Книги

БИТВЫ РОССИИ

625-й годовщине со дня великой победы на поле Куликовом посвящается
br75
В жизни каждого народа есть события, память о которых связывает века и поколения.
Одним из таких событий явилась в нашей истории Куликовская битва, ставшая крупнейшей и прославленной победой во всей многолетней героической борьбе русских людей за освобождение от золотоордынского ига.
Предыстория великой битвы, описание хода самой битвы, а также ее значение и уроки для наших дней находится в центре книги, рассказывающей о великих битвах, которые вела Россия на протяжении всего своего исторического бытия.

Свое уж не вернется снова,
Немеют близкие слова,
Но память дальнего былого
Слезой прозрачною жива.
В. Соловьев

ПРЕДИСЛОВИЕ

br 64Свой гениальный цикл лирических стихотворений «На поле Куликовом» А. Блок снабдил следующим примечанием: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Поэт связывает эту великую битву не только с прошлым, но и с будущим, предчувствуя приближение грозы, которая сметет с пути русского народа все то, что мешает исполнению его предназначения в истории. И сегодня стихи Блока восхищают нас горячей любовью к Родине, верой в ее великое будущее.

Куликовская битва – событие всемирной истории, а не только отечественной. Вспомнить о событиях далекого XIV столетия нам особенно необходимо в эти дни, когда «зловещие зарницы» (А. Блок) полыхают над нашей отчизной. Возвращение исторической памяти может помочь в восприятии русской истории как части истории мировой, связанной с ней неразрывными узами, воспитать широту взгляда, чувство национального самосознания, в какой-то мере понять место России и свою причастность к происходящему в мире. Здесь истоки истинной духовности, которую призван воплотить народ, чтобы исполнить свое историческое назначение.

Любой культурный и нравственный подъем в истории народа связан с обращением к прошлому. Ныне это необходимо нам, как никогда. То, что совершается сегодня в мире, и то, что происходит с нашей собственной душой, можно понять только в свете тысячелетий человеческой истории. Об этом замечательно сказал наш великий историк Н. И. Конрад: «Каждый народ, большой и малый по своей численности, имеет свою индивидуальную историю, всегда обладающую своими оригинальными, неповторимыми чертами. Можно сказать даже, что история человечества проявляется именно в истории отдельных народов, через их историю. История человечества не какой-то безликий процесс: она очень конкретна и слагается из деятельности отдельных народов, имеющих каждый свое собственное лицо. Но в то же время как часто смысл исторических событий, составляющих, казалось бы, принадлежность только истории одного народа, в полной мере открывается лишь через общую историю человечества!». (Н. И. Конрад. Избранные труды, М., 1974, с. 296).

ВЫБОР РУСИ

Русь начала свое историческое бытие на крайнем западе Великой степи, раскинувшейся от Байкала до предгорий Карпат. Жизнь оседлых земледельцев Русской земли постоянно подвергалась опасности со стороны воинственных и беспощадных орд кочевников. Обилие конских табунов позволяло кочевникам быстро собирать многочисленное войско и молниеносно нападать на русские поселения, сжигая все на своем пути, уводя в плен людей, унося и уничтожая богатства, накопленные многими трудами.

Поэтому оборона своей земли в течение многих веков была главной задачей восточно-славянских народов, и прежде всего русского народа, живущего на степной границе. Для защиты от опустошительных нашествий славяне начали объединяться в племенные союзы и организовывать военные дружины. На основе этих союзов и возникали первые славянские государства.

В IX веке на Руси возникают первые княжества, во главе которых встали призванные с далекого Севера вожди варяжских дружин: на севере Руси –Рюрик, на юге (в Киеве) – Аскольд и Дир. Постепенно значение Киева становится ключевым. Объединившись вокруг Киева, Русь могла успешно бороться с кочевниками и заставила обратить на себя внимание христианской Византии.

Первые киевские князья «трудом своим великим» и мечом очертили широкий круг земель, политическим центром которых стал Киев. Киевский князь – правитель Русского государства – стал охранителем Русской земли, вооруженным стражем ее границ. Русь превратилась в великую державу, одно из могущественнейших государств тогдашнего мира. Теперь русскому народу и его правителям предстояло совершить выбор, от которого зависела будущая судьба державы – Русь должна была определить новые основы религиозной жизни.

Х век стал ключевым периодом в истории Руси. Объединение славянских земель и утверждение державы Рюриковичей; проходило в напряженной’ борьбе с соседними племенами и государствами. Уже в это время языческой Руси проявился ее богатырский боевой дух. Так князь Святослав, окруженный со своей дружиной огромным греческим войском сказал: «Не посрамим земли Русской, но ляжем костьми здесь! Мертвые сраму не имут!»

В 907 году Киевский князь Олег явился со своим войском под стены Константинополя и прибил свой щит на вратах столицы империи. Его преемник Игорь дважды нападал на Константинополь. В 954 году княгиня Ольга направилась с большим флотом мирным путем «взять Царьград»: она приняла там святое крещение и стала крестной дочерью императора Константина Багрянородного. Крестивший ее патриарх Фотий вручил Ольге благословение Русской земле – крест, вырезанный из цельного куска Животворящего Древа Креста Господня, на котором была надпись «Обновися Русская земля Святым Крестом, егоже прияла Ольга, благоверная княгиня». С тех пор благовестие Христово стало для Ольги главным делом жизни.

Она положила начало особого почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении «Трисиятельного света», бывшего ей около реки Великой. На этом месте Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы, который стал главным собором Пскова. Ольга воздвигла много и других храмов на Руси: Святой Софии и Святителя Николая в Киеве, Благовещения в Витебске. Но крещение Руси совершит ее внук князь Владимир.

Принятие христианства князем Владимиром в сравнении с крещением иных правителей и народов отличалось тем, что только Руси и ее князю дарована была возможность выбирать веру из многих исповеданий. Другие народы, как правило, могли совершать выбор главным образом между язычеством и какой-либо одной из мировых религий.

Русь должна была совершить трудный и ответственный выбор. К востоку от Киевской Руси лежало Волго-болгарское мусульманское царство, тесно связанное с могущественным, богатым и культурным арабским магометанским миром. К юго-востоку был Хазарский каганат, исповедовавший иудейство. На север и северо-запад лежали языческие страны – Скандинавия и Литва. К западу – единоплеменные с русскими поляки и чехи, а за ними – могущественная Священная Римская Империя германской нации, носители латинской веры. И только на юге, за Евксинским морем лежало православное царство – Византия. Все эти народы призывали князя Владимира и русский народ к единоверию с собой.

Образ князя Владимира – Крестителя Руси позволяет приблизиться к пониманию того, как может выбор одного человека отразиться на судьбе всего народа. В первые годы княжения Владимир – яростный язычник. Он возглавил поход против князя-христианина Ярополка и после победы стал единодержцем Киевского государства. Он проявил выдающиеся способности как правитель великого государства. Владимир возглавил оборону Руси от кочевников, находившихся постоянно на расстоянии одного дня пути от границ государства. На южной границе возникла хорошо продуманная система крепостей, застав, валов, сигнальных вышек. Со всех концов Руси стекались средства на оборону, набирались воины для степных застав и гарнизонов. Владимир сумел сделать борьбу со Степью делом всей Руси. Но как мудрый правитель он видел, что язычество не могло быть нравственной основой жизни огромного единого государства.

Определяя навеки судьбу своего народа, князь Владимир свободно выбрал Православную веру среди других религий. С князем-язычником произошла под действием Благодати Божией таинственная внутренняя перемена, подобная обращению ко Христу св. апостола Павла. Митрополит Киевский Иларион так повествует об этом: Князь Владимир «возгорелся духом и возжелал сердцем быть христианином и обратить всю свою землю в христианство».

Крещению князя предшествовало испытание вер. Посланные Владимиром избранники побывали в разных странах, пытаясь постигнуть основания веры других народов. Они принесли князю такой ответ (сохраненный преподобным Нестором Летописцем в «Повести временных лет»): «Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят без пояса: сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет у него веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служили они Богу своему, и не знали – на небе или земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и службы их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкое, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве».

По церковному преданию, крещение Руси совершалось 1 августа 988 года. Тогда в днепровских водах совершилось таинственное преображение русской духовной стихии, состоялось духовное рождение народа, призванного к особому подвигу жертвенного служения.
Молитва, произнесенная в этот день князем Владимиром (и сохраненная в летописи), может помочь теперь многое понять в особенностях души Руси-России.

Креститель Руси молился в самый ответственный момент его жизни, когда он приводил к Богу весь свой народ. Он свято верил, что в такой момент молитва его будет услышана. В ней князь просил у Бога лишь внутренних, духовных даров. В этой молитве содержится три завета святого крестителя Руси своему народу:
Первый завет: «Призри на новые люди Своя и даждь им уведети (узнать) Тя, истиннаго Бога…»

Первое, что просил князь Владимир для народа своего – это Богопознания, то есть вершин духовности, путь к которым проходит через подвиг очищения сердца, просветления ума, служения Небесному (а не земному).

Второй завет: «…и утверди в них веру праву и несовратну».
Это завет верности православию, сохранение веры.

Третий завет: «…помози, Боже, на сопротивнаго врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежду (смогу победить) козни его».
Это завет борьбы со злом.

Сам Владимир выполнил эти заветы. Приняв крещение, он вступил в борьбу со злом, победил его в себе самом. В течение всей последующей тясячелетней истории Русь, а вслед за ней Россия, сражались со злом, противостоя ему во всех сферах жизни. Народ наш боролся со злом в себе самом: подвигом святых, подвижников, праведников. Боролась Русь и со всеми иными проявлениями зла – об этом свидетельствуют битвы против многочисленных врагов и нашествий.

Русь приняла заветы своего крестителя. На их творческом воплощении в жизнь зиждится и русская духовность, и русская государственность, и личная жизнь граждан, и вся национальная культура. Отступления от этих заветов всегда приводили к разрушению духа и к тягчайшим испытаниям для народа и государства.
Владимир построил в Киеве храм Успения Пресвятой Богородицы, ставший первопрестольным храмом Русской Церкви, посвятив стольный град Киев Божией Матери.

