В период 1887-1889 гг. был деканом историко-филологического факультета и проректором университета. Одновременно, в течение 17 лет он читал лекции по всеобщей истории в Александровском военном училище. Также он преподавал русскую историю в Московской духовной академии, на Московских женских курсах В. И. Герье и в Училище живописи, ваяния и зодчества. Ключевский вошёл в историю не только как выдающийся учёный-историк, но и как блестящий лектор, собиравший большие аудитории.

«Чтобы быть хорошим преподавателем, надо любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь»,– В. О. Ключевский.

В начале 1910 г. Василий Осипович заболел. В ноябре его поместили в больницу Стороженко на Якиманке. В. О. Ключевский умер 12 (25) мая 1911 года во время неудачной операции.

Были устроены торжественные похороны. Ректор духовной академии отслужил панихиду в его доме на Житной улице, откуда гроб был перенесен в университетскую церковь, где 2 епископа и 15 священников отслужили заупокойную литургию. Прощание с Ключевским собрало такое количество его почитателей, что церковь не смогла вместить всех желающих. Процессию из церкви до кладбища (Некрополь Донского монастыря) сопровождало множество людей. Гроб несли на плечах студенты. Очевидцы считали, что похороны Ключевского собрали до пяти тысяч человек.

Ключевский является одним из ведущих представителей российской историографии XIX-XX вв. Г. В. Вернадский определял Ключевского не только как главу научной школы, но и как «воспитателя русского общества».

***

28/15 января 1853 г. – День рождения русского философа, поэта, публициста, критика Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900). Родился в Москве.

В. С. Соловьев – русский религиозный мыслитель, мистик, поэт и публицист, литературный критик, преподаватель; почетный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900).

Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Николая Бердяева, Сергея Булгакова, Сергея и Евгения Трубецких, Павла Флоренского, Семена Франка, а также на творчество поэтов-символистов – Андрея Белого, Александра Блока и других.

Исследователи русской мысли признают Соловьева наиболее крупным представителем русского идеализма. Владимир Соловьев является одной из центральных фигур в русской философии XIX века как по своему научному вкладу, так и по влиянию, оказанному им на взгляды ученых и других представителей творческой интеллигенции. Он основал направление, известное как христианская философия. Владимир Соловьев возражал против разделения христианства на католичество и православие и отстаивал идеи экуменизма. Он разработал новый подход к исследованию человека, который стал преобладающим в российской философии и психологии конца XIX – начала XX века.

Семьи не имел. Жил большей частью в имениях своих друзей или за границей. Владимир Сергеевич Соловьев скончался в Узком после двухнедельной болезни, в кабинете П. Н. Трубецкого 31 июля (13 августа по новому стилю) 1900 г. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря рядом с могилой отца.

Существует версия, что Владимир Соловьев в феврале 1896 г. в Москве приобщился к католической церкви, приняв причастие из рук греко-католического священника отца Николая Толстого. Однако Василий Розанов в статье «Размолвка между Достоевским и Соловьевым» (1906) писал: «В конце жизни, в глубокую минуту бессилия, он высказал, что отказывается от примирительных между православием и католичеством попыток, а умер крепким православным человеком. Таким образом, подозрение в сильной его католической окрашенности падает само собою…»

***

28 января 1864 г. – День рождения Анны Семеновны Голубкиной (1864-1927). Первая русская женщина-скульптор, крупнейший представитель плеяды блестящих мастеров конца XIX – начала XX века, дитя Серебряного века, чье творчество явилось поворотным этапом в истории русской скульптуры и ознаменовало возрождение искусства пластики, одна из первых в России последовательниц импрессионизма.

Родилась в городе Зарайске Рязанской губернии, Российская империя, в мещанской староверческой семье. В двадцать пять лет уехала учиться в Москву, поступила в Классы изящных искусств архитектора А. О. Гунста (1889-1890.), где ее способности заметил известный скульптор и педагог С. М. Волнухин. Учится несколько лет в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в мастерской С. И. Иванова. В 1894 г. учится в училище при Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге (класс В. А. Беклемишева).

Начиная с 1895 г., Анна Голубкина, в качестве продолжения своей учебы, трижды подолгу живет в Париже. Посещает занятия Академии Коларосси. Работает в собственной мастерской. Изучает технологию обработки мрамора. Посещает музеи Лондона. С 1897 г. пользуется консультациями французского скульптора Огюста Родена. В эти годы созданы такие ее произведения как «Старость», «Портрет Э.-Ж. Бальбиани», «Женская маска в блоке». На Весеннем Парижском салоне в 1899 г. удостоена бронзовой медали Академии за скульптуру «Старость».

В 1899 г. возвращается в Москву. С 1910 г. живет и работает в своей мастерской в Большом Лёвшинском пер.12 (ныне по этому адресу – Музей-мастерская А. С. Голубкиной. Преподавала в Московском коммерческом училище (1904-1906), на Пречистенских рабочих курсах (1913-1916) и во ВХУТЕМАСе (1918-1922). В 1914-1915 гг.х в недавно открытом Музее Изобразительных искусств им. Александра III (ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина) прошла персональная выставка Анны Голубкиной. Автор книги «Несколько слов о ремесле скульптора» (1923).

Искусство Голубкиной определило значение отечественной скульптуры первой трети XX века. В число известных произведений, созданных скульптором в разные годы, входят портреты Л. Н. Толстого, А. М. Ремизова, Вяч. Иванова, Андрея Белого, В. Ф. Эрна, А. Н. Толстого и др.

Умерла в Зарайске, где и была похоронена на городском кладбище (могила сохранилась).

***

28 января 1877 г. – День рождения Семена Людвиговича Франка (1877-1950).

Русский философ, религиозный мыслитель и психолог. Участник сборников «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918). Стремился к синтезу рациональной мысли и религиозной веры в традициях апофатической философии и христианского платонизма, находился под влиянием Плотина и Николая Кузанского. Уже будучи в эмиграции, обнаружил сходство своих изысканий с идеями Владимира Соловьёва (в особенности в свете концепции положительного всеединства). Историк русской философии протоиерей Василий Зеньковский называл систему Франка «высшим достижением, высшей точкой развития русской философии».

***

28 января 1897 г. – День рождения Валентина Петровича Катаева (1897-1986). Родился в г. Одессе, Херсонская губерния, Российская империя.

Русский, советский писатель, поэт, киносценарист и драматург, журналист, военный корреспондент. Главный редактор журнала «Юность» (1955-1961). Герой Социалистического Труда (1974).

Прожив 64 года своей жизни в Москве и Переделкине, по манерам и речи Катаев до конца жизни оставался одесситом. Язык Одессы в значительной степени стал литературным языком Катаева, а сама Одесса стала не просто фоном для многих произведений Валентина Катаева, но их полноправным героем. Отец Катаева – Пётр Васильевич Катаев (1856-1921) был очень образованным человеком. Начальное образование он получил в духовной семинарии, затем окончил с серебряной медалью историко-филологический факультет Новороссийского университета и многие годы преподавал в юнкерском и епархиальном училищах Одессы. Супруги Катаевы жили счастливо, через шесть лет после рождения Валентина у них родился ещё один сын – Евгений, впоследствии ставший (под псевдонимом «Петров») одним из соавторов прославленных романов «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок».

Братья Катаевы росли в окружении книг. В семье была необыкновенно обширная библиотека – полные собрания сочинений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Чехова, Тургенева, Некрасова, Лескова, Гончарова, много исторической и справочной литературы. Любовь к русской классической литературе с детства была привита им родителями, любившими чтение вслух. Как позднее вспоминал сам Катаев, писать он начал с девяти лет и с детства был уверен, что родился писателем. Первой публикацией Катаева стало стихотворение «Осень», напечатанное в 1910 г. в газете «Одесский вестник» – официальном органе одесского отделения Союза русского народа. В ближайшие два года в «Одесском вестнике» было опубликовано более 25 стихотворений Катаева. Незадолго до начала Первой мировой войны Катаев знакомится с А. М. Федоровым и И. А. Буниным, ставшими первыми литературными учителями начинающего писателя. В эти же годы начинается дружба Катаева с Юрием Олешей и Эдуардом Багрицким, положившая начало знаменитому кружку молодых одесских литераторов.

Не окончив гимназию, в 1915 г. Катаев вступил добровольцем-вольноопределяющимся в действующую армию. Начал службу под Сморгонью рядовым в артиллерийской батарее, затем произведен в прапорщики. Дважды был ранен и отравлен газами. В декабре 1916 г. был принят в Одесское военное училище, перейдя из артиллерии в пехоту. Летом 1917 г., после ранения в бедро в «керенском» наступлении на румынском фронте, был помещен в госпиталь в Одессе и в октябре демобилизован. Награжден двумя Георгиевскими крестами и орденом Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость». С первым офицерским чином получил не передающееся по наследству личное дворянство. На фронте Катаев не оставляет занятия литературным творчеством. В прессе появляются рассказы и очерки Катаева, посвященные фронтовой жизни.

Единственным и главным своим учителем среди писателей-современников Катаев считал Ивана Бунина. «Дорогой учитель Иван Алексеевич» – обычное обращение Катаева к Бунину в письмах.

В самом начале 1920 г. Катаев заболел сыпным тифом в Жмеринке и был эвакуирован в одесский госпиталь. Позже родные забрали его, еще больного тифом, домой. К середине февраля 1920 г. Катаев излечился от тифа. Красные к тому времени заняли Одессу, и выздоровевший Катаев подключился к подпольному офицерскому заговору, целью которого была подготовка встречи вероятного десанта из Крыма Русской армии Врангеля. ЧК арестовала участников заговора: Фёдорова, его жену, прожектористов, Валентина Катаева и других. Заодно был арестован его младший брат Евгений, скорее всего, не имевший к заговору никакого отношения. В заключении Валентин предложил Евгению уменьшить возраст, чтобы избежать смертной казни. Валентина Катаева спас его хороший знакомый (вероятно, с детства) чекист Яков Бельский. В сентябре 1920 года после полугода заключения в тюрьме Валентин Катаев и его брат из неё вышли. Остальные заговорщики были расстреляны осенью 1920 г.

