625-й годовщине со дня великой победы на поле Куликовом посвящается
В жизни каждого народа есть события, память о которых связывает века и поколения.
Одним из таких событий явилась в нашей истории Куликовская битва, ставшая крупнейшей и прославленной победой во всей многолетней героической борьбе русских людей за освобождение от золотоордынского ига.
Предыстория великой битвы, описание хода самой битвы, а также ее значение и уроки для наших дней находится в центре книги, рассказывающей о великих битвах, которые вела Россия на протяжении всего своего исторического бытия.
Свое уж не вернется снова,
Немеют близкие слова,
Но память дальнего былого
Слезой прозрачною жива.
В. Соловьев
ПРЕДИСЛОВИЕ
Свой гениальный цикл лирических стихотворений «На поле Куликовом» А. Блок снабдил следующим примечанием: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Поэт связывает эту великую битву не только с прошлым, но и с будущим, предчувствуя приближение грозы, которая сметет с пути русского народа все то, что мешает исполнению его предназначения в истории. И сегодня стихи Блока восхищают нас горячей любовью к Родине, верой в ее великое будущее.
Куликовская битва – событие всемирной истории, а не только отечественной. Вспомнить о событиях далекого XIV столетия нам особенно необходимо в эти дни, когда «зловещие зарницы» (А. Блок) полыхают над нашей отчизной. Возвращение исторической памяти может помочь в восприятии русской истории как части истории мировой, связанной с ней неразрывными узами, воспитать широту взгляда, чувство национального самосознания, в какой-то мере понять место России и свою причастность к происходящему в мире. Здесь истоки истинной духовности, которую призван воплотить народ, чтобы исполнить свое историческое назначение.
Любой культурный и нравственный подъем в истории народа связан с обращением к прошлому. Ныне это необходимо нам, как никогда. То, что совершается сегодня в мире, и то, что происходит с нашей собственной душой, можно понять только в свете тысячелетий человеческой истории. Об этом замечательно сказал наш великий историк Н. И. Конрад: «Каждый народ, большой и малый по своей численности, имеет свою индивидуальную историю, всегда обладающую своими оригинальными, неповторимыми чертами. Можно сказать даже, что история человечества проявляется именно в истории отдельных народов, через их историю. История человечества не какой-то безликий процесс: она очень конкретна и слагается из деятельности отдельных народов, имеющих каждый свое собственное лицо. Но в то же время как часто смысл исторических событий, составляющих, казалось бы, принадлежность только истории одного народа, в полной мере открывается лишь через общую историю человечества!». (Н. И. Конрад. Избранные труды, М., 1974, с. 296).
ВЫБОР РУСИ
Русь начала свое историческое бытие на крайнем западе Великой степи, раскинувшейся от Байкала до предгорий Карпат. Жизнь оседлых земледельцев Русской земли постоянно подвергалась опасности со стороны воинственных и беспощадных орд кочевников. Обилие конских табунов позволяло кочевникам быстро собирать многочисленное войско и молниеносно нападать на русские поселения, сжигая все на своем пути, уводя в плен людей, унося и уничтожая богатства, накопленные многими трудами.
Поэтому оборона своей земли в течение многих веков была главной задачей восточно-славянских народов, и прежде всего русского народа, живущего на степной границе. Для защиты от опустошительных нашествий славяне начали объединяться в племенные союзы и организовывать военные дружины. На основе этих союзов и возникали первые славянские государства.
В IX веке на Руси возникают первые княжества, во главе которых встали призванные с далекого Севера вожди варяжских дружин: на севере Руси –Рюрик, на юге (в Киеве) – Аскольд и Дир. Постепенно значение Киева становится ключевым. Объединившись вокруг Киева, Русь могла успешно бороться с кочевниками и заставила обратить на себя внимание христианской Византии.
Первые киевские князья «трудом своим великим» и мечом очертили широкий круг земель, политическим центром которых стал Киев. Киевский князь – правитель Русского государства – стал охранителем Русской земли, вооруженным стражем ее границ. Русь превратилась в великую державу, одно из могущественнейших государств тогдашнего мира. Теперь русскому народу и его правителям предстояло совершить выбор, от которого зависела будущая судьба державы – Русь должна была определить новые основы религиозной жизни.
Х век стал ключевым периодом в истории Руси. Объединение славянских земель и утверждение державы Рюриковичей; проходило в напряженной’ борьбе с соседними племенами и государствами. Уже в это время языческой Руси проявился ее богатырский боевой дух. Так князь Святослав, окруженный со своей дружиной огромным греческим войском сказал: «Не посрамим земли Русской, но ляжем костьми здесь! Мертвые сраму не имут!»
В 907 году Киевский князь Олег явился со своим войском под стены Константинополя и прибил свой щит на вратах столицы империи. Его преемник Игорь дважды нападал на Константинополь. В 954 году княгиня Ольга направилась с большим флотом мирным путем «взять Царьград»: она приняла там святое крещение и стала крестной дочерью императора Константина Багрянородного. Крестивший ее патриарх Фотий вручил Ольге благословение Русской земле – крест, вырезанный из цельного куска Животворящего Древа Креста Господня, на котором была надпись «Обновися Русская земля Святым Крестом, егоже прияла Ольга, благоверная княгиня». С тех пор благовестие Христово стало для Ольги главным делом жизни.
Она положила начало особого почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении «Трисиятельного света», бывшего ей около реки Великой. На этом месте Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы, который стал главным собором Пскова. Ольга воздвигла много и других храмов на Руси: Святой Софии и Святителя Николая в Киеве, Благовещения в Витебске. Но крещение Руси совершит ее внук князь Владимир.
Принятие христианства князем Владимиром в сравнении с крещением иных правителей и народов отличалось тем, что только Руси и ее князю дарована была возможность выбирать веру из многих исповеданий. Другие народы, как правило, могли совершать выбор главным образом между язычеством и какой-либо одной из мировых религий.
Русь должна была совершить трудный и ответственный выбор. К востоку от Киевской Руси лежало Волго-болгарское мусульманское царство, тесно связанное с могущественным, богатым и культурным арабским магометанским миром. К юго-востоку был Хазарский каганат, исповедовавший иудейство. На север и северо-запад лежали языческие страны – Скандинавия и Литва. К западу – единоплеменные с русскими поляки и чехи, а за ними – могущественная Священная Римская Империя германской нации, носители латинской веры. И только на юге, за Евксинским морем лежало православное царство – Византия. Все эти народы призывали князя Владимира и русский народ к единоверию с собой.
Образ князя Владимира – Крестителя Руси позволяет приблизиться к пониманию того, как может выбор одного человека отразиться на судьбе всего народа. В первые годы княжения Владимир – яростный язычник. Он возглавил поход против князя-христианина Ярополка и после победы стал единодержцем Киевского государства. Он проявил выдающиеся способности как правитель великого государства. Владимир возглавил оборону Руси от кочевников, находившихся постоянно на расстоянии одного дня пути от границ государства. На южной границе возникла хорошо продуманная система крепостей, застав, валов, сигнальных вышек. Со всех концов Руси стекались средства на оборону, набирались воины для степных застав и гарнизонов. Владимир сумел сделать борьбу со Степью делом всей Руси. Но как мудрый правитель он видел, что язычество не могло быть нравственной основой жизни огромного единого государства.
Определяя навеки судьбу своего народа, князь Владимир свободно выбрал Православную веру среди других религий. С князем-язычником произошла под действием Благодати Божией таинственная внутренняя перемена, подобная обращению ко Христу св. апостола Павла. Митрополит Киевский Иларион так повествует об этом: Князь Владимир «возгорелся духом и возжелал сердцем быть христианином и обратить всю свою землю в христианство».
Крещению князя предшествовало испытание вер. Посланные Владимиром избранники побывали в разных странах, пытаясь постигнуть основания веры других народов. Они принесли князю такой ответ (сохраненный преподобным Нестором Летописцем в «Повести временных лет»): «Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят без пояса: сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет у него веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служили они Богу своему, и не знали – на небе или земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и службы их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкое, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве».
По церковному преданию, крещение Руси совершалось 1 августа 988 года. Тогда в днепровских водах совершилось таинственное преображение русской духовной стихии, состоялось духовное рождение народа, призванного к особому подвигу жертвенного служения.
Молитва, произнесенная в этот день князем Владимиром (и сохраненная в летописи), может помочь теперь многое понять в особенностях души Руси-России.
Креститель Руси молился в самый ответственный момент его жизни, когда он приводил к Богу весь свой народ. Он свято верил, что в такой момент молитва его будет услышана. В ней князь просил у Бога лишь внутренних, духовных даров. В этой молитве содержится три завета святого крестителя Руси своему народу:
Первый завет: «Призри на новые люди Своя и даждь им уведети (узнать) Тя, истиннаго Бога…»
Первое, что просил князь Владимир для народа своего – это Богопознания, то есть вершин духовности, путь к которым проходит через подвиг очищения сердца, просветления ума, служения Небесному (а не земному).
Второй завет: «…и утверди в них веру праву и несовратну».
Это завет верности православию, сохранение веры.
Третий завет: «…помози, Боже, на сопротивнаго врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежду (смогу победить) козни его».
Это завет борьбы со злом.
Сам Владимир выполнил эти заветы. Приняв крещение, он вступил в борьбу со злом, победил его в себе самом. В течение всей последующей тясячелетней истории Русь, а вслед за ней Россия, сражались со злом, противостоя ему во всех сферах жизни. Народ наш боролся со злом в себе самом: подвигом святых, подвижников, праведников. Боролась Русь и со всеми иными проявлениями зла – об этом свидетельствуют битвы против многочисленных врагов и нашествий.
Русь приняла заветы своего крестителя. На их творческом воплощении в жизнь зиждится и русская духовность, и русская государственность, и личная жизнь граждан, и вся национальная культура. Отступления от этих заветов всегда приводили к разрушению духа и к тягчайшим испытаниям для народа и государства.
Владимир построил в Киеве храм Успения Пресвятой Богородицы, ставший первопрестольным храмом Русской Церкви, посвятив стольный град Киев Божией Матери.
После Крещения Русь становится мировой державой, а Киев – соперником Константинополя; она распростерла свои крылья на огромной территории от Ладоги и Белого моря на севере до черноморской Тмуторакани на юге, от Волги на востоке до Карпатских гор на западе. На Руси, и прежде всего в Киеве, воздвигаются храмы, равных которым не было в европейских государствах. Русь восприняла религию и культуру от греков. Начался величайший расцвет древнерусской культуры, появились во множестве храмы, мозаики, иконы, богатейшая литература. Почва для этого взлета была подготовлена еще раньше, благодаря Пути из Варяг в Греки. Этим путем и проникло впоследствии на Русь христианство, недаром, согласно летописным сказаниям, именно этим путем прошел по Руси ее апостол – Андрей Первозванный. Он прошел от Корсуни через Киев к Новгороду. И именно в такой последовательности шла позднее христианизация Руси.
В древнерусской культуре горит греческое пламя. Пришедшие из Византии священники, иконописцы, зодчие увидели духовную одаренность, почувствовав великое назначение русского народа, показали ему в своих произведениях, какова духовная высота славян, какими они могут и должны стать…
XI ВЕК – РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ
Успешно выдержав внутренние и внешние испытания, совершив духовный выбор, Киевская Русь начала исполнение своих исторических задач. Задачи эти раскрывались в событиях Русской истории.
Первым ключевым для России событием стала мученическая жертва святых князей Бориса и Глеба. После кончины Владимира власть в Киеве захватил Святополк, его усыновленный племянник. Решив устранить соперников, он послал свой отряд для убийства Бориса – сына Владимира. Дружина Бориса предлагала ему силой овладеть Киевским столом, но князь отказался, не захотев нарушить святость братских отношений, после чего воины перешли к Святополку, сочтя поведение Бориса малодушным. Убийцы пронзили копьями Бориса и одного из его отроков Георгия После этого злодеяния: Святополк послал убийц к другому брату – Глебу. Оба брата были погребены в церкви св. Василия в Вышгороде. Борис перед смертью молился о своих убийцах по примеру Христа: «Господи, не постави им греха сего».
Всенародное почитание князей Бориса и Глеба началось прежде канонизации их как святых мучеников-страстотерпцев. Через подвиг святых Бориса и Глеба образ кроткого, страдающего Христа навсегда вошел в сердце русского народа, воспринявшего истину духовной любви – жертвенной, кроткой и всепрощающей. Святые Борис и Глеб, ставшие в основании русской святости, до конца исполнили закон жертвенной любви и братства, отдав за него жизнь.
В княжение Ярослава Мудрого, разгромившего войско Святополка и изгнавшего его из пределов Руси, Киевская Русь достигает высшего расцвета. В это время из Византии в Киев была принесена чудотворная икона Божией Матери Одигитрия, получившая впоследствии имя «Смоленской». (В 1046 г. греческая царевна Анна, выходя замуж за князя Всеволода Ярославича, принесла с собой эту икону.) Со времен Киевской Руси иконы становятся реальными участницами величайших преобразований русской жизни.
Одигитрия Смоленская принадлежит к числу первых изображений Божией Матери, написанных по преданию Церкви св. апостолом Лукой. Из Иерусалима она была перенесена в Константинополь. Икона постоянно сопровождала византийских императоров в военных походах и потому получила название Одигитрии – Путеводительницы. Духовный смысл этого образа в том, что Божия Матерь является Путеводительницей спасения человечества. Принесение Одигитрии на Русь означало благословение Богородицей торного пути русского государства в период его расцвета.
Духовное значение этого образа для Руси раскрывают также слова акафиста Пресвятой Богородице: «радуйся, Царства Нерушимая Стено!». И не случайно в алтаре Киевского Софийского собора, воздвигнутого во времена расцвета Киевской Руси, царит мозаичный образ Пресвятой Богородицы, именуемый народом «Нерушимая Стена». На большой дуге полусвода начертана греческая надпись: «Бог посреде его, и не подвижится; поможет ему Бог утро заутра» (Пс. 45, 6). Этот псалом читался христианами в молитвах о заступлении за державу и народ Руси. (Согласно летописным свидетельствам псалом 45-й читал Великий князь Дмитрий Донской накануне Куликовской битвы.)
С приходом на Русь Одигитрии неразрывно связано другое событие: начало монашества на Руси через преподобного Антония Печерского, благословленное Самой Богоматерью. Эти два события явились знаком благословения и утверждения в Киеве третьего Жребия Богоматери. Об этом поведала Богородица, явившись русской подвижнице XIX века монахине Александре (Мельгуновой): «Раба моего Антония вывела я из Афонского Жребия, Святой Горы Моей, чтобы он здесь, в Киеве, основал новый Мой Жребий».
* Вспомним, что говорит о жребиях Божией Матери церковное предание. После дня сошествия Святаго Духа апостолы, собравшиеся в Иерусалиме, бросили жребий, кому в какой край идти на проповедь. Пресвятая Богородица также пожелала участвовать в этом событии и была призвана апостольским жребием к просвещению Иверии (Грузии). Однако Ангел Господень явился Ей и изрек, что Иверия станет жребием Ее впоследствии, а пока Промыслом Божиим Ей уготовано благовестие на Афоне. Так первым Жребием Божией Матери стал Афон, вторым – Иверия, где через св. равноапостольную Нину по благословению Пречистой было проповедано христианство.
Преподобный Антоний основал в XI веке Киево-Печерский монастырь. Его ученик – преподобный Феодосий стал основоположником общежительного русского монашества. Он указал путь «золотой середины», не уклоняющийся ни вправо, ни влево. Образ преподобного Феодосия – воплощение идеала русского монашества: гармонии духовного делания, индивидуального иноческого подвига со служениям миру.
По благословению и с благодатной помощью Пречистой была построена и освящена в Киеве Великая Лаврская Успенская Церковь. Сама Божия Матерь призвала во Влахернский храм Константинополя зодчих-греков, вручила им мощи мучеников и повелела построить в Киеве церковь, вид которой показала им на воздухе, и даровала икону Успения – главную святыню храма. Отныне главные храмы сменяющих друг друга русских столиц освящались в честь Успения Божией Матери. Отсюда начала свое бытие, возросла и набрала силу Святая Русь. Ни в одном месте Русской земли нет столько мощей святых, как в Киеве – почти треть канонизированных до XX века святых Русской Православной Церкви почивают в пещерах Киево-Печерской лавры. Так появилось на Руси первое великое братство во Христе, определившее путь Святой Руси. Киево-Печерскую обитель назвали «Русским Вифлеемом», ибо здесь родилась Святая Русь. Монашество стало фундаментом созидающегося здания Святой Руси. Век расцвета указал главный путь святости, который должна была пройти Русь: путь преподобных.
Ярослав замыслил устроить стольный Киев как «град Божий» – земное отражение Небесного Иерусалима. Центром Киева стал храм Святой Софии – Премудрости Божией; Ей и был посвящен Киев. Знаменательно, что строители Русского государства воспринимались народом как мудрые правители: св. Ольгу назвали богомудрой, а Ярослава – Мудрым. Эпоха Ярослава является выражением великого духовного подъема Руси после ее Крещения. Сегодня об этом свидетельствуют фрески, мозаики, иконы Киевской Руси, ее архитектура, на многие века определившие развитие русского искусства.
Глубокая духовная сосредоточенность – отличительная характеристика не только искусства, но и всей духовной жизни начала христианской Руси. Любовь к Церкви определила духовный строй русского народа. Она отражена в огромном количестве храмов на Руси, в красоте и совершенстве Богослужения Русской Православной Церкви. Все. великое и прекрасное, что создано было в Древней Руси, родилось под сенью Православной Церкви.
XII ВЕК – ПЕЧАЛЬ РУСИ
Идея единства всех русских сил утверждалась в сознании русского народа в непрестанной жестокой борьбе с нашествиями кочевников как основа жизни государства. В конце XI века перед Русью был поставлен выбор между единством и разделением, и выбор этот стал великой печалью разделения русского народа. (В решении Любечского съезда князей было записано: «Почьто губим Руськую землю, сами на ся которгу (т. е. усобицу) деюще? А половцы землю нашу несут розно и ради суть – оже между нами – рати. Да ныне отселе имеемся по едино сердце и блюдем Рускые земли!» Но вслед за этими верными словами следовал призыв, перечеркивающий их смысл: «Каждый да держит отчину свою» – так было признано обособление отдельных земель как наследственных княжеский владений.) Это привело к утрате высочайших достижений Киевской Руси и ее уничтожению великим нашествием с Востока.
Однако до этого времени Русь в течении более ста лет имела возможность оценить происходящее и возвратиться на путь, определенный ей свыше. Но этого не произошло; вразумления, последовавшие вслед за неверным выбором князей, не были восприняты. И тогда те, кого Русь должна была просветить и победить духовно, стали ее господами, а русские люди – рабами и холопами.
По слову летописца «раздрася вся земля Русская»: Киевская Русь распалась на полтора десятка княжеств, ожесточенно враждующих друг с другом. Единственной силой, противодействующей разделению и призывавшей к прекращению кровопролития, была Православная Церковь. Несмотря на дробление земель для каждого русского человека был один духовный владыка – митрополит Киевский и всея Руси.
В этот век печали на Русь приходит икона Божией Матери «Умиление», получившая впоследствии имя Владимирской. (Икона была принесена из Константинополя в Киев около 1130 г. великим князем Мстиславом.) Велико значение этого события для русской истории.
Это первый образ Богоматери, написанный святым апостолом и евангелистом Лукой еще в дни земной жизни Пресвятой Богородицы. Предание Церкви повествует, что после написания этого образа Божия Матерь воскликнула: «Благодать и сила Родившегося от Меня с сим образом да будет». Этот образ написан на доске от стола Сионской горницы, за которым совершалась Тайная Вечеря. К этому первообразу восходят все образы Пречистой – потому так велико его значение в жизни человечества. Лик этот выражает всесовершенную любовь Спасителя и Божией Матери, открывая людям, что Бог есть Любовь. Именно этот лик был наиболее близок душевному складу русских людей, особо почитающих Владимирскую икону,– самую прославленную святыню Русского государства.
Так пришло благословение Божией Матери русскому народу на утверждение единства мира в любви. Великая радость непостижимого единства отражается в Лике Владимирской иконы, но и великая скорбь о разделении мира. Вся история России прошла перед этим Ликом, и Сама Божия Матерь прошла путь России – скорбный и трудный. Она утверждала столицы Русского государства, была защитой и ограждением Русской земли в годы бед и вражеских нашествий.
В преддверии гибели Киевской Руси и монголо-татарских нашествий Сама Богоматерь благословила место будущего духовного и политического центра Русской земли и указала на необходимость духовного укрепления новых земель.
Предание гласит о том, что в одну из летних ночей 1155 года в Вышгородском храме сдвинулась о места знаменитая чудотворная икона Божией Матери «Умиление». В то же время князь Андрей получил во сне указание от Божией Матери отправиться с Ее иконой в Ростово-Суздальскую землю. Повинуясь воле Пречистой, он отправился в Ростов, но в десяти верстах от города Владимира кони, везшие икону, остановились и никто не мог заставить их двинуться дальше. Князь молился о вразумлении, и ночью ему явилась во сне Божия Матерь со свитком в руке, Она запретила ему ехать в Ростов и повелела принести икону во Владимир, а на месте чудесного явления построить храм в честь Ее Рождества. С тех пор икона, ставшая главной святыней Владимиро-Суздальской земли получила имя Владимирской.
Князь Андрей Боголюбский посвятил новосозданную столицу и всю Русскую землю Божией Матери. При нем на Руси было установлено празднование Покрова Божией Матери и построен храм в честь Покрова на Нерли. Это ознаменовало принятие Божией Матери под Свой омофор Руси и русского народа. В службе Покрову Пресвятой Богородицы, составленной во времена Андрея Боголюбского, есть такие слова: «Сохрани нас от стрел, летящих во тьме разделения нашего». Они свидетельствуют о том, с какой болью русские люди переживали разделение своей земли.
В своих попытках объединить Русь князь Андрей проявлял «ревность не по разуму»,– его замыслы не соответствовали ни заданию того времени, ни потребностям обороны. Тяжким нарушением было «взятие на щит» Киева и попытка завоевать Великий Новгород посланными им войсками. Сама Пречистая вразумила князя Андрея, дерзнувшего напасть на Новгород – град Софии-Премудрости Божией. Поражение войск князя Андрея в битве за Новгород Великий стало предостережением русским князьям, знамением защиты Божией Матери Руси от неверного исторического выбора.
Во время осады Новгорода архиепископ Новгородский Иоанн по внушению Божию взял икону Пресвятой Богородицы и вознес ее на городские укрепления Софийской стороны против суздальцев. Осаждавшие пускали стрелы в процессию, идущую с иконой, и один из них попал стрелой в икону. Тогда совершилось чудо: страх и смятение овладели осаждающими, и новгородцы, выйдя за стены, напали на неприятеля и разбили его.
Икона Божией Матери, через которую Она совершила заступничество за новгородцев, получила на Руси имя «Знамение Пресвятой Богородицы» и событие это стало повсеместно на Руси праздноваться как Знамение заступничества Божией Матери за землю Русскую, указание на величайшую пагубность братоубийственных войн для судьбы России. В двенадцатом веке появилось «Слово о полку Игореве» – вдохновенный призыв забыть распри и усобицы и общими силами «затворить полю ворота». В «Слове о полку Игореве» отражена вся печаль того времени.
ХIII век начался новым страшным разорением Киева князем Рюриком Ростиславичем в союзе с Ольговичами и «всею Половецкою землею». Вторая Липицкая битва между сыновьями Всеволода III уничтожила цвет воинства Руси. Страна была обескровлена перед самым монгольским нашествием. А враги были уже на пути к Руси.
Летописец восклицает: «О страшное чудо и дивное, братья! Пошли сыновья на отцов, а отцы на детей, брат на брата, рабы на господ, а господа на рабов… Не десять человек было убито и не сто, но тысячи тысяч. В городе Юрьеве был слышан крик и вопли раненых. И не было кому погребать мертвых».
Поражение русских войск от монголо-татар на реке Калке в 1223 году было страшным кровавым уроком князьям, не пожелавшим объединиться против нового опасного врага. (Владимирский епископ Серапион пишет в одном из своих поучений: «Какими только словами не поучает нас Бог, с какими только предупреждениями не обращается к нам!»)
Русскому народу были даны огромные духовные силы Самой Божией Матерью, даровавшей благословение на созидание Своего земного Жребия – Киевской Руси. Русь была призвана стать великим христианским государством, несущим окружающим народам свет веры Христовой, утверждая в мире идеалы братства и любви. Однако народ, при Крещении посвятивший себя Богу, перестал исполнять данные им обеты: вместо братолюбия и единства он избрал вражду и разделение. В течение двух столетий Русь разорялась и обессиливалась княжескими усобицами. Страна все более дробилась и слабела, озлобление воюющих возрастало с каждым годом. Следствием этого отступления и явилось вражеское нашествие и ужасающий военный разгром Руси. Летописи говорят, что вражеское нашествие – наказание за разделение в Русской земле, за наши грехи, когда реками лилась кровь: брат убивал брата: «Это произошло из-за наших грехов: вооружаются иноплеменники на нас для того, чтобы мы отступили от своих неправд, братоненавидения, сребролюбия, неправедного суда и насилия»,– восклицает летописец.
И тогда пришло первое великое испытание – ПЕРВАЯ БИТВА РОССИИ.
Потрясающий материал! Низкий поклон Александру Аршаковичу за такое глубинное видение тягчайших событий нашей истории. Осмысление русской истории с такой точки зрения представляется уникальным. Лаконично и достоверно показано, как из практически небытия через угодников Божиих осуществляется не только восстановление Руси, но и одерживается духовная победа над врагом. Хочется просить у Господа даровать нам всем разум, чтобы делать то, что нам положено. Спасибо автору за то, что такими статьями он пробуждает патриотизм, который у нас всех присутствует на генетическом уровне.