«Но яко имущая державу непобедимую
от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:
радуйся, Невесто Неневестная»
Кондак Пресвятой Богородице
Православные христиане во все времена ощущали особую близость и любовь Божией Матери. «Во Успении мира не оставила еси, Богородице!» – поем мы в тропаре Успению Божией Матери. В житии блаженного Андрея, удостоившегося видения Покрова Божией Матери во Влахернской церкви Константинополя, говорится, что когда ангел водил блаженного по райским обителям, святой Андрей спросил его, почему не видит Той, Которую более всего желает увидеть. И ответил ему Ангел: «Ты хочешь видеть Царицу Небесных Сил? Ее здесь нет. Она сошла в многоскорбный мир помогать бедствующим и утешать печальных». Поэтому и воспевают до сего дня православные люди: «Радуйся, Обрадованная, во Успении Своем нас не оставляющая».
И русский народ всегда чувствовал любовь Божией Матери к себе и свою любовь к Божией Матери выражали особым почитанием Ее икон. Иконы сопровождали русского человека в течение всей жизни от рождения до самой кончины. Общественная и личная, семейная жизнь были неразрывно связаны с иконами, поручались их защите. И Матерь Божия отвечала на эту любовь. Многочисленными явлениями икон Своих Матерь Божия освятила нашу землю и указала на особое участие Свое в судьбе России. Свыше семисот чудотворных икон Божией Матери просияло в Русской земле – и это лишь те, о которых сохранились исторические свидетельства.
Издревле Русь именовалась «Домом Пресвятой Богородицы», и, как свидетельствует история, большинство важнейших событий в судьбе страны связаны с почитанием Пресвятой Богородицы, помощь и заступление которой во все века проявлялись через чудотворные Ее иконы. Память об этих чудесных событиях хранится в летописях истории Отечества нашего, увековечена в храмах, в живописи, в церковных песнопениях. Русь с момента Крещения своего стала Державой Божией Матери и Ее вселенским жребием. Об этом свидетельствует Священное Предание Православной Церкви, открывающее людям, что Божия Матерь имеет на земле особые жребии – места Ее преимущественного благодатного попечения.
Матерь Божия отдала Свою жизнь устроению Церкви Христовой. Она, как и Сын Ее, проходила города и веси, благословляя подвиг последователей Христа. После дня Сошествия Святаго Духа, апостолы, собравшиеся в Иерусалиме, бросили жребий, кому в какой край идти на проповедь. Божия Матерь пожелала участвовать в этом событии, и была призвана апостольским жребием к просвещению Иверской земли (Грузии). Однако Ангел Господень явился Ей и предрек, что Иверия станет жребием Ее впоследствии, а пока Промыслом Божиим Ей уготовано благовествовать на Святой Горе Афон. Сама Пречистая Дева возвестила жившим на Афоне о тайне воплощения Сына Своего. В IV веке Божия Матерь направила в Иверию святую равноапостольную Нину, с благодатной помощью Божией просветившую Светом Христовым первый Ее жребий.
В XI веке Матерь Божия основала Свой третий вселенский жребий – Киевскую Русь, ставшую после Крещения могучей христианской державой со святым князем Владимиром во главе. Русский народ был призван к созиданию единого государства, которое воплотило бы Евангельские заповеди и сохранило Православие, неся в мир истинное Богопознание и радость о Духе Святом. Таким государством стала Киевская Русь эпохи расцвета. Успешно выдержав внутренние и внешние испытания, совершив духовный выбор, Русь начала исполнение своих исторических задач. Задачи эти раскрывались в событиях русской истории.
Первым из таких событий стала жертва святых князей Бориса и Глеба. После кончины Владимира власть в Киеве захватил его племянник Святополк, решив устранить соперников – сыновей Владимира Бориса и Глеба. Он направил отряд для убийства Бориса. Великокняжеская дружина предложили Борису силой овладеть Киевским столом, но князь отказался, не желая рушить святость братских отношений. Дружина Бориса ушла к Святополку, сочтя поведение князя малодушным. Когда убийцы подошли к шатру князя, он молился о них по примеру первомученика архидиакона Стефана: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7, 60). Убийцы пронзили копьями Бориса. После этого злодеяния Святополк послал убийц к другому брату – Глебу. Оба убиенных князя были погребены в церкви святого Василия Великого в Вышгороде.
Всенародное почитание князей Бориса и Глеба началось прежде канонизации их как святых мучеников-страстотерпцев. Через подвиг святых князей образ кроткого, страдающего и всепрощающего Христа навсегда вошел в сердца русских людей, воспринявших истину духовной любви. Святые Борис и Глеб, ставшие в основании русской святости, до конца исполнили закон жертвенной любви и братства, отдав за него жизнь. Их пример раскрыл основу духовного подвига Руси – братолюбие.
По благословению и с благодатной помощью Пречистой была построена и освящена в Киеве Великая Лаврская Успенская церковь. Сама Божия Матерь призвала во Влахернский храм Константинополя зодчих-греков, вручила им мощи мучеников и повелела построить в Киеве церковь, вид которой показала им на воздухе, и даровала икону Успения – главную святыню храма. С того времени главные храмы сменяющих друг друга русских столиц освящались в честь Успения Божией Матери. Отсюда начала свое бытие, возросла и набрала силу Святая Русь. Ни в одном месте Русской земли нет столько мощей святых, как в Киеве – почти треть канонизированных до 2000 года святых Русской Православной Церкви почивают в пещерах Киево-Печерской Лавры. Так появилось на Руси первое великое братство во Христе, определившее путь Святой Руси.
Добавьте комментарий