О жизни и трудах прп. Макария нам известно очень немногое. Родился святой в середине XIV века; по преданию, родиной его было село Данилово на реке Письме (левом притоке реки Костромы), а сам он по происхождению принадлежал к роду бояр Писемских. Еще в молодости отказавшись от всех преимуществ сословного положения, святой ушел в обитель прп. Сергия Радонежского, где и был пострижен в монашество с именем Макарий – в честь преподобного Макария Египетского. По благословению игумена земли Русской прп. Макарий, пройдя суровую школу иноческих трудов и подвигов, вернулся на свою родину – в Галичское княжество. Здесь он поставил келью и небольшую часовню на берегу Письмы (это место находится примерно в километре от возникшего позднее монастыря и впоследствии именовалось «старая пустыня преподобного Макария»). К жившему в уединении подвижнику впоследствии пришел другой ученик аввы Сергия, прп. Павел Обнорский. В совместных трудах и молитвах святые провели около двадцати лет; около 1389 года преподобный Павел оставил Письму и ушел на реку Обнору – правый приток Костромы.
Со временем близ кельи преподобного Макария стали поселяться ученики, ищущие духовного руководства святого старца. Собравшаяся община нуждалась в собственном храме, и прп. Макарий с братией, оставив «старую пустынь», перешел выше по течению реки Письмы; здесь на возвышенности над изгибом реки был воздвигнут храм во имя Преображения Господня (вероятно, это произошло в конце 90-х годов XIV века). Рядом с храмом строились монашеские кельи и хозяйственные постройки; так на Письме возникла иноческая обитель, в 2000 году от Рождества Христова торжественно отметившая свое 600-летие.
Точная дата кончины преподобного Макария неизвестна – скорее всего, он преставился ко Господу в конце первой четверти XV столетия. Место погребения святого (в Преображенском храме монастыря) на протяжении веков привлекало к себе многочисленных паломников. Ныне в Макариево-Писемском монастыре, возрожденном в качестве женской обители, каждый из паломников может благоговейно поклониться святым мощам преподобного Макария в восстановленном трудами настоятельницы монастыря игумении Ангелины (Травиной) Макариевском храме.
***
Ко дню памяти преподобного Макария представляем вниманию читателей воспоминания О. Н. Вышеславцевой (инокини Марии; 1898–1995) о поездке в разоренную Макариеву пустынь в далекие 1970-е годы.
(Из книги А. Трофимова «Три судьбы» М., Православный Паломник, 2008).
СВЯТЫНЯ ПОД СПУДОМ
В 1970-м году меня пригласила отдохнуть одна священническая семья к себе на приход, который находился у города Буя в Костромской области. Часов в семь утра я уже села в автобус, идущий в ту деревеньку, где служил этот священник. Взглянув в окно автобуса в одном месте, я увидела в низине целый цыганский табор. К девяти часам добралась до места.
Меня встретил батюшка с двумя очаровательными малышами. Мы вышли на дорогу, по которой надо было пройти полкилометра. Впереди видны были две церкви, к которым мы и направлялись. Дом священника около погоста, там он жил с семьей. Мне отвели комнату, окна которой смотрели на погост. Справа от погоста стояли высокие деревья и скамейка, на которой я любила посидеть и полюбоваться открывающейся панорамой: огромные поля, вдали лес, много куполов храмов в недействующих окрестных монастырях.
В первый день приезда я отдыхала. Время прошло в беседах с батюшкой и матушкой. Стояла прекрасная погода.
На следующее утро, рано поднявшись, я решила познакомиться со всем окружающим, и, прежде всего, отправилась на погост. Там две церкви. Одна каменная, зимняя, с высокой колокольней. На ней жила масса грачей. Храм был памятником архитектуры и никогда не закрывался. Служили там только по воскресеньям и праздничным дням. Неподалеку шагах в 20-ти от каменного храма стояла деревянная церковь, крытая лемехом. На закате солнце золотило его. На могилы приятно было посмотреть – такие все опрятные, ухоженные. Там-то я увидела, что погост на горе, а внизу блестит речка Письма. Здесь, по преданию, подвизался преподобный Макарий, потому и местечко называется: «Макарьево на Письме». Так написано и на остановке автобуса. Около ограды погоста стоял домик, где жили две женщины. Одна из них, монахиня, убирала в храме, другая следила за порядком на кладбище. Походив между могилами, я пошла к деревянному храму, который меня притягивал. Тронув скобу, легко открыла дверь. В храме полное разорение. Иконостас без икон, все запущено. Воздух там, правда, удивительный: напоен ароматом прогретого дерева. Присмотревшись, я заметила слева спуск. Двери уже не было, но уцелели ступеньки, ведущие куда-то вниз. Я решила туда спуститься. Лестница подо мной скрипела и шаталась. Откуда-то проникал свет, освещая земляной пол.
Лестница до пола не доставала. Я спрыгнула и очутилась в продолговатом помещении с двумя окнами на уровне земли. На окнах чугунные решетки. Была там и дверь, около которой стояли метлы, лопаты. Впереди стояло что-то, напоминающее столик для совершения треб, но без крышки, одни стенки уцелели. Когда я заглянула туда, то увидела квадратную дыру, где на глубине примерно 2,5 метра видна была часть погребальной колоды (гроба). Впечатление разрытой могилы, которую до конца не стали освобождать. Когда-то здесь был дощатый пол, но доски сняли. Я замерла от удивления. Первая мысль: кто здесь покоился? За кого помолиться? Зачем хотели побеспокоить покойника? Одновременно я почувствовала, как волной покой, умиротворение, особая тишина нисходили на душу.
Сколько времени я там пробыла, не знаю, только стала чувствовать холод. Надо было возвращаться. Подойдя к лестнице, поняла, что подняться по ней не смогу, она не доставала до пола. Подошла к двери и поняла, что открыть ее не смогу, она заперта снаружи. Неожиданно услышала разговор женщин, стала стучать. В ответ на испуганный вопрос: кто там? назвала себя. Щелкнул замок, открыли дверь. Я увидела двух женщин, которые в изумленном испуге спрашивали: как могла я сюда попасть. Когда я им объяснила, то сторожиха сказала: «Как же Вы здесь шею не сломали?» Другая, крестясь, добавила: «Это преподобный Макарий помог, ведь лестница висела на одной петле». Я их успокаивала, греясь на теплом воздухе. Завтракать я пошла в дом священника. Рассказала ему о знакомстве с храмом, спросила про разрытую могилу. Отвечать на мои вопросы он не стал, сказав только, что туда ходить нельзя.
В ближайшие дни познакомилась я со старушкой 82-х лет. Звали ее Лидией Ивановной. Жила она в пяти километрах от погоста. Под праздники, несмотря ни на какую погоду, она приходила в храм. Батюшка с матушкой предоставляли ей ночлег. Это была глубоко верующая местная крестьянка. Овдовела она в 20-х годах. После смерти единственного сына она посвятила себя служению ближним. Хорошо зная ткацкое дело, работала до глубокой старости за станком. Когда не могла работать, помогала всем, собирая лекарственные травы. К ней тянулись люди за советом и утешением. Говорила она не много, но каждое ее слово было крепким и основательным. Все ее советы держались на Евангелии. С ней мы говорили о молитве Иисусовой, которая у нее была непрестанной. От нее-то я и узнала, как разгромили могилу и вообще о преподобном Макарии Писемском.
Жил Макарий один. Как-то, духом провидя желание преподобного Павла Обнорского встретиться с ним, вышел к нему. На этом месте позднее был вырыт колодец, который почитался местным населением. Деревянная церковь была построена над могилой преподобного Макария. Каменную построили позже, в XVIII веке. В память преподобного Макария устраивались крестные ходы, которые народ любил.
В 20-х годах деревянную церковь передали по зернохранилище, а каменную велели закрыть. Чтобы помешать народу и отлучить от храма, распорядились снять крест с церкви, вынести иконы, разорить почитаемую могилу преподобного Макария. Долго не было желающих разрывать могилу. Нашли, наконец, двух смельчаков, которые взялись копать. Один, покопав немного, наотрез отказался, а другой… внезапно там умер. Зерно в храме пропало, его пришлось выбросить. Больше никто не брался ничего делать в храме, бросили все и взяли со священника подписку, что он никого не будет допускать к могиле.
В каменном храме устроили надгробие с изображением преподобного Макария. Оно было около стены, с которой на приходящих смотрел преподобный Павел Обнорский. Кланялись преподобному Макарию, кланялись одновременно и преподобному Павлу.
Как-то я сказала батюшке, что надо бы как-то закрыть могилу преподобного Макария. Он повторил только, что ходить туда запрещено.
Обычно утром, поднявшись ранее хозяев, я ходила к деревянному храму и около окошек, в которые падал свет на могилу преподобного Макария, читала утренние молитвы. Там особый мир и покой окутывал душу. Однажды я обратила внимание на яркое голубое пятно там, где была могила. Приглядевшись, поняла, что кто-то атласное голубое покрывало расстелил на могиле. Удивилась: неужели батюшка, все-таки, решил как-то ее украсить? Сторожиха на мой вопрос сказала, что приезжали цыгане, они и положили покрывало на могилу в знак благодарности. Что-то у них, видно было такое, что заставило искать помощи преподобного Макария и получить ее. Замков для них, разумеется, не существует. Открыли без труда дверь, прихватив замок себе. Теперь другой доставать надо.
Да, много еще на нашей земле мест, где были святые. Удивительно, что после всего, что мы пережили, память о них жива в народе. И как больно видеть равнодушие там, где, казалось бы, в первую очередь надо было позаботиться о сохранении памяти святых земли нашей. Не пора ли вспомнить об этом уголке и привести в порядок могилу преподобного Макария?
Добавьте комментарий