В основе литургических текстов и иконографии Сретения лежит евангельское повествование об этом событии (Лк. 2, 22–39).
И праздник Сретения, как и икона праздника, выражает радость исполнения ветхозаветных обетований о пришествии Спасителя. Сретение – это встреча человечества с Богом в лице старца Симеона.
Весь Ветхий Завет увидел исполнение чаяния «своего моления». В Симеоне как бы сосредоточилось ветхозаветное благочестие и вся неутолимая жажда иудейского мира встретить Спасителя. Ему одному было дано предсказание, что он доживет и своими глазами увидит Христа. И он дождался этого и встретил сорокадневного Христа, принесенного Матерью и Иосифом Обручником в храм для совершения законного обряда. Симеон увидел, наконец, день посещения своего, принял на руки Бога своего, от чего и назван Богоприимцем.
В святом старце Симеоне, принявшем на свои руки Младенца Христа, хотели видеть храмового священника. (Есть предположения, что он был законоучителем, сыном Гиллеля и отцом Гамалиила, наставника св. апостола Павла.) Литургические тексты прославляют праведного Симеона, как величайшего пророка. Более чем Моисей достоин Симеон носить звание «Боговидца». Ведь Моисею Господь явился окутанный мраком, а Симеон на своих руках «Превечное Слово Отчее воплощенное понесе и языком откры Свет, Крест и Воскресение» (вечерня, 7-я стихира на литии). Крест в этой стихире указывает на «оружие, которое пройдет душу» Марии. «Ныне отпущаеши» приобретает новый смысл. Пророк просит соизволения Господа возвестить в преисподней благую весть о воплощении «Адаму, во аде живущу, известити хотяй, иду, и Еве принести благовестив» (7-я песнь канона).
На иконе ничто не указывает на священный сан Симеона; длинная ниспадающая одежда прикрывает его босые ноги до щиколотки. Как подобает назорею, у него непокрытая голова и длинные волосы. «Младенец Христос на старческих яко на престоле седит руках». В одном из припевов на 9-й песни канона говорится: «Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит».
Первые известные изображения принесения Младенца Христа в храм встречаются в мозаике церкви Санта Мария Маджоре (V в.) и на эмалевом кресте-реликварии конца V–начала VI века из Латеранского музея.
Иконография праздника Сретения окончательно складывается в период с IX по X век и с тех пор остается почти без изменений.
Иногда мы видим Младенца Христа на руках Матери, или тот момент, когда Она передает Богомладенца святому Симеону, но чаще всего сам Симеон держит Спасителя на руках. Младенец Христос никогда не изображается в пеленах: обычно Он одет в короткую рубашку, не прикрывающую Его обнаженные ноги. Сидя на простертых руках Симеона, Он благословляет его. Это иконографический тип Христа Эммануила: «Младенца видев Тя, вопияше чудный Симеон: Превечнаго Слова, от Отца рожденна, страшуся и боюся руками моими объяти, Владыко, но с миром раба Твоего иский, ныне отпусти, яко Милосерд» (вечерня, стихира на «Господи, воззвах»).
«Днесь древле Моисею в Синаи закон подавый, законным, повинуется велением, нас ради яко Милосерд, по нам быв. Ныне Чистый, Бог, яко Отроча Свято, ложесна разверз Чистыя, Себе Самому яко Бог приносится, законныя клятвы свобождая и просвещая души наша» (вечерня, 2-я стихира на литии).
«Ветхий Деньми младенствовав плотию, Материю Девою в церковь приносится, Своего закона исполняя обещанием, Егоже Симеон приим глаголаше:– ныне отпущаеши с миром, по, глаголу Твоему, раба Твоего: видеша бо очи мои спасение Твое, Святый» (вечерня, стихира на литии, гл. 1-й). Как и в евангельском повествовании, тема очищения Богоматери как бы забыта; средоточие праздника – Сретение Мессии: встреча Ветхого и Нового Заветов.
На иконе старец Симеон изображается держащим Спасителя на руках. Все очертания старца как бы выражают исполнение в этом держании Господа на своих руках всех ветхозаветных чаяний. Он весь склонен над Богомладенцем, все линии тела Симеона обращены к Спасителю, как бы вогнуты, образуют вогнутым движением сосуд, принимающий благодать, а руки старца, смиренно покрытые краем одежды, образуют престол, который приготовлен Спасителю.
Спаситель изображен сидящим на руках Симеона не как обычный младенец, но как сорокадневный Царь, сидящий на престоле. Правая рука Христа благословляет склонившегося над ним Симеона, левая держит свиток, дающий разрешение грехов.
Глава Спасителя на иконе Сретения обращена не к Матери, но к Симеону, и в этом движении головы Христа определяются черты Его служения, те черты, которые повторились, когда двенадцатилетний Христос в Преполовение Пасхи беседовал со священниками Иерусалимского храма и как бы забыл о Матери. И это отдаление от Своей семьи подчеркивается всей композицией иконы, всем распределением изображений на ней.
Богоматерь сопровождает святой Иосиф, неся в складках своего плаща жертву бедных родителей: двух горлиц или двух молодых голубей (Лев. 12, 8). Эти птицы считаются символами Церкви Израиля и церкви язычников, равно как и символами двух Заветов, единый глава которых – Христос. Святая пророчица Анна, дочь Фануилова (Анна (евр. hanna – благодать) – единственная женщина, названная в Новом Завете пророчицей), вдова лет восьмидесяти четырех (Лк. 2, 36), стоит позади Симеона на втором плане, как и праведный Иосиф. Слегка отвернувшись, она поднимает вверх голову, покрытую платом; на ее лице отражается пророческое вдохновение: «И Анна пророчица показася, Спаса Избавителя Израилю проповедающи…» (Вечерня. Стихира на литии. Гл. 2). О роли Анны Пророчицы в истории Спасения песнопения праздника говорят так: «Анна провещает страшная, Спаса Избавителя Израилю исповедающи Христа, Творца Неба и земли» (т.е. целомудренная Анна пророчествует великое, исповедуя, что Христос – Творец неба и земли,– припев на 9-й песне канона). На следующий день после Сретения празднуется день праведных Симеона и Анны (3 февраля), подобно «соборам» большинства других важнейших праздников. Кроме того, память Анны отмечается 28 августа.
Добавьте комментарий