22 августа – день памяти преподобномученицы Маргариты (Марии Михайловны Гунаронуло). Представляем вниманию читателей главу из книги А. Трофимова «Мне имя – Марина. Святая великомученица Марина (Маргарита) Антиохийская. Имя в истории», посвященную преподобномученице.
***
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА МАРГАРИТА МЕНЗЕЛИНСКАЯ (ГУНАРОНУЛО МАРИЯ МИХАЙЛОВНА; 1865–1918)
Маргарита (Гунаронуло Мария Михайловна) – по происхождению гречанка, родилась примерно в 1865–1866 годы. До принятия иночества Мария Михайловна проживала в Киеве. Духовником ее был протоиерей Александр Корсаковский, настоятель Георгиевской церкви.
В своих воспоминаниях князь Н. Д. Жевахов, знавший матушку задолго до принятия ею монашества писал: «Я видел в лице Марии Михайловны воплощение пламенной веры и горячей любви к Богу. Маленькая, тщедушная, почти уже старушка, она горела как свеча пред Богом: все, кто ее знал, знали и то, что она родилась точно для того, чтобы согревать других своей любовью. Протоиерей Александр Корсаковский понимал настроение Марии Михайловны, страдавшей и тосковавшей в миру… У нее не было половинчатости, не было никаких компромиссов с совестью… По каждому вопросу она обращалась за советом к своему духовнику. Ее безмерная, рвавшаяся наружу любовь к ближнему, искавшая случая проявить себя, ее безграничная снисходительность к человеческим немощам не рождали компромиссов с совестью, не рождали двойственности, ни всего того, что обычно прикрывается благочестием, а в действительности выражает только равнодушие к христианскому долгу… Такие люди, все отдающие другим и ничем не пользующиеся со стороны других, всегда одиноки… Никто никогда не спросит у них – может быть и им что-нибудь нужно, может быть, и они нуждаются в поддержке и в том, чтобы получить ответную ласку. К ним шли, когда было нужно, но не замечали, когда нужда в них проходила…».
Иноческий постриг с именем Маргарита в честь святой великомученицы Марины (Маргариты) Антиохийской Мария Михайловна приняла в женской монашеской общине «Отрада и Утешение»*. Как сказано в житии преподобномученицы, «этот период жизни явился для нее тяжелым испытанием, потребовавшим большого мужества, терпения и смирения».
Указом Святейшего Синода от 18 января 1917 года за № 685, монахиня Маргарита была назначена настоятельницей Мензелинского Пророко-Ильинского женского монастыря Уфимской губернии**, с возведением ее в сан игумении. Это назначение состоялось благодаря стараниям князя Н. Д. Жевахова***, бывшего к тому времени Товарищем обер-прокурора Святейшего Синода. Возведение в игуменский сан происходило в Москве, в присутствии Великой княгини Елисаветы Феодоровны, чрезвычайно (по воспоминаниям князя) полюбившей матушку Маргариту.
Переезд в Мензелинск* был длителен и чрезвычайно труден. Новая настоятельница прибыла в обитель зимой 1917 года. Пророко-Ильинский нештатный общежительный монастырь был одной из крупнейших женских обителей Уфимской епархии. В ней было три храма: Ильинский, Вознесенский и трехпрестольный каменный соборный храм Тихвинской иконы Божией Матери. Действовала монастырская церковно-приходская школа. Имелось налаженное монастырское хозяйство с фруктовыми садами, огородами, пасеками. Монахини трудились в гостинице для паломников, в иконописной, золотошвейной, столярной, портняжной, обувной и переплетной мастерских, а также в просфорной, трапезной, хлебной. В монастыре имелась даже собственная фотолаборатория. Всего к 1917 году в монастыре проживало 50 монахинь и 248 послушниц.
* Мензелинск, районный центр в Татарстане, расположен в Прикамье, на низком берегу реки Мензель. Город основан в 1584–86 гг. В 1781 г. получил статус уездного города Уфимской губернии. В конце XIX – начале XX вв. в городе было 6 церквей, мечеть, женский монастырь, земская больница, женская прогимназия, городское училище и др.
Умная и образованная, игумения славилась своей строгой аскетической жизнью и устроением жизни монастырской в духе древнего благочестия. Она равно заботилась и о внешнем благоустроении обители, и о внутреннем духовном мире насельниц монастыря. Служение матушки Маргариты началось в смутное время. В апреле 1917 года революционная волна докатилась до Ильинского монастыря. Во время гражданской войны территория Уфимской губернии много раз переходила от красных к белым и обратно. По постановлению Временного правительства церковно-приходские школы должны были перейти в ведение Министерства народного просвещения. Игумении Маргарите удалось защитить монастырскую школу от этой передачи.
Из декабрьской газеты «Уфимские епархиальные ведомости» (1917 г.): «Настоятельница Мензелинского Пророко-Ильинского монастыря игумения Маргарита на приглашение городского головы явиться на собрание по поводу передачи городу церковно-приходских школ,– письменно ответила, что монастырская школа должна остаться при монастыре, так как имущество и здание школы принадлежат монастырю, и учительницами состоят послушницы монастыря. Игумения заявила, что содержание школы впредь будет производиться на монастырские средства (до того жалованье учителям платило государство). Непоколебимая воля игумении сохранить связь школьного образования с воспитанием детей в православной вере привела к неожиданному результату: монастырская школа была городом оставлена за монастырем, причем ввиду того, что в этой школе учатся городские девочки, город решил платить учительницам… и выдавать требуемые при обучении пособия…».
18 апреля 1918 года игумения Маргарита была избрана в состав Епархиального совета. В мае 1918 года начался чехословацкий мятеж. К середине июля вся губерния была освобождена от власти большевиков. Однако на западных границах губернии бои продолжались, и город Мензелинск неоднократно переходил из рук в руки.
По рассказу бывшей насельницы Пророко-Ильинского монастыря монахини Алевтины, игумения Маргарита в какой-то момент решила уйти с белыми и не оставаться при власти большевиков: «Она уже была на пристани, когда ей явился образ Святителя Николая, произнесший: «Зачем ты бежишь от своего венца?». Потрясенная видением, игумения вернулась в монастырь и поведала о происшедшем монастырскому священнику. Она попросила этого священника заранее заготовить для нее гроб, а после отпевания похоронить ее в тот же день».
В ночь с 10-го на 11-е августа 1918 года (н. ст.) большевики внезапно покинули город Мензелинск. Жители создали добровольческий отряд по охране города и установили связь с отрядами Белой армии. 21 августа большевики снова повели наступление на Мензелинск. После многочасового боя красные ворвались в город и устроили резню… Число расстрелянных в Мензелинске 21–22 августа достигало 150–200 человек. В той кровавой расправе погибла и игумения Маргарита. Приведем несколько свидетельств и воспоминаний о мученической кончине матушки.
По свидетельству участника гражданской войны (на стороне красных) Я. Ф. Остроумова, поводом к убийству игумении явилась попытка монахинь защитить от расправы кого-то из офицеров (вероятно, раненых, не имевших сил уйти из города): «…несколько белых офицеров, оставшихся в монастыре, скрылись в кельях женского монастыря и были… расстреляны во дворе монастыря, также была расстреляна игумения монастыря… за укрывательство белых офицеров в кельях монастыря».
Через линии фронтов Гражданской войны до князя Н. Д. Жевахова дошли следующие подробности убийства матушки: «В начале октября 1918 года ворвавшись в монастырскую ограду, большевики пожелали осквернить храм, но игумения не пустила их туда. Матушка безбоязненно вышла к толпе пьяных и вооруженных до зубов большевиков и кротко сказала им: «Смерти я не боюсь, ибо только после смерти я явлюсь ко Господу Иисусу Христу, к Которому всю жизнь свою стремилась. Вы только ускорите мою встречу с Господом… Но я хочу терпеть и страдать в этой жизни без конца, лишь бы только вы спасли свои души… Убивая мое тело, вы убиваете свою душу… Подумайте над этим». В ответ на эти слова посыпались площадная брань и требования открыть храм. Игумения наотрез отказала, а большевики сказали ей: «Так смотри же: завтра, рано утром, мы убьем тебя»… С этими словами они ушли. После их ухода, заперев на запоры церковную ограду, игумения Маргарита вместе с сестрами отправилась в храм Божий, где провела всю ночь в молитве, а за ранней обедней причастилась. Не успела игумения выйти из храма, как большевики, видя матушку сходящей с амвона, взяли ее на прицел и в упор выстрелили. «Слава Тебе, Боже!» – громко сказала игумения Маргарита, увидя большевиков с установленными против нее ружьями, и… замертво упала на пол, пронзенная ружейными пулями извергов».
Сохранилось иное свидетельство о мученической кончине игумении Маргариты из уст монахини обители Алевтины: «На следующий день [после оставления Мензелинска белыми] игумению Маргариту как якобы «контрреволюционерку» арестовали прямо во время службы, вывели на паперть соборного храма и, не дав ей приобщиться Святых Таин, несмотря на ее об этом просьбы, расстреляли».
Игумению Маргариту расстреляли 9/22 августа 1918 года. Сестры обители, после отпевания, похоронили игумению-мученицу возлее алтаря соборного Вознесенского храма, где она была казнена.
Из воспоминаний М. В. Михайловой, дочери мензелинского священника: «Рассказывали, что в 1970-е годы, около закрытого тогда собора Мензелинского монастыря решили копать яму за самым алтарем и внезапно натолкнулись на гроб. В нем оказались нетленные останки монахини с крестом на груди. Гроб сей не потревожили, зарыв эту могилу, а для ямы нашли другое место. По-видимому, это и была игумения Маргарита. Говорят еще, что было предсказание одного великого русского святого [кажется, Амвросия Оптинского] о Мензелинском монастыре, что при одной настоятельнице храм поставят, другая будет мученицей, а при третьей – колокола падут. Так и случилось. Игумения Маргарита стала мученицей, а при последней настоятельнице сняли с церкви колокола и монастырь закрыли…».
26 октября 1999 года игумения Маргарита была канонизирована как местночтимая святая Уфимской епархии. По представлению Архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (13–16 августа 2000 г.) игумения Маргарита была причислена к Собору новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Память ее совершается в первое воскресенье, начиная с 25 января / 7 февраля и в день мученической кончины – 9/22 августа.
* Женская община во имя иконы Божией Матери «Отрада и Утешение».
Расположена в поселке Добрыниха, в двух километрах от села Щеглятьево, близ города Чехова. Основана графиней М. В. Орловой-Давыдовой и ее матерью О. И. Орловой-Давыдовой на территории их имения. В 1898 г. община получила официальный статус. На устроение и содержание общины графинями было пожертвовано 103 десятины земли с постройками и лесом и капитал в 200 тыс. рублей.
Еще в 1893 г. здесь был освящен храм в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Второй храм – во имя Успения Божией Матери, с приделом во имя Всех Святых, возведенный по проекту архитектора С. У. Соловьева, был освящен московским митрополитом Владимиром 22 августа 1904 г.
Общину возглавила сама Мария Владимировна Орлова-Давыдова, в 1902 г. принявшая постриг с именем Магдалина. К этому времени относится описание общины: «на месте ранее глухого леса сейчас красуется прекрасный общинский обширный дом с храмом во имя иконы Богоматери, именуемой «Отрада и Утешение». Близ этого дома, как бы детеныши, ютятся: церковно-приходская школа для девочек, приют для сироток малолетних, приют для пристарелых женщин, рукодельная, больница; далее – строения для причта, гостиница, водокачка и службы. Венцом же человеческого творчества в этой местности вот уже второй год является величественный пятиглавый собор… сейчас он отделан только еще вчерне и ждет внутренней своей отделки. Глубокая мысль вложена строителями в означенное здание. Низ собора во внутренней своей части темен; свет дневной падает в него сверху. Такая особенность архитектуры наводит на мысль, что наша греховность, наша загрязненная душа, лежащая долу, присутствуя в сем храме, невольно должна будет искать себе просветления горе…».
Предположительно, около 1917 г. в общине был освящен третий больничный храм во имя Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного в Капернауме.
В начале 30-х гг. монастырь был закрыт. С 1938 г. здесь разместилась Московская городская психиатрическая больница.
В 1991 г. здесь была создана православная община, а на Рождество 1992 г. состоялось первое богослужение. Ныне службы совершаются в домовом храме «Отрада и Утешение» (приход на территории больницы), Успенский храм реставрируется.
** Пророко-Ильинский женский монастырь третьего класса в городе Мензелинске Уфимской губернии
Начало обители было положено в 1836 году жительницей Мензелинска Евфросинией Собиной. С детства она стремилась к иноческой жизни, часто посещала святые места. В 1831 году по благословению старца Серафима Саровского, Евфросиния на свои средства приобрела в Мензелинске дом-келью вблизи кладбищенского храма во имя пророка Илии и начала собирать около себя девиц, желающих посвятить себя иночеству. В 1843 году под руководство Евфросинии поступила 14-летняя мещанская девица Домника Александровна Реутова, ставшая первой ее помощницей.
Число сестер с каждым годом увеличивалось и в 1855 году с высочайшего разрешения при церкви открылась община. Священный Синод принял женскую общину в свое ведомство, а спустя пять лет (в 1860 г.) по указу императора Александра II был организован Пророко-Ильинский женский монастырь третьего класса. Источниками существования обители стали около 150 десятин земли, пожертвованных Е. Ф. Собиной и Д. А. Реутовой (будущими игумениями). За 50-летний дореволюционный период настоятельницами Пророко-Ильинской женской обители были всего две игумении – Евгения (Евфросиния Федоровна Собина) и Филарета (Домника Александровна Реутова), трудами и заботами которых обитель была создана и благоустроена.
Монастырь закрыли в 1921 году, но он продолжал существовать как зарегистрированная религиозная община до 1929 года. Последней настоятельницей обители была игумения Нина (Левашева), монашествующих насчитывалось 28 человек. Осенью 1928 года в монастыре произвели обыск,– практически всё имущество и запасы были конфискованы. Монастырские церкви были разрушены летом 1932 года. К настоящему времени в городе сохранилась лишь часть ограды и некоторые второстепенные постройки, а в совхозе имени Воровского, в бывшей монастырской даче – каменная церковь в честь Преображения Господня. На месте бывшего монастыря в 1973 году были построены здание районной школы ДОСААФ, гаражи автошколы со смотровыми ямами (предположительно на месте Вознесенской церкви). Двор школы заасфальтирован. Из-за этого попытки найти место захоронения преподобномученицы Маргариты не увенчались успехом.
*** Князь Николай Давидович Жевахов (Джавахишвили; 1874–1946)
Российский государственный и религиозный деятель; духовный писатель. Исполняющий должность товарища Обер-прокурора Святейшего Синода (с 15 сентября 1916 года по 28 февраля 1917 года).
Принадлежал к русской ветви древнего грузинского рода князей Джаваховых. Сын помещика Полтавской губернии князя Д. Д. Жевахова. С 1906 года занимался собиранием сведений о жизни святителя Иоасафа Белгородского (Горленко), дальним родственником которого был, и сыграл значительную роль в его прославлении в 1911 году. Плодом трудов князя Жевахова стали 3 тома «Материалов для биографии святителя Иоасафа Горленко, епископа Белгородского и Обоянского», которые были изданы в Киеве в 1907–1911 гг. Был убежденным монархистом, заметную роль в его жизни сыграл духовный писатель С. А. Нилус.
Один из инициаторов и активных участников предпринятого в 1910–1915 годах Императорским Православным Палестинским Обществом построения храма Свт. Николая в Бари (Италия). 6 мая 1914 году ему пожаловано звание камер-юнкера Высочайшего Двора. 1 января 1917 г. возведен в звание действительного статского советника и пожалован званием камергера. С 1 по 5 марта 1917 года находился под арестом по распоряжению Временного правительства; выпущен на свободу без предъявления обвинений и уволен от должности. Вскоре после революции покинул Петроград, проживал в Киеве, затем в имениях брата и сестры. После захвата власти большевиками, до начала 1920 г., находился на территории, контролируемой Белыми армиями. С февраля 1919 г. по сентябрь 1920 г. – жил в Сербии, стал одним из инициаторов создания и председателем русско-сербского общества. С сентября 1920 года начал заведовать подворьем свт. Николая в Бари. В своей книге «Воспоминания» подробно описал «красный террор».
Родной брат Н. Д. Жевахова – Владимир Давидович Жевахов (Иоасаф, епископ Могилевский; 1874–1937) прославлен Русской Православной Церковью как священномученик. В день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря 1937 г. Особой тройкой НКВД по Курской области он был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян.
Добавьте комментарий