Главная Памятные даты

АРХИМАНДРИТ ГЕРМОГЕН (В СХИМЕ ТИХОН; АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ МУРТАЗОВ; 1935 – 9.06.2018)

АРХИМАНДРИТ ГЕРМОГЕН

9 июня 2018 года, в 22 часа 30 минут, в навечерие праздника Всех святых, Земли Российской просиявших, после непродолжительной тяжелой болезни отошел ко Господу духовник Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря архимандрит Гермоген (Муртазов), в схиме схиархимандрит Тихон.

Архимандрит Гермоген был наследником Псково-Печерской традиции старчества, духовным наставником и старцем для многих и многих православных в России и за рубежом, духовным отцом сестер Снетогорского монастыря. Многие считают его духовным наследником прп. Кукши Одесского и архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

СНЕТОГОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Случилось так, что именно в эту ночь кончины старца мы с двумя друзьями – супругами Александром и Риммой – отправились в паломническую поездку к святыням Псковской земли. Мы предполагали заехать в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, помолиться там, заночевать, а после Литургии отправиться в Псков, чтобы прикоснуться к его святыням: Троицкому собору, монастырям и древним храмам. Конечно, в планах было и посещение Снетогорского монастыря, хотелось повидаться и получить благословение схиархимандрита Тихона, с которым имел духовное общение с 1975 года. В Пскове мы предполагали остановиться в гостинице, а рано утром отправиться в Печоры к Литургии в Псково-Печерском монастыре, и уже оттуда возвратиться в Москву.

СНЕТОГОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Но как гласит мудрая пословица, «человек предполагает, а Бог располагает»*, и Он «расположил» нашу поездку иначе… Прибыв 10 июня в Крыпецкий монастырь, мы узнали, что в ночь с 9 на 10 июня схиархимандрит Тихон скончался, поэтому на следующий день состоится прощание с усопшим в Снетогорском монастыре. 12 июня после ранней Литургии митрополит Тихон (Шевкунов) совершит отпевание старца, а похоронят его в Богом Зданных пещерах Псково-Печерского монастыря.

Следует добавить, что в это паломничество я попал «случайно», но, как известно, у Бога нет случайностей. Никуда я ехать не собирался, но перед самым отъездом паломников освободилось место в машине, и мне предложили занять его. Так промыслом Божиим я оказался у гроба почившего своего первого духовника и наставника, определившего направление всей моей жизни и до сего дня.
* «Homo proponit, sed Deus disponit» «ибо человек предполагает, а Бог располагает, и не в человеке путь его» Фома Кемпийский (ок. 1380–1471) – (Кн. 1. Гл. XIX: О упражнении доброго инока).

После прощания с батюшкой на обратном пути в Москву я всю дорогу записывал свои воспоминания о старце. Их и предлагаю вниманию читателей.

Встретились мы с отцом Гермогеном в Пюхтицком монастыре в 1975 году, где он был тогда духовником. С этой святой обители и начну свои воспоминания.

***

ПЮХТИЦКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

«Идите в Пюхтииу, там три ступени
до Царства Небесного».

(Св. праведный Иоанн Кронштадтский)

А. ТРОФИМОВ — АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ

Русский народ во все времена реально ощущал близость Божией Матери, любовь Ее к детям Своим. Уже более тысячи лет непрерывно восходит от земли к Небу молитвенный вопль души человеческой к Матери Божией. Заботясь о детях Своих, Пресвятая Богородица избрала иконы для постоянного и близкого общения с людьми. По неизреченной любви к людям Божия Матерь явила миру много ликов Своих, но к некоторым из них Она благоволила особо. Так дарованы были человечеству чудотворные иконы Божией Матери. Из множества городов и весей Русской земли доносились и складывались в общую церковную и летописную сокровищницу благодатные предания о явлениях Царицы Небесной и чудесном обретении Ее святых икон. Сохранилось такое предание и в Пюхтицком Свято-Успенском женском монастыре, что в Эстонии…

ПЮХТИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ. СВ. ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ. ФРЕСКА

Возле деревни Пюхтица (Pühtitsa), что по-эстонски означает «святое место», есть гора, издревле носившая название Куремяэ (эст. – Журавлиная гора). По свидетельству Сыренецкой летописи XVI века более четырех веков назад ранним утром у Журавлиной горы Светозарная Жена явилась пастухам-эстонцам, а на следующий день – и группе местных жителей. Наконец, когда на третий день лицезреть чудо собрались крестьяне всех окрестных деревень, Царица Небесная от источника ключевой воды, где Она стояла, простирая руки к людям, стала восходить на гору и скрылась на глазах у всех у величавого дуба, возраст которого современные ученые оценивают никак не меньше, чем в тысячу лет. В расщелине этого дуба и была обнаружена чудотворная икона, которая стала впоследствии главной святыней православной обители на этой земле. Тогда ее отдали православным русским людям, которые узнали в иконе образ Успения Пресвятой Богородицы, и положили начало сугубому почитанию и этой иконы, и этого места, а в дальнейшем и зарождению женского монастыря. Первым храмом на Журавлиной горе стал храм, освященный в честь. Святителя и Чудотворца Николая!

Обитель Пюхтицкая прошла через трудные испытания при немецкой оккупации во Второй мировой войне, едва не оказалась закрытой в хрущевские времена… Но уже один тот факт, что ей покровительствовал в годы ее становления отец Иоанн Кронштадтский,– свидетельствовал об особом избранничестве монастыря и ее инокинь.

И до сего дня, из поколения в поколение передаются монахинями дорогие слова великого пастыря: «Идите в Пюхтииу, там три ступени до Царства Небесного»…

***

ПЮХТИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ. 1967 г.

На работе долго не знали о том, что я хожу в храм. Время было такое, что верующего сотрудника, конечно, не потерпели бы. Зимой 1975 года мне предложили «горящую» путевку в Эстонию. В проспекте указывалось, что приезжающих в дом отдыха ждет бассейн и катание на лыжах, а в культурной программе предусмотрена поездка в действующий женский монастырь. Последнее обстоятельство побудило меня взять эту путевку: уж очень хотелось побывать в монастыре. Оформив отпуск на две недели, я отправился в Эстонию. Все оказалось правдой, и буквально на второй день пребывания в доме отдыха я уже стоял в очереди за билетами на экскурсию в Пюхтицкий монастырь. Стоявшей впереди меня в очереди молодой супружеской паре достались билеты в разных автобусах. Естественно, они попросили, чтобы их посадили вместе во втором автобусе, а мне достался билет на последнее сиденье в первом автобусе. Мне, конечно, хотелось оказаться на переднем кресле, чтобы видеть красоты эстонской земли, но пришлось смириться и сидеть в углу, откуда ничего не было видно.

ПЮХТИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ. СТАРЫЕ ФОТОГРАФИИ

Во время нашей поездки произошла авария: огромный МАЗ врезался во второй автобус,– те, кто находились на первых сиденьях, оказались в реанимации с тяжелейшими переломами и травмами. Для меня это стало очень серьезным предупреждением, и я решил, что нужно обязательно попытаться пожить в этом монастыре. Во время экскурсии по монастырю я спросил у одной из монахинь, можно ли приехать сюда на несколько дней. Мне ответили утвердительно, но сказали, что обязательно нужно предъявить паспорт, поскольку власти требуют записывать данные всех, кто останавливается в монастыре.

Вскоре после экскурсии я покинул место отдыха, отправился своим ходом в Пюхтицу и поселился в обители. Паспорт свой отдал монахине, но попросил, если возможно, не сообщать моих данных местным властям. К чести обитателей монастыря, никаких последствий на работе для меня не было. Тогда и состоялось мое знакомство с духовником Пюхтицкого монастыря священником Александром, будущим старцем Гермогеном (Муртазовым).

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР МУРТАЗОВ СОВЕРШАЕТ ПРСКОМИДИЮ. ПЮХТИЦА. АВГУСТ 1972 г.

Отец Александр принял меня с любовью, не жалел времени на беседы, тем более что поселили меня рядом с его кельей. Паломников в эти зимние дни было немного, и я внимательно слушал и запоминал то, что рассказывал мне батюшка. Прожил я в монастыре неделю, и это была одна из счастливейших недель моей жизни. Тишина, красота природы, неспешные богослужения, беседы о вещах духовных. После пребывания здесь я на много лет прилепился к Пюхтице, полюбил это поистине святое место, и стал ездить в монастырь при первой же

возможности, когда бывало несколько свободных дней.

Отец Александр советовал, какие духовные книги нужно прочитать в первую очередь. Помнится, он назвал книгу святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?», а также советовал познакомиться с духовным наследием оптинских старцев.

Отец Александр направил меня к пюхтицкой монахине Силуане (Н. А. Соболевой; 1899–1979), сказав, чтобы я послушал ее рассказы, которые будут очень полезны для духовного развития. Эти рассказы впоследствии вошли в книгу о матушке. Кроме того, у неё в келье была хорошая библиотека духовной литературы. С тех пор до самой кончины матушки я много раз бывал в ее уютной келье и слушал ее замечательные рассказы о многом, чего не прочитаешь в книгах. При первой же встрече матушка сказала: «Неверие – это безумие. Посмотрите, как прекрасно и гармонично устроен мир! Какая красота вокруг! А человек! Неверие – это скудоумие и нежелание посмотреть вокруг себя».

МАТЬ СИЛУАНА. ПЮХТИЦА. 1960-е гг.

Матушка сразу начала давать мне для прочтения духовные книги. Помнится, как после первой моей исповеди в монастыре отец Александр сказал, что мне обязательно нужно познакомиться с творениями епископа Игнатия Брянчанинова, а когда я зашел в келью к матушке Силуане, первой книгой, которую она мне предложила для чтения, был том из собрания сочинений епископа Игнатия.

Помню, как во время одной из бесед матушка Силуана сказала: «Отец Александр – будущий старец, у него есть все дары Божии и способности для этого подвига. Он обязательно будет монахом. И будет он старцем в духе древних отцов!» Очень скоро я убедился в точности ее слов на своем опыте общения с ним.

ПЕСТОВ НИКОЛАЙ ЕВГРАФОВИЧ (1892 — 1978)

Мать Силуана дала мне московский телефон профессора Н. Е. Пестова (1892–1982), сказав, что у него можно брать и даже приобрести духовную литературу. Это знакомство явилось для меня поистине великим даром. Николай Евграфович не жалел времени для бесед, поведал многое о своей жизни, о встречах с замечательными подвижниками и исповедниками, деятелями культуры и учеными России.

В те годы я ездил в Пюхтицу часто, и каждый раз перед отъездом заходил к Николаю Евграфовичу, который нагружал меня тюками духовной литературы для матушки Силуаны. Во время посещений Н. Е. Пестова меня взяли на заметку сотрудники КГБ. Никогда не забуду, как они «вели» меня по городу. В метро я пытался перебегать из вагона в вагон, но все бесполезно. Я рассказал о происшествии Николаю Евграфовичу, но он отреагировал довольно спокойно: «Это “топтуны”, которые делают свое дело, а мы будем делать свое. Если тебя задержат с книгами, говори, что нашел их на обочине у дороги и не знаешь, кому они принадлежат».

ПРОТОИЕРЕЙ ВЛАДИМИР СОКОЛОВ (1920 — 1995)

Отец Александр посоветовал мне ходить на исповедь к московскому священнику протоиерею Владимиру Соколову*. Два года я исповедовался у него и был постоянным прихожанином храма святых мучеников Адриана и Натальи, где он служил. Этот храм располагался недалеко от моего дома, и я с благодарностью посещал его и молился в нём.
* Протоиерей Владимир Соколов (1920–1995) родился 12 июля 1920 г. в селе Гребневе Московской области в семье местного диакона Петра Васильевича Соколова. С детских лет помогал за богослужениями, прислуживая в алтаре и неся клиросное послушание. Юношеские годы Владимира проходили в период гонений на Церковь. В 1939 г. был арестован его отец, диакон Петр, который так и не вернулся из мест заключения. С апреля 1941 по октябрь 1946 гг. Владимир Соколов служил в армии, пройдя всю Великую Отечественную войну рядовым в составе Калининского фронта, награжден боевыми орденами и медалями. Демобилизовавшись, вернулся в родное село Гребнево и остался прислуживать в местных храмах святителя Николая и Гребневской иконы Божией Матери в качестве псаломщика. Он обладал прекрасным музыкальным слухом и приятным баритоном. По благословению духовника Марфо-Мариинской обители схиархимандрита Сергия (Сребрянского) 8 февраля 1948 г. вступил в брак с Натальей Николаевной Пестовой, дочерью ученого-химика и духовного писателя Николая Пестова. Они воспитали пятерых детей, двое из которых стали известными московскими священниками, один – епископом.

14 февраля 1948 г. в Тихвинском храме, что в Алексеевской слободе в Москве, епископом Макарием (Даевым) Владимир был рукоположен во диакона с назначением в Гребневский храм, на место погибшего отца. Здесь в течение пяти лет проходило его диаконское служение. 27 сентября 1953 г. в храме Положения Ризы Господней, что на Донской улице, диакон Владимир тем же владыкой был рукоположен во иерея и назначен священником в храм Святых Мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине. В этом храме Господь судил ему прослужить более 40 лет. С 1967 г. отец Владимир был настоятелем храма. Среди духовенства и прихожан храма протоиерей Владимир снискал заслуженную любовь, его никогда не видели унывающим, печальным. Всем он нес мир, радость и братолюбие, являя собой пример доброго пастыря. В 1990 г. отец Владимир перенес инсульт, и полгода не мог совершать богослужения. В это время он обратился к Святейшему Патриарху Алексию II с прошением об освобождении от настоятельства по болезни. Святейший Патриарх удовлетворил его просьбу, оставив почетным настоятелем храма. С тех пор батюшка почти не служил, но всегда молился в алтаре и посильно помогал за богослужениями. 27 июля 1995 г. отец Владимир тихо отошел ко Господу.

ПЮХТИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ. СТАРЫЕ ФОТОГРАФИИ

В один из приездов в Пюхтицу отец Александр сказал: «Если станет трудно, или на работе узнают, что ты верующий, обращайся к священнику храма св. пророка Илии Обыденного Владимиру Смирнову*. У него богатый опыт общения с безбожными властями,– прошел тюрьмы и ссылки. Он даст нужный совет, как себя вести, и помолится,– у него сильная молитва». Конечно, отец Александр прозревал, что рано или поздно на работе узнают о моих религиозных взглядах и придет «трудное» время. И оно наступило…

Приехал я в Пюхтицу, жаловался батюшке, что на работе стало невыносимо трудно, приходилось скрывать свои взгляды, был страх, что меня увидят в храмах сотрудники или знакомые. В те дни я старался ходить на службы в разные храмы, не пытался знакомиться с верующими людьми. Отец Александр дал такой совет: «Нужно помолиться, чтобы Господь разрешил твою ситуацию так, как это полезно для тебя. Завтра же поезжай не домой, а в Ленинград. Пойди в Смоленский храм и закажи отдельную панихиду отцу Иоанну Кронштадтскому и блаженной Ксении Петербургской. Помолись у часовни блаженной Ксении, подойди к могиле священномучеников, закопанных живыми на Смоленском кладбище. Помолись у закрытого Иоанновского монастыря на Карповке, там верующие люди отметили место, где находится гробница отца Иоанна. Помолись этому великому пастырю и чудотворцу, найди и прочитай его жизнеописание».

И действительно, после того, как я всё это сделал по совету отца Александра, моя жизнь перевернулась. Отец жены моего друга, служившего тогда псаломщиком в московском храме, тайком вытащил из сумки дочери записную книжку и переписал мой рабочий телефон. Позвонив по этому номеру, он пригласил к телефону моего начальника и попросил о встрече, сказав, что должен сообщить нечто очень важное о его сотруднике. Встретившись с моим начальником, он сообщил, что я являюсь тайным религиозным деятелем, совращаю людей от пути научного мировоззрения и предначертаний коммунистической партии. Таким людям не место в секретной организации и т. д. и т. п. Похожие тексты он передал на Лубянку, в отделения милиции по месту моего жительства и месту жительства дочери.

В общем, донос состоялся – и всё завертелось… Однажды (было это в 1977 году) меня вызвали в Первый отдел учреждения, где я работал, и сказали, что им известно о моих религиозных взглядах. Я действительно занимался весьма секретными разработками и меня начали вызывать в разные кабинеты для проверки «благонадежности». Начались многомесячные объяснения сначала со своими особистами, потом с КГБ-шниками, которые все хотели выпытать, кто меня «соблазнил» и с кем я общался из верующих. Допросы были многочасовыми, но без применения насилия. Правда, угрожали, что это может плохо кончиться, что меня уволят с работы, посадят в тюрьму, отправят в лагерь строгого режима лет на семь и т. п. Вызывали и в отделение КГБ по месту жительства, и в разные отделы милиции, куда написал доносы мой «благодетель».

ПРОТОИЕРЕЙ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ СМИРНОВ (1903–1981)

Когда меня начали вызывать в разные кабинеты «органов», я сразу вспомнил о совете отца Александра и обратился к отцу Владимиру Смирнову. После службы в храме св. пророка Илии Обыденного мы с отцом Владимиром уединились на клиросе. Я объяснил ситуацию, попросил его молитв и совета, как себя вести на допросах и разбирательствах. Оказалось, что отец Владимир был моим земляком – жителем подмосковной Сходни. Он сказал мне: «Держитесь твердо. Если спросят, веруете ли в Бога,– отвечайте утвердительно. Чем тверже будете стоять и отвечать, тем лучше для вас. И никаких протоколов не подписывайте, объяснительных не пишите, никаких имен не называйте. Говорите, что это ваше личное дело…»
* Протоиерей Владимир Иванович Смирнов (27.07.1903–01.06.1981).
Родился 27 июля 1903 г. в селе Одинцово Московской области в семье рабочего Ивана Константиновича Смирнова. Отец умер в 1910 г. и его вдова Ольга осталась одна с пятью детьми. Детство Володи было ознаменовано чудесным событием. В трех-четырехлетнем возрасте ему в больнице сделали неудачную операцию, и он стал инвалидом, ходил с костылями. И вот в 1913 г., когда на торжественное прославление свт. Гермогена в Москву со всех концов России потянулись тысячи паломников, Владимир отправился в первопрестольную с группой учащихся из Одинцова. Мальчик издали горячо молился святителю. А на следующий день, проснувшись, почувствовал себя почти совершенно здоровым. Костыли ему больше не понадобились…
Окончив школу, онпоступил в Московский железнодорожный техникум, а затем в Путейский институт. Тогда-то Володя и познакомился с молодым человеком Ваней Шапошниковым, интересовавшимся духовными вопросами и, в конце концов, приведшим нового друга в Высокопетровский монастырь. Здесь Владимир прислуживал, иподиаконствовал, получал начатки духовного знания. Володя стал духовным сыном архимандрита Агафона (Лебедева). Около десяти лет пробыл Володя Смирнов с братией Высокопетровского монастыря.
В 1927 г. вышло постановление о том, что окончившие учебные заведения должны работать только по специальности, и Владимиру Ивановичу пришлось устроился прорабом на строительстве и реконструкции Белорусской железной дороги. В 1933 г. в связи с разгоном группы монахов Высокопетровского монастыря Владимира Ивановича арестовали и через некоторое время выслали на три года – сначала в Вологду, затем в Котлас и, наконец, под Сыктывкар.
С началом Великой Отечественной войны Владимира Ивановича мобилизовали. Под Смоленском он сразу же угодил на передовую и был тяжело ранен в переносицу, отчего полностью утратил зрение. Последовала эвакуация в Москву, затем в Горький, где боец Смирнов пролежал в госпитале около года. Зрение, слава Богу, вернулось, но след от ранения остался на всю жизнь. Приехав в Москву, Владимир Иванович поступил на строительство железной дороги, а через полгода – на строительство Боткинской больницы. Здесь он познакомился со своей будущей женой, с которой повенчался в 1938 г. Вскоре Владимир Иванович переехал на строительство на станцию Сходня, где прожил 30 лет. Как только началась война, Владимир Иванович был мобилизован, в боях под Смоленском он получил тяжелое ранение в переносицу, в результате чего полностью ослеп. Последовала отправка в Москву, потом в Горький, где он лечился более полугода. Слава Богу, зрение вернулось, но следы ранения остались до конца жизни. В 1954 г. Смирнов получил три года ссылки, однако через месяц в связи со смертью Сталина был освобожден и вернулся прямо в Новодевичий монастырь, навсегда отныне войдя в лоно Церкви.
22 декабря 1954 года архиепископ Макарий (Даев) рукоположил В. И. Смирнова во диакона к храму Илии Обыденного. По смерти протоиерея Александра Толгского настоятелем храма назначили протоиерея Николая Тихомирова. 22 апреля 1962 года на Вербное воскресенье отца Владимира Смирнова рукоположили во иерея. Он стал третьим священником храма Илии Обыденного (вторым был отец Александр Егоров, служивший здесь с 1951 года).
Году в 1973-м кому-то для чего-то понадобился его домик на Сходне. Отец Владимир с матушкой Зинаидой Карловной был вынужден покинуть родное гнездо и переехать в Люберцы в стандартную пятиэтажку. И, наконец, летом 1978 года у батюшки случилось нарушение мозгового кровообращения, вызвавшее почти полную потерю трудоспособности. Постепенно он несколько оправился, однако передвигался еле-еле. Слава Богу, хоть речь сохранилась. Отцу Владимиру пришлось уйти на пенсию. Скончался отец Владимир 1 июля 1981 г. Похоронили протоиерея Владимира Смирнова на Ваганьковском кладбище в Москве.

Помнится, перед первым допросом мои друзья по работе предлагали послать всех вопрошающих подальше, сказав, что это мое личное дело. Придя домой, я открыл Евангелие на произвольной странице, зажмурил глаза, поставил палец на какую-то строку и прочитал следующие слова: «Ибо, кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 38). Больше никаких советов мне не нужно было. У меня не было сомнений в том, как держать себя с теми, кто допрашивал и угрожал.

Скрывать все происходившее от родителей было невозможно, потому что очень скоро к нам в дом пожаловали мои сотрудники для беседы. Затем проходили и звонили из милиции, из районного отделения КГБ, присылали повестки. Хорошо, что все это происходило летом, когда мама уехала на дачу, а «гостей» принимал отец, который вел себя очень достойно, защищал меня и говорил очередным посетителям, что это их вина и недосмотр, что не смогли воспитать из его сына «достойного строителя коммунистического общества».

Так что от родителей «органы» скоро отстали. Меня же вызвали в отдел кадров и предложили написать заявление об уходе по собственному желанию без указания даты, что я и сделал. Сотрудники, которым поручили заниматься моим делом, потихоньку подходили ко мне и желали держаться твердо, говорили, что даже КГБ-шники относятся к тебе с большим уважением. С Божией помощью я действовал по совету отца Владимира Смирнова: никаких объяснительных не писал, имен не называл, никаких документов и протоколов не подписывал, говорил, что это мое личное дело.

То был действительно один из самых трудных периодов моей жизни. И я помчался в Пюхтицу, просил отца Александра о молитвенной помощи. Он советовал не унывать, держаться, поменьше общаться с верующими друзьями. Это было очень своевременно. Телефон наш прослушивался, за мной постоянно ходил «хвост».

Я вспоминаю происходившие тем летом события только для того, чтобы стало понятным, как трудно было маме в эти дни, наверняка труднее, чем мне. Маме я никаких подробностей не рассказывал, старался реже появляться дома, ночевал больше у друзей. Помню, как мы со странником Михаилом из Тутаева (странник Михаил был человеком Божиим, который колесил по всей России, разнося по монастырям и храмам духовные книги, иконы, свечи) вышли из храма, и за нами увязался тип с портфелем. Увидев, что за нами следят, мы пошли в разные стороны. Тот пошел за мной, но когда я обернулся и дал понять, что знаю о слежке, человек с портфелем скрылся в ближайшем переулке.

Помнится, в эти месяцы за меня молились многие верующие столицы. Тогда молодых людей в храмах было немного, и верующие передавали друг другу, что нужно молиться за Александра, у которого серьезные проблемы на работе. Я ходил на службы в разные храмы Москвы и каждый раз ко мне подходили незнакомые женщины и говорили: «Мы молимся о вас и передаем своим близким, чтобы вас поддержали».

Это было трудное время для нашей семьи. Но молитва победила, и Господь все устроил во благо,– как часто мы ошибаемся, рассчитывая на худший вариант. Мое начальство «поправили» сверху, сказав, что я должен быть под присмотром и меня нужно перевести на предприятие, где не нужно будет работать с закрытыми документами. Заявление об уходе по собственному желанию не пошло в ход, а меня по приказу Управления кадров министерства перевели в проектный институт на должность старшего инженера. Когда я узнал, куда меня оформили переводом, ликованию моему не было предела. То было здание, некогда принадлежавшее Московскому Даниловскому монастырю,– прямо напротив древней обители. Когда мне показали стол, за которым буду работать, то я обрадовался еще больше,– он оказался перед окном, из которого виднелись храмы монастыря. Так Господь направил меня в это чудное место, где я проработал более двадцати лет. Через окно за своим рабочим столом я видел, как восстанавливался Данилов монастырь, ходил туда на службы и продолжал ездить в любимую Пюхтицу. Мама радовалась вместе со мной такому завершению испытаний, и мы вместе благодарили Господа за помощь и любовь Его к нам.

Я же благодарил Господа за то, что Он послал мне встречу с отцом Александром, который так помог мне выстоять в первом посланном испытании.

***

ПЮХТИЦКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Прошло несколько лет. Я уже воцерковился к тому времени, ходил на богослужения в престольные праздники московских храмов, ездил в монастыри во время отпусков. Чаще всего ходил на службы в храмы Святой Троицы на Воробьевых горах, Воскресения Христова в Сокольниках, св. пророка Илии в Черкизово. Нужно было делать выбор о дальнейшем пути. Конечно, постоянно возникала мысль о подготовке к священническому служению. В то время молодых людей с высшим образованием в семинарии не принимали, но можно было рукоположиться и без семинарского образования. Но для этого нужно было жениться.

С этими вопросами я и поехал в любимую Пюхтицу. Случилось это в 1978 году. К тому времени отец Александр принял монашеский постриг и стал иеромонахом Гермогеном (Ермогеном)*. Отец Гермоген выслушал меня и практически сразу ответил: «Мне думается, что путь твой по жизни – одинокий. Не нужно искать невесту, семьи у тебя не будет. Но я хорошо знаю, что Церкви очень нужны образованные и эрудированные священники. У тебя есть всё для того, чтобы стать священником. Но этот вопрос нужно решать со старцем. Поезжай в Печоры к отцу Иоанну (Крестьянкину). Он поможет тебе совершить правильный выбор. Если получится, возьми благословение и у схиигумена Саввы».
* Сам он подписывался именем Гермоген. Помнится, матушка Силуана объяснила, что имя Гермоген – греческое (Hermogenēs), а в греческом языке нет нашей буквы «Г», поэтому его духовные чада называют батюшку Ермоген. Но Святейший Патриарх Алексий II благословил называться Гермогеном.

СТАРЕЦ АРХИМАНДРИТ ИОАНН (КРЕСТЬЯНКИН)

Батюшка подробно объяснил мне, как доехать из Пюхтицы в Печоры. Рассказал, когда и как следует подойти к отцу Иоанну. В то время старцам Псково-Печерским принимать верующих строго запрещалось, за каждым шагом старцев строго следили. Отец Гермоген сказал: «Нужно подойти к солее в конце службы и когда отец Иоанн будет выходить из алтаря, скажи, что приехал от меня и где можно встретиться для беседы».

Так я и поступил. Отец Иоанн назначил мне встречу на Святой горке обители к определенному часу. Я рассказал отцу Иоанну о своей жизни и задал волнующие меня вопросы. Ответ старца меня удивил. Вот его слова: «Рукополагаться вам не нужно. У вас другой путь, и вы своими трудами сделаете для Церкви и народа церковного больше, чем будучи священником. И вам будет доступно многое из того, что делают священники…» Я пожаловался на лень, которая мешает мне жить и трудиться, на что отец Иоанн ответил: «Как только вы выйдете из врат нашей обители и увидите ближайшую канаву, бросьте туда свою лень и оставьте ее навсегда!». Отец Иоанн благословил меня – и это было какое-то особенное благословение! Затем он предложил мне подойти к схиигумену Савве (Остапенко) за благословением. Мы побеседовали недолго. Отец Савва благословил меня «на служение» и подарил складень: в центре – Спаситель, а по краям – Казанская икона Божией Матери и св. Иоанн Предтеча. Этот складень хранится у меня до сего дня.

***

АРХИМАНДРИТ АЛЕКСИЙ (АНАТОЛИЙ СТЕПАНОВИЧ ПОЛИКАРПОВ) НАМЕСТНИК СВЯТО-ДАНИЛОВА МОНАСТЫРЯ

В одно из моих посещений Пюхтицы отец Гермоген сказал: «Нужно, чтобы в Москве у тебя был духовный наставник, желательно монах. Я назову тебе три имени: по возвращении в Москву поезжай в Троице-Сергиеву Лавру и зайди в церковь Всех русских святых, которая находится под Успенским собором. Там обычно исповедуют паломников. Узнай, кто исповедует сегодня. Тот, кто из этих трех иеромонахов окажется в этот день на исповеди, будет твоим духовником».

Вернувшись домой, я так и поступил. В храме было всего несколько паломников, и исповедовал их иеромонах Алексий (Поликарпов). Я подошел к нему и передал то, что сказал мне отец Александр. Отец Алексий увидел, что кроме меня больше нет исповедающихся, и сказал: «Хорошо, пойдем в алтарь, исповедуйся за всю жизнь, говори всё, что вспомнится». Так состоялась первая моя исповедь за всю жизнь, а отец Алексий на многие годы стал моим духовником.

***

ПРОТОИЕРЕЙ ВАСИЛИЙ БОРИН (1917-1994)

А еще отец Гермоген посылал меня в Васк-Нарву к протоиерею Василию Борину. Я ездил к нему, мы беседовали. Помнится, я очень удивился, когда батюшка спросил у меня совета, стоит ли ему соглашаться на операцию.

Говорил отец Гермоген, что мне было бы полезно встретиться с отцом Петром Серегиным, который служил раньше в монастыре, а потом жил на каком-то хуторе близ обители. К сожалению, я не послушался совета, а поверил монахиням, которые отговорили меня, сказав, что игумения не благословляет ходить к отцу Петру.

Говорил он, что мне полезно съездить в Спасо-Преображенскую Рижскую пустынь к архимандриту Тавриону (Батозскому). И снова по неразумию я поверил монахиням, которые утверждали, что игумения не благословляет ездить от них в пустынь, и лучше помолиться в Пюхтице.

В Пюхтице отец Гермоген познакомил меня со своей духовной дочерью Цецилией – супругой знаменитого на весь мир эстонского композитора Арво (в православии Арефы) Пярта. Помнится, как Цецилия спросила у отца Гермогена:
– Батюшка, а Вы будете сегодня служить панихиду?
– А как благословишь,– сказал отец Гермоген.
– Разве я могу благословить? Хотелось бы, чтобы послужили.
– Хорошо, послужим…
Вспоминая этот диалог, хочется отметить замечательное чувство юмора отца Гермогена, так украшавшее общение с ним.

Отец Гермоген познакомил меня с одним из почитателей Пюхтицкой обители, сказав такие слова: «Это мудрый человек и много может помочь тебе на том пути, который уготовал тебе Господь». Эти слова в точности исполнились: ни один человек в моей жизни не подарил мне столько удивительных знаний, людей, встреч…

В Пюхтицу я продолжал ездить до развала страны. Виделись мы с отцом Гермогеном не часто, но его молитву и внимание ко мне ощущал все эти годы.

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

18 МАРТА – НАЧАЛО ВЕЛИКОГО ПОСТА
post
ВЕЛИКИЙ ПОСТ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА
post3
ПЕРВАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ
К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ.
ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦ АЛЕКСИЙ (СОЛОВЬЕВ)

Старец Алексий жил в Сергиевом Посаде, когда по указанию безбожной власти начали вскрывать мощи святых. Старец печалился об этом и много молился, недоумевая – почему Господь попускает совершаться такому злу? Однажды вечером, когда он совершал молитвенное правило, рядом с ним встал прп. Сергий Радонежский и сказал:
– Молись три дня и постись, и после этого я скажу тебе то, что
нужно.
В следующие два дня, когда отец Алексий молился, снова вставал с ним рядом прп. Сергий. Отец Алексий питался в эти дни одной просфорой. На третий день преподобный сказал:
– Когда подвергаются такому испытанию живые люди, то необходимо, чтобы этому подвергались и останки людей умерших. Я сам отдал тело свое, чтобы град мой во веки был цел.

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

17 МАРТА – НЕДЕЛЯ СЫРОПУСТНАЯ. ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. ЗАГОВЕНЬЕ НА ВЕЛИКИЙ ПОСТ
ПРАОТЕЦ АДАМ. ФРЕСКА. КОНСТАНТИНОПОЛЬ. 1416-1321 гг.
ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 МАРТА – ДЕНЬ АНГЕЛА АНТОНИНЫ СЕРГЕЕВНЫ ОРЛОВОЙ (ТРОФИМОВОЙ)

АНТОНИНА СЕРГЕЕВНА ОРЛОВА (ТРОФИМОВА). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

13 МАРТА – ПРЕПОДОБНЫЕ МАРИНА И КИРА БЕРИЙСКИЕ

ПРЕПОДОБНЫЕ МАРИНА И КИРА БЕРИЙСКИЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

10 МАРТА – 70 ЛЕТ СО ДНЯ КОНЧИНЫ СТАРЦА ЗОСИМОВОЙ ПУСТЫНИ ИЕРОСХИМОНАХА ИННОКЕНТИЯ (ОРЕШКИНА; 05.06.1870–10.03.1949)
ИЕРОСХИМОНАХ ИННОКЕНТИЙ (ОРЕШКИН)
ИЕРОСХИМОНАХ ИННОКЕНТИЙ (ОРЕШКИН ИВАН ИГНАТЬЕВИЧ). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

25 ИЮЛЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ

Мама жила в ритме природы, постоянно любовалась своим садом в разное время года, специально выходила помолиться среди кустов и деревьев. В течение многих лет она делала выписки из разных книг и статей по народному календарю: там были сведения о приметах погоды в связи с церковным календарем, о прилете и отлете птиц, о свойствах и красоте цветов, деревьев и других растений, а также камней и минералов. Мы постоянно выписывали журнал «Наука и жизнь», из которого мама вырезала и подшивала ежемесячные заметки о природе и календаре. Из того, что собрала мама, можно было бы составить интереснейшую книгу. Все эти материалы были постоянно «в ходу»: когда приходили очередные посетители, мама открывала раздел своего собрания, соответствующий месяцу, неделе и даже конкретному дню и начинала читать выдержки. В такие минуты я не выдерживал, оставлял все свои дела и присоединялся к слушателям…

К сожалению, размеры книги не позволяют опубликовать интереснейшие сведения, которые собрала мама по народному календарю. Поэтому вниманию читателей предлагается лишь один календарный месяц – март. Весна была любимым временем года, а март – любимым ее месяцем, недаром в нем совершились столько важнейших событий ее жизни. 21 марта родился я, в марте сделали маме серьезную операцию, в марте умер мой отец, в марте отошла в вечность и мама. Она знала, что уйдет из жизни в марте, знала даже число – 29-е, о чем сохранились такие свидетельства: за день до смерти она попросила меня снять все деньги с ее пенсионной книжки, чтобы не нужно было потом ходить по инстанциям и оформлять наследство (и здесь, даже перед лицом смерти она думала о том, как избавить сына от лишних хлопот). Сохранился листок с выпиской из церковного календаря, сделанный рукой мамы: на нём записаны даты от 27 до 31 марта с указанием памяти святых каждого дня. Сделана эта запись много лет назад, еще до смерти отца, и именно в этом интервале умерли отец (27 марта) и мама (29 марта – день памяти мученика Трофима).

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

МАРТ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

А. Трофимов

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

СЧЕТЧИК