Иконы Божией Матери

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ОДИГИТРИЯ КОРСУНСКАЯ-ЕФЕССКАЯ В СУДЬБАХ РОССИИ

КОРСУНСКАЯ (ТОРОПЕЦКАЯ) ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
КОРСУНСКАЯ (ТОРОПЕЦКАЯ) ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

22 октября Церковь празднует память иконы Божией Матери Одигитрия Корсунская-Ефесская. В 2010 году вышла в свет книга, посвященная иконе с акафистом, благословленным к печати Издательским Советом РПЦ № ОБК-Р/98-03 от 07 марта 2008 г. Текст акафиста размещен на нашем сайте. В настоящее время автором сайта А. Трофимовым подготовлен к изданию новый, значительно дополненный и исправленный текст книги с названием «Икона Божией Матери Одигитрия Корсунская-Ефесская в судьбах России». Предлагаем вниманию читателей краткий отрывок из вступительной статьи к новому изданию. Просим тех, кто имеет такую возможность, оказать материальную помощь для издания книги.

ВСТУПЛЕНИЕ

«Отныне будут ублажать Меня все роды»
(Песнь Богородицы. Лк. 1, 48)

«Человек! Прейди умом твоим все творения и смотри: может ли что сравниться или превзойти Святую Деву Богородицу? Пробеги землю, осмотри море, исследуй воздух, углубись мыслию в небеса, испытай все невидимые силы и скажи, есть ли другое подобное чудо во всех тварях?.. Кого всякая тварь восхваляет со страхом и трепетом, Того Она неизъяснимо приняла в чертог Свой».
Святой Прокл, Патриарх Константинопольский (V век).
Похвальное слово Пресвятой Богородице.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ КОРСУНСКАЯ (ЕФЕССКАЯ) АКАФИСТ. ОБЛОЖКА
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ КОРСУНСКАЯ (ЕФЕССКАЯ) АКАФИСТ. ОБЛОЖКА

Уже в течение двух тысячелетий непрерывно восходит от земли к Небу молитвенный вопль души человеческой к Матери Божией. Заботясь о детях Своих, Пресвятая Богородица избрала иконы средством постоянного и близкого общения с людьми. «Живопись так же истинна, как писание в книгах, и Божественная благодать почиет на ней, потому что свято то, что она изображает»,– писал св. Симеон Солунский об иконах.

По неизреченной любви к людям Божия Матерь явила миру много ликов Своих, но к некоторым из них Она благоволила особо. Так дарованы были человечеству чудотворные иконы Божией Матери, которые имеют особое значение в судьбах мира. Одному из этих ликов – Корсунской иконе Пресвятой Богородицы посвящена книга. Божия Матерь благословила святого апостола и евангелиста Луку написать несколько Ее изображений еще в дни земной Своей жизни. Прп. Иоанн Дамаскин в послании к Феофилу пишет: «Святой апостол и евангелист Лука, тогда как Пресвятая Матерь Божия жила еще в Иерусалиме и обитала в Сионе, написал живописными средствами Ее Божественный и честный образ на доске, дабы, как в зеркале, созерцали Ее и в последующие роды. Когда Лука представил Ей сие изображение, Она сказала: “Отныне ублажат Меня все роды. Благодать и сила Рождшегося от Меня с сим образом да будет”». Великое творческое слово «да будет» воистину низвело благодать через образы Пречистой Матери – благодать, которая во всей силе ощущается в мире и по сей день.

Предание о том, что апостол и евангелист Лука написал первые изображения Божией Матери, передается в богослужебных текстах, посвященных празднованию некоторых икон Богоматери. В одной из стихир на вечерне службы Владимирской иконе повторяются слова, переданные прп. Иоанном: Божия Матерь, увидев написанный апостолом Лукой образ, «песнь воспела еси: “се отныне ублажат Мя вси роди”. И на ту зрящи глаголала еси со властию: “с сим образом благодать Моя и сила”». На утрени, в первой песне канона мы слышим: «Написав Твой всечестный образ, божественный Лука, богодухновенный списатель Христова Евангелия, изобразил Творца всех на руках Твоих». Этими текстами Церковь подчеркивает преемство благодати и силы, присущих спискам икон, как воспроизводяшим (со свойственными им символами) подлинные черты Божией Матери, запечатленные евангелистом Лукой.

Это обетование, естественно, распространяется с тех пор и на все верно исполненные образы Девы Марии, поскольку своим прототипом они имеют иконы, созданные святым апостолом Лукой. Образ становится особой реальностью, которая не тождественна ни небесному, ни земному бытию, но является таинственным средоточием небесного в земном и земного в небесном.

Предание приписывает кисти святого апостола Луки от 3 до 40 икон Божией Матери. Среди них Владимирская, Влахернская, Милостивая, Киккская, Ченстоховская, Тихвинская, Смоленская, Филермская, Корсунская. Конечно, все эти иконы приписываются Евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой. Авторство святого Евангелиста Луки здесь следует понимать в том смысле, что иконы эти являются списками с икон, писанных когда-то самим Евангелистом и сохранившими дух первообраза.

***

ЧУДОТВОРНАЯ КОРСУНСКАЯ (ЕФЕССКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ХРАМЕ СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. КНЯЖЬЕ ОЗЕРО
ЧУДОТВОРНАЯ КОРСУНСКАЯ (ЕФЕССКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ХРАМЕ СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. КНЯЖЬЕ ОЗЕРО

Пресвятая Богородица, благодаря Своей исключительной близости к Богу, имеет особое дерзновение Матери ходатайствовать перед Ним. «Ты не можешь быть не услышанной,– обращается к Ней святой Герман, Патриарх Константинопольский,– так как слушает Тебя “Иже над всеми и чрез всех и во всех Бог”, слушает как истинную и непорочную Матерь Свою… и с Сыновней любовью Он подает то, что Ты ищешь у Него, и исполняет Божественной силой то, что Ты просишь у Него».

Матерь Божия почитается, подобно Христу, как объемлющая Собою, содержащая в Себе таинственно весь род человеческий во Христе, всех, входящих в Тело Христово – Церковь через веру, участие в Таинствах. Становится понятным, почему Она разделяет с Сыном Своим и Богом, Господом нашим Иисусом Христом, власть спасения людей. Только к Ней одной Православная Церковь обращается, как и ко Христу, прошением «спаси нас!», тогда как к ангелам или святым взывают – «молите Бога о нас!». Она – Царица небес и земли, честнейшая Херувим и славнейшая, без сравнения, Серафим не только в силу Своих личных качеств, но и как Матерь воплотившегося Бога – Спасителя и Царя мира, Творца всех, в том числе и ангельских сущностей. Возрастает Ее непосредственное участие в судьбах Церкви и мира. Это происходит не за счет умаления почитания Господа Иисуса Христа, а в связи с особенной Ее любовью к Сыну Своему! Матерь Божия чтится потому, что Она – Путеводительница ко Христу, Заступница усердная рода христианского.

Образ Богородицы таинственно отождествлялся с образом Церкви. Течение церковного года связано с богородичными праздниками таким образом, что события жизни Пресвятой Девы – это и ступени развития церковного организма в его мистической целостности, и ступени развития каждого члена Церкви, живущего в ее ритмах. Начало церковного года освящается празднованием Рождества Пресвятой Богородицы и заканчивается празднованием Ее Успения, которое приводит Церковь к переживанию иного, Божественного бытия; смерть переживается как рождение в этом бытии.

Издревле в православном иконостасе (образ торжествующей Небесной Церкви святых) по обеим сторонам царских врат, ведущих в алтарь и означающих вход в Царство Небесное, помещаются иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы. Смысл такого расположения ясен: Христос немыслим без Церкви Своей, Матерью и олицетворением Которой является Его Пречистая Матерь. Она – «Исток Церкви» (о. Павел Флоренский), ибо Сама была одушевленным храмом Божества. В духовном смысле они и обусловливают единство Церкви, ее святость и неповрежденность никакими событиями земной истории, ибо ее не одолеют врата ада (Мф. 16, 18).

Поэтому всё в Церкви, прежде всего спасение людей, совершается при посредстве Богородицы. «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8, 16). Богоматерь – олицетворение этой любви, вместилище Божественной Премудрости. В свою очередь, канонический образ (икона) Самой Богоматери есть совокупный образ Церкви, Божественной любви и Премудрости, образ Царства Божия и грядущих вечных благ. Образ (икона) – основополагающее начало Церкви, явление и главное свидетельство истины.

Чудотворных икон Богородицы в Православной Церкви очень много. Они отличаются друг от друга композиционным построением изображений Девы Марии и Богомладенца и отдельными символическими деталями. Эти особенности выявляют разные свойства, стороны или грани Матери Божией как образа Церкви. Можно выделить несколько основных типов иконографического канона прославленных образов Богоматери, составляющих основу дальнейших вариаций в других иконах.

Большинство известных икон Божией Матери с Младенцем Христом относятся к трем типам изображения: Одигитрия (Путеводительница), Оранта (Предстоящая) и Елеуса (Милующая)…

***

ПОЧИТАНИЕ ИКОН БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Всенародное почитание икон Богоматери имеет многовековой духовный опыт реального общения с Царицей Небесной через Ее святые иконы. Подобно тому, как малые ручейки рождают великие реки, личный опыт каждого русского православного человека питает это общенациональное чувство. Домом Богородицы издревле называлась Русь-Россия, воздававшая Богоматери славу устами своих лучших проповедников и песнопевцев. Участие Божией Матери в истории Русской Церкви и Русского государства, Ее благодеяния православному народу всегда были связаны большей частью с Ее чудотворными иконами.

ПРОТОКОЛ ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА РПЦ С РАЗРЕШЕНИЕМ НА ИЗДАНИЕ АКАФИСТА
ПРОТОКОЛ ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА РПЦ С РАЗРЕШЕНИЕМ НА ИЗДАНИЕ АКАФИСТА

Любовь и благоговение к иконам стали отличительной чертой духовной жизни русского народа со времен утверждения христианства на Руси. Живое ощущение иконы как святыни выразилось в том, что они стали первейшей необходимостью не только жизни церковной, но и повседневной. Иконы вошли во все дома, освятили их. Общественная и личная, семейная жизнь были неразрывно связаны с храмом, с иконой, поручались их защите. Нередко важнейшие события в жизни страны, отдельных княжеств, городов отмечались, строительством храмов, установлением праздников в честь чудотворных икон. Летописи наряду с событиями общенационального значения говорят о постройке и украшении храмов, о написании, поновлении и перенесении икон. Весь народный быт, в частности земледельческий календарь, был связан с днями церковных праздников. Икона сопровождала русского человека в течение всей его жизни, от рождения и до самой кончины.

Невозможно перечислить чудеса и знамения, которыми прославлена Русская земля через святые иконы Богородицы. Посредством Ее чудотворных икон отдельные города, края и все русские земли в целом многократно получали избавления от вражеских нашествий, стихийных бедствий, губительных эпидемий. Списки чтимых Русской Православной Церковью икон Богородицы насчитывают более шестисот чудотворных образов. Все это красноречиво свидетельствует о незыблемой вере русских православных людей в обилие благодати, щедро изливаемой на Русскую землю Царицей Небесной посредством Ее святых икон. Причиной такого обилия, с одной стороны, несомненно, является особое произволение Самой Богородицы о судьбах нашего Отечества. С другой стороны, оно есть результат той всенародной благоговейной любви, которой окружены в России иконы Богоматери.

Русский народ во все времена реально ощущал близость Божией Матери, любовь Ее к детям Своим. С особой убежденностью эта вера в участие Пресвятой Богородицы в земной жизни звучит в словах тропаря празднику Успения: «во Успении мира не оставила еси Богородице!» В житии блаженного Андрея, удостоившегося видения Покрова Божией Матери во Влахернском храме, говорится, что когда Ангел водил блаженного по райским обителям, святой Андрей спросил его, почему не видно Той, Которую более всех ему хочется увидеть, И сказал Ангел: «Ты хочешь видеть Царицу Небесных Сил? Ее здесь нет. Она сошла в многоскорбный мир помогать бедствующим и утешать печальных». И в акафисте Успению воспевается: «Радуйся, Обрадованная, во Успении Своем нас не оставляющая».

***

Наш рассказ – о милостях Божией Матери, явленных через великую святыню Православия – икону Одигитрию Корсунскую (Ефесскую).

РЕЦЕНЗИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА РПЦ НА АКАФИСТ КОРСУНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
РЕЦЕНЗИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА РПЦ НА АКАФИСТ КОРСУНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Эта икона принесла на Русь благодать великого и славного града Ефеса, освященного молитвами Пречистой Матери Господа, святых апостолов Иоанна Богослова, Павла, Луки, Тимофея, святой равноапостольной Марии Магдалины, святых отцов и учителей Церкви Христовой. Это образ, в котором с необычайной полнотой раскрывается идея Божественного величия. Царица Небесная шествует, Она несет в мир бесценное Сокровище – Господа Эммануила. Все изображение Богоматери с Младенцем покрыто золотым ассистом. Лики Богоматери и Спасителя кротки и ясны; они озарены согласным стремлением излить милость, помочь, наставить и вывести на светлую стезю. Это выражение было подмечено еще в древности и тонко схвачено удивительно верным наименованием – «Одигитрия», то есть Путеводительница.

Путь, по которому Одигитрия – Путеводительница ведет все народы – единение во Христе. Этим путем Божия Матерь вела и ведет народы Руси-России к выполнению того, что возложено на них Божественным Промыслом. Одной из главных задач на этом пути является утверждение Православия, понимание народами Земли, что без Христа-Спасителя, без Божией Матери невозможно спасение каждого отдельного человека и восстановление того состояния человечества, которое было до грехопадения.

Через чудотворные образы Свои Матерь Божия по молитвам верующих православных христиан многократно даровала защиту от вражеских нашествий, защиту от духов злобы, даровала ограждение домов, людей, стран и народов от действия сил темноты. Явлением силы от икон Своих Матерь Божия часто вразумляла иноверцев. Это не значит, что Она любит их меньше, но через знамения Божия Матерь указывала на благодатность Православной веры, на истинность ее.

Икона Божией Матери «Одигитрия Ефесская», получившая по месту своего последнего местонахождения название «Торопецкой», остается и до наших дней одним из самых загадочных творений древних мастеров. Образ Одигитрии из Торопца отличается своей неповторимой судьбой. Ни одна из многочисленных прославленных икон Божией Матери не имела столько наименований, возникших в разные периоды почитания и в разных местах пребывания этой святыни. Она известна православным людям под именами: «Ефесская», «Корсунская», «Полоцкая», «Царьградская», «Торопецкая», и датируется в пределах четырнадцати столетий – от I-го до XIV-го. Древнерусская традиция закрепила за иконой наименование «Корсунская»,– так мы и будем называть ее в дальнейшем.

Икона имеет особое значение для духовной истории нашей отчизны, поскольку речь идет об одном из первых чудотворных образов Пресвятой Богородицы, принесенных из Византии на Русь вслед за иконами Одигитрией Смоленской (1046 г.) «Богоматери Владимирской» и «Пирогощей» (начало XII в.). Множество столетий верующие русские люди, осеняя себя крестным знамением, обращали молитвы к ней свои молитвы. Корсунская икона Пресвятой Богородицы принадлежит к числу первых изображений Божией Матери, написанных святым апостолом и евангелистом Лукою.

Одигитрия Ефесская прошла через всю христианскую историю свой особый путь, и этот путь совершенно не случаен. Сама Божия Матерь направляла Свой чудотворный лик через города и земли, которые стали великими центрами распространения и утверждения истинной веры, и, наконец, определила для него место в небольшом русском городе Торопце. Письменные источники не сохранили свидетельств о чудесах и знамениях от Ефесской иконы во времена до появления ее в Торопце. Поэтому повествование о судьбе чудотворного образа будет не совсем обычным. Вместе с читателями мы попытаемся понять, почему Божия Матерь благословила Своим образом именно эти города, откроем для себя пока неведомые страницы их истории,– и тогда, быть может, увидим, что́ означает возвращение в лоно Русской Православной Церкви ее великой святыни.

Итак, пройдем вслед за иконой пройденный ею путь: Ефес – Царьград (Константинополь) – Херсонес (Корсунь) – Полоцк (прп. Евфросиния Полоцкая) – Торо́пец (св. князь Александр Невский, свт. Тихон, Патриарх Московский и всея России) – Санкт-Петербург (ГРМ) – Княжье Озеро (храм св. благоверного князя Александра Невского). И надеемся, что конечным пунктом этого ряда снова станет древний и чудный русский град Торо́пец.

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

6 ДЕКАБРЯ — СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
ИКОНА СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО С ЧАСТИЦЕЙ ЕГО МОЩЕЙ - КЕЛЕЙНАЯ ИКОНА СВМЧ. СЕРАФИМА (ЧИЧАГОВА)
СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
ДЕКАБРЬ 2022 г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

6 декабря / 23 ноября – День памяти св. благоверного князя Александра Невского (1220/21-1263)
***
6 декабря 1240 г. – После долгой осады монголо-татарские войска ворвались в Киев.
В 1239 г. армия хана Батыя предприняла новый поход на Русь. До этого монголы разбили основные силы Владимиро-Суздальской земли, взяли и разграбили четырнадцать городов Северо-Восточной Руси. Батый мечтал об империи, протянувшейся от Тихого океана до Атлантики. Теперь его путь лежал в южные и западные земли. Однако легкой победы добиться не удалось. Все города русичей приходилось брать штурмом. Первым захваченным городом стал пограничный Переславль, затем Чернигов. К декабрю 1240 г. Батый подошел к Киеву. Хан не хотел разрушать красивый город и предложил горожанам сдаться без боя. Однако киевляне решили биться насмерть. Осада Киева длилась долго. На защиту города вышли все его жители от мала до велика. По свидетельству летописца «один бился с тысячей, а двое – с тьмою». Монголам пришлось использовать стенобитные орудия. Через провалы в стенах монголы ворвались в город. Последний оплот защищавшихся – Десятинная церковь – пал (согласно историческим документам) 6 декабря 1240 г.
***
6 декабря / 26 ноября 1590 г. – Царским указом запрещен переход крестьян от одного хозяина к другому.
Отмечавшийся на Руси 26 ноября по старому стилю Юрьев день (когда чтится память святого Георгия) завершал годовой цикл сельскохозяйственных работ и позволял крестьянам, в период времени за неделю до Юрьева дня и неделю после него уйти от старого хозяина.
26 ноября) / 6 декабря 1590 г. царь Феодор Иоаннович по инициативе Бориса Годунова издал указ, запрещавший переходы крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день. Этот запрет оказался неожиданным для крестьян, именно тогда возникла поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Однако у крестьян еще оставалась возможность скрыться от помещиков. В 1597 г. вышел указ об урочных летах, впервые определявший срок сыска беглых крестьян – 5 лет. Если в течение «урочных лет» помещик не сумел найти своего крестьянина и не подал челобитную о его розыске, он терял на него право и беглый закреплялся за новым владельцем. Норма «урочных лет» прикрепила к земле не только беглых крестьян, но и их детей и жен, ранее не подпадавших под действие «заповедных лет». Любой переход рассматривался как бегство. Беглый подлежал возврату со всей семьей и имуществом.
***
6 декабря / 25 ноября1741 г. – В результате государственного переворота российской императрицей стала Елизавета Петровна (1709-1762), дочь Петра I и Екатерины I.
Елизавета Петровна росла веселой красавицей и была прекрасно образована. После брака родителей, и принятия в 1721 году Петром I императорского титула, дочери Анна и Елизавета получили титул «цесаревны», который отделял детей императора от других членов дома Романовых. Петр, сын казненного царевича Алексея, назывался великим князем, а племянница Анна Иоанновна царевной.
Завещание Екатерины I предусматривало права Елизаветы и ее потомства на российский престол после Петра II (сына царевича Алексея) и Анны (старшей дочери Петра I). Но после неожиданной кончины Петра II в 1730 г., Елизавета оказалась законной наследницей престола, поскольку ее сестра Анна отреклась за себя и своих потомков от прав на российскую корону. Несмотря на завещание, Верховный тайный совет, признав Елизавету незаконнорожденной, отказал ей в правах на престол и «пригласил на царство» Анну Иоанновну, в правление которой Елизавета находилась в опале и была очень далека от политической жизни. Хотя в свете она показывалась достаточно часто и по-прежнему блистала на балах. После смерти Анны Иоанновны в 1740 г. трон наследовал ее двухмесячный внучатый племянник Иван Антонович, но в результате реальная власть перешла к его матери – Анне Леопольдовне.
Русское дворянство и аристократия были недовольны режимом последних правительниц, а широкие слои русского общества считали, что все беды происходят от захвата власти «иноземцами». Но если Анна Иоанновна была русской, то Анна Леопольдовна со своим супругом принцем Антоном Ульрихом Брауншвейгским являлись в глазах народа «чужими», несправедливо правящими Россией от имени младенца-императора, их презирали. Тем более, большое количество «немцев», занимавших главные посты в государстве, тоже многих не устраивало. Бирона ненавидели все, Миниха и Остермана не любили. В этих обстоятельствах массовые симпатии русского общества оказались на стороне Елизаветы, «русской сердцем и по обычаям», на дочь Петра Великого возлагали большие надежды. Центром движения в ее пользу стали казармы гвардейского Преображенского полка. Но немало потрудилась для завоевания симпатий гвардейцев и сама цесаревна. Она часто проводила время в казармах «без этикета и церемоний», одаривала гвардейцев деньгами и крестила их детей. Разговоры о возможном дворцовом перевороте начались ещё в начале 1741 г. Слухи о том, что Елизавета что-то затевает, неоднократно доходили до Анны Леопольдовны, но она не верила. Круг близких сторонников Елизаветы ограничивался в основном «кавалерами» ее двора. В подготовке переворота участвовали Разумовские, братья Шуваловы и Воронцов. Руководителями заговора являлись Лесток и сама цесаревна.
В ночь на 25 ноября / 6 декабря 1741 г. Елизавета Петровна, при поддержке своих сторонников и гвардейских офицеров совершила государственный переворот. В казармах Преображенского полка она обратилась к своим приверженцам: «Други мои! Вы знаете, чья я дочь, ступайте за мною! Как вы служили отцу моему, так и мне послужите верностью вашей».
Не встретив сопротивления, с помощью трёх сотен верных гвардейцев Елизавета заняла Зимний дворец и провозгласила себя новой императрицей. Вызванные полки принесли ей присягу. Солдаты разбудили и арестовали Анну Леопольдовну и ее мужа, а младенца-императора Ивана VI забрала сама Елизавета. К семи часам утра переворот завершился, причём без пролития крови. Наутро после переворота была готова форма присяги новой императрице, и был обнародован манифест, в котором говорилось об узурпации власти иностранцами. Елизавета распорядилась арестовать всю Брауншвейгскую фамилию и ее приверженцев, но «в остальном с ними обходились без ненужной жестокости».
Еще через 3 дня был издан второй манифест, в котором провозглашалось, что Елизавета Петровна вступила на престол «по законному праву, по близости крови к самодержавным родителям». Право дочери Петра I на российскую корону подкреплялось ссылкой на завещание Екатерины I. Елизавета Петровна Романова короновалась в апреле 1742 года.
Иван Антонович был объявлен незаконным государем, не имевшим «никакой уже ко всероссийскому престолу принадлежащей претензии, линии и права», и заключён в Шлиссельбург, а остальное Брауншвейгское семейство отправлено в Холмогоры. Фавориты прежней императрицы Миних, Левенвольде и Остерман были приговорены к смертной казни, позднее замененной ссылкой в Сибирь – чтобы показать Европе терпимость новой самодержицы. Своих же приверженцев Елизавета щедро наградила. Рота Преображенского полка была наименована лейб-компанией. Все рядовые были пожалованы в дворяне и наделены имениями, другие участники переворота также получили высокие чины и подарки.
Стоит отметить, что подобные государственные перевороты были и до, и после Елизаветы Петровны, но есть ряд особенностей, присущих этому событию: с одной стороны, патриотические лозунги в гвардии, с другой – особая роль самой Елизаветы, которая не только приняла участие в перевороте, но и лично возглавила его, а затем сумела удержаться на престоле в течение 20 лет, являясь продолжательницей петровских традиций и преобразований. В целом, внутренняя и внешняя политика Елизаветы отличались стабильностью и нацеленностью на рост авторитета и мощи государственной власти.
Императрица Елизавета была последней правительницей России, являвшейся Романовой «по крови». Официальным наследником престола она назначила своего племянника (сына сестры Анны) – будущего Петра III и женила его на принцессе – будущей Екатерине II. В его официальный титул были включены слова «Внук Петра Великого».
***
6 декабря 1813 г. – Родился Николай Платонович Огарёв (1813-1877). Поэт, публицист, русский революционер.
***
6 декабря 1971 г. – В Париже умерла Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. Matylda Maria Krzesińska; 1872-1971). Русская балерина, прима-балерина Мариинского театра, заслуженная артистка Его Величества Императорских театров, педагог.

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

Однажды ночью идя домой, я увидел впереди громко лающую свору собак. Мне было страшно идти дальше,– постояв какое-то время, я повернул назад и отправился к дому обходными путями. Маме я ничего не сказал об этой истории. Но на следующий же день мне стало очевидно, что она знает о моем вчерашнем поведении, поскольку сама завела разговор о страхе и боязливости. Передаю ее слова: «Каждый человек, и особенно верующий в Бога, обязан преодолевать страх. Это очень опасная и губительная страсть. Если ее не преодолеть, то в самый важный и трудный момент жизни, когда придется выбирать между добром и злом, человек может стать отступником и предателем. Мы знаем, как во время гонений люди из-за трусости отрекались от Христа. С этой страстью следует бороться постоянно, преодолевая страх и боязливость в самых разных проявлениях. Если ты чего-то боишься, нужно идти навстречу этой опасности с молитвой к Богу, к Божией Матери, к своему Ангелу-хранителю. Но самое надежное средство к победе над этой страстью – любовь, окончательно страх может победить только любовь».

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

5 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ КОНЧИНЫ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II
patralex40
РУСЬ ОТЧАЛИВШАЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

4 ДЕКАБРЯ — ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. XV в. СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МИТРОПОЛИТА СИМБИРСКОГО И НОВОСПАССКОГО ПРОКЛА
prokl86
БОГОМУДРЫЙ АРХИПАСТЫРЬ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 ДЕКАБРЯ — СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ ТИХВИНСКИХ

СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ ТИХВИНСКИХ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН САРВ, ПРЕСВИТЕР ТИХВИНСКИЙ (1867–1937)
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК АРСЕНИЙ (ДМИТРИЕВ), ИГУМЕН ТИХВИНСКИЙ (1872–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЕМИЛИАН (ЕМИЛИАН ИВАНОВИЧ ПАНАСЕВИЧ), ПРЕСВИТЕР ТИХВИНСКИЙ (1875–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВАСИЛИЙ КАНДЕЛЯБРОВ, ПРЕСВИТЕР СЕННОВСКИЙ (1889–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКОЛАЙ ПОКРОВСКИЙ, ПРЕСВИТЕР НИКОЛЬСКИЙ (1895–1937)
СВЯТАЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ИГУМЕНИЯ ИОАННИКИЯ (АЛЕКСАНДРА ЯКОВЛЕВНА КОЖЕВНИКОВА; 1859–1937)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

1 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГЕОРГИЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ЖУКОВА
МАРШАЛ Г. К. ЖУКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
МОЖАЙСКИЙ ДЕСАНТ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

29 НОЯБРЯ — ДЕНЬ КОНЧИНЫ МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА (ТУРКЕСТАНОВА)
mitrifon7
ПАМЯТИ МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА (1861–1934). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 НОЯБРЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА ВАВИЛОВА

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ВАВИЛОВ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

25 ИЮЛЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ

Мама жила в ритме природы, постоянно любовалась своим садом в разное время года, специально выходила помолиться среди кустов и деревьев. В течение многих лет она делала выписки из разных книг и статей по народному календарю: там были сведения о приметах погоды в связи с церковным календарем, о прилете и отлете птиц, о свойствах и красоте цветов, деревьев и других растений, а также камней и минералов. Мы постоянно выписывали журнал «Наука и жизнь», из которого мама вырезала и подшивала ежемесячные заметки о природе и календаре. Из того, что собрала мама, можно было бы составить интереснейшую книгу. Все эти материалы были постоянно «в ходу»: когда приходили очередные посетители, мама открывала раздел своего собрания, соответствующий месяцу, неделе и даже конкретному дню и начинала читать выдержки. В такие минуты я не выдерживал, оставлял все свои дела и присоединялся к слушателям…

К сожалению, размеры книги не позволяют опубликовать интереснейшие сведения, которые собрала мама по народному календарю. Поэтому вниманию читателей предлагается лишь один календарный месяц – март. Весна была любимым временем года, а март – любимым ее месяцем, недаром в нем совершились столько важнейших событий ее жизни. 21 марта родился я, в марте сделали маме серьезную операцию, в марте умер мой отец, в марте отошла в вечность и мама. Она знала, что уйдет из жизни в марте, знала даже число – 29-е, о чем сохранились такие свидетельства: за день до смерти она попросила меня снять все деньги с ее пенсионной книжки, чтобы не нужно было потом ходить по инстанциям и оформлять наследство (и здесь, даже перед лицом смерти она думала о том, как избавить сына от лишних хлопот). Сохранился листок с выпиской из церковного календаря, сделанный рукой мамы: на нём записаны даты от 27 до 31 марта с указанием памяти святых каждого дня. Сделана эта запись много лет назад, еще до смерти отца, и именно в этом интервале умерли отец (27 марта) и мама (29 марта – день памяти мученика Трофима).

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

МАРТ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

А. Трофимов

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК