В тропаре всем святым в земле Российской просиявшим есть такие слова: «Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи…» За более чем тысячелетнюю свою христианскую историю земля наша принесла Богу обильные плоды. Подвигом своей жизни и подвигом смерти святые Русской Православной Церкви создали, сотворили то великое чудо, которое названо Святой Русью. Русские святые не только приняли весть о спасении,– они стали жить по ней, а если нужно – и умирать. Это спасительное сеяние продолжалось и будет продолжаться, пока существует наш народ и наша Церковь.
Господь сеял в Русской земле, и возрастали в ней великие святители, преподобные, подвижники-аскеты, благоверные князья. Но пришли времена, когда колосья принесли сторичный плод: пшеница созрела и было убрана в житницы. Сонм новомучеников и исповедников Российских явлен всему миру. Это ответ Русской земли Господу на Его спасительное сеяние.
В наши дни по Промыслу Божию постепенно открывается миру подвиг новомучеников и исповедников минувшего столетия. С раскрытием секретных архивов стали известны имена многих тысяч православных людей, положивших души свои за Христа. Через строки протоколов допросов и сухие анкетные данные о расстрелянных священнослужителях и мирянах открывается духовное горение и удивительное по силе стояние в вере русского православного народа. Перед лицом князя мира сего и его служителей новомученики и исповедники нашей земли не страшились смерти за Христа. Прославляя и восхваляя наших святых, мы должны вдохновляться их примером, научаться жить так, как жили они, прославляя Бога не словами, а пламенной верой, неугасающей надеждой, ласковой неумирающей любовью.
***
Священномученик Ярослав Исаакович Савицкий (28.03.1882–8.12.1937) занимает особое место среди сонма новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви. Сегодня Церковь остается той единственной силой, которая связывает православных христиан братских славянских народов, оказавшихся в разных государствах в результате трагедии, постигшей Россию. Жизнь и подвиг священномученика Ярослава, сама его личность – живо свидетельствует об этом единстве и призывает к нему.
Священномученик Ярослав родился и вырос в Белоруссии. Но служение свое Богу и людям он нес не только в Белой Руси, но и на земле Московской в Руси Великой.
Почти два десятилетия отец Ярослав духовно окормлял сестер Красностокской Рождество-Богородичной обители Гродненской епархии. Он разделил с насельницами монастыря все невзгоды скитальческой жизни после того, как оставил родную Белоруссию в 1915 году, спасаясь вместе с монастырем от наступавших немецких войск. Приютом сестер из Белой Руси стала Екатерининская пустынь под Москвой,– здесь отец Ярослав в течение многих лет разделял все беды и радости сестер монастыря. В 1929 году отец Ярослав был изгнан безбожными властями из монастыря. Следующим его пристанищем стал храм во имя святых мучеников Флора и Лавра в селе Старый Ям, где он служил настоятелем до самого своего ареста и мученической кончины в 1937 году.
Протоиерей Ярослав был поистине непоколебимым столпом Православия. Таких людей Господь ставит на свещнице во время особых испытаний Церкви для укрепления в вере многих чад Божиих. Двадцать лет отпустил ему Господь для служения во время лихолетья, и в эти годы Московская земля стала ему такой же родной, как и Гродненская – малая его родина. Для верующего православного сердца – это единая Русская земля, все мы произошли от единого корня,– и в Белоруссии ощущаешь себя на родной земле. Она немного иная, чем великорусская, но не менее родная и близкая.
Во всех местах, куда посылал Господь отца Ярослава, он служил самоотреченно, без страха и опаски за свою жизнь, поддерживая и наставляя духовных своих чад. Он не боялся смерти за Христа, и его мужество и стойкость в испытаниях укрепляли в стоянии за веру сестер Красностокской обители и всех, кто приходил к нему за советом или духовной помощью. Думается, не случайно именно с Гродненской земли Белой Руси прибыл на Московскую землю в годы тяжких испытаний для Церкви этот удивительный, милостивый и мужественный пастырь…
При подготовке жизнеописания использованы были редчайшие документы и материалы по истории Православия в Белой Руси, документы из семейного архива семьи Савицких, а также раскрытые ныне документы из следственных дел новомучеников и исповедников нашей земли.
ПРАВОСЛАВИЕ В БЕЛОЙ РУСИ
Живущим ныне в России очень мало известно об истории Беларуси, которая после разгрома монголами древнерусских княжеств в течении нескольких столетий находилась в границах либо Великого Княжества Литовского, либо Речи Посполитой. Лишь в 1772 году после первого раздела Польши земли Белой Руси вошли в состав России. Еще раньше царь Алексей Михайлович, занявший Вильну в войне с Литвой, в 1665 году присоединил к своему титулу и Белую Русь, после чего стал именоваться «Самодержец Великия, Малыя и Белыя Руси». Этим же титулом венчались все последующие цари, императоры и императрицы России.
Белая Русь – это Запад Руси Великой, именно здесь совершалось в течение четырех столетий одно из самых трагических в истории христианства противостояний Православия и католичества. На Белую Русь выпала едва ли не главная тяжесть духовного противостояния римско-котолическому завоеванию восточных славян. Причиной тому стала польская экспансия на православный восток, попытка уничтожить Православие и окатоличить украинский и белорусский народы. Православным Белой Руси в этой борьбе пришлось тяжелее всех, потому что в землях Украины на защиту истинной веры встали вооруженные казаки, хорошо обученные военному делу.
Православные Белой Руси не имели практически никакой защиты от насилий и притеснений. Для них оставалось только одно средство – стояние в вере до смерти. Перед ними стоял выбор: либо переходить в унию и сохранить жизнь, либо умереть, если не от насилия, то от голода, отсутствия земли, работы. Это был прообраз того, что совершится в будущем, по слову святых отцов, при воцарении антихриста: никто не сможет ни заработать, ни купить пропитание, если не примет число зверя. Насилия над православными, сопровождаемые ужасающей жестокостью, продолжались на земле Беларуси в течение двух столетий без ослабления или передышки. Но Бог поругаем не бывает! Когда открываются подробности событий того времени, становятся совершенно понятными и очевидными причины тех испытаний и тягот, которые пришлось перенести польскому народу в XIX и XX столетиях. Беды Польши – следствие гонений на Православие.
Во все периоды многострадальной истории Беларуси Православная Церковь оставалась духовной опорой для народа, помогая сохранять веру, надежду, любовь в сердцах страждущих людей. Несмотря на все жестокости и насилия, простой народ хранил верность традициям Православия и, в основе своей, древнерусской культуре и духовности.
Еще в середине XVI века большинство храмов Белой Руси были православными. Величайшей трагедией для духовной жизни Беларуси стала Люблинская уния 1569 года, соединившая Литву с Польшей в единое государство. Результатом этого воссоединения стало ополячивание и окатоличивание населения Белой Руси; был введен запрет на употребление родного языка. Вслед за этим последовала Брестская уния 1596 года, провозгласившая главенство папы римского, с сохранением обрядов и богослужения на славянском языке. С этого времени начинается упадок Православия в крае: православные храмы либо насильственно обращались в униатские, либо разрушались и сжигались. В итоге к XVIII столетию высшее сословие и городское население стало не только католическим, но и утратило национальную самобытность, осознавая себя принадлежащим к польской культуре. Простых людей заставляли принимать в униатство (католичество восточного обряда). Белая Русь подпала под власть Унии – здесь осталась лишь одна православная епархия.
Польский король распоряжался епископскими кафедрами и монастырями, отнимая их у православных. Уния вводилась силой с поразительной свирепостью и озлоблением со стороны поляков и ксендзов. В городах православные не допускались ни к каким должностям, часто им грозило тюремное заключение или изгнание из родного края. Православных убивали за совершение религиозных обрядов. Паны-католики в селах заставляли священников принимать унию. Если прихожане защищали священника и не принимали унии, паны отдавали церкви в аренду евреям, которые назначали плату за каждую службу. Православным не позволялось ни торговать, ни работать в городах.
Всё XVII столетие прошло в борьбе с унией. В это время православный народ проявил столько мужества, горячей веры и исповедничества, которые и сегодня вызывают изумление у каждого, кто знакомится с воспоминаниями и документами того времени. Опорой православных стали монастыри и православные братства. Несмотря на насилия, многие православные мужественно переносили издевательства, но в унию не переходили. Белорусы с надеждой смотрели на Россию, ожидая от нее заступничества и избавления от мучений.
Прежде всего в унию заставляли перейти архиереев. Впоследствии было ополячено и остальное духовенство. Образование священники получали в иезуитских школах, где обучение велось на польском и латинском языках: все было пронизано великопольским патриотическим духом. В 1751 году папа издал особую буллу для католиков в Польше и Литве, в которой объявлял, что прощает им грехи на сто лет вперед за их преданность папе. Обезумев от фанатизма, униаты и католики с еще большей жестокостью тиранили и мучили православных, считая, что служат Богу, загоняя их в унию. Поляки и униаты собирали горящие угли на свои головы. Это длительное жестокое гонение привело к печальнейшим последствиям и для самой Польши, о чем скажет со скорбью польский поэт: «Польша! Твоя гибель в Риме!»
Эта духовная война, направленная на уничтожение Православной Церкви, продолжалась двести лет. Во главе ее стоял польский король, костел и их слуги – чиновники и католическая шляхта. Ряды православных редели, многие не выдержавали давления и переходили в унию. В 1747 году униатских священников заставили брить бороды и носить ту же одежду, что и ксендзы. Так что внешне униатское священство перестало отличаться от католического.
Своими безумными преследованиями православных поляки сами подталкивали белорусов к мольбам о защите у России. Политика Польши ускоряла ее собственную гибель. Возмездие пришло, когда императрица Екатерина II положила конец многолетним притязаниям Польши, присоединив к России практически все территории Беларуси, пострадавшие под польским владычеством.
В 1772 году Россия, Австрия и Пруссия разделили Польшу. Сейм был распущен, конституция Польши отменена. Свой протест против раздела поляки выразили восстанием под руководством Тадэуша Костюшки. А.В. Суворов разгромил повстанцев под Варшавой в 1794 году. После этого совершился еще один раздел Польского королевства. Король Станислав Понятовский отрекся от престола и в 1795 году прибыл в Санкт-Петербург, где и закончил свою жизнь. Польское королевство перестало существовать. Варшаву также присоединили к России.
Россия приняла Беларусь в окатоличенном и ополяченном состоянии. Шляхта и городское население были в основном католическими, а крестьянство принадлежало к унии. Православных оставалось очень немного. Присоединенные земли разделили на пять губерний: Гродненскую, Виленскую, Витебскую, Минскую и Могилевскую. Преподавание в школах велось на русском языке. Население в городах говорило по-польски.
Падение Польши еще более обострило отношения между католиками и православными. Новым стало то, что поляки сами стали уничтожать унию. Многие униаты перешли тогда в католичество: среди них А. Мицкевич, Т. Костюшко, К. Калиновский*. В то же время униаты стали во множестве переходить в Православие. После второго и третьего раздела Польши от августа 1794 по март 1795 года к Православию присоединились 1483111униатов, 2603 униатских церкви и 1552 униатских священника. Любовь к Православию в народе сохранились, и, как только прекратилось насилие, начался массовый возврат белорусов в лоно Православной Церкви.
* Кастусь (Константин) Калиновский (1838–1864 гг.) – руководитель польского восстания 1863 г.
В 1839 году состоялся Собор униатских епископов, который принял решение о воссоединении униатов с Православной Церковью. 25 марта 1839 года император Николай I написал резолюцию на решении Святейшего Синода по этому вопросу: «Благодарю Бога и принимаю».
Так закончилось в Беларуси существование Брестской унии, принесшей столько горя и зла белорусскому народу. И в то же время здесь воссиял сонм мучеников и исповедников Православия. Эта эпоха мученичества за веру целого народа еще недостаточно духовно осмыслена. Еще ждут своего прославления мученики и исповедники того времени. Ведь они явились той закваской, которая помогла народу Беларуси выстоять в последующих испытаниях.
В 1863 году началось новое польское восстание. И снова поляки убивали и мучили мирных православных людей. «Литовские Епархиальные Ведомости» того периода публиковали списки мучеников, которых вооруженные поляки закапывали в землю живыми, вешали, отрезали носы и уши, убивали. Особенно изощренно глумились повстанцы над православными священниками, после чего их убивали с особой жестокостью*. Только в Гродненской губернии были убиты 43 священника.
* После обретения Польшей независимости отношение к православным практически не изменилось. Все так же у них отнимали монастыри и святыни, закрывалии и разрушали православные храмы. – Враждебное отношение поляков к белорусам особенно проявилось во время немецкой оккупации, несмотря на то, что на сей раз оба народа имели общего врага – нацизм. Для народа Белой Руси этот период стал, быть может, самым страшным за всю историю его существования. Ни один народ Европы не потерял во Второй Мировой войне столько людей, сколько белорусы ( в отношении убитых к общей численности населения).
Народ страдал как от немцев, так и от партизан. Преследуя партизан, немцы жгли деревни, убивали мирных жителей, женщин и детей, подозревая их в сочувствии партизанам. Еще тяжелее было православным – священникам и простым верующим людям: их убивали немцы, их убивали советские партизаны, их убивали и бойцы польского движения сопротивления. Это мученики за веру, и кто может сегодня сказать, сколько их лежит в белорусской земле.
В опубликованной ныне инструкции № 7 от 14 мая 1943 г. руководящий центр польских гренадеров указывает, что «белорусы – это враги польского народа… поляки должны всеми способами компрометировать белорусов перед немцами, добиваясь арестов белорусов с тем, чтобы потери в белорусах были наибольшими». А вот еще один польский документ времен оккупации: «Каждый поляк должен помнить, что… никогда и ни за что белорус не захочет дать нам помощь, поэтому мы должны стремиться выжить белорусов из всех учреждений, стремиться найти всякие материалы, обвиняющие белорусов за связь с партизанами для того, чтобы их расстреливали. Таким образом мы сможем не только выжить белорусов, но и настроить белорусское население против немцев… Через своих людей просить полицию и немцев сжигать белорусские деревни под предлогом, что они помогают партизанам…» Комментарии к этом документам вряд ли нужны. Сегодня мы можем только молить Бога, чтобы просветил Он, вразумил и простил поляков – наших братьев-славян.
И все же Православие в Белой Руси победило: к 1914 году здесь было пять епархий: Виленско-Литовская, Гродненско-Брестская, Минско-Туровская, Могилевско-Мстиславская и Полоцко-Витебская; 3552 церкви, 470 часовен, 21 мужской и 14 женских монастырей.
Добавьте комментарий