Блаженная старица Наталия Вырицкая Главная

БЛАЖЕННАЯ СТАРИЦА НАТАЛИЯ ВЫРИЦКАЯ (НАТАЛИЯ МИХАЙЛОВНА ЕВСТИГНЕЕВА). ПРЕДИСЛОВИЕ

Дорогие друзья, читатели сайта, Вы уже познакомились с главами из книги А. Трофимова, посвященной подвижнице XX столетия – вырицкой старице Наталии Михайловне Евстигнеевой. Эта книга была подготовлена к изданию в 2015 году по просьбе настоятеля храма во имя Казанской иконы Божией Матери в Вырице протоиерея Георгия Преображенского. Прошло три года, но книгу так и не удается издать в печатном виде. Поэтому мы начинаем публикацию полного текста книги на нашем сайте.

Александр Трофимов

БЛАЖЕННАЯ СТАРИЦА НАТАЛИЯ ВЫРИЦКАЯ
(НАТАЛИЯ МИХАЙЛОВНА ЕВСТИГНЕЕВА)
(1890–1976 гг.)

Автор-составитель
Александр Трофимов

© Александр Трофимов, 2015

К ЧИТАТЕЛЮ

АРХИЕПИСКОП СИМБИРСКИЙ И МЕЛЕКЕССКИЙ ПРОКЛ
«Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12, 49) – этими словами Господь наш Иисус Христос утверждает, что Он пришел на землю не ради нового учения, не ради нового знания, а для того, чтобы низвести огонь – огонь Духа Святаго. На протяжении двух тысячелетий горит он в сердцах тех, кто остался верным Богу на всех путях жизни.

Блаженная старица Наталия несла людям этот духовный огонь, от которого возгорались сердца многих. В предлагаемой читателю книге каждый сможет не только прикоснуться к тайне жизни и подвига дивной вырицкой старицы, но и получить духовный опыт для продвижения по пути возрастания в вере, надежде и любви.

Старец Симеон Псково-Печерский говорил, что ее подвиг выше монашеского и ставил матушку на две ступени выше себя. Блаженная старица Наталия совершала при жизни и до сих пор совершает множество благодатных чудес. Наши старцы не раз подтверждали, что юродство – это высший и самый трудный подвиг во имя Христа.

Она несла подвиг, сравнимый с подвигом прп. Марии Египетской, и нет сомнения, что она будет прославлена во святых.

Митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

А. ТРОФИМОВ — АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ КНИГИ О СТАРИЦЕ НАТИЛИИ ВЫРИЦКОЙ

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,–
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…

(Ф. И. Тютчев)

В 1970-е годы я занимался сбором материалов для жизнеописания старца Серафима Вырицкого. Главным источником сведений о старце стал для меня протоиерей Василий Федосеевич Швец. Батюшка постоянно приезжал в Москву и приглашал меня в Каменный Конец, где он был настоятелем Никольского храма. После каждой из наших встреч в заветную папку ложились очередные воспоминания о старце Серафиме. Во время своих рассказов и проповедей отец Василий часто вспоминал и вырицкую старицу матушку Наталию, которая, по словам батюшки, стала преемницей старца Серафима в благословенной Вырице.

ВЫРИЦА. А. ТРОФИМОВ С НАСТОЯТЕЛЕМ КАЗАНСКОГО ХРАМА ОТЦОМ АЛЕКСИЕМ КОРОВИНЫМ. 1990-е гг.

В те годы мне приходилось часто бывать в Ленинграде, и каждый раз приходил я на могилку вырицкого старца, молился в Казанском храме. Там я познакомился с его настоятелем протоиереем Алексием Коровиным. Узнав, что я собираю сведения о старце Серафиме, отец Алексий поделился со мной собранными им материалами, разрешил скопировать письма с воспоминаниями о старце, присланные из разных концов нашей Отчизны. Драгоценным источником для жизнеописания стали воспоминания епископа Тихвинского, а затем Ульяновского Прокла (Хазова). Владыка много рассказывал о любимой им Вырице, о старце Серафиме, о других подвижниках, с которыми он встречался в разные годы, а также о своей жизни, о своих родных. Во время одной из наших встреч я спросил его, не знал ли он вырицкую старицу матушку Наталию? Ответом на вопрос стали воспоминания Владыки о матушке, которые по милости Божией удалось записать.

СТАРЕЦ ИЕРОСХИМОНАХ СЕРАФИМ ВЫРИЦКИЙ. М. 1999 г. ОБЛОЖКА КНИГИ

Все это шло в копилку сведений о великом подвижнике нашего времени, и мне так хотелось поделиться с близкими тем, что удалось собрать. Однако по тем временам напечатать это было невозможно, и первое машинописное издание жизнеописания стало распространяться в «самиздате». Но вот пришел 1991 год – распад Советского Союза, а вслед за этим Русская Православная Церковь обрела самостоятельность и могла свободно проповедовать. Появились первые православные книгоиздательства, и стало возможным публиковать то, что 15 лет писалось «в стол». Тогда начали печататься одна за другой книги на основе собранных за эти годы материалов. Среди них вышла в свет и книга о старце Серафиме Вырицком*. Владыка Прокл написал предисловие к первому изданию книги и благословил ее к печати.
* Трофимов А. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий. Изд. Братства святителя Алексия. М., 1996,1997, 1998, 1999, Киев, 2000; Почаев, 2001; Фессалоники, 2003 (на греческом языке); София, 2004 (на болгарском языке); М., 2004; Краматорск, 2005; М., 2008.

НАЧАЛО ГЛАВЫ О МАТУШКЕ НАТАЛЬЕ ГРЕЧЕСКОГО ПЕРЕВОДА КНИГИ А. ТРОФИМОВА О ПРП. СЕРАФИМЕ ВЫРИЦКОМ. ФЕССАЛОНИКИ. 2003 г. СТР. 127-151.

В книгу о старце Серафиме Вырицком я включил воспоминания о блаженной старице матушке Наталии. После того, как книгу перевели на греческий язык, прочитавший ее известный греческий богослов вдохновился на сбор сведений о блаженных, прославившихся в земле Эллады. В окрестности Фессалоник Мелиссохори, в монастыре Пантократора состоялась наша беседа о юродстве во Христе, как пути святости, и мой собеседник согласился с тем, что этот подвиг особенно распространен в Русской Церкви. Еще он сказал, что в наши дни этот подвиг вернулся в Грецию через Россию.

У меня и в мыслях не было, что когда-нибудь Господь удостоит меня заниматься составлением книги о матушке. Но, по словам русского поэта –

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется…

Книга о русском подвижнике последних времен, Серафиме Вырицком, помогла мне потрудиться ради прославления блаженной Наталии. Зимой 2013 года мне позвонил Митрополит Прокл и сказал:
– Тебе в ближайшие дни позвонят из Вырицы,– сделай то, что они попросят.

ОТЕЦ ГЕОРГИЙ СЛУЖИТ ПАНИХИДУ НА МОГИЛЕ МАТУШКИ НАТАЛИИ

В тот же день позвонил настоятель Казанского храма в Вырице протоиерей Георгий Преображенский и предложил составить книгу о старице Наталии Вырицкой. Отец Георгий кратко рассказал о событиях, связанных с обретением нетленных останков матушки и пригласил в Вырицу, чтобы собрать воспоминания о матушке ее духовных чад. Эта поездка состоялась в июле 2013 года, и ее итогом стала эта книга, предлагаемая вниманию читателей. Два года ушло на подготовку текста и сбор иллюстраций, и к началу 2015 года работа была закончена.

У ВЫРИЦКОГО КАЗАНСКОГО ХРАМА С ОТЦОМ МЕФОДИЕМ. ИЮЛЬ 2013 г.

Приношу благодарность настоятелю Вырицкого Казанского храма протоиерею Георгию Преображенскому, благословившему меня на этот труд, исполненный с любовью к почившей старице и позволивший прикоснуться к красоте поселка, которому поистине предназначено было стать «садом угодников Божиих»,– подвижников благочестия нашей Церкви. Эта книга не могла бы состояться, если бы не отзывчивость и доброта тех, кто помогал собирать материал для книги, обеспечил возможность работать в Вырице. Особую благодарность хочется выразить иеромонахам Кириллу и Мефодию (Зинковским), всем духовным чадам матушки Наталии, поделившимся своими воспоминаниями о старице. Хотелось бы поблагодарить за помощь в сборе материалов прихожанку Казанского храма А. Караваеву. Особая признательность составителя – редактору текста В. Ю. Никитиной и корректору В. Остапцеву.

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. О НАЗНАЧЕНИИ ЖЕНЩИНЫ

Женский вопрос в наши дни стал быть может одним из самых главных в судьбе нашей Отчизны и Русской Церкви. От того, смогут ли женщины России исполнить свое предназначение, зависит исход того, что совершается ныне на земле.

О назначение женщины сказано уже в первых главах Библии. Она – «матерь всех живущих» (Быт. 3, 20), для нее жить значит продолжать род, стать матерью, обновлять жизнь. Недаром имя праматери человечества – Ева – означает «Жизнь». И второе назначение жены – быть «помощницей» (Быт. 2, 18) своему мужу.

Первая Ева является праматерью всего человечества, а потому продолжает жить в своем потомстве. После грехопадения прародителей Господь дарует обетование о «семени жены», которое сотрет главу змея. Ветхозаветные праведницы – жены, матери, вдовицы, девы-невесты должны были через многие столетия сохранить, пронести и исполнить это обетование до рубежа Ветхого и Нового Заветов.

Путь, пройденный праведными женами Ветхого Завета – это явленная всему человечеству духовная лествица, вершиной которой стала Новая Ева – Пресвятая Дева Мария, Царица Небесная, Предстательница и Заступница за человеческий род перед Престолом Вседержителя. Тогда и смогла утвердиться на земле «Лествица Иакова» (Быт. 28, 12), по которой сошел на землю Спаситель мира.

Первые последовательницы Христа имели чистое сердце, сострадание, целомудрие, несли близким и всем окружающим людям удивительную сострадательную любовь. Именно женщины более всего способствовали распространению христианства в греко-римском мире. Фанатичный враг христианства Цельс даже называл христианство «религией женщин».

Господь знал женское сердце, знал, что оно полно любви, милосердия и постигает все святое, таинственное гораздо легче, чем мужское сердце. Женщины меньше рассуждают, но больше чувствуют и познают сердцем. Поэтому не случайно первыми узнали о Воскресении Господа жены-мироносицы, которым Воскресший Христос повелел: «Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, а там они увидят Меня» (Мф. 28, 10). В этих словах на все времена даровано женщинам новое назначение: благовествовать Воскресшего Господа. По пути, проложенному святыми женами-благовестницами апостольского времени, пошло множество христианок.

Через осмысление женских образов в Ветхом Завете открывается путь к вершине женской святости, который начинает праматерь человеческого рода Ева и завершает Новая Ева – Пресвятая Богородица. Эта лествица дает для всех живущих в новозаветные времена недосягаемый образец. Но благодаря ей каждый народ на пути к познанию Истинного Бога может воссоздать в духовной истории свою лествицу святых и праведных жен, исполнивших то, что предназначил Промысл Божий этому народу. Подобная лествица есть в каждом христианском народе, и как было бы радостно, если бы православные люди Греции, Сербии, Болгарии, Румынии собрали в отдельный месяцеслов и открыли всему христианскому миру имена своих родных и любимых святых и праведных жен.

Никогда древние мудрецы в Индии или в Китае, равно как и в Элладе, не произносили слова о женщине, подобные тем, что мы находим у Астерия, епископа Амасийского*: «Женщина – это как бы часть тебя самого, это помощь твоя, утешение твое в жизненных испытаниях. Она ухаживает за тобой в болезни. Она унимает твою боль. Она ангел-хранитель твоего очага; защитница твоих прав. Она страдает твоими страданиями, радуется твоими радостями. Она сохраняет твое богатство. Если же беден ты, она умеет правильно использовать даже самые скромные средства. Когда счастье тебе изменит, ты замыкаешься, падая духом. Твои ложные друзья исчезают, твои рабы покидают тебя. И только жена остается слугою мужа в его страданьях, оказывая уход, в котором ты нуждаешься. Она осушает твои слезы, перевязывает твои раны, если тебе нанесли их, и следует за тобою в темницу».
* Астерий, епископ Амасийский (жил около 400 г.)

***

Есть Лествица на Небо,
Которую прошли
Святые жены Русские,
Ступеньки вечные
Оставив нам
в наследие…

СВЯТЫЕ ЖЕНЫ РУСИ. М. 1994 г. ОБЛОЖКА

Об этой духовной лествице повествует книга «Святые жены Руси»*. Это не только сборник житий святых жен, это руководство к жизни, здесь собран и осмыслен тысячелетний опыт женской святости в Русской земле. После того, как ступени пройдены, они могут стать доступными каждой из женщин в нашем народе.
* А. Трофимов. «Святые жены Руси». М., 1994.

Вся история Русской Православной Церкви со времен ее основания раскрывает исключительную, благодатную роль, которую имели в ее судьбе святые женщины. Путь женской святости на Руси озарен сиянием славы Самой Пречистой Матери Господа.

Женская святость на Руси распространялась скорее вширь, чем ввысь. Она создавала ту среду благочестия и чистоты, благотворно укреплявшую семьи, из которых вышли наши подвижники. Образы таких матерей проходят через всю Русскую Церковную Историю. Упоминание о благочестивых родителях святых в житийной литературе, надо рассматривать не столько как традиционный агиографический прием, но за этими скудными информацией строками надо видеть глубоко исторически обоснованную реальность, без которой остались бы непонятными и необъяснимыми многие черты характера в обликах наших русских святых.

Удивительные и точные слова сказал о русской женщине известный немецкий философ Вальтер Шубарт (1897–1942), который был женат на русской эмигрантке, и потому знал о характере наших соотечественниц не понаслышке.

СВЯТЫЕ ЖЕНЫ РУСИ. М. 1994 г. БЛАГОСЛОВЕНИЕ АРХИМАНДРИТА КИРИЛЛА

«Разные народы дали разные образцы человеческих идеалов. У китайцев это мудрец, у индусов – аскет, у римлян – властитель, у англичан и испанцев – аристократ, у пруссаков – солдат, а Россия предстает идеалом своей женщины. Достоевский был прав, возлагая на нее большие надежды. Русская женщина самым привлекательным образом объединяет в себе преимущества своих западных сестер. С англичанкой она разделяет чувство женской свободы и самостоятельности, не превращаясь при этом в «синий чулок». С француженкой ее роднит духовная живость, без потуг сострить; она обладает тонким вкусом француженки, тем же чувством красоты и элегантности, не становясь жертвой тщеславного пристрастия к нарядам. Она обладает добродетелями немецкой домохозяйки, не сводя жизнь к кастрюлям; и она, как итальянка, обладает сильным чувством материнства, не огрубляя его до животной любви. К этим качествам добавляются еще грация и мягкость, свойственные только славянам.

Никакая другая женщина, по сравнению с русской, не может быть одновременно возлюбленной, матерью и спутницей жизни. Ни одна другая не сочетает столь искреннего стремления к образованию с заботой о практических делах, и ни одна так не открыта навстречу красоте искусства и религиозной истине.

Женщина – смертельный враг большевизма, и она его победит. В этом мировое предназначение русской женщины… У нас есть серьезные основания для надежды, что русский народ спасет именно русская женщина…»

***

Богом дарованы женщинам великие дары и доверены многие труды:
1) быть матерью, давать и хранить жизнь на земле;
2) быть помощницей своему мужу, хранительницей семьи;
3) благовествовать Евангелие и воспитывать новых граждан для Царства Небесного.

А теперь сами попытаемся ответить на вопрос, исполняют ли современные женщины России это предназначение? Миллионы убитых в материнской утробе младенцев вопиют к Богу. Россия ежегодно теряет людей больше, чем во время Великой Отечественной войны. Семья рушится на наших глазах. Мы узнаем из статистических сводок о брошенных детях и беспризорниках, число которых превышает сводки тяжелейших времен нашей истории. Если наши женщины не образумятся, то впереди нас ожидает только уничтожение страны, народа и всей русской культуры.

Плывет над Русью колокольный звон,
Гудит набат напевно и тревожно,
И снова к битве, как тогда – за Дон,–
Спешат бойцы, пока еще не поздно.
И над землей, венчая грозный век,
Уж слышен звук последней битвы.
Вставайте, жены русские, для всех
Надежда – ваши слезы и молитвы.

***

2. ЮРОДСТВО ВО ХРИСТЕ

Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить
мудрых; и немощное мира избрал Бог,
чтобы посрамить сильное; и незнатное мира
и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог,
чтобы упразднить значащее»
(1 Кор. 1, 27–28).

ПРЕПОДОБНЫЕ ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ МИХАИЛ КЛОПСКИЙ И ДИМИТРИЙ ПРИЛУЦКИЙ. ИКОНА
На определенном этапе человеческой истории руководством к действию стал девиз «свобода, равенство, братство». Со свободой и братством невозможно не согласиться, но вот равенства в мире быть не может. Духовный взгляд на мир утверждает, что мир иерархичен. В ангельском мире существует строгая иерархия – 9 чинов Сил Небесных: Ангелы, Архангелы, Начала, Силы, Власти, Господства, Престолы, Херувимы и Серафимы.

Соответственно и в святом человечестве есть иерархия – 9 чинов святости: праотцы, пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, блаженные или Христа ради юродивые, праведники, благоверные князья и цари. Святые отцы говорят о том, что существует соответствие чинов ангельской и человеческой иерархии, но определяют эти соответствия по-разному.

Итак, в христианстве есть особый чин святости – Христа ради юродивых. Этот чин утвердился еще у греков, но совершенно особое значение приобрел он на Руси. В заповедях блаженства Господь прославляет этот подвиг: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах; так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5, 11–12), потому и называли на Руси Христа ради юродивых «блаженными». В Евангельском понимании этого слова блаженный – это счастливый человек, а блаженство есть награда, которая дается Богом.

Эти слова Христа показывают вершину лествицы заповедей блаженств. А начинается она с заповеди о нищете духовной: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3). Именно с нее и начинает юродивый Христа ради, принимая на себя этот тягчайший подвиг, и проходит жизненный путь, восходя по лествице блаженств, пока не исполнит их до конца. Заповедей блаженства тоже девять, так как они являют собой новозаветную духовную лествицу восхождения души человека к Царству Небесному.

Не исполнив заповеди о нищете духовной, ни один человек не войдет в Царство Небесное. Но что означает эта заповедь? Нищий духом – это не бедный, у которого всё же имеется какое-то достояние, которое он часто готов защищать любыми способами. Нищий духом – это, во-первых, человек, который ничего своего не имеет; и, во-вторых, сознавая свою полную нищету, просит о подаянии, помощи у тех, кто имеет просимое. И вот блаженные исполняли эту первую заповедь блаженства, помогая осилить ее и своим соотечественникам.

Святой апостол Павел первым из христианских учителей истолковал понятие юродства: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых – сила Божия» (1 Кор. 1, 18). Истинный смысл юродства недоступен разумению «погибающих» – «мудрых по плоти». И далее апостол цитирует пророка Исаию: «Ибо написано: погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну» (1 Кор. 1, 19). Не случайно вспоминает апостол слова великого пророка, ибо библейские пророки и стали первыми юродивыми древности. Они постоянно «ругались миру», обличая его пороки и неправды, подвергаясь за это оскорблениям толпы и стоящих за ней «мудрых по плоти», то есть учителей богоизбранного народа – книжников и фарисеев. По их мнению, человек, подвергаемый унижениям и оскорблениям, побиваемый камнями, не достоин считаться мудрым и духовным учителем народа. Поэтому святой апостол Павел говорил: «А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23).

В смирении Христа и высочайшей Голгофской жертве вожди еврейского народа нашли лишь повод для осмеяния, глумления и высокомерного неприятия. На это апостол Павел отвечает: «Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1, 20–21).

Апостол говорит о том, с чем при жизни обязательно придется встретиться каждому, кто поистине служит Богу. «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1 Кор. 4, 10–13).

***

СВ. ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ. ИКОНА

Юродство во Христе – особый подвиг аскетизма. Слово «аскет» – производное от греческого ασχησιζ, означавшее на языке древних философов упражнение в добродетели и особенно в воспитании и укреплении своей воли. Юродство Христа ради – редкий, трудный и вместе с тем высокий христианский подвиг, на который Господь призывает особых избранников и избранниц, сильных телом и духом. Эти подвижники добровольно отказываются от того, что так ценится в мире – от человеческого разума, от плотского мудрования. Они отказываются и от житейских удобств. За свои слова и дела они подвергаются насмешкам и оскорблениям, поруганиям и даже истязаниям – и все это переносят с удивительной кротостью и терпением, с непостижимой для грешного человека радостью.

Их ум и сердце непрестанно предстоят Богу, они слышат голос Божий, как великие пророки древности. Отдавая свой ум Богу, они прозревают тайны сердец человеческих, предрекают будущее, врачуют недуги души и тела своим словом или простым прикосновением, они избавляют от немощей духовных своими вразумлениями и наставлениями.
Дар пророчества, прозрение очей духовных, понимание высшего смысла событий есть награда блаженным за всецелое предание себя в волю Божию и за отказ от земного, человеческого разума.

Велики дары истинных блаженных – это телесное и духовное врачевание, обличение по образу древних пророков, в том числе «людей могучих и сильных, но несправедливых и забывающих правду Божию». В самые древние времена явился этот идеал среди простых людей, ибо они видели в носителях его обличителей и пророков нового времени, когда пророков уже как будто бы не осталось на земле. Дух пророчества часто пребывает на юродивых Христа ради и люди очень хорошо видели это.

Юродство Христа ради, как особый вид подвижничества, возник в IV веке среди иноков Александрийской Церкви, выдержавших продолжительную и нелегкую духовную внутреннюю борьбу ради достижения совершенства в исполнении монашеских обетов, отречения от мира, послушания и целомудрия. Православная Церковь держится того мнения, что юродивый добровольно принимает на себя личину безумия, дабы скрыть от мира свое совершенство и таким способом избежать суетной мирской славы.

В IV веке в городе Констанции на острове Кипр жил епископ Нифонт, великий прозорливец и подвижник Церкви Православной. Как-то пришел к нему ученик и спросил:
– Отче святый, открой мне, есть ли еще на земле подвижники, подобные преподобному Антонию Великому, Илариону Великому, Павлу Неокесарийскому и другим многим, их же имена знает Един Господь?

Святой Нифонт ответил так:
– Сын мой, до скончания века не оскудеют святые, но в последние годы они скроются от людей, и будут угождать Богу в таком смиренномудрии, что в Царстве Небесном явятся выше первых чудесных отцов. Будет же им такая награда за то, что в те дни не будет пред их очами никого, кто бы творил чудеса, и люди сами от себя воспримут усердие и страх Божий в сердцах своих.

Мы можем видеть исполнение этих пророческих слов святителя на примере подвижников нашей земли.

Особенности устройства общественной жизни в нашей стране давали мало возможностей для обличения сильных мира сего, да и самих граждан – в их грехах и преступлениях. Дерзавшие на это редко заканчивали свой земной путь естественной смертью. У всех, знакомых с историей Руси и России, в памяти примеры принявших мученические венцы – святителя Филиппа, митрополита Московского, священномученика Патриарха Гермогена, в иные времена – архиепископа Арсения (Мациевича), сурово обличившего императрицу Екатерину II. И в ветхозаветном Израиле, несмотря на глубокое почитание пророков, мы видим, что многие из них были убиты за обличения безобразий и неустройств жизни богоизбранного народа. Слова премудрого царя: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя, обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (Притч. 9, 8) – справедливы во все времена.

СВЯТЫЕ БЛАЖЕННЫЕ ВАСИЛИЙ И ИОАНН МОСКОВСКИЕ. ИКОНА

Всеведущий Господь, воздвигал и в нашей земле пророков, обличавших мир в беззакониях и нарушениях Правды Божией – на Руси проповедниками воли Божией стали Христа ради юродивые. Только им была дарована возможность под видом безумия открыто обличать во грехах и пророчествовать о грядущих бедствиях Русской земли. Юродство во Христе ограждало блаженных от казни и мести за обличения, хотя им приходилось терпеть немало издевательств, побоев, гонений. Мир не любил и не любит своих обличителей. Но к словам их прислушивались. Многие видели, что нередко устами блаженных воистину «глаголет Господь», как некогда возвещал Он правду через ветхозаветных пророков. Не страшась гнева сильных мира сего, они говорили им правду в глаза, обличали людей несправедливых, жестоких, забывающих правду Божию, и в то же время радовали, утешали благочестивых, страждущих, обездоленных.

Юродивые не гнушались порочных членов общества, погибших в общественном мнении, и многих из таких отверженных возвращали на путь истины и добра. Почти все юродивые Православного Востока были монахами. На Руси блаженные встречались среди монахов, но гораздо чаще жили в миру, в самой гуще народа, истинными печальниками которого и были.

ПРП. МИХАИЛ КЛОПСКИЙ. 1670 г.

В тропаре юродивому мы поем: «Глас апостола Твоего Павла услышав глаголющ: мы юроди Христа ради, раб Твой Христе Боже – юрод бысть на земли». Юродивый добровольно принимает унижения и оскорбления для достижения смирения, кротости и любви даже к врагам и гонителям своим. Это борьба не на жизнь, а на смерть с грехами во всех их тайных и явных проявлениях, усилие распять плоть свою со страстями и похотями (Гал. 5, 24), покорить ее и всю свою жизнь духовному закону, всецело жить в Боге и для Бога. «Истинная ревность за веру, полное и бесповоротное решение идти за Христом, всегда и при всех порядках жизни разрешается в исповедничество или мученичество»*.
* Антоний, архиепископ Волынский. Сочинения. СПб.,1911, т. 3, с. 130.

Подвиг Христа ради юродивых и есть добровольное мученичество, постоянное умирание; каждый день, час, мгновение – жестокая брань против плоти, мира и диавола, изнурение тела, отсечение всякой нечистой мысли. Поэтому в службе блаженному Михаилу Клопскому сказано: «Мученицы бо вмале времени пострадавше: ты же всю жизнь твою мученически скончал еси». Этот подвиг невозможно понести без любви ко Кресту, научающей страдать и распинаться со Христом.

ПРП. ПРОКОПИЙ УСТЮЖСКИЙ ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВЫЙ. ИКОНА

Юродивые не раз предупреждали и избавляли сограждан от грозивших им бед, не раз отвращали возмездие от своих современников. Святой Прокопий Великоустюжский (XIII в.) своей молитвой спас Великий Устюг от страшной каменной грозы, ушедшей по его молитве от города и разразившейся на пустынном месте в 20 верстах от Устюга. Прошло семь столетий, но на этом месте ничего не растет. Такой могла быть участь города за грехи и неправды его жителей.

В XIV веке, когда Русь страдала от жестоких братоубийственных войн, в Великом Новгороде несли подвиг юродства блаженные Феодор и Николай. Один жил на Софийской стороне, другой – на Торговой. Один другого не пускал на свою сторону, дело доходило до драки – оба казались непримиримыми врагами, осмеивая этим вражду между разными концами Новгорода и между князьями на Руси. Как-то «спасаясь» от Феодора, который гнался за ним, Николай перебежал летом реку Волхов, «аки по суху» и бросал в своего противника кочанами капусты, за что и получил прозвище Николай Кочанов.

БЛАЖЕННЫЙ НИКОЛАЙ КОЧАНОВ ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВЫЙ. ИКОНА

«Человек Божий» – еще одно имя Христа ради юродивых на Руси. Народ верил, что они возглашают волю Божию, и даже могущественные правители терпеливо выслушивали дерзновенные слова блаженных. Общеизвестно смелое обличение царя Иоанна Грозного псковским юродивым Николаем Салосом, предложившим царю кусок сырого мяса. Когда царь отказался вкушать мясо, сославшись на Великий пост, Николай заявил: «Ты пьешь человеческую кровь!» Блаженный Василий Московский также обличал Иоанна Грозного. Московский Христа ради юродивый Иоанн всенародно обвинял Бориса Годунова за участие в убийстве царевича Димитрия.

Преподобный Паисий Величковский писал, что за странными, с точки зрения внешнего взгляда, поступками «юродивые скрывали чистое сердце, полное преданности Богу и самоотверженной любви к людям, что нередко и обнаруживалось у них делами, достойными самого высокого и просвещенного ума»*.
* Паисий Величковский. Крины сельные или цветы прекрасные… Одесса, 1910.

БЛАЖЕННЫЙ НИКОЛАЙ САЛОС ПСКОВСКИЙ ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВЫЙ. ИКОНА

Хочется также привести слова одного из современных православных подвижников о подвиге юродства Христа ради: «Юродивые – это страшные люди. Они обличают в тайных грехах. На самом деле – какой дар!.. Быть юродивой Христа ради – это выше монашества. Это такая любовь должна быть к Богу, и она ведь неотрывна от любви к людям. Это не только любовь к Богу, через эту любовь к Богу рождается и любовь к человеку. Юродивый особенно любит человека. Он обличает, он учит, он молится. Он может потушить пожар целого города, и только молитва юродивого тушила пожары. Какую они имели силу пред Богом – ходатайствовать за целые города! Какие они были удивительные пророки, предвозвещали несчастья государству и людям. Какое они имели дерзновение пред Богом за свое смирение и самоуничижение. Они презрели себя ради любви к Богу до ненависти к себе. Это особая форма смирения и любви. Есть они и живут сейчас в народе…»

БЛАЖЕННЫЕ ЖЕНЫ ДИВЕЕВСКИЕ ПЕЛАГИЯ ПАРАСКЕВА МАРИЯ. ИКОНА

После октябрьского переворота 1917 года, когда Церковь планомерно уничтожалась, когда запрещена была всякая проповедь, Господь даровал народу блаженных, чтобы обличать преступления новых властей. Юродивые Христа ради продолжали быть утешителями людей, страждущих под гнетом новых порядков. Мнимое сумасшествие отчасти ограждало их от немедленного расстрела, и они могли совершать не только молитвенный подвиг, но практически помогать людям – советом, утешением, исцелением болезней и другими благодатными дарами.

Сейчас еще не собраны и не изданы многие материалы о судьбах этих удивительных подвижников, столько сделавших для спасения духа народа, для сохранения в людях веры. Многие из духовных лиц, старцы и старицы принимали на себя в те годы подвиг юродства Христа ради. С установлением власти большевиков государство всерьез взялось за искоренение юродства. Как говаривала блаженная Мария Дивеевская, «хорошо было блажить при Николае, а поблажи-ка при советской власти».

БЛАЖЕННАЯ МАРИЯ ДИВЕЕВСКАЯ

Однако и при новой власти юродивые продолжали «блажить», обличая грехи людские. В жизнеописании блаженной Марии Тимофеевны Смирновой (из села Шуда, близ Ветлуги) написано, что ее не раз забирали в милицию. Во время очередного ареста она обмарала нечистотами стены комнаты, куда ее привели. На вопрос, зачем она эта сделала, блаженная ответила:
– Какая власть, такая и мазь.
Самое удивительное, что ее все-таки отпустили после этого на свободу…

У блаженных есть свой язык, понять который не просто. При составлении жизнеописания блаженной старицы схимонахини Ольги, множество случаев, описанных ее духовными чадами, были просто непонятны и потому не вошли в книгу. Но проходили годы, и выяснялось, что старица совершенно точно предсказывала будущую ситуацию или испытание, которое человек должен пережить. Например, как-то посреди зимы она воскликнула: «Христос Воскресе! Девочка родилась! Мария!». Услышавшая эти слова духовная дочь старицы рассказала, что лишь через много лет поняла это пророчество и восхитилась, насколько точно матушка его изобразила. Приехав к своей родственнице в Малоярославец, она узнала, что в ее семье в день празднования Пасхи родилась девочка, которую назвали Марией.

БЛАЖЕННАЯ ПАША САРОВСКАЯ У СВОЕЙ КЕЛИИ

Приведем также дневниковую запись иеромонаха Петра (Серегина; 1895–1992) – духовника блаженной матушки Екатерины (Е. В. Малков-Панина; 1889–1968), старицы Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря, хорошо поясняющую суть подвига: «Юродство Христа ради или умышленная глупость? – этот вопрос хорошо разъяснила мать Екатерина: «Умышленная глупость есть грех,– сказала она,– потому что человек не пользуется даром Божиим, закопав свой талант в землю, как ленивый раб». А о себе она сказала: «Я отказалась от своего разума, разумеется, для славы Божией, покорив Ему всю свою волю, принесла жизнь свою в дар Богу… А Бог дарует человеку благодатный дар высшего рассуждения и прозрения. Откровение же Божие получается через молитву». Одной из своих духовных дочерей мать Екатерина писала: «Когда я отдала свой ум Господу, – у меня сердце стало широким-широким…»».

БЛАЖЕННАЯ ПЕЛАГЕЯ ДИВЕЕВСКАЯ (ПЕЛАГЕЯ ИВАНОВНА СЕРЕБРЕННИКОВА) (1809-1884 гг.)

По слову преподобного Серафима Саровского, «истинных блаженных и Христа ради юродивых бывает мало», «на тысячу – один» и узнаются они «по необъяснимой на словах чистоте и святости взора, проникающего в сердце человека, по образу их жизни и, в особенности, по неподражаемой речи». Преподобный поручил сестер своей общины именно блаженным, которыми так прославилась Дивеевская обитель.

Известный киевский священник отец Андрей Ткачев, замечательный проповедник и писатель, используя аналогию с армейским воинством, так объяснял, кто такой Христа ради юродивый: «спецназ» воинства духовного,– как бы «особое подразделение» среди сонма других подвижников – мучеников, исповедников, преподобных, пустынников, затворников…

Настоящие блаженные всегда были истинными чадами Православной Церкви, имели глубокое смирение и преданность воле Божией, избегали славы человеческой. Странное поведение блаженных – это «война с духами злобы, являющимися смущать и соблазнять человечество и возбуждать вражду между людьми». И наоборот, главные черты лже-юродства – это гордость, сребролюбие…

2 комментария

Нажмите, чтобы оставить комментарий

  • Дорогой Александр Аршакович ! Испытываю чувство благодарности за то, что Вы так глубоко объясняете совершенно непонятный подвиг юродства. Спасибо Вам за то, что несёте читателям любовь к истории нашего Отечества, открывая новые страницы в ней.

  • Александр Аршакович.жду продолжения рассказов .спасибо за ваш труд.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

«Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.

Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат:
Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат».

(А. Ахматова)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

17 АПРЕЛЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СТАРЦА ПРОТОИЕРЕЯ ИОАННА ФЕДОРОВИЧА ГОРЕМЫКИНА (1869–1958)
ЦЕРКОВЬ СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЯ В КОЛОМЯГАХ
ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН ФЕДОРОВИЧ ГОРЕМЫКИН. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

16 АПРЕЛЯ — ДЕНЬ ПАМЯТИ АРХИЕПИСКОПА НИКОНА (ПЕТИНА)
nikonpetin16
АРХИЕПИСКОП НИКОН (АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ ПЕТИН; 1902–1956 гг.). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

12 АПРЕЛЯ – ДЕНЬ ПОБЕДЫ РУССКИХ ВОИНОВ КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО НАД НЕМЕЦКИМИ РЫЦАРЯМИ НА ЧУДСКОМ ОЗЕРЕ (ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ, 1242 ГОД)
ИКОНА СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО С ЧАСТИЦЕЙ ЕГО МОЩЕЙ - КЕЛЕЙНАЯ ИКОНА СВМЧ. СЕРАФИМА (ЧИЧАГОВА)
СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

10 АПРЕЛЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СТАРЦА АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВИЧА ГРОШЕВА
А. Ф. ГРОШЕВ
ПОСЛЕДНИЙ ХРАНИТЕЛЬ КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКОЙ ОБИТЕЛИ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

7 АПРЕЛЯ — БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ksp12
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

5 АПРЕЛЯ — ПАМЯТИ МОСКОВСКОЙ СТАРИЦЫ СХИМОНАХИНИ СЕВАСТИАНЫ (ОЛЬГИ ИОСИФОВНЫ ЛЕЩЕВОЙ)
СХИМОНАХИНЯ СЕВАСТИАНА
МОСКОВСКАЯ СТАРИЦА СХИМОНАХИНЯ СЕВАСТИАНА (ОЛЬГА ИОСИФОВНА ЛЕЩЕВА; 1878–1970)

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ
К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ.
ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦ АЛЕКСИЙ (СОЛОВЬЕВ)

Старец Алексий жил в Сергиевом Посаде, когда по указанию безбожной власти начали вскрывать мощи святых. Старец печалился об этом и много молился, недоумевая – почему Господь попускает совершаться такому злу? Однажды вечером, когда он совершал молитвенное правило, рядом с ним встал прп. Сергий Радонежский и сказал:
– Молись три дня и постись, и после этого я скажу тебе то, что
нужно.
В следующие два дня, когда отец Алексий молился, снова вставал с ним рядом прп. Сергий. Отец Алексий питался в эти дни одной просфорой. На третий день преподобный сказал:
– Когда подвергаются такому испытанию живые люди, то необходимо, чтобы этому подвергались и останки людей умерших. Я сам отдал тело свое, чтобы град мой во веки был цел.

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

27 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ АРШАКА АРУТЮНОВИЧА АРАКЕЛЯНА
МУЖ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ АРШАК АРУТЮНОВИЧ
АРШАК. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

СЧЕТЧИК