1 июня (19 мая) Церковь отмечает память священномучеников, узников ДальЛАГа, расстрелянных в этот день в городе Благовещенске в 1938 году. Назовем их имена:
Архиепископ Курский Онуфрий (Гагалюк; 1889–1938).
Епископ Белгородский Антоний (Панкеев; 1892–1938).
священник Митрофан Григорьевич Вильгельмский (1883–1938).
священник Александр Луппович Ерошов (1884–1938).
священник Михаил Фомич Дейнеко (1894–1938).
священник Николай Александрович Садовский (1894–1938).
священник Василий Андреевич Иванов (1876–1938).
священник Николай Константинович Кулаков (1876–1938).
священник Максим Петрович Богданов (1883–1938).
священник Александр Ерофеевич Саульский (1876–1938).
священник Павел Ильич Попов (1890–1938).
священник Павел Алексеевич Брянцев (1889–13 мая 1938, скончался в тюрьме до исполнения приговора).
псаломщик Григорий Александрович Богоявленский (1883–1938).
псаломщик Михаил Матвеевич Вознесенский (1900–1938), сын также причисленного к лику святых священника Матвея Вознесенского, убитого большевиками в 1919 году.
***
Дорогие читатели сайта, Вашему вниманию представляется глава из будущей книги, над которой я работаю много лет. Посвящена эта книга моей малой родине – любимой Сходне, ее истории, судьбе, людям, которые в ней жили и прославили наш город. Она должна состоять из двух частей:
1. Сходня православная.
2. Сходня культурно-историческая.
Изучая архивные материалы, мне удалось обнаружить подвижника нашей Церкви, жившего со своей семьей на Сходне – священномученика протоиерея Ипполита Николаевича Красновского (1883–1938). Это очень радостное событие для православных жителей Сходни: в Соборе святых покровителей нашего града появилось еще одно имя. Уже составлен тропарь, кондак и молитва свмч. Ипполиту, и после утверждения Богослужебной епархиальной комиссией мы сможем молиться святому земляку, петь и читать богослужебные тексты. Впоследствии можно будет заказать икону свмч. Ипполита, тем более что имеется хорошая его фотография.
Прошу Вас, дорогие читатели, оказать помощь в поиске сведений об отце Ипполите и его родственниках. У него было пятеро детей. Двое сыновей (Сергей и Василий) погибли на фронтах Великой Отечественной войны, но в живых оставались Николай (1912 г. р.), Екатерина (1916 г. р.) и Мария (1918 г. р.) Быть может, у них остались родственники. Хорошо было бы выяснить точный адрес, по которому жила семья отца Ипполита.
Прошу Вашей помощи и в сборе сведений по истории Сходни, об известных людях здесь обитавших, быть может, у кого-то сохранились старые фотографии с видами Сходни и ее жителей, – всё это пойдет в общую копилку, чтобы память о старой, доброй Сходне не угасла…
По мере готовности мы постараемся публиковать на сайте новые главы из книги о Сходне, а пока предлагаем Вам составленное мною жизнеописание отца Ипполита.
Тем, кто имеет возможность, прошу оказать материальную помощь для издания книги о Сходне.
Александр А. Трофимов
ОТ РОДА СВЯЩЕННИЧЕСКОГО
Будущий священномученик Ипполит Николаевич Красновский – священнослужитель в седьмом поколении. Его дед – протоиерей Аникита Иванович Красновский (1808–1889) был священником Покровского храма в Зеленой Слободе Бронницкого уезда с 1832 по 1870 гг. Бабушка – Александра Матвеевна (1815–1884), также происходила из священнического рода. Первые письменные сведения о селе Зеленая Слобода восходят к XVII веку. Первоначально здесь была построена деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, которая горела во времена польской интервенции. В 1786 г. была воздвигнута белокаменная красавица из белого камня и мячковского известняка. Приход отца Аникиты унаследовал его зять Иван Иванович Успенский, который, был женат на дочери настоятеля Вере Никитичне Красновской.
Сын протоиерея Аникиты – Николай Аникитич Красновский окончил в 1882 г. Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и стал настоятелем храма Воскресения Словущего, что на Таганке. Сам отец Николай так писал об этом событии в его жизни: «Я удостоен этого положения еще в юных летах, в самом начале своей деятельности. А потому жизнь и деятельность моя принадлежит не столько прошедшему, сколько будущему. Взирая на пример моих знаменитых предшественников, мне предстоит употребить все силы к тому, чтобы быть достойным их преемником».
В семье отца Николая и Веры Ефимовны Красновских родилось трое детей: Владимир, Ипполит (1883; будущий священномученик) и Константин (1884). Семья отца Николая проживала в квартире приходского дома Воскресенской церкви на Таганке.
В 1888 г. в Москве была издана книга «Историческое описание Московской Воскресенской, в Таганке, церкви с ее причтом и приходом», написанная отцом Николаем Красновским. Он написал и издал историю своего храма – сочинение, «исключительно мною составленное из сведений, мною же добытых или из … документов, или их устных преданий и рассказов очевидцев… Потребность знать о храме – о протекшей его жизни, а также о причте и приходе, вполне естественна в прихожанах, и они с полным правом могут предъявлять настоятелю храма требование, чтобы он сказал, что известно ему о храме». Труд этот и сегодня представляет значительный интерес как живое свидетельство современника – прежде всего о людях того времени.
***
Церковь Воскресения Словущего находилась на Таганской площади. Строилась она в середине XVII века, и была освящена во имя Воскресения Словущего, т.е. праздника в память обновления храма Господня равноапостольным Константином и Еленой на горе Голгофе вместо выстроенного там идольского капища Венеры.
Местность, вокруг храма представляла собой ряд ремесленных слобод, заселенных мастерами таганного дела, гончарами и каменщиками, о чем свидетельствуют сохранившиеся до сих пор названия: Гончарные переулки, улицы Большие и Малые Каменщики. В 1697 г. освящается придел во имя святых мучеников Адриана и Наталии в трапезной при колокольне. В книге отца Николая приводится устное предание о том, что он строился на средства прихожан «в память последнего Патриарха Российского Адриана и царицы Натальи Кирилловны». Не случайно в церкви хранились древние возду́хи, изготовленные еще в XVII веке: по преданию, то был вклад в Воскресенскую церковь царицы Натальи Кирилловны, матери Петра Великого. Весной 1755 г. поднято дело о построении придела Тихвинской Богоматери, освященного в 1758 г.
В 1790 г. церковь «за ветхостью» была разобрана и выстроена вновь; автором ее был знаменитый архитектор Матвей Казаков. Освящение церкви совершили 29 октября 1800 г. Тогда же была построена и новая трапезная с приделами иконы Тихвинской Божией Матери и святых мучеников Адриана и Наталии. Церковь пережила пожар Москвы 1812 г. При перестройке храма в 1877 г. обнаружилось надгробие старосты Каменного приказа Дмитрия Михайлова Старцева, который, очевидно, и возглавлял артель, возводившую храм.
Церковь особенно славилась убранством своего интерьера. Недаром ее настоятель писал: «что составляет особенную красоту главного храма – это его иконостас. Посмотрите на него – и что вы увидите? Вы увидите как бы сплошную массу золота, по которому отчетливо вырезаны различные узоры. Вся эта масса величественно возвышается в 5 ярусов». Строительство и украшение церкви происходило преимущественно за счет прихожан, которые, кроме того что, конечно, оплачивали требы, делали многочисленные пожертвования и вклады.
В XIX веке настоятели храма доставили ему «громкую славу и известность». То были «знаменитые иереи и протоиереи, известные всей Москве». Отец Николай пишет в своей книге о храме: «Когда мы смотрим на настоятелей прихода нашего в XIX в., то мы вполне понимаем, почему наш приход сделался одним из известных московских приходов; славу ему доставило, без сомнения, что целые 90 лет с именем нашей церкви связаны были имена знаменитых представителей московского духовенства. Память о Беликове, Успенском и Алексинском (настоятелях храма) до сего времени еще живет в умах москвичей и московского духовенства». (Отец Александр Иванович Беликов, скончавшийся 21 сентября 1848 г., был одним из самых образованных священнослужителей, занимался преподаванием и литературным трудом – ему, в частности принадлежит составление катехизиса. Именно он был первым наставником юного Александра Пушкина в Законе Божием.)
Судьба Воскресенской церкви при советской власти печальна: ее порушили в 1930–1931 гг. Известный реставратор и ученый П. Г. Барановский пытался предотвратить снос Воскресенской церкви. На заседании архитектурно-реставрационного отдела ЦГРМ 16 сентября 1930 г. он говорил и об особо стройных пропорциях шатровой колокольни XVII века, и об историческом погребении в храме его строителя Дмитрия Старцева, и об архитектурной ценности основного здания, перестроенного на рубеже XVIII–XIX веков архитектором Матвеем Казаковым. Однако к голосу Барановского не прислушались… Перед войной на этом месте соорудили трамвайный круг, а сейчас на месте храма – пустое место между двумя совершенно перестроенными улицами – Марксистской и Таганской (бывшими Пустой и Семеновской).
Спасибо за интересный рассказ. Какая трагичная судьба! Отец Ипполит Красновский крестил в 1913 году моего дедушку в Воскресенском храме в Таганке. Дедушка умер еще в 1961-м, Воскресенскую церковь снесли, отец Ипполит был расстрелян, а память о них живет.