Главная

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. ЯНВАРЬ 2024 Г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ. 9 ЯНВАРЯ

9 января / 27 декабря 1237 г. – Началось нашествие на Русь монгольского войска под водительством Батыя. Полное разорение и опустошение Рязанской земли.

НАШЕСТВИЕ БАТЫЯ

В начале XIII века из-за своей раздробленности Русь не смогла объединиться для отражения нашествия дикой орды с Востока. Каждое княжество героически защищалось поодиночке и потому не выдерживало натиска многочисленного и жестокого захватчика.

Первым на пути Батыя оказалось Рязанское княжество. Татарские послы потребовали десятины во всем: от князей до коней. Рязанский князь Юрий, не подпуская татар к городу, вышел им навстречу с ответом: «Коли нас не будет, то все ваше будет», – и отправил гонцов за помощью к князю Владимирскому Юрию Всеволодовичу. Однако, помощь не пришла; видимо, не успели собрать войско… И вскоре после захвата Рязани весь город с окрестными монастырями обратился в пепел и не осталось ни стонущего, ни плачущего, «но вси вкупе мертвы лежаше», – завершает описание гибели Рязани летописец.

Весной 1238 г. после 7-недельной осады подвергся полному истреблению маленький городок Козельск (ныне в Калужской губернии). Его жители, верные своему малолетнему князю Василию, решили: «Хотя князь наш и молод, однако положим живот свой за него – и здесь славу и там небесные венцы от Христа Бога получим». Батый разбил-таки городские ворота, но встретил упорное сопротивление горожан, а часть из них даже совершила вылазку и истребила до четырех тысяч татар. Взяв город, озлобленные ордынцы не оставили в живых ни одного человека; князь-младенец, по преданию, утонул в луже крови. Батый назвал Козельск «злым городом» и повелел его стереть с лица земли…

Народ воспринял чужеземное иго как попущение Божие – в наказание за грехи. Верно оценив посланное Свыше вразумление наши предки нашли и единственно правильный путь сопротивления иноплеменнику: сплотиться вокруг Церкви, всенародно перейдя почти на монашеский образ жизни. Укрепление в православной вере дало силы выстоять тяжкие испытания и через два с половиной века, одолев нечестивых нечестивых на Куликовом поле, начать возрождение вокруг Москвы в еще более могучем виде.

Эпоха монголо-татарского ига оставила в русских летописях и фольклоре чудный образ сокровенной Святой Руси, укрываемой Господом от безбожного нашествия – град Китеж, по молитвам его жителей скрытый Богом от захватившей его орды Батыя: « Китеж невидим бысть и покровен рукою Божиею на конец века сего многострадального и слез достойного… иже не узрит скорби и печали от зверя антихриста, токмо о нас печалуют [жители города] день и нощь, о отступлении нашем всего государства Московского, яко антихрист царствует в нем…»*

По преданию, Град Китеж был скрыт под водой озера Светлояр (близ города Семенова Нижегородской губернии); до революции 1917 г. там существовал запрет на купанье и рубку леса, на берегах же собирали целебные травы. Жители окрестных сел рассказывают о колокольном звоне и пении, доносящемся иногда из вод озера.

* Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже».

***

9 января 1769 г. / 29 декабря 1768 г. – Императрица Екатерина II подписала манифест о введении в России ассигнаций.

***

9 января 1792 г. / 27 декабря 1791 г. – Заключен Ясский мирный договор, завершивший русско-турецкую войну (1787-1792). Договор закрепил за Россией всё Северное Причерноморье, включая Крым, усилил ее политические позиции на Кавказе и Балканах. К России отошли земли между Южным Бугом и Днестром, по которому была установлена новая граница. На Кавказе восстанавливалась граница по реке Кубань. Турция отказывалась от претензий на Грузию и обязалась не предпринимать каких-либо враждебных действий против грузинских земель. Присоединение к России после Ясского мирного договора территорий между Южным Бугом и Днестром многократно ускорило заселение и хозяйственное освоение этого региона. В 1794 г. на землях, полученных в результате Ясского мира, согласно Указу Екатерины II был основан город Одесса.

В январе 2022 г. современные власти Украины снесли памятник Основателям города – императрицы Екатерины II и ее соратников, воздвигнутый в память 100-летия со дня основания города. В связи с этим предлагаем вниманию читателей сайта сведения о судьбе этого памятника

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПАМЯТНИКА

В январе 1893 г. было получено высочайшее разрешение на установку памятника, закладка которого должна была стать центральным эпизодом празднования 100-летия города. Торжества решено было растянуть на три дня – 21, 22 и 23 августа 1894 г.

Памятник был создан по проекту одесского архитектора Юрия Дмитренко. Вот его описание:

«Группа сподвижников Императрицы, принимавших участие в событии основания г. Одессы, сгруппирована у круглого пьедестала весьма удачно. Статуя Императрицы имеет величественный вид и вместе с тем поставлена на пьедестале совершенно свободно. Соединение фигуры с пьедесталом посредством круглого основания и с переходом затем на бронзовый картуш исполнено эстетично и правильно. Стиль памятника совершенно подходящий, и все целое представляет художественное произведение. Идея памятника заключена в следующем: Памятник сооружен в память основания г. Одессы и связанного с этим событием устройства одесского порта, составляющего жизненный нерв города. Основание с двумя полукруглыми всходами из ступеней напоминает собой портовую набережную.

На этом основании зиждется пьедестал, по сторонам которого размещены четыре фигуры главных сотрудников Императрицы по завоеванию Хаджибея и устройству Одессы, а именно: главнокомандующего южной армией, действующей тогда против турок, князя Г. А. Потемкина-Таврического, вице-адмирала И. М. Дерибаса, участвовавшего в завоевании турецкой крепости Хаджибей, а затем в устройстве г. Одессы, графа П. А. Зубова и инженера-подполковника Ф. П. Деволана, строителя Одесского порта и города.

На пьедестале красуется величественная фигура Императрицы Екатерины II. У подножия ее знамя, взятое русскими войсками у неприятеля. В правой руке Императрица держит Высочайший рескрипт графу П. А. Зубову со словами: «Повелеваем быть порту и городу» а левой рукой указывает на место основания города».

Приведём также текст закладной таблички, которая была положена в основание памятника:

«Одесса 1894 года, августа 22 дня, в день столетия основания города Одессы, в царствование Всероссийского императора Александра III, с высочайшего его императорского величества сочувствия, последовавшего в 14 день января месяца 1893 года, при высокопреосвященном Иустине, архиепископе Херсонском и Одесском, Одесском градоначальнике Н. А. Зеленом, городском голове Г. Г. Маразли, товарище городского головы В. Н. Лигине, членах управы К. М. Минчинаки, В. Ф. Доксе, А. Н. Новикове и А. А. Швендере, заложен памятник основательнице города Одессы, сооружаемый на средства городского общественного управления, по проекту архитектора Ю. М. Дмитренко».

Скульптуры императрицы и сподвижников были отлиты одесским скульптором английского происхождения Борисом Эдуардсом. В Одессе Эдуардс создал «первый на юге России художественно-бронзово-литейный завод». На этом предприятии в 1899 г. и были отлиты все металлические элементы памятника.

Открыть памятник удалось лишь спустя 6 лет. Он обошелся в весьма внушительную сумму – 63 000 рублей. Общая высота монумента составила более 11 метров.

Была учреждена дата торжественного открытия монумента: 6 мая 1900 г., что совпадало с 100-й годовщиной со дня смерти Суворова и днем рождения императора Николая II. Памятник был торжественно открыт посреди площади в праздничном убранстве, в присутствии высоких столичных гостей и верхушки одесского общества при скоплении горожан. Огромный хор исполнил екатерининский гимн «Гром победы, раздавайся» написанный на взятие Суворовым Измаила, а затем «Боже, Царя храни!». Под пение «Вечная память» супруга командующего округом Ольга Мусина-Пушкина разрезала ленту, с памятника пали покровы и у постамента встал караул в форме гвардейцев потемкинской эпохи. Завершилось торжество возложением венков от многочисленных делегаций, парадом войск гарнизона и учащихся, народными гуляньями по всему городу и банкетом в городской думе. С тех пор памятник стал непременным атрибутом торжеств на день города.

Из нашего исторического описания видно, что ошибаются те украинские пропагандисты, которые утверждают, что назывался он исключительно памятником Екатерине II, а тема основания города никак не была отражена в наименовании. Очень даже отражена!!!

Одна из газет 1917 г. таким образом отразила отношение революционных радикалов к проблеме памятников уходящей эпохи: «Каждый царский памятник по существу своему контрреволюционен. Для упрочения нового строя их необходимо снести до основания».

После Февральской революции 1917 г. памятник Екатерине II был задрапирован, а с установлением советской власти в 1920 г. судьбу его решили по революционным законам. На 1 мая был назначен всеобщий городской субботник, в рамках которого в Одессе наконец удалось реализовать декрет Совнаркома от апреля 1918 г. «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг». Памятник был демонтирован (при этом статуи сподвижников императрицы хранились в краеведческом музее, а статуя самой императрицы была частично уничтожена). По воспоминаниям современников, бронзовые фигуры хотели переплавить в снаряды, но один из матросов заметил: «Негоже иметь снаряды непролетарского происхождения».

На сохранившемся постаменте устанавливали серп и молот, несколько недолговечных вариантов памятника Марксу, но до полноценного монумента дело так и не дошло. Тогда же многие одесские улицы сменили свои названия. Екатерининская площадь и улица были переименованы в честь Карла Маркса, монумент которому должен был сменить царицу и ее «слуг»…

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПАМЯТНИКА

19 июля 2007 г. состоялась торжественная символическая закладка камня на месте восстанавливаемого памятника. Восстановление памятника вызвало политический конфликт – ряд общественных организаций (в том числе ВО «Свобода»), а также президент Украины Виктор Ющенко выступали против восстановления памятника, аргументируя свою позицию неуместностью монумента императрице, распустившей Запорожскую сечь и, по мнению некоторых, выступавшей «палачом украинского народа».

И всё же памятник был восстановлен. 2 июля 2007 г. на рассмотрение Одесского горсовета был вынесен проект решения «О комплексной реставрации и благоустройстве Екатерининской площади г. Одессы с воспроизведением ее исторического вида». По этому решению стоявший на месте памятника Екатерине памятник Потёмкинцам – потомки должен был быть демонтирован и перемещен к Таможенной площади, а на Екатерининской площади должен быть воссоздан памятник Основателям города. Принятым решением горсовета № 1401-V от 04.07.2007 г. была создана комиссия по контролю над соответствием воссоздаваемого памятника «Основателям Одессы» утраченному оригиналу.

При воссоздании памятника широко использовались сохранившиеся исторические документы и фотографии тех лет. Материалы собирались из архивов Одессы, Киева и Санкт-Петербурга. Бронзовую фигуру императрицы пришлось выполнить целиком заново, так как совместить сохранившуюся в Краеведческом музее голову по цвету с создаваемой остальной частью фигуры представлялось невозможным. Изготовление бронзовой статуи было заказано киевскому творческо-производственному комбинату «Художник». Работа по изготовлению 3-метровой глиняной скульптуры была исполнена за несколько месяцев. Фигуры четырех сподвижников Екатерины – Потёмкина, Зубова, де Рибаса и де Воллана, после необходимой реставрации, использовались оригинальные.

Восстановление монумента потребовало приведения в порядок всей площади вокруг памятника. В результате проведенной реставрации ансамбль зданий площади сейчас выглядит так же, как он выглядел сто лет назад – и в цветовом и архитектурном смысле.

Церемония открытия памятника 27 октября 2007 года была организована с оглядкой на подобную 1900 г. – в частности – девушки, одетые в форму солдат лейб-гвардии Преображенского полка, окружили памятник, а вокруг прогуливались дамы и кавалеры, одетые в костюмы времен золотого века Екатерины. После открытия памятника комплекс Екатерининской площади стал одной из главных достопримечательностей Одессы и излюбленным местом молодоженов.

ПОВТОРНЫЙ СНОС ПАМЯТНИКА

После февраля 2022 г. в связи с известными событиями был вновь поднят вопрос сноса монумента Екатерине Великой, которую назвали «разрушителем украинской государственности и культуры». Президент В. Зеленский обратился в Одесский городской совет с просьбой рассмотреть поднятые в соответствующей петиции вопросы, отметив важность «защиты национальных интересов» и «проработку вопросов очищения общественного пространства от объектов и памятников, касающихся российского имперского и советского наследия». 23 августа историко-топонимическая комиссия города решила отложить вопрос о сносе памятника.

2 ноября 2022 г. вандалы надели колпак палача на голову Екатерине II, а к руке привязали виселицу. Ранее памятник также неоднократно обливали краской. 5 ноября мэр Одессы Г. Труханов заявил, что большинство горожан проголосовали на платформе «Социально активный гражданин» за демонтаж памятника. Уже на следующий день памятник обнесли деревянной стеной. 29 декабря 2022 г. памятник был демонтирован.

***

9 января 1877 г. – В России создано «Общество взаимного вспоможения русских артистов» – прообраз Союза театральных деятелей РФ.

***

9 января 1919 г. – В Воронеже повешен на Царских вратах Благовещенского собора во время совершения богослужения архиепископ Воронежский Тихон (Василий Варсонофьевич Никаноров; 1855-1920). Причислен к лику святых Русской православной церкви как священномученик в августе 2000 г. Вместе с ним были замучены 160 священников.

***

9 января 1958 г. – Совет министров СССР принял постановление об организации Новосибирского государственного университета, который рассматривался как составная часть СО АН СССР.

***

9 января 1992 г. – провозглашение независимости Республики Сербской.

***

9 января 1996 г. – Террористический акт в Кизляре: боевики Салмана Радуева захватили здание родильного дома и больницу.

***

9 января 2023 г. – 100 лет со дня рождения русского поэта Бориса Алексеевича Чичибабина (Полушина; 1923-1994). Родился в г. Кременчуге, СССР. Лауреат Государственной премии СССР (1990).

«Борис давно понял свое предназначение поэта и следовал ему до конца дней», – эти слова сказаннные Б. Окуджавой, с абсолютной точностью отражают жизнь и судьбу Б. Чичибабина.

Б. А. Чичибабин родился 9 января 1923 г. и воспитывался в семье офицера. 1935 г. семья Полушиных переехали в Чугуев. Борис учился в Чугуевской 1-й школе с 5-го по 10-й класс. Здесь он уже постоянно посещал литературный кружок, публиковал свои стихи в школьной и даже городской газете. По окончании школы Борис поступил на исторический факультет Харьковского университета. Но Великая Отечественная война прервала его занятия. В ноябре 1942 г. Борис Полушин был призван в армию, служил бойцом 35-го запасного стрелкового полка на территории Грузинской ССР.

В начале 1943 г. он поступил в школу авиаспециалистов в городе Гомбори. С июля 1943 г. до дня Победы служил механиком по авиаприборам в разных частях Закавказского военного округа, затем был демобилизован по болезни. Борис решил продолжать учёбу в Харьковском университете, по наиболее близкой ему специальности филолога. После первого курса готовился сдавать экзамены сразу за два года, но ему было не суждено получить высшее образование. Дело в том, что он продолжал писать стихи – и во время воинской службы, и в университете. Написанное – «издавал»: разрезал школьные тетради, превращая их в книжечки, и давал читать многим студентам. Тогда-то Полушин и стал подписываться фамилией матери – Чичибабин.

В июне 1946 г. Чичибабин был арестован и осужден за «антисоветскую агитацию». Причиной ареста скорее всего были стихи – крамольная скоморошья частушка где были, например, такие строки:

Пропечи страну дотла,

Песня-поножовщина,

Чтоб на землю не пришла

Новая ежовщина!

После почти двухлетнего (с июня 1946 по март 1948 гг.) следствия (Лубянка, Бутырская и Лефортовская тюрьмы) Чичибабин был направлен для отбывания пятилетнего срока в Вятлаг Кировской области.

В Харьков Чичибабин вернулся летом 1951 г. В 1958 г. появилась первая публикация в журнале «Знамя» (под фамилией Полушин). В Харькове в маленькой чердачной комнатушке Чичибабина собирались любители поэзии. В начале 1960-х гг. поэт долгое время жил в Москве на квартире Юлия Даниэля и Ларисы Богораз, выступал в литературном объединении «Магистраль». В 1962 г. его стихи публиковались в журнале «Новый мир», харьковских и киевских изданиях. Среди знакомых Чичибабина этого периода были С. Маршак, И. Эренбург, В. Шкловский. В 1963 г. вышли из печати два первых сборника стихов Чичибабина. В Москве был издан сборник «Молодость», в Харькове – «Мороз и солнце».

В 1966 г. по негласному требованию КГБ Чичибабина отстранили от руководства соданной им поэтической студии. Сама студия была распущена. По официальной версии – за занятия, посвященные Цветаевой и Пастернаку. По иронии судьбы в этом же году поэта приняли в СП СССР (одну из рекомендаций дал С. Я. Маршак). Однако кратковременная хрущевская оттепель закончилась: Советский Союз вступил в двадцатилетие, названное впоследствии застоем. В жизни Чичибабина начинался сложный период.

Осенью 1967 г. он встретил влюбленную в поэзию почитательницу его таланта – Лилию Карась, и через некоторое время соединил с ней свою судьбу. Конец 1960-х– начало 1970-х гг. ознаменовали перелом в жизни, творчестве и мировоззрении поэта. С одной стороны – обретенное наконец личное счастье, а с ним и новый творческий подъём, приобретение новых друзей, среди которых – Александр Галич, Феликс Кривин, философ Г. Померанц и поэт З. Миркина. С другой – жестокое разочарование в романтических идеалах советской юности, ужесточение цензуры, и постепенный переход из писателей «официальных» в полу-, а затем и вовсе запрещенные. Чичибабин теряет читателей – поэт «уходит в народ». по рукам начинают ходить магнитофонные записи с квартирных чтений поэта, переписанные и перепечатанные отдельные листы с его стихотворениями. В 1973 г. Чичибабина исключают из СП СССР. 1974 г. поэта вызывали в КГБ. Там ему пришлось подписать предупреждение о том, что, если он продолжит распространять самиздатовскую литературу и читать стихи антисоветского содержания, на него может быть заведено дело. Наступила пора пятнадцатилетнего замалчивания имени Чичибабина. Публикации его, очень редкие, появлялись только за рубежом.

В 1987 г. во время «Перестройки» поэта восстанавливают в Союзе писателей (с сохранением стажа) – восстанавливают те же люди, которые исключали. Он много печатается. 13 декабря 1987 г. Чичибабин впервые выступает в столичном Центральном Доме литераторов. Успех колоссальный. Зал дважды встает, аплодируя. Со сцены звучит то, что незадолго до этого (да многими и в момент выступления) воспринималось как крамола. Звучит и «Не умер Сталин» (1959):

А в нас самих, труслив и хищен,

Не дух ли сталинский таится,

Когда мы истины не ищем,

А только нового боимся?

В 1989 г. по ЦТ показывают документальный фильм «О Борисе Чичибабине». В том же году фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Колокол» с записями выступлений поэта. В 1990 го. за изданную за свой счет книгу «Колокол» Чичибабин был удостоен Государственной премии СССР. Поэт участвует в работе общества «Мемориал», дает интервью, совершает поездки в Италию, в Израиль.

Распад Советского Союза стал потрясением для поэта, отозвавшись на него исполненным боли «Плачем по утраченной родине»:

И, чьи мы дочки и сыны

во тьме глухих годин,

того народа, той страны

не стало в миг один.

При нас космический костер

беспомощно потух.

Мы просвистали свой простор,

проматерили дух.

К нам обернулась бездной высь,

и меркнет Божий свет…

Мы в той отчизне родились,

которой больше нет.

Умер Борис Чичибабин 15 декабря 1994 г. Похоронен на 2-м кладбище г. Харькова (Украина).

Перед тем, как дать краткую подборку стихов великого нашего поэта-современника, приведем его четверостишье:

Не каюсь в том, о нет, что мне казалась бренней

плоть – духа, жизнь – мечты, и верю, что, звеня

распевшейся строкой, хоть пять стихотворений

в веках переживут истлевшего меня.

(Б. Чичибабин)

СТИХИ Б. А. ЧИЧИБАБИНА

КЛЯНУСЬ НА ЗНАМЕНИ ВЕСЕЛОМ

Однако радоваться рано –

и пусть орёт иной оракул,

что не болеть зажившим ранам,

что не вернуться злым оравам,

что труп врага уже не знамя,

что я рискую быть отсталым,

пусть он орёт, – а я-то знаю:

не умер Сталин.

Как будто дело все в убитых,

в безвестно канувших на Север –

а разве веку не в убыток

то зло, что он в сердцах посеял?

Пока есть бедность и богатство,

пока мы лгать не перестанем

и не отучимся бояться, –

не умер Сталин.

Пока во лжи неукротимы

сидят холеные, как ханы,

антисемитские кретины

и государственные хамы,

покуда взяточник заносчив

и волокитчик беспечален,

пока добычи ждёт доносчик, –

не умер Сталин.

И не по старой ли привычке

невежды стали наготове –

навешать всяческие лычки

на свежее и молодое?

У славы путь неодинаков.

Пока на радость сытым стаям

подонки травят Пастернаков, –

не умер Сталин.

А в нас самих, труслив и хищен,

не дух ли сталинский таится,

когда мы истины не ищем,

а только нового боимся?

Я на неправду чёртом ринусь,

не уступлю в бою со старым,

но как тут быть, когда внутри нас

не умер Сталин?

Клянусь на знамени веселом

сражаться праведно и честно,

что будет путь мой крут и солон,

пока исчадье не исчезло,

что не сверну, и не покаюсь,

и не скажусь в бою усталым,

пока дышу я и покамест

не умер Сталин!

(1959 г.)

ПАМЯТИ А. Т. ТВАРДОВСКОГО

Вошло в закон, что на Руси

при жизни нет житья поэтам,

о чем другом, но не об этом

у черта за душу проси.

Но чуть взлетит на волю дух,

нислягут рученьки в черниле,

уж их по-царски хоронили,

за исключеньем первых двух.

Из вьюг, из терний, из оков,

из рук недобрых, мук немалых

народ над миром поднимал их

и бережно, и высоко.

Из лучших лучшие слова

он находил про опочивших,

чтоб у девчонок и мальчишек

сто лет кружилась голова.

На что был загнан Пастернак –

тихоня, бука, нечестивец,

а все ж бессмертью причастились

и на его похоронах…

Иной венец, иную честь,

Твардовский, сам себе избрал ты,

Затем, чтоб нам хоть слово правды

по-русски выпало прочесть.

Узнал, сердечный, каковы

плоды, что муза пожинала.

Еще лады, что без журнала.

Другой уйдет без головы.

Ты слег, о чуде не моля,

за все свершенное в ответе…

О, есть ли где-нибудь на свете

Россия – родина моя?

И если жив еще народ,

то почему его не слышно

и почему во лжи облыжной

молчит, дерьма набравши в рот?

Ведь одного его любя,

превыше всяких мер и правил,

ты в рифмы Теркина оправил,

как сердце вынул из себя.

И в зимний пасмурный денек,

устав от жизни многотрудной,

лежишь на тризне малолюдной,

как жил при жизни одинок.

Бесстыдство смотрит с торжеством.

Земля твой прах сыновний примет,

а там Маршак3 тебя обнимет,

«Голубчик, – скажет, – с Рождеством!..»

До кома в горле жаль того нам,

кто был эпохи эталоном –

и вот, унижен, слеп и наг,

лежал в гробу при орденах,

но с голодом неутоленным, –

на отпеванье потаенном

куда пускали по талонам

на воровских похоронах.

(1971 г.)

НОЧЬЮ ЧЕРНИГОВСКОЙ С ГОР АРАРАТСКИХ

Ночью черниговской с гор араратских,

шерсткой ушей доставая до неба,

чад упасая от милостынь братских,

скачут лошадки Бориса и Глеба.

Плачет Господь с высоты осиянной.

Церкви горят золоченой известкой,

Меч навострил Святополк Окаянный.

Дышат убивцы за каждой березкой.

Еле касаясь камений Синая,

темного бора, воздушного хлеба,

беглою рысью кормильцев спасая,

скачут лошадки Бориса и Глеба.

Путают путь им лукавые черти.

Даль просыпается в россыпях солнца.

Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти.

Мук не приявший вовек не спасется.

Киев поникнет, расплещется Волга,

глянет Царьград обреченно и слепо,

как от кровавых очей Святополка

скачут лошадки Бориса и Глеба.

Смертынька ждет их на выжженных пожнях,

нет им пристанища, будет им плохо,

коль не спасет их бездомный художник

бражник и плужник по имени Леха.

Пусть же вершится веселое чудо,

служится красками звонкая треба,

в райские кущи от здешнего худа

скачут лошадки Бориса и Глеба.

Бог-Вседержитель с лазоревой тверди

ласково стелет под ноженьки путь им.

Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти.

Чад убиенных волшбою разбудим.

Ныне и присно по кручам Синая,

по полю русскому в русское небо,

ни колоска под собой не сминая,

скачут лошадки Бориса и Глеба.

(1977 г.)

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

22 МАЯ – ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ ИЗ МИР ЛИКИЙСКИХ В БАРИ (1087 г.)

ПАЛОМНИЧЕСТВО В БАРИ К МОЩАМ СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ЧУДЕСА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

«Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.

Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат:
Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат».

(А. Ахматова)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

22 МАЯ — ДУБЕНСКОЙ-КРАСНОГОРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (ПЕРЕХОДЯЩЕ ПРАЗДНОВАНИЕ В ПРЕПОЛОВЕНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ)
КРАСНОГОРСКАЯ ДУБЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИИГУМЕН АНДРЕЙ (МИЩЕНКО) (ПОСЛЕДНИЙ ДУХОВНИК КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ
К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ.
ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦ АЛЕКСИЙ (СОЛОВЬЕВ)

Старец Алексий жил в Сергиевом Посаде, когда по указанию безбожной власти начали вскрывать мощи святых. Старец печалился об этом и много молился, недоумевая – почему Господь попускает совершаться такому злу? Однажды вечером, когда он совершал молитвенное правило, рядом с ним встал прп. Сергий Радонежский и сказал:
– Молись три дня и постись, и после этого я скажу тебе то, что
нужно.
В следующие два дня, когда отец Алексий молился, снова вставал с ним рядом прп. Сергий. Отец Алексий питался в эти дни одной просфорой. На третий день преподобный сказал:
– Когда подвергаются такому испытанию живые люди, то необходимо, чтобы этому подвергались и останки людей умерших. Я сам отдал тело свое, чтобы град мой во веки был цел.

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

27 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ АРШАКА АРУТЮНОВИЧА АРАКЕЛЯНА
МУЖ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ АРШАК АРУТЮНОВИЧ
АРШАК. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

СЧЕТЧИК