Праздники Ритмы церковного года

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. (Глава из книги «Ритмы церковного года»)

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ИКОНА XVII в. ИЗ МОНАСТЫРЯ КСЕНОФОНТ. АФОН
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ИКОНА XVII в. ИЗ МОНАСТЫРЯ КСЕНОФОНТ. АФОН

Тропарь, глас 4:

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: Из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву даде благословение, и упразднив смерть дарова нам живот вечный.

Кондак, глас4:

Иоаким и Анна поношение безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася. Пречистая, во святем Рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды, раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

«Давно, еще прежде сложения мира,
предопределено было воплощение Бога,
но до Пресвятой Матери не обреталось
достойного вместилища для воплощения,
а когда обрелось оно, то и воплотился Господь».
Митр. Макарий «Догматическое Богословие»

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ. АФОН. ФРЕСКА МОНАСТЫРЯ ДИОНИСИАТ. XVI в.
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ. АФОН. ФРЕСКА МОНАСТЫРЯ ДИОНИСИАТ. XVI в.

Рождество Пресвятой Богородицы Святая Церковь празднует в начале церковного года, ибо Рождение Ее – рубеж, отделяющий ветхозаветное время от новозаветного, знаменующий начало новой эры в истории человечества. Ветхозаветное время было временем Божественных обетований о спасении. Человеческий род готовился к рождению на Земле Спасителя. Для этого Господь из всех народов земли избрал Себе народ израильский, и из всех родов израильских – род царя Давида и первосвященника Аарона, чтобы из их потомства произошел по плоти Христос Спаситель.

Последним звеном Божественных избраний и началом нашего спасения стало Рождество Пресвятой Богородицы. В нем заключается весь смысл Ветхого Завета, бывшего приготовлением Пречистой плоти Той, от Которой должен был родиться Христос Спаситель.

Рождество Богородицы – светлая заря человечества, начало новой жизни, заря будущего дня, знаменующая восхождение Солнца Правды – Христа. Приблизилось время разрушения греха, осуждения и смерти, тяготевших над человечеством.

Вся земная жизнь Божией Матери была приготовлением к раскрытию на земле великой тайны спасения, а затем служения Своему Божественному Сыну, а вместе с Ним и роду человеческому. Это служение не прекратилось и с концом земной жизни Пресвятой Богородицы.

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. XVI в. МОНАСТЫРЬ СТАВРОНИКИТА. АФОН
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. XVI в. МОНАСТЫРЬ СТАВРОНИКИТА. АФОН

Исполнение Домостроительства Божия о спасении человечества развертывалось на земле в пределах земной жизни Божией Матери, поэтому годичный богослужебный круг начинается с празднования Ее Рождества и кончается Ее Успением. Весь церковный год связан в той или иной степени с жизнью Божией Матери, и нет другого пути для вхождения в жизнь Христа Спасителя, как только любовь и благоговейное почитание Его Пречистой Матери.

Празднуемые события из жизни Пречистой являются как бы ступенями в Ее духовном возвышении и прославлении, а также этапами исполнения дела спасения мира, совершенного Ее Божественным Сыном.

Поэтому, по словам святого Андрея Критского, Рождество Богородицы есть «начало праздников».

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ФРЕСКА. XIV в., МОНАСТЫРЬ ГРАЧАНИЦА, КОСОВО, СЕРБИЯ
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ФРЕСКА. XIV в., МОНАСТЫРЬ ГРАЧАНИЦА, КОСОВО, СЕРБИЯ

Но Пресвятая Богородица – и наша Мать, через Нее мы получаем рождение в новую жизнь. Пока Ее нет, мы не можем родиться. Каждый год мы празднуем Рождество Богородицы – значит каждый из сынов человеческих может родиться в новую жизнь, как говорил Христос в беседе с Никодимом. Этот день – обетование нашего рождения во Христе Иисусе Господе нашем. Событие Рождества Богородицы есть начало исполнения Пречистой Ее величайшей миссии, начало спасения человечества. Ибо сначала появилась Мать, Которую осеняет Отец, чтобы вочеловечился Сьн Его Единородный – обетованный человечеству Мессия.

Воплощение Спасителя – величайшая тайна, которая раскрывается каждому верующему сердцу в меру дарованного ему свыше разумения. Тайна Боговоплощения от Пресвятой Девы была возвещена еще ветхозаветными пророчествами и символами.

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. XVII в. СОЛЬВЫЧЕГОДСК
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. XVII в. СОЛЬВЫЧЕГОДСК

Начало этих божественных предуказаний восходит к началу жизни падшего человечества. Уже в начале Книги Бытия после грехопадения прародителей Сам Бог возвестил им в раю, что «Семя жены сотрет главу змия» – искусителя, диавола (Быт. 3, 15). Семя жены, а не мужа. И в пророческом предведении этого радостного события падший прародитель наш назвал свою жену Евой (жизнью), «ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 8, 20). И впоследствии, на протяжении тысячелетий, Господь не оставлял ветхозаветных людей без пророческих и таинственных указаний на Богоматерь.

Во время всенощной под праздник Рождества Богородицы и в другие богородичные праздники читаются паремии – чтения из Ветхого Завета.

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. XVII в. КАРЕЛЬСКИЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, ПЕТРОЗАВОДСК
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. XVII в. КАРЕЛЬСКИЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, ПЕТРОЗАВОДСК

Первая паремия из книги Бытия говорит о событии, случившемся с патриархом Иаковом. Во время путешествия его застала ночь. Он уснул и увидел во сне лествицу, соединяющую небо и землю, по ней восходили и нисходили Ангелы. Эта лествица была прообразом Божией Матери, ведь Она и есть одушевленная лествица, ибо низвела в воплощение Бога. Своими молитвами, своим всегдашним заступничеством и ходатайством Пресвятая Богородица облегчает нам доступ на небо, к Богу, и служит лестницей нашего спасения. Вот почему Церковь в своих песнопениях называет Богоматерь «лествицею возвысившею всех от земли благодатию», «мостом, преводящим от смерти к жизни, от земли на небо» (канон п. 4., акафист, икос 2) или и прямо лестницей Иаковлей: «Радуйся, лествице высокая, юже Иаков виде» (акафист, икос 1).

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

17 АВГУСТА — СЕМИ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ИКОНА. РОССИЯ. XVIIIв.
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

17 АВГУСТА — ПАМЯТЬ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ ИИ
fialka1
ФИАЛКА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

В здоровом теле здоровый дух,
На самом деле – одно из двух.
(Гринберг)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 АВГУСТА – ПРОИСХОЖДЕНИЕ (ИЗНЕСЕНИЕ) ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ – ПРАЗДНЕСТВО ВСЕМИЛОСТИВОМУ СПАСУ И ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
tutaev03
ПРЕЧИСТОМУ ТВОЕМУ ОБРАЗУ ПОКЛОНЯЕМСЯ, БЛАГИЙ…ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 АВГУСТА – ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ МАККАВЕЕВ, МАТЕРИ ИХ МУЧЕНИЦЫ СОЛОМОНИИ И УЧИТЕЛЯ ИХ МУЧЕНИКА ЕЛЕАЗАРА
 СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ МАККАВЕИ. ГРЕЧЕСКАЯ ИКОНА
СОЛОМОНИЯ, МАТЬ МАККАВЕЕВ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

10 АВГУСТА — ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ СМОЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ОДИГИТРИЯ. ВИЗАНТИЯ. XIV в.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ СМОЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

9 АВГУСТА — ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ЦЕЛИТЕЛЯ ПАНТЕЛЕИМОНА
СВ. ВМЧ. ПАНТЕЛЕИМОН. ИКОНА. XIII в. СИНАЙ
ЖИТИЕ И СТРАДАНИЯ СВЯТОГО СЛАВНОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕИМОНА

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

7 АВГУСТА 1921 Г. – ДЕНЬ КОНЧИНЫ АЛЕКСАНДРА БЛОКА
blok
А Смоленская нынче именинница,
Синий ладан над травою стелется.
И струится пенье панихидное,
Не печальное нынче, а светлое.
И приводят румяные вдовушки
На кладбище мальчиков и девочек
Поглядеть на могилы отцовские,
А кладбище – роща соловьиная,
От сиянья солнечного замерло.
Принесли мы Смоленской заступнице,
Принесли Пресвятой Богородице
На руках во гробе серебряном
Наше солнце, в муке погасшее, –
Александра, лебедя чистого.
1921 г.
Анна Ахматова

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

6 АВГУСТА — МЧЧ. БЛГВВ. КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА, ВО СВ. КРЕЩЕНИИ РОМАНА И ДАВИДА
 СВВ. БОРИС И ГЛЕБ. ИКОНА. XIV в. МОСКВА
К ТЫСЯЧЕЛЕТИЮ ПАМЯТИ СВЯТЫХ КНЯЗЕЙ-СТРАСТОТЕРПЦЕВ БОРИСА И ГЛЕБА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

13 ИЮНЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК