Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сьна именуя, и Дyx, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.
Кондак, глас 4:
Явился еси днесь вселенией, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет неприступный.
«Начало мира – вода, и начало Евангелия Иордан».
(Свт. Кирилл Иерусалимский)
Крещение явилось поворотным моментом земной жизни Христа. Почти 30 лет пребывал Он вдали от мира, где, по словам евангелиста, «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости» (Лк. 2, 40) и никто, кроме Матери Его, не был посвящен в Его тайну. Но вот пробил великий час, когда должно было начаться мессианское служение Господа. Пришло время исполнения обетований Божиих о спасении мира, и тогда пророческий голос Иоанна Крестителя прозвучал на берегах Иордана. Охваченный чувством близости Царствия Божия, пророк звал народ к покаянию: «При первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лк. З, 2–3). Иоанн Креститель был ровесником Иисуса, только на шесть месяцев старше и ему так же, как Иисусу, исполнилось 30 лет, когда он должен был начать свою проповедь приготовления сознания народа к встрече и восприятию учения Христа. Каясь в своих грехах, люди входили в воду, и пророк совершал над ними обряд священного омовения («баптисма» по-гречески).
Обряд крещения – омовения в воде – был известен и до Христа в разных народах. Грех как искажение и нарушение Божественных законов создает препятствие к восприятию духовных истин, закрывает духовное сознание человека, между человеком и Богом, по словам святых отцов, возникает «медная стена». Еще до пришествия Спасителя был известен способ очищения человека от греха, просветления духовного сознания: глубокое осознание своих грехов, раскаяние в совершённом, именуемое покаянием, и омовение водой во очищение не только тела, но и души.
Покаяние – это соединение с Богом, путь к небу, стремление восстановить нарушенное грехом единство с Богом.
Когда Иоанн Креститель начал свою проповедь покаяния, народы земли переживали особое напряженное состояние. Даже наиболее духовно просветленные люди не видели выхода и способа избавления от мертвящих жизнь грехов и искажений. Мир буквально задыхался в гнетущей атмосфере, созданной многими веками попрания Божественных законов. Люди начинали понимать, что собственными силами невозможно вырваться из замкнутого круга, создаваемого неумолимым «роком», то есть грехом.
И наиболее удалившимся от Бога народом, зачерствевшим в своем эгоизме и самоутвержденности от сознания богоизбранности, был еврейский народ, который великие пророки Божии называли «жестоковыйным». Духовная закрытость, утрата духовного смысла Божественных законов, изреченных учителями еврейского народа, поразительны: ведь этому народу было даровано и доверено учение об Истинном Боге, и Сам Отец Небесный заключил с народом израильским Великий Завет. Внутренним смысл Священного Писания и Божественных законов был утрачен развращенными служителями Иерусалимского храма, следившими лишь за исполнением буквы, а не духа закона; они являлись лишь хранителями, но не исполнителями Божественных откровений. Уже то, что учителя еврейского народа разделились на последователей различных толкований, зачастую глубоко искажавших смысл Священного Писания, говорит об упадке того учения, которое принес Моисей, и через которого Отец Небесный заключил Завет с еврейским народом. Ко времени воплощения Христа в еврейском народе было недовольство официальными наставниками – фарисеями, книжниками, саддукеями. Начались поиски учения, не затемненного противоречивыми толкованиями и преданиями. Так образовалось мощное духовное течение ессеев, о чем стало известно из Кумранских рукописей, найденных в пещерах у Мертвого моря. Известно, что ессеи подвергались преследованиям представителей официальной религии, а их учитель, названный Учителем Справедливости, был казнен приблизительно за 100 лет до Рождества Христа.
Все это объясняет, почему проповедь Иоанна Крестителя и призыв к покаянию и крещению привлекали толпы народа со всех концов страны. Иоанн обращался к народу словами пророка Исаии, почитаемого евреями пророка покаяния: «Как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие (Ис. 40, 3–5)» (Лк. 3, 4–6).
В словах пророка путь – это символ духовной работы над исправлением себя: путь человека из-за нарушения Божественных законов становится искривленным. Пророк многократно повторяет слово «всякие», это говорит о том, что речь его обращена ко всем людям: каждый должен взглянуть во внутренний свой мир, увидеть свои кривизны и в покаянной молитве сделать путь свой ровным – иначе он не увидит Христа: и видя – не увидит, и слыша – не услышит.
Приводя эти слова пророчества, Иоанн Креститель призывал к покаянию и строго обличал пришедших к нему; наиболее сурово его обращение к тем, кто закостенел в гордыне о своем происхождении от Авраама, особенно к фарисеям и саддукеям: «Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния, и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму; уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк. 3, 7–9).
Ехидна – ядовитая змея, укус которой смертелен. В то время уже была в народе своеобразная гордыня: многие верили, что принадлежность к роду Авраама уже делает их святыми. Но пророк указывает, что самомнение без изменения себя и преображения путем исполнения Божественных законов, приводит к духовной смерти. Всемогущество Божие беспредельно, и происхождение от Авраама не спасет – вы будете преданы огню, который пожигает все нечистое и не пожелавшее обратиться к Отцу Небесному. Бог может воздвигнуть из камней детей Аврааму, то есть истинных последователей Божественного учения, вне еврейского народа. Вы думаете, что как дети Авраама более других достойны вкусить спасение, вы с презрением смотрите на людей другой родословной, считаете их лишь камнями, которые вы можете попирать, как попираете камни на дорогах земли. Но вы ошибаетесь: те, кого вы считаете камнями, Божественной силой могут стать достойнее вас, стать детьми Авраама, поклоняющимися Истинному Богу. Поэтому не гордитесь своим происхождением и тем местом, которое дано вам по рождению, а стремитесь измениться, покаянием исправьте кривизны путей своих, чтобы узнать долгожданного Мессию.
Сила проповеди Иоанна воздействовала на народ и потому прозвучал вопрос: «И спрашивал народ: что же нам делать?» (Лк. 3, 10). Иоанн не требует от людей аскетизма и ухода от мира, советы его просты и посильны для выполнения всякому человеку. «Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай не имущему; и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3, 11–14). Иоанн не отверг мытарей, не осудил их профессию: они собирали подать с единоплеменников для римлян – поработителей еврейского народа; фарисеи, книжники и многие в народе считали их отверженными, закоренелыми грешниками и изменниками, так как они нередко обогащались на увеличении налогов в свою пользу, с целью наживы обижали и грабили жителей; поэтому и сказал им Иоанн: «Ничего не требуйте более определенного вам».
«Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он,– Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым. Многое и другое благовествовал он народу, поучая его» (Лк. 3, 15–18). Огонь всегда связывался с духом, с духовным началом в человеке. Стихия огня указывает на силу очищения через преображение, полное изменение человека. Иоанн использует древнейший символ зерна и очищения его от оболочки. Символ зерна говорит о духовном зерне, о Божественной искре в человеке и гумно – образ всего человечества, собранного по воле Божией. В земной жизни гумно – это место, где зерно очищается от сора, мякины где отбираются и отвеиваются полноценные зерна, а остальные идут в огонь. Для очищения зерна на гумне раньше пользовались лопатой, перебрасывая зерно по ветру: ветер относил в сторону легкую мякину, а зерно, более тяжелое, падало на землю. Подобно этому и в человеке должно быть отделено духовное начало, принадлежащее вечности, а все, в чем нет силы вечной жизни, должно быть сожжено, то есть преобразовано силой духовного огня.
Этот образ говорит о том, что Мессия придет для того, чтобы очистить человечество – «гумно свое». Он будет крестить Духом Святым и огнем, который сжигает все не соответствующее Божественным законам. До пришествия Христа человечество знало лишь одно крещение: водою в покаяние. Христос Своей Великой Жертвой ниспослал на землю Духа Святаго и Его огненная сила стала воздействовать на человечество.
Так проповедовал и пророчествовал Иоанн Креститель, указывая на близость Пришествия Христа – Мессии, Спасителя.
После описания проповеди Иоанна Крестителя трое евангелистов: святые апостолы Матфей, Марк и Лука повествуют о великом событии Крещения Спасителя. Каждый евангелист подчеркивает особо тот или другой момент, но самое существенное в их изложении совпадает. Святой апостол Матфей был очевидцем события Крещения Христа и потому подробнее других евангелистов описывает встречу Иоанна Крестителя со Христом и Крещение Его: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него. Иоанн же удерживал и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» (Мф. 3, 13–15).
Иисус Христос не нуждался в Крещении как очищении от личных грехов, будучи безгрешен; но Крещением Своим, по словам церковных песнопений «потопил в водах Иордана грехи всего мира»; «днесь Владыка водами погребает человеческий грех». Христос входит в воды Иордана, в те же воды, в которых омывались грехи кающихся, в те воды, которые таинственно были связаны в силу особых очищающих свойств стихии воды и в силу омовения грехов людей, – со всеми грехами, преступлениями, неправдами всего человечества. И вот Агнец Божий, Сын Божий Единородный, долгожданный Спаситель мира взял на Себя грех мира. Это было настолько непостижимо, настолько высоко, что Иоанн Креститель, сам будучи провозвестником и Предтечей Христа, убоялся и возражал, когда Христос пришел креститься от него: Он, у Которого Иоанн считал себя недостойным развязать ремень обуви.
Христос, Сам безгрешный, вступает в воды Иордана, как грешник и над Ним совершает Креститель обычный ритуал крещения. «Ко гласу вопиющаго в пустыне: «уготовайте путь Господень», пришел еси, Господи, зрак рабий приим, крещения прося, не ведый греха. Видеша Тя воды и убояшася. Трепетен бысть Предтеча, и возопи глаголя: «Како просветит светильник Света? Како руку положит раб на Владыку? Освяти мене, и воды, Спасе, вземляй мира грех» (Послесловие великого освящения воды).
Но это было не обычное крещение, а совершилось в тот момент Величайшее Таинство – Святая Троица – Истинный Бог утвердил и в падшем мире Свое бытие. «И крестившись Иисус тотчас вышел из воды,– и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 16–17). Все три евангелиста говорят в своем повествовании о явлении Святой Троицы.
Великое Таинство совершилось. Сын Божий Единородный взял на Себя грех мира. Но грех не мог унизить или отделить Христа от Отца Небесного, от Единства трех Лиц Святой Троицы. И поэтому в момент взятия Христом греха мира во всей силе и славе выразилась Его Единосущность с Отцом и Святым Духом, явление Которых утвердило Его Божественность.
Впервые падшему человечеству была явлена Пресвятая Троица. До момента Крещения Господня люди не ведали великой Тайны Триединства Бога.
В Таинстве Крещения Отец из отверстых Небес гласом свидетельствовал о крещаемом Сьне и Святой Дух сошел в виде голубя на Иисуса, подтверждая таким образом слова Отца. Откровение трех Лиц Пресвятой Троицы особенно вспоминает Церковь в богослужении – о том же поется в праздничном тропаре. Святая Церковь утверждает веру в Пресвятую Троицу и веру в Божественность Иисуса Христа: «Бог Слово явися плотию роду человеческому», «На Иорданстей реце видев Тя Иоанн к себе грядуща, глаголаше: «Христе Боже, что к рабу пришел еси, скверны не имый, Господи? во имя же чие Тя крешу? Отца? – но Того носиши в Себе. Сына? – но Сам еси воплотивыйся. Духа Святаго? – и Сего веси даяти верным усты, явлейся, Боже, помилуй нас». «Богоявления время, Христос явися нам во Иордане реце». Отсюда и древнее название праздника – Богоявление.
Несмотря на то, что в Евангелии от Иоанна отсутствует описание Крещения Господня, именно святой апостол Иоанн Богослов раскрывает во всей доступной разумению человека глубине тайну Крещения Христа. Он начинает свое Евангелие с раскрытия Божественной Сущности Христа, Его нераздельности с Богом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; и свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 1–5). «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 14–18).
На вопрос священников и левитов, посланных спросить Иоанна Крестителя: «Кто ты?», он ответил: «Я глас вопиющего в пустыне: «исправьте путь Господу», как сказал пророк Исаия… я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то, Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Ин. 1, 23, 26–27). «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира; Сей есть, о Котором я сказал: «за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня». Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым». И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 29–34).
Называя Христа Агнцем, берущим на Себя грех мира, Иоанн указывает на Величайшую Миссию Христа-Спасителя, Который воплотился, чтобы восстановить, утвердить единство человечества и всего мира в Боге. Крещение в Иордане – это утверждение связи Христа-Спасителя со всем человечеством, с природой, со всем сотворенным миром. Он пришел, чтобы вывести из-под власти диавола всех соблазненных им и отпадших от Бога.
В богослужении Крещения Господня видна прежде всего преемственность двух великих праздников: Рождества Христова и Kpeщения Господня, которые, как уже было сказано, до середины IV века праздновались в один день – 6 января. «Из Девы возсиявый в Вифлееме плотию, ко Иордану ныне тщися, скверну омыти земнородных»; «приидите вси вернии, Вифлеем оставивше, ко Иордану тецем и душею теплою и тамо узрим страшное таинство»; «Господи, исполнити хотя, яже уставил еси от века, от всея твари служители тайны Твоея приял еси: от Ангел – Гавриила, от человек – Деву, от небес – звезду, и от вод – Иордан, в нем же беззаконие мирское потребил еси. Спасе наш, слава Тебе», далее сравниваются оба праздника: «светлейший солнца бысть прешедший праздник Рождества Христова, ясен и пресветел показался приходяй Божественнаго явления Его»; «Тогда звезда волхвам возвести, ныне же Отец миру Тя показа».
В праздновании Крещения Господня большое сходство с празднованием Рождества Христова. В навечерии обоих праздников читаются царские часы, оба праздника предваряются сочельником, в который установлен строгий пост.
Богослужение многократно свидетельствует о том, что с Крещением Господним явился великий Свет всей вселенной, как пишет свт. Кирилл Иерусалимский: «Крещение Господне есть торжественное вступление Иисуса Христа, Света мира, на общественное служение роду человеческому. И Церковь приглашает верующих: «От Вифлеема на Иордан пройдем, тамо бо Свет сушим во тьме озаряти уже начинает». Явлению Света Крещением Господним посвящен и кондак праздника.
То, что Крещение Господне есть начало явления Божественного Света в мире, говорится и в древних названиях праздника – «просвещение», «Праздник Светов», и в церковных песнопениях праздника: «Приклонил еси главу Предтечи, сокрушил еси главы змиев: пришед в струи, просветал еси всяческая, еже славити Тя, Спасе, Просветителя душ наших»; «Се свет является… просияти сущим во тьме Божественныя зари».
«Начало мира – вода, и начало Евангелия Иордан»,– говорит свт. Кирилл Иерусалимский в Слове огласительном,– от воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился верху воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет святого Евангелия, ибо, как пишет евангелист, «с того времени», то есть со времени Крещения, Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2). Крещением Своим Христос освятил водную стихию: «Христос явися на Иордане освятити воды»; «Днесь вод освящается естество и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема».
Вода и земля были осквернены грехами первых людей и всех последующих поколений, но ныне «земля освятися Рождеством Твоим Святым, Слове, ныне же водное естество благословися, Тебе плотию крещуся». Празднуя Крещение Господне, Святая Церковь совершает и теперь «силою, действом и наитием Святаго Духа» освящение воды. В навечерие Богоявления и в сам день праздника совершается богоявленское, или великое, водоосвящение. Крещенская вода издревле считалась великой святыней («агиасма» по-гречески). Ее хранили весь год, ею окропляли вещи, принимали с верою во исцеление во время болезни. Существовал даже особый чин причащения богоявленской водой для тех, кто по каким-либо причинам не мог быть допущен к принятию Святых Христовых Таин.
В 47-й главе книги пророка Иезикииля описывается видение пророка, который созерцает великолепный Иерусалимский храм. Из-под его порога истекает водный поток; сначала он не глубок, в преддверии храма пророк мог его перейти, но далее от храма он становится все глубже и глубже, так что по нему уже можно только плыть. Поток направляется к востоку в море. Это находящееся на восток от Иерусалима Мертвое море,– мрачная могила нечестивейших городов Содома и Гоморры. Известно, что в этом море, густо насыщенном солями, не может жить никакая рыба; берега его, покрытые белыми соляными выделениями и грязными асфальтовыми ручьями, текущими из соседних гор, остаются почти необитаемыми. Но вода, текущая из святилища храма, из-под его порога, по видению пророка, оживотворяет море: в нем появляются и размножаются рыбы, селения рыбаков вырастают по его берегам; безводные плоскогория превращаются в цветущие сады; фруктовые деревья, подобные Эдемским, появляются на его берегах. Пустыня превращается в место, полное жизни.
Мертвое море и доныне остается, таким же мертвым, каким оно было и в древности и каким описано у пророка, своею безжизненностью оправдывая свое название. Но видение пророка есть поразительно наглядный образ благодати Святаго Духа, изливающейся из Церкви Христовой в греховный человеческий мир,– это видение есть также и образ великого водоосвящения.
В богослужебных песнопениях жизнь человеческая часто сравнивается с морем и даже прямо называется «житейским морем». Через грехи, мертвящие нашу жизнь, это море житейское становится «мертвым морем». Но «из-под порога храма» христианского, из Святой Церкви в греховный человеческий мир течет животворящая благодать Святаго Духа. Сам Христос в беседе с самарянкой изображал принесенную Им в мир новую благодатную жизнь под образом живой воды, текущей в жизнь вечную. Призывая к Себе верующих, Он говорит: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того,– как сказано в Писании,– из чрева потекут реки воды живой» (Ис. 12, 3, Иоиль 3, 18). Евангелист поясняет: «Сие сказал Он о Духе, которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7, 37–39). Благодать Святаго Духа изливается на верующих в таинствах и обрядах Святой Церкви, и под влиянием ее мертвые души оживают и становятся живыми.
Одним из таких проводников благодати Святаго Духа является вода Святого Богоявления, которая ведет не только к телесному, но и к духовно-нравственному оздоровлению. И в отношении к ней почти буквально сбывается видение пророком Иезикиилем воды, текущей из-под порога храма.
***
Своим вхождением в воды Иордана Христос, по выражению церковных молитв и песнопений, «главы тамо гнездящихся сокруши змиев»,то есть поразил врага рода человеческого, как о том пророчествует Давид, говоря: «Ты стерл еси главы змиев в воде» (Пс. 73, 13).
Богоявленская вода знаменует одухотворение и преображение стихий. Церковь свидетельствует этим, что весь сотворенный мир, все стихии земные должны стать причастными Царству Божию.
Своим Крещением Христос положил начало спасительному таинству просвещения верующих – Крещению, являющемуся обязательным условием для вхождения человека в Церковь Христову. Об этом сказал Сам Господь в беседе с Никодимом: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).
Крещение празднуется в пятом месяце по ветхозаветному и церковному календарю. Ибо Христос берет на Себя в таинстве Крещения грехи человечества. Пять, как мы уже говорили – число человеческое. Таков в основном смысл праздника для ветхозаветного человечества.
Для новозаветного человечества это первый месяц, ибо Крещение Господне означало начало открытого служения Спасителя роду человеческому. о чем свидетельствует Сам Отец Небесный. Шестое число дня празднования символизирует то, что Крещение Господне совершалось ради исполнения Божественного Закона; и Сам Христос сказал перед совершением Таинства Иоанну Крестителю: «Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). И по порядку следования двунадесятых праздников в их историческом последовательности Крещение Господне – шестой праздник.
Крещение Господне празднуется на 12-й день после Рождества Христова. В этом – знак завершенности пути Христа перед началом Его служения.
Христос выходит на служение возрасте тридцати лет, неукоснительно соблюдая закон, установленный в Ветхом Завете, согласно которому мужчина мог занимать общественные, государственные должности и совершать священническое служение только начиная с тридцати лет.
В этом празднике особенно видится неразрывность Ветхого и Нового Заветов, единство пути человечества, ведомого Промыслом Божиим. Господь неукоснительно соблюдает закон, но исполнением закона «не оправдается никакая плoть» (Рим. 3, 20). Поэтому и воплощается Сын Божий Единородный для исполнения Своей крестной Миссии – ибо только взяв на Себя грех мира можно было искупить и спасти падшее человечество. На начало исполнения этой Миссии благословляет Христа праведность ветхозаветного человечества в лице Иоанна Крестителя, последнего пророка Ветхого Завета и величайшего «из рожденных женами» (Мф. 11, 11; Лк. 7, 28).
Крещение празднуется в январе. Название месяца происходит от латинского слова «yanua» (двери, ворота) или «yanus» – имя бога Януса. Янус – бог небесного свода, открывающий врата солнцу и закрывающий их в конце дня. В январе заканчивается зимнее солнцестояние, и день начинает увеличиваться. Поэтому Янус как бы смотрит в обе стороны года, находясь на рубеже его. Римляне изображали его двуликим, так как он определял вход и выход солнца. В названии месяца он встал на рубеже, закрывая старый и открывая новый год. Эту реформу календаря – начало нового года с солнечным месяцем, то есть с 1 января, ввел Юлий Цезарь. Римляне связывали Януса также со счетом времени: ему были посвящены 12 алтарей, соответствующие двенадцати месяцам года. Янусу приносили в начале года жертвы на одном из торжественных римских празднеств. В духовном плане название месяца и его значение для античного мира вполне соответствует значению события Крещения Господня – это был рубеж, отделявшим ветхозаветные времена от новозаветных, ибо Господь и начинает Cвoe открытое служение всему человечеству.
Добавьте комментарий