К 560-летию гибели Константинополя
29 мая 1453 года турецкие войска под предводительством султана Мехмеда II, также известного как Фатих («завоеватель», правил Османской империей в 1451–1481 гг.) взяли Константинополь. Перестала существовать Восточная Римская империя – она же греческая православная Византийская империя. Этому важнейшему историческому событию посвящается публикуемый материал.
Ко времени появления на свет Спасителя над миром царственно простерла свои крылья Римская империя. На огромных пространствах Европы, Азии и Африки был водворен «римский мир». Закончился круг войн, в которых римские императоры энергично раздвигали пределы своей державы на север и восток. Копья и мечи римских легионеров с одинаковым успехом блюли порядок и тишину в лесах Британии и в африканской пустыне. Организованный и отлаженный аппарат управления римского государства проник во все уголки огромного мира. Купцы, промышленники, торговцы, ростовщики под надежной защитой государства изготовляли ткани и орудия труда, перевозили в провинцию изделия восточных ремесел, пшеницу.
Второе столетие по Рождестве Христовом принесло стабилизацию развитого денежного хозяйства. В это время во всем римском мире усиливается интерес к греческому наследию. Одними из самых больших почитателей Эллады становятся римские императоры. Это было время интенсивного распространения античной культуры на обширные пространства обитаемого мира. Крупнейшие очаги культуры и просвещения стали возникать на окраинах империи: в Малой Азии, Сирии, в Северной Африке.
Греческий и латинский языки равноправно и общепризнанно служили средствами общения в этом разноплеменном мире, начинавшем чувствовать реальность своего единства. Но в этом мире кажущегося благополучия не было уверенности в будущем. Реформы империи лишь отдалили кризис рабского хозяйства. Невозможно было остановить процесс накопления богатств в руках немногих владельцев огромных плантаций и денежных контор и одновременного обнищания граждан города и мелких землевладельцев. Все больше становилось людей, лишенных возможности найти себе какую-либо работу. Усталые от многолетних гражданских войн, избавленные заботами централизованного аппарата от трудов общественного управления, жители провинций потеряли всякий интерес к политической и социальной жизни.
Глубокое равнодушие ко всему, что не касается личных интересов, охватило население античных городов. Мир мгновенных увлечений, мелких домашних забот, интерес к сплетням и текущим новостям, повышенное внимание к эротике – все это черты потребительского общества. Росли скептицизм, легкомыслие, циничное глумление над нормами морали. Жизнь для многих утрачивала смысл. Среди населения городов усиливалось чувство страха перед неизбежностью конца благополучия и грозных перемен. В этом мире, оторванном от полнокровной реальной жизни духа и полезного труда, возрастала тяга к чудесному, волшебному. Многие начинали искать убежища в старых религиозных культах, древних мистериях. Миллионы людей становились ревностными последователями различных сект, культов, магических учений и верований, идущих, в основном, с Востока.
Это было время общего кризиса рабовладения. Отношение к человеку, как к живому орудию, которое можно искалечить и убить по прихоти хозяина, обернулось угрозой его существованию. Совершена была Великая искупительная Жертва Христа, и человечество должно было победить рабство. Христианство уже начало свою победную проповедь в мире. В Афинах вера Христова впервые была возвещена в 52 г. святым апостолом Павлом. Свидетельство об этом событии до нас доносит Книга Деяний Апостолов: «И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: «Можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое?» Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое. И, став Павел среди ареопага, сказал: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам». (Деян. 17, 19–23).
Вскоре в Афинах, Спарте, Патрах возникли христианские общины. В отличие от многих других частей империи в Греции почти не было упорного сопротивления христианству. В 326 г. первый христианский император Константин начертал на земле направление стен вновь избранной им столицы, расположенной в Малой Азии, и с этого началась история Константинополя – «второго Рима». После трехсот лет гонений христиане получили возможность открыто исповедовать свою веру. Константин возвращал из ссылок исповедников-христиан, строил храмы, заботился о духовенстве, всеми способами поддерживая Церковь. Он был убежден, что только христианская религия сможет объединить разрозненную Римскую империю.
Богатство города не раз привлекало завоевателей. Константинополь 29 раз подвергался осадам и 8 раз был во власти врагов. Однако всякий раз город снова возрождался, оставаясь в сознании современников столицей Православия. Но Восточную империю начали теснить враги. В XI столетии, когда на далеком Севере, за Русским (Черным) морем уже образовался и набирал силу новый оплот Православия – Русское государство, турки-сельджуки завладели Малой Азией. Началась эпоха Крестовых походов за освобождение Святой земли от иноверцев. Однако западные рыцари не желали даром проливать кровь за столицу Восточной империи. Во время четвертого Крестового похода армия крестоносцев повернула на Константинополь, захватила и разграбила его, образовав на руинах древнего города Латинскую империю (начало XIII в.).
Разгром, учиненный рыцарями, был ужасен: погибло множество прекрасных зданий, памятников древнего искусства, уничтожены были почти все древнегреческие скульптуры, православные храмы и святыни были осквернены и разграблены. Лишь после полувекового изгнания император возвратился в Константинополь. Но в XIV веке явилась новая грозная опасность: турки-османы постепенно отобрали почти все восточные провинции империи. Всем было ясно, что завоевание Константинополя – лишь вопрос времени.
Добавьте комментарий