Жития святых

ОТРОК-СХИМНИК, ПРЕПОДОБНЫЙ БОГОЛЕП ЧЕРНОЯРСКИЙ, АСТРАХАНСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ

На Волге, в нижнем ее течении – там, где великая русская река уже набрала свою полную силу и величаво несет волны навстречу седому Каспию – в Астрахани, Царицыне и окрестных с ними землях, с давнего времени, (XVII век) православные люди поминают в молитвах имя загадочного отрока Боголепа из города Черного Яра, который, согласно преданию, в возрасте семи лет принял монашеский постриг и схиму. Вскоре после этого он почил и прославился многочисленными чудесами и случаями благодатной помощи людям.

История эта многим казалась невероятной, а сведения о самом отроке были отрывочны и недостаточны. Но церковный люд хранил веру в чудесную помощь преподобного черноярского отрока. В домах благочестивых христиан перед образами его не переставали гореть лампады, а на высокий волжский берег, к месту, где, как полагали, когда-то был похоронен святой Боголеп, стекались паломники, служились панихиды.

После 1917 года почитание отрока Боголепа ослабело, из святцев исчезло упоминание о дне памяти преподобного отрока (24 июля/6 августа, в один день с памятью святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба). И только старые богослужебные книги сохраняли его краткое жизнеописание и песнопения в его честь.

В последние годы стали известны новые подробности, касающиеся преподобного Боголепа. Найдены исторические свидетельства того, что в середине XVII века указываемые преданием сроки отрок Боголеп действительно жил в городе Черный Яр; подтвердились и основные события его жизни. Явлено немало новых чудес, описанных нашими современниками.
Пришло время всем православным узнать об удивительном русском святом, возродить почитание его славного имени.

***
Родился будущий святой отрок 2/15 мая 1647 года, в тот самый день, когда Церковью празднуется перенесение мощей благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Поэтому младенца и решили назвать Борисом.

Родители его жили в Москве и происходили из знатного дворянского рода Ушаковых. (В ходе последних исследований подтвердилось предположение о родстве семьи Якова Ушакова с другими Ушаковыми – старцем Феодором Санаксарским и прославленным адмиралом праведным воином Феодором Ушаковым.) Отца звали Яковом Лукичом, а мать – Екатериной. Сведений о раннем детстве Бориса почти не имеется. То, что известно, укладывается в общий житийный канон: семья боярина Якова была очень набожна, а сам мальчик – весьма тих и далек от ребячьих забав; с младенчества он проявлял различные свойства избранника Божия. В среду и пятницу не касался материнской груди, а когда слышал колокольный благовест, призывающий на богослужение, плакал и , беспокоился.

Борис долгое время оставался единственным ребенком в семье Ушаковых, наследником и утешением для родителей. На радость им мальчик рос и становился все более самостоятельным и смышленым. С годами любовь к церковным богослужениям и молитве в нем укреплялась. Дома Борис просил, чтобы рассказывали ему про святых. Нянька, убаюкивая его рассказом какого-нибудь жития, засыпала раньше ребенка. Проснувшись, бывало, находила его в красном углу молящимся на коленочках перед иконами. Иногда же Борис потихоньку исчезал из дому, и взрослые беспокоились и искали его, в конце концов мальчика находили в храме.

В 1651 году, когда Борису было всего четыре года, отца его, Якова Лукича Ушакова, царским указом назначили воеводой в далекие от Москвы земли, на самые южные рубежи Русского государства – в крепость Черный Яр, что стояла на берегу Волги между Астраханью и Царицыном. К новому месту воевода с семьею отправился из Казани по Волге с речным караваном. Было это весною 1651 года

Чем дальше на юг плыл корабль, тем безлюднее становились берега, меньше виднелось жилья. Спустя два месяца плавания путешественники приблизились к Черному Яру. Городок стоял на высоком правом берегу Волги, окруженный восьмью башнями и высоким дощатым забором. Против каждого угла крепости на четырех столбах высились караульни, с которых стрельцы далеко видели реку и степь.

Окрестности города казались унылыми. Из-за недостатка влаги и постоянной угрозы нападений степняков черноярские жители не решались приступать к земледелию. Внутри города располагалось некоторое число домов, большинство из которых были весьма неказисты на вид. Из всех зданий выделялся лишь деревянный храм Воскресения Христова с воеводскими палатами напротив.
Нелегко Ушаковым было привыкать к новому месту. В памяти оставалась многолюдная Москва с многочисленными большими и красивыми храмами и домами.
Вскоре жителей Черного Яра постигло несчастье: 25 июля 1652 года в городе начался пожар. С дома местного священника Пафнутия огонь перекинулся на дом воеводы и приказную избу,– и вскоре запылал весь город. Всего несколько часов бушевало пламя, но за эти часы весь Черный Яр выгорел без остатка. Местные жители, прихватив самый необходимый скарб, спешно покинули городские пределы, в смятении смотрели они на огонь, пожиравший их дома. Слышались плач, стоны, горестные восклицания. Борис, а ему было лишь пять лет от роду, не понимал всего происходящего. Но вид человеческого страдания оставил глубокий след в душе мальчика.

В том же 1652 году из Астрахани пришло повеление воеводы боярина князя Михаила Петровича Пронского строить крепость Черный Яр заново. На полверсты выше по берегу возводился новый город, вместе с ним была заложена и новая церковь. Усердием воеводы Ушакова она строилась больше прежней, о трех приделах: центральный – Воскресения Христова, а боковые – Казанской Божией Матери и святителя Николая. Воеводские палаты стояли, как прежде, напротив. Стройка шла споро, настроение жителей, как и всегда во времена общего поновления, было самое бодрое. Казалось, жизнь черноярцев налаживается, и все бедствия остались позади.

Однако всего через два года астраханскую землю постигла опасная эпидемия. Появилась болезнь, имевшая название «вредительная язва» (чума). От этой болезни слег и Борис Ушаков, которому в то время исполнилось семь лет. Язва коснулась его правой ноги, и мальчик стал сильно хромать, однако по-прежнему стремился бывать в церкви.

Постепенно родители и окружающие люди приметили, что во время службы мальчик как будто получает облегчение от недуга. Борис самостоятельно передвигался по храму, а временами, молясь, совсем забывал о болезни, и на лице его появлялось выражение неземной радости.

Однажды, молясь в церкви, Борис увидел Ангела в образе прекрасного юноши. Посланец держал нечто в руках и говорил: «Здесь дар Божий за твое терпение, прими его». Это было длинное одеяние, похожее на одеяние самого Ангела, на котором виднелось Распятие. Казалось, что Сам Распятый Христос простирал с него руки к Борису и говорил: «Иди скорее ко Мне, ты Мой!»

После этого болезнь отрока стала ослабевать, и, к великому утешению матери и отца, совершенно прошла. Однако Борис сильно переменился. Он стал будто разом взрослей и серьезней. Видение, пережитое им, было таким ярким и сильным, что ни на минуту не шло из головы мальчика. Земные радости теперь совсем не интересовали его. Душа его еще более устремилась к Богу: ибо один вид Ангела и одеяние с Распятием произвели в сердце ни с чем не сравнимые сладость и утешение. Отроку казалось, что он явил в болезни мало терпения, и поэтому Господь, вероятно, теперь медлит и ждет, не призывая его к Себе. Страдания, причиняемые болезнью, Борис вспоминал с благодарностью. Он искал, чтобы к нему снова пришло какое-нибудь испытание.

Спустя краткое время на губах отрока выросла язва, которую в народе называли «чечуй». Из-за опухоли по всему телу мальчика пошел сильный жар. В то же самое время неподалеку от воеводских палат увидели странника. Это был незнакомый монах. Подойдя, он просил передать воеводе, что принес благословение воеводскому дому и может помочь больному сыну. Воевода с радостью принял его и привел к постели Бориса.

Мальчик давно уже находился в беспамятстве, однако при приближении инока пришел в себя и с изумлением посмотрел на пришедшего. Незнакомец казался ему похожим на светоносного юношу-Ангела, который в видении принес ему удивительное одеяние. Не ветхие и запыленные с дороги ряску и мантию, но блистающие неземными цветами, благоухающие райскими ароматами одежды увидел мальчик на страннике. На груди его ослепительно сиял крест.

Инок был схимником. Долгое время он жил в своей келии в одиночестве, предаваясь молитве и размышлениям о Божественном, и вот однажды, совершая бдение, услыхал голос: «Оставь свою келию и иди в город Черный Яр. Там найдешь отрока Бориса и послужишь ему».

Старец был изумлен. Он не знал, как ему отыскать этот неведомый Черный Яр. Однако,послушный воле Божией, он быстро собрался и отправился в путь. Много дней провел он в скитаниях, пройдя много верст в поисках Черного Яра. Повстречавшись с Борисом, он ожидал, что Бог откроет ему, как поступить дальше.

С мольбой и надеждой смотрели на инока родители мальчика: Борис был их единственным наследником, продолжателем рода, и родители верили всем сердцем, что человек Божий принесет мальчику скорое исцеление. Но странник уже с первых минут видел, что мать и отец напрасно надеются на выздоровление: болезнь, которой Господь посетил Бориса, была смертельна.

Появление инока на некоторое время прибавило мальчику сил. Борис казался повеселевшим и бодрым, и только, но по мнению старших, был как бы сам не свой. Он много раз повторял, что давно уже ждет посланца от Господа, и вот пришел дивный Ангел (так почему-то он именовал оборванного и запыленного странника), который облечет его в сияющие ангельские одежды.
Услышав об этом, воевода не на шутку встревожился. Он почувствовал, что появление незнакомца сулит не выздоровление, а расставание с любимым сыном. Он принялся успокаивать мальчика, монаха же приказал гнать со двора и не пускать в дом. Тот с покорностью удалился, но не ушел далеко, ибо дело, за которым Господь призывал его в далекую Астраханскую землю, еще не было исполнено.

Схимник поселился неподалеку от Черного Яра, избрав для себя обиталищем песчаную яму посреди степи. Здесь он опять был один и мог беспрепятственно предаваться молитве и богомыслию. Пищу его составляла скудная степная растительность, а воду давала могучая Волга. Опасности обходили стороной жилище монаха. Хищные звери, подчиняясь духовной силе его, сторонились пещеры, а рыскавшие повсюду татары по ночам замечали над ней как бы огненный столб и опасались приблизиться.

Во дворе воеводы царила растерянность. Болезнь Бориса обострилась до крайности, и все лекари, которых нанимал воевода Яков Лукич, отказались от мальчика. Видя, что с каждым днем жизнь в сыне угасает, родители были в отчаянии. И только сам отрок оставался спокоен и светел. Теперь он открыто молил родителей, чтобы те благословили его принять монашеский постриг. Несмотря на мучительную болезнь, отрок показывал необычайное терпение и только не переставал тревожиться о своем постриге, желая, чтобы совершили его как можно скорее, ибо часы его земной жизни были уже сочтены. Как повествуется в летописи: «…той же отрок, аще в велицей бяше болезни в таковом возрасте, но обаче великодушно терпяще согревающу бо его сердце Духу Святому велиим вожделением, како бы отрещися мира сего и облещися во иночество».

Отец колебался. Будучи набожен и воспитав в благочестии сына, он верил, что Бог, по Своему милосердию, не предаст его дома на разорение. Не могло постичь родительское сердце, что надеждам его о Борисе суждено в полной мере исполниться не в земном житии, полном искушений и бед, а в небесной жизни, и что кратковременное страдание и кончина любимого сына вместо разорения принесут его дому радость и укрепление.

Без еды и питья, ночи и дни напролет Яков Лукич вместе с супругой Екатериной проводили в молитвах о сыне. Но положение день ото дня ухудшалось. От горя родители сильно переменились. Лихорадочные попытки помочь мальчику совсем истощили их душевные и телесные силы . Никаких увещаний со стороны не желали слушать несчастные мать и отец, и только, как за спасительную соломинку, хватались за любую надежду продлить жизнь любимца своего Бориса.
В один из дней отрок известил родителей, что его посетило видение: он исцелится, как только будет пострижен в монашество. Узнав это, отец и мать наконец согласились, чтобы их сын стал монахом. Но оставалось неясным, кто пострижет его? Монастырей поблизости, до самой Астрахани, еще не было, а странник-монах исчез без следа, лишь только по повелению воеводы его выгнали из городских стен.

На Ушаковых новой волной накатило отчаяние. Им казалось, что враг рода человеческого вертит ими и всячески насмехается над их бедой. Горько жалели они о том, что некогда неучтиво обошлись с пришлым старцем. – Чудилось, что после этого Небо совсем отвернулось от них и не могут они теперь ожидать для себя милости Божией. Отец и мать искренне каялись и обвиняли себя во всех самых тяжких грехах, прося со всей строгостью наказать их самих, но помиловать малолетнего сына, ничего не успевшего еще сделать дурного на свете.

В это время в ночной тишине раздался отчетливый стук. У ворот воеводского дома стоял тот же монах-странник. Как сумел он пройти, когда городские ворота закрыты, а ночная стража зорко следит за любым подозрительным человеком на улицах? Мать и отец приняли это чудесное появление странника как знак особого Промысла Божия о сыне и вручили себя целиком воле Всевышнего.

Борис встретил старца так, как будто в точности знал время его появления. Постриг должен был совершиться немедленно, и перед родителями встало новое затруднение: необходимо было где-то достать одеяние схимника. Посовещавшись между собою, Яков Лукич и Екатерина хотели уже было послать за портным, но тут старец развернул сверток, бывший у него на руках. В нем оказалось схимническое облачение, как раз по размеру ребенка. Это дивное чудо окончательно успокоило родителей Бориса. Теперь они убедились, что все прежние события не случайны. Бог, посылая им скорби и искушения, желал высшего счастья для их сына.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 НОЯБРЯ — СВЯТЫХ БЕССРЕБРЕНИКОВ И ЧУДОТВОРЦЕВ КОСМЫ И ДАМИАНА АССИЙСКИХ
ИКОНА СВВ. КОСМЫ И ДАМИАНА АССИЙСКИХ
АКАФИСТ СОБОРУ СВЯТЫХ ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

8 НОЯБРЯ — ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ МИРОТОЧИВОГО СОЛУНСКОГО
ИКОНА СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО
ФЕССАЛОНИКИ – ГРАД СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ МИРОТОЧИВОГО. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

4 НОЯБРЯ — ПРАЗДНОВАНИЕ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (В ПАМЯТЬ ИЗБАВЛЕНИЯ МОСКВЫ И РОССИИ ОТ ПОЛЯКОВ В 1612 Г.)
kazikona12
ЗАСТУПНИЦА УСЕРДНАЯ. ИКОНА КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ИЗ ВОЗНЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…
ЧУДОТВОРНАЯ ЖАДОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
ВОЗРОЖДЕНИЕ ЖАДОВСКОЙ ОБИТЕЛИ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

4 НОЯБРЯ — СЕМИ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ИКОНА. РОССИЯ. XVIIIв.
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 НОЯБРЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА СТАРЦА СХИАРХИДИАКОНА ИЛАРИОНА (ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА ДЗЮБАНИНА)ИЕРОДИАКОН ИГНАТИЙ (В СХИМЕ - ИЛАРИОН)
СТАРЕЦ СХИАРХИДИАКОН ИЛАРИОН (ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ ДЗЮБАНИН; 1924–2007). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 НОЯБРЯ — ПАМЯТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АЛЕКСАНДРА ЛЬВОВИЧА БОГОЯВЛЕНСКОГО (1879–1937 гг.)
ОЗЕРО ГРЯДЕЦКОЕ У СЕЛА ГРЯДЦЫ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ БОГОЯВЛЕНСКИЙ (1879–1937 гг. ). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

28 ОКТЯБРЯ — ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
br75
БИТВЫ РОССИИ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

«Природа является путем к Богу; она ведет к Нему, потому что вышла из Его творческих рук. Каждое дерево у дороги, каждый цветок в поле, каждый человек, встреченный нами на путях жизни, несет на себе отпечаток Создателя своего: удивительная красота и совершенство всего сущего и чудесно организованный порядок, всё соединяющий воедино, подтверждает на каждом шагу бытие Божие».

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

13 ИЮНЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК