Предлагаем вниманию читателей очередную главу из книги Александра Трофимова
«МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ.
СВЯТЫЕ И ПРАВЕДНЫЕ ЖЕНЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА»,
посвященную праматери пророчице Израиля Олдаме (Олдане)
***
Глава 21
ОЛДАМА́ (ОЛДАНА́, ХУЛДА)
Святая пророчица Олдама жила в первой половине VII века до Рождества Христова в Иерусалиме. Прославилась она во времена правления царя Иудеи Иосии.
Наследовавший царю Манассии сын его Амон, во всем подражавший примеру своего нечестивого отца, царствовал только два года и пал жертвой заговора своих приближенных. Когда Амон был убит своими слугами, народ земли перебил цареубийц и возвел на престол сына его Иосию, восьмилетнего мальчика. Царствовал он 31 год (638–608.)
С его именем связана одна из самых славных страниц в Библейской истории. В его лице как бы вспыхнул последний отблеск угасавшего «светильника Израилева».
Время его малолетства ознаменовалось самым мрачным господством развращения и безбожия; но уже в восьмой год своего царствования в 16-летнем возрасте, Иосия «начал прибегать к Богу Давида, отца своего» (2 Пар. 34, 3), а в двенадцатый год своего царствования прямо приступил к истреблению идолопоклонства, и не только в пределах своего царства, но и других колен. По его повелению и в его личном присутствии повсюду были разрушены «жертвенники Ваалов и статуи, возвышавшиеся над ними; и посвященные дерева он срубил; и резные и литые кумиры изломал и разбил в прах, и рассыпал на гробах тех, которые приносили им жертвы. И кости жрецов сжег на жертвенниках их, и очистил» (2 Пар. 34, 4–5) не только Иудею и Иерусалим, но и землю Израильскую.
Затем по возвращении в Иерусалим, на 18-м году своего правления он приступил к восстановлению и очищению Храма. Это благочестивое дело увенчалось необычайно важным событием. Первосвященник Хелкия, под руководством которого производилось восстановление и очищение Храма, нашел там «книгу закона Господня, данную рукою Моисея» (2 Пар. 34, 14) – подлинник Второзакония (или Пятикнижия), вероятно, символически заложенный в основание храма. Это знаменательное событие датируется 622 или 621 г. до Р. Х. Хелкия вручил царскому писцу Шафану найденную в храме книгу для собственного прочтения и для передачи царю. Шафан сначала сам прочитал ее, а потом сообщил о ней и царю и «читал ее пред ним» (2 Пар. 34, 18).
Когда благочестивый царь услышал то, что написано в этой забытой народом книге, он ужаснулся при виде того, как далеко жизнь избранного народа уклонилась от заповедей Божиих и какой страшный гнев Божий ожидает за это. Узнав перечень наказаний, которыми Моисей угрожал нарушителям закона, царь в отчаянии разорвал свои одежды и заплакал. Но наступил ли час Божественного мщения? – ответ царю мог дать только Господь. Царь Иосия приказал первосвященнику Хелкии, своему писцу Шафану и трем другим лицам обратиться к пророчице Олдаме, жене Шаллума хранителя одежд, с просьбой изъяснить ему смысл многих непонятных, но поразивших его мест закона. Эта женщина пользовалась величайшим уважением; ее слов слушались цари и первосвященники.
«И пошел Хелкия и те, которые от царя, к Олдаме пророчице, жене Шаллума, сына Тавкегафа, сына Хасры, хранителя одежд*,– а жила она во второй части Иерусалима,– и говорили с нею об этом. И она сказала им: так говорит Господь Бог Израилев: скажите тому человеку, который послал вас ко мне: так говорит Господь: вот Я наведу бедствие на место сие и на жителей его все проклятия, написанные в книге, которую читали пред лицем царя Иудейского, за то, что они оставили Меня и кадили богам другим, чтобы прогневлять Меня всеми делами рук своих. И гнев Мой возгорится над местом сим и не угаснет. А царю Иудейскому, пославшему вас вопросить Господа, так скажите: так говорит Господь Бог Израилев о словах, которые ты слышал: так как смягчилось сердце твое, и ты смирился пред Богом, услышав слова Его о месте сем и о жителях его,– и ты смирился предо Мною, и разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, то и Я услышал тебя, говорит Господь. Вот Я приложу тебя к отцам твоим, и положен будешь в гробницу твою в мире, и не увидят глаза твои всего того бедствия, которое Я наведу на место сие и на жителей его» (4 Цар. 22, 14–18).
* По-видимому, одежд священников при храме или, что более вероятно, царя.
Печальные предчувствия Иосии подтвердились. Ответ прорчицы был суров, она объявила, что наказание Иуды близко. Но в нем было смягчение для царя, в ее словах оставлялось место и надежде, что если народ обратится к Господу с раскаянием в прежних прегрешениях и будет верно служить Ему вперед, то, быть может, Господь умедлит исполнением грозных предсказаний и относительно народа. Во всяком случае, прибавляла она, царь, который, оплакивая преступления своего народа, не принимает в них участия, не увидит погибели народа, в который он пытается вдохнуть благородные расположения своей души.
Слово пророчицы, печальное для иудейского народа, но утешительное для царя, поддержало Иосию в его религиозной ревности. Эта-то надежда, равно как и собственное благочестие и царственное попечение о благе своих подданных и побудили Иосию со своей стороны сделать все возможное для того, чтобы искоренить из своего царства все идольские мерзости и заставить народ точно соблюдать все заповеди Господни. Уверившись из объяснения Олдамы в неизбежности праведного гнева Божия за нечестие и милости к себе за благочестивую ревность, Иосия созвал всенародное собрание и велел священникам читать ему открытую Книгу Закона, и затем, торжественно возобновив завет народа с Богом, он еще с большей ревностью принялся за искоренение остатков идолопоклонства.
Свою реформу Иосия распространил и на прежнее израильское царство, которое юридически было ассирийскою провинцией, а фактически, – вследствие слабости Ассирийского царства,– оставалось без государя. Он сам отправился в Вефиль, где впервые Иеровоам ввел идолослужение, заразившее потом всю Обетованную Землю, и истреблением там не только всех принадлежностей языческого культа, но и самих жрецов, в точности исполнил сделанное о нем некогда предсказание Иеровоаму. По возвращении в Иерусалим, Иосия совершил Пасху, согласно постановлению новооткрытого закона, и с такой торжественностью, с какой она уже не совершалась до самого падения царства.
Очистив свою страну от языческих капищ и от высот, посвященных Иегове вне Иерусалима, Иосия делает иерусалимский Храм единственным местом жертвенного служения Иегове. Далее Иосия старается о том, чтобы служение Иегове совершалось так именно, как оно предписано в Книге Закона. Так Иосия уничтожил в своей стране идолопоклонство и возобновил служение истинному Богу. Следствием этих событий явилось возрождение могущества Иудейского царства, тем более что этому временно благоприятствовали и внешние политические обстоятельства. Ассирийская монархия рухнула, и на место ее вступило усиливающееся с каждым годом Вавилонское царство. Последний ассирийский царь Сарак, осажденный в своей столице Ниневии (около 625 г. до Р. Х.) соединенными силами Мидии, Вавилонии и Египта, не видя другого исхода, сжег себя во дворце со всеми своими женами и сокровищами.
Отныне только религия делается утешением иудеев, ибо согласно пророчеству скоро они должны были проститься навсегда со своею политической независимостью. Иосия думал о восстановлении царства Давида и Соломона. Но час падения царства Иудейского был уже близок, и все начинания Иосии окончились его неожиданной смертью. Когда летом 609 г. до Р. Х. фараон Нехо II выступил на помощь Ассирии, погибавшей от нашествия набиравшего могущество Нововавилонского царства. Ассирия была врагом Иудеи, поэтому Иосия решил не пропускать Нехао через свои владения и был смертельно ранен в битве при Мегиддо*. Иосия умер на сороковом году своей жизни. Иудея была покорена Египтом, но Нехао опоздал в Месопотамию: его сражение с вавилонянами у Харрана уже не могло помочь разгромленной Ассирии.
«И умер он, и похоронен в гробницах отцов своих. И вся Иудея и Иерусалим оплакали Иосию» (2 Пар. 35, 24), который был почти последним, а после Давида лучшим и благочестивейшим из иудейских царей. «Оплакал Иосию и Иеремия (пророк) в песне плачевной; и говорили все певцы и певицы об Иосии в плачевных песнях своих, известных до сего дня, и передали их в употребление у Израиля» (2 Пар. 35, 25). Плачевные песни, которыми сопровождалось погребение Иосии, собраны были в особую книгу и стали историческим достоянием народа.
* Откуда и название Армагеддона, что означает место у Мегиддо, где, согласно Апокалипсису (Откр. 16, 16), силы зла в конце времен попытаются одержать решающую победу
Время царствования благочестивого царя Иосии ознаменовалось возрождением пророчества, которое совсем смолкло при двух его нечестивых предшественниках. К этому времени относится деятельность пророков Наума, Софонии, Аввакума и величайшего из них Иеремии. Пророческая деятельность его началась в 13-й год царствования Иосии. Хотя имя его только однажды упомянуто в истории царствования Иосии, но все содержание его пророческой книги доказывает, что он своей проповедью ободрял царя и народ в деле религиозно-нравственного преобразования. В своих пламенных пророчествах он ясно предсказывал приближающееся разрушение царства и грозно изобличал ту партию в Иерусалиме, которая при надвигавшейся политической грозе хотела искать спасения в противозаконном союзе с Египтом.
Имя царя Иосии означает: «даст (дарует) Господь» или «поддержит (укрепит) Господь». Господь укрепил Иосию в его подвиге и даровал Свою благодать в деле религиозного и нравственного возрождения израильского народа. Поэтому Православная Церковь почитает его, как святого царя, память которого совершается в Неделю святых праотец.
ИМЯ
«ТАК ГОВОРИТ ГОСПОДЬ…»
(4 Цар. 22, 12–20; 2 Пар. 34, 22–28)
Оддама – пророчица (шестая из семи пророчиц Израиля) из потомства пророка Давида. Царь Иосия отправил первосвященника Хелкию к пророчице Олдаме за откровением воли Божией. Это вменилось царю в праведное деяние, ибо у Бога нет лицеприятия, и Он открывает Свою волю тем, кто исполняет Его закон. Олдама без страха возвестила царю волю Божию. Нелегко было царю и первосвященнику выслушать слова пророчицы.
Хотя в это время в стране пророчествовали и Иеремия и Захария, именно к ней отправились посланцы царя, чтобы получить совет. Очевидно, Олдама была широко известна в Иудейском царстве и за его пределами, иначе царь Иосия вряд ли бы обратился к ней. Часто ее сравнивают с Деворой, но она жила совсем в другую эпоху. При Деворе в Израиле не было ни судей, ни царей, поэтому к ней шли за откровением воли Божией и советом. Олдама жила при царском управлении Израилем, когда пророков часто гнали, избивали и убивали. Поэтому нужно было особое мужество и бесстрашие, чтобы открывать царю волю Божию о предстоящих событиях – печальных и грозных.
Олдама (евр. Хулда – «крот», а также «горностай»)
Одно из значений ее имени – «крот», (евр. «холэд») – слепой, подземный обитатель, глаза его покрыты пленкой. Израильтяне считали это животное нечистым.
Это образ духовной слепоты и ночи. К тому времени израильтяне отступили от выполнения установлений закона Моисеева и утратили многие из откровений. Даже священные книги в Иерусалимском храме были забыты. Поистине, в годы разделенных царств ночная тьма покрыла израильтян, свет истины едва пробивался к народу через слова пророков и тех немногих, кто оставался верным Своему Богу. Забыв Закон, дарованный Богом через Моисея Своему народу, и поклоняясь идолам, израильтяне перестали исполнять то, к чему был призван избранный народ. Имя Олдамы напоминает царю о духовном состоянии его народа. Имя мужа Олдамы – Шаллум, что значит «возмездие, воздаяние», точно отражает пророчества супруги о судьбе израильского народа.
Олдама – хранительница истинной веры. Бог дал ей право быть посредницей между Небом и землей. Но такой дар может воспринять лишь человек праведной жизни с чистым сердцем. Поэтому не случайно другое значение ее имени – горностай; это прекрасное животное, отличающееся белизной своего меха, стало символом чистоты, невинности и целомудрия*. Этот образ как нельзя лучше соответствует жизни и подвигу Олдамы. в кратком изложении предсказания Олдамы четырежды повторяется фраза: «Так говорит Господь». Она ничего не приписывает себе и считает себя только проводником, который передает слова Господа.
* Белоснежный мех его использовался впоследствии для украшения одеяний государственных и церковных лиц. Горностая изображали на одежде как знак королевского достоинства, а также светской и религиозной знатности.
После смерти ее удостоили чести погребения в пределах городских стен Иерусалима. Гробница ее находится на Елеонской (Масличной) горе*. По древнему устному преданию Олдама похоронена рядом с воротами в южной стене Храма, которые носят ее имя – ворота Хульды.
* Елеонская или Масли́чная гора – возвышенность, тянущаяся с севера на юг против восточной стены Старого города Иерусалима, по восточную сторону Кедронской долины. Издревле была засажена маслинами, откуда и произошло название. Название Масличная гора впервые встречается у пророка Захарии (14,4). Здесь расположено древнее еврейское кладбище, быть похороненным на котором считается большой честью. Святость кладбища определяется его непосредственной близостью к долине Кедрон. В Книге пророка Захарии сказано, что в конце дней Мессия взойдет на Масличную гору и оттуда, по звуку трубы Иезекииля, начнется воскресение мертвых (Иез. 37). Иисус Христос произносит на горе елеонскую проповедь (Мф. 24, Мр. 13, Лк. 21). Елеонская гора – место вознесения Иисуса Христа. (Деян. 1). На Елеонской горе молился перед арестом Иисус Христос (Лк. 22).
Православная церковь почитает Олдаму как праматерь, ее память совершается 10/23 апреля и в Неделю святых праотец.
Александр Трофимов
Добавьте комментарий