50-й день после Пасхи (май-июнь)
Тропарь, глас8:
Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.
Кондак, глас 8:
Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва; и согласно славим Всесвятаго Духа.
В течение 10 дней после Вознесения Христа святые апостолы вместе с Божией Матерью, по завету Христа, пребывали в непрестанной молитве, готовясь к достойному принятию обещанного им Утешителя – Святаго Духа. «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24, 49).
И вот долгожданный день настал. «При наступлении дня Пятидесятницы, все они (апостолы) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
В Иерусалиме же находились иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами. Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение; ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киренее и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, Критяне и Аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и недоумевая, говорили друг другу: что это значит?» (Деян. 2, 1–12).
Тогда святой апостол Петр напомнил собравшимся пророчество пророка Иоиля: «Но это есть предреченное пророком Иоилем: «и будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать; и покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу…» (Деян. 2, 16–18).
Ветхозаветные пророки издревле пророчествовали об этом событии. В паремиях на праздник Пятидесятницы, кроме упомянутого святым апостолом Петром пророчества пророка Иоиля, читаются также пророчества из книги пророка Иезекииля, пророчества из книги «Числа», в которых говорится о сошествии Духа Божия на 70 избранников, которых избрал Моисей: «И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать» (Числ. 11, 25). В книге пророка Иезекииля говорится: «И было ко мне слово Господне:… и возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом» (Иезек. 36, 24–28).
В книге пророка Иезекииля есть еще одно место, в котором дан поразительный образ грядущего великого события, когда оживет Духом Святым весь род людской: «Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот, весьма много их на поверхности поля, и вот, они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне!» Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею» (Иезек. 37, 1–7). И снова услышал пророк голос Божий, и когда произнес слова пророчества, кости стали покрываться жилами и мускулами и обратились в трупы. И вновь услышал он голос Божий, и когда произнес последние слова, то жизнь и Дух Божий сошли на эти трупы и оживили их. И пророк уже не один в пустом поле, а поле было полно живых людей.
Поле с сухими костями – это образ всего падшего человечества, которое до пришествия в мир Спасителя было похоже на живой труп. Оно как будто жило, были в нем наука, искусство, философия, но не было главного – не было единения с Богом. Падшее человечество тянулось к Богу, жаждало вступить в общение со Своим Творцом. В разных народах жаждали люди открыть истину о Боге. Истинный Бог вездесущ, Он был, есть и будет, нет места, где бы Его не было. Как говорит пророк Давид: «Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря,– и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138, 8–10). Господь и здесь, и в Горнем мире, Он в душе каждого человека, и в каждой частице вещества. Потому и в ветхозаветные времена Он озаряет сердца пророков и открывает им тайны мира, тайну пришествия Христа Спасителя и сошествия Святаго Духа. Сошествие Святаго Духа означало явление особой силы Святаго Духа в мире. Дух Святый всегда был в мире. Он был и до Рождества Христова, и после него. Но в событии сошествия Святаго Духа явлена особая сила, та сила, которой Святой Дух не являл в Ветхом Завете!
Господь перед Вознесением Своим дал обетование ученикам: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14, 26). В день Пятидесятницы Он исполнил Свое обещание, послав ученикам-апостолам, а через них и всему человечеству, всем верующим в Него Духа Святаго. И даровал Господь Своим апостолам великую власть, которую никто не имел до этого – ни Ангелы, ни люди. Он сказал: «Примите Духа Святого; кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22–23). По закону полагалось приносить жертву за грех, но это не очищало человека, а лишь напоминало ему, чтобы он не грешил больше, чтобы вновь не быть наказанным за грех. Господь же после сошествия Духа Святаго на апостолов, даровал им, а через них и пастырям Церкви, право прощать грехи. Это величайшее событие в деле спасения и очищения человечества, в деле восстановления союза человека с Богом и богообщения.
В этот день великая сила была низведена на землю – сила, преображающая и изменяющая мир. Она сделала из человека «новую тварь». Мы видим это преображение на примере апостолов. До Сошествия Святаго Духа их вера была недостаточно крепкой, они сами просили Христа: «Умножь в нас веру» (Лк. 17, 5). И Господь укорял их в том, что они маловеры: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лк. 24, 25). Апостолы разделяли мнение иудейского народа, что Спаситель – Мессия воцарится как земной царь. В последние дни земной жизни Спасителя, во время Его страданий и Распятия, апостолы проявили малодушный страх; они все, кроме святого апостола Иоанна Богослова, разбежались. После Воскресения Христова, когда они собирались, то запирали двери: «страха ради иудейска».
Но если мы посмотрим на апостолов после Сошествия Святаго Духа, то увидим, что они стали преображенными, вера их стала твердой и несокрушимой, они познали тайны Горнего мира, и не только сами имели веру, но силой своего слова обращали в веру множество людей, безбоязненно проповедовали Христа, не боясь ни преследований, ни гонений, ни даже самой смерти, как говорит о том апостол Павел: «Для меня жизнь Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1, 21). И мы знаем, что все апостолы, кроме святого апостола Иоанна Богослова, умерли мученической смертью, пройдя вслед за Божественным своим Учителем путь страданий и жертвы. Апостолы совершенно освободились от человеческого страха, они не искали земной славы. Единственное, чего они хотели – исполнить волю Божию, исполнить то дело, которое Он им поручил. Они исполнились великой власти над стихиями и природой – над материей. Даже одежда святых апостолов Петра и Павла имела силу исцеления.
Апостолов преобразила сила Всесвятаго Духа, и в день Сошествия Своего Он явил освободительную, преобразующую силу, делающую человека новою тварью. Осененные этой силой, апостолы просветились благодатью и окончательно уразумели искупительное значение явление в мир Христа, уверовали в Него как Спасителя мира. С этого момента главным делом их жизни стало благовестие – проповедь Евангелия «всей твари» (Мк. 16,15). Их слово стало делом – для того они и получили благодать Святаго Духа с дарами языков, мудрости благовестия, пророчеств и чудотворений. В первый же день после чуда Сошествия Святаго Духа, после проповеди святого апостола Петра, крестилось около трех тысяч собравшихся. Так началась земная жизнь Церкви Христовой. Именно в этот день утверждается собственно вселенское, соборное начало Вселенской Соборной Апостольской Церкви Христовой, которая призвана объять собой и освятить весь мир. Начиная со дня Пятидесятницы просвещенное светом Евангелия человечество стало исповедовать веру «едиными усты и единем сердцем».
В Евангелии от Иоанна говорится: «Кто верует в Меня, у того… из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 38). Живая вода – благодать Духа Святаго, изливающаяся на каждого верующего во Христа, со дня Сошествия Святаго Духа. В этот день было обретено величайшее духовное богатство Святой Церкви – ее благодатная сила. Эта сила дана не только апостолам, не только подвижникам, но и каждому христианину – в таинствах крещения и миропомазания. При совершении таинства миропомазания священник произносит слова: «Печать Духа Святаго» – и в это время человек получает преобразующую его благодать и силу.
Человек может своей волей, усилиями и стараниями исправить внешнее поведение, изменить манеры, научиться быть сдержанным. Но своей силой человек не способен преобразить сердце, душу, чтобы внутренне победить страсти, победить гнездящийся грех: чтобы преобразить душу и сердце, нужна благодать Всесвятаго Духа. Земная жизнь и дается человеку для того, чтобы помощью Духа Святаго стать чадом Божиим. И Святая Церковь является средой, где человек может научиться этому: богослужения, таинства, молитвенное предстательство святых и праведников исцеляют и преобразуют человеческую природу.
Апостол Павел говорит: «Если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8, 9), то есть тот и не христианин. И если человек не имеет этой благодати, то должен ее получить. Об этом поведал миру великий святой, преп. Серафим Саровский, указывая на то, что цель жизни христианина – «стяжание Духа Святаго». Ибо, хотя в святом Крещении человек и получает благодатную силу Святаго Духа, но сила эта не действует механически, без участия человека. Лишь когда человек трудится духовно ради этого стяжания, ради преображения себя, тогда Дух Святой придет и вселится в него. Как говорит святой апостол Павел: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос» (Еф. 5, 14).
Праздник Сошествия Святаго Духа мы называем Днем Святой Троицы, ибо в этот день ощутимо для каждого верующего участвуют в деле спасения человечества Отец Небесный, пославший Сына; Сын Божий Единородный, сошедший на землю, воплотившийся, пострадавший и искупивший род человеческий; и Утешитель, Дух Святый, осияваюший Своей благодатью всех, кто становится достоин восприятия этой благодати. В этот день истина о Триединстве Бога и участие Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человечества достигли совершенной ясности и полноты.
Бог есть Троица. Эта истина не может быть выделена из каких-либо принципов и объяснена какими-либо причинами, ибо нет ни начала, ни причины, предшествующих Троице.
Свт. Григорий Богослов пишет: «Три – это наименование соединяет то, что соединено по естеству и не дозволяет, чтобы с распадением числа разрушалось неразрушимое». Речь идет не о материальном числе, которое служит для счета. Троица, Тройственное число не является в данном случае количеством, оно обозначает неизреченный порядок, Богом установленный. Пресвятая Троица – это Божественная полнота, открытая миру. В этом заключена тайна числа три. Три есть число жизни и не случайно в книге Бытия написано, что именно в третий день возникает первая форма жизни на земле – растения.
Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что воспоминаемое событие Сошествия Святаго Духа на апостолов совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который праздновался на 50-й день после Пасхи.
Праздник ветхозаветной Пятидесятницы или праздник жатвы был как бы дополнением Пасхи. Пятидесятница праздновалась только один день, через 50 дней после 16 нисана, т.е. в конце мая. Промежуток между этими праздниками был порой жатвы, и в день Пятидесятницы приносились в жертву первые хлебы из новособранных плодов. С этим празднованием соединялось и воспоминание о даровании Синайского закона, совершившегося через 50 дней после бегства евреев из Египта (по переходе через Чермное море).
С древнейших времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и дома ветвями деревьев, растениями и цветами. Этот обычай соблюдался еще в ветхозаветной Церкви в праздник Пятидесятницы. Очевидно, так же была украшена и Сионская горница, где Дух Святой сошел на апостолов. По примеру апостолов и все православные христиане украшают в этот день храмы и дома свои зелеными ветвями и цветами. Украшение зелеными ветвями храмов и домов напоминает и священную дубраву Мамврийскую, где патриарх Авраам удостоился принять Святую Троицу под видом трех странников. Деревья и цветы обновленной природы, находящейся в самом расцвете своего творческого действия, указывают в этот день Божественной благодати на таинственное обновление душ человеческих силою Святаго Духа, служат призывом к духовному обновлению всей нашем жизни.
В праздничной вечерне читаются три коленопреклоненные молитвы. Первая молитва обращена к Богу Отцу, в ней испрашиваются оставление грехов и благодатная помощь всем верным. Вторая молитва обращена к Сыну Божию. В ней Святая Церковь просит Его послать нам Духа Святого как Руководителя к святой и праведной жизни. Третья молитва обращена также к Сыну Божию. Она носит по преимуществу заупокойный характер. Вместе с тем мы молимся в ней и о живых членах Церкви и испрашиваем им непостыдной кончины и неукоризненного ответа на Страшном Суде Христовом.
***
Праздник в честь великого события Сошествия Святаго Духа установлен апостолами. После дня Сошествия Святаго Духа они начали ежегодно праздновать день Пятидесятницы и заповедали вспоминать его всем христианам. Святой Апостол Павел «поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме» (Деян. 20, 16). И в послании к Коринфянам он пишет: «В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы» (Кор. 16, 8). В Апостольских постановлениях также заповедано праздновать Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь послал дар Святаго Духа».
В понедельник после дня Пятидесятницы (всегда приходящегося на воскресенье), совершается празднование в честь Всесвятаго Животворящего Духа. Это отдельное богослужение и прославление Святаго Духа совершается «чести ради Всесвятаго Духа». Богослужение этого дня почти полностью повторяют песнопения Троицына дня. На повечерии поется канон Святому Духу – Утешителю.
В день Сошествия Святаго Духа утвердилось единство всего мироздания в Церкви Христовой. В этот день, по словам праздничного канона, служители Христа принимают «всецелую благодать Духа». В ранних иконописных изображениях события Пятидесятницы особенно подчеркивается вселенское единство. В центре апостольского собора изображается Божия Матерь как глава его; здесь показывается Ее главное участие в принятии даров Духа Святаго и Ее главное значение в Церкви. Изображение небесной сферы, цветов и деревьев, которые являются символами рая, указывает на всемирный, космический характер происходящего. Часто в нижней части композиций, на черном фоне, в царских одеждах изображалась фигура, олицетворяющая Космос – единство всех стихии мира; она олицетворяла весь мир, принимающий откровение Христово и входящий во Вселенскую Церковь, которая являете собою полноту единства человечества и всего проявленного мира. Но этот мир преображен благодатью Духа Святаго, отсюда царственность облика, золотой нимб и место в центре нижней части композиции. Это – основание, на котором стоит мир человеческий.
«Делом, якоже древле учеников обещал еси, Утешителя Духа пославый, Христе, возсиял еси миру Свет, Человеколюбче» (Празд. Минея).
Идея освящения всего мира Духом Святым, преображения, всего сотворенного Космоса Умным Светом, озарения его огнем Святаго Духа, в богослужении празднику Пятидесятницы выражено с особой силой «Духа и источник пришед на землю, во огненныя реки разделялся мысленно, апостолы, орошаше, просвещая: и бысть им облак орошаяй огнь, просвешаяй их, и одеяяй пламень, имиже мы прияхом благодать, огнем же и водою. Свет прииде Утешитель и мир просвети».
Господь основал в день Пятидесятницы Церковь на земле, чтобы человеческая душа, преображенная благодатью, стала дивно-прекрасным храмом Божества во веки.
***
Празднование Дня Святой Троицы приходится на май или июнь. И в жизни природы празднование Святой Троицы приходится на время, когда дни становятся самыми длинными, а ночь – самой короткой. Это символизирует победу света, наступление «лета Господня благоприятного».
По ветхозаветному и церковному календарю это соответственно 9-й и 10-и месяц. Духовный смысл числа 9 мы уже рассматривали. Десятый месяц – это символ завершенности, полноты, чем и явилось обетование сошествия Святаго Духа для ветхозаветного человечества. Сошествие Святаго Духа на апостолов произошло на 10-й день после Вознесения, то есть снова видим мы знак завершенности. И в самом дне празднования Пятидесятницы – 50-м после Пасхи – присутствует число десять: 50х10, т.е. 5 – число человеческое в полноте завершенности (10) и для всего человечества. Это и символ восстановления человека, приобщения его к Божественной жизни, которое стало возможным после Святой Пасхи.
По новозаветному календарю это 5-й или 6-й месяц. Пятый, ибо для человечества, для его спасения и возвращения в обители Отца Небесного совершилось это событие. Шестой – исполнение Божественного закона не только на небе, но и на Земле, символ восстановления образа и подобия Божия в человеке, «подобным бо подобное призвав»,– по словам акафиста Пресвятой Богородице.
Дыханием нужным законоогненно подает
Христос Божественнаго Духа апостолом.
Излияся в великом дни дух рыбарем.
(Стихи синаксаря в неделю Пятидесятницы).
Добавьте комментарий