В 1921 г. работал в харьковской прессе вместе с Юрием Олешей. В 1922 г. переехал в Москву, где с 1923 г. начал работать в газете «Гудок», и в качестве «злободневного» юмориста сотрудничал со многими изданиями. Катаев дружил с Есениным. Катаев стал автором одного из первых «производственных» романов – «Время, вперёд!» (1932), экранизированного Швейцером, с музыкой Георгия Свиридова. Валентин Катаев «остро и открыто» выступал в защиту Осипа Мандельштама. Надежда Мандельштам в своих воспоминаниях рассказывает, что летом 1937 г. Катаев помогал Мандельштамам деньгами, а осенью того же года он на своей квартире организовал встречу нелегально приехавшего в Москву Мандельштама с Фадеевым.

В годы Великой Отечественной войны Катаев был военным корреспондентом, написал большое число очерков, рассказов, публицистических статей, стихотворных подписей к плакатам. Один из рассказов Катаева тех лет – «Отче наш» – следует по праву отнести к русской литературной классике. В самом конце войны, в канун Победы, он пишет одну из своих самых «солнечных» повестей – «Сын полка». Ее герой – мальчик Ваня Солнцев – с недетской судьбой, но одновременно с чистотой и поэтичностью восприятия мира.

Катаев стал основателем и первым главным редактором (1955-1961) нового журнала «Юность». Катаев делал ставку на молодых и неизвестных прозаиков и поэтов. В опубликованных на страницах «Юности» повестях Анатолия Гладилина, Василия Аксёнова и других, описывались поиски молодым поколением своего пути на «стройках века» и в личной жизни. Герои привлекали искренностью и неприятием фальши.

Широкий резонанс и обильные комментарии вызвал роман «Алмазный мой венец» (1978). В романе Катаев вспоминает о литературной жизни страны 1920-х гг. Произведения Катаева неоднократно переводились на иностранные языки.

В конце жизни Валентин Петрович перенес онкологическую операцию. Валентин Петрович Катаев умер 12 апреля 1986 г., на 90-м году жизни. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

***

28 января 1901 г. – В с. Сахарово, Тверская губерния, Российская империя умер Иосиф Владимирович Гурко (1828-1901), генерал-фельдмаршал, один из выдающихся российских полководцев, наиболее известный благодаря своим победам в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. В феврале 1878 г. войска под командованием Гурко заняли местечко Сан-Стефано (ныне Ешилькёй) в западном пригороде Константинополя, где 19 февраля и был подписан Сан-Стефанский мирный договор, положивший конец 500-летнему турецкому игу в Болгарии.

Отпевание и погребение тела генерал-фельдмаршала И.В. Гурко прошло 17-го января в имении Сахарово. После октябрьского переворота 1917 г. могила была осквернена, останки Гурко и его жены были выкинуты в парк. В 1983 г. в Сахарово был установлен памятник фельдмаршалу.

В 2008 г. после специальных поисков в сахаровском парке были найдены останки И.В. Гурко и его супруги Марии. 22 сентября 2011 г. в пос. Сахарово были перезахаронены останки И. В. Гурко и его супруги в сохранившуюся семейную усыпальницу.

Болгарский народ и по сей день чтит память Иосифа Владимировича. В сознании болгар его имя связано в основном с обороной Шипки, а для жителей болгарской столицы Софии – и с освобождением их города. В честь генерала названо три населённых пункта в Болгарии – город Гурково, село Гурково (Добричская область) и село Гурково (Софийская область). Один из самых больших бульваров в Софии также назван его именем – тот, по которому он прошёл 4 января 1878 г. со своими войсками, освободившими Софию от пятивекового османского ига. По всей стране в разных городах именем Гурко названы улицы. В марте 2013 г. в Софии открыли памятник (в виде бюста, работа российского скульптора Григория Потоцкого) легендарному русскому генералу.

***

28 января 1916 г. – В Алупке умер граф Илларион Мванович Воронцов-Дашков (1837-1916), русский государственный и военный деятель.

***

28 января 1946 г. – Председатель СНК Союза ССР И. В. Сталин подписал постановление СНК СССР №229-100сс/оп «О проектировании и подготовке оборудования Горно-обогатительного завода». Это было началом работ по созданию первого промышленного реактора для получения оружейного плутония.

***

28 января 1972 г. – Умер в эмиграции русский писатель Борис Константинович Зайцев (1881-1972).

***

28 января 1935 г. – В Москве умер Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов (1859-1935), русский композитор, дирижёр, педагог, народный артист Республики (1922). Большая часть творчества Ипполитова-Иванова связана с Московской консерваторией.

Родился в Гатчине, близ Санкт-Петербурга, 7/19 ноября 1859 г. Музыке учился с детства – сначала игре на скрипке, затем, живя уже в Петербурге, получил музыкальное образование в музыкальных классах для малолетних певчих при Исаакиевском соборе (1872-1875). В 1875 г. поступил в Петербургскую консерваторию сначала в класс контрабаса, затем – специальной теории музыки, а через несколько лет (1880) – в класс композиции к Н. А. Римскому-Корсакову. Закончил обучение в 1882 г.

С 1882 по 1893 гг. работал в Тифлисе в качестве руководителя основанного им отделения Русского музыкального общества, оперно-симфонического дирижёра и преподавателя музыкального училища. В 1895 году, на основе армянских народных мелодий, записанных им в Нахичевани, композитор создаёт «Армянскую рапсодию», а в 1933 г. он пишет 4 пьесы на армянские народные темы для струнного квартета.

С 1893 г.а, по приглашению Чайковского, Ипполитов-Иванов – профессор Московской консерватории, а в 1906-1922 годах – ее ректор. В 1899-1906 гог. дирижёр Московской частной русской оперы Саввы Мамонтова и Оперы Зимина. С 1909 г. дирижировал в Исторических концертах С. Н. Василенко. С 1925 г. дирижёр Большого театра. Под его руководством впервые были исполнены оперы «Царская невеста», «Кащей Бессмертный» и др. Сочинял русскую церковную музыку. Среди наиболее часто исполняемых сочинений Ипполитова-Иванова – хоры «Благослови, душе моя, Господа», «Се ныне благословите Господа».

Жена – оперная певица В. М. Зарудная.

Умер 28 января 1935 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. ЯНВАРЬ 2024 Г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ. 28 ЯНВАРЯ, изображение №15
***

28 января 1936 г. – Газета «Правда» опубликовала статью «Сумбур вместо музыки» с уничтожающей рецензией на оперу Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» по одноименной повести Н. С. Лескова. Оперу, высоко оцененную мировой музыкальной общественностью, газета заклеймила как «перенесение в оперу, в музыку, наиболее отрицательных черт «мейерхольдовщины», как «левацкий сумбур», заимствовавший у джаза «его нервозную, судорожную, припадочную музыку».

***

28 января 1959 г. – Сборная СССР по баскетболу наносит поражение сборной США, первое в ее истории (62:37).

***

28 января 1988 г. – В СССР было объявлено о ликвидации чеков Внешпосылторга и магазинов «Березка».

***

28 января 1996 г. – В Нью-Йорке (С(ША) умер Иосиф Александрович Бродский (1940-1996), русский поэт, лауреат Нобелевской премии (1987).

Родился 24 мая 1940 г. в Ленинграде в еврейской семье. Отец, капитан 3-го ранга ВМФ СССР Александр Иванович Бродский (1903-1984), был военным фотокорреспондентом, Мать, Мария Моисеевна Вольперт (1905-1983), работала бухгалтером. Раннее детство Иосифа пришлось на годы войны, блокады, послевоенной бедности и прошло без отца. В 1942 г. после блокадной зимы Мария Моисеевна с Иосифом уехала в эвакуацию в Череповец, вернулись в Ленинград в 1944 г.

В 1954 году Бродский подал заявление во Второе Балтийское училище (морское училище), но не был принят. В 1955 г. в неполные шестнадцать лет, закончив семь классов и начав восьмой, Бродский бросил школу и поступил учеником фрезеровщика на завод «Арсенал». В 16 лет загорелся идеей стать врачом, месяц работал помощником прозектора в морге при областной больнице, анатомировал трупы, но в конце концов отказался от медицинской карьеры. Кроме того, в течение пяти лет после ухода из школы он работал истопником в котельной, матросом на маяке. Среднее образование он получил в школе рабочей молодежи. С 1957 г. был рабочим в геологических экспедициях НИИГА: в 1957 и 1958 гг. – на Белом море, в 1959 и 1961 гг. – в Восточной Сибири и в Северной Якутии. Летом 1961 г. вернулся в Ленинград. В то же время он очень много, но хаотично читал – в первую очередь поэзию, философскую и религиозную литературу, начал изучать английский и польский языки.

В 1959 году знакомится с Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Владимиром Уфляндом, Булатом Окуджавой, Сергеем Довлатовым. В 1959-1960 гг. близко сходится с молодыми поэтами из «промки» – литературного объединения при Дворце культуры промкооперации (позднее Ленсовета). 14 февраля 1960 г. состоялось первое крупное публичное выступление на «турнире поэтов» в ленинградском Дворце культуры имени Горького с участием А. С. Кушнера, Г. Я. Горбовского, В. А. Сосноры. Чтение стихотворения «Еврейское кладбище» вызвало скандал. С этого времени Бродский находился в поле внимания ленинградского КГБ. В 1960 г. его вызывали на допрос КГБ в связи с арестом Александра Гинзбурга, которого осудили на два года лагерей и который ранее опубликовал в своём самиздатском журнале поэзии «Синтаксис» пять стихотворений Бродского («Синтаксис» оказался первым из самиздатских журналов, приобретшим широкую известность). 29 января 1962 г. Бродский был задержан КГБ, но через двое суток его освободили. Арестовали его в связи с делом Уманского и Шахматова, обвиненных в нарушении статьи 70 УК РСФСР («Антисоветская агитация и пропаганда»). После этого недолгого ареста Бродский подвергался слежке.

В августе 1961 г. в Комарове Евгений Рейн познакомил Бродского с Анной Ахматовой. В 1962 г. во время поездки в Псков он познакомился с Надеждой Мандельштам, а в 1963 г. у Ахматовой – с Лидией Чуковской. После смерти Ахматовой в 1966 г. с лёгкой руки Д. Бобышева четверо молодых поэтов, в их числе и Бродский, в мемуарной литературе нередко упоминались как «ахматовские сироты».

С детства Бродский страдал невротическими проблемами (фобии, заикание). С 1962 . он состоял на учёте в психоневрологическом диспансере с диагнозом «психопатия» («расстройство личности»), в том же году медицинская комиссия вынесла заключение, что он «негоден к военной службе в мирное время, в военное время годен к нестроевой службе по ст. 8 „в“, 30 „в“ (неврозы, заболевание сердца)».

В 1962 г. двадцатидвухлетний Бродский встретил молодую художницу Марину (Марианну) Басманову, дочь художника П. И. Басманова. Она стала поистине музой поэта. Сборник стихотворений И. Бродского «Новые стансы к Августе» (США, Мичиган: Ardis, 1983) составлен из его стихотворений 1962-1982 годов, посвящённых «М. Б.». Последнее стихотворение с посвящением «М. Б.» датировано 1989 г. 8 октября 1967 г. у Марианны Басмановой и Иосифа Бродского родился сын, Андрей Осипович Басманов. В 1972-1995 гг. М. П. Басманова и И. А. Бродский состояли в переписке.

Цветаева и Баратынский, а несколькими годами позже – Мандельштам, оказали на его поэзию, по словам самого Бродского, определяющее влияние. Из современников на него повлияли Евгений Рейн, Глеб Горбовский, Владимир Уфлянд, Станислав Красовицкий. Позднее Бродский называл величайшими поэтами Одена и Цветаеву, за ними следовали Кавафис и Фрост, замыкали личный канон поэта Рильке, Пастернак, Мандельштам и Ахматова. Первым опубликованным стихотворением Бродского стала «Баллада о маленьком буксире», напечатанная в сокращённом виде в детском журнале «Костёр» (№ 11, 1962).

29 ноября 1963 г. в газете «Вечерний Ленинград» появилась статья «Окололитературный трутень», подписанная Я. Лернером и двумя штатными сотрудниками газеты: Медведевым и Иониным. Авторы статьи клеймили Бродского за «паразитический образ жизни», «формализм» и «упадочничество». В заключительной части статьи утверждалось: «Он продолжает вести паразитический образ жизни. Здоровый 26-летний парень около четырёх лет не занимается общественно полезным трудом».

В конце декабря 1963 г. друзья Бродского с его согласия устроили его на обследование в Московскую психиатрическую больницу им. Кащенко, надеясь, что диагноз психического расстройства спасёт поэта от уголовного преследования. Однако Бродский провёл в психиатрической больнице лишь несколько дней (до 2 января 1964 г.): он испугался, что пребывание там сведёт его с ума, и попросил друзей вызволить его оттуда. Диагноз при выписке из больницы им. Кащенко был «шизоидная психопатия» (то есть шизоидное расстройство личности). В это время больше, чем клевета, последующий арест, суд и приговор, мысли Бродского занимал разрыв с Марианной Басмановой. На этот период приходится попытка самоубийства: через несколько дней после выхода из больницы и возвращения в Ленинград Бродский попытался перерезать себе вены.

17 декабря 1963 г. Правление ленинградского Союза писателей согласилось предать Бродского общественному суду, а также вынесло решение «просить прокурора возбудить против Бродского и его «друзей» уголовное дело». 13 февраля 1964 г. Бродского арестовали по обвинению в тунеядстве. 14 февраля у него случился в камере сердечный приступ. С этого времени Бродский постоянно страдал стенокардией (что вместе с тем не мешало ему оставаться заядлым курильщиком).

18 февраля 1964 г. состоялось первое слушание дела Бродского. Его судили не по статье уголовного кодекса, а по указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 мая 1961 г. «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни», то есть дело рассматривалось в административном порядке, поэтому уголовное дело не возбуждалось. Суд обвинял Бродского также в том, что он «писал «ущербные и упаднические стихи», которые с помощью своих друзей распространял среди молодежи Ленинграда и Москвы, а кроме того, организовывал литературные вечера, на которых пытался противопоставить себя как поэта нашей советской действительности».

Суд постановил направить Бродского на принудительную судебно-психиатрическую экспертизу. В ленинградской психиатрической больнице № 2 Бродский провёл три недели. Заключение экспертизы гласило: «В наличии психопатические черты характера, но трудоспособен. Поэтому могут быть применены меры административного порядка». На втором заседании суда Бродский был приговорён к максимально возможному по указу о «тунеядстве» наказанию –пяти годам принудительного труда в отдаленной местности. Анна Ахматова, узнав о суде и приговоре, сказала: «Какую биографию делают нашему рыжему! Как будто он кого-то нарочно нанял». Бродский был сослан в Коношский район Архангельской области и поселился в деревне Норенская (Норинская), в которой прожил полтора года (с 25 марта 1964 по 4 сентября 1965 г.). Он устроился разнорабочим в совхоз «Даниловский», где занимался полевыми работами, был бондарем, кровельщиком, доставлял брёвна с лесосек к местам погрузки и др. Сам Бродский утверждал, что ссылка оказалась одним «из лучших периодов моей жизни. Бывали и не хуже, но лучше – пожалуй, не было».

При активном участии Ахматовой велась общественная кампания в защиту Бродского. Центральными фигурами в ней были Фрида Вигдорова и Лидия Чуковская. На протяжении полутора лет они неутомимо писали письма в защиту Бродского во все партийные и судебные инстанции и привлекали к делу защиты Бродского людей, пользующихся влиянием в советской системе: Д. Д. Шостаковича, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, К. Г. Паустовского, А. Т. Твардовского, Ю. П. Германа, К. А. Федина и других. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РСФСР определением от 4 сентября 1965 г. сократила срок ссылки до полутора лет, и в сентябре Бродский вернулся в Ленинград.

Помимо нечастых публичных выступлений и чтения на квартирах приятелей, стихи Бродского довольно широко расходились в самиздате. Помимо переводов, к работе над которыми он относился очень серьёзно, Бродский подрабатывал и другими доступными для литератора. За рубежами СССР стихотворения Бродского продолжают появляться как на русском, так и в переводах, прежде всего на английском, польском и итальянском языках.

10 мая 1972 г. Бродского вызвали в ОВИР и поставили перед выбором: немедленная эмиграция или «горячие денёчки», такая метафора в устах КГБ могла означать допросы, тюрьмы и психбольницы. Бродский принимает решение об отъезде. 4 июня 1972 г. лишенный советского гражданства Бродский вылетел из Ленинграда по «израильской визе» и по предписанному еврейской эмиграции маршруту – в Вену.

В июле 1972 г. Бродский переехал в США и принял пост «приглашенного поэта» в Мичиганском университете в Энн-Арборе, где преподавал с перерывами до 1980 г. Бродский вёл жизнь университетского преподавателя, занимая на протяжении последующих 24 лет профессорские должности в общей сложности в шести американских и британских университетах, в том числе в Колумбийском и в Нью-Йоркском. Он преподавал историю русской литературы, русскую и мировую поэзию, теорию стиха, выступал с лекциями и чтением стихов на международных литературных фестивалях и форумах, в библиотеках и университетах США, в Канаде, Англии, Ирландии, Франции, Швеции, Италии. В 1977 г. Бродский принял американское гражданство, в 1980 г. окончательно перебрался из Энн-Арбора в Нью-Йорк, В 1990 году Бродский женился на Марии Соццани, итальянской аристократке, русской по материнской линии. В 1993 г. у них родилась дочь Анна.

Его проза, по крайней мере в не меньшей степени, нежели его поэзия, сделала имя Бродского широко известным миру за пределами СССР. В 1987 г. Бродский стал лауреатом Нобелевской премии по литературе, которая была присуждена ему «за всеобъемлющее творчество, проникнутое ясностью мысли и поэтической интенсивностью». Библиотека Конгресса избрала Бродского поэтом-лауреатом США на 1991-1992 гг.

Перестройка в СССР и совпавшее с ней присуждение Бродскому Нобелевской премии прорвали плотину молчания на родине, и в скором времени публикации стихов и эссе Бродского хлынули потоком. В 1989 г. Бродский был реабилитирован по процессу 1964 г.; было признано, что в его действиях отсутствовал состав административного правонарушения. В 1992 г. в России начинает выходить 4-томное собрание сочинений. В 1995 г. Бродскому присвоено звание почетного гражданина Санкт-Петербурга. Последовали приглашения вернуться на родину.

Иосиф Александрович Бродский скоропостижно скончался в ночь c 27 на 28 января 1996 г., не дожив 4 месяца до своего 56-летия. Причина смерти – внезапная остановка сердца вследствие инфаркта.

2 февраля 1996 г. состоялось временное захоронение: тело в гробу, обитом металлом, поместили в склеп на кладбище при храме Святой Троицы (Trinity Church Cemetery), на берегу Гудзона, где оно хранилось до 21 июня 1997 г. В этот день на кладбище Сан-Микеле в Венеции состоялось перезахоронение тела Иосифа Бродского. Первоначально тело поэта планировали похоронить на русской половине кладбища между могилами Стравинского и Дягилева, но это оказалось невозможным, поскольку Бродский не был православным. Также отказало в погребении и католическое духовенство. В результате решили похоронить тело в протестантской части кладбища. Место упокоения было отмечено скромным деревянным крестом с именем Joseph Brodsky.

СТИХИ И. БРОДСКОГО

И ВЕЧНЫЙ БОЙ…

И вечный бой.

Покой нам только снится.

И пусть ничто

не потревожит сны.

Седая ночь,

и дремлющие птицы

качаются от синей тишины.

И вечный бой.

Атаки на рассвете.

И пули,

разучившиеся петь,

кричали нам,

что есть еще Бессмертье…

… А мы хотели просто уцелеть.

Простите нас.

Мы до конца кипели,

и мир воспринимали,

как бруствер.

Сердца рвались,

метались и храпели,

как лошади,

попав под артобстрел.

…Скажите… там…

чтоб больше не будили.

Пускай ничто

не потревожит сны.

…Что из того,

что мы не победили,

что из того,

что не вернулись мы?..

НИЧТО НЕ СТОИТ СОЖАЛЕНИЙ

Ничто не стоит сожалений,

люби, люби, а все одно, –

знакомств, любви и поражений

нам переставить не дано.

И вот весна. Ступать обратно

сквозь черно-белые дворы,

где на железные ограды

ложатся легкие стволы

и жизнь проходит в переулках,

как обедневшая семья.

Летит на цинковые урны

и липнет снег небытия.

Войди в подъезд неосвещенный

и вытри слезы и опять

смотри, смотри, как возмущенный

Борей все гонит воды вспять.

Куда ж идти? Вот ряд оконный,

фонарь, парадное, уют,

любовь и смерть, слова знакомых,

и где-то здесь тебе приют.

ПРОЩАЙ…

Прощай,

позабудь

и не обессудь.

А письма сожги,

как мост.

Да будет мужественным

твой путь,

да будет он прям

и прост.

Да будет во мгле

для тебя гореть

звездная мишура,

да будет надежда

ладони греть

у твоего костра.

Да будут метели,

снега, дожди

и бешеный рев огня,

да будет удач у тебя впереди

больше, чем у меня.

Да будет могуч и прекрасен

бой,

гремящий в твоей груди.

Я счастлив за тех,

которым с тобой,

может быть,

по пути.

(1957 г.)

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ РОМАНС

Евгению Рейну, с любовью

Плывет в тоске необъяснимой

среди кирпичного надсада

ночной кораблик негасимый

из Александровского сада,

ночной фонарик нелюдимый,

на розу желтую похожий,

над головой своих любимых,

у ног прохожих.

Плывет в тоске необъяснимой

пчелиный хор сомнамбул, пьяниц.

В ночной столице фотоснимок

печально сделал иностранец,

и выезжает на Ордынку

такси с больными седоками,

и мертвецы стоят в обнимку

с особняками.

Плывет в тоске необъяснимой

певец печальный по столице,

стоит у лавки керосинной

печальный дворник круглолицый,

спешит по улице невзрачной

любовник старый и красивый.

Полночный поезд новобрачный

плывет в тоске необъяснимой.

Плывет во мгле замоскворецкой,

пловец в несчастие случайный,

блуждает выговор еврейский

на желтой лестнице печальной,

и от любви до невеселья

под Новый Год, под воскресенье,

плывет красотка записная,

своей тоски не объясняя.

Плывет в глазах холодный вечер,

дрожат снежинки на вагоне,

морозный ветер, бледный ветер

обтянет красные ладони,

и льется мед огней вечерних,

и пахнет сладкою халвою;

ночной пирог несет сочельник

над головою.

Твой Новый Год по темно-синей

волне средь моря городского

плывет в тоске необъяснимой,

как будто жизнь начнется снова,

как будто будет свет и слава,

удачный день и вдоволь хлеба,

как будто жизнь качнется вправо,

качнувшись влево.

(28 декабря 1961 г)

НИ СТРАНЫ, НИ ПОГОСТА

Ни страны, ни погоста

не хочу выбирать.

На Васильевский остров

я приду умирать.

Твой фасад темно-синий

я впотьмах не найду.

между выцветших линий

на асфальт упаду.

И душа, неустанно

поспешая во тьму,

промелькнет над мостами

в петроградском дыму,

и апрельская морось,

над затылком снежок,

и услышу я голос:

– До свиданья, дружок.

И увижу две жизни

далеко за рекой,

к равнодушной отчизне

прижимаясь щекой.

– словно девочки-сестры

из непрожитых лет,

выбегая на остров,

машут мальчику вслед.

(1962 г.)

***

28 января 1999 г. – В Санкт-Петербурге умер Валерий Александрович Гаврилин (1939-1999), советский и российский композитор, автор симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки к кинофильмам. Лауреат Государственной премии СССР (1985). Народный артист РСФСР (1985).

Родился в Вологде, семья жила в городе Кадников Сокольского района Вологодской области. Мать работала директором Кадниковского детского дома, а отец был заведующим районного отдела народного образования (РОНО) в городе Сокол. Отец вскоре после рождения сына в 1941 г. погиб на войне. . Закончив 7 классов средней школы, поступил в Вологодское музыкальное училище на дирижёрско-хоровое отделение. В это время в училище работала Государственная экзаменационная комиссия, возглавляемая доцентом Ленинградской консерватории Иваном Михаловичем Белоземцевым, который его прослушал и рекомендовал к поступлению в Ленинградскую специальную музыкальную школу-десятилетку при консерватории. В 1953 г. был принят в эту школу в класс кларнета (педагог Михаил Юшкевич) в 7-й класс и сразу же стал заниматься композицией у Сергея Вольфензона и игрой на фортепиано у Елены Гугель.

В 1958 г. поступил в консерваторию, которую окончил в 1964 г. по специальности музыковеда-фольклориста (руководитель – профессор Рубцов) и по классу композиции профессора Евлахова. У него же после окончания консерватории занимался в аспирантуре. С 1964 г. вёл класс композиции в Музыкальном училище при Ленинградской консерватории. С 1965 г. – член Союза Композиторов СССР.

«Музыка Гаврилина вся, от первой до последней ноты, напоена русским мелосом, чистота её стиля поразительная. Органическое, сыновнее чувство Родины – драгоценное свойство этой музыки, её сердцевина. Из песен и хоров Гаврилина встает вольная, перезвонная Русь. Но это совсем не любование экзотикой и архаикой, не музыкальное «штукарство» на раритетах древнего искусства. Это – подлинно. Это написано кровью сердца. Живая, современная музыка глубоко народного склада, и – самое главное – современного мироощущения, рожденного здесь, на наших просторах».

(Георгий Свиридов)

Скончался 28 января 1999 г. в результате третьего инфаркта; похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волкова кладбища.

***

28 января 2021 г. – В Москве умер Василий Семенович Лановой (1934-2021), советский и российский актёр театра и кино, мастер художественного слова (чтец), общественный деятель, театральный педагог. Герой Труда Российской Федерации (2019), народный артист СССР (1985), лауреат Ленинской премии (1980).

Родился 16 января 1934 г. в Москве. Сын украинских крестьян из села Стримба Кодымского района Одесской области. Великую Отечественную войну семилетний Василий встретил в селе Стримба у бабушки с дедушкой, куда приехал в гости из Москвы 22 июня 1941 г. Когда село было захвачено румынами, солдат ради забавы пустил две автоматные очереди над головой Василия, после чего он стал сильно заикаться.

В 1947 г. Лановой начал заниматься в театральной студии при Дворце культуры ЗИЛа, где получил первые уроки сценического мастерства. Окончил школу с золотой медалью. В 1953 г. поступил на факультет журналистики МГУ, но проучился там всего полгода. Затем поступил в Театральное училище имени Б. Щукина. Еще во время учебы в 1954 гэ снялся в своем первом фильме «Аттестат зрелости», а в 1956 г. сыграл главную роль в фильме «Павел Корчагин». В 1957 г. окончил Театральное училище имени Б. Щукина (курс Ц. Л. Мансуровой). Во время учебы познакомился с актрисой Татьяной Самойловой, женился и прожил с ней несколько лет.

С 1957 по 2021 гг. – артист Государственного академического театра имени Е. Вахтангова, где сыграл множество ролей. Одновременно снимался во множестве фильмов: «Павел Корчагин» (1957), «Алые паруса» (1961), «Война и мир» (1965-1968), «Офицеры» (1971), «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Анна и Командор» (1974), «Дни Турбиных» (1976) и других. В 1979 г. озвучил многосерийный документальный фильм «Великая Отечественная», созданный кинематографистами под руководством Р. Л. Кармена. Его работа была отмечена самой престижной премией того времени – Ленинской.

Признанный мастер художественного слова. Его творческие программы включают поэзию А. Блока, А. Ахматовой, В. Маяковского, О. Берггольц, А. Пушкина и других. В 1983 г. написал книгу «Счастливые встречи», а в 2004 г. – книгу «Летят за днями дни». С 1985 г. преподавал на кафедре сценической речи в Театральном институте имени Б. Щукина. Был профессором и заведующим этой кафедрой (1995). На президентских выборах 2018 г. – доверенное лицо кандидата в Президенты России В. В. Путина.

Василий Лановой скончался 28 января 2021 г. на 88-м году жизни. Причиной смерти стала коронавирусная инфекция. Церемония прощания прошла 1 февраля 2021 г. в Москве в театре им. Вахтангова. Похоронен с воинскими почестями в тот же день на Новодевичьем кладбище.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

12 АПРЕЛЯ – ДЕНЬ ПОБЕДЫ РУССКИХ ВОИНОВ КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО НАД НЕМЕЦКИМИ РЫЦАРЯМИ НА ЧУДСКОМ ОЗЕРЕ (ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ, 1242 ГОД)
ИКОНА СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО С ЧАСТИЦЕЙ ЕГО МОЩЕЙ - КЕЛЕЙНАЯ ИКОНА СВМЧ. СЕРАФИМА (ЧИЧАГОВА)
СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

«Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.

Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат:
Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат».

(А. Ахматова)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

10 АПРЕЛЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СТАРЦА АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВИЧА ГРОШЕВА
А. Ф. ГРОШЕВ
ПОСЛЕДНИЙ ХРАНИТЕЛЬ КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКОЙ ОБИТЕЛИ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

7 АПРЕЛЯ — БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ksp12
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

5 АПРЕЛЯ — ПАМЯТИ МОСКОВСКОЙ СТАРИЦЫ СХИМОНАХИНИ СЕВАСТИАНЫ (ОЛЬГИ ИОСИФОВНЫ ЛЕЩЕВОЙ)
СХИМОНАХИНЯ СЕВАСТИАНА
МОСКОВСКАЯ СТАРИЦА СХИМОНАХИНЯ СЕВАСТИАНА (ОЛЬГА ИОСИФОВНА ЛЕЩЕВА; 1878–1970)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

2 АПРЕЛЯ — СВ. МУЧЕНИЦЫ ФОТИНЫ (СВЕТЛАНЫ) САМАРЯНЫНИ, ЕЕ СЫНОВЕЙ МЧЧ. ВИКТОРА, НАРЕЧЕННОГО ФОТИНОМ, И ИОСИИ

САМАРЯНКА ФОТИНИЯ. СЛОВО О ЖАТВЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ
К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ.
ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦ АЛЕКСИЙ (СОЛОВЬЕВ)

Старец Алексий жил в Сергиевом Посаде, когда по указанию безбожной власти начали вскрывать мощи святых. Старец печалился об этом и много молился, недоумевая – почему Господь попускает совершаться такому злу? Однажды вечером, когда он совершал молитвенное правило, рядом с ним встал прп. Сергий Радонежский и сказал:
– Молись три дня и постись, и после этого я скажу тебе то, что
нужно.
В следующие два дня, когда отец Алексий молился, снова вставал с ним рядом прп. Сергий. Отец Алексий питался в эти дни одной просфорой. На третий день преподобный сказал:
– Когда подвергаются такому испытанию живые люди, то необходимо, чтобы этому подвергались и останки людей умерших. Я сам отдал тело свое, чтобы град мой во веки был цел.

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

27 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ АРШАКА АРУТЮНОВИЧА АРАКЕЛЯНА
МУЖ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ АРШАК АРУТЮНОВИЧ
АРШАК. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

СЧЕТЧИК