Дерево на земле являет собой наиболее наглядный ОБРАЗ жизни. Срок жизни многих деревьев значительно превышает жизнь человека. Некоторые из деревьев, такие как секвойя, баобаб, драконово дерево, живут до 3–5 тысяч лет. Дерево соединяет землю и небо; корнями оно прочно углубилось в почву, а ветви его тянутся ввысь, к небу, к свету. Дерево – это и ОБРАЗ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ – от рождения до принесения плодов. Яблоко, гранат – издревле символы вечной жизни, райские плоды.
В древности с жизнью дерева отождествляли духовный рост человека. Христос постоянно сравнивает жизнь отдельного человека, отдельных народов, жизнь Церкви – с деревом, приносящим плоды добрые или худые, или с деревом бесплодным, не способным давать плод к жизни вечной.
Причина всеобщего почитания деревьев раскрывается в первых главах Библии, повествующих о Древе Жизни, насажденном Отцом Небесным. «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог на земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла… И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2, 8–9, 15–17). После того, как Адам и Ева нарушили заповедь Божию, вкусив плоды с древа познания добра и зла, «сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3, 22–24).
Во многих народах хранились предания об утраченном человеком Древе Жизни. Символом этого древа становились дуб, явор, ива, лиственница, кедр, сикомора. Почитание деревьев было всеобщим среди народов земли.
Представления о рае и райском дереве бессмертия содержались в эпических сказаниях народов Египта, Китая, Индии, Эллады, других древних народов.
С незапамятных времен люди воздавали почести деревьям. Очень старые или особенно красивые деревья часто становились всеобщей святыней, например, известный Додонский дуб в Элладе греки считали обителью самого Зевса. У большинства индоевропейских народов дуб посвящался высшему божеству.
Предание сохранило рассказ о том, что под священным деревом, почитаемым в Египте – смоковницей Матарийской, неподалеку от современного Каира, остановилось на отдых Святое Семейство. Дерево приняло их под свою сень и укрыло от преследователей, посланных Иродом. Смоковница эта сохранилась до наших дней. Лишенная коры, с засохшими и кривыми ветвями, она кажется мертвой, лишь немногие зеленые побеги доказывают, что она еще живет. Глубокий трепет и благоговение ощущают многочисленные паломники, приходящие к этому святом древу.
В христианстве мы видим самое благоговейное отношение к деревьям, глубочайшее понимание их. значения в жизни людей. Ведь Сама Пресвятая Богородица не раз избирала деревья для того, чтобы явить Свои чудотворные образы людям.
В Золотоношском монастыре на Украине хранится чудотворный образ Божией Матери, называемый Дубенский. Название говорит о том, что обрели образ на дубе, растущем неподалеку от места, где возникла обитель.
Знаменит и дуб в Пюхтицком Успенском монастыре (Эстония): на нем был обретен чудотворный образ Успения Божией Матери. Это общерусские чтимые святыни. Есть менее известный – Тихвинский образ, обретенный у местечка Семиключ Пензенской губернии,– и снова его нашли на древнем дубе. По рассказам местных жителей, один человек хотел срубить этот дуб. После того, как он ударил топором по дереву, услышал голос, как будто исходящий от дерева: «Не делай этого, сюда приходят Ангелы и апостолы славить Божию Матерь».
Вспомним, какая радость и любовь охватывает сердца верующих, приходящих в день Святой Троицы в храмы, украшенные ветвями деревьев, цветами, душистыми травами. Вспомним ветви Вербного Воскресения, цветы и зеленеющие ветви в Родительские субботы – дни поминовения усопших.
Мы не должны забывать, что священные деревья, небесные деревья, деревья жизни и смерти, почитаемые с самого начала человеческой цивилизации во всем мире есть не только прообраз Древа Жизни, но и прообраз Креста Господня – Древа Крестного, на котором распят был Спаситель мира – Господь наш Иисус Христос. Святые отцы называли Крест Христов «Новым Живоносным Древом». «Крест Спасителя, среди всех деревьев ты наиболее почитаем: с Тобой по листьям, по цветам, по плодам не сравнится никакое другое дерево» – поется в богослужении Страстной недели. Древо Креста становится древом спасительным, открывая путь во вновь обретенный Рай к плодам Древа Жизни. Христос обещает тем, кто сохранит Ему верность «вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр. 2, 7).
***
А теперь попытаемся понять, почему именно ель стала любимым во всем мире символом Рождества Христова.
Если рождественской ночью взглянуть на ясное небо, то увидишь сверкающий звездами ствол небесного дерева, стоящего посреди сада вселенной. В эту ночь Млечный Путь необычайно похож на рождественскую ель, украшенную золотыми и серебряными звездами и шарами. Это первое впечатление, но не главное.
Ель – образ Древа Жизни. Потому так радостно нам у этого вечнозеленого дерева. Оно дарует часто не осознаваемое разумом чувство возвращения под сень Древа Жизни. Это стало возможным только по милосердию и любви воплотившегося и распятого Господа нашего Иисуса Христа.
Холодной зимой, когда вся природа спит, ель остается тем деревом, в котором жизнь торжествует. Рождественская ёлка, по природе своей не способная принести ничего, кроме шишек, в эти святочные дни расцветает таким букетом чудесной снеди и красоты, что все это становится возможным только потому, что на ее вершине горит заветная Вифлеемская звезда, – символ той звезды, которая вела волхвов-мудрецов Востока к яслям родившегося Богомладенца.
Еловое дерево, украшенное свечами, игрушками, яблоками и мандаринами, становится символом райского Древа Жизни. Хоровод, который водят вокруг рождественской ёлки,– знак почитания в ней этого вечного древа, озаряющего мир своим светом, наделяющего плодами, дарующими жизнь вечную. В этом суть праздника – прерывается бег времени, воцаряется вечность:
Будущего недостаточно
Старого, нового мало.
Надо, чтоб ёлкою святочной
Вечность средь комнаты стала.
(Б. Пастернак)
Таким образом, Рождественская ёлка осмысливается как символ преображенной лучами Рождества вселенной. Свет Вифлеемской звезды озаряет весь мир, освещая все будущее. От явления в мир Богомладенца мир становится иным: все расцветает, как бы превозмогая свое природное естество.
Ель напоминает и лествицу, по которой должен человек духовно восходить в течение жизни своей. В день Рождества Христова эта лествица восхождения от земли на небо не только коснулась земли, но и утвердилась навсегда, даруя людям путь спасения.
Широкие еловые ветви вместе со стволом напоминают крест, что тонко подмечено русскими поэтами:
И ель крестом, крестом багряным
Кладет на даль воздушный крест…
А. Блок
У лосиного лога
Четки елей кресты…
Н. Клюев
Крестообразность придает ели особое значение как дереву Рождества. Ель не только своим очертанием напоминает крест, но и сама по традиции ставится на крест, как бы распинаясь на нем, принося себя в жертву.
Ель моя, Ель – словно Спас-на-крови,
твой силуэт отдаленный,
Будто бы след удивленной любви,
вспыхнувшей, неутоленной…
Б. Окуджава
Кроме того, крестовина в основании ёлки символизирует крестную ношу Христа, свидетельствуя о прочной опоре рождественского дерева, ибо «кто на крест опирается, тот крепко стоит, не падет, того никакие невзгоды сокрушить не могут».
Ель – дерево колючее. Иглы ее напоминают о терниях Спасителя и о тех терниях, которые всегда ожидают идущих путем духовным.
Немногие знают, что существует еловый мед, удивительный по вкусу и аромату: за внешней колючестью скрыта любовь и жертвенное служение человеку. Цвет ели – зеленый. В христианской символике это цвет надежды и цвет жизни растительного царства на земле.
Горящая рождественскими свечами ёлка есть также символ горящего куста пророка Моисея, в котором явился ему Господь. Но Святые Отцы говорят, что «купина неопалимая» – горящий и несгорающий куст – есть символ Самой Пречистой Матери Господа, Которая родила Христа, не опалившись огнем Его Божества.
И коль человек отпал от Бога через дерево, то и воссоединению с Творцом человек также обязан ему. Наряжая и украшая ёлку на Рождество, мы предвосхищаем преображение мира через «воскресение мертвых и жизнь будущего века» и при этом преисполняемся благодарности нашим далеким предкам, которые открыли и донесли до нас столь чудный символ.
***
Один из известнейших греческих православных богословов митрополит Иерофей (Влахос) убежден в том, что традиция почитания рождественской ели имеет глубокое духовное основание. Он говорит: «Привычка наряжать на Рождество ёлку не просто обычай, пришедшим к нам с запада, и который необходимо заменить другими, более православными, обычаями. Я уверен что она соединяется с праздником Рождества и его истинным смыслом.
Прежде всего она имеет отношение к пророчеству пророка Исайи: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис. 11, 1). Именно это пророчество имел в виду творец рождествоенских песнопний, когда писал: «Жезл из корня Иессея и цвет из Нее, Христе, от Девы произрастил». В греческом тексте этот стих выглядит иначе: «И произойдет жезл из корня Иессеева, и цвет произрастет из корня его».
Корнем является Иессей, отец царя Давида, жезлом – сам царь Давид, а вышедшим из корня и из жезла цветом – Пресвятая Богородица. Происшедшим же от цвета Пресвятой Девы плодом является Иисус Христос. Это показано в нашей прекрасной иконописи. Таким образом, рождественская ёлка может напоминать нам генеалогическое дерево Иисуса Христа, Божию любовь и последовательное очищение прародителей Христа. Вершину же дерева украшает звезда, которой является Богочеловек Христос.
Помимо этого, рождественская елка напоминает нам как дерево познания добра и зла, так и дерево жизни. Больше все же второе. Она показательно подчеркивает истину, что Христос является деревом жизни; и мы не можем жить и исполнить цель нашего существования, не вкусив от этого «дарующего жизнь» древа. Рождество немыслимо без божественного Причастия, а Причастие без победы над диаволом в час искушения, как вид дерева познания добра и зла, где испытывается наша свобода. Итак, мы радуемся и торжествуем, ибо «в пещере от Девы древо жизни произросло».
ФОТОГАЛЕРЕЯ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЕЛИ В ГОРОДАХ МИРА
***
Ель называют «поющим деревом»: из нее изготавливают деки фортепьяно, скрипок; виолончелей, арф, балалаек, гитар, мандолин. Неподалеку от североитальянского города Кремоны в предгорьях Доломитовых Альп расположен еловый лес, который дал жизнь творениям великих скрипичных мастеров – Амати, Страдивари, Гварнери. В Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов в Москве хранится несколько скрипок, альт и виолончель работы Антонио Страдивари (1643–1737). Чести сыграть на них удостаиваются лишь очень немногие самые выдающиеся музыканты.
Ель – одно из немногих вечнозеленых деревьев Центральной и Северной Европы. Поэтому она с древнейших времен служила символом вечной, неумирающей жизни и северные народы украшали ель на праздники с древнейших времен.
В Северном полушарии рождественские праздники приходятся на зиму, когда лиственные деревья стоят обнаженными и, конечно, не могут стать символом зимнего праздника. Поэтому естественно, что таким символом стало вечнозеленое хвойное дерево, причем не только ель, но и сосна, и кедр, и пихта, и можжевельник. Нередко можно увидеть в качестве новогодних или рождественских украшений сосновые деревья или ветви. Однако еловое дерево, в отличие от соснового, обладает совершенной пирамидальной формой; его устремленный ввысь прямой ствол, а также симметричное расположение ветвей придает ему очертания католических и лютеранских храмов. Во многом именно благодаря своей форме ель затмила другие хвойные деревья. Устройство рождественской ёлки начали рассматривать как истинно христианское дело, свершаемое в память о родившемся в Вифлееме Богомладенце. Обычай украшать новогоднюю ель связывали с дарами царей-волхвов новорожденному Христу и рождественской звездой, указавшей им путь в Вифлеем. Горящие на ёлке свечи представляли Того, Кто есть Свет мира, а рождественские подарки считались самыми великолепными из всех даров Бога людям.
Первое письменное упоминание об украшении ёлки было сделано в городе Риге, в 1510 году. Дерево было наряжено бумажными цветами, а вокруг него водили хоровод. Кстати, в Риге тогда жили русские купцы из Пскова и Новгорода. В течение XVI–XVII веков новый обычай распространился по другим ганзейским городам, по Германии, Скандинавии, Швейцарии. Особенно рано он отмечен и укоренился в Эльзасе, между Шварцвальдом и Вогезами, которые славились своими хвойными лесами. Документальное свидетельство о рождении почитания ели как рождественского дерева относится к 1521 году, когда власти города Селеста (Эльзас) поручили леснику срубить для них ёлку.
В 1660-е годы в Пфальце (Германия) отмечен первый на Западе случай украшения рождественского дерева свечами. На рубеже XIX столетия на площадях немецких городов в Сочельник начали устанавливать большие еловые деревья. Свидетельством окончательного установления этого обычая можно считать появление множества елок на рождественских ярмарках. В домах ёлку устанавливали также в Сочельник, украшали ее мишурой, освещали свечками, лампочками или фонариками. Под ней или на ее ветвях раскладывали подарки поначалу только для детей, а позже – и для остальных членов семьи. Верхушку ели украшали Вифлеемская звезда или изображение Ангела. Дерево (а иногда лишь одна его ветка) стояло в доме в течение всего праздничного периода.
Постепенно этот обычай начинает распространяться по другим странам Европы, даруя людям сердечную радость и чувство особой причастности великому событию, совершившемуся в Вифлеемскую ночь. Первые сведения о рождественском дереве в Швеции относятся к концу XVIII века, в Финляндии – к 1800 году, в Дании – к 1810, а в Норвегии – к 1828 году. В Бельгии и в Нидерландах рождественское дерево приняли только к середине XIX века. В Париже рождественское дерево впервые появилось в 1840 году при дворе короля Луи Филиппа. Инициатором этого события стала невестка короля лютеранка герцогиня Елена Орлеанская, урожденная немецкая принцесса Макленбургская.
На Рождество 1841 года в Виндзорском замке нарядила для своих детей ёлку английская королева Виктория – и тем самым ввела моду на нее во всех европейских столицах. В период Второй мировой войны в Англию, где в то время находились норвежский король и правительство, из оккупированной Норвегии была привезена тайно огромная ель, которую установили на Трафальгарской площади. С этих пор Осло ежегодно дарит британской столице точно такое же дерево, и оно, увешанное елочными игрушками и разноцветными лампочками, устанавливается на той же самой площади.
В России ель как рождественское дерево начали почитать в начале XIX века. Хотя еще Петр I, перенеся Новый год с сентября на январь, поближе к Рождеству, указал справлять сии праздники, украшая дома хвойными ветвями в «знак веселия». Но это был пока еще светский праздник. Считается, что первая рождественская ёлка в России была устроена государем Николаем I в самом в конце 1830-х годов, после чего, по примеру Царской семьи, ее стали устанавливать в знатных столичных домах. Ёлка покорила Россию и стала, как и в Европе, «Христовым деревом», символом вечного обновления жизни, духовного возрождения, приносимого рождающимся Христом. Она устанавливалась в канун Рождества, превращаясь в райское древо, которого люди некогда лишились, но которое в этот день каждый год возвращалось к ним.
Россия, пожалуй, самая «еловая» страна: ель – дерево преимущественно северное, южнее 35 градуса северной широты она встречается лишь в горах. Русское слово ель (как и древнегреческое элат) происходит от индоевропейского едл – «колючий». Колючие (и потому оберегающие и защищающие от злых сил) вечнозеленые ветки ели, сосны, можжевельника издревле использовались кельтами, германцами, скандинавами, славянами для украшения жилищ и хозяйственных построек в пору зимнего солнцестояния, поворота года на лето.
Славяне верили, что рождественская ель защищает от болезней и стихийных бедствий, отгоняет злые силы. Она считалась подательницей благополучия, здоровья и богатства. Ее украшали всеми плодами земли, чтобы в новом году они хорошо родились,– фруктами, орехами, колосьями, сластями, хлебной выпечкой, а также бумажными цветами, лентами, у болгар – полосками ткани с нашитыми на них монетами и зеленью. По славянским легендам, ель укрыла Богородицу от воинов Ирода, посланных в погоню, во время Ее бегства с Христом в Египет, за что получила благословение и была вознаграждена, оставшись навечно зеленой. Рождественскую ель устанавливали в церкви на весь период от Рождества до Крещения, ставили в доме на стол или на лавку в красный угол. Ее носили с собой колядники, обходившие дома на святки; тот, кто ее нес, звался коледарным царем.
Давно замечено сходство древних шатровых деревянных храмов Северной Руси с елью. Ведь храм – место, где человек научается вечной жизни. Вершину храма венчает крест Христов – восстановленное Древо жизни. Поэтому так прекрасны в окружении елей наши северные деревянные храмы, и сами ели вызывают в сердце особый отклик: они настраивают на молитвенный лад. В северной еловой глуши часто строились древние русские монашеские обители. А чешуйчатые деревянные главки русских северных церквей напоминают еловую шишку Недаром бытует в народе поговорка: «В еловом лесу – молиться, в сосновом – трудиться, в березовом – веселиться».
Церковное предание хранит свидетельства о явлении на елях чудотворных икон и о возведении часовен и церквей в местах, где росли такие ели. В Тверской области рассказывали, как однажды на ели нашли икону и отнесли ее в соседнюю деревню в церковь, но икона вновь возникла на этой ели. Тогда поняли, что Богородица хочет, чтобы церковь была на этом месте. Одна из таких икон стала общерусской национальной святыней,– о ней наш рассказ.
С удовольствием и интересом прочла статью А.А.Трофимова о Рождественской ели! Как много интересных фактов и сопоставлений! Вера и художественное мастерство позволяют автору увидеть в привычном нам «новогоднем» дереве великие прообразы и символы, открыть их нам и очистить свое сердце, глядя на простые растения, созданные Господом! Храни Вас Боже!
Статья замечательная! Так не хватает подлинной высоты в современной жизни. А статья о Рождественской ели словно сшита драгоценными нитями образов и чувств, которые тянут нас ввысь. Рождается чувство умиления. Так, оказывается, значимо и важно то, что совершается нами привычно. Значит быт можно превратить в бытие, если знать истоки.
Спасибо автору за то, что так щедро делится с людьми верой и любовью ко всему Божьему миру.
Помогай Вам Господь во всех Ваших трудах!