Книги Памятные даты

АРХИМАНДРИТ НИКИТА (ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ ЧЕСНОКОВ) (28.05.1883–25.10.1963)

АРХИМАНДРИТ НИКИТА

28 мая исполняется 135 лет со дня рождения старца архимандрита Никиты (Петра Васильевича Чеснокова). Предлагаем вниманию читателей воспоминания о нем протоиерея Василия Швеца и краткое жизнеописание старца Никиты.

Отец Василий познакомился с архимандритом Никитой в Псково-Печерском монастыре. Этот рассказ отца Василия записан составителем в Каменном Конце, когда готовилась к публикации книга о старце Серафиме Вырицком. Батюшка передал рассказ отца Никиты о встрече со старцем Серафимом в Вырице.

В миру имя его было Петр. С раннего детства жил он на Валааме в послушании у валаамского старца Луки – прямо в его келье.

Как рассказывал отец Никита, однажды старец, будучи служащим, делал в алтаре земной поклон, когда иеродиакон переносил уже пустые богослужебные сосуды. После службы спросил его:
– Батюшка, а почему вы перед пустыми сосудами сделали земной поклон?
– Хотел я, чтобы ты заметил… Когда мы идем мимо царского дворца, мы снимаем шапку и кланяемся, хотя царя там сегодня, быть может, и нет. Такое уважение к царю! А здесь, в этих сосудах, только что пребывал Царь Царей, Творец всего сущего и Спаситель наш. Как же не поклониться перед этими сосудами?! – ответил старец.

ПРОТОИЕРЕЙ ПЕТР ЧЕСНОКОВ. 1963 г.

Тогда при некоторых больших монастырях были духовные семинарии. Была семинария и на Валааме. Старец благословил своего послушника поступить в семинарию, когда подошел возраст. Петр хотел принять постриг и остаться в монастыре, но старец не благословил.
– Куда же я пойду, отче? – спрашивал Петр. – Здесь рай на земле, а в миру – сущий ад.
– Иди в мир,– ответил старец. – Ты женишься на Елизавете, станешь священником. У вас родится сын, потом будете жить с женой как брат с сестрой. Потом оба примете монашество. Ты будешь в митре ходить и станешь духовником славной обители.

Все случилось, как предсказал старец. Петр женился на Елизавете и стал священником, окончил Духовную Академию, служил под Петербургом. Родился у них сын. В 1930-е годы отца Петра отправили в ГУЛАГ, и возвратился он в Ленинград уже после войны.

АРХИМАНДРИТ НИКИТА (ЧЕСНОКОВ) В ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОЙ ОБИТЕЛИ. НАЧАЛО 1960-х гг.

Жена тоже прошла через мытарства, сын пропал без вести. Но вот через 18 лет супруги встретились. Очень горевали они о потере сына, не знали, жив ли, как о нем молиться. Однажды матушка сказала отцу Петру:
– Поезжай в Вырицу, там, говорят, старец-схимник живет. Может быть, он скажет что-нибудь нам в утешение.
Пришел отец Петр к старцу Серафиму. Тот встретил его словами:
– А-а, Никита пришел.
– Я не Никита, батюшка, а священник Петр.
– А я думал, Никита. Ну, что, Петр, зачем пришел ко мне? Ты ведь такой маститый: у отца Иоанна Кронштадтского благословение получил, и благочинный, и духовник всей Новгородской епархии, а ко мне, убогому Серафиму, зачем пришел?
– Вот почему пришел: сын пропал без вести. И отец Петр упал на колени перед старцем.
– Не надо, садись,– сказал старец. – Молитесь, а сын ваш найдется.
После этого угостил отца Петра чаем, побеседовал с ним и в конце подарил три пачки печенья со словами:
– А с этим дома попьете чайку. Вот вам по пачке печенья.

АРХИМАНДРИТ НИКИТА (ЧЕСНОКОВ) КОРМЯЩИЙ МОНАСТЫРСКИХ ГОЛУБЕЙ. 1960-е гг.

Отправился отец Петр домой и всю дорогу размышлял: почему он сказал «по пачке печенья»? Ведь их с матушкой двое. Встретив супруга, матушка спросила:
– Ну, что сказал старец?
– Сказал, что жив наш сын и что скоро увидимся, и дал печенья к чаю.
В те годы и хлеба ели не досыта, так что печенье было настоящим лакомством. Поставили самовар, расставили чашки, хотели уже разливать кипяток. Вдруг в дверь кто-то постучал. Вошел незнакомый им офицер и спросил:
– Здесь отец Петр Чесноков живет?
– Это я, а вы кто?
– Отец, мама, вы меня не узнаете? Простите меня, я скрыл, что сын священника, пошел в военное училище – и теперь нашел вас.
Все вместе сели пить чай, вся семья: вот и третья пачка печенья пригодилась!

Впоследствии отец Петр принял постриг с именем Никиты, стал архимандритом, был духовником Псково-Печерского монастыря и служил в митре, как и предсказали отец Серафим и валаамский старец.

***

В конце воспоминаний отца Василия о старце приведем краткое жизнеописание отца Никиты.

АРХИМАНДРИТ НИКИТА (ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ ЧЕСНОКОВ)
(1883–1963)

ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ ЧЕСНОКОВ. 1924 г.

Родился Петр Васильевич Чесноков в 1883 году в купеческой семье. О его детстве и юности нам почти ничего не известно. Какое-то время Петр учился в гимназии, затем был отдан родителями на три года в Валаамский монастырь из-за его болезненности. В то время валаамские иноки принимали к себе таких юношей – «за ради Христа», ухаживали за ними и давали строго православное, доброе во всех смыслах воспитание, обучая при этом какой-либо профессии. После наступления совершеннолетия такие дети сами выбирали дальнейшую судьбу: пойти ли им на духовное служение, в воинскую службу или выбрать какое-либо другое занятие.

Когда юноше Петру Чеснокову исполнилось 18 лет, он отправился за советом о своем будущем к великому праведнику того времени отцу Иоанну Кронштадтскому. Прозревая в юном валаамце будущего подвижника, готового посвятить себя, всю свою жизнь служению Богу и Церкви, отец Иоанн прямо указал Петру его жизненный путь.

Отец Никита вспоминал, как придя в кронштадтский Андреевский собор и не смея войти в алтарь, стал смиренно дожидаться отца Иоанна у клироса. Но неожиданно сам отец Иоанн, увидев юношу, пригласил его в алтарь, причем обратился к нему так, как если бы тот уже был священнослужителем: «Проходите, батюшка». Петр лишь ответил в смущении: «Да я не батюшка… Я – мирянин». – «Ну, значит, будешь батюшкой,– сказал прославленный всероссийский пастырь,– молись, молись, будешь батюшкой!»

СВЯЩЕННИК ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ ЧЕСНОКОВ. ТЮРЕМНОЕ ФОТО. 1934 г.

Будущий старец еще с ранних лет жизни не отличался особым здоровьем. Он сильно хромал: на левой ноге постоянно беспокоила незаживающая туберкулезная язва. Впоследствии здоровье его было значительно подорвано в сталинских лагерях. Болезни своей отец Петр старался не замечать. Даже пройдя лагерные мытарства и служа уже весьма пожилым человеком в 50-х годах в храме в Броннице, отец Петр, хромая и с трудом ступая на больную ногу, сам и крестил детей, и вносил их в алтарь.

Отца Петра рукоположили во священника, но начало и место его служения нам неизвестно. В 1924 году отца Петра судили за сокрытие церковных ценностей, но после разбирательства он был оправдан.

До 1933 года отец Петр – настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Черенцово*, Кирешского уезда, Санкт-Петербургской губернии и благочинный округа.
* Деревянная церковь построена в 1862–1865 гг. по проекту архитектора Бартошевского. Закрыта в 1939 г. Не сохранилось. По состоянию на 2011 г. – сохранились лишь остатки фундамента на кладбище.

25 декабря 1933 года отца Петра арестовали, а 26 февраля 1933 года осудили тройкой при ПП ОГПУ по Ленинградской обл. по обвинению «в составе группы священников вел организованную к/р деятельность, направленную на ослабление позиций советского государства», статья 58-10-11 УК РСФСР. Приговор – 5 лет концлагерей. (Групповое дело «Дело священников Чеснокова П. В., Вознесенского В. А. и др. Ленинградская о. 1933г.»).

ПРОТОИЕРЕЙ ПЕТР ЧЕСНОКОВ НА ПРИХОДЕ В НОВГОРОДСКОЙ ЕПАРХИИ (ТРЕТИЙ СЛЕВА ВО ВТОРОМ РЯДУ). 1950-е гг.

До 14 февраля 1934 года отец Петр отбывал срок в Волховском оперсекторе ОГПУ, затем был переведен в ДПЗ Ленинграда. В 1934–1936 гг. находился заключении в Дальлаге вместе с отцом Владимиром Шамониным.

После освобождения из лагеря (в 1936 г.) отец Петр служил в храмах Ногорода и Новгородской епархии. Во время Великой Отечественной войны служил в Новгороде, где с ним произошел чудесный случай. Отец Петр попал под обстрел, оказался в самом центре огня. Казалось, в живых ему не быть. Но в эти минуты отец Петр боялся только одного: остаться не отпетым по православному чину. Среди несмолкаемых взрывов, среди пылающих развалин он начал совершать собственное отпевание. Но Господь сохранил на благо Своей Церкви этого истинного и смиренного пастыря.

После войны некоторое время отец Петр служил в новгородских приходах, а затем был назначен на должность настоятеля бронницкого Спасо-Преображенского храма, находящегося на берегу реки Меты, на дороге из Петербурга в Москву, километрах в 25–27 к югу от Новгорода.

ЦЕРКОВЬ СПАСА-ПРЕОБРАЖЕНИЯ В БРОННИЦАХ. ФОТО 1950-х гг.

К отцу Петру в Бронницу приезжали на исповедь многие священники Новгородской епархии. Одно время он исполнял обязанности епархиального духовника. Помимо духовенства Новгородской епархии к отцу Петру на исповедь приезжало за духовным советом, за утешительным словом и множество мирян – от простецов до интеллигентов. Вокруг отца Петра собиралось тогда много православной молодежи, приходили к нему даже подростки. При свойственной ему любви к уединенной жизни, он тем не менее никогда не оставлял постоянного окормления своих многочисленных духовных чад как из мирян, так и из духовенства: по сути, он являлся старцем в миру.

ПИСЬМО АРХИМАНДРИТА НИКИТЫ

Отец Петр являлся личным духовником и новгородского Владыки Сергия: тот всегда с особым уважением относился к старцу. Поэтому неудивительно, что именно батюшка, по благословению Владыки, участвовал в состоявшемся тогда перенесении из городского музея в Никольский собор Новгорода святых мощей святителя Никиты. (Позднее из-за закрытия собора властями их вновь перенесли – теперь уже в Филипповскую церковь; ныне же святые мощи находятся во вновь открытом прославленном новгородском Софийском соборе.) Переоблачая тогда мощи святителя, отец Петр был настолько поражен степенью их сохранности, что даже прослезился и все приговаривал: «Ведь вот около тысячи лет пролежали они нетленными – и ничего с ними не случилось!»

ЦЕРКОВЬ СПАСА-ПРЕОБРАЖЕНИЯ С. БРОННИЦА, В КОТОРОЙ СЛУЖИЛ О. ПЕТР ЧЕСНОКОВ

Особого образования, тем более духовного, отец Петр не имел и, бывало, говорил: «Мои семинария и академия – Валаам». Именно поэтому он учился напрямую – у святых Отцов. Окружавшей же его молодежи он часто повторял в несколько шутливом тоне, но с самыми серьезными пожеланиями: «Старцы святии, читайте, читайте больше святых Отцов; причем читайте сейчас – именно пока вы молоды».

Сам отец Петр никогда не боялся за себя, за собственное благополучие; вообще всегда бывал прям, а нередко даже и резок в своих высказываниях и суждениях. Он смело проповедовал истину Православия как среди верующих, так и среди атеистов, причем многих из них обратил ко Христу. В конце 1950-х годов власти лишили отца Петра права совершать богослужения в Броннице: такой деятельный пастырь им был не нужен и духовно даже опасен. Батюшку вскоре лишили регистрации*. Формальным поводом для властей к изгнанию ими батюшки из Бронницы послужила все та же его священническая твердость: несмотря на запрет местного «уполномоченного по делам религии» как-либо духовно окормлять детей, он исповедал и причастил пришедшую к нему тринадцатилетнюю девочку, кроме того, в Бронницкой церкви пели в хоре несовершеннолетние!
* Снятие с «регистрации» означало в советское время лишение права служить на данном приходе.

АРХИМАНДРИТ НИКИТА (ЧЕСНОКОВ)

В это же время у батюшки умерла жена. Перед смертью, за две недели, она приняла постриг с именем Надежда. Отец Петр сам написал ей эпитафию: так, что из начальных букв всех строчек складывалось ее монашеское имя «НАДЕЖДА».

После изгнания отца Петра из Бронниц, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I благословил старца по его прошению на поступление в Псково-Печерский монастырь. В январе 1960 года отец Петр принял монашеский постриг с именем Никиты (в честь святителя и чудотворца новгородского Никиты). В том же году был введен в сан игумена, а затем архимандрита, стал духовником Псково-Печорского монастыря. Монашеский постриг отца Петра с наречением ему нового имени Никита совершил псковский Владыка Иоанн (Разумов).

Жил отец Никита в монастыре, где трапезная, на втором этаже, в торце; там поселился впоследствии схиигумен Савва. В келье у него стояло огромное Распятие – перед ним и молился. Некоторые монахи замечали, что свеча в келье старца горит всю ночь – до самого рассвета он творил свою молитву. Несмотря на уже сильно пошатнувшееся здоровье, отец Никита тем не менее старался принимать участие и в общей монастырской жизни: исповедовал, нередко отчитывал бесноватых.

АРХИМАНДРИТ НИКИТА ЧЕСНОКОВ С ДУХОВНОЙ ДОЧЕРЬЮ

Болезнь старец переносил с истинно христианским терпением: никогда не жаловался на боль, всегда сам стирал себе бинты и перевязывал рану. В последние дни перед смертью старец Никита уже еле передвигался и смиренно готовился к переходу в вечность.

Всего лишь за день до кончины (неисповедимыми судьбами Божиими она оказалась поистине мученической) старец был, как никогда, радостен, ибо сподобился особой милости Божией: в монастырских пещерах ему чудесным образом явился первый насельник Псково-Печерской обители – преподобный старец Марк.
Отец Никита тут же поведал благочинному отцу Александру, с которым они вместе прогуливались после службы: «Захожу после Литургии в пещеру и встречает меня преподобный Марк. И вот думаю: «Я – архимандрит, а он-то – простой монах: как же мне у него брать благословение?» А преподобный Марк на такие мои мысли и отвечает: «Там все равны…»

АРХИМАНДРИТ НИКИТА (ЧЕСНОКОВ) — СЛЕВА И ИЕРЕЙ МИХАИЛ ИВЛЕВ

«Конечно же,– продолжал отец Александр,– эта встреча и разговор были духовны… Верно, то был ему уже знак из иного мира. И знак этот вскоре же и оправдался… Только что он мне это рассказал, как вышел на Святую гору в сад, сделал несколько шагов, да и оступился – упал с обрыва на камни… Видно, больная нога его подвела. Сломал, бедный, и позвоночник, сломал и больную ногу, на которую как раз упал. А через сутки и скончался… Видите, как при жизни у него было всегда живое общение с загробным миром, так и перед самой кончиной… Добрый и любвеобильный ко всем был отец Никита».

Архимандрит Никита скончался 25 октября 1963 года, и был погребен в Богом зданных пещерах Псково-Печерского монастыря.

Если войти сегодня в Михайловский собор Псково-Печерского монастыря, то недалеко от входа можно видеть одну из святынь обители – ковчег с мощами святых угодников Божиих. Некогда этот ковчег принадлежал лично отцу Петру. Он был привезен им из Бронницы, где до того хранился в алтаре храма, и подарен Печерской обители.

ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ. КРЕСТНЫЙ ХОД НА СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЕ. НА ПЕРЕДНЕМ ПЛАНЕ — АРХИМАНДРИТ НИКИТА (ЧЕСНОКОВ)

Как рассказывал протодиакон Николай: «У батюшки имелся ковчежец с мощами – очень много мощей было в ковчежце. Еще в бронницкой церкви он отчитывал бесноватых, но очень редко, а в монастыре чаще. Он говорил о бесах известными евангельскими словами, что род сей изгоняется только постом и молитвой; говорил, что это очень трудное дело… А ведь причащаться приводили много бесноватых: кто собакой лает, кто петухом кричит. Бывало, несколько человек – четыре, пять, шесть – одну женщину небольшую ведут, и то через силу. Тут батюшка уходит в алтарь, ставит Чашу на Престол – ведь сразу и не причастить, и выходит уже с мощами. Что он при этом читал, какую молитву – точно не скажу, а вот возьмет и положит на голову бесноватой эти мощи, ковчежец,– тот самый, что, по-моему, теперь слева в Михайловском соборе стоит. И больная как бы засыпает мгновенно, немеет – не кричит, не лает, а некоторые хоть рот и сжимают, но уже не очень крепко. И вот батюшка тогда снова Чашу берет – причащает. Пройдет несколько минут – смотришь; такая больная снова «отходит», как бы «просыпается», но уже не кричит, уже как нормальная – бес ее оставляет. Не могу, правда, сказать – выходит он из нее только на время или вовсе оставляет, но она уже не беснуется… А вот мужчин бесноватых я что-то не помню, все больше женщины. И их было очень много в то время…»

АРХИМАНДРИТ НИКИТА У МОЩЕЙ ПРП. КОРНИЛИЯ ПЕЧЕРСКОГО

Также отец Никита передал в Псково-Печерский монастырь много различных святынь. Среди них была митра святого праведного Иоанна Кронштадтского. В год празднования 90-летия со дня кончины святого основателя Свято-Иоанновскогомонастыря на Карповке в Санкт-Петербурге эту митру преподнесли дар настоятельнице игуменье Серафиме.

После смерти старца Никиты осталась еще одна хранившаяся у него святыня – часть мощей святого мученика Патриарха Гермогена, находившихся прежде под Престолом Новгородского Софийского собора. 16 августа 1990 года, когда был вновь освящен Софийский кафедральный собор Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, святые мощи были возвращены на свое место под Престолом. Они были переданы в собор как благодарный поклон почившего старца Никиты своей родной Новгородской епархии.

В сборнике жизнеописаний подвижников Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Никита (Чесноков) назван в числе духоносных старцев обители.

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

6 ДЕКАБРЯ — СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
ИКОНА СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО С ЧАСТИЦЕЙ ЕГО МОЩЕЙ - КЕЛЕЙНАЯ ИКОНА СВМЧ. СЕРАФИМА (ЧИЧАГОВА)
СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
ДЕКАБРЬ 2022 г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

6 декабря / 23 ноября – День памяти св. благоверного князя Александра Невского (1220/21-1263)
***
6 декабря 1240 г. – После долгой осады монголо-татарские войска ворвались в Киев.
В 1239 г. армия хана Батыя предприняла новый поход на Русь. До этого монголы разбили основные силы Владимиро-Суздальской земли, взяли и разграбили четырнадцать городов Северо-Восточной Руси. Батый мечтал об империи, протянувшейся от Тихого океана до Атлантики. Теперь его путь лежал в южные и западные земли. Однако легкой победы добиться не удалось. Все города русичей приходилось брать штурмом. Первым захваченным городом стал пограничный Переславль, затем Чернигов. К декабрю 1240 г. Батый подошел к Киеву. Хан не хотел разрушать красивый город и предложил горожанам сдаться без боя. Однако киевляне решили биться насмерть. Осада Киева длилась долго. На защиту города вышли все его жители от мала до велика. По свидетельству летописца «один бился с тысячей, а двое – с тьмою». Монголам пришлось использовать стенобитные орудия. Через провалы в стенах монголы ворвались в город. Последний оплот защищавшихся – Десятинная церковь – пал (согласно историческим документам) 6 декабря 1240 г.
***
6 декабря / 26 ноября 1590 г. – Царским указом запрещен переход крестьян от одного хозяина к другому.
Отмечавшийся на Руси 26 ноября по старому стилю Юрьев день (когда чтится память святого Георгия) завершал годовой цикл сельскохозяйственных работ и позволял крестьянам, в период времени за неделю до Юрьева дня и неделю после него уйти от старого хозяина.
26 ноября) / 6 декабря 1590 г. царь Феодор Иоаннович по инициативе Бориса Годунова издал указ, запрещавший переходы крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день. Этот запрет оказался неожиданным для крестьян, именно тогда возникла поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Однако у крестьян еще оставалась возможность скрыться от помещиков. В 1597 г. вышел указ об урочных летах, впервые определявший срок сыска беглых крестьян – 5 лет. Если в течение «урочных лет» помещик не сумел найти своего крестьянина и не подал челобитную о его розыске, он терял на него право и беглый закреплялся за новым владельцем. Норма «урочных лет» прикрепила к земле не только беглых крестьян, но и их детей и жен, ранее не подпадавших под действие «заповедных лет». Любой переход рассматривался как бегство. Беглый подлежал возврату со всей семьей и имуществом.
***
6 декабря / 25 ноября1741 г. – В результате государственного переворота российской императрицей стала Елизавета Петровна (1709-1762), дочь Петра I и Екатерины I.
Елизавета Петровна росла веселой красавицей и была прекрасно образована. После брака родителей, и принятия в 1721 году Петром I императорского титула, дочери Анна и Елизавета получили титул «цесаревны», который отделял детей императора от других членов дома Романовых. Петр, сын казненного царевича Алексея, назывался великим князем, а племянница Анна Иоанновна царевной.
Завещание Екатерины I предусматривало права Елизаветы и ее потомства на российский престол после Петра II (сына царевича Алексея) и Анны (старшей дочери Петра I). Но после неожиданной кончины Петра II в 1730 г., Елизавета оказалась законной наследницей престола, поскольку ее сестра Анна отреклась за себя и своих потомков от прав на российскую корону. Несмотря на завещание, Верховный тайный совет, признав Елизавету незаконнорожденной, отказал ей в правах на престол и «пригласил на царство» Анну Иоанновну, в правление которой Елизавета находилась в опале и была очень далека от политической жизни. Хотя в свете она показывалась достаточно часто и по-прежнему блистала на балах. После смерти Анны Иоанновны в 1740 г. трон наследовал ее двухмесячный внучатый племянник Иван Антонович, но в результате реальная власть перешла к его матери – Анне Леопольдовне.
Русское дворянство и аристократия были недовольны режимом последних правительниц, а широкие слои русского общества считали, что все беды происходят от захвата власти «иноземцами». Но если Анна Иоанновна была русской, то Анна Леопольдовна со своим супругом принцем Антоном Ульрихом Брауншвейгским являлись в глазах народа «чужими», несправедливо правящими Россией от имени младенца-императора, их презирали. Тем более, большое количество «немцев», занимавших главные посты в государстве, тоже многих не устраивало. Бирона ненавидели все, Миниха и Остермана не любили. В этих обстоятельствах массовые симпатии русского общества оказались на стороне Елизаветы, «русской сердцем и по обычаям», на дочь Петра Великого возлагали большие надежды. Центром движения в ее пользу стали казармы гвардейского Преображенского полка. Но немало потрудилась для завоевания симпатий гвардейцев и сама цесаревна. Она часто проводила время в казармах «без этикета и церемоний», одаривала гвардейцев деньгами и крестила их детей. Разговоры о возможном дворцовом перевороте начались ещё в начале 1741 г. Слухи о том, что Елизавета что-то затевает, неоднократно доходили до Анны Леопольдовны, но она не верила. Круг близких сторонников Елизаветы ограничивался в основном «кавалерами» ее двора. В подготовке переворота участвовали Разумовские, братья Шуваловы и Воронцов. Руководителями заговора являлись Лесток и сама цесаревна.
В ночь на 25 ноября / 6 декабря 1741 г. Елизавета Петровна, при поддержке своих сторонников и гвардейских офицеров совершила государственный переворот. В казармах Преображенского полка она обратилась к своим приверженцам: «Други мои! Вы знаете, чья я дочь, ступайте за мною! Как вы служили отцу моему, так и мне послужите верностью вашей».
Не встретив сопротивления, с помощью трёх сотен верных гвардейцев Елизавета заняла Зимний дворец и провозгласила себя новой императрицей. Вызванные полки принесли ей присягу. Солдаты разбудили и арестовали Анну Леопольдовну и ее мужа, а младенца-императора Ивана VI забрала сама Елизавета. К семи часам утра переворот завершился, причём без пролития крови. Наутро после переворота была готова форма присяги новой императрице, и был обнародован манифест, в котором говорилось об узурпации власти иностранцами. Елизавета распорядилась арестовать всю Брауншвейгскую фамилию и ее приверженцев, но «в остальном с ними обходились без ненужной жестокости».
Еще через 3 дня был издан второй манифест, в котором провозглашалось, что Елизавета Петровна вступила на престол «по законному праву, по близости крови к самодержавным родителям». Право дочери Петра I на российскую корону подкреплялось ссылкой на завещание Екатерины I. Елизавета Петровна Романова короновалась в апреле 1742 года.
Иван Антонович был объявлен незаконным государем, не имевшим «никакой уже ко всероссийскому престолу принадлежащей претензии, линии и права», и заключён в Шлиссельбург, а остальное Брауншвейгское семейство отправлено в Холмогоры. Фавориты прежней императрицы Миних, Левенвольде и Остерман были приговорены к смертной казни, позднее замененной ссылкой в Сибирь – чтобы показать Европе терпимость новой самодержицы. Своих же приверженцев Елизавета щедро наградила. Рота Преображенского полка была наименована лейб-компанией. Все рядовые были пожалованы в дворяне и наделены имениями, другие участники переворота также получили высокие чины и подарки.
Стоит отметить, что подобные государственные перевороты были и до, и после Елизаветы Петровны, но есть ряд особенностей, присущих этому событию: с одной стороны, патриотические лозунги в гвардии, с другой – особая роль самой Елизаветы, которая не только приняла участие в перевороте, но и лично возглавила его, а затем сумела удержаться на престоле в течение 20 лет, являясь продолжательницей петровских традиций и преобразований. В целом, внутренняя и внешняя политика Елизаветы отличались стабильностью и нацеленностью на рост авторитета и мощи государственной власти.
Императрица Елизавета была последней правительницей России, являвшейся Романовой «по крови». Официальным наследником престола она назначила своего племянника (сына сестры Анны) – будущего Петра III и женила его на принцессе – будущей Екатерине II. В его официальный титул были включены слова «Внук Петра Великого».
***
6 декабря 1813 г. – Родился Николай Платонович Огарёв (1813-1877). Поэт, публицист, русский революционер.
***
6 декабря 1971 г. – В Париже умерла Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. Matylda Maria Krzesińska; 1872-1971). Русская балерина, прима-балерина Мариинского театра, заслуженная артистка Его Величества Императорских театров, педагог.

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

Однажды ночью идя домой, я увидел впереди громко лающую свору собак. Мне было страшно идти дальше,– постояв какое-то время, я повернул назад и отправился к дому обходными путями. Маме я ничего не сказал об этой истории. Но на следующий же день мне стало очевидно, что она знает о моем вчерашнем поведении, поскольку сама завела разговор о страхе и боязливости. Передаю ее слова: «Каждый человек, и особенно верующий в Бога, обязан преодолевать страх. Это очень опасная и губительная страсть. Если ее не преодолеть, то в самый важный и трудный момент жизни, когда придется выбирать между добром и злом, человек может стать отступником и предателем. Мы знаем, как во время гонений люди из-за трусости отрекались от Христа. С этой страстью следует бороться постоянно, преодолевая страх и боязливость в самых разных проявлениях. Если ты чего-то боишься, нужно идти навстречу этой опасности с молитвой к Богу, к Божией Матери, к своему Ангелу-хранителю. Но самое надежное средство к победе над этой страстью – любовь, окончательно страх может победить только любовь».

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

5 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ КОНЧИНЫ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II
patralex40
РУСЬ ОТЧАЛИВШАЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

4 ДЕКАБРЯ — ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. XV в. СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МИТРОПОЛИТА СИМБИРСКОГО И НОВОСПАССКОГО ПРОКЛА
prokl86
БОГОМУДРЫЙ АРХИПАСТЫРЬ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 ДЕКАБРЯ — СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ ТИХВИНСКИХ

СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ ТИХВИНСКИХ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН САРВ, ПРЕСВИТЕР ТИХВИНСКИЙ (1867–1937)
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК АРСЕНИЙ (ДМИТРИЕВ), ИГУМЕН ТИХВИНСКИЙ (1872–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЕМИЛИАН (ЕМИЛИАН ИВАНОВИЧ ПАНАСЕВИЧ), ПРЕСВИТЕР ТИХВИНСКИЙ (1875–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВАСИЛИЙ КАНДЕЛЯБРОВ, ПРЕСВИТЕР СЕННОВСКИЙ (1889–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКОЛАЙ ПОКРОВСКИЙ, ПРЕСВИТЕР НИКОЛЬСКИЙ (1895–1937)
СВЯТАЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ИГУМЕНИЯ ИОАННИКИЯ (АЛЕКСАНДРА ЯКОВЛЕВНА КОЖЕВНИКОВА; 1859–1937)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

1 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГЕОРГИЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ЖУКОВА
МАРШАЛ Г. К. ЖУКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
МОЖАЙСКИЙ ДЕСАНТ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

29 НОЯБРЯ — ДЕНЬ КОНЧИНЫ МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА (ТУРКЕСТАНОВА)
mitrifon7
ПАМЯТИ МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА (1861–1934). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 НОЯБРЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА ВАВИЛОВА

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ВАВИЛОВ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

25 ИЮЛЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ

Мама жила в ритме природы, постоянно любовалась своим садом в разное время года, специально выходила помолиться среди кустов и деревьев. В течение многих лет она делала выписки из разных книг и статей по народному календарю: там были сведения о приметах погоды в связи с церковным календарем, о прилете и отлете птиц, о свойствах и красоте цветов, деревьев и других растений, а также камней и минералов. Мы постоянно выписывали журнал «Наука и жизнь», из которого мама вырезала и подшивала ежемесячные заметки о природе и календаре. Из того, что собрала мама, можно было бы составить интереснейшую книгу. Все эти материалы были постоянно «в ходу»: когда приходили очередные посетители, мама открывала раздел своего собрания, соответствующий месяцу, неделе и даже конкретному дню и начинала читать выдержки. В такие минуты я не выдерживал, оставлял все свои дела и присоединялся к слушателям…

К сожалению, размеры книги не позволяют опубликовать интереснейшие сведения, которые собрала мама по народному календарю. Поэтому вниманию читателей предлагается лишь один календарный месяц – март. Весна была любимым временем года, а март – любимым ее месяцем, недаром в нем совершились столько важнейших событий ее жизни. 21 марта родился я, в марте сделали маме серьезную операцию, в марте умер мой отец, в марте отошла в вечность и мама. Она знала, что уйдет из жизни в марте, знала даже число – 29-е, о чем сохранились такие свидетельства: за день до смерти она попросила меня снять все деньги с ее пенсионной книжки, чтобы не нужно было потом ходить по инстанциям и оформлять наследство (и здесь, даже перед лицом смерти она думала о том, как избавить сына от лишних хлопот). Сохранился листок с выпиской из церковного календаря, сделанный рукой мамы: на нём записаны даты от 27 до 31 марта с указанием памяти святых каждого дня. Сделана эта запись много лет назад, еще до смерти отца, и именно в этом интервале умерли отец (27 марта) и мама (29 марта – день памяти мученика Трофима).

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

МАРТ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

А. Трофимов

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК