10 августа – память иконы Божией Матери Смоленская Одигитрия.
Предлагаем вниманию читателей сайта главы из книги А. Трофимова «ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ СМОЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ», посвященные участию Смоленской Одигитрии в Отечественной войне 1812 года. Полный вариант книги будет опубликован на нашем сайте в ближайшее время.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ СМОЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ
Тропарь, глас 4-й:
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.
Кондак, глас 6:
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.
***
Наш рассказ – о милостях Божией Матери, явленных через великую святыню Православия – икону «Одигитрию» Смоленскую. Эта икона как бы замыкает незримое духовное ограждение Древней Руси, по вере предков наших – непреоборимое, о которое разбились усилия и восточных кочевников, и западных рыцарей, и многих завоевателей иных времен.На иконе Владимирской Богородица вся дышит порывом защитить свое Дитя; эта икона находилась в сердце Руси во все время тяжкой борьбы с татарами, когда многострадальная родина наша была щитом для всей Европы; прапрадеды наши, осененные иконами Донской и Иверской, обороняли южные пределы родной земли; на севере исполненная величавого спокойствия и тишины Тихвинская икона была им порукой мира и ограждения от вражеских нашествий; на востоке символом защиты державы Российской явилась Владычица Казанская – Взбранная Воевода русского воинства; а на страже западных рубежей Путеводительницей к славным победам встала Пречистая «Одигитрия Смоленская».
***
Смоленская икона – первый чудотворный образ Пресвятой Богородицы, пришедший на Русь из Византии. Множество столетий верующие русские люди, осеняя себя крестным знамением, обращали молитвы к «Смоленской Матушке», как Ее с любовью называли в народе, к Той, Которая на полях сражений за судьбы Святой Руси была овеяна не только ароматом кадил церковных, но и пороховым дымом орудий, к Той, Которая благословляла верных сынов Отечества нашего на ратный подвиг и на жертву во славу священной Русской земли. И по сей день Ей молятся православные русские люди, да оградит Господь Святую Церковь и Россию – отчизну нашу от войн и вражеских нашествий.Смоленская икона Пресвятой Богородицы принадлежит к числу первых изображений Божией Матери. Икона написана была, по свидетельству византийского церковного историка Никифора Каллиста, евангелистом Лукою. Смоленская икона является первым образом Божией Матери, получившим название ОДИГИТРИИ (то есть «Путеводительницы»). С появлением этого образа миру был явлен лик Божией Матери – Путеводительницы, который открывает и возглавляет наиболее часто встречавшийся в Церкви тип изображения Пресвятой Богородицы.
Через чудотворные образы Свои Матерь Божия по молитвам верующих православных христиан многократно даровала защиту от вражеских нашествий, защиту от духов злобы, даровала ограждение домов, людей, стран и народов от действия сил тьмы. Явлением силы от икон Своих Матерь Божия часто вразумляла иноверцев. Это не значит, что Она любит их меньше, но через эти знамения Божия Матерь указывала на благодатность Православной веры, на истинность ее.
«Припадая к святей и чудотворной иконе Твоей, молимся с верою и любовию, буди нам Путеводительница благая к светлому оному граду Иерусалиму Небесному».
(Из акафиста Смоленской иконе Божией Матери, икос 12)
***
История появления образа на Руси такова.В 1046 году византийский император Константин IX Мономах (Порфирородный, 1042–1054 гг.), выдавая замуж свою дочь Анну за Черниговского князя Всеволода Ярославича, благословил ее иконой «Одигитрии», хранившейся во Влахернской церкви Константинополя. В Византии образ Одигитрии сопровождал обычно императоров в походах.
В большой печали ехала Анна на Русь, к своему будущему супругу. – Страшила ее жизнь в незнакомой, холодной, дикой стране. Но оказалось, что отец выдал ее за образованнейшего человека своего времени, знавшего пять языков. Всеволод Ярославич Большое Гнездо (1030–1094 гг.) – четвертый сын Ярослава Мудрого, после смерти отца получил Переяславль Южный, земли по Волге, Ростов, Суздаль и Белоозеро. В 1077 году Всеволод Ярославич наследовал киевский престол в связи со смертью Святослава, но уступил его Изяславу, а взамен взял во владение Чернигов. После гибели Изяслава (1078 г.) Всеволод стал Великим князем Киевским.
Княгиня Анна до кончины своей хранила святую икону у себя, а перед кончиною благословила ею своего сына Владимира(1053–1125 гг.). Сын Всеволода Ярославича и Анны – Владимир Всеволодович Мономах в 1076 году получил во владение Чернигов. С 1093 года он возглавил борьбу русских княжеств с половцами. После смерти великого князя Святополка Изяславича Владимир Мономах стал Великим князем Киевским. Благодаря своим дарованиям и настойчивости он сумел объединить три четверти территории древнерусского государства. Это был момент наивысшего расцвета и усиления Киевской Руси, княжеские междоусобицы практически прекратились.
В 1093 году после смерти отца Владимир Мономах получил в добавление к своей старой вотчине Смоленск и Ростово-Суздальскую землю. В 1101 году он заложил в Смоленске, на вершине одного из днепровских холмов, Успенский собор. В Ипатьевской летописи под 1101 годом сообщается, что «в се же лето Володимер заложи церковь у Смоленьске, святое Богородице камяну епискупью». Владимир Мономах перенес икону «Одигитрии» в Смоленск. С того времени она стада называться Смоленской.
Эта святая икона участвует во всех главных событиях Русской истории. И судьба города отныне неразрывно связана с чудотворным образом. Жители Смоленска считали ее своей главной святыней, всегда прибегали к ней за помощью и заступлением. Собор свой, в котором пребывал чудотворный образ, русские люди стали называть «Дом Богоматери в Смоленске».
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ОДИГИТРИЯ СМОЛЕНСКАЯ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА
«Памятуем и исповедуем, Владычице, Твое заступление, егда галлы, а с ними дванадесят языцы, на страну Российскую наидоша, и первопрестольный град Москву плениша, Ты икону святую Одигитрию от Смоленска в полцы воинства Российскаго благословила еси принести, и к победе врагов воини православнии присутствием ея воодушевила еси, преславное одоление им даровав предстательством Твоим к Сыну Твоему и Богу, Емуже поем: Аллилуиа.
(Акафист Смоленской иконе, кондак 8)
Не вся-ль Европа тут была?
А чья звезда его вела?
(А.С. Пушкин)
В ночь на 12 июня полумиллионное войско Наполеона переправилось через Неман и вступило на нашу землю. Чтение Апостола на 12 июня начиналось словами: «Открывается гнев Божий с небесе на всякое нечестие и неправду» (Рим. 1, 18).
К началу войны русские войска, сосредоточенные для защиты западных границ, насчитывали 230 тысяч человек. В это число входило три армии, разбросанные на тысячекилометровом пространстве. Первая армия под командованием Барклая-де Толли (130 тысяч человек при 550 орудиях) прикрывала петербургское направление; вторая армия князя Багратиона (45 тысяч человек при 270 орудиях) – московское направление: третья армия, резервная, под командованием Тормасова (46 тысяч человек при 168 орудиях) – киевское направление.
Петербургское направление русское командование считало главным. Однако Наполеон думал иначе: «Если я возьму Киев,– говерил он,– я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову; заняв Москву, я поражу ее в сердце».
Наполеон избрал направление, проложенное многими завоевателями с Запада – кратчайший путь с западных границ к Москве. Это означало, что снова на пути вражеских армий вставал город-ключ государства – Смоленск.
Барклай-де Толли, командовавший русскими армиями, принял решение отходить вглубь страны и не давать генерального сражения до изменения соотношения сил в пользу русских. Обе русские армии, мастерски маневрируя, вышли из-под удара наполеоновских войск. Тем временем плотная группировка главных сил Наполеона, впереди которой шел Мюрат с многочисленной конницей, устремилась на Смоленск. По этому же направлению спешили из района Орши корпуса маршала Жюно и князя Понятовского. Грозная опасность нависла над основными русскими силами, так как русская армия, оставив Смоленск, наступала в направлении Рудки. Если бы Наполеону удалось взять с ходу Смоленск, он вышел бы в тыл обеим русским армиям.
В главной квартире Императора Александра I при Полоцке были изданы манифесты к Москве и народу: «Да встретит враг в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном Палицына, в каждом гражданине Минина».
В церквах, во время Литургии читалась молитва о спасения России от вражеского нашествия: «Се враг, смущаяй землю,– говорилось в ней,– возста на ны; се люди беззаконные собрашася, еже погубити достояние Твое, разорити честный Иерусалим Твой, осквернити храмы Твоя, раскопати алтари и поругатися святыне нашей, Владыко Господи! Услыши нас, молящихся Тебе… Приими оружие и щит и возстани в помощь нашу, да посрамятся и постыдятся мыслящие нам злая».
Царь отправился в Москву. Во время проезда его через Смоленск, смоленскими дворянами было положено начало народной войне. На сборный пункт Смоленска пришло более 12 тысяч ратников-добровольцев. Смоленская губерния пожертвовала более 9 миллионов рублей на оборону!
В Москве царь благословил Московское ополчение образом преподобного Сергия – святого поборника Российских военных сил, чтобы преподобный Сергий сохранил московских воинов своим предстательством у престола Божия.
2/14 августа 1812 года 27-я пехотная дивизия генерала Д. П. Неверовского под Красным преградила путь неприятельским войскам и приняла первый удар врага, общая численность которого в 25 раз превосходила русский отряд. Построившись в каре, в течение дня дивизия отбила 45 атак французской конницы и последующие атаки пехоты. Наполеоновский маршал Мюрат находился неподалеку от каре и громко кричал, предлагая русским сдаться. В ответ солдаты Полтавского полка отвечали: «Умрем, а не сдадимся!». Тогда и генерал Неверовский крикнул:
– Воины России не сдаются!
7 тысяч русских воинов на сутки задержали наступление наполеоновских полчищ и дали возможность обеим русским армиям сосредоточиться у Смоленска. За это время русские войска подготовили к обороне город и Смоленскую крепость, прикрыли дорогу на Москву. Началась «Смоленская оборона» 1812 года.
Наполеон сказал польским уланам, атакующим русских: «Поляки! Этот город ваш!». Оборона Смоленска была поручена дивизиям под общим командованием генерала Раевского. 3/15 августа они вошли в город, а вечером того же дня перед Смоленском показались арьергарды французов. В 5 часов утра 4/16 августа началась бомбардировка Смоленска. Рушились и горели дома, но древние стены крепости были так прочны, что французские ядра не могли их разрушить. На рассвете 5/17 августа французская армия численностью до 150 тысяч охватила город широкой дугой и начала общий штурм, поддержанный огнем 150 орудий, командовал сражением сам Наполеон. Французы писали, что Смоленск был похож на извержение Везувия. Священник церкви Святой Одигитрии Никифор Мурзакевич (написавший первую в отечественной литературе «Историю Смоленска») во время бомбардировки города с крестом в руках ходил по укреплениям и благословлял русских воинов твердо стоять за веру и Отечество. Несмотря на бесчисленные удары ядер и гранат, в церквах, как обычно, совершалось всенощное бдение.
После ожесточенного сражения французы ворвались в крепость, но были отброшены подошедшими подкреплениями. В течение всего дня русский гарнизон отбивал огнем орудий атаки противника, иногда отвечая штыковыми контратаками. Видя неудачу штурма, Наполеон прекратил атаки и выдвинул 100 орудий, которые до вечера вели бомбардировку города. Но русские войска продолжали стойко держаться и в объятом пламенем городе. Вечером того же дня снова начался штурм, который снова был отбит. Барклай-де Толли решил начать отступление войск и не давать генерального сражения под Смоленском.
Еще накануне сражения 4–5 августа, Смоленский епископ Ириней увез образ «Одигитрии» из Успенского собора в Москву, где она была поставлена в церкви святого Василия Неокесарийского на Тверской-Ямской улице. Преосвященный Августин для принятия чудотворного образа, оказавшегося в Москве спустя четыре столетия, отправил в эту церковь двух архимандритов с крестным ходом и поставил икону в Успенском соборе Кремля. Московские жители при виде иконы падали на колени, со слезами взывая: «Мати Божия, спаси нас!».
Годуновский список оставался в Смоленске. Узнав о том, что русские войска оставляют город, смоляне со слезами вынесли из церкви чудотворную Смоленскую икону и с крестным ходом понесли ее к армии. На городской площади, при ужасном зрелище смерти и разрушения, в ночь с 5 на 6 августа начался единственный в своем роде молебен перед Всероссийской Святыней… «И Ты оставляешь нас, Мати наша, Заступница»,– с рыданием говорил народ, прикладываясь, может быть, в последний раз к иконе. Смоляне решили насмерть стоять в городе, но икону свою вывезти, чтобы она не досталась врагу.
На рассвете 6 августа прикрывавшая отход основных сил русской армии артиллерийская рота капитана Глухова, выходя из Смоленска, по распоряжению генерала А. П. Ермолова взяла этот образ Смоленской Божией Матери с собой, «укрывая его от бесчинств и поруганий». В «Письмах русского офицера» уроженец Смоленской земли Федор Глинка пишет: «В глубокие сумерки вынесли из Благовещенской церкви икону Смоленской Божией Матери. Унылый звон колоколов, сливаясь с треском распадающихся зданий и громом сражения, сопровождал печальное шествие сие. Блеск пожаров освещал оное, между тем черно-багровое облако дыма засело над городом, и ночь присоединила темноту к мраку и ужас к ужасу!!!».
На следующий день икона «Одигитрии» была доставлена в русский лагерь. Барклай-де-Толли в своих записках сообщает: «Пресвятая Дева в безопасности, она уже у нас в лагере. Она, в торжественной колеснице, будет постоянно следовать за войсками, и ее будет охранять особенно для того назначенный батальон».
Когда наши войска оставляли пылаюший город, артиллерийская рота полковника Глухова захватила с собой один из чтимых списков иконы, находившийся над церковными вратами Смоленского собора. С этой минуты она всюду сопровождала русскую армию, осеняя ее своим покровом. Этот образ стал излюбленной войсковой святыней: перед ним служили после каждой победы молебны, его носили в войсках перед Бородинским сражением. И Пречистая Одигитрия явилась не только вдохновительницей блистательных побед, но и как бы Путеводительницей в неблизком триумфальном походе – через всю Европу, в Париж.
Русские войска отошли от Смоленска, так как переправа Наполеона выше по Днепру сделала бы положение русских войск необычайно тяжелым. Войска генерала Раевского были заменены корпусом Дохтурова, дивизией Коновницына и 6-м егерским полком. С прибывшим подкреплением численность защитников Смоленска равнялась 30 тысячам.Рано утром 6/18 августа сражение за Смоленск возобновилось. Бомбардировка города продолжалась 13 часов, но снова защитники крепости отбрасывали яростные атаки противника. Стойкость защитников города дала возможность русским армиям совершить отход по Московской дороге. Ночью 7/19 августа наши войска по приказу Барклая-де Толли оставили город. Об этом оповестили французов взрывы пороховых складов. Отступая, русские уничтожили за собою мосты на Днепре.
В тот же день французская армия вошла в Смоленск, заплатив за это 20 тысячами убитых и раненых. Французы заняли город «не имея, кроме себя, иных свидетелей своей славы… Это был спектакль без зрителей, победа почти без плодов; кровавая слава, дым которой окружал нас, был, казалось, единственным нашим приобретением»,– писал участник похода Сегюр. А начальник французского обоза Гизо констатировал: «Смоленск был куплен нами дорогой ценой… Русские дрались как львы… Отступление русских войск было произведено в полном порядке».
Наполеон не взял, а занял оставленный Смоленск. Город был пуст. Четыре дня жил Наполеон на пепелище Смоленска среди догоравших церквей и домов. Во все это бедственное время сгорело в Смоленске 45 домов каменных и 1568 деревянных. Из 2250 домов уцелело только 350.
Сражение под Смоленском стало первым крупным столкновением русской армии с войсками Наполеона. Русские войска проявили величайшую доблесть, прекрасную боевую выучку. Багратион говорил после Смоленского сражения: «Поистине скажу, что герои наши в деле под Смоленском оказали такую храбрость и готовность к поражению неприятеля, что едва ли были подобные примеры». Наполеону не удалось достичь своей цели – разбить русские войска в генеральном сражении под Смоленском. Русские снова вышли из-под удара.
Сами враги были потрясены выдержкой и мужеством русских воинов при обороне Смоленска. Офицер наполеоновской армии Фабер до Фор писал: «В особенности между стрелками выделялся своей храбростью и стойкостью один русский егерь, поместившийся как раз напротив нас, на самом берегу, за ивами, которого мы не могли заставить молчать ни сосредоточенным против него ружейным огнем, ни даже действием одного специально против него назначенного орудия, разбившего все деревья, из-за которых он действовал, но все не унимался и замолчал только к ночи. А когда на другой день по переходе на правый берег мы заглянули из любопытства на эту достопамятную позицию русского стрелка, то в груде искалеченных и расщепленных деревьев увидели распростертого ниц и убитого ядром нашего противника, унтер-офицера егерского полка, мужественно павшего здесь на посту…».
Желая отомстить за героическое сопротивление города, Наполеон приказал сжечь Смоленск. Подожженный со всех сторон древнейший русский город пылал как огромный костер. Огонь и дым поднимались до самых облаков. Снова Смоленск пожертвовал собою для опасения Отечества, снова выгорел дотла, оставив врагам лишь обугленные остатки домов и древних храмов. Из городских зданий сохранились очень немногие – главным образом это были каменные храмы. Но большинство их было опустошено и осквернено мародерами неприятельской армии. Успенский собор избежал этой печальной участи: гордый завоеватель Наполеон, войдя в собор, так был поражен его величием, что снял свою треуголку и распорядился поставить у дверей храма вооруженную стражу, которой было поручено не допускать разграбления остававшихся в соборе святынь.
После взятия Смоленска вражеская армия пошла на Москву прямым кратчайшим путем – по Смоленской дороге. Воины великой армии старались уничтожить все на пути. Французский генерал Шамбре писал, что в войсках Наполеона «беспорядок не наказывался, солдаты предавались ему, как если бы имели на то разрешение, и страна становилась добычей пламени. Даже храмы не составляли исключений, в них… останавливались люди, лошади, обоз. Наконец, начиная со Смоленска, поход принял характер вторжения, напоминавшего нашествие варваров». По мере продвижения армии Наполеона в глубь страны, вооруженное сопротивление народа все возрастало. Тогда-то война с Наполеоном стада всенародной Отечественной войной.
В этот период смертельной опасности, когда России угрожала потеря национальной независимости, главнокомандующим всеми русскими армиями по решению чрезвычайного комитета был назначен М. И. Кутузов. Знаменательно, что назначение произошло в день окончания Смоленского сражения.
8/20 августа вышел высочайший указ о назначении. Трудно передать ликование народа после этого известия. В Петербурге народ «теснился вокруг почтенного старца, прикасался его платья, умолял его: «Отец наш! Останови лютого врага; низложи змия»».
В воскресенье, 11 августа, перед отправлением своим в армию, новоназначенный главнокомандующий, твердо веря, что только по молитвам Пречистой Матери Божией может быть спасена Россия, долго молился в Казанском соборе перед чудотворным образом Божией Матери Казанская. Когда он выходил из храма, протоиерей собора отец Иоанн благословил Кутузова Казанской иконой Божией Матери, которую князь тут же надел на себя.
Приняв командование армией, главнокомандующий обратился к смолянам, покинувшим свой дом, с воззванием: «Достойные смоленские жители, любезные соотечественники! В самых лютейших бедствиях своих показываете вы непоколебимость своего духа. Вы исторгнуты из жилищ ваших, но верою и верностию твердые сердца ваши связаны с нами священными, крепчайшими узами единоверия, родства и единого племени… Да подкрепит Всевышний многотерпение ваше, любезнейшие и достойнейшие соотечественники! Да услышит моления ваши, да поможет вам свергнуть с себя иго и да водворит нам во единое семейство мир, тишину, славу и благоденствие».
Добавьте комментарий