После Крещения Русь становится мировой державой, а Киев – соперником Константинополя; она распростерла свои крылья на огромной территории от Ладоги и Белого моря на севере до черноморской Тмуторакани на юге, от Волги на востоке до Карпатских гор на западе. На Руси, и прежде всего в Киеве, воздвигаются храмы, равных которым не было в европейских государствах. Русь восприняла религию и культуру от греков. Начался величайший расцвет древнерусской культуры, появились во множестве храмы, мозаики, иконы, богатейшая литература. Почва для этого взлета была подготовлена еще раньше, благодаря Пути из Варяг в Греки. Этим путем и проникло впоследствии на Русь христианство, недаром, согласно летописным сказаниям, именно этим путем прошел по Руси ее апостол – Андрей Первозванный. Он прошел от Корсуни через Киев к Новгороду. И именно в такой последовательности шла позднее христианизация Руси.

В древнерусской культуре горит греческое пламя. Пришедшие из Византии священники, иконописцы, зодчие увидели духовную одаренность, почувствовав великое назначение русского народа, показали ему в своих произведениях, какова духовная высота славян, какими они могут и должны стать…

XI ВЕК – РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ

Успешно выдержав внутренние и внешние испытания, совершив духовный выбор, Киевская Русь начала исполнение своих исторических задач. Задачи эти раскрывались в событиях Русской истории.

Первым ключевым для России событием стала мученическая жертва святых князей Бориса и Глеба. После кончины Владимира власть в Киеве захватил Святополк, его усыновленный племянник. Решив устранить соперников, он послал свой отряд для убийства Бориса – сына Владимира. Дружина Бориса предлагала ему силой овладеть Киевским столом, но князь отказался, не захотев нарушить святость братских отношений, после чего воины перешли к Святополку, сочтя поведение Бориса малодушным. Убийцы пронзили копьями Бориса и одного из его отроков Георгия После этого злодеяния: Святополк послал убийц к другому брату – Глебу. Оба брата были погребены в церкви св. Василия в Вышгороде. Борис перед смертью молился о своих убийцах по примеру Христа: «Господи, не постави им греха сего».

Всенародное почитание князей Бориса и Глеба началось прежде канонизации их как святых мучеников-страстотерпцев. Через подвиг святых Бориса и Глеба образ кроткого, страдающего Христа навсегда вошел в сердце русского народа, воспринявшего истину духовной любви – жертвенной, кроткой и всепрощающей. Святые Борис и Глеб, ставшие в основании русской святости, до конца исполнили закон жертвенной любви и братства, отдав за него жизнь.

В княжение Ярослава Мудрого, разгромившего войско Святополка и изгнавшего его из пределов Руси, Киевская Русь достигает высшего расцвета. В это время из Византии в Киев была принесена чудотворная икона Божией Матери Одигитрия, получившая впоследствии имя «Смоленской». (В 1046 г. греческая царевна Анна, выходя замуж за князя Всеволода Ярославича, принесла с собой эту икону.) Со времен Киевской Руси иконы становятся реальными участницами величайших преобразований русской жизни.

Одигитрия Смоленская принадлежит к числу первых изображений Божией Матери, написанных по преданию Церкви св. апостолом Лукой. Из Иерусалима она была перенесена в Константинополь. Икона постоянно сопровождала византийских императоров в военных походах и потому получила название Одигитрии – Путеводительницы. Духовный смысл этого образа в том, что Божия Матерь является Путеводительницей спасения человечества. Принесение Одигитрии на Русь означало благословение Богородицей торного пути русского государства в период его расцвета.

Духовное значение этого образа для Руси раскрывают также слова акафиста Пресвятой Богородице: «радуйся, Царства Нерушимая Стено!». И не случайно в алтаре Киевского Софийского собора, воздвигнутого во времена расцвета Киевской Руси, царит мозаичный образ Пресвятой Богородицы, именуемый народом «Нерушимая Стена». На большой дуге полусвода начертана греческая надпись: «Бог посреде его, и не подвижится; поможет ему Бог утро заутра» (Пс. 45, 6). Этот псалом читался христианами в молитвах о заступлении за державу и народ Руси. (Согласно летописным свидетельствам псалом 45-й читал Великий князь Дмитрий Донской накануне Куликовской битвы.)

С приходом на Русь Одигитрии неразрывно связано другое событие: начало монашества на Руси через преподобного Антония Печерского, благословленное Самой Богоматерью. Эти два события явились знаком благословения и утверждения в Киеве третьего Жребия Богоматери. Об этом поведала Богородица, явившись русской подвижнице XIX века монахине Александре (Мельгуновой): «Раба моего Антония вывела я из Афонского Жребия, Святой Горы Моей, чтобы он здесь, в Киеве, основал новый Мой Жребий».
* Вспомним, что говорит о жребиях Божией Матери церковное предание. После дня сошествия Святаго Духа апостолы, собравшиеся в Иерусалиме, бросили жребий, кому в какой край идти на проповедь. Пресвятая Богородица также пожелала участвовать в этом событии и была призвана апостольским жребием к просвещению Иверии (Грузии). Однако Ангел Господень явился Ей и изрек, что Иверия станет жребием Ее впоследствии, а пока Промыслом Божиим Ей уготовано благовестие на Афоне. Так первым Жребием Божией Матери стал Афон, вторым – Иверия, где через св. равноапостольную Нину по благословению Пречистой было проповедано христианство.

Преподобный Антоний основал в XI веке Киево-Печерский монастырь. Его ученик – преподобный Феодосий стал основоположником общежительного русского монашества. Он указал путь «золотой середины», не уклоняющийся ни вправо, ни влево. Образ преподобного Феодосия – воплощение идеала русского монашества: гармонии духовного делания, индивидуального иноческого подвига со служениям миру.

По благословению и с благодатной помощью Пречистой была построена и освящена в Киеве Великая Лаврская Успенская Церковь. Сама Божия Матерь призвала во Влахернский храм Константинополя зодчих-греков, вручила им мощи мучеников и повелела построить в Киеве церковь, вид которой показала им на воздухе, и даровала икону Успения – главную святыню храма. Отныне главные храмы сменяющих друг друга русских столиц освящались в честь Успения Божией Матери. Отсюда начала свое бытие, возросла и набрала силу Святая Русь. Ни в одном месте Русской земли нет столько мощей святых, как в Киеве – почти треть канонизированных до XX века святых Русской Православной Церкви почивают в пещерах Киево-Печерской лавры. Так появилось на Руси первое великое братство во Христе, определившее путь Святой Руси. Киево-Печерскую обитель назвали «Русским Вифлеемом», ибо здесь родилась Святая Русь. Монашество стало фундаментом созидающегося здания Святой Руси. Век расцвета указал главный путь святости, который должна была пройти Русь: путь преподобных.

Ярослав замыслил устроить стольный Киев как «град Божий» – земное отражение Небесного Иерусалима. Центром Киева стал храм Святой Софии – Премудрости Божией; Ей и был посвящен Киев. Знаменательно, что строители Русского государства воспринимались народом как мудрые правители: св. Ольгу назвали богомудрой, а Ярослава – Мудрым. Эпоха Ярослава является выражением великого духовного подъема Руси после ее Крещения. Сегодня об этом свидетельствуют фрески, мозаики, иконы Киевской Руси, ее архитектура, на многие века определившие развитие русского искусства.

Глубокая духовная сосредоточенность – отличительная характеристика не только искусства, но и всей духовной жизни начала христианской Руси. Любовь к Церкви определила духовный строй русского народа. Она отражена в огромном количестве храмов на Руси, в красоте и совершенстве Богослужения Русской Православной Церкви. Все. великое и прекрасное, что создано было в Древней Руси, родилось под сенью Православной Церкви.

XII ВЕК – ПЕЧАЛЬ РУСИ

Идея единства всех русских сил утверждалась в сознании русского народа в непрестанной жестокой борьбе с нашествиями кочевников как основа жизни государства. В конце XI века перед Русью был поставлен выбор между единством и разделением, и выбор этот стал великой печалью разделения русского народа. (В решении Любечского съезда князей было записано: «Почьто губим Руськую землю, сами на ся которгу (т. е. усобицу) деюще? А половцы землю нашу несут розно и ради суть – оже между нами – рати. Да ныне отселе имеемся по едино сердце и блюдем Рускые земли!» Но вслед за этими верными словами следовал призыв, перечеркивающий их смысл: «Каждый да держит отчину свою» – так было признано обособление отдельных земель как наследственных княжеский владений.) Это привело к утрате высочайших достижений Киевской Руси и ее уничтожению великим нашествием с Востока.

Однако до этого времени Русь в течении более ста лет имела возможность оценить происходящее и возвратиться на путь, определенный ей свыше. Но этого не произошло; вразумления, последовавшие вслед за неверным выбором князей, не были восприняты. И тогда те, кого Русь должна была просветить и победить духовно, стали ее господами, а русские люди – рабами и холопами.

По слову летописца «раздрася вся земля Русская»: Киевская Русь распалась на полтора десятка княжеств, ожесточенно враждующих друг с другом. Единственной силой, противодействующей разделению и призывавшей к прекращению кровопролития, была Православная Церковь. Несмотря на дробление земель для каждого русского человека был один духовный владыка – митрополит Киевский и всея Руси.

В этот век печали на Русь приходит икона Божией Матери «Умиление», получившая впоследствии имя Владимирской. (Икона была принесена из Константинополя в Киев около 1130 г. великим князем Мстиславом.) Велико значение этого события для русской истории.

Это первый образ Богоматери, написанный святым апостолом и евангелистом Лукой еще в дни земной жизни Пресвятой Богородицы. Предание Церкви повествует, что после написания этого образа Божия Матерь воскликнула: «Благодать и сила Родившегося от Меня с сим образом да будет». Этот образ написан на доске от стола Сионской горницы, за которым совершалась Тайная Вечеря. К этому первообразу восходят все образы Пречистой – потому так велико его значение в жизни человечества. Лик этот выражает всесовершенную любовь Спасителя и Божией Матери, открывая людям, что Бог есть Любовь. Именно этот лик был наиболее близок душевному складу русских людей, особо почитающих Владимирскую икону,– самую прославленную святыню Русского государства.

Так пришло благословение Божией Матери русскому народу на утверждение единства мира в любви. Великая радость непостижимого единства отражается в Лике Владимирской иконы, но и великая скорбь о разделении мира. Вся история России прошла перед этим Ликом, и Сама Божия Матерь прошла путь России – скорбный и трудный. Она утверждала столицы Русского государства, была защитой и ограждением Русской земли в годы бед и вражеских нашествий.

В преддверии гибели Киевской Руси и монголо-татарских нашествий Сама Богоматерь благословила место будущего духовного и политического центра Русской земли и указала на необходимость духовного укрепления новых земель.

Предание гласит о том, что в одну из летних ночей 1155 года в Вышгородском храме сдвинулась о места знаменитая чудотворная икона Божией Матери «Умиление». В то же время князь Андрей получил во сне указание от Божией Матери отправиться с Ее иконой в Ростово-Суздальскую землю. Повинуясь воле Пречистой, он отправился в Ростов, но в десяти верстах от города Владимира кони, везшие икону, остановились и никто не мог заставить их двинуться дальше. Князь молился о вразумлении, и ночью ему явилась во сне Божия Матерь со свитком в руке, Она запретила ему ехать в Ростов и повелела принести икону во Владимир, а на месте чудесного явления построить храм в честь Ее Рождества. С тех пор икона, ставшая главной святыней Владимиро-Суздальской земли получила имя Владимирской.

Князь Андрей Боголюбский посвятил новосозданную столицу и всю Русскую землю Божией Матери. При нем на Руси было установлено празднование Покрова Божией Матери и построен храм в честь Покрова на Нерли. Это ознаменовало принятие Божией Матери под Свой омофор Руси и русского народа. В службе Покрову Пресвятой Богородицы, составленной во времена Андрея Боголюбского, есть такие слова: «Сохрани нас от стрел, летящих во тьме разделения нашего». Они свидетельствуют о том, с какой болью русские люди переживали разделение своей земли.

В своих попытках объединить Русь князь Андрей проявлял «ревность не по разуму»,– его замыслы не соответствовали ни заданию того времени, ни потребностям обороны. Тяжким нарушением было «взятие на щит» Киева и попытка завоевать Великий Новгород посланными им войсками. Сама Пречистая вразумила князя Андрея, дерзнувшего напасть на Новгород – град Софии-Премудрости Божией. Поражение войск князя Андрея в битве за Новгород Великий стало предостережением русским князьям, знамением защиты Божией Матери Руси от неверного исторического выбора.

Во время осады Новгорода архиепископ Новгородский Иоанн по внушению Божию взял икону Пресвятой Богородицы и вознес ее на городские укрепления Софийской стороны против суздальцев. Осаждавшие пускали стрелы в процессию, идущую с иконой, и один из них попал стрелой в икону. Тогда совершилось чудо: страх и смятение овладели осаждающими, и новгородцы, выйдя за стены, напали на неприятеля и разбили его.

Икона Божией Матери, через которую Она совершила заступничество за новгородцев, получила на Руси имя «Знамение Пресвятой Богородицы» и событие это стало повсеместно на Руси праздноваться как Знамение заступничества Божией Матери за землю Русскую, указание на величайшую пагубность братоубийственных войн для судьбы России. В двенадцатом веке появилось «Слово о полку Игореве» – вдохновенный призыв забыть распри и усобицы и общими силами «затворить полю ворота». В «Слове о полку Игореве» отражена вся печаль того времени.

ХIII век начался новым страшным разорением Киева князем Рюриком Ростиславичем в союзе с Ольговичами и «всею Половецкою землею». Вторая Липицкая битва между сыновьями Всеволода III уничтожила цвет воинства Руси. Страна была обескровлена перед самым монгольским нашествием. А враги были уже на пути к Руси.

Летописец восклицает: «О страшное чудо и дивное, братья! Пошли сыновья на отцов, а отцы на детей, брат на брата, рабы на господ, а господа на рабов… Не десять человек было убито и не сто, но тысячи тысяч. В городе Юрьеве был слышан крик и вопли раненых. И не было кому погребать мертвых».

Поражение русских войск от монголо-татар на реке Калке в 1223 году было страшным кровавым уроком князьям, не пожелавшим объединиться против нового опасного врага. (Владимирский епископ Серапион пишет в одном из своих поучений: «Какими только словами не поучает нас Бог, с какими только предупреждениями не обращается к нам!»)

Русскому народу были даны огромные духовные силы Самой Божией Матерью, даровавшей благословение на созидание Своего земного Жребия – Киевской Руси. Русь была призвана стать великим христианским государством, несущим окружающим народам свет веры Христовой, утверждая в мире идеалы братства и любви. Однако народ, при Крещении посвятивший себя Богу, перестал исполнять данные им обеты: вместо братолюбия и единства он избрал вражду и разделение. В течение двух столетий Русь разорялась и обессиливалась княжескими усобицами. Страна все более дробилась и слабела, озлобление воюющих возрастало с каждым годом. Следствием этого отступления и явилось вражеское нашествие и ужасающий военный разгром Руси. Летописи говорят, что вражеское нашествие – наказание за разделение в Русской земле, за наши грехи, когда реками лилась кровь: брат убивал брата: «Это произошло из-за наших грехов: вооружаются иноплеменники на нас для того, чтобы мы отступили от своих неправд, братоненавидения, сребролюбия, неправедного суда и насилия»,– восклицает летописец.
И тогда пришло первое великое испытание – ПЕРВАЯ БИТВА РОССИИ.

1 комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

  • Потрясающий материал! Низкий поклон Александру Аршаковичу за такое глубинное видение тягчайших событий нашей истории. Осмысление русской истории с такой точки зрения представляется уникальным. Лаконично и достоверно показано, как из практически небытия через угодников Божиих осуществляется не только восстановление Руси, но и одерживается духовная победа над врагом. Хочется просить у Господа даровать нам всем разум, чтобы делать то, что нам положено. Спасибо автору за то, что такими статьями он пробуждает патриотизм, который у нас всех присутствует на генетическом уровне.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

6 ДЕКАБРЯ — СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
ИКОНА СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО С ЧАСТИЦЕЙ ЕГО МОЩЕЙ - КЕЛЕЙНАЯ ИКОНА СВМЧ. СЕРАФИМА (ЧИЧАГОВА)
СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
ДЕКАБРЬ 2022 г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

6 декабря / 23 ноября – День памяти св. благоверного князя Александра Невского (1220/21-1263)
***
6 декабря 1240 г. – После долгой осады монголо-татарские войска ворвались в Киев.
В 1239 г. армия хана Батыя предприняла новый поход на Русь. До этого монголы разбили основные силы Владимиро-Суздальской земли, взяли и разграбили четырнадцать городов Северо-Восточной Руси. Батый мечтал об империи, протянувшейся от Тихого океана до Атлантики. Теперь его путь лежал в южные и западные земли. Однако легкой победы добиться не удалось. Все города русичей приходилось брать штурмом. Первым захваченным городом стал пограничный Переславль, затем Чернигов. К декабрю 1240 г. Батый подошел к Киеву. Хан не хотел разрушать красивый город и предложил горожанам сдаться без боя. Однако киевляне решили биться насмерть. Осада Киева длилась долго. На защиту города вышли все его жители от мала до велика. По свидетельству летописца «один бился с тысячей, а двое – с тьмою». Монголам пришлось использовать стенобитные орудия. Через провалы в стенах монголы ворвались в город. Последний оплот защищавшихся – Десятинная церковь – пал (согласно историческим документам) 6 декабря 1240 г.
***
6 декабря / 26 ноября 1590 г. – Царским указом запрещен переход крестьян от одного хозяина к другому.
Отмечавшийся на Руси 26 ноября по старому стилю Юрьев день (когда чтится память святого Георгия) завершал годовой цикл сельскохозяйственных работ и позволял крестьянам, в период времени за неделю до Юрьева дня и неделю после него уйти от старого хозяина.
26 ноября) / 6 декабря 1590 г. царь Феодор Иоаннович по инициативе Бориса Годунова издал указ, запрещавший переходы крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день. Этот запрет оказался неожиданным для крестьян, именно тогда возникла поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Однако у крестьян еще оставалась возможность скрыться от помещиков. В 1597 г. вышел указ об урочных летах, впервые определявший срок сыска беглых крестьян – 5 лет. Если в течение «урочных лет» помещик не сумел найти своего крестьянина и не подал челобитную о его розыске, он терял на него право и беглый закреплялся за новым владельцем. Норма «урочных лет» прикрепила к земле не только беглых крестьян, но и их детей и жен, ранее не подпадавших под действие «заповедных лет». Любой переход рассматривался как бегство. Беглый подлежал возврату со всей семьей и имуществом.
***
6 декабря / 25 ноября1741 г. – В результате государственного переворота российской императрицей стала Елизавета Петровна (1709-1762), дочь Петра I и Екатерины I.
Елизавета Петровна росла веселой красавицей и была прекрасно образована. После брака родителей, и принятия в 1721 году Петром I императорского титула, дочери Анна и Елизавета получили титул «цесаревны», который отделял детей императора от других членов дома Романовых. Петр, сын казненного царевича Алексея, назывался великим князем, а племянница Анна Иоанновна царевной.
Завещание Екатерины I предусматривало права Елизаветы и ее потомства на российский престол после Петра II (сына царевича Алексея) и Анны (старшей дочери Петра I). Но после неожиданной кончины Петра II в 1730 г., Елизавета оказалась законной наследницей престола, поскольку ее сестра Анна отреклась за себя и своих потомков от прав на российскую корону. Несмотря на завещание, Верховный тайный совет, признав Елизавету незаконнорожденной, отказал ей в правах на престол и «пригласил на царство» Анну Иоанновну, в правление которой Елизавета находилась в опале и была очень далека от политической жизни. Хотя в свете она показывалась достаточно часто и по-прежнему блистала на балах. После смерти Анны Иоанновны в 1740 г. трон наследовал ее двухмесячный внучатый племянник Иван Антонович, но в результате реальная власть перешла к его матери – Анне Леопольдовне.
Русское дворянство и аристократия были недовольны режимом последних правительниц, а широкие слои русского общества считали, что все беды происходят от захвата власти «иноземцами». Но если Анна Иоанновна была русской, то Анна Леопольдовна со своим супругом принцем Антоном Ульрихом Брауншвейгским являлись в глазах народа «чужими», несправедливо правящими Россией от имени младенца-императора, их презирали. Тем более, большое количество «немцев», занимавших главные посты в государстве, тоже многих не устраивало. Бирона ненавидели все, Миниха и Остермана не любили. В этих обстоятельствах массовые симпатии русского общества оказались на стороне Елизаветы, «русской сердцем и по обычаям», на дочь Петра Великого возлагали большие надежды. Центром движения в ее пользу стали казармы гвардейского Преображенского полка. Но немало потрудилась для завоевания симпатий гвардейцев и сама цесаревна. Она часто проводила время в казармах «без этикета и церемоний», одаривала гвардейцев деньгами и крестила их детей. Разговоры о возможном дворцовом перевороте начались ещё в начале 1741 г. Слухи о том, что Елизавета что-то затевает, неоднократно доходили до Анны Леопольдовны, но она не верила. Круг близких сторонников Елизаветы ограничивался в основном «кавалерами» ее двора. В подготовке переворота участвовали Разумовские, братья Шуваловы и Воронцов. Руководителями заговора являлись Лесток и сама цесаревна.
В ночь на 25 ноября / 6 декабря 1741 г. Елизавета Петровна, при поддержке своих сторонников и гвардейских офицеров совершила государственный переворот. В казармах Преображенского полка она обратилась к своим приверженцам: «Други мои! Вы знаете, чья я дочь, ступайте за мною! Как вы служили отцу моему, так и мне послужите верностью вашей».
Не встретив сопротивления, с помощью трёх сотен верных гвардейцев Елизавета заняла Зимний дворец и провозгласила себя новой императрицей. Вызванные полки принесли ей присягу. Солдаты разбудили и арестовали Анну Леопольдовну и ее мужа, а младенца-императора Ивана VI забрала сама Елизавета. К семи часам утра переворот завершился, причём без пролития крови. Наутро после переворота была готова форма присяги новой императрице, и был обнародован манифест, в котором говорилось об узурпации власти иностранцами. Елизавета распорядилась арестовать всю Брауншвейгскую фамилию и ее приверженцев, но «в остальном с ними обходились без ненужной жестокости».
Еще через 3 дня был издан второй манифест, в котором провозглашалось, что Елизавета Петровна вступила на престол «по законному праву, по близости крови к самодержавным родителям». Право дочери Петра I на российскую корону подкреплялось ссылкой на завещание Екатерины I. Елизавета Петровна Романова короновалась в апреле 1742 года.
Иван Антонович был объявлен незаконным государем, не имевшим «никакой уже ко всероссийскому престолу принадлежащей претензии, линии и права», и заключён в Шлиссельбург, а остальное Брауншвейгское семейство отправлено в Холмогоры. Фавориты прежней императрицы Миних, Левенвольде и Остерман были приговорены к смертной казни, позднее замененной ссылкой в Сибирь – чтобы показать Европе терпимость новой самодержицы. Своих же приверженцев Елизавета щедро наградила. Рота Преображенского полка была наименована лейб-компанией. Все рядовые были пожалованы в дворяне и наделены имениями, другие участники переворота также получили высокие чины и подарки.
Стоит отметить, что подобные государственные перевороты были и до, и после Елизаветы Петровны, но есть ряд особенностей, присущих этому событию: с одной стороны, патриотические лозунги в гвардии, с другой – особая роль самой Елизаветы, которая не только приняла участие в перевороте, но и лично возглавила его, а затем сумела удержаться на престоле в течение 20 лет, являясь продолжательницей петровских традиций и преобразований. В целом, внутренняя и внешняя политика Елизаветы отличались стабильностью и нацеленностью на рост авторитета и мощи государственной власти.
Императрица Елизавета была последней правительницей России, являвшейся Романовой «по крови». Официальным наследником престола она назначила своего племянника (сына сестры Анны) – будущего Петра III и женила его на принцессе – будущей Екатерине II. В его официальный титул были включены слова «Внук Петра Великого».
***
6 декабря 1813 г. – Родился Николай Платонович Огарёв (1813-1877). Поэт, публицист, русский революционер.
***
6 декабря 1971 г. – В Париже умерла Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. Matylda Maria Krzesińska; 1872-1971). Русская балерина, прима-балерина Мариинского театра, заслуженная артистка Его Величества Императорских театров, педагог.

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

Однажды ночью идя домой, я увидел впереди громко лающую свору собак. Мне было страшно идти дальше,– постояв какое-то время, я повернул назад и отправился к дому обходными путями. Маме я ничего не сказал об этой истории. Но на следующий же день мне стало очевидно, что она знает о моем вчерашнем поведении, поскольку сама завела разговор о страхе и боязливости. Передаю ее слова: «Каждый человек, и особенно верующий в Бога, обязан преодолевать страх. Это очень опасная и губительная страсть. Если ее не преодолеть, то в самый важный и трудный момент жизни, когда придется выбирать между добром и злом, человек может стать отступником и предателем. Мы знаем, как во время гонений люди из-за трусости отрекались от Христа. С этой страстью следует бороться постоянно, преодолевая страх и боязливость в самых разных проявлениях. Если ты чего-то боишься, нужно идти навстречу этой опасности с молитвой к Богу, к Божией Матери, к своему Ангелу-хранителю. Но самое надежное средство к победе над этой страстью – любовь, окончательно страх может победить только любовь».

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

5 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ КОНЧИНЫ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II
patralex40
РУСЬ ОТЧАЛИВШАЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

4 ДЕКАБРЯ — ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. XV в. СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МИТРОПОЛИТА СИМБИРСКОГО И НОВОСПАССКОГО ПРОКЛА
prokl86
БОГОМУДРЫЙ АРХИПАСТЫРЬ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 ДЕКАБРЯ — СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ ТИХВИНСКИХ

СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ ТИХВИНСКИХ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН САРВ, ПРЕСВИТЕР ТИХВИНСКИЙ (1867–1937)
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК АРСЕНИЙ (ДМИТРИЕВ), ИГУМЕН ТИХВИНСКИЙ (1872–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЕМИЛИАН (ЕМИЛИАН ИВАНОВИЧ ПАНАСЕВИЧ), ПРЕСВИТЕР ТИХВИНСКИЙ (1875–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВАСИЛИЙ КАНДЕЛЯБРОВ, ПРЕСВИТЕР СЕННОВСКИЙ (1889–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКОЛАЙ ПОКРОВСКИЙ, ПРЕСВИТЕР НИКОЛЬСКИЙ (1895–1937)
СВЯТАЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ИГУМЕНИЯ ИОАННИКИЯ (АЛЕКСАНДРА ЯКОВЛЕВНА КОЖЕВНИКОВА; 1859–1937)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

1 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГЕОРГИЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ЖУКОВА
МАРШАЛ Г. К. ЖУКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
МОЖАЙСКИЙ ДЕСАНТ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

29 НОЯБРЯ — ДЕНЬ КОНЧИНЫ МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА (ТУРКЕСТАНОВА)
mitrifon7
ПАМЯТИ МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА (1861–1934). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 НОЯБРЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА ВАВИЛОВА

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ВАВИЛОВ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

25 ИЮЛЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ

Мама жила в ритме природы, постоянно любовалась своим садом в разное время года, специально выходила помолиться среди кустов и деревьев. В течение многих лет она делала выписки из разных книг и статей по народному календарю: там были сведения о приметах погоды в связи с церковным календарем, о прилете и отлете птиц, о свойствах и красоте цветов, деревьев и других растений, а также камней и минералов. Мы постоянно выписывали журнал «Наука и жизнь», из которого мама вырезала и подшивала ежемесячные заметки о природе и календаре. Из того, что собрала мама, можно было бы составить интереснейшую книгу. Все эти материалы были постоянно «в ходу»: когда приходили очередные посетители, мама открывала раздел своего собрания, соответствующий месяцу, неделе и даже конкретному дню и начинала читать выдержки. В такие минуты я не выдерживал, оставлял все свои дела и присоединялся к слушателям…

К сожалению, размеры книги не позволяют опубликовать интереснейшие сведения, которые собрала мама по народному календарю. Поэтому вниманию читателей предлагается лишь один календарный месяц – март. Весна была любимым временем года, а март – любимым ее месяцем, недаром в нем совершились столько важнейших событий ее жизни. 21 марта родился я, в марте сделали маме серьезную операцию, в марте умер мой отец, в марте отошла в вечность и мама. Она знала, что уйдет из жизни в марте, знала даже число – 29-е, о чем сохранились такие свидетельства: за день до смерти она попросила меня снять все деньги с ее пенсионной книжки, чтобы не нужно было потом ходить по инстанциям и оформлять наследство (и здесь, даже перед лицом смерти она думала о том, как избавить сына от лишних хлопот). Сохранился листок с выпиской из церковного календаря, сделанный рукой мамы: на нём записаны даты от 27 до 31 марта с указанием памяти святых каждого дня. Сделана эта запись много лет назад, еще до смерти отца, и именно в этом интервале умерли отец (27 марта) и мама (29 марта – день памяти мученика Трофима).

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

МАРТ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

А. Трофимов

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК