Предлагаем вниманию читателей очередную главу из книги
Александра Трофимова
«МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ.
СВЯТЫЕ И ПРАВЕДНЫЕ ЖЕНЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА»,
посвященную праматери Израиля Ревекке – супруге ветхозаветного патриарха Исаака.
Тех, кому интересна эта тема, просим оказать материальную помощь для издания этой книги, которую давно ожидают наши православные и не только православные женщины…
***
Глава 3
РЕВЕККА
Ревекка, вторая из жен библейских патриархов, была дочерью Вафуила и внучкой Нахора, брата Авраама. Эта часть семьи осталась в Паддан-Араме (северная Сирия), когда Авраам переселился в землю Ханаанскую со своей женой Сарой и племянником Лотом.
Три года прошло со времени смерти Сарры, а Исаак все еще плакал по своей матери*. Беспокойство сжимало сердце престарелого Авраама: нужно было, чтобы место, оставленное пустым Саррою, заняла девица, которую бы Авраам мог называть своей дочерью, а Исаак своей женой. Господь сказал Аврааму: «Я произведу от тебя великий народ… и благословятся в тебе все племена земные» (Быт 12, 2, 3), поэтому он хотел еще при жизни своей увидеть начало исполнения обетования. Но для этого необходимо, чтобы будущая супруга его сына была достойна занять место Сарры, чтобы она вполне заменила хозяйку и мать того домашнего святилища, где все еще благоухало добродетелями покойной.
* Со времени смерти Сарры до женитьбы Исаака прошло три года. Сарре было девяносто лет, когда она родила Исаака, а умерла она ста двадцати семи лет. Исаак женился в возрасте сорока лет (Быт 25, 20). Следовательно, Исааку в год смерти Сарры было 37 лет.
Он зовет из Дамаска Елиезера, своего старого слугу и верного друга. Во имя Господа, Бога неба и земли, он берет с него клятву не передавать патриаршего шатра какой-нибудь из дочерей хананеев, в которых распространенный тогда в Ханаанской земле особенный род идолопоклонства* развивал распущенность нравов; заставляет его поклясться избрать Исааку спутницу жизни в колыбели его племени, между его родными, в Месопотамии.
* Между хананейскими народами было в то время развито особенно служение Астарте, открыто поощрявшее развращение женщины. Служение Ваалу и Астарте погубило хананейские народы и впоследствии имело влияние на гибель самих евреев, особенно во времена Судей.
Но согласится ли молодая девица оставить свою родную страну, своего отца и мать, чтобы соединиться с женихом-чужеземцем, которого она знала только по имени? Такое опасение высказал Елиезер своему господину: «Может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю; должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел?» (Быт. 24, 6).
«Берегись, не возвращай сына моего туда,– ответил Авраам Елиезеру,– Господь, Бог неба и Бог земли, Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: тебе и потомству твоему дам сию землю,– Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему Исааку оттуда; если же не захочет женщина идти с тобою в землю сию, ты будешь свободен от сей клятвы моей; только сына моего не возвращай туда» (Быт. 24, 6–8).
Елиезер отправился в Месопотамию с несколькими слугами и караваном из десяти вьючных верблюдов. После нескольких дней пути Елиезер достиг города, где жил с семьей брат Авраама, Нахор. Под вечер Елиезер остановил верблюдов близ источника, находившегося вне города. Это был час, когда девицы выходили запасать воду в отеческие дома.
Когда девицы подходили к источнику, Елиезер взмолился: «Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня навстречу мне, и сотвори милость с господином моим Авраамом. Вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; и девица, которой я скажу: «наклони кувшин твой, я напьюсь», и которая скажет: «пей, я и верблюдам твоим дам пить»,– вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим» (Быт. 24, 12–14). Елиезер осознавал большую ответственность, лежавшую на нем в выборе жены для Исаака. Поэтому он просил руководства Бога, молил Его оказать милость патриарху и дать знак, который убеждал его, что Рука, поддерживавшая Авраама, не оставила его. Еще не перестал он произносить в уме слова молитвы, как «вышла Ревекка, которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова, и кувшин ее на плече ее. Девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой, и пошла вверх» (Быт. 24, 15–17).
Когда она возвращалась к дому, Елиезер побежал к ней и попросил наклонить ему кувшин, который она теперь несла полный воды. «Пей, господин мой!» (Быт 24, 18) – с этими словами девица спустила с плеча свой кувшин и наклонила его к устам Елиезера. Когда он утолил жажду, она обратила внимание на его верблюдов, которым пришлось пройти дальний путь по знойной стране. Вылив из кувшина оставшуюся воду в поилку, она побежала к источнику и стала черпать воду и поить верблюдов.
Едва окончила она свое доброе дело, как получила из рук Елиезера часть приданого невесты. Он подарил ей золотое кольцо весом в полсикля*, и два браслета для рук из того же металла, но в двадцать раз больше весом (Быт 24, 22), и спросил: «Чья ты дочь? скажи мне; есть ли в доме отца твоего место нам ночевать?» (Быт. 24, 23). – «Я дочь Вафуила, сына Милки, которого она родила Нахору» (Быт. 24, 24),– отвечала девица, не зная, какое глубокое впечатление произвели эти слова на Елиезера. Оказалось, что она была родственница Авраама, которую он и хотел в невесты для своего сына. «И еще сказала ему: у нас много соломы и корму; и есть место для ночлега» (Быт. 24, 25). Елиезер упал на колена, склонил лицо свое на землю пред Господом и благодарил Его (Быт 24, 27). Авраам знал, кого послать для такого ответственного поручения. Имя Елиезер означает «тот, кому помогает Бог». И Бог помог Елиезеру, который своей молитвой и верой послужил делу исполнения Божественных обетований «отцу верующих» Аврааму и его потомству.
* Вес еврейского золотого сикля приблизительно равняется 9 или 18 г.
Девица убежала, и рассказала своей матери обо всем случившимся. Лаван, ее брат, услышав рассказ сестры, побежал к источнику, близ которого стоял незнакомец и покоились верблюды. «Войди, благословенный Господом, – сказал он ему, – зачем ты стоишь вне? я приготовил дом, и место для верблюдов» (Быт. 24, 31). Елиезер последовал за гостеприимным Лаваном. Ему и его людям были вымыты ноги, верблюды были расседланы. Наконец, ему предложили пищу, но он отказался принять ее, пока не объявит цели своего приезда.
Елиезер начал описывать могущество и богатство патриарха Авраама, своего господина. Единственный сын должен наследовать все,– и для этого-то сына он, Елиезер, просит руки молодой девицы, которую ему указал перст Божий. «И ныне,– продолжал он,– скажите мне, намерены ли вы оказать милость и правду господину моему или нет? скажите мне, и я обращусь направо, или налево» (Быт. 24, 49).
Вафуил и Лаван преклонились пред волей Божией и сказали: «От Господа пришло это дело; мы не можем сказать тебе вопреки ни худого, ни доброго. Вот Ревекка пред тобою; возьми ее и пойди; пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь» (Быт. 24, 50–51). Воздав благодарение Господу, Елиезер дополнил приданое невесты: он поднес ей сосуды золотые и серебряные и одежды, а также дал дары ее матери и ее брату Лавану.
Ревекка узнала, что ее близкий родич и будущий муж Исаак унаследует от своего отца все стада, и серебро, и золото, рабов и рабынь, верблюдов и ослов. Но еще важнее было то, что на Аврааме и его сыне Исааке лежало благословение Господне и что Ревекка может разделить с ними это благословение.
Наутро Елиезер стал просить гостеприимных хозяев отпустить его с невестой. Брат и мать просили отсрочки на десять дней. Елиезер не согласился: там, далеко, в стране Ханаанской, еще под впечатлением недавних скорбей, два человека с надеждой и трепетом ожидали возвращения посланника, который должен был принести им счастье.
«Призовем девицу и спросим, что она скажет,– решились на последнее средство мать и брат,– и призвали Ревекку, и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком? Она сказала: пойду» (Быт. 24, 57–58). Ревекка нашла в себе мужество и присутствие духа, чтобы покинуть свой дом и семью для новой жизни в чужой стране. При прощании родственники невесты благословляли ее, желали ей всех радостей и преимущественно радостей материнских. «Сестра наша! да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих!» (Быт. 24, 60).
Итак, Ревекка покинула свой дом вместе с нянькой Деборой и служанками. Родные простились с ней и еще долго смотрели на удаляющийся караван. Путники проехали по берегам Евфрата и по бездорожью выжженных солнцем песков пустыни на пути в Дамаск. Они проехали по нагорьям Ливана и по зеленым холмам Галилеи и остановились передохнуть на желтых равнинах близ Беэр-Шевы. На долгом пути, пройденном Ревеккой и Елиезером, им встречалось, очевидно, немало мужчин. Но вот Ревекка увидела одинокого человека, который вышел в поля для уединенной молитвы, и обратилась к Елиезеру с вопросом: «Что там за человек идет по полю нам навстречу?» (Быт 24, 65). Это был Исаак ее будущий супруг. Он увидел приближающийся караван и подошел к нему. Ревекка скрыла свое смущение под покрывалом, которое она надвинула на свое лицо, как это делают восточные женщины, и сошла со своего верблюда. Она сразу почувствовала, что этот человек и есть ее будущий муж,– и будто заранее знала, как он выглядит.
Елиезер рассказал Исааку о том, что произошло с ним в его путешествии, и как Бог благословил жилище патриарха, указав ему в Ревекке жену чистую и благородную. После этого Исаак ввел Ревекку в шатер своей матери, и она стала его женой. «…И он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по Сарре, матери своей» (Быт. 24, 67) – так описана в Библии свадьба Исаака и Ревекки.
Исааку в то время было сорок лет, а Ревекке, очевидно, было двадцатью годами меньше. Ее брак с Исааком был первым из описанных в Библии моногамных браков.
В жизни Ревекки недоставало лишь одного – в продолжение двадцати лет она была неплодной. Но когда она все же зачала, то обнаружила, что должна родить близнецов. «Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа» (Быт. 25, 22). Это первое в Библии упоминание непосредственного обращения женщины к Богу.
Бог сказал Ревекке, что в ее чреве два племени и два различных народа и что больший будет служить меньшему. Борьба близнецов в утробе Ревекки предвосхитила будущее соперничество между Едомом и Израилем, восходящее ко временам Исава и Иакова. Когда близнецы рождались, Иаков придерживался рукою пятки своего брата, и Ревекка чувствовала и надеялась, что Божественное избрание предоставит право старшинства второму сыну*. Но первым появился на свет Исав, что значит «косматый»,– он был красный и весь покрыт волосами, что говорило о его обращенности к земному и материальному. А затем родился второй сын, которому дали имя Иаков, что значит «держащийся за пяту», поскольку при рождении он держался за пятку брата.
* По преданию Исав родился первым потому, что еще в утробе Ревекки пригрозил брату, что убьет мать, если Иаков не уступит ему первородство.
Авраам взял себе еще жену, Хеттуру, родившую ему шесть сынов, от которых произошли некоторые арабские племена. Он был свидетелем рождения и возмужания детей Исаака. Исаву и Иакову было по пятнадцати лет, когда умер Авраам. Детей от Хеттуры Авраам при жизни своей отослал к востоку от Ханаана; только один сын Агари, Измаил, соединился с сыном Сарры для погребения останков Авраама вместе с прахом Сарры в пещере Махпеле.
Любовь к Ревекке утешила Исаака в смерти Сарры. К этой любви присоединилась другая, которая должна была уменьшить скорбь о потере отца. Он имел сыновей: а значит – жизнь, которую он получил от основателя своего рода, он мог передать своему потомству.
Ревекку очень заботила судьба сыновей. Она понимала, что интересы Исава далеки от духовных, и видела набожность Иакова. Исаак был привязан к старшему из сыновей – смелому, отважному, сильному Исаву, но предпочтение матери было на стороне Иакова. Ревекка видела, что Исав проводит время в охоте и развлечениях, тогда как Иаков прислуживает Господу у алтаря. Она видела, что Исав живет сегодняшним днем, а Иаков, подобно ей самой, смотрит в будущее. В то время как Исав рыскал по полям в поисках за дичью, которую он назначал для своего отца, Иаков любил оставаться в шатре с матерью, помогал Ревекке даже в ее кухонных занятиях. Между тем как старший из двух братьев, предаваясь охотничьей жизни, развивал только свои физические силы, Иаков, оставаясь дома сам с собою, сосредотачивал всю свою деятельность на развитии своих внутренних, душевных способностей. Ревекка уразумела, что он будет лучшим хранителем Слова Божия.
Зная пути Промысла Божия, Ревекка употребила все старания, чтобы вручить ему права первородства в ущерб его брату, буйным и вспыльчивым характером которого была недовольна. Она сказала Иакову, что с самого рождения Бог даровал ему право первородства, и советовала пользоваться всеми случаями для исполнения Его воли. Повинуясь ей, сын сумел воспользоваться удобным случаем.
Однажды Исав, возвратившийся с охоты, обессиленный голодом, жаждой и усталостью, увидел, что Иаков варит перед шатром кушанье из чечевицы. «И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал… Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову» (Быт. 30–34).
Эта уступка обрадовала любившую его Ревекку. Право первородства которое Исав так легко уступил, чтобы утолить голод, в первые века под управлением патриархов имело исключительное значение. Оно не только гарантировало обладателю двойную долю из отцовского наследства, но и давало почетное положение главы семьи, господство над своим домом и родом. Но наследие библейского патриарха включало в себя неизмеримо бо́льшее. Первородный не только получал в наследие Ханаанскую страну, он должен был стать благословением для всего мира! В нем благословлялись все поколения земли, и даровалось обетование о рождении Спасителя! Продажа первородства за чечевичную похлебку означало отказ от особого благословения, отказ от великой исторической миссии. По своему нраву Исав мало ценил связанные с первородством обетования о рождении Спасителя, права же на наследство и землю обетованную, вероятно, рассчитывал либо получить от любящего отца по любви Исаака к нему, либо отнять у кроткого брата силой. Всё это читала Ревекка в сердце своего сына. Но для вступления в наследство требовалось подтверждение отцовским благословением, которое Исаак хранил для Исава, которого любил, несмотря на его недостатки, и всегда почитал своим первенцем.
Голод побудил Исаака отправиться со своей семьей в Герар. Следуя примеру своего отца, он назвался там братом своей жены из-за того же опасения, чтобы не умертвили его за его прекрасную жену. Но Авимелех, царь Герарский, по характеру их обращения отгадал истину, что они были связаны супружеством. Авимелех приказал, чтобы добродетель супруги Исаака была уважена, и грозил казнью всякому, кто бы осмелился покуситься на честь его гостя.
Несмотря на засуху Исаак стал собирать в герарской земле небывалые урожаи, а стада его быстро умножились. Он «возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим» (Быт. 26, 13). Из-за своего имения Исаак претерпел много скорбей от филистимлян. Завидуя его быстро растущему богатству, филистимляне притесняли его семейство, затевали ссоры. Они засыпали колодцы, выкрпанные еще Авраамом. Исаак терпеливо восстанавливал колодцы и называл их прежними именами.
Ропот жителей Герара вынудил его вернуться в Вирсавию, где он получил благословение от Господа и подтверждение обетований, данных Аврааму. Он раскинул свои шатры под тенью тех деревьев, под которыми укрывались его отец и мать, и здесь же выкопал колодец, может быть, один из тех, которые существуют на этом месте и теперь и окаймляются прекрасным лугом из дерна, усыпанным лилиями и шафраном.
Исаак не пользовался семейным спокойствием, на которое надеялся. Любимый сын его, Исав, женился на двух хеттянках, Иегудифи и Васемафе. «Они были в тягость Исааку и Ревекке» (Быт. 26, 35) , были непокорны им. Исаак, которому отец искал спутницу вдали и никак не хотел развратной хананеянки, со скорбью смотрел на этот брак, но от осквернения домашнего святилища больше всего страдала целомудренная мать. Неужели эти две женщины должны были наследовать ей в управлении домом? И как могли их дети стать наследниками обетований, дарованных Иакову? Но Исаак по-прежнему любил Исава и продолжал считать его первородным: вряд ли тот сообщил ему о продаже своего первородства, Иаков же не смел открыто высказать отцу своих притязаний на это право.
Добавьте комментарий