По преданию, икона написана святым евангелистом Лукой в 15-е лето по Вознесении Господнем в Гефсимании, где была погребена Пресвятая Богородица. Большинство написанных им икон впоследствии изменили свои названия, получив новое по имени города или местности, куда их переносили. И только Иерусалимский образ до наших дней сохраняет имя Святого Града.
Существует предание, что преподобная Мария Египетская получила вразумление и благословение на подвиг от Иерусалимской иконы Божией Матери. Во всяком случае, до 453 года чудотворный образ находился в Иерусалиме, а затем император Лев Великий перенес его из Иерусалима в Константинополь и поместил в храме Богоматери, называемом «Пигия», то есть «Источник».
При императоре Ираклии во время нападения скифов город был спасен после всенародной молитвы перед Иерусалимской иконой Богоматери. После этого император повелел перенести икону во Влахернскую церковь Константинополя, где она находилась около трех веков.
В Х столетии, во время похода русских воинов на Херсонес (Корсунь), император Лев VI Философ принес икону в дар Великому князю Киевскому Владимиру, когда тот взял штурмом Корсунь и принял там святое крещение. Святой Владимир принес икону в стольный трад Киев, а впоследствии, после принятия новгородцами христианства, послал чудотворную в Новгород, где она пребывала более четырехсот лет.
В 1478 году Великий князь Московский Иоанн Васильевич III, присоединив Великий Новгород и его земли к Москве, забрал в 1500 году икону и перенес ее в Успенский собор Московского Кремля, где уже были собраны святыни других русских земель. Забирая образ в Москву, Великий князь оставил новгородцам оклад с Иерусалимской иконы. Новгородцы срочно сделали список с иконы и укрепили на нем древний оклад.
До Отечественной войны 1812 года икона пребывала на одном из столпов Успенского собора. В 1812 году французы похитили ее и увезли в Париж, где по сведениям из дореволюционных источников, она находилась в соборе Парижской Богоматери. (Однако по свидетельству недавно почившего в Париже ученого иконописца Л.А. Успенского, все его долгие розыски иконы в парижском соборе ни к чему не привели.) В Успенском же соборе на месте утраченной святыни поставили список иконы XVII века из дворцовой церкви Рождества Богородицы, что на Сенях. На полях этой иконы написаны по кругу: святые апостолы Петр, Павел, Иоанн, Лука, Симон, Филипп, Матфей, Марк, Иаков, Фома и Варфоломей и святые мученики Прокопий, Георгий и Меркурий.
Чтимый список Иерусалимской иконы находится в ныне действующем московском храме Рождества Христова в Измайлове. Храм построен в 1665 году, южный придел освящен в честь Казанской иконы Богоматери, северный – во имя святителя Николая. В правом Казанском приделе и стоит чудотворный список, сделанный в конце ХVII столетия для соседнего царского дворцового храма Покрова в Измайлове. В 1866 году во время холеры образ носили по окрестным селениям вокруг Коломенского и Измайлова, после чего моровое поветрие утихло.
Покровский собор принадлежал тогда уже построенной вокруг него военной богадельне. С тех пор установился обычай ежегодно после Пасхи поднимать икону и с крестным ходом носить по всей округе в течение лета до самого праздника иконы 12 октября. Между тем она весьма тяжела благодаря своим размерам – 3 аршина (2,1 м) в высоту и 2,5 (1,78 м) в ширину, так что ее с трудом поднимали восемь человек. Образ сделан на вырезе на левкасе. Особенности его заключаются в том, что Богоматерь держит Младенца на правой руке, глава Ее также наклонена вправо; персты благословляющей десницы Спасителя сложены именословно. По бокам находятся изображения святых апостолов, а внизу святых мучеников Меркурия, Георгия и Прокопия.
Чтимый список иконы находился еще в московской церкви Вознесения за Серпуховскими Воротами. Она строилась с перерывами с 1696 по 1762 год. Вверху, кроме главного престола приделы Девяти мучеников Кизических и Алексия человека Божия. Внизу – главный престол Иерусалимской Богоматери с приделами Николая чудотворца и преподобного Сергия. После закрытия в 1930 году колокольня (1842 года) была снесена. В 1991 году вновь освящен престол Иерусалимской Богоматери.
Списки Иерусалимской иконы также особо почитаются в московских храмах Воскресения Словущего на Арбате, Илии пророка в Черкизове и Спаса Преображения в Богородском. В 1912–1914 годах на окраине Москвы был воздвигнут величественный шатровый храм Иерусалимской Богоматери (архитектор С. В. Воскресенский), с приделами святых безсребреников Космы и Дамиана, великомученика Георгия и святого благоверного князя Андрея Боголюбского. После закрытия в 1930-е годы шатер был снесен, здание приспособлено под цех. Сейчас его возвратили Церкви и дали ему статус Патриаршего подворья. Всего же в дореволюционной России существовало свыше сорока чудотворных списков Иерусалимской иконы.
Празднование иконе совершается 25/12 октября.
Добавьте комментарий