22 октября Церковь празднует память иконы Божией Матери Одигитрия Корсунская-Ефесская. В 2010 году вышла в свет книга, посвященная иконе с акафистом, благословленным к печати Издательским Советом РПЦ № ОБК-Р/98-03 от 07 марта 2008 г. Текст акафиста размещен на нашем сайте. В настоящее время автором сайта А. Трофимовым подготовлен к изданию новый, значительно дополненный и исправленный текст книги с названием «Икона Божией Матери Одигитрия Корсунская-Ефесская в судьбах России». Предлагаем вниманию читателей краткий отрывок из вступительной статьи к новому изданию. Просим тех, кто имеет такую возможность, оказать материальную помощь для издания книги.
ВСТУПЛЕНИЕ
«Отныне будут ублажать Меня все роды»
(Песнь Богородицы. Лк. 1, 48)
«Человек! Прейди умом твоим все творения и смотри: может ли что сравниться или превзойти Святую Деву Богородицу? Пробеги землю, осмотри море, исследуй воздух, углубись мыслию в небеса, испытай все невидимые силы и скажи, есть ли другое подобное чудо во всех тварях?.. Кого всякая тварь восхваляет со страхом и трепетом, Того Она неизъяснимо приняла в чертог Свой».
Святой Прокл, Патриарх Константинопольский (V век).
Похвальное слово Пресвятой Богородице.
Уже в течение двух тысячелетий непрерывно восходит от земли к Небу молитвенный вопль души человеческой к Матери Божией. Заботясь о детях Своих, Пресвятая Богородица избрала иконы средством постоянного и близкого общения с людьми. «Живопись так же истинна, как писание в книгах, и Божественная благодать почиет на ней, потому что свято то, что она изображает»,– писал св. Симеон Солунский об иконах.
По неизреченной любви к людям Божия Матерь явила миру много ликов Своих, но к некоторым из них Она благоволила особо. Так дарованы были человечеству чудотворные иконы Божией Матери, которые имеют особое значение в судьбах мира. Одному из этих ликов – Корсунской иконе Пресвятой Богородицы посвящена книга. Божия Матерь благословила святого апостола и евангелиста Луку написать несколько Ее изображений еще в дни земной Своей жизни. Прп. Иоанн Дамаскин в послании к Феофилу пишет: «Святой апостол и евангелист Лука, тогда как Пресвятая Матерь Божия жила еще в Иерусалиме и обитала в Сионе, написал живописными средствами Ее Божественный и честный образ на доске, дабы, как в зеркале, созерцали Ее и в последующие роды. Когда Лука представил Ей сие изображение, Она сказала: “Отныне ублажат Меня все роды. Благодать и сила Рождшегося от Меня с сим образом да будет”». Великое творческое слово «да будет» воистину низвело благодать через образы Пречистой Матери – благодать, которая во всей силе ощущается в мире и по сей день.
Предание о том, что апостол и евангелист Лука написал первые изображения Божией Матери, передается в богослужебных текстах, посвященных празднованию некоторых икон Богоматери. В одной из стихир на вечерне службы Владимирской иконе повторяются слова, переданные прп. Иоанном: Божия Матерь, увидев написанный апостолом Лукой образ, «песнь воспела еси: “се отныне ублажат Мя вси роди”. И на ту зрящи глаголала еси со властию: “с сим образом благодать Моя и сила”». На утрени, в первой песне канона мы слышим: «Написав Твой всечестный образ, божественный Лука, богодухновенный списатель Христова Евангелия, изобразил Творца всех на руках Твоих». Этими текстами Церковь подчеркивает преемство благодати и силы, присущих спискам икон, как воспроизводяшим (со свойственными им символами) подлинные черты Божией Матери, запечатленные евангелистом Лукой.
Это обетование, естественно, распространяется с тех пор и на все верно исполненные образы Девы Марии, поскольку своим прототипом они имеют иконы, созданные святым апостолом Лукой. Образ становится особой реальностью, которая не тождественна ни небесному, ни земному бытию, но является таинственным средоточием небесного в земном и земного в небесном.
Предание приписывает кисти святого апостола Луки от 3 до 40 икон Божией Матери. Среди них Владимирская, Влахернская, Милостивая, Киккская, Ченстоховская, Тихвинская, Смоленская, Филермская, Корсунская. Конечно, все эти иконы приписываются Евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой. Авторство святого Евангелиста Луки здесь следует понимать в том смысле, что иконы эти являются списками с икон, писанных когда-то самим Евангелистом и сохранившими дух первообраза.
***
Пресвятая Богородица, благодаря Своей исключительной близости к Богу, имеет особое дерзновение Матери ходатайствовать перед Ним. «Ты не можешь быть не услышанной,– обращается к Ней святой Герман, Патриарх Константинопольский,– так как слушает Тебя “Иже над всеми и чрез всех и во всех Бог”, слушает как истинную и непорочную Матерь Свою… и с Сыновней любовью Он подает то, что Ты ищешь у Него, и исполняет Божественной силой то, что Ты просишь у Него».
Матерь Божия почитается, подобно Христу, как объемлющая Собою, содержащая в Себе таинственно весь род человеческий во Христе, всех, входящих в Тело Христово – Церковь через веру, участие в Таинствах. Становится понятным, почему Она разделяет с Сыном Своим и Богом, Господом нашим Иисусом Христом, власть спасения людей. Только к Ней одной Православная Церковь обращается, как и ко Христу, прошением «спаси нас!», тогда как к ангелам или святым взывают – «молите Бога о нас!». Она – Царица небес и земли, честнейшая Херувим и славнейшая, без сравнения, Серафим не только в силу Своих личных качеств, но и как Матерь воплотившегося Бога – Спасителя и Царя мира, Творца всех, в том числе и ангельских сущностей. Возрастает Ее непосредственное участие в судьбах Церкви и мира. Это происходит не за счет умаления почитания Господа Иисуса Христа, а в связи с особенной Ее любовью к Сыну Своему! Матерь Божия чтится потому, что Она – Путеводительница ко Христу, Заступница усердная рода христианского.
Образ Богородицы таинственно отождествлялся с образом Церкви. Течение церковного года связано с богородичными праздниками таким образом, что события жизни Пресвятой Девы – это и ступени развития церковного организма в его мистической целостности, и ступени развития каждого члена Церкви, живущего в ее ритмах. Начало церковного года освящается празднованием Рождества Пресвятой Богородицы и заканчивается празднованием Ее Успения, которое приводит Церковь к переживанию иного, Божественного бытия; смерть переживается как рождение в этом бытии.
Издревле в православном иконостасе (образ торжествующей Небесной Церкви святых) по обеим сторонам царских врат, ведущих в алтарь и означающих вход в Царство Небесное, помещаются иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы. Смысл такого расположения ясен: Христос немыслим без Церкви Своей, Матерью и олицетворением Которой является Его Пречистая Матерь. Она – «Исток Церкви» (о. Павел Флоренский), ибо Сама была одушевленным храмом Божества. В духовном смысле они и обусловливают единство Церкви, ее святость и неповрежденность никакими событиями земной истории, ибо ее не одолеют врата ада (Мф. 16, 18).
Поэтому всё в Церкви, прежде всего спасение людей, совершается при посредстве Богородицы. «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8, 16). Богоматерь – олицетворение этой любви, вместилище Божественной Премудрости. В свою очередь, канонический образ (икона) Самой Богоматери есть совокупный образ Церкви, Божественной любви и Премудрости, образ Царства Божия и грядущих вечных благ. Образ (икона) – основополагающее начало Церкви, явление и главное свидетельство истины.
Чудотворных икон Богородицы в Православной Церкви очень много. Они отличаются друг от друга композиционным построением изображений Девы Марии и Богомладенца и отдельными символическими деталями. Эти особенности выявляют разные свойства, стороны или грани Матери Божией как образа Церкви. Можно выделить несколько основных типов иконографического канона прославленных образов Богоматери, составляющих основу дальнейших вариаций в других иконах.
Большинство известных икон Божией Матери с Младенцем Христом относятся к трем типам изображения: Одигитрия (Путеводительница), Оранта (Предстоящая) и Елеуса (Милующая)…
***
ПОЧИТАНИЕ ИКОН БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Всенародное почитание икон Богоматери имеет многовековой духовный опыт реального общения с Царицей Небесной через Ее святые иконы. Подобно тому, как малые ручейки рождают великие реки, личный опыт каждого русского православного человека питает это общенациональное чувство. Домом Богородицы издревле называлась Русь-Россия, воздававшая Богоматери славу устами своих лучших проповедников и песнопевцев. Участие Божией Матери в истории Русской Церкви и Русского государства, Ее благодеяния православному народу всегда были связаны большей частью с Ее чудотворными иконами.
Любовь и благоговение к иконам стали отличительной чертой духовной жизни русского народа со времен утверждения христианства на Руси. Живое ощущение иконы как святыни выразилось в том, что они стали первейшей необходимостью не только жизни церковной, но и повседневной. Иконы вошли во все дома, освятили их. Общественная и личная, семейная жизнь были неразрывно связаны с храмом, с иконой, поручались их защите. Нередко важнейшие события в жизни страны, отдельных княжеств, городов отмечались, строительством храмов, установлением праздников в честь чудотворных икон. Летописи наряду с событиями общенационального значения говорят о постройке и украшении храмов, о написании, поновлении и перенесении икон. Весь народный быт, в частности земледельческий календарь, был связан с днями церковных праздников. Икона сопровождала русского человека в течение всей его жизни, от рождения и до самой кончины.
Невозможно перечислить чудеса и знамения, которыми прославлена Русская земля через святые иконы Богородицы. Посредством Ее чудотворных икон отдельные города, края и все русские земли в целом многократно получали избавления от вражеских нашествий, стихийных бедствий, губительных эпидемий. Списки чтимых Русской Православной Церковью икон Богородицы насчитывают более шестисот чудотворных образов. Все это красноречиво свидетельствует о незыблемой вере русских православных людей в обилие благодати, щедро изливаемой на Русскую землю Царицей Небесной посредством Ее святых икон. Причиной такого обилия, с одной стороны, несомненно, является особое произволение Самой Богородицы о судьбах нашего Отечества. С другой стороны, оно есть результат той всенародной благоговейной любви, которой окружены в России иконы Богоматери.
Русский народ во все времена реально ощущал близость Божией Матери, любовь Ее к детям Своим. С особой убежденностью эта вера в участие Пресвятой Богородицы в земной жизни звучит в словах тропаря празднику Успения: «во Успении мира не оставила еси Богородице!» В житии блаженного Андрея, удостоившегося видения Покрова Божией Матери во Влахернском храме, говорится, что когда Ангел водил блаженного по райским обителям, святой Андрей спросил его, почему не видно Той, Которую более всех ему хочется увидеть, И сказал Ангел: «Ты хочешь видеть Царицу Небесных Сил? Ее здесь нет. Она сошла в многоскорбный мир помогать бедствующим и утешать печальных». И в акафисте Успению воспевается: «Радуйся, Обрадованная, во Успении Своем нас не оставляющая».
***
Наш рассказ – о милостях Божией Матери, явленных через великую святыню Православия – икону Одигитрию Корсунскую (Ефесскую).
Эта икона принесла на Русь благодать великого и славного града Ефеса, освященного молитвами Пречистой Матери Господа, святых апостолов Иоанна Богослова, Павла, Луки, Тимофея, святой равноапостольной Марии Магдалины, святых отцов и учителей Церкви Христовой. Это образ, в котором с необычайной полнотой раскрывается идея Божественного величия. Царица Небесная шествует, Она несет в мир бесценное Сокровище – Господа Эммануила. Все изображение Богоматери с Младенцем покрыто золотым ассистом. Лики Богоматери и Спасителя кротки и ясны; они озарены согласным стремлением излить милость, помочь, наставить и вывести на светлую стезю. Это выражение было подмечено еще в древности и тонко схвачено удивительно верным наименованием – «Одигитрия», то есть Путеводительница.
Путь, по которому Одигитрия – Путеводительница ведет все народы – единение во Христе. Этим путем Божия Матерь вела и ведет народы Руси-России к выполнению того, что возложено на них Божественным Промыслом. Одной из главных задач на этом пути является утверждение Православия, понимание народами Земли, что без Христа-Спасителя, без Божией Матери невозможно спасение каждого отдельного человека и восстановление того состояния человечества, которое было до грехопадения.
Через чудотворные образы Свои Матерь Божия по молитвам верующих православных христиан многократно даровала защиту от вражеских нашествий, защиту от духов злобы, даровала ограждение домов, людей, стран и народов от действия сил темноты. Явлением силы от икон Своих Матерь Божия часто вразумляла иноверцев. Это не значит, что Она любит их меньше, но через знамения Божия Матерь указывала на благодатность Православной веры, на истинность ее.
Икона Божией Матери «Одигитрия Ефесская», получившая по месту своего последнего местонахождения название «Торопецкой», остается и до наших дней одним из самых загадочных творений древних мастеров. Образ Одигитрии из Торопца отличается своей неповторимой судьбой. Ни одна из многочисленных прославленных икон Божией Матери не имела столько наименований, возникших в разные периоды почитания и в разных местах пребывания этой святыни. Она известна православным людям под именами: «Ефесская», «Корсунская», «Полоцкая», «Царьградская», «Торопецкая», и датируется в пределах четырнадцати столетий – от I-го до XIV-го. Древнерусская традиция закрепила за иконой наименование «Корсунская»,– так мы и будем называть ее в дальнейшем.
Икона имеет особое значение для духовной истории нашей отчизны, поскольку речь идет об одном из первых чудотворных образов Пресвятой Богородицы, принесенных из Византии на Русь вслед за иконами Одигитрией Смоленской (1046 г.) «Богоматери Владимирской» и «Пирогощей» (начало XII в.). Множество столетий верующие русские люди, осеняя себя крестным знамением, обращали молитвы к ней свои молитвы. Корсунская икона Пресвятой Богородицы принадлежит к числу первых изображений Божией Матери, написанных святым апостолом и евангелистом Лукою.
Одигитрия Ефесская прошла через всю христианскую историю свой особый путь, и этот путь совершенно не случаен. Сама Божия Матерь направляла Свой чудотворный лик через города и земли, которые стали великими центрами распространения и утверждения истинной веры, и, наконец, определила для него место в небольшом русском городе Торопце. Письменные источники не сохранили свидетельств о чудесах и знамениях от Ефесской иконы во времена до появления ее в Торопце. Поэтому повествование о судьбе чудотворного образа будет не совсем обычным. Вместе с читателями мы попытаемся понять, почему Божия Матерь благословила Своим образом именно эти города, откроем для себя пока неведомые страницы их истории,– и тогда, быть может, увидим, что́ означает возвращение в лоно Русской Православной Церкви ее великой святыни.
Итак, пройдем вслед за иконой пройденный ею путь: Ефес – Царьград (Константинополь) – Херсонес (Корсунь) – Полоцк (прп. Евфросиния Полоцкая) – Торо́пец (св. князь Александр Невский, свт. Тихон, Патриарх Московский и всея России) – Санкт-Петербург (ГРМ) – Княжье Озеро (храм св. благоверного князя Александра Невского). И надеемся, что конечным пунктом этого ряда снова станет древний и чудный русский град Торо́пец.
Добавьте комментарий