Жития святых Книги

РЕВЕККА. ГЛАВА ИЗ КНИГИ «МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ»

Предлагаем вниманию читателей очередную главу из книги
Александра Трофимова
«МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ.
СВЯТЫЕ И ПРАВЕДНЫЕ ЖЕНЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА»,
посвященную праматери Израиля Ревекке – супруге ветхозаветного патриарха Исаака.
Тех, кому интересна эта тема, просим оказать материальную помощь для издания этой книги, которую давно ожидают наши православные и не только православные женщины…

***

Глава 3
РЕВЕККА

ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ ПАТРИАРХ ИСААК. ПРОРИСЬ С ИКОНЫ XVII в.
ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ ПАТРИАРХ ИСААК. ПРОРИСЬ С ИКОНЫ XVII в.

Ревекка, вторая из жен библейских патриархов, была дочерью Вафуила и внучкой Нахора, брата Авраама. Эта часть семьи осталась в Паддан-Араме (северная Сирия), когда Авраам переселился в землю Ханаанскую со своей женой Сарой и племянником Лотом.

Три года прошло со времени смерти Сарры, а Исаак все еще плакал по своей матери*. Беспокойство сжимало сердце престарелого Авраама: нужно было, чтобы место, оставленное пустым Саррою, заняла девица, которую бы Авраам мог называть своей дочерью, а Исаак своей женой. Господь сказал Аврааму: «Я произведу от тебя великий народ… и благословятся в тебе все племена земные» (Быт 12, 2, 3), поэтому он хотел еще при жизни своей увидеть начало исполнения обетования. Но для этого необходимо, чтобы будущая супруга его сына была достойна занять место Сарры, чтобы она вполне заменила хозяйку и мать того домашнего святилища, где все еще благоухало добродетелями покойной.
* Со времени смерти Сарры до женитьбы Исаака прошло три года. Сарре было девяносто лет, когда она родила Исаака, а умерла она ста двадцати семи лет. Исаак женился в возрасте сорока лет (Быт 25, 20). Следовательно, Исааку в год смерти Сарры было 37 лет.

ПРАОТЕЦ ИСААК. ИКОНА. КОСТРОМА. XVII в.
ПРАОТЕЦ ИСААК. ИКОНА. КОСТРОМА. XVII в.

Он зовет из Дамаска Елиезера, своего старого слугу и верного друга. Во имя Господа, Бога неба и земли, он берет с него клятву не передавать патриаршего шатра какой-нибудь из дочерей хананеев, в которых распространенный тогда в Ханаанской земле особенный род идолопоклонства* развивал распущенность нравов; заставляет его поклясться избрать Исааку спутницу жизни в колыбели его племени, между его родными, в Месопотамии.
* Между хананейскими народами было в то время развито особенно служение Астарте, открыто поощрявшее развращение женщины. Служение Ваалу и Астарте погубило хананейские народы и впоследствии имело влияние на гибель самих евреев, особенно во времена Судей.

ПРАОТЕЦ ИСААК. ИКОНА. АФОН. XIV в.
ПРАОТЕЦ ИСААК. ИКОНА. АФОН. XIV в.

Но согласится ли молодая девица оставить свою родную страну, своего отца и мать, чтобы соединиться с женихом-чужеземцем, которого она знала только по имени? Такое опасение высказал Елиезер своему господину: «Может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю; должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел?» (Быт. 24, 6).

«Берегись, не возвращай сына моего туда,– ответил Авраам Елиезеру,– Господь, Бог неба и Бог земли, Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: тебе и потомству твоему дам сию землю,– Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему Исааку оттуда; если же не захочет женщина идти с тобою в землю сию, ты будешь свободен от сей клятвы моей; только сына моего не возвращай туда» (Быт. 24, 6–8).

ЕЛИЕЗЕР И РЕВЕККА У КОЛОДЦА. ХУД. П. ВЕРОНЕЗЕ (1528–1588).
ЕЛИЕЗЕР И РЕВЕККА У КОЛОДЦА. ХУД. П. ВЕРОНЕЗЕ (1528–1588).

Елиезер отправился в Месопотамию с несколькими слугами и караваном из десяти вьючных верблюдов. После нескольких дней пути Елиезер достиг города, где жил с семьей брат Авраама, Нахор. Под вечер Елиезер остановил верблюдов близ источника, находившегося вне города. Это был час, когда девицы выходили запасать воду в отеческие дома.

Когда девицы подходили к источнику, Елиезер взмолился: «Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня навстречу мне, и сотвори милость с господином моим Авраамом. Вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; и девица, которой я скажу: «наклони кувшин твой, я напьюсь», и которая скажет: «пей, я и верблюдам твоим дам пить»,– вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим» (Быт. 24, 12–14). Елиезер осознавал большую ответственность, лежавшую на нем в выборе жены для Исаака. Поэтому он просил руководства Бога, молил Его оказать милость патриарху и дать знак, который убеждал его, что Рука, поддерживавшая Авраама, не оставила его. Еще не перестал он произносить в уме слова молитвы, как «вышла Ревекка, которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова, и кувшин ее на плече ее. Девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой, и пошла вверх» (Быт. 24, 15–17).

ВСТРЕЧА ЕЛИЕЗЕРА С РЕВЕККОЙ У КОЛОДЦА. МИНИАТЮРА ИЗ БИБЛИИ. V в.
ВСТРЕЧА ЕЛИЕЗЕРА С РЕВЕККОЙ У КОЛОДЦА. МИНИАТЮРА ИЗ БИБЛИИ. V в.

Когда она возвращалась к дому, Елиезер побежал к ней и попросил наклонить ему кувшин, который она теперь несла полный воды. «Пей, господин мой!» (Быт 24, 18) – с этими словами девица спустила с плеча свой кувшин и наклонила его к устам Елиезера. Когда он утолил жажду, она обратила внимание на его верблюдов, которым пришлось пройти дальний путь по знойной стране. Вылив из кувшина оставшуюся воду в поилку, она побежала к источнику и стала черпать воду и поить верблюдов.

ЕЛИЕЗЕР И РЕВЕККА У КОЛОДЦА. ХУД. Ф. СОЛИМЕНА (1657–1747)
ЕЛИЕЗЕР И РЕВЕККА У КОЛОДЦА. ХУД. Ф. СОЛИМЕНА (1657–1747)

Едва окончила она свое доброе дело, как получила из рук Елиезера часть приданого невесты. Он подарил ей золотое кольцо весом в полсикля*, и два браслета для рук из того же металла, но в двадцать раз больше весом (Быт 24, 22), и спросил: «Чья ты дочь? скажи мне; есть ли в доме отца твоего место нам ночевать?» (Быт. 24, 23). – «Я дочь Вафуила, сына Милки, которого она родила Нахору» (Быт. 24, 24),– отвечала девица, не зная, какое глубокое впечатление произвели эти слова на Елиезера. Оказалось, что она была родственница Авраама, которую он и хотел в невесты для своего сына. «И еще сказала ему: у нас много соломы и корму; и есть место для ночлега» (Быт. 24, 25). Елиезер упал на колена, склонил лицо свое на землю пред Господом и благодарил Его (Быт 24, 27). Авраам знал, кого послать для такого ответственного поручения. Имя Елиезер означает «тот, кому помогает Бог». И Бог помог Елиезеру, который своей молитвой и верой послужил делу исполнения Божественных обетований «отцу верующих» Аврааму и его потомству.
* Вес еврейского золотого сикля приблизительно равняется 9 или 18 г.

РЕВЕККА И ЕЛИАЗАР. 1648 г. ХУД. НИКОЛЯ ПУССЕН (1594–1665)
РЕВЕККА И ЕЛИАЗАР. 1648 г. ХУД. НИКОЛЯ ПУССЕН (1594–1665)

Девица убежала, и рассказала своей матери обо всем случившимся. Лаван, ее брат, услышав рассказ сестры, побежал к источнику, близ которого стоял незнакомец и покоились верблюды. «Войди, благословенный Господом, – сказал он ему, – зачем ты стоишь вне? я приготовил дом, и место для верблюдов» (Быт. 24, 31). Елиезер последовал за гостеприимным Лаваном. Ему и его людям были вымыты ноги, верблюды были расседланы. Наконец, ему предложили пищу, но он отказался принять ее, пока не объявит цели своего приезда.

Елиезер начал описывать могущество и богатство патриарха Авраама, своего господина. Единственный сын должен наследовать все,– и для этого-то сына он, Елиезер, просит руки молодой девицы, которую ему указал перст Божий. «И ныне,– продолжал он,– скажите мне, намерены ли вы оказать милость и правду господину моему или нет? скажите мне, и я обращусь направо, или налево» (Быт. 24, 49).

ЕЛИЕЗЕР И РЕВЕККА. НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК КРУГА ПЬЯЦЕТТЫ. ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА. XVIII в.
ЕЛИЕЗЕР И РЕВЕККА. НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК КРУГА ПЬЯЦЕТТЫ. ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА. XVIII в.

Вафуил и Лаван преклонились пред волей Божией и сказали: «От Господа пришло это дело; мы не можем сказать тебе вопреки ни худого, ни доброго. Вот Ревекка пред тобою; возьми ее и пойди; пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь» (Быт. 24, 50–51). Воздав благодарение Господу, Елиезер дополнил приданое невесты: он поднес ей сосуды золотые и серебряные и одежды, а также дал дары ее матери и ее брату Лавану.

ЕЛИЕЗЕР И РЕВЕККА. ГРАВЮРА Г. ДОРЕ (1832–1883)
ЕЛИЕЗЕР И РЕВЕККА. ГРАВЮРА Г. ДОРЕ (1832–1883)

Ревекка узнала, что ее близкий родич и будущий муж Исаак унаследует от своего отца все стада, и серебро, и золото, рабов и рабынь, верблюдов и ослов. Но еще важнее было то, что на Аврааме и его сыне Исааке лежало благословение Господне и что Ревекка может разделить с ними это благословение.

Наутро Елиезер стал просить гостеприимных хозяев отпустить его с невестой. Брат и мать просили отсрочки на десять дней. Елиезер не согласился: там, далеко, в стране Ханаанской, еще под впечатлением недавних скорбей, два человека с надеждой и трепетом ожидали возвращения посланника, который должен был принести им счастье.

ЕЛИЕЗЕР И РЕВЕККА. 1665 г. ХУД. ХУД. БАРТОЛОМЕ ЭСТЕБАН МУРИЛЬО (1617–1682). ПРАДО. МАДРИД
ЕЛИЕЗЕР И РЕВЕККА. 1665 г. ХУД. ХУД. БАРТОЛОМЕ ЭСТЕБАН МУРИЛЬО (1617–1682). ПРАДО. МАДРИД

«Призовем девицу и спросим, что она скажет,– решились на последнее средство мать и брат,– и призвали Ревекку, и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком? Она сказала: пойду» (Быт. 24, 57–58). Ревекка нашла в себе мужество и присутствие духа, чтобы покинуть свой дом и семью для новой жизни в чужой стране. При прощании родственники невесты благословляли ее, желали ей всех радостей и преимущественно радостей материнских. «Сестра наша! да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих!» (Быт. 24, 60).

