13 декабря – память святого апостола Андрея Первозванного, определившего на века путь Руси и благословившего ее народ стать хранителем веры Христианской. Представляем вниманию читателей главу из книги Александра Трофимова «Икона Божией Матери Одигитрия (Корсунская) Ефесская в судьбах России», посвященную святому апостолу Руси.
***
«ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ОДИГИТРИЯ (КОРСУНСКАЯ) ЕФЕССКАЯ В СУДЬБАХ РОССИИ».
Глава 3
ХЕРСОНЕС ТАВРИЧЕСКИЙ (КОРСУНЬ) – «ДУХОВНАЯ КОЛЫБЕЛЬ» РУСИ (РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ)
СВЯТЫЕ ХЕРСОНЕСА.
СВЯТОЙ АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ
Тропарь святому апостолу Андрею Первозванному, глас4-й:
Яко апостолов первозванный/ и верховнаго сущий брат,/ Владыце всех, Андрее, молися,/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.
Кондак святому апостолу Андрею Первозванному, глас 2-й:
Мужества тезоименитаго богоглагольника/ и Церкве возследователя верховнаго,/ Петрова сродника восхвалим,/ зане якоже древле сему/ и ныне нам воззва:// приидите, обретохом Желаемаго.
МОЛИТВА
Первозванне Апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю, всехвальный Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя и с Ним во веки пребываеши на небеси, идеже и любиши ны тоюжде любовию, еюже возлюбил еси нас, егда Духом Святым прозрел еси наше, еже ко Христу обращение, и не точию любиши, но и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако веруем и тако сию веру нашу исповедуем во храме, иже во имя твое, святый Андрее, преславно создася, идеже святыя мощи твоя почивают: верующе же, просим и молим Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да молитвами твоими, яже присно послушает и приемлет, подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие по гласу Господа, оставль мрежи своя, неуклонно Ему последовал еси, сице и кийждо от нас да ищет не своих си, но еже к созиданию ближняго и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом и во веки веков. Аминь.
СВЯТОЙ АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ
В I веке по Р. Х. произошло событие, предопределившее судьбу Руси и путь великого народа. По летописному преданию, зафиксированному в «Повести временных лет», первую христианскую проповедь в землях будущей Киевской Руси произнес сам апостол Андрей, первый из учеников Иисуса Христа, прозванный Первозванным. Во время одного из миссионерских путешествий апостол Андрей, проповедовавший по жребию апостольскому в Скифии, был послан Господом для благословения Руси.
«Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: „Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей – каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим…» (Прп. Нестор Летописец «Повесть временных лет»). Затем апостол Андрей дошел до Новгорода и уже потом, через варяжские земли, добрался до Рима.
На протяжение всей истории Древней Руси, да и позднее, это предание считалось истинным, а особый культ апостола Андрея Первозванного довольно рано получает распространение на Руси — с восьмидесятых годов XI века. Необходимо помнить, что и сегодня предание об апостоле Андрее продолжает оставаться официальной версией Русской Православной Церкви.
Духовным знаком апостольства Андрея Первозванного в Русской земле явились мощи (кисть правой руки) святого апостола, присланные на Русь Вселенским патриархом Парфением и хранившиеся в главной святыне Московского государства – Успенском соборе Московского Кремля.
***
Апостол Андрей Первозванный – один из 12 учеников Христа. Происходивший из Вифсаиды, апостол Андрей Первозванный жил в Капернауме в одном доме вместе с братом Симоном Петром. Отца Петра и Андрея звали Иона. Согласно Евангелию от Иоанна, Андрей Первозванный был одним из двух учеников св. Иоанна Предтечи, которые после свидетельства пророка о Христе в Вифании последовали за Спасителем. Став первым учеником Христа (отсюда его традиционное прозвание – Первозванный) и проведя с Ним день, Андрей затем привел к Нему брата. По свидетельству евангелистов Матфея и Марка, Андрей Первозванный и Петр занимались рыбной ловлей, во время которой они вместе с Иаковом и Иоанном были призваны Спасителем на берегу Геннисаретского озера. При согласовании данного сообщения с Евангелием от Иоанна это призвание обычно считается вторым, происшедшим после возвращения Христа изпустыни.
При чудесном насыщении пяти тысяч человек именно он сообщает Христу об имеющихся пяти хлебах и двух рыбах (Ин. 6, 8–9), а в истории с эллинами, пришедшими в Иерусалим на Пасху, Филипп, к которому они вначале обратились, передал их просьбу Андрею Первозванному, и уже вместе они пошли к Господу (Ин. 12, 21–22). Андрей Первозванный вместе с тремя избранными учениками Христа, Петром, Иаковом и Иоанном, был участником беседы Спасителя на Масличной горе о грядущем конце мира (Мк. 13, 3). В числе 12 учеников Андрей Первозванный присутствовал на Тайной вечере и при явлениях Христа апостолам после Воскресения, а также при Вознесении Спасителя (Деян. 1, 13). Последнее, что известно об апостоле Андрее из Нового Завета,– это его участие вместе со всеми в выборе 12-го апостола вместо Иуды Искариота и присутствие при схождении Святого Духа на праздник Пятидесятницы (Деян. 2, 1).
К середине II в. по Р. Х. восходят апокрифические «Андрея деяния». Согласно их тексту, апостол начал проповедь Евангелия на южном берегу Черного моря, двигаясь через Понт и Вифинию на запад.
В Византии в результате переработки древних преданий создавались развернутые канонические жития апостола. Наибольшее распространение и признание получило «Житие Андрея», созданное между 815 и 843 гг. Епифанием Монахом, который прошел по предполагаемому пути Андрея Первозванного, собирая предания о нем. Посетив Амасию, Синопу, Никею и Никомидию, Андрей Первозванный переправился в Византий (будущий Константинополь) и попал во Фракию, а оттуда – в Македонию, где посетил города Филиппы и Фессалонику. Затем он отправился в Ахайю, где посетил города Патры, Коринф и Мегару. На протяжении всего пути апостол совершал многочисленные чудеса и исцеления. Заключенный в Патрах в тюрьму, он принял мученическую кончину – распятие на кресте. Начиная с IX в. кончину апостола принято датировать правлением императора Нерона (около 67 по Р. Х.).
По Епифанию, Андрей Первозванный совершил из Иерусалима три путешествия вдоль берегов Черного моря, причем всегда по маршруту юг – восток – север. В первом он посетил вместе с Петром Антиохию, Тиану, Анкиру, Синопу, где освободил из темницы Матфия.
Затем Андрей Первозванный двинулся на восток. В Амисе он вместе с Матфием и семью другими учениками проповедовал в синагоге, которую превратил в храм Богородицы. Из Трапезунда Андрей Первозванный пришел в Иверию и через Парфию возвратился в Иерусалим. В следующем путешествии апостол направился из Антиохии в Ефес. Оттуда, после явления Христа, повелевшего идти в Скифию, Андрей Первозванный отправился во Фригию и Никею.
Через два года он посетил Никомидию, Ираклию Понтийскую, Амастриду и Синопу, где жители избили его за прежнее избавление Матфия и где он обращал многих ко Христу, воскресив убитого горожанина. Оттуда он отправился в Амис, Трапезунд и Самосату, где дискутировал с греческими философами. В последнем, третьем путешествии Андрей Первозванный со спутниками проходил через Эдессу, где оставил апостола Фаддея, в Иверию и Сусанию (Сванети?). Оставив там апостола Матфия, он перешел в Аланию и Абазгию, где расстался с другим своим спутником, апостолом Симоном Кананитом. Через Зихию, где Андрей Первозванный едва избежал гибели, он прибыл в Боспор, жители которого охотно внимали его проповеди, а затем в Феодосию и «упорствующий в язычестве» Херсонес. Оттуда он переправился назад в Синопу, где поставил епископом Филолога, а оттуда через Халкидон (где был поставлен епископ Тихик) прибыл в Византий. Сделав епископом Аргиропольским Стахия и заложив на акрополе храм Богородицы*, Андрей Первозванный направился через Ираклию Фракийскую и Македонию в Патры. Епифаний начинает греческую часть жития с обращения апостолом Максимиллы, жены ахейского проконсула Эгеата, и его брата Стратокла, за что Андрей Первозванный был заключен в тюрьму и затем распят на кресте. На «Житие» Епифания опирались все последующие авторы, писавшие об Андрее Первозванном.
* Предание об основании Андреем Первозванным епископской кафедры в Аргирополе, пригороде Византия, со временем стало важным аргументом в полемике Константинополя и Рима по вопросу об иерархии Патриарших Престолов.
Проповедническая деятельность Андрея Первозванного на территории Грузии считалась Грузинской Церковью неопровержимым фактом. На основании этого грузинские богословы преподобные Георгий Святогорец и Ефрем Мцире (2-я половина XI в.) неоднократно защищали автокефальные права Грузинской Церкви в спорах с Антиохийским Патриархатом.
Основой преданий о посещении Русской земли Андрея Первозванного является свидетельство Оригена о Скифии как об апостольском уделе апостола (Евсевий. Церковная история. III. 1).
В житии Андрея Первозванного, составленном Епифанием Монахом, сообщается, что во время третьего путешествия апостол, пройдя по Южному и Восточному Причерноморью, достиг Крыма и немалое время провел в Херсонесе. Это житие пользовалось большим авторитетом во всех православных Церквах, в конце XI в. появился его славянский перевод. Кроме того, на Руси было создано оригинальное сказание о посещении Андрем Первозванным русских пределов – «Слово о проявлении Крещения Рускыя земля святаго апостола Андрея, како приходил в Русь», сохранившееся в составе «Повести временных лет» (ПВЛ). Согласно этому тексту, Андрей Первозванный, прибывший из Синопы в Корсунь (Херсонес), узнал о близости Днепровского устья и «въсхотѣ поити в Римъ»; поднявшись вверх по Днепру, он благословил место будущего Киева, а затем отправился на север, в землю словен, где позднее возник Новгород; подивившись местным обычаям, апостол отбыл в Рим, а оттуда вернулся в Синопу (ПСРЛ. Т. 1).
К XI в. относится рост почитания Андрея Первозванного на Руси: в 1030 г. Всеволод Ярославич, младший сын князя Ярослава Мудрого, получил в крещении имя Андрей, в 1086 г. он основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь. В 1089 г. Переяславский митрополит Ефрем освятил построенный им в Переяславле каменный собор во имя Андрея Первозванного, в конце XI в. в Новгороде был построен храм во имя Андрея Первозванного. В это же время память Андрея Первозванного была внесена во все виды русских календарей. Древнейшие упоминания Андрея Первозванного находятся в месяцесловах Евангелий – Реймсского 1-й пол. XI в., Остромирова 1056–1057 гг. и Архангельского 1092 г. В Минее 1097 г. содержится служба Андрея Первозванного.
Со времени свт. Макария, в 1526–1542 гг. бывшего архиепископом Новгородским, стали известными местные новгородские предания о проповеди Андрея Первозванного в земле Русской, дополняющие ПВЛ. Такие сказания содержит «Степенная книга» (1560–1563), где в новой обработке записано Слово о посещении Руси Андрем Первозванным, помещенное в кратком виде в житии св. Ольги и в пространном – в житии св. Владимира. В сказании из «Степенной книги» говорится, что, придя в землю словен, апостол проповедовал слово Божие, водрузил и оставил свой жезл в «веси, нарицаемой Грузине», где потом была поставлена церковь во имя апостола Андрея. Отсюда по реке Волхов, Ладожскому озеру и Неве он отправился в «варяги», затем в Рим и Царьград (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1). «Степенная книга» также сообщает о том, что в Херсонесе сохранились отпечатки стоп Андрея Первозванного на камне: наполнявшая их дождевая или морская вода становилась целебной. О жезле Андрея Первозванного из села Грузина подробнее рассказывается в житии прп. Михаила Клопского, которое было написано в Новгороде в 1537 г. боярским сыном В. М. Тучковым по поручению архиепископа Макария (Повести о житии Михаила Клопского.
Во 2-й половине XVI в. было составлено «Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображениа Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа на Валааме и отчасти повесть о преподобных святых отец тоя же обители началник Сергиа и Германа и о принесении святых мощей их. Благослови Отче», где говорится о посещении апостолом островава Валаам (ТОДРЛ. Т. 47). Таким образом, подкрепленное новгородскими преданиями, начальное киевское сказание о путешествии Андрея Первозванного по Днепру и Волхову обратилось в традицию об апостольской проповеди по всей Русской земле. Со времен царя Иоанна Васильевича IV Грозного об этом заявлялось в случаях, когда требовалось защитить самостоятельность России в церковных делах.
В 1621 г. киево-печерский иеромонах, впоследствии архимандрит, Захария Копыстенский написал «Палинодию, или книгу обороны святой кафолической Всходней церкви» в защиту православной Церкви против латино-униатских сочинений (РИБ. СПб., 1878). В главе «О уверении и крещении руссов» Захария рассуждает о достоинстве апостола Андрея как старшего брата апостола Петра и апостола Первозванного, затем излагает предание о посещении Андреем Первозванным Киевских гор и Новгородской земли, поясняя, что Андрей Первозванный в это время многих крестил, ибо апостолы никогда напрасно не ходили. Этот рассказ иеромонах Захария подкрепил ссылкой на местное киевское предание: «на той горе в Киеве, где стоял апостол, того ж часу и церковь была поставлена, где и теперь есть, як и повесть и до сих дний обносится о той церкви и о той горе» (имеется в виду церковь в честь Воздвижения Креста Христова, построенная в Киеве в XIII в. на месте креста Андрея Первозванного, в XVI в. она была перестроена; в 1744 г. на этом месте возведен каменный храм во имя Андрея Первозванного по проекту Ф. Б. Растрелли).
В том же 1621 г. в Киеве состоялся собор восстановленной православной иерархии с митрополитом Иовом (Борецким) во главе по вопросу о мерах защиты православной Церкви и ее благоустроении. В деянии собора сказано: «поелику святой апостол Андрей есть первый архиепископ Константинопольский, патриарх вселенский и апостол Русский, и на Киевских горах стояли ноги его, и очи его Россию видели и уста благословили… то справедливым и богоугодным будет делом восстановить торжественно и нарочито праздник его. Воистину Россия ничем не меньше других восточных народов, ибо и в ней проповедал апостол».
При императоре Петре I Алексеевиче, считавшем Андрея Первозванного своим покровителем, имя «крестителя земли Русской» получил главный орден Российской империи, а андреевский крест стал изображаться на флагах Российского флота. В 1716 г. ковчег с мощами св. апостола Андрея Первозванного был положен в основание Троицкого собора Александро-Невской Лавры.
***
Андрей Первозванный считался покровителем Бургундии, а его диагональный крест («crux decussata», имеющий позднесредневековое происхождение) стал символом этого государства.
Позже почитание Андрея Первозванного распространилось на Австрию и Испанию. В Германии Андрей Первозванный был связан с миссионерской деятельностью, особенно на севере страны: ему были посвящены соборы в некоторых новоучрежденных епархиальных центрах (Вюрцбург, Бремен). В Англии в VIII в. возникает поэма (одна из самых ранних на древнеанглийском). Особым почитанием апостол пользуется в Шотландии, где он считается святым покровителем страны (на флаге Шотландии присутствует андреевский крест). Почитание Андрея Первозванного было распространено также в Скандинавии, Ирландии и некоторых других европейских странах.
Мощи Андрея Первозванного находились на месте его мученической кончины – в Патрах (Греция). В 357 г. по поручению императора Констанция II они (кроме честной главы) были перенесены военачальником вмч. Артемием в Константинополь и помещены в основание церкви Святых апостолов. В VI в., при императоре Юстиниане I, обретенные при разборке ветхого храма мощи апостолов Андрея Первозванного, Луки и Тимофея были торжественно перенесены в новый храм Святых апостолов и погребены под престолом. После взятия Константинополя крестоносцами кардинал Петр Капуанский увез мощи Андрея Первозванного в итальянский г. Амальфи (1208 г.), где они находятся в настоящее время.
Мощи Андрея Первозванного имеются в Килримонте (Шотландия), известен с 747 г. С XI в. развивалось паломничество к хранившимся здесь мощам апостола, провозглашенного покровителем Шотландии. Король Александр I (1106–1124) добился учреждения епископской кафедры в Килримонте, который с этого времени стал называться Сент-Андрус (город св. Андрея). Позже Сент-Андрус стал религиозным центром не только Шотландии, но и всей Северной Европы. В 1160 г. здесь началось строительство грандиозного готического собора (освящен в 1318 г.); в 1559 г. собор был разрушен сторонниками Реформации, а мощи Андрея Первозванного уничтожены.
Честная глава и крест Андрея Первозванного на протяжении многих веков оставались в Патрах. Эти святыни пользовались не меньшим почитанием, чем хранившиеся в Константинополе. В 1462 г. морейский деспот Фома Палеолог увез главу и крест апостола из Патр, спасая их от турок, и передал на хранение Римскому папе Пию II, который поместил их в соборе св. Петра. Часть главы была положена вместе с мощами Андрея Первозванного в Амальфи. В 1964 г. папа Павел VI принял решение о передаче главы Андрея Первозванного и частиц андреевского креста Элладской Православной Церкви, и эти реликвии были торжественно перенесены в Патры. В 1974 г. здесь было окончено длившееся 66 лет строительство собора во имя Андрея Первозванного – крупнейшего на Балканах. В правом приделе храма, на престоле, покоится под беломраморной сенью в серебряном ковчеге честная глава апостола. За престолом – большой андреевский крест-реликварий, хранящий частицы креста, на котором был распят апостол. Во время наполеоновских войн французские солдаты пытались уничтожить эту святыню, находившуюся тогда в одном из монастырей около Неаполя, предав ее огню; один из монахов закрыл крест своим телом и ценой своей жизни спас святыню.
Из средневековых паломничеств в Константинополь известно, что рука Андрея Первозванного в XII в. хранилась в церкви Богородицы (Фаросской?) в Большом дворце (Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII в.
О главе Андрея Первозванного в монастыре св. Георгия в Манганах сообщают многочисленные паломники, в т. ч. и русские, накануне падения Константинополя в 1453 г.
На Афоне, в Великой лавре Афанасия хранится рука апостола, в Андреевском скиту – частицы главы, в Пантелеимоновом монастыре – стопа. В 1644 г. иноки монастыря св. Анастасии Узорешительницы близ Фессалоники преподнесли в дар царю Михаилу Феодоровичу десницу Андрея Первозванного, которая была положена в Успенском соборе Московского Кремля (в настоящее время хранится в Богоявленском соборе в Москве). К этому времени в Москве уже были части мощей, для которых в 1603–1604 гг. по указанию царя Бориса Феодоровича Годунова был изготовлен серебряный ковчег-мощевик, помещенный в Благовещенском соборе Московского Кремля.
Ковчег с левой стопой святого апостола Андрея хранится в Свято-Успенском мужском монастыре г. Одессы.
В 1867 г. А. Н. Муравьёвым был составлен акафист св. апостолу Андрею Первозванному.
Память апостола Андрея Первозванного совершается 30 ноября / 13 декабря; 30 июня / 13 июля – в Соборе 12 апостолов и в Соборе Крымских святых.
***
СВЯТОЙ АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ В ХЕРСОНЕСЕ
Херсонес был не только крупным экономическим, политическим и культурным центром. Для нас особенно важно, что город стал и духовным центром, откуда началось распространение христианства в Крыму.
Церковные предания говорят о том, что еще в I веке Херсонес посетил с проповедью святой апостол Андрей Первозванный. Но Слово Божие еще не коснулось душ горожан, составитель хождений апостола Андрея Епифаний Монах так написал об этом: «Херсаки же народ коварный и до нынешнего дня туги на веру. Андрей, побыв у них несколько дней, воротился в Боспор и, нашедши корабль херсонский, переплыл в Синоп».
Град Корсунь исстари почитался в России как местопребывание святого апостола Андрея Первозванного, именуемого в апокрифах «просветителем южных, восточных и северных берегов Черного моря». Во время так называемого «третьего хождения» он проповедовал в Херсонесе Таврическом. И далее – через Византию – апостол пришел в Патры Ахайские, где и завершился его земной путь страданиями на косом кресте. Колыбель Русского Православия Херсонес (Корсунь) как место проповеди «апостола Севера» Андрея Первозванного давал основание императору Михаилу VII Дуке в письме к великому князю Всеволоду Ярославичу утверждать, что «одни и те же самовидцы евангельской проповеди провозгласили христианство у обоих народов».
Этот город знал святого апостола Андрея, просветителя всего Севера. Вблизи города можно было увидеть камень, на котором отпечатались ступни ног святого Андрея: когда прибывала морская вода и наполнялось углубление в камне, к нему устремлялось множество страждущих; они зачерпывали воду и омывались ею, получая исцеления от недугов.
Далее о святом апостоле Андрее повествует предание. Получив, как и другие апостолы, дар Святаго Духа, святой апостол Андрей пошел проповедовать Христа, распятого и воскресшего, в другие страны. Он прошел Малую Азию, побережье Черного моря и Крым. Естественно предположить, что проповедь святого апостола Андрея была небезуспешной, и христианство началось в тех землях, в которых он был, уже с I века по Р.Х.
Кому проповедовал святой апостол Андрей в Крыму?
На берегу моря находились греческие города-республики, зависимые от Рима,– Херсонес, Пантикапей (Керчь), Феодосия. В горах Крыма жили тавры – народ, хранивший свою самобытность, враждебный грекам, по уровню культуры живший в бронзовом веке, но знавший животноводство и сельское хозяйство. Киммерийцы – народ восточного Крыма, возможно, одно из племен тавров, и, как предполагают, более древний. С севера в Крым проникали скифы, аланы и готы.
Посетив Крым, святой апостол Андрей пошел на север. На Киевских горах, над Днепром, он произнес свое знаменитое пророчество: «На этих горах воссияет благодать Божия». Далее он достиг Новгорода, прошел скандинавские страны и даже Шотландию. Во всех этих странах сохранились предания об его апостольском пути. Потом он вернулся в Рим и снова пошел на восток. В тогдашней Фракии, в небольшом селении Византии, он основал христианскую Церковь, которой затем было суждено стать крупнейшей Православной Церковью – Константинопольской.
Таким образом, святой апостол Андрей явился отцом и русского, и крымского Православия. Первые семена веры были брошены им самим во время апостольского путешествия, а довершено начатое основанной им же Византийской Церковью. Поэтому апостол Андрей – наш русский апостол, и через свои подвиги, и через основанную им Византийскую Церковь.
Святой апостол Андрей пострадал за Христа в греческом городе Патры. Он обратил большинство народа ко Христу и совершил много чудес. Правитель города Эгеат приказал распять апостола. Для этого приготовили особый Х-образный крест. Чтобы продлить мучения святого, правитель велел привязать его руки и ноги к этому кресту, но не пронзать их гвоздями. С молитвою «Господи, Иисусе Христе, прими дух мой» святой апостол Андрей скончался. Дивный свет осиял крест и распятого на нем мученика. Это произошло в 62 году по Р. Х.
Проповедь святого Андрея не пропала даром. Она хранилась в киевских преданиях вплоть до Крещения при святом князе Владимире. А в Крыму новое распространение веры произошло в результате деятельности и мученической кончины священномученика Климента, папы Римского, ученика святых апостолов Петра и Павла.
Добавьте комментарий