Главная Книги Памятные даты

ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА ВЫШЕСЛАВЦЕВА (ИНОКИНЯ МАРИЯ; 4.03.1898–30.06.1995)

ПАМЯТИ ОЛЬГИ НИКОЛАЕВНЫ ВЫШЕСЛАВЦЕВОЙ (ИНОКИНИ МАРИИ) ПОСВЯЩАЕТСЯ

О. Н. ВЫШЕСЛАВЦЕВА. 1980-е гг.

Сегодня, 30 июня,– день кончины Ольги Николаевны Вышеславцевой (инокини Марии).

Двадцать три года прошло со времени кончины Ольги Николаевны Вышеславцевой. Друзьям, подопечным, знакомым теперь так не достает ее живого участия в их судьбе, возможности задать вопрос и получить ответ, исполненный духовного разумения, сострадания, христианской любви.

Слепая, девяностосемилетняя, очень и очень больная, уже лишенная способности самостоятельно передвигаться,– Ольга Николаевна до последнего дыхания своей долгой жизни продолжала исполнять послушание, данное ей старцами,– служить людям, «от людей не уходить». И она служила, забывая про страшные боли, про свои немощи, самоотверженно принимая собеседника в свое сердце, полное христианской любви,– и совершалось чудо. Никто не уходил неутешенным, неуслышанным. Способность так относиться к человеку – плод многолетней и тщательной работы над собой и, конечно же, дар благодати Божией.

В самые последние дни жизни ею было записано (как обычно в это время – под диктовку) обращение «Друзьям», своего рода духовное завещание всем знаемым (и незнаемым):
«Дорогие мои друзья, давние и недавние! Благодарю Господа Бога за то, что Он избрал меня орудием для встречи с вами; меня, грешную, чтобы по возможности передать вам то, что я считала главным в жизни. А это – встреча со Христом, которая происходит как чудо через Евангелие. Встреча и исполнение Его святых заповедей. Встречи людей не случайны, но только Евангелие может раскрыть смысл этих встреч. Это требует чистоты сердца и бескорыстного служения людям. Простите меня и молитесь, чтобы Господь умудрил вас и чтобы Он всегда был близ вас. Прошу вас помнить, что не Господь уходит от нас, а мы от Него. В этом самый большой наш грех.
Мы все свидетели чуда, надо научиться видеть, понимать происходящее. Да поможет вам всем Господь и да хранит вас Матерь Божия, Чистейшая Голубица, и все мученики и святые. Сострадание и бескорыстие должно в нас быть…
Благодарю Господа за все, за радости, за болезни, за испытания, за Промысел Божий, который я чувствую…
Очень я томлюсь. Каждому своя Голгофа. Так хотелось бы написать о своем пути, о детстве, отрочестве…»

***

ТРИ ВСТРЕЧИ. М. 1997 г. ОБЛОЖКА

Это желание Ольги Николаевны составитель книги о ней попытался исполнить. Вышло два издания, в которые вошел текст о ее жизни и судьбе: «Три встречи» Изд. «Паломник». М., 1997 и «Три судьбы» М., «Православный паломник». М, 2008.
Совсем недавно на мой сайт пришло письмо из Сакт-Петербурга от Анастасии:
«Здравствуйте, слушаю сейчас по радио Град Петров чтения из книги «Три судьбы» – воспоминания Ольги Николаевны Вышеславцевой. Насколько это интересно и очень радостно! Так хочется поделиться с окружающими – так много страдающих людей вокруг, эта книга способна дарить надежду и вдохновлять на помощь близким. Нигде в интернете ее не найти, и не купить нигде. Подскажите, пожалуйста, где можно ее скачать, или купить в Спб. Смотрела в магазинах – ее нет.
С уважением, Анастасия».

Откликаясь на эту и не только эту просьбу читателей, ко дню памяти Ольги Николаевны начинаем публикацию на сайте нового, исправленного и дополненного издания книги о ней с новыми иллюстрациями. В этой части публикуется жизнеописание Ольги Николаевны и ее чудесные рассказы и воспоминания, так полюбившиеся читателям.

Александр Трофимов

***

ТРИ ВСТРЕЧИ. М. 1997 г. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Приведем выдержки из предисловия к первому изданию книги:

«Да будет украшением вашим
не внешнее плетение волос,
не золотые уборы или нарядность
в одежде, но сокровенный
сердца человек в нетленной
красоте кроткого и молчаливого духа,
что драгоценно пред Богом».
(1 Пет. 3, 3-4).

Идеал женщины-христианки нарисовал святой апостол Петр в своем Послании, говоря о сокровенном внутреннем человеке. Во Христе нет разницы между мужчиной и женщиной в том смысле, что для всех готова благодатная помощь свыше. Но благодать Божия не уничтожает и различия: у женщин есть особое достоинство, особые дары и призвание, особое служение.

На Руси именно женщины, и прежде всего матери, создавали ту среду благочестия и чистоты, которая взрастила чреду великих подвижников Русской земли. Светлые образы матерей проходят через жития многих русских святых.

Какое великое духовное богатство представляют образы женщин-христианок в живом потоке русской религиозной и культурной жизни! Как много света и тепла даровано через них душам близких! Они учат – прежде всего, своим собственным примером – любви, состраданию, терпению. Особенно проявились эти качества русских верующих женщин в годы испытаний.

НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ ВАЛЬТЕР ШУБАРТ (5.8.1897–15.9.1942)

Удивительные и точные слова сказал о русской женщине известный немецкий философ Вальтер Шубарт (1897–1942), который был женат на русской эмигрантке, и потому знал о характере наших соотечественниц не понаслышке.

«Разные народы дали разные образцы человеческих идеалов. У китайцев это мудрец, у индусов – аскет, у римлян – властитель, у англичан и испанцев – аристократ, у пруссаков – солдат, а Россия предстает идеалом своей женщины. Достоевский был прав, возлагая на нее большие надежды. Русская женщина самым привлекательным образом объединяет в себе преимущества своих западных сестер. С англичанкой она разделяет чувство женской свободы и самостоятельности, не превращаясь при этом в «синий чулок». С француженкой ее роднит духовная живость, без потуг сострить; она обладает тонким вкусом француженки, тем же чувством красоты и элегантности, не становясь жертвой тщеславного пристрастия к нарядам. Она обладает добродетелями немецкой домохозяйки, не сводя жизнь к кастрюлям; и она, как итальянка, обладает сильным чувством материнства, не огрубляя его до животной любви. К этим качествам добавляются еще грация и мягкость, свойственные только славянам.
Никакая другая женщина, по сравнению с русской, не может быть одновременно возлюбленной, матерью и спутницей жизни. Ни одна другая не сочетает столь искреннего стремления к образованию с заботой о практических делах, и ни одна так не открыта навстречу красоте искусства и религиозной истине.
Женщина – смертельный враг большевизма, и она его победит. В этом мировое предназначение русской женщины… У нас есть серьезные основания для надежды, что русский народ спасет именно русская женщина…»

С Ольгой Николаевной Вышеславцевой я встретился впервые в праздник Святых жен-мироносиц в 1977 году, и с тех пор, как правило, в этот день мы бывали вместе, молились, беседовали.

Господь открыл ей день кончины, и она заранее попросила меня вместе с другими близкими читать Псалтирь, пока ее тело будет находиться дома. Помнится, заехал на машине отец Валерий Ларичев, сказавший, что мне нужно завтра утром быть в доме Ольги Николаевны для чтения Псалтири*. «Но ведь она еще жива!» – «Не рассуждай, приезжай, так Ольга Николаевна сказала»,– ответил отец Валерий. Ранним утром я отправился в Москву и перед электричкой позвонил со станции: Псалтирь по усопшей уже читали.
* Тогда у меня в доме еще не было телефона, и отец Валерий специально заехал ко мне на Сходню, чтобы передать благословение Ольги Николаевны.

Когда приехал и вошел в комнату, увидел Ольгу Николаевну, облаченную в монашескую одежду. Белый апостольник придал всему одеянию какую-то праздничность. Теперь для всех стало явным то, о чем при жизни Ольги Николаевны было известно немногим: ее тайный иноческий постриг с именем Мария. На лице инокини Марии заметна была улыбка. Во время чтения Псалтири сохранялось живое ощущение ее присутствия в комнате.

При погребении на Армянском кладбище священник говорил, что мы провожаем молитвенницу за нас, и каждый, кто будет поминать ее, обязательно получит молитвенную помощь…

ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА ВЫШЕСЛАВЦЕВА (ИНОКИНЯ МАРИЯ; 4.03.1898–30.06.1995)

ЧАСТЬ 1

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

ТОРГОВЫЙ ДОМ МЮР И МЕРИЛИЗ НА КУЗНЕЦКОМ МОСТУ (СОВРЕМЕННЫЙ ЦУМ)

Ольга Николаевна родилась 4 марта по н. ст. 1898 года в Москве. Отец – Николай Баратов – служил главным бухгалтером в большом универсальном магазине Мюр и Мерилиз (ныне ЦУМ). На свое жалование он мог достойно содержать большую семью, в которой было пятеро дочерей и два сына. Одним из прадедов Ольги Николаевны был сын генерала от инфантерии графа Д. Г. Бибикова и княгини Чернышевой, происходившей из обрусевшего грузинского рода князей Бараташвили. Дед – Дмитрий Иванович Баратов – был записан в мещанском сословии. Как и отец, управлял имением. Бабушка Валентина Егоровна Никольская происходила также из мещан. В семье было трое детей. В1886 году 34-летний Дмитрий Иванович заболел и умер. Валентину Егоровну принял ее брат – Константин Егорович, живший в Тульской губернии. Он и отправил 12-летнего племянника Николая в Москву на учебу. В 90-х годах XIX века Николай Дмитриевич окончил Коммерческое училище со специальностью бухгалтера и, поступив на службу в универсальный магазин Мюр и Мерелиз, женился на молодой вдове Татьяне Семеновне Мельниковой, будущей матери Ольги Николаевны и других детей семьи Баратовых*. Предки Ольги Николаевны с материнской стороны происходили из крестьян Смоленской губернии.
* Николай Дмитриевич и Татьяна Семеновна Баратовы были одногодками (родились в 1874 г.). В 1896 году у них родилась дочь Ольга, затем – Валентина (1900 г.). Владимир (1901 г., умер в 1940 г.), Зинаида (1903 г., умерла в возрасте 3-х лет), Нина (1906 г., умерла в 1997 г.), Александра (1909 г.), Лев (1910 г., умер в 1917 г.

ТОРГОВЫЙ ДОМ МЮР И МЕРИЛИЗ НА КУЗНЕЦКОМ МОСТУ (СОВРЕМЕННЫЙ ЦУМ)

Первую квартиру свою Баратовы снимали на Остоженке. Впоследствии семья несколько раз переезжала – жили на Воздвиженке, в Лялином переулке. Последний адрес – Калашный переулок, 91. Квартира находилась на четвертом этаже, имела пять комнат. В доме были голландские печи, топившиеся дровами, которые носили из подвала. Хозяйство вела бабушка – Евдокия Семеновна.

На работу отец уходил к девяти часам утра, а на обед собиралась вся семья – отец, как правило, приходил с работы, так как все квартиры были неподалеку от универмага, где он служил.

Религиозным воспитанием детей родители, практически, не занимались. Но, конечно, дети изучали Закон Божий в гимназии. Бабушка каждое утро и вечер неукоснительно прочитывала молитвенное правило. Она же водила детей в храм говеть во все большие праздники. К праздникам заранее готовились – девочкам обязательно шили новые платья. Приходили дворники, поздравляли. Дворникам дарили гостинцы, угощали.

ЗДАНИЕ ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ М. А. РУМЯНЦЕВОЙ, В КОТОРОЙ УЧИЛАСЬ О. Н. БАРАТОВА. МОСКВА

С детства Ольга Николаевна была очень религиозна. Она была наделена даром молитвы, который углубляла и совершенствовала в течение всей своей жизни. Вот ее воспоминание, относящееся к самым первым годам жизни:
«Наверное, мне было около пяти лет, когда впервые я увидела храм Пророка Илии Обыденного, и с восторгом созерцала все, происходящее там, сидя на плече Максима, чернобородого швейцара в нашем доме. Этот молчаливый земляк нашей старинной няни по моей неотступной просьбе стал брать меня с собой, когда шел в этот храм. Он ставил меня на ступеньку перед солеей, против образа Казанской Божией Матери, а сам шел в конец. Когда служба кончалась и все прикладываись, он появлялся. Мы уходили из храма, шли молча до дома, и он передавал меня нашей удивительной няне, почтительно докладывая: «Екатерина Тимофеевна, извольте получить». Дружба моя с Максимом длилась три года, пока он не взял посох и суму и не ушел странствовать по святым местам. Больше я его уже не видела, но за эти три года, когда он брал меня в храм, я ему так благодарна!
В храме для меня все проплывало мимо: прихожане, певчие, весь клир. Лились мелодии песнопений, я вслушивалась в молитвы, в слова ектений, но больше молилась своими словами. В этом храме я еще тогда, девочкой, услышала и пережила самое настоящее, драгоценное, что уже никогда не умирало в душе, несмотря на все зигзаги в жизни, и светило, как путеводная звезда. Там же я пережила и незабываемые минуты горячей молитвы и утешение от образа Казанской иконы Матери Божией. Главное, там было общение с Тем, к Кому были обращены и мое сердце, и мысль, и слезы, и радость и сострадание…»

АРХИЕПИСКОП САН-ФРАНСИССКИЙ ИОАНН (КНЯЗЬ ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ШАХОВСКОЙ) (1902-1989)

Живя в Москве, она часто встречалась во время прогулок в саду с мальчиком по имени Дмитрий – будущим архиепископом Иоанном (Шаховским). Обычно он приходил с гувернанткой, и юной Ольге очень нравилась манера общения мальчика: благородная, непринужденная. Дмитрий дал ей первые уроки подлинного общения, беседуя как с равной, будучи сам неизмеримо более начитан. Обычно обсуждались прочитанные книги, и мальчик всегда спрашивал Ольгу, что особенно поразило ее в прочитанном, что взяла для себя, что поняла в книге.

Каждый раз Дмитрий просил у своей гувернантки разрешения побеседовать с барышней во время прогулки. Уезжая с семьей из Москвы, при последней их встрече, он обратился к гувернантке: «Разрешите мне поцеловать руку мадемуазель Ольги?» – на что получил ответ: «Не только руку, но и в щечку можно поцеловать», то есть даже прикоснуться к девочке – на это требовалось разрешение старших. Так воспитывалось целомудрие и благородство.

Ольга Николаевна всегда с любовью вспоминала об архиепископе Иоанне и говорила, что встреча с ним в детстве – это подарок на пути жизни.

ОЛЬГА БАРАТОВА — ГИМНАЗИСТКА. 1910-е гг.

Еще один эпизод из детства. Было Ольге лет девять-десять. Занятия в школе продолжались довольно долго, и потому мама давала ей с собой завтрак. Однажды, возвращаясь из школы, Ольга увидела старушку-нищенку, просящую подаяние. На следующий день она отдала нищенке свой завтрак и стала делать это каждый день в течение почти полугода. Когда в школе у Ольги начались обмороки, никак не могли понять причины – она сохранила в тайне от взрослых свою милостыню.

У Ольги Николаевны было изумительное качество, так редко встречающееся ныне: она могла отдавать последнее. Если человеку было что-то необходимо: деньги, продукты, вещи – отдавала все, не оставляя ничего «про запас».

Она говорила: «Господь подаст, а если нет – то и не нужно, и слава Богу!»

В 1916 году умерла мать – Татьяна Семеновна. У Ольги Николаевны на всю жизнь сохранилось такое воспоминание:
«Наша мама всегда очень чтила святителя Николая. Она много болела. Когда заболела последней, предсмертной болезнью и уже знала, что не поправится, то вдруг увидела около себя святителя Николая. Во сне? В каком-то промежуточном между сном и бодрствованием состоянии. Святитель сказал: «Пойдем!» Мама ответила ему, что у нее много детей, и она не может оставить их, надо благословить. Он сказал: «Хорошо, подожду» и отошел в сторону. Мама видела около икон горящую свечу и стоящего святителя. Потом все исчезло.
Утром она позвала старших детей и попросила заказать от ее имени иконочки в серебряной ризе одного размера, только разные. Заказ был готов через несколько дней. Мама всех собрала, каждого благословила (иконочкой), простилась и на рассвете следующего дня тихо скончалась».

ОЛЬГА БАРАТОВА С СЕСТРОЙ АЛЕКСАНДРОЙ. 1912 г.

В том же 1916 году Ольга закончила Московскую женскую гимназию М. А. Румянцевой. В начале 1917 года она заболела и уехала лечиться в Екатеринославскую губернию, где некоторое время учительствовала. С огромным трудом ей удалось выбраться с юга и вернуться домой. После революции семья Баратовых продолжала жить в той же квартире. В Москве было тревожно, семья голодала, и отец, чтобы спасти детей, отправил их к родственникам в Орловскую губернию.

В 1919 году Ольга Николаевна, как старшая, привезла сестер в Москву, где их устроили в интернат. Дети приходили домой в субботу, а в воскресенье вечером возвращались в интернат. В эти годы отец женился вторично*. В1922 году интернат закрыли, и дети вернулись домой. Семья, наконец, снова собралась вместе.
* Вторая жена Николая Дмитриевича была армянка, поэтому, когда он умер (в 1942 г.), его похоронили на Армянском кладбище в Ваганьково. Здесь же обрели свое последнее пристанище Ольга Николаевна и ее муж Николай Николаевич Вышеславцев.

