Главная

СОНАМИТЯНКА. ГЛАВА ИЗ КНИГИ «МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ»

«История мира – это не что иное,
как биография великих людей»

(Томас Карлейль)

Глава 19
СОНАМИТЯНКА

ВОЗВРАЩЕНИЕ ПРОРОКА ИЛИИ

ГОСПОДЬ НАПРАВЛЯЕТ ИЛИЮ К АХАВУ. ДЕТАЛЬ ИКОНЫ ПРОРОК ИЛИЯ В ПУСТЫНЕ С ЖИТИЕМ. XVI в. ВОЛОГДА

А засуха в Израиле все еще продолжалась. Плодородные равнины колена Ефремова превратились в знойную, бесплодную пустыню, и в Самарии настал голод. Ахав со своим царедворцем Авдием отправился обозревать страну, чтобы убедиться в размерах постигшего бедствия. Он отправил гонцов во все концы царства и в соседние страны в поисках Илии, но его нигде не находили.

На третий год засухи Бог повелел Илии вернуться из Сарепты в Самарию и вновь противостать Ахаву. «По прошествии многих дней было слово Господне к Илии в третий год: пойди и покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю. И пошел Илия, чтобы показаться Ахаву» (3 Цар. 18, 1–2). Однако вначале он встретился с Авдием, главным царедворцем Ахава, повелевая ему известить царя о его явлении. Но лишь только трепещущий Авдий донес об этом Ахаву, как пред ним лично явился и сам Илия. «Ты ли это, смущающий Израиля?» – гневно спросил царь пророка. – «Не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего,– отвечал Илия,– тем, что вы презрели повеления Господни и идете в след Ваалам» (3 Цар. 18, 17–18).

АХАВ. ЦАРЬ ИЗРАИЛЯ (873–852 гг. до Р. Х.)

Чтобы доказать истину религии Иеговы и ложность Ваала, Илия предложил сделать всенародный опыт через жертвоприношение, проверить, чью молитву Бог скорее услышит и низведет небесный огонь для сожжения жертвы. Ахав принял предложение и созвал жрецов Ваала в числе 450 человек и 400 пророков дубравных. Состязание должно было происходить на горе Кармил*, с величавой вершины которой с одной стороны открывается вид на безбрежное море, а с другой на богатейшие равнины Земли Обетованной. Царь согласился с требованием Илии собрать народ на вершине горы Кармил, чтобы они стали свидетелями противостояния пророка и священников Ваала, которых привела в Самарию Иезавель. Собралось множество народа, и Илия одиноко стоял против сотен жрецов и тысяч идолопоклонников. Жрецы Ваала устроили жертвенник и положили на него тельца.

ЖЕРТВЕННИК ВААЛУ, ПОСТАВЛЕННЫЙ ЦАРЕМ АХАВОМ В САМАРИИ

* Гора Кармил – Вероятно, гора Кармил, расположенная к югу от современного порта Хайфа, долгое время служила границей между Израилем и Финикией и считалась, как и многие другие горы, священным местом.

К ним и обращается пророк с предложением принести здесь жертвы, не подкладывая огня, при этом пророк предоставляет жрецам принести жертву прежде него – «чтобы постыженные служители лжи не сказали, будто Ваал огорчился, что не ему первому воздан дар» (блаж. Феодорит).

ПРОРОК ИЛИЯ ОБЛИЧАЕТ ЦАРЯ АХАВА. ИКОНА. XV в. НОВГОРОД

Когда их бог Ваал (бог солнца) начал подниматься с восточного небосклона, они приветствовали его появление дикими плясками, с причитанием и воплями: «Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа» (3 Цар. 18, 26). «В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть и спит, так он проснется» (3 Цар. 18, 27). Жрецы еще более забесновались, крича до неистовства и нанося себе удары ножами и копьями, так что истекали кровью*. «Но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха» (3 Цар. 18, 29).
* Евреям строго запрещено было делать себе подобные нарезы на теле.

Дневное светило, которое безумно боготворилось ими, скатилось с небосклона и скрылось в волнах Средиземного моря. Тогда пришла очередь пророка истинного Бога. Подозвав к себе народ, Илия воздвиг жертвенник из двенадцати камней, по числу колен Израилевых, окопал его рвом, который наполнил водой, и, положив жертву, произнес пламенную молитву к Богу, прося Его показать идолопоклонникам, что Он есть единый истинный Бог, Бог отцов заблудшего народа.

ПРОРОК ИЛИЯ НА ГОРЕ КАРМИЛ УБИВАЕТ ЖРЕЦОВ ВААЛА. РОСПИСЬ СИНАГОГИ В ДУРА-ЕВРОПОС. 250 г. ДАМАСК

В молитве своей к Господу пророк именует Его уже не своим только Богом, как при воскрешении сына вдовы Сарептской (3 Цар. 17, 20), а Богом Авраама, Исаака и Иакова,– напоминая всем об откровении Бога Завета Моисею (см. Исх 3, 15). Цель жертвы и молитвы пророка – совершенное обращение Израиля к Господу. Ответом на молитву пророка было чудесное ниспадение с неба огня, показывавшее милостивое принятие Богом жертвы и молитвы пророка. Тогда внезапно сверкнул огонь и истребил не только жертву, но и воду во pву. «Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог! Господь есть Бог!» (3 Цар. 18, 39). «И этот небесный огонь попалил не только дрова и жертву, но и персть и воду и камни, чтобы Божий алтарь не был поруган, когда нечестивые станут приносить на нем жертвы демонам»,– пишет блаж. Феодорит.

ГОРА КАРМИЛ. МЕСТО, ГДЕ ПРОРОК ИЛИЯ ПОРАЗИЛ ЖРЕЦОВ ВААЛА. ФРАГМЕНТ

Впечатление величия и всемогущества Господа – в ниспослании огня с неба и попалении жертвы – само по себе и по контрасту с проявившимся ранее бессилием Ваала было невыразимо сильно и подавляюще; исполненный глубокого благоговения к Господу, веры в Него, народ одновременно почувствовал неудержимое негодование на жрецов Ваала. При таком настроении собравшихся Ахав, если бы и хотел, не мог защитить лжепророков и жрецов идольских. По отношению к идолослужителям приведено было в исполнение постановление Моисеева закона: все жрецы были схвачены и убиты на берегах потока Киссона.

ПРОРОК ИЛИЯ ЗАКАЛЫВАЕТ ЖРЕЦОВ. ПАМЯТНИК НА ГОРЕ КАРМИЛ

Бедствие тотчас же прекратилось. На западе с моря поднялось облачко, как предвестник дождя, и вся страна ожила от обильной влаги. Ахав с радостью поскакал в свою летнюю резиденцию Изреел, и торжествующий Илия, «опоясав чресла свои, бежал пред Ахавом до самого Изрееля» (3 Цар. 18, 46). Пророк, желая утвердить в душе Ахава это спасительное настроение, пробегает, укрепляемый силою Божиею, все немалое пространство от Кармила до Изрееля (около 240 стадий, или 48 верст) перед колесницею Ахава.

Ахав признал силу Бога Израилева, но все происшедшее только еще более распалило злобную ярость Иезавели. Она решилась скорее умереть, чем оставить Илию без отмщения за избиение ее жрецов и пророков. Безумствуя от злобы, она послала передать Илие грозную весть: «Если ты Илия, то я Иезавель; пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что́ сделано с душею каждого из них» (3 Цар. 19, 2), т. е. ее жрецов.

ВАДИ-КЕЛЫП. МОНАСТЫРЬ ПРП. ГЕОРГИЯ ХОЗЕВИТА НА МЕСТЕ ПЕЩЕРЫ, В КОТОРОЙ СКРЫВАЛСЯ ОТ ИЕЗАВЕЛИ ПРОРОК ИЛИЯ

Но пророк Илия, как ветер пустыни, явился и исчез. Сначала он отправился в Вирсавию, где ослабевшая было в нем бодрость была поддержана явлением Ангела, принесшего ему пищу для подкрепления, а затем «шел сорок дней и ночей до горы Божией Хорива» (3 Цар. 19, 8), той священной горы, где Моисей впервые получил свое призвание и у которой дарованы были ему скрижали закона. Там он вновь ободрился, как бы восприяв в себя дух самого великого законодателя Моисея, с которым он, как два величайших представителя Ветхозаветной Церкви, явился впоследствии на Фаворе пред лицом божественного Начальника Нового Завета. Там же он, подобно Моисею, сподобился видения Бога, Который явился ему не в грозных знамениях бури, огня и землетрясения, как он мог ожидать, а в «веянии тихого ветра» (3 Цар. 19, 12), как в знамении благодати, незримо и тихо снисходящей на душу человеческую.

СВ. ПРОРОК ИЛИЯ. ФРЕСКА XIII в. МИЛЕШЕВА

Характер этого Богоявления,– то, что Господь явился не в вихре и буре, не в землетрясении, не в всепоедающем огне – обычных грозных стихийных силах карающей, гневающейся силы Божией (ср. Пс 17, 8–18; Ис 29, 5–6), а в веянии тихого ветра показывает пророку, что Господь «за лучшее признал управлять родом человеческим с кротостью и долготерпением, хотя не трудно Ему послать на нечестивых и молнии и громы, восколебать землю, мгновенно ископать для них ров и всех в конец истребить стремительными ветрами» (блаж. Феодорит).

Почувствовав присутствие Божие в веянии тихого ветра, Илия вышел из пещеры, в которой он был во время потрясающих явлений природы,– и в благоговейном трепете перед Неприступным Богом закрыл плащом (милотью) лицо, как Моисей при бывших ему на Хориве же Богоявлениях.

ВСТРЕЧА ПРОРОКА ИЛИИ С ЕЛИСЕЕМ. КЛЕЙМО ИКОНЫ ПРОРОК ИЛИЯ В ЖИТИИ. XVI в.

Ободрив великого пророка заявлением, что среди израильтян было еще «семь тысяч (мужей); всех сих колена не преклонялись пред Ваалом, и всех их уста не лобызали его» (3 Цар. 19, 27), Господь повелел ему возвратиться своею дорогой и в Дамаске помазать Азаила царем над Сирией, Ииуя царем над Израилем и Елисея пророком вместо себя. Обстоятельства позволили Илие исполнить только последнее из этих поручений,– помазание Елисея, которому он предоставил исполнить остальные.

Илия решил прежде всего обрести будущего своего преемника и направился в город Авел-Мехолу, где жил Елисей*, чтобы призвать его к пророческому служению. Господь повелевает пророку Илии: «Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя» (3 Цар. 19, 16). Елисей был зажиточным земледельцем и имел двенадцать пар волов. Илия нашел его на поле, когда он пахал при двенадцатой паре волов. Проходя мимо него, Илия набросил на него свою «милоть» – в знак пророческого призвания, и Елисей тотчас же оставил полевые работы, простился с родителями и, принеся в жертву ту самую пару волов, на которых пахал, последовал за Илией «и стал служить ему» (3 Цар. 19, 21).
* Имя Елисея означает «Бог есть спасение».

Слова пророка Илии «что я сделал тебе» (3 Цар. 19, 20) указывают на важность призвания к пророчеству и вместе с тем на свободу в следовании этому призванию. Прощальная трапеза, которую устроил Елисей родным и знакомым из тех самых волов, на которых пахал, означала, что он порывает свои житейские отношения для высшего служения Богу в звании пророка.

***

ПОДСТРЕКАЕМЫЙ ИЕЗАВЕЛЬЮ, ЦАРЬ АХАВ ЖАЖДЕТ ВИНОГРАДНИКОВ НАВУФЕЯ. 1879 г. ХУД. ТОМАС МЭТЬЮЗ РУК

Пророку Илии предстояло еще одно последнее столкновение со своим старым противником, царем Ахавом. Царь сильно возжелал виноградник, который находился возле его зимнего дворца в Изрееле, но его владелец Навуфей, как истинный израильтянин, ни за что не хотел расстаться со своим наследственным имением, с которым связана была память обо всем роде его отцов. Навуфей – ревнитель Закона, который запрещал израильтянам отчуждение наследственной земли в другие руки, и даже по крайней бедности проданная земля должна была без выкупа возвращаться к первоначальному владельцу.

АХАВ И ИЕЗАВЕЛЬ ПЕРЕД ПРОРОКОМ ИЛИЕЙ ПОСЛЕ УБИЙСТВА НАВУФЕЯ

Из этого затруднения царя вывела на все готовая Иезавель. Узнав, в чем дело, она устроила все так, что Навуфея осудили по показаниям лжесвидетелей за богохульство и побили камнями, а его собственность перешла к царю. Когда Ахав отправился во вновь приобретенный виноградник, перед ним предстал Илия и гневно осудил его во имя Господа: «Ты убил, и еще вступаешь в наследство?» (3 Цар. 21, 19). Пророк объявил о неминуемой гибели Ахава и всего его дома, который будет уничтожен. Что же до Иезавели, то псы съедят ее у стен Изрееля.

Обличение пророка Илии и на этот раз, как и после кармильского события, произвело сильное действие на Ахава. Он, видимо, был склонен принимать проповедь пророка, но слабохарактерность и подчинение влиянию язычницы-жены парализовали спасительное действие слов пророка*. Выслушав грозные обличения, «Ахав умилился пред Господом, ходил и плакал, разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально» (3 Цар. 21, 27). Поэтому Господь через пророка же Илию смягчил Свой суд над Ахавом: грозное пророчество исполнится во всей силе не на Ахаве, а на сыне его Иораме. Но смерть самого Ахава и Иезавели произошла в соответствии с предсказанием Илии. Ахав был смертельно ранен стрелою из вражескоого лука. Из пыла битвы он вывезен был на колеснице и умер. При его падении войско израильское дрогнуло и обратилось в бегство. Тело царя было привезено в Самарию и погребено там, а когда окровавленную колесницу мыли в пруде Самарийском, то кровь Ахава лизали псы, как и предсказал ему Илия.
* Здесь видна полная аналогия с Иродом, с удовольствием слушавшим Иоанна Крестителя и все же умертвившем его по навету злой Иродиады (см. Мк. 6, 20, 26). «Легкомыслен и жалок был Ахав, и не трудно было обращать его туда и сюда; почему лукавая жена и ввергла его в ров нечестия» (блаж. Феодорит).

СМЕРТЬ АХАВА. ГРАВЮРА ЮЛИУСА ШНОРР ФОН КАРОЛЬСФЕЛЬДА (1794–1872)

Илия был пророком суда, как для Ахава, так и для его сына и зятя. После смерти Ахава престол Израильского царства занял его сын Охозия, который во всем следовал своему отцу и своей матери, «делая неугодное пред очами Господа» (3 Цар. 16, 19). В следующем году новый царь получил тяжелые ранения, упав с балкона своего дворца в Самарии. Он послал своих людей вопросить Веельзевула, филистимского бога, капище которому было построено в Аккароне, на прибрежной равнине. По дороге послов царя перехватил Илия, велевший им сказать своему царственному хозяину: «Разве нет Бога в Израиле, что ты посылаешь вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское? За то, с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь» (4 Цар. 1, 6).

Разъяренный царь приказал схватить Илию и привести к себе. Два отряда войск по 50 человек подступали к нему на горе, но оба были уничтожены небесным огнем, который сошел с неба по молитве Илии. Только на мольбу благочестивого сотника третьего отряда Илия согласился оставить свое неприступное убежище, явился к царю и бесстрашно повторил пред ним свое грозное предсказание у постели царя. Вскоре после этого Oxoзия умер, не оставив после себя прямого наследника, а вместо него воцарился брат его Иорам.

ЖЕНА СОНАМИТЯНКА И ПРОРОК ЕЛИСЕЙ

ВСТРЕЧА ПРОРОКА ИЛИИ С ЕЛИСЕЕМ. ФРЕСКА ЦЕРКВА СВ. ПРОРОКА ИЛИИ В ЯРОСЛАВЛЕ. XVII в.

Вместе с тем окончилось и земное поприще великого пророка. Елисею суждено было продолжить дело, которому Илия отдал всю свою жизнь. Во время последнего путешествия Илии из Галгала через Вефиль и Иерихон к реке Иордан, воды которой расступились перед ним, его сопровождал Елисей. Оба пророка знали о предстоящем Илии вознесении. Илия обещал Елисею исполнить еще одну его просьбу, и Елисей просил, чтобы Святой Дух, который был на Илии, почил на нем, Елисее, вдвойне.

ПЕРЕХОД ПРОРОКА ИЛИИ С ЕЛИСЕЕМ ЧЕРЕЗ ИОРДАН. ВОСХОЖДЕНИЕ НА НЕБО ПРОРОКА ИЛИИ. ФРЕСКА Ц. СВ. ПРОРОКА ИЛИИ В ЯРОСЛАВЛЕ. XVII в.

Пророк Илия был духовным отцом Елисея и, расставаясь с ним, пророк Елисей как бы просит его признать своим первородным сыном духовным: по Закону (Вт. 21, 17) первородный сын имеет то преимущество перед прочими братьями, что получает двойную часть наследства. Елисей просит признать его первородным и из благодатного наследия своего – «духа», или «духа и силы»* Илии, духа пророчества и чудотворения,– уделить ему преимущественную часть, а не двойную, сугубую часть в сравнении с духом Илии. Просьбу Елисея пророк Илия находит трудной, поскольку выполнение ее зависит от того, удостоит ли Бог Елисея, откроет ли ему духовные очи видеть преславное преставление пророка Илии.
* «И предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк. 1, 17).

ОГНЕННОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ ИЛИИ ПРОРОКА. ИКОНА XVII в. РУССКИЙ СЕВЕР. СТОКГОЛЬМ

Когда они шли далее, «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой! колесница Израиля и конница его! – И не видел его более» (4 Цар. 2, 11–12). Елисей получил тем самым знамение, что просьба его услышана и исполнена*. В печали о разлуке со своим возлюбленным учителем он разодрал свою одежду и вместо нее поднял упавшую милоть Илии. Ею на обратном пути он разделил воды Иордана; встретившие его пророки признали в нем духовного преемника Илии и поклонились ему до земли**.
* Свт. Афанасий Великий говорит, что Елисей был удостоен двойного дара духа за то, что он, оставив всё, последовал за Илией.
** Господь живым берет пророка Илию к Себе, но церковное учение говорит нам, что, когда в последние времена умножатся беззакония и иссякнет любовь многих, так что истощится у людей всякое проявление ревности по Боге, тогда явятся «два свидетеля … две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли» (Откр. 11, 3–4), которые будут свидетельствовать Божию правду среди измалодушествовавшегося человечества, вселяя бодрость в малое стадо оставшихся до конца верными, смущая и обличая многочисленных, нагло торжествующих Божиих врагов. По Божьему попущению они – эти два светильника, будут убиты антихристом (Откр. 11, 7) и в третий день воскреснут.

ПЕРЕХОД ПРОРОКА ИЛИИ С ЕЛИСЕЕМ ЧЕРЕЗ ИОРДАН. ВОСХОЖДЕНИЕ НА НЕБО ПРОРОКА ИЛИИ. ФРЕСКА Ц. СВ. ПРОРОКА ИЛИИ В ЯРОСЛАВЛЕ. XVII в.

Церковное учение говорит нам, что эти два светильника-свидетеля будут святые Енох и Илия, те праведники Ветхого Завета, которые не вкусили смерти, именно для того, чтобы совершить Божие дело в конце веков, когда человеческие силы истощатся.
Это страшное истощение человеческих нравственных сил мы ясно и болезненно ощущаем и теперь, как еще никогда ранее. Значит ли это, что близок час прихода к нам пророка Илии и праведного Еноха как предтечей Второго Пришествия Христова – мы не можем сказать, и непреложно верим, что рано или поздно это будет, и земля еще услышит грозный голос, говорящий: «Жив Господь Саваоф, пред Которым я стою… долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему, а если Ваал, то ему последуйте» (3 Цар. 18, 15–21). И многое, многое из знамений современности свидетельствует о том, что до дней, когда раздастся этот голос, осталось немного времени, и быть может, еще мы, наше поколение встретится лицом к лицу на этой земле, в современной конкретной обстановке с грозным огнедышащим Божиим пророком, которого недаром называет церковное песнопение «вторым Предтечею Пришествия Христова, Илиею славным».

НАКАЗАНИЕ ДЕТЕЙ ПРОРОКОМ ЕЛИСЕЕМ. ФРЕСКА ЦЕРКВА СВ. ПРОРОКА ИЛИИ В ЯРОСЛАВЛЕ. XVII в.

На пути в Вефиль его встретили насмешками дети из этого города, которые, очевидно следуя примеру своих нечестивых родителей, издевались над пророком, крича ему: «иди, плешивый, иди, плешивый!» (4 Цар. 2, 23). За это, в наказание и предостережение нечестивым родителям, сорок два из этих детей были растерзаны вышедшими из соседнего леса медведицами, а Елисей отправился на гору Кармил, чтобы там, в этом любимом убежище его великого учителя, в уединенном общении с Богом укрепить свой пророческий дух.

Затем уже оттуда он направился в Самарию, где царствовал младший сын Ахава Иорам (десятый царь израильский). Женившись на дочери Ахава и Иезавели – Гофолии, он поддался влиянию своей кровожадной жены, при вступлении на престол избил всех своих братьев и своим неблагоразумием и нечестивой жизнью навлек на свое царство множество бед. Филистимляне и аравитяне напали на его страну, разорили его дворец, захватили его жен и избили его сыновей.

СВ. ПРОРОК ЕЛИСЕЙ. ФРЕСКА КАФОЛИКОНА МОНАСТЫРЯ ДИОНИСИАТ НА АФОНЕ. 1546-1547 гг.

Он получил от пророка письмо с предсказанием кары за идолопоклонство и за убийство собственных братьев (2 Пар 21, 1–6, 12–15). Во исполнение благословения Божия пророк Елисей совершает помазание военачальника Ииуя на царство, и указывает, что новый помазанник явится орудием казни Божией над домом Ахава, что и совершилось с гибелью Иорама, как предсказал это пророк Илия. Иорам умер от безобразной и мучительной болезни – в таком презрении, что не удостоен был даже погребения в царской усыпальнице.

В обоих еврейских царствах тогда были соименные цари, которые поддерживали союз между собой. В войне с моавитянами Елисей оказал союзным царям незаменимую услугу, которая прославила его имя в обоих царствах. Но затем начинается целый ряд изумительных чудес, которые наполняют все царствование Иорама.

Еще будучи в Иерихоне, Елисей чудесно очистил злокачественную воду одного источника, причинявшего бесплодие; затем умножил масло в сосуде бедной вдовы, дав ей возможность уплатить долг покойного мужа, за который заимодавец угрожал взять ее двух сыновей себе в рабство. Оливковое масло, удивительным образом не кончавшееся в сосуде, напоминает чудесное снабжение маслом и мукой Сарептской вдовы, которая приютила Илию.

ИСЦЕЛЕНИЕ СИРИЙСКОГО ВОЕНАЧАЛЬНИКА НЕЕМАНА ПРОРОКОМ ЕЛИСЕЕМ. ФРЕСКА ЦЕРКВИ СВ. ПРОРОКА ИЛИИ В ЯРОСЛАВЛЕ. XVII в.

В Галгале он уничтожил гибельные свойства ядовитых трав, случайно попавших в пищу пророческих учеников; чудесно напитал двенадцатью ячменными хлебами и несколькими зелеными колосьями сто человек «и еще осталось, по слову Господню» (4 Цар. 4, 38–44) и заставил всплыть на поверхность воды упавший в Иордан топор.

Слава об этих чудесах разнеслась не только по всей Палестине, но и за пределы ее, и это послужило поводом к одному из самых замечательных событий в жизни Елисея – исцеление от проказы сирийского военачальника Неемана*. Елисей послал его к реке Иордан и приказал омыться I7 раз. Исцелившись, Нееман возвратился к Елисею и попросил: «Пусть рабу твоему дадут земли, сколько снесут два лошака, потому что не будет впредь раб твой приносить всесожжения и жертвы другим богам, кроме Господа» (4 Цар. 5, 17). Елисей дал на это позволение, однако не принял от Неемана никакого дара. Слуга Елисея Гиезий не удержался от соблазна обогатиться. Он догнал Неемана и, ссылаясь на то, что к Елисею пришли в гости сыны пророческие и тот просит для них серебра и одежд, взял себе два таланта серебра и две перемены одежд и скрыл от пророка. Елисей обличил сребролюбца и строго наказал за человеческую пристрастность в деле Божием и за обман: «Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него белый от проказы, как снег» (4 Цар. 5, 27).
* Это чудо вспоминает Господь, проповедуя в синагоге Назарета. Он говорит о том, что «никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лк. 4, 24), приводя в пример ветхозаветных пророков – Илию и Елисея. Илия был послан «ко вдове в Сарепту Сидонскую» (т. е. за пределы Израиля), а Елисей исцелил сирийца Неемана, хотя в то время было много прокаженных в Израиле (Лк. 4. 25–27). Эти слова Господа вызвали ярость бывших в синагоге иудеев.

МОНАСТЫРЬ ПРОРОКА ЕЛИСЕЯ В Г. ИЕРИХОН

Когда Елисей заболел и был при смерти, к нему пришел израильский царь Иоас, который плакал над ним и говорил те же слова, которые Елисей говорил ранее пророку Илии: «…отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его!» (4 Цар. 2, 12). Перед смертью Елисей предсказал царю временную победу над Сирией (4 Цар. 13, 15–19).

Последнее чудо Елисея, описанное в Библии, было совершено после его смерти. Через год после погребения пророка, во время нашествия моавитян, израильтяне несли хоронить умершего, но при виде неприятелей «бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13, 21).

ГРОБНИЦА ПРОРОКА ЕЛИСЕЯ

Свт. Кирилл Иерусалимский приводит посмертное чудо Елисея – воскрешение мертвеца (4 Цар. 13, 21) – как доказательство Воскресения Христова: «Если мертвый, прикоснувшийся к костям Елисеевым, восстал, то неужели Творец всего не мог восстать силой Отца?» Православная Церковь видит в этом чуде одно из первых свидетельств истинности почитания мощей святых угодников, прославивших Господа своим жизненным подвигом.

Память пророка Елисея празднуется 27/14 июня.

***

ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ С КЛЕЙМАМИ ИЗОБРАЖЕНИЯМИ ПРАМАТЕРЕЙ ИЗРАИЛЬСКОГО НАРОДА. ЖЕНА СОНАМИТЯНКА

В ряду чудес, совершённых пророком Елисеем, одним из самых удивительных стоит чудесное избавление от неплодия богатой женщины из Сонама и воскрешение пророком ее умершего сына.

Елисей любил жить при горе Кармил в том месте, где по преданию, скрывался его наставник. Однажды пророк Елисей в очередной раз отправился из Галгал на гору Кармил, а оттуда пришел в близлежащий Сонам*. «Там одна богатая женщина упросила его к себе есть хлеба; и когда он ни проходил, всегда заходил туда есть хлеба. И сказала она мужу своему: вот, я знаю, что человек Божий, который проходит мимо нас постоянно, святой; сделаем небольшую горницу над стеною и поставим ему там постель, и стол, и седалище, и светильник; и когда он будет приходить к нам, пусть заходит туда» (4 Цар. 4, 8–10).
* Сонам (бугристое, неровное место) (И. Нав. 19, 18) – город в колене Иссахаровом на юго-востоке от Назарета и Фавора, в долине Изреель. Город упоминается в египетских перечнях завоеваний. Название города соединено с важными событиями из истории богоизбранного народа. Здесь находился лагерь филистимлян пред последним сражением с ними воинов царя Саула; здесь родилась Ависага, служившая Давиду и ходившая за ним во время его старости (3 Цар. 1, 3, 15). Ныне это местечко называется Солам или Сулем, неподалеку от Изрееля.

ПРОРОК ЕЛИСЕЙ И СОНАМИТЯНКА. ХУД. РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН (1606–1669)

«Сонамитянка» – так назвал сам пророк эту благочестивую женщину, давшую ему приют. Она знала, что Елисей – человек Божий, как его называли в народе,– наполнил маслом кувшины и сосуды вдовы одного из пророков, которая была не в состоянии заплатить свои долги. Это и другие чудеса, без сомнения, запали в душу Сонамитянки. Богатая, благородная, она устроила наверху своего дома горницу для приема человека Божия во всякое время. К его услугам здесь была кровать, стол, стул и светильник. Елисей охотно пользовался гостеприимством доброй женщины и часто останавливался в ее доме.

МОЛЕНИЕ СОНАМИТЯНКИ О ДАРОВАНИИ ЧАДА. ФРЕСКА ЦЕРКВИ ИЛИИ-ПРОРОКА В ЯРОСЛАВЛЕ. 1680-1681 гг.

О ее муже говорится немного. Известно, что он был уже стар, по-видимому, гораздо старше ее. Позднее мы узнаем, что он доверял советам своей жены и разделял с ней все блага в своей жизни.

Рассказ о Сонамитянке замечателен описанием бытовых, общественно-гражданских и религиозных особенностей древнееврейского быта. Характерно описание утвари, мебели зажиточного древнееврейского дома: в комнате, устроенной благочестивой Сонамитянкой для пророка Елисея,– «небольшой горнице над стеной» (4 Цар. 4, 9), нередко сооружаемой на плоской крыше восточного жилища находились постель, стол, стул, светильник.

Типичное еврейское жилище того времени представляло собой так называемый «четырехкомнатный дом». На первом этаже находилась комната, простирающаяся на всю ширину дома. Фасадная часть разделялась на три параллельных помещения. В центре этих трех помещений обычно находился внутренний дворик. В большинстве подобных домов имелся второй этаж, хотя до нашего времени они не дошли.

РОЖДЕНИЕ СЫНА СОНАМИТЯНКИ. ФРЕСКА ЦЕРКВИ ПРОРОКА ИЛИИ В ЯРОСЛАВЛЕ

Горница, которую сонамитянка приготовила для Елисея, выходила на боковую лестницу, ведущую в сад. Это прохладное, тихое, уединенное место стало излюбленным местом отдыха для пророка, когда он путешествовал в близлежащие города.

Отношение Сонамитянки к Елисею проникнуто глубоким благоговением; она прямо называет пророка «святым», здесь впервые в Библии живой человек именуется святым.

ПРОРОК ЕЛИСЕЙ И СОНАМИТЯНКА. ХУД. ПИТЕР ПИТАРС ЛАСТМАН (1583–1633). ГМИИ. МОСКВА

Однажды Елисей спросил свою радушную хозяйку, чем он может отблагодарить ее за гостеприимство. Но она заверила его, что не ждет от него ни почестей, ни признания, ни награды, так как «живет среди своего народа» (4 Цар. 3, 13), т. е. принадлежит к сильному и знатному роду. Она все имела от людей; от них она большего не желала. Но Елисей прозревал, что ей недоставало счастья, которое мог даровать только Бог. Слуга пророка Гиезий напомнил Елисею, что у этой женщины не было сына, а родить сына было самым сокровенным желанием каждой израильтянки. Елисей велел слуге позвать Сонамитянку. «Он позвал ее, и стала она в дверях. И сказал он: через год, в это самое время ты будешь держать на руках сына. И сказала она: нет, господин мой, человек Божий, не обманывай рабы твоей. И женщина стала беременною и родила сына на другой год, в то самое время, как сказал ей Елисей» (4 Цар. 4, 15–17).

Обещание сына Сонамитянке сходно с обетованием о сыне, которое Бог дал Аврааму и Сарре (Быт. 18, 10), а скептическая реакция сонамитянки напоминает ответ Сарры (Быт. 18, 12). Не смея довериться этой надежде, Сонамитянка умоляла Елисея не забрасывать в ее сердце мечты, которая может погубить ее, ибо муж ее был стар. Но слово пророка оказалось верным.

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

18 ОКТЯБРЯ — СВТТ. ПЕТРА, АЛЕКСИЯ, ИОНЫ, МАКАРИЯ, ФИЛИППА, ИОВА, ЕРМОГЕНА, ТИХОНА, ПЕТРА, ФИЛАРЕТА, ИННОКЕНТИЯ И МАКАРИЯ, МОСКОВСКИХ И ВСЕЯ РОССИИ ЧУДОТВОРЦЕВ.
svtihon19
СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…
АКАФИСТ СВЯТИТЕЛЮ ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ ЧУДОТВОРЦУ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 ОКТЯБРЯ — ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ПОКРОВ БОГОМАТЕРИ. ИКОНА
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

12 ОКТЯБРЯ — ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПРОТОИРЕЯ НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ГОЛУБЦОВА
ПРОТОИЕРЕЙ НИКОЛАЙ ГОЛУБЦОВ (1900-1963)
ПРОТОИЕРЕЙ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОЛУБЦОВ (1900–1963 гг.). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

11 ОКТЯБРЯ — ДЕНЬ ПАМЯТИ СХИМОНАХИНИ АНТОНИИ (КАВЕШНИКОВОЙ)
СХИМОНАХИНЯ АНТОНИЯ
СХИМОНАХИНЯ АНТОНИЯ (КАВЕШНИКОВА АНАСТАСИЯ ЯКОВЛЕВНА; 1904–1998). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

11 ОКТЯБРЯ — ПРПП. КИРИЛЛА И МАРИИ РАДОНЕЖСКИХ
ИКОНА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПРЕПОДОБНЫМИ КИРИЛЛОМ И МАРИЕЙ
ПРЕПОДОБНАЯ МАРИЯ РАДОНЕЖСКАЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

11 ОКТЯБРЯ — ПРП. ХАРИТОНА КУДИНСКОГО
ПРП. ХАРИТОН ИГУМЕН КУДИНСКИЙ. ИКОНА
ПРЕПОДОБНЫЙ ХАРИТОН КУДИНСКИЙ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

10 ОКТЯБРЯ — ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МИТРОПОЛИТА СИМБИРСКОГО И НОВОСПАССКОГО ПРОКЛА
prokl86
БОГОМУДРЫЙ АРХИПАСТЫРЬ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

8 ОКТЯБРЯ — день рождения русского поэта Марины Цветаевой
МАРИНА ЦВЕТАЕВА
МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА (1892–1941). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

«Природа является путем к Богу; она ведет к Нему, потому что вышла из Его творческих рук. Каждое дерево у дороги, каждый цветок в поле, каждый человек, встреченный нами на путях жизни, несет на себе отпечаток Создателя своего: удивительная красота и совершенство всего сущего и чудесно организованный порядок, всё соединяющий воедино, подтверждает на каждом шагу бытие Божие».

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

13 ИЮНЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК