Жития святых Книги

СВЯТОЙ АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ. ГЛАВА ИЗ КНИГИ «ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ОДИГИТРИЯ (КОРСУНСКАЯ) ЕФЕССКАЯ В СУДЬБАХ РОССИИ»

13 декабря – память святого апостола Андрея Первозванного, определившего на века путь Руси и благословившего ее народ стать хранителем веры Христианской. Представляем вниманию читателей главу из книги Александра Трофимова «Икона Божией Матери Одигитрия (Корсунская) Ефесская в судьбах России», посвященную святому апостолу Руси.

***

«ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ОДИГИТРИЯ (КОРСУНСКАЯ) ЕФЕССКАЯ В СУДЬБАХ РОССИИ».

Глава 3

ХЕРСОНЕС ТАВРИЧЕСКИЙ (КОРСУНЬ) – «ДУХОВНАЯ КОЛЫБЕЛЬ» РУСИ (РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ)

СВЯТЫЕ ХЕРСОНЕСА.
СВЯТОЙ АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ

Тропарь святому апостолу Андрею Первозванному, глас4-й:

Яко апостолов первозванный/ и верховнаго сущий брат,/ Владыце всех, Андрее, молися,/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак святому апостолу Андрею Первозванному, глас 2-й:

Мужества тезоименитаго богоглагольника/ и Церкве возследователя верховнаго,/ Петрова сродника восхвалим,/ зане якоже древле сему/ и ныне нам воззва:// приидите, обретохом Желаемаго.

МОЛИТВА

Первозванне Апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю, всехвальный Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя и с Ним во веки пребываеши на небеси, идеже и любиши ны тоюжде любовию, еюже возлюбил еси нас, егда Духом Святым прозрел еси наше, еже ко Христу обращение, и не точию любиши, но и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако веруем и тако сию веру нашу исповедуем во храме, иже во имя твое, святый Андрее, преславно создася, идеже святыя мощи твоя почивают: верующе же, просим и молим Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да молитвами твоими, яже присно послушает и приемлет, подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие по гласу Господа, оставль мрежи своя, неуклонно Ему последовал еси, сице и кийждо от нас да ищет не своих си, но еже к созиданию ближняго и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом и во веки веков. Аминь.

СВЯТОЙ АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ

СВ. АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ. ФРАГМЕНТ ИКОНЫ. ДИОНИСИЙ И МАСТЕРСКАЯ. 1490 г.

В I веке по Р. Х. произошло событие, предопределившее судьбу Руси и путь великого народа. По летописному преданию, зафиксированному в «Повести временных лет», первую христианскую проповедь в землях будущей Киевской Руси произнес сам апостол Андрей, первый из учеников Иисуса Христа, прозванный Первозванным. Во время одного из миссионерских путешествий апостол Андрей, проповедовавший по жребию апостольскому в Скифии, был послан Господом для благословения Руси.

«Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: „Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей – каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим…» (Прп. Нестор Летописец «Повесть временных лет»). Затем апостол Андрей дошел до Новгорода и уже потом, через варяжские земли, добрался до Рима.

СВ. АПОСТОЛ АНДРЕЙ. ФРАГМЕНТ. ГРЕЧЕСКАЯ ИКОНА. 1658 г.

На протяжение всей истории Древней Руси, да и позднее, это предание считалось истинным, а особый культ апостола Андрея Первозванного довольно рано получает распространение на Руси — с восьмидесятых годов XI века. Необходимо помнить, что и сегодня предание об апостоле Андрее продолжает оставаться официальной версией Русской Православной Церкви.

Духовным знаком апостольства Андрея Первозванного в Русской земле явились мощи (кисть правой руки) святого апостола, присланные на Русь Вселенским патриархом Парфением и хранившиеся в главной святыне Московского государства – Успенском соборе Московского Кремля.

***

СВ. АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ. ГРЕЧЕСКАЯ ИКОНА

Апостол Андрей Первозванный – один из 12 учеников Христа. Происходивший из Вифсаиды, апостол Андрей Первозванный жил в Капернауме в одном доме вместе с братом Симоном Петром. Отца Петра и Андрея звали Иона. Согласно Евангелию от Иоанна, Андрей Первозванный был одним из двух учеников св. Иоанна Предтечи, которые после свидетельства пророка о Христе в Вифании последовали за Спасителем. Став первым учеником Христа (отсюда его традиционное прозвание – Первозванный) и проведя с Ним день, Андрей затем привел к Нему брата. По свидетельству евангелистов Матфея и Марка, Андрей Первозванный и Петр занимались рыбной ловлей, во время которой они вместе с Иаковом и Иоанном были призваны Спасителем на берегу Геннисаретского озера. При согласовании данного сообщения с Евангелием от Иоанна это призвание обычно считается вторым, происшедшим после возвращения Христа изпустыни.

СВ. АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ. ФРЕСКА XI в. КИПР

При чудесном насыщении пяти тысяч человек именно он сообщает Христу об имеющихся пяти хлебах и двух рыбах (Ин. 6, 8–9), а в истории с эллинами, пришедшими в Иерусалим на Пасху, Филипп, к которому они вначале обратились, передал их просьбу Андрею Первозванному, и уже вместе они пошли к Господу (Ин. 12, 21–22). Андрей Первозванный вместе с тремя избранными учениками Христа, Петром, Иаковом и Иоанном, был участником беседы Спасителя на Масличной горе о грядущем конце мира (Мк. 13, 3). В числе 12 учеников Андрей Первозванный присутствовал на Тайной вечере и при явлениях Христа апостолам после Воскресения, а также при Вознесении Спасителя (Деян. 1, 13). Последнее, что известно об апостоле Андрее из Нового Завета,– это его участие вместе со всеми в выборе 12-го апостола вместо Иуды Искариота и присутствие при схождении Святого Духа на праздник Пятидесятницы (Деян. 2, 1).

МИССИОНЕРСКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ СВ. АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

К середине II в. по Р. Х. восходят апокрифические «Андрея деяния». Согласно их тексту, апостол начал проповедь Евангелия на южном берегу Черного моря, двигаясь через Понт и Вифинию на запад.

В Византии в результате переработки древних преданий создавались развернутые канонические жития апостола. Наибольшее распространение и признание получило «Житие Андрея», созданное между 815 и 843 гг. Епифанием Монахом, который прошел по предполагаемому пути Андрея Первозванного, собирая предания о нем. Посетив Амасию, Синопу, Никею и Никомидию, Андрей Первозванный переправился в Византий (будущий Константинополь) и попал во Фракию, а оттуда – в Македонию, где посетил города Филиппы и Фессалонику. Затем он отправился в Ахайю, где посетил города Патры, Коринф и Мегару. На протяжении всего пути апостол совершал многочисленные чудеса и исцеления. Заключенный в Патрах в тюрьму, он принял мученическую кончину – распятие на кресте. Начиная с IX в. кончину апостола принято датировать правлением императора Нерона (около 67 по Р. Х.).

СТОПА СВ. АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО В СВЯТО-ПАНТЕЛЕИМОНОМ МОНАСТЫРЕ НА АФОНЕ.

По Епифанию, Андрей Первозванный совершил из Иерусалима три путешествия вдоль берегов Черного моря, причем всегда по маршруту юг – восток – север. В первом он посетил вместе с Петром Антиохию, Тиану, Анкиру, Синопу, где освободил из темницы Матфия.

Затем Андрей Первозванный двинулся на восток. В Амисе он вместе с Матфием и семью другими учениками проповедовал в синагоге, которую превратил в храм Богородицы. Из Трапезунда Андрей Первозванный пришел в Иверию и через Парфию возвратился в Иерусалим. В следующем путешествии апостол направился из Антиохии в Ефес. Оттуда, после явления Христа, повелевшего идти в Скифию, Андрей Первозванный отправился во Фригию и Никею.

МУЧЕНИЧЕСТВО СВ. АПОСТОЛА АНДРЕЯ. ХУД. БАРТОЛМЕ ЭСТЕБАН МУРИЛЬО (1617–1682)

Через два года он посетил Никомидию, Ираклию Понтийскую, Амастриду и Синопу, где жители избили его за прежнее избавление Матфия и где он обращал многих ко Христу, воскресив убитого горожанина. Оттуда он отправился в Амис, Трапезунд и Самосату, где дискутировал с греческими философами. В последнем, третьем путешествии Андрей Первозванный со спутниками проходил через Эдессу, где оставил апостола Фаддея, в Иверию и Сусанию (Сванети?). Оставив там апостола Матфия, он перешел в Аланию и Абазгию, где расстался с другим своим спутником, апостолом Симоном Кананитом. Через Зихию, где Андрей Первозванный едва избежал гибели, он прибыл в Боспор, жители которого охотно внимали его проповеди, а затем в Феодосию и «упорствующий в язычестве» Херсонес. Оттуда он переправился назад в Синопу, где поставил епископом Филолога, а оттуда через Халкидон (где был поставлен епископ Тихик) прибыл в Византий. Сделав епископом Аргиропольским Стахия и заложив на акрополе храм Богородицы*, Андрей Первозванный направился через Ираклию Фракийскую и Македонию в Патры. Епифаний начинает греческую часть жития с обращения апостолом Максимиллы, жены ахейского проконсула Эгеата, и его брата Стратокла, за что Андрей Первозванный был заключен в тюрьму и затем распят на кресте. На «Житие» Епифания опирались все последующие авторы, писавшие об Андрее Первозванном.
* Предание об основании Андреем Первозванным епископской кафедры в Аргирополе, пригороде Византия, со временем стало важным аргументом в полемике Константинополя и Рима по вопросу об иерархии Патриарших Престолов.

ПАМЯТНИК СВ. АПОСТОЛУ АНДРЕЮ ПЕРВОЗВАННОМУ В КИЕВЕ

Проповедническая деятельность Андрея Первозванного на территории Грузии считалась Грузинской Церковью неопровержимым фактом. На основании этого грузинские богословы преподобные Георгий Святогорец и Ефрем Мцире (2-я половина XI в.) неоднократно защищали автокефальные права Грузинской Церкви в спорах с Антиохийским Патриархатом.

Основой преданий о посещении Русской земли Андрея Первозванного является свидетельство Оригена о Скифии как об апостольском уделе апостола (Евсевий. Церковная история. III. 1).

В житии Андрея Первозванного, составленном Епифанием Монахом, сообщается, что во время третьего путешествия апостол, пройдя по Южному и Восточному Причерноморью, достиг Крыма и немалое время провел в Херсонесе. Это житие пользовалось большим авторитетом во всех православных Церквах, в конце XI в. появился его славянский перевод. Кроме того, на Руси было создано оригинальное сказание о посещении Андрем Первозванным русских пределов – «Слово о проявлении Крещения Рускыя земля святаго апостола Андрея, како приходил в Русь», сохранившееся в составе «Повести временных лет» (ПВЛ). Согласно этому тексту, Андрей Первозванный, прибывший из Синопы в Корсунь (Херсонес), узнал о близости Днепровского устья и «въсхотѣ поити в Римъ»; поднявшись вверх по Днепру, он благословил место будущего Киева, а затем отправился на север, в землю словен, где позднее возник Новгород; подивившись местным обычаям, апостол отбыл в Рим, а оттуда вернулся в Синопу (ПСРЛ. Т. 1).

СВ. АПОСТОЛ АНДРЕЙ БЛАГОСЛОВЛЯЕТ КИЕВСКИЕ ГОРЫ. ВОДРУЖЕНИЕ КРЕСТА НА МЕСТЕ ОСНОВАНИЯ КИЕВА. МИНИАТЮРА. XV в.

К XI в. относится рост почитания Андрея Первозванного на Руси: в 1030 г. Всеволод Ярославич, младший сын князя Ярослава Мудрого, получил в крещении имя Андрей, в 1086 г. он основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь. В 1089 г. Переяславский митрополит Ефрем освятил построенный им в Переяславле каменный собор во имя Андрея Первозванного, в конце XI в. в Новгороде был построен храм во имя Андрея Первозванного. В это же время память Андрея Первозванного была внесена во все виды русских календарей. Древнейшие упоминания Андрея Первозванного находятся в месяцесловах Евангелий – Реймсского 1-й пол. XI в., Остромирова 1056–1057 гг. и Архангельского 1092 г. В Минее 1097 г. содержится служба Андрея Первозванного.

ЧУДОТВОРНЫЙ СЛЕД СТОПЫ СВ. АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО В ХЕРСОНЕСЕ

Со времени свт. Макария, в 1526–1542 гг. бывшего архиепископом Новгородским, стали известными местные новгородские предания о проповеди Андрея Первозванного в земле Русской, дополняющие ПВЛ. Такие сказания содержит «Степенная книга» (1560–1563), где в новой обработке записано Слово о посещении Руси Андрем Первозванным, помещенное в кратком виде в житии св. Ольги и в пространном – в житии св. Владимира. В сказании из «Степенной книги» говорится, что, придя в землю словен, апостол проповедовал слово Божие, водрузил и оставил свой жезл в «веси, нарицаемой Грузине», где потом была поставлена церковь во имя апостола Андрея. Отсюда по реке Волхов, Ладожскому озеру и Неве он отправился в «варяги», затем в Рим и Царьград (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1). «Степенная книга» также сообщает о том, что в Херсонесе сохранились отпечатки стоп Андрея Первозванного на камне: наполнявшая их дождевая или морская вода становилась целебной. О жезле Андрея Первозванного из села Грузина подробнее рассказывается в житии прп. Михаила Клопского, которое было написано в Новгороде в 1537 г. боярским сыном В. М. Тучковым по поручению архиепископа Макария (Повести о житии Михаила Клопского.

ПАМЯТНИК СВ. АПОСТОЛУ АНДРЕЮ ПЕРВОЗВАННОМУ В ХЕРСОНЕСЕ ТАВРИЧЕСКОМ. СЕВАСТОПОЛЬ. КРЫМ

Во 2-й половине XVI в. было составлено «Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображениа Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа на Валааме и отчасти повесть о преподобных святых отец тоя же обители началник Сергиа и Германа и о принесении святых мощей их. Благослови Отче», где говорится о посещении апостолом островава Валаам (ТОДРЛ. Т. 47). Таким образом, подкрепленное новгородскими преданиями, начальное киевское сказание о путешествии Андрея Первозванного по Днепру и Волхову обратилось в традицию об апостольской проповеди по всей Русской земле. Со времен царя Иоанна Васильевича IV Грозного об этом заявлялось в случаях, когда требовалось защитить самостоятельность России в церковных делах.

АНДРЕЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ. КИЕВ

В 1621 г. киево-печерский иеромонах, впоследствии архимандрит, Захария Копыстенский написал «Палинодию, или книгу обороны святой кафолической Всходней церкви» в защиту православной Церкви против латино-униатских сочинений (РИБ. СПб., 1878). В главе «О уверении и крещении руссов» Захария рассуждает о достоинстве апостола Андрея как старшего брата апостола Петра и апостола Первозванного, затем излагает предание о посещении Андреем Первозванным Киевских гор и Новгородской земли, поясняя, что Андрей Первозванный в это время многих крестил, ибо апостолы никогда напрасно не ходили. Этот рассказ иеромонах Захария подкрепил ссылкой на местное киевское предание: «на той горе в Киеве, где стоял апостол, того ж часу и церковь была поставлена, где и теперь есть, як и повесть и до сих дний обносится о той церкви и о той горе» (имеется в виду церковь в честь Воздвижения Креста Христова, построенная в Киеве в XIII в. на месте креста Андрея Первозванного, в XVI в. она была перестроена; в 1744 г. на этом месте возведен каменный храм во имя Андрея Первозванного по проекту Ф. Б. Растрелли).

ОРДЕН СВ. АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО. ЗНАК В ВИДЕ КРЕСТА К ОРДЕНУ СВ. АПОСТОЛА АНДРЕЯ

В том же 1621 г. в Киеве состоялся собор восстановленной православной иерархии с митрополитом Иовом (Борецким) во главе по вопросу о мерах защиты православной Церкви и ее благоустроении. В деянии собора сказано: «поелику святой апостол Андрей есть первый архиепископ Константинопольский, патриарх вселенский и апостол Русский, и на Киевских горах стояли ноги его, и очи его Россию видели и уста благословили… то справедливым и богоугодным будет делом восстановить торжественно и нарочито праздник его. Воистину Россия ничем не меньше других восточных народов, ибо и в ней проповедал апостол».

При императоре Петре I Алексеевиче, считавшем Андрея Первозванного своим покровителем, имя «крестителя земли Русской» получил главный орден Российской империи, а андреевский крест стал изображаться на флагах Российского флота. В 1716 г. ковчег с мощами св. апостола Андрея Первозванного был положен в основание Троицкого собора Александро-Невской Лавры.

***

КРЕСТ, НА КОТОРОМ ПОСТРАДАЛ СВ. АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ. ПАТРЫ

Андрей Первозванный считался покровителем Бургундии, а его диагональный крест («crux decussata», имеющий позднесредневековое происхождение) стал символом этого государства.

Позже почитание Андрея Первозванного распространилось на Австрию и Испанию. В Германии Андрей Первозванный был связан с миссионерской деятельностью, особенно на севере страны: ему были посвящены соборы в некоторых новоучрежденных епархиальных центрах (Вюрцбург, Бремен). В Англии в VIII в. возникает поэма (одна из самых ранних на древнеанглийском). Особым почитанием апостол пользуется в Шотландии, где он считается святым покровителем страны (на флаге Шотландии присутствует андреевский крест). Почитание Андрея Первозванного было распространено также в Скандинавии, Ирландии и некоторых других европейских странах.

АМАЛЬФИ. В КРИПТЕ СОБОРА ХРАНЯТСЯ МОЩИ СВ. АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО. РАЗ В НЕДЕЛЮ НА ЭТОМ ПРЕСТОЛЕ СЛУЖИТСЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЛИТУРГИЯ

Мощи Андрея Первозванного находились на месте его мученической кончины – в Патрах (Греция). В 357 г. по поручению императора Констанция II они (кроме честной главы) были перенесены военачальником вмч. Артемием в Константинополь и помещены в основание церкви Святых апостолов. В VI в., при императоре Юстиниане I, обретенные при разборке ветхого храма мощи апостолов Андрея Первозванного, Луки и Тимофея были торжественно перенесены в новый храм Святых апостолов и погребены под престолом. После взятия Константинополя крестоносцами кардинал Петр Капуанский увез мощи Андрея Первозванного в итальянский г. Амальфи (1208 г.), где они находятся в настоящее время.

СОБОР СВ. АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО В АМАЛЬФИ

Мощи Андрея Первозванного имеются в Килримонте (Шотландия), известен с 747 г. С XI в. развивалось паломничество к хранившимся здесь мощам апостола, провозглашенного покровителем Шотландии. Король Александр I (1106–1124) добился учреждения епископской кафедры в Килримонте, который с этого времени стал называться Сент-Андрус (город св. Андрея). Позже Сент-Андрус стал религиозным центром не только Шотландии, но и всей Северной Европы. В 1160 г. здесь началось строительство грандиозного готического собора (освящен в 1318 г.); в 1559 г. собор был разрушен сторонниками Реформации, а мощи Андрея Первозванного уничтожены.

ПАТРЫ. ЧЕСТНАЯ ГЛАВА СВ. АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

Честная глава и крест Андрея Первозванного на протяжении многих веков оставались в Патрах. Эти святыни пользовались не меньшим почитанием, чем хранившиеся в Константинополе. В 1462 г. морейский деспот Фома Палеолог увез главу и крест апостола из Патр, спасая их от турок, и передал на хранение Римскому папе Пию II, который поместил их в соборе св. Петра. Часть главы была положена вместе с мощами Андрея Первозванного в Амальфи. В 1964 г. папа Павел VI принял решение о передаче главы Андрея Первозванного и частиц андреевского креста Элладской Православной Церкви, и эти реликвии были торжественно перенесены в Патры. В 1974 г. здесь было окончено длившееся 66 лет строительство собора во имя Андрея Первозванного – крупнейшего на Балканах. В правом приделе храма, на престоле, покоится под беломраморной сенью в серебряном ковчеге честная глава апостола. За престолом – большой андреевский крест-реликварий, хранящий частицы креста, на котором был распят апостол. Во время наполеоновских войн французские солдаты пытались уничтожить эту святыню, находившуюся тогда в одном из монастырей около Неаполя, предав ее огню; один из монахов закрыл крест своим телом и ценой своей жизни спас святыню.

РУКА СВ. АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО. СОБОР САНТА-МАРИЯ ДЕЛЬ ФЬОРЕ ВО ФЛОРЕНЦИИ

Из средневековых паломничеств в Константинополь известно, что рука Андрея Первозванного в XII в. хранилась в церкви Богородицы (Фаросской?) в Большом дворце (Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII в.

О главе Андрея Первозванного в монастыре св. Георгия в Манганах сообщают многочисленные паломники, в т. ч. и русские, накануне падения Константинополя в 1453 г.

На Афоне, в Великой лавре Афанасия хранится рука апостола, в Андреевском скиту – частицы главы, в Пантелеимоновом монастыре – стопа. В 1644 г. иноки монастыря св. Анастасии Узорешительницы близ Фессалоники преподнесли в дар царю Михаилу Феодоровичу десницу Андрея Первозванного, которая была положена в Успенском соборе Московского Кремля (в настоящее время хранится в Богоявленском соборе в Москве). К этому времени в Москве уже были части мощей, для которых в 1603–1604 гг. по указанию царя Бориса Феодоровича Годунова был изготовлен серебряный ковчег-мощевик, помещенный в Благовещенском соборе Московского Кремля.

КОВЧЕГ С ЛЕВОЙ СТОПОЙ СВ. АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО ХРАНИТСЯ В СВЯТО-УСПЕНСКОМ МУЖСКОМ МОНАСТЫРЕ Г. ОДЕССЫ

Ковчег с левой стопой святого апостола Андрея хранится в Свято-Успенском мужском монастыре г. Одессы.

В 1867 г. А. Н. Муравьёвым был составлен акафист св. апостолу Андрею Первозванному.

Память апостола Андрея Первозванного совершается 30 ноября / 13 декабря; 30 июня / 13 июля – в Соборе 12 апостолов и в Соборе Крымских святых.

***

СВЯТОЙ АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ В ХЕРСОНЕСЕ

СЕВАСТОПОЛЬ (ХЕРСОНЕС). ПАМЯТНИК СВ. АПОСТОЛУ АНДРЕЮ ПЕРВОЗВАННОМУ НА НАБЕРЕЖНОЙ

Херсонес был не только крупным экономическим, политическим и культурным центром. Для нас особенно важно, что город стал и духовным центром, откуда началось распространение христианства в Крыму.

Церковные предания говорят о том, что еще в I веке Херсонес посетил с проповедью святой апостол Андрей Первозванный. Но Слово Божие еще не коснулось душ горожан, составитель хождений апостола Андрея Епифаний Монах так написал об этом: «Херсаки же народ коварный и до нынешнего дня туги на веру. Андрей, побыв у них несколько дней, воротился в Боспор и, нашедши корабль херсонский, переплыл в Синоп».

ПАМЯТНИК СВ. АПОСТОЛУ АНДРЕЮ ПЕРВОЗВАННОМУ В ХЕРСОНЕСЕ ТАВРИЧЕСКОМ. СЕВАСТОПОЛЬ. КРЫМ

Град Корсунь исстари почитался в России как местопребывание святого апостола Андрея Первозванного, именуемого в апокрифах «просветителем южных, восточных и северных берегов Черного моря». Во время так называемого «третьего хождения» он проповедовал в Херсонесе Таврическом. И далее – через Византию – апостол пришел в Патры Ахайские, где и завершился его земной путь страданиями на косом кресте. Колыбель Русского Православия Херсонес (Корсунь) как место проповеди «апостола Севера» Андрея Первозванного давал основание императору Михаилу VII Дуке в письме к великому князю Всеволоду Ярославичу утверждать, что «одни и те же самовидцы евангельской проповеди провозгласили христианство у обоих народов».

Этот город знал святого апостола Андрея, просветителя всего Севера. Вблизи города можно было увидеть камень, на котором отпечатались ступни ног святого Андрея: когда прибывала морская вода и наполнялось углубление в камне, к нему устремлялось множество страждущих; они зачерпывали воду и омывались ею, получая исцеления от недугов.

СВ. АПОСТОЛ АНДРЕЙ. МОЗАИКА СОБОРА СВ. СОФИИ В КИЕВЕ. ФРАГМЕНТ КОМПОЗИЦИИ «ЕВХАРИСТИЯ». XI в.

Далее о святом апостоле Андрее повествует предание. Получив, как и другие апостолы, дар Святаго Духа, святой апостол Андрей пошел проповедовать Христа, распятого и воскресшего, в другие страны. Он прошел Малую Азию, побережье Черного моря и Крым. Естественно предположить, что проповедь святого апостола Андрея была небезуспешной, и христианство началось в тех землях, в которых он был, уже с I века по Р.Х.

Кому проповедовал святой апостол Андрей в Крыму?

На берегу моря находились греческие города-республики, зависимые от Рима,– Херсонес, Пантикапей (Керчь), Феодосия. В горах Крыма жили тавры – народ, хранивший свою самобытность, враждебный грекам, по уровню культуры живший в бронзовом веке, но знавший животноводство и сельское хозяйство. Киммерийцы – народ восточного Крыма, возможно, одно из племен тавров, и, как предполагают, более древний. С севера в Крым проникали скифы, аланы и готы.

АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ. ИКОНА. 1408 г. ПРП. АНДРЕЙ РУБЛЕВ

Посетив Крым, святой апостол Андрей пошел на север. На Киевских горах, над Днепром, он произнес свое знаменитое пророчество: «На этих горах воссияет благодать Божия». Далее он достиг Новгорода, прошел скандинавские страны и даже Шотландию. Во всех этих странах сохранились предания об его апостольском пути. Потом он вернулся в Рим и снова пошел на восток. В тогдашней Фракии, в небольшом селении Византии, он основал христианскую Церковь, которой затем было суждено стать крупнейшей Православной Церковью – Константинопольской.

Таким образом, святой апостол Андрей явился отцом и русского, и крымского Православия. Первые семена веры были брошены им самим во время апостольского путешествия, а довершено начатое основанной им же Византийской Церковью. Поэтому апостол Андрей – наш русский апостол, и через свои подвиги, и через основанную им Византийскую Церковь.

Святой апостол Андрей пострадал за Христа в греческом городе Патры. Он обратил большинство народа ко Христу и совершил много чудес. Правитель города Эгеат приказал распять апостола. Для этого приготовили особый Х-образный крест. Чтобы продлить мучения святого, правитель велел привязать его руки и ноги к этому кресту, но не пронзать их гвоздями. С молитвою «Господи, Иисусе Христе, прими дух мой» святой апостол Андрей скончался. Дивный свет осиял крест и распятого на нем мученика. Это произошло в 62 году по Р. Х.

Проповедь святого Андрея не пропала даром. Она хранилась в киевских преданиях вплоть до Крещения при святом князе Владимире. А в Крыму новое распространение веры произошло в результате деятельности и мученической кончины священномученика Климента, папы Римского, ученика святых апостолов Петра и Павла.

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v90), quality = 90

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

17 АВГУСТА — СЕМИ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ИКОНА. РОССИЯ. XVIIIв.
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

17 АВГУСТА — ПАМЯТЬ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ ИИ
fialka1
ФИАЛКА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 АВГУСТА – ПРОИСХОЖДЕНИЕ (ИЗНЕСЕНИЕ) ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ – ПРАЗДНЕСТВО ВСЕМИЛОСТИВОМУ СПАСУ И ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
tutaev03
ПРЕЧИСТОМУ ТВОЕМУ ОБРАЗУ ПОКЛОНЯЕМСЯ, БЛАГИЙ…ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 АВГУСТА – ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ МАККАВЕЕВ, МАТЕРИ ИХ МУЧЕНИЦЫ СОЛОМОНИИ И УЧИТЕЛЯ ИХ МУЧЕНИКА ЕЛЕАЗАРА
 СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ МАККАВЕИ. ГРЕЧЕСКАЯ ИКОНА
СОЛОМОНИЯ, МАТЬ МАККАВЕЕВ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

10 АВГУСТА — ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ СМОЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ОДИГИТРИЯ. ВИЗАНТИЯ. XIV в.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ СМОЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

9 АВГУСТА — ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ЦЕЛИТЕЛЯ ПАНТЕЛЕИМОНА
СВ. ВМЧ. ПАНТЕЛЕИМОН. ИКОНА. XIII в. СИНАЙ
ЖИТИЕ И СТРАДАНИЯ СВЯТОГО СЛАВНОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕИМОНА

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

7 АВГУСТА 1921 Г. – ДЕНЬ КОНЧИНЫ АЛЕКСАНДРА БЛОКА
blok
А Смоленская нынче именинница,
Синий ладан над травою стелется.
И струится пенье панихидное,
Не печальное нынче, а светлое.
И приводят румяные вдовушки
На кладбище мальчиков и девочек
Поглядеть на могилы отцовские,
А кладбище – роща соловьиная,
От сиянья солнечного замерло.
Принесли мы Смоленской заступнице,
Принесли Пресвятой Богородице
На руках во гробе серебряном
Наше солнце, в муке погасшее, –
Александра, лебедя чистого.
1921 г.
Анна Ахматова

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

6 АВГУСТА — МЧЧ. БЛГВВ. КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА, ВО СВ. КРЕЩЕНИИ РОМАНА И ДАВИДА
 СВВ. БОРИС И ГЛЕБ. ИКОНА. XIV в. МОСКВА
К ТЫСЯЧЕЛЕТИЮ ПАМЯТИ СВЯТЫХ КНЯЗЕЙ-СТРАСТОТЕРПЦЕВ БОРИСА И ГЛЕБА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

6 АВГУСТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ СТАРИЦЫ ПАРАСКЕВЫ КОНСТАНТИНОВНЫ АЛЕКСЕЕВОЙ
ОТЕЦ СЕРАФИМ МАТУШКА ЕВДОКИЯ НИНА ОТЕЦ ДИМИТРИЙ. САМАРКАНД
ТЕТЯ ПАША. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

13 ИЮНЯ — ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

13 ИЮНЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК