Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондак, глас 4:
Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу.
«Яко же посреди рая есть древо жизни,
тако и посреди церкви есть древо жизни, сиречь крест,
иже носит плод жизни, сиречь Христа».
(Блаженный Симеон Солунский)
«Крест любой формы суть истинный крест».
Св. Феодор Студит (VIII–IX вв.)
Свой первый в году великий праздник Православная Церковь посвящает Богородице, а следующий за ним посвящается Кресту, подчеркивая значение Креста в домостроительстве спасения и в литургическом году, который целиком проходит под его знаком.
Поклонение кресту в Православии нашло отражение в церковных праздниках Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (1/14 августа); Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября); Знамения Креста Господня в Иерусалиме (7/20 мая). Особым поклонением кресту отмечены понедельник, среда и пятница.
1/14 августа церковь празднует Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Праздник пришел на Русь из Византии, где был установлен не позднее IX века и состоял в изнесении из императорского дворца в храм Святой Софии сохранившейся там части Креста, при этом совершалось водосвятие. В течение двух недель эту святыню носили по городу, служа при этом Литургии для освящения мест и для отвращения болезней. Наименование праздника «Происхождение» вместо «Изнесение» – неточный перевод греческого названия. Ныне в этот праздник при богослужении бывает вынос креста на середину храма и поклонение ему, а после Литургии – крестный ход на воду.
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить честное древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля/13 августа), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
О причине совершения водосвятного молебна в этот день свидетельствует и свт. Григорий Палама (†1357) в Гомилии 36, произнесенной 1/14 августа: «Человеколюбие богоносных отцов, поскольку из четырех времен года лето является наиболее опасным для здоровья, а из летних месяцев особенно опасен август, потому что наш организм, разгоряченный вследствие усилившегося зноя и высокой температуры, становится восприимчивым для болезни… Итак, человеколюбие, как мы сказали, святых отцов, знающее, что это время опасно для здоровья, как бы способствующее заболеваниям, установило нам совершать сие окропление освященной водой, дабы освященные ныне, с верою приступающие, мы пребывали выше приражающихся нам болезней, а вместе и уча нас, что если кому приключится болезнь, прибегать не к знахарям и к колдунам, но к Богу, к молитвам святых Его, к посвященным Ему и в течение всей жизни приносимым о нас молениям, молитвам и мольбам».
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 г. В «Сказании действенных чинов Святыя соборныя и апостольския Великия церкви Успения», составленном в 1627 г. по повелению Патриарха Московского Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем». Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: «Крестися кн. вел. Владимир Киевский и вся Русь августа 1».
***
Сегодня, как и во все века, Честной Животворящий Крест Христов – главный символ христианства. Но мало назвать Крест только символом – в нем заключается истинная сущность христианства.
Крест есть орудие крещения и объект поклонения в христианской Церкви. Крест – знак принадлежности этой Христовой Церкви. Настоящий гимн Кресту Христову воспевали многие Святые Отцы Православной Церкви. Вот слова о Кресте преподобного Иоанна Дамаскина: «Он дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю – обрезание. Ибо чрез него мы, верные, отличаемся от неверных и узнаемся. Он – щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он – печать, для того, чтобы не коснулся нас истребляющий, как говорит Писание. Он – лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих приведение к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, растение воскресения, древо жизни вечной».
Воистину Крест сопровождает человека от его рождения в мир и до бесконечности в Царствии Божием. Каждый этап нашей жизни освящается крестным знамением.
ОБРАЗ КРЕСТА
Основа жизни христианской – Крест Христов. Мы называем себя христианами. А что мы можем ответить, когда нас спросят: «Почему вы креститесь? Почему для вас Крест – сила, надежда и укрепление? Почему Господа нашего распяли на Кресте?» … Ведь это – основа нашей веры; это – основа жизни, смысл ее.
Крест состоит из двух частей: горизонтали и вертикали. Горизонталь – это прошение и приятие: когда мы просим и получаем даяние – мы протягиваем руки горизонтально. Вертикаль – это творческий акт, дар, даяние – подать можно только сверху вниз. Даяние и принятие просимого образуют крест.
Господь сотворил весь мир, всю его красоту, всю вселенную из небытия. Это – дар, даяние – вертикаль Креста. А мы, люди и весь тварный мир принимаем этот дар, благодарим и славим Господа – это горизонталь. Это и есть Крест – основа мироздания и взаимоотношения Бога с человеком. Весь наш видимый мир устроен крестообразно, и сам человек – венец сотворенного мира – устроен крестообразно. Угол Креста должен быть только прямым, любой наклон – это уже нарушение.
«Крест – хранитель всея вселенныя» лежит в основе всего земного и небесного устроения. «Мир сей видимый создал Бог по подобию крестной четвероконечности,– писал святитель Димитрий Ростовский,– ибо Он создал его разделенным на четыре части: восток, запад, полдень и полночь; и человека создал Господь по подобию крестной четвероконечности, ибо когда человек распростирает руки свои, он имеет вид четвероконечного креста».
«Подобно тому, как четыре конца креста с помощью середины – центра – твердо держатся и крепко связываются, так и через посредство Силы Божией содержится и высота, и глубина, и длина, и ширина, то есть вся как бы видимая и невидимая тварь» (прп. Иоанн Дамаскин).
Глубокоуважаемый Александр Аршакович! Я прочитала на одном дыхании первый том о Вашей маме, читаю второй и радуюсь. Так радуюсь! Просто радуюсь. Поминаю Ваших предков с благоговением и радостью. У меня среди любимых ваша книга «Святые жёны Руси». И многие Акафисты, где нет имени составителя, но теперь я его знаю. Благословляю Ваши труды и Вас благословляю. У меня собрано много воспоминаний моих благочестивых предков, это дорогая для меня тема — наши корни, та Святая Христова Лоза, к ветвям Которой мы Божией милостью привиты. Тайна сия велика есть. Так сказано о Любви. И как бы мне хотелось, чтоб все мы были связаны узами любви. Желаю Вам помощи Божией и заступления Небесной нашей Матери!