
Великий учитель Церкви – святой Кирилл Александрийский был родом из самой Александрии. Он происходил от благородных родителей-христиан и был по матери племянником Феофила, Патриарха Александрийского (385–412 гг.).
Воспитание Кирилл получил по тому времени блестящее: он в совершенстве изучил эллинскую мудрость, а также глубоко изучил Священное Писание и приобрел опыт подвижника, прожив 6 лет в скиту святого Макария в Нитрийских горах. Дата его рождения нам не известна, но мы знаем, что он всю свою жизнь посвятил Церкви. Дядя Кирилла, Патриарх Феофил, видя его блестящие способности и целомудренный образ жизни, причислил его к своему клиру, поставив молодого Кирилла архидиаконом и поручил ему произносить проповеди. Вместе с дядей он присутствовал на соборе «под дубом», осудившем святителя Иоанна Златоуста.
По смерти архиепископа Феофила святой Кирилл в 412 году был единогласно избран на патриарший престол Александрийской Церкви. В египетской Церкви в IV-V веках образовалась настоящая династия архиереев, в которой должность передавалась от дяди к племяннику: св. Афанасию наследовал его племянник Петр, Петру – его племянник Феофил, св. Кирилл был племянником Феофила, а сам он( в свою очередь был дядей следующего епископа – Диоскора. Все это обеспечивало монолитность и единодушие Александрийской Церкви, основную массу которой составляли говорящие по-египетски коптские крестьяне, хотя в самой Александрии в культурных кругах говорили и писали по-гречески. Между Александрией, старым центром христианского Востока, и новой столицей, Константинополем, существовало давнее чувство ревности и соревнования. Например, Петр Александрийский не признавал епископство Григория Богослова в Константинополе (381 г.). Святитель Иоанн Златоуст, вероятно, намекая на династические порядки египетской Церкви, называл Феофила «фараоном».

За годы первосвятительства Кириллу пришлось вести постоянную борьбу с нестроениями в церковной жизни. Сразу же по вступлении на кафедру святитель Кирилл был вынужден бороться с расколом новациан, которые фактически отвергали таинство покаяния, считая, что человека, впавшего после крещения в тяжкий грех, не следует принимать в церковное общение, и только вторичное крещение будто бы может смыть такой грех.
Эта ересь произошла от Новациана, который в правление императора Декия (249–251 гг.) был пресвитером в Риме и, после мученической кончины папы Фабиана (236–250 гг.), стремился к получению папского престола. Но несмотря на все происки, ему не удалось достигнуть желаемого, и на папский престол был избран блаженный Корнилий. Завидуя Корнилию, Новициан стал строить ему ковы и во всем противился ему. В то время Церковь испытывала жестокое гонение со стороны язычников, и многие из верующих, боясь жестоких мучений, малодушно принесли жертвы идолам, а затем, приходя с покаянием, со слезами исповедывали грех свой. Видя их покаяние, святой папа Корнилий принимал их снова в общение со Святою Церковью. Между тем пресвитер Новациан противился папе, утверждая, что недостойно находиться в ограде Церкви Христовой тем, которые, отрекшись от Христа, принесли жертву бесам. При этом он произносил хуления на святого папу, выставляя его сообщником идолопоклонников. Сам же он прервал с ним общение и, найдя себе некоторых единомышленников, сделался вторым папою в Риме. Так возник раскол Новациана. (Новацианетво находило на Западе многих последователей, и его начала сделались даже более строгими, чем были прежде. Приговор о пожизненном отлучении от общины, первоначально прилагавшийся только к тем, кто отрекся от веры, впоследствии был распространен и на всех тех, которые после крещения совершили более или менее тяжкие грехи. При этом новациане приняли название каваров, т. е. чистых. Что же касается до главных истин Евангелия, то новациане были и постоянно оставались православными, и многие из них пострадали даже до смерти за свою веру.)

Впоследствии новацианский раскол распространился повсюду, достиг до Александрии и существовал здесь до времени святого Кирилла. Здесь новациане допустили немало противных православию действий. Так они вторично совершали крещение над совращаемыми в раскол, которые раньше были крещены в кафолической Церкви, и не дозволяли второбрачия, называя его грехом прелюбодеяния. Были у них и другие неразумные нововведения. Святой Кирилл с самого начала своего патриаршества убедившись в бесполезности увещания новациан, изгнал этих еретиков, вместе с епископом их Феопемптом, из Александрии.
В борьбе с остатками язычества святитель Кирилл распорядился перенести мощи святых мучеников Кира и Иоанна († 311 г.) в село Мануфин, вблизи Александрии, на место, где прежде было языческое капище. Здесь был воздвигнут христианский храм и засвидетельствованы впоследствии многочисленные чудесные исцеления, совершавшиеся у мощей святых мучеников.
Еще со времен Александра Великого и основания Александрии здесь поселилось немало пришельцев из Иудеи. Ненавидя христиан, они явно и тайно возбуждали междоусобия в городе, устраивая многочисленные убийства и кровопролития. Призвав к себе начальников иудейских синагог, святитель Божий убеждал их удерживать народ свой от подобных злодейств. Но иудейские старейшины не вняли увещаниям святителя.
В городе находилась большая и прекрасная церковь, именовавшаяся Александровской, по имени устроителя ее, епископа Александра. Однажды иудеи вооружились как на войну, и с наступлением ночи подняли на улице среди христианских домов шум и смятение, крича: «Александровская церковь горит!».
Услышав крики, христиане один за другим устремились из своих жилищ на мнимый пожар, с намерением затушить его. Тогда вооруженные иудеи нападали на тех христиан, которые выходили из ворот своих домов, рубили их мечами, поражали копьями, или ножами. И было убито в ту ночь множество христиан.
С наступлением дня о происшедшем побоище узнал Патриарх Кирилл. Оправившись от скорби по поводу убиенных, он стал искать правосудия против иудеев. Но епарх города Орест, хотя и был христианин по вере, тем не менее, питая вражду против святого Кирилла, помогал иудеям, защищая убийц. Тогда святой Кирилл сам отправился со множеством христиан в иудейские кварталы и изгнал из города всех иудеев, разорил их жилища и сжег синагогу.
Епарх, пылая за это гневом на Патриарха, стал преследовать близких его родственников, а также и других известных граждан, которые были сторонниками Патриарха. Так он подверг беспощадным истязаниям на площади грамматика Иеракса. Между епархом и Патриархом началась борьба: оба они писали жалобы императору Феодосию Младшему (408–450 гг.). С большим трудом, спустя долгое время святителю Кириллу удалось достигнуть смещения епарха и изгнания иудеев из города согласно указу императора.

Но более всего святитель Кирилл приобрел известность как защитник Православия в борьбе с возникшей в те годы ересью Нестория. (Несторий занимал константинопольскую кафедру с 428 г. по 431 г. До своего избрания во епископа столицы он был пресвитером в Антиохии. Он отличался аскетическим направлением жизни и начал свою деятельность в Церкви, постригшись в монахи. Сверх того, Несторий имел склонность к учености и славился своим ораторством; но в то же время его обвиняли в гордости и честолюбии, говорили, что любовь к славе заставляла его прибегать к показной святости в его жизни и к высокопарному слогу в проповеди. Как бы то ни было, он до своего избрания на константинопольскую кафедру пользовался хорошей репутацией. Вдобавок к его личной славе, особое доверие к его имени внушало в Константинополе то обстоятельство, что он вышел из одной и той же церкви с высокочтимым Иоанном Златоустом. Сделавшись епископом столицы, Несторий показал себя на первых порах ревностным поборником Православия. Проповедуя в соборном храме в день своего вступления в сан, он обратился к императору со словами: «дай мне землю, очищенную от еретиков, а я в свою очередь дам тебе Царство Небесное». Слова эти встречены были громким одобрением; но последующие обстоятельства показали, что Несторий сам был не тверд в Православии и являлся волком в овечьей шкуре.)
Несторий, пресвитер Антиохийской Церкви, в 428 году был избран на патриарший престол Константинополя. Он пользовался репутацией аскета и вообще человека добродетельного и твердого в Православии. Однако, став патриархом, Несторий начал проповедовать лжеучение о том, что во Христе Божество и человечество соединены не ипостасно, следовательно, Дева Мария родила лишь человека Иисуса, в котором Божество обитало как в храме. Поэтому Несторий особенно сильно восставал против наименования Пресвятой Девы Богородицей, утверждая, что ее следует называть Христородицей.

Святитель Кирилл весьма энергично выступил в защиту православного вероучения против ереси. Сначала он написал самому Несторию послание в доброжелательном тоне, побуждая отказаться от еретического заблуждения. Потом были написаны послания Константинопольскому клиру, императору Феодосию и его семье, Папе Римскому Целестину и другим патриархам, а также послания в некоторые монастыри.
Между тем Несторий стал подвергать открытому гонению православных, а один из его сторонников, епископ Дорофей с церковного амвона предал анафеме тех, кто называл Деву Марию Богородицей.
Из-за широкого распространения ереси Нестория император Феодосии был вынужден созвать в 431 году в Ефесе Третий Вселенский Собор. На Собор прибыло около 200 епископов, в том числе и святитель Кирилл с 50 епископами Египта. Несторий не соглашался на открытие Собора, ожидая епископа Иоанна Антиохийского и других 16 епископов Сирии. Однако Собор все же стал проводить свои заседания; председательствовал на нем святитель Кирилл. Лжеучение Нестория было рассмотрено и осуждено. Однако Несторий не подчинился, он созвал свой лжесобор вместе с сирийскими епископами и на нем провозгласил святителя Кирилла «еретиком». Смута усиливалась. По доносу сторонников Нестория император заключил в тюрьму святителя Кирилла и епископа Мемнона Эфесского, равно как и Нестория. Но вскоре справедливость восторжествовала: святитель Кирилл был освобожден, а Нестория лишили сана и сослали в Ливийскую пустыню, где он через некоторое время скончался. Перед смертью его язык, хуливший Матерь Божию, покрылся язвами и был изъеден червями.

Противоборствуя еретикам и открытым врагам Церкви, святитель Кирилл умел мудро и осторожно исправлять неправильные мнения тех, кто уклонялся от истины не по злому умыслу, а по своей простоте и недопониманию. Так, один старец в Нижнем Египте, подвижник высокой жизни, считал, что Мелхиседек, ветхозаветный праведник, был Сын Божий. Святитель Кирилл пригласил его к себе и, зная, что старец творит чудеса и Бог исполняет всякую просьбу его, попросил его разрешить будто бы возникшее недоумение и помолиться Богу, чтобы Господь открыл ему, кто же Мелхиседек – Сын Божий или простой человек. Старец помолился и через три дня Господь открыл ему истину.
Однако и сам святитель Кирилл не избежал неправых мнений и погрешностей. Так, под влиянием своего дяди, архиепископа Феофила, противника святителя Иоанна Златоуста, святитель Кирилл был долгое время предубежден против великого проповедника. Многие выдающиеся деятели Церкви того времени убеждали святителя Кирилла изменить свое неправое мнение.
Константинопольский Патриарх Аттик, живший раньше Нестория, в своих посланиях убеждал его вписать имя святого Иоанна Златоуста в церковные диптихи, то есть – в книги с именами святых. (Диптихами назывались деревянные, костяные, или металлические дощечки, связанные друг с другом шнурами и служившие у древних греков и римлян памятными книжками. В христианской церкви диптихи являлись с древнего времени поминальными книжками, в которые записывались имена епископов, мучеников и всех вообще святых.) Сам Аттик раньше также был одним из врагов Иоанна Златоуста, но потом, сознав невинность сего святого мужа, и вместе с тем свой грех против него, раскаялся. Вступив на Константинопольский престол после Арсакия, он вписал в диптихи и Златоуста и, пока был жив, увещевал святого Кирилла письмами, в которых просил его поступить так же. Но тот не слушал его, не желая ниспровергнуть значение бывшего ранее собора против Иоанна, который был созван Феофилом.

Точно также и святой Исидор Пелусиот († ок. 436–440; память 4 февраля),– родственник Кирилла, муж преклонных лет,– видя негодование многих на святого Кирилла за то, что он исключает Златоуста из числа святых, с дерзновением писал к нему, увещевая рассмотреть беспристрастно обстоятельства осуждения Иоанна Златоуста.
«Пристрастие не дальновидно, а ненависть вовсе ничего не видит,– так писал Пелусиот в одном из своих посланий к святому Кириллу. – Посему, если желательно тебе быть чистым от того и другого недостатка, не произноси необдуманных приговоров, но подвергай деяния справедливому суду; потому что и Бог, Который знает все прежде, нежели придет исполнение, человеколюбиво благоволил снизойти с небес и видеть вопль содомский, научая нас делать все по точном исследовании. Ибо многие, бывшие с тобою на соборе Ефесском, в посмеяние говорят, будто ты удовлетворяешь собственной вражде, а не того православно ищешь, что требовалось бы для Иисуса Христа. Феофилов он племянник, говорят о тебе, и его держится духа. Как Феофил явно излил неистовство свое на богоносного и боголюбивого Иоанна, так и этому желательно похвалиться, хотя в положении подсудимого произошла большая перемена, ибо Иоанн уже претерпел изгнание и теперь не находится в живых».
В другом послании св. Исидор писал: «Посему, чтобы и мне не быть осужденным, и тебя не осудил Бог, прекрати распри, и того мщения за собственное оскорбление, какое следовало бы воздать смертным, не переноси в живую Церковь,– под предлогом благочестия не производи в ней вечного раздора».
Святитель Кирилл был вразумлен свыше чудесным образом: во сне он увидел Божию Матерь, окруженную сонмом ангелов и святых, среди которых был и святитель Иоанн Златоуст. Когда святитель Кирилл захотел поклониться Богородице, святитель Иоанн Златоуст воспрепятствовал ему. Тогда Сама Царица Небесная обратилась к Иоанну с ходатайством, чтобы Он простил Кирилла, так как он согрешил перед ним а по неведению. Но Иоанн как бы не желал простить Кирилла. Пресвятая Богородица снова сказала: «Прости его для Меня, ибо он много потрудился для Моей чести,–прославил Меня среди людей и наименовал Богородицею».
После этих слов Пресвятой Богородицы Иоанн ответил Ей: «По твоему, Владычица, ходатайству я прощаю его». Затем, подойдя к Кириллу, он обнял и облобызал его и, таким образом, они примирились друг с другом в видении.
После этого видения святой Кирилл стал часто каяться и осуждать себя за то, что до того времени напрасно держал гнев против такого угодника Божия. Впоследствии, собрав всех египетских епископов, он совершил торжественное празднование в честь святого Иоанна Златоуста и записал его имя в церковных книгах в сонме великих святых. Таким-то образом снято было пятно, лежавшее на святом муже.

Оставшиеся годы жизни святой Кирилл провел в подвигах, заботясь не только о своем спасении, но и о спасении других и наставляя многих на путь правды. Рассказывают такой случай из его жизни. В нижнем Египте проживал тогда старец, известный своей святой жизнью. Несмотря на это, он, как человек необразованный и простой, придерживался одного неправильного мнения: старец утверждал, что Мелхиседек есть Сын Божий.
О таком мудровании его сообщили святейшему Кириллу, и тот пригласил к себе старца. Зная, что старец творит чудеса и так угоден Богу, что Бог исполняет всякую просьбу его,– и что о Мелхиседеке он мыслит неправильно лишь по своей простоте,– Патриарх употребил мудрость, чтобы наставить его на путь истинный. Кротко обратившись к старцу, он сказал: «Авва, умоляю тебя помочь мне разрешить одно недоумение: с одной стороны рассудок приводит меня к тому заключению, что Мелхиседек есть Сын Божий, а с другой стороны, что-то говорить мне, что это несправедливо и что он обыкновенный человек и apxиерей Божий. И вот я нахожусь в сомнении и недоумении, не зная, к чему придти. Поэтому я призвал тебя, чтобы ты помолился, прося Бога открыть тебе о том. И что откроет тебе Бог, не откажись сообщить мне».
Старец попросил благословения уединиться на три дня. Потом, удалившись в свою келию и затворившись в ней, старец три дня молился Богу, дабы Он открыл ему о Мелхиседеке. Получив просимое, он пришел к святому Кириллу, и сказал: «Мелхиседек человек, а не Сын Божий. И да будет тебе, владыко, известно, что cиe, действительно, так». Святой Кирилл весьма обрадовался и, поблагодарив, отпустил его. Старец, удалившись, стал проповедовать всем, что Мелхиседек человек, а не Сын Божий. Так мудро наставил угодник Божий старца на путь истинный.

32 года управлял святитель Кирилл Александрийской Церковью. В течение этого времени он очищал Церковь от всех бывших тогда ересей, написал много апологетических, догматических, изъяснительных и нравоучительных сочинений. Личное благочестие подвижника соединялось в нем с мудростью наставника и ревностного защитника Православия.
Большинство полемических сочинений святителя Кирилла написаны против ереси Нестория (самое обширное из них – «Пять книг против Нестория»). В спорах с Несторием святитель Кирилл объяснял не только принятие человеческого естества Божеством в личное единение во Христе Иисусе, но и искупительное значение Иисуса Христа – через выявление порчи человечества в Адаме и утверждение благодатной силы Евхаристии. Святитель обличал и других еретиков. Так, против нечестия Ария и Евномия направлено сочинение «Сокровище», раскрывающее догмат о Пресвятой Троице. На эту же тему им были написаны еще два небольших догматических сочинения, излагавших учение о Святой Троице и о Боговоплощении.
Особое значение в учении святителя Кирилла Александрийского о Святой Троице имеет положение об исхождении Святого Духа. Святитель Кирилл доказывает словами Писания, что Дух Святой есть Истинный Бог и Лицо, отдельное от Отца. Он пишет, что Святой Дух «имеет бытие от Отца и одного с Ним естества,– но не по рождению, а как знает Един, ведающий Сына, и Един, знающий Отца, и Он Сам Единый, ведающий Отца и Сына…» Те же мысли относительно исхождения Святого Духа святитель Кирилл излагал и в частных письмах, например, к Иоанну, Патриарху Антиохийскому: «Никак мы не терпим того, чтобы попрана была кем-либо та Вера, или тот Символ веры, который издан святыми отцами Никейскими… не сами они говорили, но Дух Бога и Отца, Который хотя исходит из Него, но не чужд Сыну по отношению к сущности».
Святитель Кирилл скончался мирно в 444 году. При его кончине предстояла Сама Пречистая Матерь Божия, Которой он верно служил в течение земной жизни.
Современный богослов так подвел итог трудов святого: «Святитель Кирилл является печатью, которою закончились труды классического периода святоотеческой письменности, и печатью Истины и Православия, которою утверждаются и проверяются труды дальнейших работников на ниве богословской».
Добавьте комментарий