Ольга Николаевна после окончания гимназии стала служить в канцелярии московского военкомата и училась в Ермоловской студии. Сценическое дарование ее, особенно проявившееся в ролях комических, было замечено патронировавшей студию Марией Николаевной Ермоловой, которая испытывала к юной студийке с лучистыми добрыми глазами и умной улыбкой искреннюю симпатию*.
* Привязанность к театру Ольга Николаевна сохраняла до конца жизни. В ее доме бывали актеры и режиссеры, спрашивали советов, и Ольга Николаевна давала четкие и профессиональные ответы. Однажды, отправляясь смотреть телевизионный спектакль, она призналась: «Друзья просили оценить постановку, кроме того, мне это интересно профессионально».

АКАДЕМИК НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ ДРУЖИНИН (1886 — 1986)

К этому времени относится ее знакомство с Николаем Михайловичем Дружининым (впоследствии – академиком, известным ученым-историком). В своих письмах Ольге Николаевне (датированных 1921-м годом) Николай Михайлович замечал: «…Вы обладаете неоценимым даром – сочувственно переживать страдания и радости окружающих людей». Свое теплое и очень искреннее чувство к ней Н. М. Дружинин пронес через всю жизнь. В том же 1921-м году он писал: «…Вы, действительно, прекрасны в своем обаянии вечно-женственного, со своим богатым запасом душевного чувства, которое разливает вокруг себя свет и тепло…»

На работе ее все уважали за благородство, аккуратность, точность, пунктуальность. Ее ценили не только за умение трудиться, но и за достоинство, соединенное с любовью к людям. Когда она была начальником отдела, там всегда был порядок: никто не опаздывал, не прогуливал, она требовала точного исполнения дела. Никогда ни с кем не ссорилась и постоянно держала коллектив в работоспособном состоянии, во взаимной приязни. Сама Ольга Николаевна говорила: «Если жить ради Господа, то и трудиться обязаны ради Господа».

Ольга Николаевна не раз говорила (даже перед одной из последних своих исповедей), что с детства просила Бога: «Сделай мою жизнь трудной, чтобы мне не стыдно было смотреть в глаза людям». Господь исполнил ее молитву. Жизнь была трудной…

СЕМЬЯ

ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА БАРАТОВА В СВОЕЙ КОМНАТЕ НА АРБАТЕ. 1920 -е гг.

В 1922 году, когда Ольга Николаевна вышла замуж за Александра Борисовича Руднева, она очень скоро поняла, что совершила ошибку. Но и расставшись с мужем в первые месяцы беременности, она сохранила с ним дружеские отношения до самой его кончины (последовавшей в начале войны). В годы, когда Александр Борисович был в ссылке, она посылала ему продукты и книги.

В 1923 году она соединила свою жизнь с Николаем Николаевичем Вышеславцевым (1890–1952), художником и искусствоведом, человеком, известным в писательских и художнических кругах Москвы как автор прекрасных портретов деятелей русского искусства, как книжный иллюстратор, страстный библиофил и эрудит, а впоследствии как художественный критик и замечательный педагог. История их знакомства записана (со слов Ольги Николаевны) И. Федоровой:
«Ольга Николаевна работала в Московском горвоенкомате, была замужем за Александром Борисовичем Рудневым. Он очень долго и упорно ухаживал за обаятельной девушкой с огромными голубыми глазами. Сочетание браком произошло по его настойчивой инициативе. Жили они в прекрасной квартире на Арбате.
Александр Борисович был знаком со всей Москвой и многие его приятели, даже по шапочному знакомству, были частыми гостями в доме. Ольге Николаевне помимо ведения домашнего хозяйства надлежало также участвовать в окололитературных интересах мужа и принимать его знакомых, имеющих сомнительные, как ей иногда казалось, нравственные правила. Очень скоро она поняла, что литературная богема – совсем не ее стиль жизни. Пришел тяжелый период размышлений о будущем, особенно, когда она узнала, что забеременела, и все яснее становилось, что было ошибкой соединение своей жизни с человеком совсем других нравственных правил. Приходила в голову горькая мысль о прерывании беременности. Муж не возражал.

Еще до этого тяжелого периода однажды ее супруг неожиданно привел домой двух новых для Ольги Николаевны людей – Анну Юльевну Петипьер и Николая Николаевича Вышеславцева. Ольге Николаевне больше довелось общаться с дамой, поскольку у мужчин было какое-то общее дело, но она отметила, каким пытливым взглядом окинул ее посетитель. Это даже вызвало в ней какой-то внутренний протест, хотя расстались они спокойно.

Ольга Николаевна решила брать уроки французского языка у Анны Юльевны. Для этого нужно было приходить во Дворец искусств, где та жила. На Поварской жил и Николай Николаевич. Он уговорил Ольгу Николаевну позировать ему для портрета. Как это нередко бывает у художников, работа вызвала увлеченность не только внешним обликом портретируемого, но и всем своеобразием индивидуальности нового человека. Художник и сам был увлекательным собеседником. Когда Анна Юльевна пропустила однажды урок (или, возможно, он попросил ее это сделать), то предложил заниматься французским с ним. Сближение интересов явно нарастало.

В одну из отлучек мужа (а Александр Борисович отсутствовал довольно часто, и Ольга Николаевна не без основания догадывалась об очередных его романах), днем зашел к ней Николай Николаевич, которого ее супруг, по-видимому, попросил не оставить вниманием, пока он будет за городом «на рыбалке».

ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА И НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ВЫШЕСЛАВЦЕВЫ. 1926 г.

Проявляя заботу о жене приятеля, Вышеславцев пригласил ее в кино. Ольга Николаевна рассеянно согласилась, и они отправились в кинотеатр «Континенталь» (в центре Москвы), но фильм почему-то не досмотрели, а, выйдя на Манежную площадь, прошли краем Александровского сада, направляясь к Воздвиженке и Арбату. Николай Николаевич был для Ольги Николаевны в тот момент новым человеком и чуть ли не случайным собеседником. Когда на одном из поворотов беседы новый знакомый спросил, почему у них с мужем нет ребенка, она была настолько занята своей тяжелой думой о том же, что этот неожиданный вопрос вызвал и неожиданно откровенный ответ. Она горячо и эмоционально объяснила: ребенка иметь может и уже беременна, но так как ее брак – ошибка, то придется уходить от мужа и избавляться от беременности; одной ребенка ей не поднять. Преодолев большое замешательство, Вышеславцев стал убеждать спутницу, что делать этого нельзя, что каждая женщина должна дорожить материнством, и еще много хороших и мудрых слов произнес с искренним участием и теплом, вызвавших сердечный отклик в душе Ольги Николаевны. Далее произошло совсем неожиданное. Николай Николаевич взял ее руку и сказал: «Вот моя рука. Обопритесь на нее. Я обещаю Вам свою помощь. Как только я увидел Вас, я понял, что Вы – именно та женщина, которая мне нужна. Но кроме помощи, любви и верности я не могу предложить ничего другого…» Далее он рассказал, что женат и что даже есть дочь, но жену он не любит, и никогда не будет жить вместе с ней*. Ольга Николаевна была так поражена его словами, что долго не могла произнести в ответ ни слова. В это время они уже прошли всю Воздвиженку и молча подходили к Арбатской площади. Состояние души Ольги Николаевны было смятенным, не управляемым. Вдруг ее посетило отчетливое, ясное и зловещее видение. Перед внутренним взором прошло три гроба, при этом она достоверно знала, что хоронит Александра Борисовича, сына и Николая Николаевича. Много позже она припомнила свое видение.
* В 1984 году, когда А. Саакянц опубликовала в «Огоньке» свою статью «Новое о Марине Цветаевой», то благодаря этой публикации Ольгу Николаевну разыскала дочь Николая Николаевича Елена Николаевна. Ей было 70 лет, она жила в Севастополе и приезжала специально, чтобы повидаться и познакомиться с Ольгой Николаевной. Встреча была очень сердечной. Елена Николаевна рассказывала о своей матери Марии Павловне Вышеславцевой, которая работала врачом в Севастополе, была уважаемым в городе человеком. Она была немного старше Николая Николаевича, умерла в первые послевоенные годы. О ней дочь говорила, что характер был непростой и не очень легкий. Николай Николаевич, который тонко разбирался в людях, принял такое решение, конечно, не случайно. Совместная жизнь с человеком, слишком сильно вторгающимся в его внутреннюю свободу, для него была невозможна.

Когда Ольга Николаевна пришла в себя, произошел очень важный перелом в ее состоянии. Теперь она знала, что хочет иметь ребенка, а также осознала, что верит Николаю Николаевичу и готова принять его помощь…

Одному Господу известно, какой ценой досталась 25-летней женщине ее воля родить ребенка и уйти от мужа… Но при всех сложностях, выпавших на долю Ольги Николаевны, не была поколеблена ее великая благодарность Николаю Николаевичу – за сына. На этом фундаменте, а также при их нравственной и сердечной близости сложилась именно та форма совместной жизни в разных квартирах, которая длилась около двадцати лет и изменилась только в военные годы».

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ВЫШЕСЛАВЦЕВ (1890-1952)

Союз с Николаем Николаевичем, длившийся три десятилетия, был главным событием в жизни Ольги Николаевны, ее жизнью и судьбой, ее счастьем и ее мукой, ее крестным путем. Николай Николаевич был высок ростом, красив и статен, и многие женщины влюблялись в него, теряя голову, как Марина Цветаева, посвятившая ему несколько едва ли не лучших своих лирических стихотворений. Влекла к нему необъятная образованность и широта натуры: матерью его была графиня Кочубей, и когда он носил усы, то и впрямь походил на своих могучих украинских предков. Николай Николаевич окончил в Париже художественную академию, воевал в первую мировую войну на русско-германском фронте и после тяжелого ранения долгие месяцы провел в лазаретах. Может быть, это давнее ранение и послужило одной из причин его сравнительно ранней смерти.

Николая Николаевича отличала необычайная широта интересов не только в области искусства, но также философии и истории религий, русской и мировой литературы. Вышеславцев жил тем, что писал заказные портреты, продавал свои картины, рисунки, преподавал живопись. У него было немало преданных и любящих учеников. Его влияние на молодежь было неотразимым. Ученики понимали, любили его, готовы были пострадать за своего учителя.

У Николая Николаевича была хорошая квартира, из которой его выселили после революции, предоставив все же однокомнатную квартиру в Леонтьевском переулке. Здесь, в полуподвальном помещении, были и мастерская, и место жительства. Вышеславцев вырубил дверь в подвал дома и оборудовал там просторную библиотеку. Без преувеличения можно сказать, что это была одна из лучших личных библиотек России, насчитывающая несколько десятков тысяч томов. Николая Николаевича знали все букинисты Москвы, откладывали ему книги, величайшим знатоком и любителем которых он был. Здесь было замечательное собрание книг по искусству, философии, истории. Николай Николаевич собрал почти всю выходившую в свет литературу о Леонардо да Винчи, составил картотеку с выписками – несколько тысяч карточек, так как хотел написать большую монографию о своем любимом художнике. В 30-е и 40-е годы это была самая значительная частная библиотека Москвы.

Будучи оба очень яркими, сильными индивидуальностями, Ольга Николаевна и Николай Николаевич шли каждый своим путем, уважая искания и интеллектуальные увлечения друг друга, стараясь по возможности разделять их и непрестанно учась друг у друга.

Н. Н. ВЫШЕСЛАВЦЕВ. — ХУДОЖНИК СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА. АЛЬБОМ

Николай Николаевич написал замечательную серию «Воображаемые портреты» великих художников, писателей, музыкантов всех времен и народов. Ольга Николаевна сохранила и продолжила, как могла, эту линию в творчестве мужа. Многие годы она собирала копии портретов и фотографий деятелей русской культуры. Из этих материалов она делала тематические альбомы, которые впоследствии подарила в Российскую Государственную библиотеку.

Одним из лучших женских портретов Николая Николаевича, а он был великим мастером, бесспорно, можно считать его портрет Ольги Николаевны этого времени. Мы видим на нем прекрасное одухотворенное лицо женщины, которая вот-вот станет матерью, с глубоким, лучистым, устремленным вглубь себя взором.

20-го января 1924 года Ольга Николаевна родила сына, назвав его Вадимом. После этого она развелась с мужем, квартиру на Арбате разменяли, и она в 1926 году поселилась с сыном в Кривоарбатском переулке, где и прожила почти до самой своей кончины.

Вадим – удивительный мальчик, воплощенная воспитанность, нравственность и благородство, множество талантов. Он называл Николая Николаевича «дядя Коля». Вадим встречался с отцом, и Ольга Николаевна поощряла эти встречи. Она не настраивала сына против отца, а напротив, поддерживала добрые настоящие отношения, уважение к его новой семье. В письмах Вадима к отцу – постоянно звучит любовь и забота о матери. Он жил в атмосфере любви и настоящего уважения к личности человека. Вадим был очень одаренным: писал стихи и прозу, хорошо рисовал, никогда не капризничал.

Одно из ярких воспоминаний Ольги Николаевны относится к его детским годам:
«Вадим тяжело болел. Ему тогда не было и семи лет. Он задыхался. Температура держалась на предельной отметке. Позвали профессора. Он сказал, что надо подождать, чтобы определить точнее, что это – скарлатина или дифтерит. Обратились к другому. Хотелось скорее помочь мальчику. Тот сказал – дифтерит, и назначил срочно сыворотку. Пока искали по аптекам противодифтеритную сыворотку, я позвонила тому профессору, который не спешил с выводами. Он сказал только: «Я вам этого не назначал». Надо решаться. Купили сыворотку, надо бежать к знакомой медсестре, просить ее ввести… На душе так тревожно. И профессора никак не придут к единому мнению. Кому довериться? Медсестра обещала скоро прийти. Иду переулком, молюсь Матери Божией, прошу вразумить: надо или не надо укол делать сейчас? Уже поднимаясь по лестнице, услышала, вернее, почувствовала ответ: нет». Дома сказала: «Не будем вводить сыворотку». На меня посмотрели как на сумасшедшую. Вошла сестра, я и ей повторила: «Не будем делать укол». Та облегченно вздохнула. Вадим метался в жару. Просил только: «Мама, не уходи». Кроватку его поставили среди комнаты, чтобы легче было дышать. Всю ночь я сидела около него. Кажется, ему стало легче, он затих, заснул. Вскоре проснулся, открыл глаза:
– Мама, а кто у нас был?
– Никого.
– Ну как же, мама…Только сейчас!
– Кто?
– Такая Прекрасная Дама! Такая Прекрасная!..
И заснул. К утру показалась сыпь. Стало ясно, как лечить. Вылечили. Потом сказали: если бы тогда сделали укол, Вадим бы не выжил. А память о посещении – во сне или в забытьи – он хранил всегда, хотя говорил о нем редко. Сердцем хранил».

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 НОЯБРЯ — СВЯТЫХ БЕССРЕБРЕНИКОВ И ЧУДОТВОРЦЕВ КОСМЫ И ДАМИАНА АССИЙСКИХ
ИКОНА СВВ. КОСМЫ И ДАМИАНА АССИЙСКИХ
АКАФИСТ СОБОРУ СВЯТЫХ ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

11 НОЯБРЯ — ДЕНЬ ПАМЯТИ АРХИМАНДРИТА БОРИСА (ХОЛЧЕВА)

О СЕМИ БЛАГОДАТНЫХ ДАРАХ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

8 НОЯБРЯ — ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ МИРОТОЧИВОГО СОЛУНСКОГО
ИКОНА СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО
ФЕССАЛОНИКИ – ГРАД СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ МИРОТОЧИВОГО. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

4 НОЯБРЯ — ПРАЗДНОВАНИЕ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (В ПАМЯТЬ ИЗБАВЛЕНИЯ МОСКВЫ И РОССИИ ОТ ПОЛЯКОВ В 1612 Г.)
kazikona12
ЗАСТУПНИЦА УСЕРДНАЯ. ИКОНА КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ИЗ ВОЗНЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…
ЧУДОТВОРНАЯ ЖАДОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
ВОЗРОЖДЕНИЕ ЖАДОВСКОЙ ОБИТЕЛИ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

4 НОЯБРЯ — СЕМИ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ИКОНА. РОССИЯ. XVIIIв.
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 НОЯБРЯ — ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
br75
БИТВЫ РОССИИ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 НОЯБРЯ — ПАМЯТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АЛЕКСАНДРА ЛЬВОВИЧА БОГОЯВЛЕНСКОГО (1879–1937 гг.)
ОЗЕРО ГРЯДЕЦКОЕ У СЕЛА ГРЯДЦЫ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ БОГОЯВЛЕНСКИЙ (1879–1937 гг. ). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 НОЯБРЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА СТАРЦА СХИАРХИДИАКОНА ИЛАРИОНА (ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА ДЗЮБАНИНА)
ИЕРОДИАКОН ИГНАТИЙ (В СХИМЕ - ИЛАРИОН)
СТАРЕЦ СХИАРХИДИАКОН ИЛАРИОН (ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ ДЗЮБАНИН; 1924–2007). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 НОЯБРЯ — ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРОТОИЕРЕЯ ВИКТОРА БОГДАНОВА

МИТРОФОРНЫЙ ПРОТОИЕРЕЙ ВИКТОР БОГДАНОВ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

31 ОКТЯБРЯ — МУЧЕНИЧЕСКАЯ КОНЧИНА ИОСИФА МУНЬОСА (1997 г.)

ИВЕРСКАЯ МОНРЕАЛЬСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ И ЕЕ ХРАНИТЕЛЬ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

13 ИЮНЯ — ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

13 ИЮНЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК