Тропарь, глас 4:
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: Из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву даде благословение, и упразднив смерть дарова нам живот вечный.
Кондак, глас4:
Иоаким и Анна поношение безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася. Пречистая, во святем Рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды, раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.
«Давно, еще прежде сложения мира,
предопределено было воплощение Бога,
но до Пресвятой Матери не обреталось
достойного вместилища для воплощения,
а когда обрелось оно, то и воплотился Господь».
Митр. Макарий «Догматическое Богословие»
Рождество Пресвятой Богородицы Святая Церковь празднует в начале церковного года, ибо Рождение Ее – рубеж, отделяющий ветхозаветное время от новозаветного, знаменующий начало новой эры в истории человечества. Ветхозаветное время было временем Божественных обетований о спасении. Человеческий род готовился к рождению на Земле Спасителя. Для этого Господь из всех народов земли избрал Себе народ израильский, и из всех родов израильских – род царя Давида и первосвященника Аарона, чтобы из их потомства произошел по плоти Христос Спаситель.
Последним звеном Божественных избраний и началом нашего спасения стало Рождество Пресвятой Богородицы. В нем заключается весь смысл Ветхого Завета, бывшего приготовлением Пречистой плоти Той, от Которой должен был родиться Христос Спаситель.
Рождество Богородицы – светлая заря человечества, начало новой жизни, заря будущего дня, знаменующая восхождение Солнца Правды – Христа. Приблизилось время разрушения греха, осуждения и смерти, тяготевших над человечеством.
Вся земная жизнь Божией Матери была приготовлением к раскрытию на земле великой тайны спасения, а затем служения Своему Божественному Сыну, а вместе с Ним и роду человеческому. Это служение не прекратилось и с концом земной жизни Пресвятой Богородицы.
Исполнение Домостроительства Божия о спасении человечества развертывалось на земле в пределах земной жизни Божией Матери, поэтому годичный богослужебный круг начинается с празднования Ее Рождества и кончается Ее Успением. Весь церковный год связан в той или иной степени с жизнью Божией Матери, и нет другого пути для вхождения в жизнь Христа Спасителя, как только любовь и благоговейное почитание Его Пречистой Матери.
Празднуемые события из жизни Пречистой являются как бы ступенями в Ее духовном возвышении и прославлении, а также этапами исполнения дела спасения мира, совершенного Ее Божественным Сыном.
Поэтому, по словам святого Андрея Критского, Рождество Богородицы есть «начало праздников».
Но Пресвятая Богородица – и наша Мать, через Нее мы получаем рождение в новую жизнь. Пока Ее нет, мы не можем родиться. Каждый год мы празднуем Рождество Богородицы – значит каждый из сынов человеческих может родиться в новую жизнь, как говорил Христос в беседе с Никодимом. Этот день – обетование нашего рождения во Христе Иисусе Господе нашем. Событие Рождества Богородицы есть начало исполнения Пречистой Ее величайшей миссии, начало спасения человечества. Ибо сначала появилась Мать, Которую осеняет Отец, чтобы вочеловечился Сьн Его Единородный – обетованный человечеству Мессия.
Воплощение Спасителя – величайшая тайна, которая раскрывается каждому верующему сердцу в меру дарованного ему свыше разумения. Тайна Боговоплощения от Пресвятой Девы была возвещена еще ветхозаветными пророчествами и символами.
Начало этих божественных предуказаний восходит к началу жизни падшего человечества. Уже в начале Книги Бытия после грехопадения прародителей Сам Бог возвестил им в раю, что «Семя жены сотрет главу змия» – искусителя, диавола (Быт. 3, 15). Семя жены, а не мужа. И в пророческом предведении этого радостного события падший прародитель наш назвал свою жену Евой (жизнью), «ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 8, 20). И впоследствии, на протяжении тысячелетий, Господь не оставлял ветхозаветных людей без пророческих и таинственных указаний на Богоматерь.
Во время всенощной под праздник Рождества Богородицы и в другие богородичные праздники читаются паремии – чтения из Ветхого Завета.
Первая паремия из книги Бытия говорит о событии, случившемся с патриархом Иаковом. Во время путешествия его застала ночь. Он уснул и увидел во сне лествицу, соединяющую небо и землю, по ней восходили и нисходили Ангелы. Эта лествица была прообразом Божией Матери, ведь Она и есть одушевленная лествица, ибо низвела в воплощение Бога. Своими молитвами, своим всегдашним заступничеством и ходатайством Пресвятая Богородица облегчает нам доступ на небо, к Богу, и служит лестницей нашего спасения. Вот почему Церковь в своих песнопениях называет Богоматерь «лествицею возвысившею всех от земли благодатию», «мостом, преводящим от смерти к жизни, от земли на небо» (канон п. 4., акафист, икос 2) или и прямо лестницей Иаковлей: «Радуйся, лествице высокая, юже Иаков виде» (акафист, икос 1).
Добавьте комментарий