ЕЛИЕЗЕР И РЕВЕККА. ХУД. МАРК ШАГАЛ (1887-1985)
ЕЛИЕЗЕР И РЕВЕККА. ХУД. МАРК ШАГАЛ (1887-1985)

Итак, Ревекка покинула свой дом вместе с нянькой Деборой и служанками. Родные простились с ней и еще долго смотрели на удаляющийся караван. Путники проехали по берегам Евфрата и по бездорожью выжженных солнцем песков пустыни на пути в Дамаск. Они проехали по нагорьям Ливана и по зеленым холмам Галилеи и остановились передохнуть на желтых равнинах близ Беэр-Шевы. На долгом пути, пройденном Ревеккой и Елиезером, им встречалось, очевидно, немало мужчин. Но вот Ревекка увидела одинокого человека, который вышел в поля для уединенной молитвы, и обратилась к Елиезеру с вопросом: «Что там за человек идет по полю нам навстречу?» (Быт 24, 65). Это был Исаак ее будущий супруг. Он увидел приближающийся караван и подошел к нему. Ревекка скрыла свое смущение под покрывалом, которое она надвинула на свое лицо, как это делают восточные женщины, и сошла со своего верблюда. Она сразу почувствовала, что этот человек и есть ее будущий муж,– и будто заранее знала, как он выглядит.

ПРАМАТЕРЬ РЕВЕККА
ПРАМАТЕРЬ РЕВЕККА

Елиезер рассказал Исааку о том, что произошло с ним в его путешествии, и как Бог благословил жилище патриарха, указав ему в Ревекке жену чистую и благородную. После этого Исаак ввел Ревекку в шатер своей матери, и она стала его женой. «…И он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по Сарре, матери своей» (Быт. 24, 67) – так описана в Библии свадьба Исаака и Ревекки.

Исааку в то время было сорок лет, а Ревекке, очевидно, было двадцатью годами меньше. Ее брак с Исааком был первым из описанных в Библии моногамных браков.

ИСААК ВСТРЕЧАЕТ РЕВЕККУ. ГРАВЮРА Г. ДОРЕ (1832–1883)
ИСААК ВСТРЕЧАЕТ РЕВЕККУ. ГРАВЮРА Г. ДОРЕ (1832–1883)

В жизни Ревекки недоставало лишь одного – в продолжение двадцати лет она была неплодной. Но когда она все же зачала, то обнаружила, что должна родить близнецов. «Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа» (Быт. 25, 22). Это первое в Библии упоминание непосредственного обращения женщины к Богу.

Бог сказал Ревекке, что в ее чреве два племени и два различных народа и что больший будет служить меньшему. Борьба близнецов в утробе Ревекки предвосхитила будущее соперничество между Едомом и Израилем, восходящее ко временам Исава и Иакова. Когда близнецы рождались, Иаков придерживался рукою пятки своего брата, и Ревекка чувствовала и надеялась, что Божественное избрание предоставит право старшинства второму сыну*. Но первым появился на свет Исав, что значит «косматый»,– он был красный и весь покрыт волосами, что говорило о его обращенности к земному и материальному. А затем родился второй сын, которому дали имя Иаков, что значит «держащийся за пяту», поскольку при рождении он держался за пятку брата.
* По преданию Исав родился первым потому, что еще в утробе Ревекки пригрозил брату, что убьет мать, если Иаков не уступит ему первородство.

ИСААК И РЕВЕККА. 1666 г. ХУД. РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН (1606–1669). РИКСМУЗЕУМ. АМСТЕРДАМ
ИСААК И РЕВЕККА. 1666 г. ХУД. РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН (1606–1669). РИКСМУЗЕУМ. АМСТЕРДАМ

Авраам взял себе еще жену, Хеттуру, родившую ему шесть сынов, от которых произошли некоторые арабские племена. Он был свидетелем рождения и возмужания детей Исаака. Исаву и Иакову было по пятнадцати лет, когда умер Авраам. Детей от Хеттуры Авраам при жизни своей отослал к востоку от Ханаана; только один сын Агари, Измаил, соединился с сыном Сарры для погребения останков Авраама вместе с прахом Сарры в пещере Махпеле.

СВ. ПРАОТЕЦ ИСААК. РУССКАЯ ИКОНА
СВ. ПРАОТЕЦ ИСААК. РУССКАЯ ИКОНА

Любовь к Ревекке утешила Исаака в смерти Сарры. К этой любви присоединилась другая, которая должна была уменьшить скорбь о потере отца. Он имел сыновей: а значит – жизнь, которую он получил от основателя своего рода, он мог передать своему потомству.

Ревекку очень заботила судьба сыновей. Она понимала, что интересы Исава далеки от духовных, и видела набожность Иакова. Исаак был привязан к старшему из сыновей – смелому, отважному, сильному Исаву, но предпочтение матери было на стороне Иакова. Ревекка видела, что Исав проводит время в охоте и развлечениях, тогда как Иаков прислуживает Господу у алтаря. Она видела, что Исав живет сегодняшним днем, а Иаков, подобно ей самой, смотрит в будущее. В то время как Исав рыскал по полям в поисках за дичью, которую он назначал для своего отца, Иаков любил оставаться в шатре с матерью, помогал Ревекке даже в ее кухонных занятиях. Между тем как старший из двух братьев, предаваясь охотничьей жизни, развивал только свои физические силы, Иаков, оставаясь дома сам с собою, сосредотачивал всю свою деятельность на развитии своих внутренних, душевных способностей. Ревекка уразумела, что он будет лучшим хранителем Слова Божия.

ИСАВ УСТУПАЕТ ПЕРВОРОДСТВО ИАКОВУ ЗА ЧЕЧЕВИЧНУЮ ПОХЛЕБКУ. ХУД. МАТТИАС ШТОМЕР (1600-1651)
ИСАВ УСТУПАЕТ ПЕРВОРОДСТВО ИАКОВУ ЗА ЧЕЧЕВИЧНУЮ ПОХЛЕБКУ. ХУД. МАТТИАС ШТОМЕР (1600-1651)

Зная пути Промысла Божия, Ревекка употребила все старания, чтобы вручить ему права первородства в ущерб его брату, буйным и вспыльчивым характером которого была недовольна. Она сказала Иакову, что с самого рождения Бог даровал ему право первородства, и советовала пользоваться всеми случаями для исполнения Его воли. Повинуясь ей, сын сумел воспользоваться удобным случаем.

ИСАВ ПРОДАЕТ СВОЕ ПЕРВОРОДСТВО. ХУД. ХЕНДРИК ТЕРБРЮГГЕН (1588-1629) НИДЕРЛАНДЫ
ИСАВ ПРОДАЕТ СВОЕ ПЕРВОРОДСТВО. ХУД. ХЕНДРИК ТЕРБРЮГГЕН (1588-1629) НИДЕРЛАНДЫ

Однажды Исав, возвратившийся с охоты, обессиленный голодом, жаждой и усталостью, увидел, что Иаков варит перед шатром кушанье из чечевицы. «И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал… Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову» (Быт. 30–34).

РЕВЕККА. 1877 г. СКУЛЬПТОР ЙОХАННЕС ТОКАНЕН (1849–1885)
РЕВЕККА. 1877 г. СКУЛЬПТОР ЙОХАННЕС ТОКАНЕН (1849–1885)

Эта уступка обрадовала любившую его Ревекку. Право первородства которое Исав так легко уступил, чтобы утолить голод, в первые века под управлением патриархов имело исключительное значение. Оно не только гарантировало обладателю двойную долю из отцовского наследства, но и давало почетное положение главы семьи, господство над своим домом и родом. Но наследие библейского патриарха включало в себя неизмеримо бо́льшее. Первородный не только получал в наследие Ханаанскую страну, он должен был стать благословением для всего мира! В нем благословлялись все поколения земли, и даровалось обетование о рождении Спасителя! Продажа первородства за чечевичную похлебку означало отказ от особого благословения, отказ от великой исторической миссии. По своему нраву Исав мало ценил связанные с первородством обетования о рождении Спасителя, права же на наследство и землю обетованную, вероятно, рассчитывал либо получить от любящего отца по любви Исаака к нему, либо отнять у кроткого брата силой. Всё это читала Ревекка в сердце своего сына. Но для вступления в наследство требовалось подтверждение отцовским благословением, которое Исаак хранил для Исава, которого любил, несмотря на его недостатки, и всегда почитал своим первенцем.

СВ. ПРАОТЕЦ ИСААК. ФРЕСКА ЦЕКВИ СВ. ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ. 1380-1390-е гг.
СВ. ПРАОТЕЦ ИСААК. ФРЕСКА ЦЕКВИ СВ. ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ. 1380-1390-е гг.

Голод побудил Исаака отправиться со своей семьей в Герар. Следуя примеру своего отца, он назвался там братом своей жены из-за того же опасения, чтобы не умертвили его за его прекрасную жену. Но Авимелех, царь Герарский, по характеру их обращения отгадал истину, что они были связаны супружеством. Авимелех приказал, чтобы добродетель супруги Исаака была уважена, и грозил казнью всякому, кто бы осмелился покуситься на честь его гостя.

Несмотря на засуху Исаак стал собирать в герарской земле небывалые урожаи, а стада его быстро умножились. Он «возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим» (Быт. 26, 13). Из-за своего имения Исаак претерпел много скорбей от филистимлян. Завидуя его быстро растущему богатству, филистимляне притесняли его семейство, затевали ссоры. Они засыпали колодцы, выкрпанные еще Авраамом. Исаак терпеливо восстанавливал колодцы и называл их прежними именами.

ПРАОТЕЦ ИСААК. ИКОНА. РУСЬ. XVI в.
ПРАОТЕЦ ИСААК. ИКОНА. РУСЬ. XVI в.

Ропот жителей Герара вынудил его вернуться в Вирсавию, где он получил благословение от Господа и подтверждение обетований, данных Аврааму. Он раскинул свои шатры под тенью тех деревьев, под которыми укрывались его отец и мать, и здесь же выкопал колодец, может быть, один из тех, которые существуют на этом месте и теперь и окаймляются прекрасным лугом из дерна, усыпанным лилиями и шафраном.

Исаак не пользовался семейным спокойствием, на которое надеялся. Любимый сын его, Исав, женился на двух хеттянках, Иегудифи и Васемафе. «Они были в тягость Исааку и Ревекке» (Быт. 26, 35) , были непокорны им. Исаак, которому отец искал спутницу вдали и никак не хотел развратной хананеянки, со скорбью смотрел на этот брак, но от осквернения домашнего святилища больше всего страдала целомудренная мать. Неужели эти две женщины должны были наследовать ей в управлении домом? И как могли их дети стать наследниками обетований, дарованных Иакову? Но Исаак по-прежнему любил Исава и продолжал считать его первородным: вряд ли тот сообщил ему о продаже своего первородства, Иаков же не смел открыто высказать отцу своих притязаний на это право.

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

27 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ АРШАКА АРУТЮНОВИЧА АРАКЕЛЯНА
МУЖ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ АРШАК АРУТЮНОВИЧ
АРШАК. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ
К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ.
ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦ АЛЕКСИЙ (СОЛОВЬЕВ)

Старец Алексий жил в Сергиевом Посаде, когда по указанию безбожной власти начали вскрывать мощи святых. Старец печалился об этом и много молился, недоумевая – почему Господь попускает совершаться такому злу? Однажды вечером, когда он совершал молитвенное правило, рядом с ним встал прп. Сергий Радонежский и сказал:
– Молись три дня и постись, и после этого я скажу тебе то, что
нужно.
В следующие два дня, когда отец Алексий молился, снова вставал с ним рядом прп. Сергий. Отец Алексий питался в эти дни одной просфорой. На третий день преподобный сказал:
– Когда подвергаются такому испытанию живые люди, то необходимо, чтобы этому подвергались и останки людей умерших. Я сам отдал тело свое, чтобы град мой во веки был цел.

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

24 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МИТРОПОЛИТА СИМБИРСКОГО И НОВОСПАССКОГО ПРОКЛА
prokl86
БОГОМУДРЫЙ АРХИПАСТЫРЬ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

23 МАРТА – ПАМЯТЬ АРМЯНСКОГО ПОЭТА ОВАНЕСА ТУМАНЯНА (7/19.02.1869– 23.03.1923)

ПАЛОМНИКАМ В СТРАНУ ВОСТОКА

На Западе – тщета, машины, торгаши,
Там вечно льется кровь, и от пустынь души
Стремятся тьмы людей к священному Востоку,
Где и моя душа блаженствует в тиши.

1. 05.1921 г.

***

Как много в мире зла в наш трудный век,
Печаль сердца прожгла в наш трудный век.
Боль всех сердец в одну соединилась
И на меня легла в наш трудный век.

1921 г.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

22 МАРТА — СОРОКА МУЧЕНИКОВ, В СЕВАСТИЙСКОМ ОЗЕРЕ МУЧИВШИХСЯ
sevmucl44
О ПОДВИГЕ КРЕСТОНОШЕНИЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

21 МАРТА — ПРИСОЕДИНЕНИЕ КРЫМА К РОССИИ
sevmucl44
21 марта 2014 года — Совет Федерации ратифицировал договор о вступлении Крыма в состав России. Президент России Владимир Путин подписал законы о присоединении Крыма к России. Договор вступил в силу.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

25 ИЮЛЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ

Мама жила в ритме природы, постоянно любовалась своим садом в разное время года, специально выходила помолиться среди кустов и деревьев. В течение многих лет она делала выписки из разных книг и статей по народному календарю: там были сведения о приметах погоды в связи с церковным календарем, о прилете и отлете птиц, о свойствах и красоте цветов, деревьев и других растений, а также камней и минералов. Мы постоянно выписывали журнал «Наука и жизнь», из которого мама вырезала и подшивала ежемесячные заметки о природе и календаре. Из того, что собрала мама, можно было бы составить интереснейшую книгу. Все эти материалы были постоянно «в ходу»: когда приходили очередные посетители, мама открывала раздел своего собрания, соответствующий месяцу, неделе и даже конкретному дню и начинала читать выдержки. В такие минуты я не выдерживал, оставлял все свои дела и присоединялся к слушателям…

К сожалению, размеры книги не позволяют опубликовать интереснейшие сведения, которые собрала мама по народному календарю. Поэтому вниманию читателей предлагается лишь один календарный месяц – март. Весна была любимым временем года, а март – любимым ее месяцем, недаром в нем совершились столько важнейших событий ее жизни. 21 марта родился я, в марте сделали маме серьезную операцию, в марте умер мой отец, в марте отошла в вечность и мама. Она знала, что уйдет из жизни в марте, знала даже число – 29-е, о чем сохранились такие свидетельства: за день до смерти она попросила меня снять все деньги с ее пенсионной книжки, чтобы не нужно было потом ходить по инстанциям и оформлять наследство (и здесь, даже перед лицом смерти она думала о том, как избавить сына от лишних хлопот). Сохранился листок с выпиской из церковного календаря, сделанный рукой мамы: на нём записаны даты от 27 до 31 марта с указанием памяти святых каждого дня. Сделана эта запись много лет назад, еще до смерти отца, и именно в этом интервале умерли отец (27 марта) и мама (29 марта – день памяти мученика Трофима).

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

МАРТ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

А. Трофимов

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

СЧЕТЧИК