29 марта 2015 г. исполняется 13 лет со дня кончины Марии Сергеевны Трофимовой – прихожанки Троицкого храма подмосковной Сходни. Весь мир сотворен любовью Божией и всё происходящее в жизни человека – от рождения до кончины – пронизано этой любовью. Пример жизни Марии Сергеевны – это дивный «урок любви Божией» (так сказала сама Мария Сергеевна), преподанный всем нам, знавшим и любившим ее.
МАРИЯ СЕРГЕЕВНА ТРОФИМОВА
ЖИЗНЬ. ВРЕМЯ. СУДЬБА
(ПОРТРЕТ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ)
Печатается по благословению
Высокопреосвященнейшего ПРОКЛА,
архиепископа Симбирского и Мелекесского
Составил Александр Трофимов
Эта книга рассказывает о судьбе Марии Сергеевны Трофимовой, жительницы старинного русского города Тихвина, более пяти столетий хранившего великую святыню Православия – Тихвинскую икону Божией Матери.
Жизнь Марии Сергеевны прошла под благодатным покровом чудотворного образа. Окончив тихвинскую школу, она в 1934 году поступила в Московский Зоотехнический институт. Во время учебы вышла замуж и по окончании института отправилась по распределению в Николаевскую область. Затем начались годы испытаний: тяготы военных лет, голод, неустроенность. Через всю свою жизнь пронесла Мария Сергеевна горячую, трепетную веру в Бога и любовь к Его Пречистой Матери. Она была заботливой и любящей матерью; для многих близких людей Мария Сергеевна стала и духовной матерью, помогая им своей молитвой, мудрыми советами. Господь наделил ее духовными дарами: провидения, утешения, помощи больным душевными и телесными недугами. Но главный дар, которым она послужила Богу и людям,– был дар любви. Подготовлена книга сыном Марии Сергеевны – Александром Трофимовым, автором-составителем многих книг, посвященным святым, подвижникам и старцам Русской земли.
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет…
Н. А. Некрасов
К ЧИТАТЕЛЮ
Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена удивительной русской женщине – Марии Сергеевне Трофимовой. «Любовь воплощенная»,– пожалуй, трудно придумать лучшее название для книги о ней. Господь даровал мне счастье духовного общения с этой русской праведницей. Поэтому с радостью представляю посвященную ей книгу и думается, ее с интересом и духовной пользой прочтут и православные люди, и простые русские женщины, для которых Мария Сергеевна может стать дивным образцом для подражания.
Немногие из наших праведниц воспеты в записях современников. Но те крупицы, которые доходят до нас, являются драгоценным наследием Русской Церкви и истории нашей Отчизны. В сокровищнице духовной литературы Древней Руси есть замечательный памятник русской праведнице – это жизнеописание святой Иулиании Лазаревской, жившей в древней Муромской земле, оно составлено ее сыном Дружиной Осорьиным в XVII веке. Мне кажется, что житие Иулиании Милостивой, как назвала ее Сама Пресвятая Богородица, является одним из самых вдохновенных и поучительных текстов, написанных когда-либо о русской женщине. В этом житии, как в зеркале отразились беды и ужасы, постигшие нашу многострадальную Отчизну во времена русской смуты.
Книга о Марии Сергеевне продолжает древнюю духовную традицию. Это книга о пути к святости в миру, среди искушений обыденной жизни. Святыми принято называть тех, кто уже прославлен Церковью, но у Бога ведь много святых, имена которых написаны на Небесах. Многим из нас, по милости Божией, дарованы были встречи с праведниками, которые жили свято на земле и после ухода их в вечность знавшие их близко извещены в сердце своем, что они стали жителями Царства Небесного.
Важнейшей частью книги являются воспоминания самой Марии Сергеевны о своей жизни. Это самое ценное свидетельство о ее пути, заботливо сохраненное любящим сыном.. Эти бесхитростные воспоминания подкупают своей простотой и искренностью. Они открывают нам историю и судьбу нашей страны в грозном XX столетии, свидетельницей и участницей которых была Мария Сергеевна Трофимова. Они показывают конкретно, а не умозрительно, как русские женщины несли на своих хрупких плечах тяготы и весь ужас нашей общей Российской судьбы. Из воспоминаний Марии Сергеевны мы видим, как трудна была ее жизнь. Надо было пройти через голод, болезни, муки и искушения, чтобы обрести благодатную силу духовно помогать близким. Люди часто и не ведают, какой ценой даются Господом дары исцеления скорбящих душ, утешения, любви, дары помощи человеку в труднейших состояниях.
В воспоминаниях Марии Сергеевны есть эпизод, когда директор совхоза по бездушию своему посылает ее практически на смерть, и она являет полное послушание этому черствому и равнодушному человеку: ни словом не осуждает его, потому что доверяет Богу, зная, что без Его святой воли ничего не может совершиться в жизни человека. Поэтому без ропота и недовольства идет она со своими любимыми животными в ледяную голодную степь, чтобы защищать их от волков, кормить, ухаживать за ними, помочь выжить братьям нашим меньшим. Это подвиг ничуть не меньший, чем геройское поведение на поле брани. Она знала, что идет война на уничтожение ее Родины, и потому не рассуждая идет на «передний край» этой войны – спасать доверенных ей животных.
Муки и страдания не сломили ее, не озлобили: она стала еще более кроткой, радостной, любящей. По слову апостольскому многими скорбями подобает достигать Царства Небесного. Господь не дает человеку креста не по силам, значит, Марии Сергеевне дарованы были от Бога эти силы. Поэтому она смогла достичь такого состояния Божиих людей, когда радость, мир и внутренний покой источаются из человека и передаются другим людям. Это к ним обращены слова Господа: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21).
Чтобы войти в жизнь вечную, надо жертвовать собой, нужно отдавать, дарить, не требуя никакой награды. Сегодня мы видим ненасытное желание брать, всё подгребать под себя, получить как можно больше благ и удовольствий,– здесь и теперь. Миру непонятен и страшен крест, потому что от мира сокрыт смысл страданий: для него страдания – знак отверженности, наказания человека за грехи и неправильную жизнь. Нужно вырасти в меру возраста Христова, чтобы обрести способность принять крест. Мария Сергеевна приняла свой крест и несла его с радостью, благодаря Бога за все посланное в жизни.
***
Еще в ранней ее юности люди начали открывать ей свою душу: с ней могли говорить о самом сокровенном. Но это возможно только тогда, когда человек видит, что его любят. Здесь невозможно обмануть или сыграть. Мария Сергеевна излучала эту любовь, как солнце, которое освещает и согревает всех окружающих – добрых и злых. В ответ на любовь человек раскрывается как цветок. Если же нет настоящей любви, то душа другого человека навсегда остается terra incognita (непознаваемая земля).
Марии Сергеевне было дано видеть душу человека, его духовное устроение. Но Господь устроил так, что любое истинное знание дается только любовью, в том числе и знание души человеческой. Бог открывает Свои дары в ответ на любовь и в меру любви каждого человека.
Господь столько вложил в ее душу через счастливое детство, провел ее по жизни так, что она получила поразительное богатство знаний, удивительную чуткость к страданиям людей и животных – братьев наших меньших. Немногим удается в детстве сознательно совершить выбор будущего рода деятельности, как это сделала совсем еще юная Мария. Все добро и любовь, ростки духовного, заложенные в детстве, разворачивались потом в течение ее жизни, наполняя благодатью ее душу. Мудрые и любящие родители, особенно мать, глубоко верующая, милостивая и жертвенная, человек праведной жизни заложили основание ее избранничества. Постоянное общение с природой, созерцание ее красоты, любовь к Божиим тварям также были заложены в ее душу с самого детства. Затем мудрые и добрые учителя в школе, замечательная профессура – цвет мировой науки, довершили формирование ее личности.
И тогда пришло время испытаний: Господь провел Марию через горнило страданий, которые она приняла кротко и безропотно, даже в тяжкой предсмертной болезни повторяя: «Какое счастье, какая радость жить на земле; это дар Божий нам и хочется благодарить Господа за Его любовь и милость к нам грешным». Такое может сказать только по-настоящему счастливый человек!
***
О встречах с Марией Сергеевной могу сказать, что это была взаимная радость. Нам не нужно было ни о чем говорить – зачем? Эта радость от встречи переполняла и оставалась надолго. И хотя мы виделись не слишком часто, каждая наша встреча становилась для меня событием. Я испытывал чувство покоя и защищенности в ее гостеприимном доме. Здесь можно было забыть проблемы и заботы. Остановка во времени и пребывание в благодатном саду. От нее исходило благоухание святости, любовь и мир, ты чувствовал себя, как в детстве, под молитвенным покровом любящей мамы. Через веру, кротость и смирение Марии Сергеевны живее в сердце ощущался покров Божией Матери, Ее участие в нашей жизни, Ее близость к нам. Благоговейно и трепетно относилась Мария Сергеевна к Божией Матери, молилась Ей и прославляла Ее, постоянно читая посвященные Ей акафисты.
Я никогда не видел на лице Марии Сергеевны следов раздражения, уныния или зависти. Она всегда жила для других, стремилась помочь каждому, утешить. Все, кому посчастливилось общаться с нею, ощущали тепло, радость, любовь. Ее главный подвиг заключался в той «нелицемерной любви» (2 Кор. 6, 6) к Богу и ближним, ко всякой Божией твари, которые она проповедовала и исполняла делом до последнего мгновения жизни.
***
На первый, внешний взгляд ее духовный путь казался путем Евангельской Марфы: она была доброй, отзывчивой, любящей, всегда готовой помочь, накормить человека, утешить, приласкать. Но когда я узнал ее ближе, приоткрылась тайна ее души – поразительная глубина общения с Богом. Трудно было предположить и то, что в ней таится такая глубина знаний, способностей, даров и умений. Изумляла ее любовь к Церкви, к богослужениям, к молитве. К концу жизни многие из ее близких стали видеть в ней дары благодати Божией, главными из которых были любовь и молитва,– часто Господь показывал ей то, что было сокрыто от других: многое она знала заранее, нередко вымаливала для человека важное и долго просимое. Всё это, конечно, служение Марии. Недаром носила она это имя.
Одним из важнейших моментов в духовной жизни Марии Сергеевны было ее отношение в своей болезни. В двадцать пять лет врачи обнаружили у нее онкологическое заболевание и предсказали ей скорый конец. Она приняла свою болезнь как из рук Божиих, без ропота и уныния, ничем не изменив своего обычного поведения. Она просто не обращала внимания на болезнь и за свою долгую жизнь практически не принимала никаких лекарств. Помнится, я сказал ей:
– Как вы похудели! – на что она ответила: Вот и хорошо, гроб легче нести будет.
Удивительным было ее общение с миром горним. Около десяти лет назад у нее было такое состояние здоровья, в связи с которым она поняла, что пришла пора оставить этот мир. С молитвой обратилась она к Божией Матери и слезно попросила у нее ради своего сына продлить ей жизнь на десять лет. Пресвятая услышала ее молитву, и безнадежный недуг отступил… на двенадцать лет.
Она благодарила Бога за каждый день, за каждое мгновение жизни. Я видел в ней радостное и спокойное ожидание предстоящей смерти. Она достигла духовной зрелости. Мы говорим о таких людях, вспоминая слова Священного Писания о созревшем плоде и наступлении жатвы.
«Для того, чтобы так утешить и ободрить человека, необходимо ему в полной мере сострадать, а для того, чтобы сострадать человеку, надо совершенно уничтожить ту духовную преграду, которую ставят между нами самолюбие, чувственность и другие страсти, заставляющие нас глядеть на своего ближнего с недоверием и сухостью, а иногда даже с раздражением и озлоблением: не обмануть ли, дескать, меня пришел. Человек же истинно христианской любви смотрит на всякого приходящего к нему, кто бы он ни был, как на самого милого, дорогого брата или сестру. Он весь, так сказать, претворяется в него, живет его жизнью, действительно страдает и мучается его страданием, весь уходит в бездну его зол и скорбей, не только не гнушается его страшных духовных ран, но готов жизнь отдать за их исцеление. Вот почему и дается такому человеку слово великой духовной мудрости, слово предвидения и пророчества, которое делается способным своею силой оживить духовного мертвеца»,– эти слова как будто сказаны о Марии Сергеевне…
В пятьдесят лет ей сделали операцию по удалению злокачественной опухоли. Кстати, прооперировали ее в день рождения сына – 21 марта. В 2002 году последовала еще одна операция, после которой Мария Сергеевна прожила девять месяцев, и скончалась 29 марта 2002 года. Всю последнюю неделю ее причащали ежедневно, в том числе и в день кончины.
Она радостно пошла в дом Отца Небесного, и потому, стоя перед гробом с телом Марии Сергеевны в начале чина отпевания, я с радостью произнес слова: «Благословен Бог наш…»,– да, благословен, потому что весь мир сотворен Его любовью и всё происходящее в жизни человека – от рождения до кончины – пронизано этой любовью. Пример жизни Марии Сергеевны – это дивный «урок любви Божией» (так сказала сама Мария Сергеевна), преподанный всем нам, знавшим и любившим ее. Надеюсь, что появление этой книги станет драгоценным подарком и утешением для многих женщин.
И вот Мария Сергеевна ушла в Дом вечного упокоения. Надеемся, что и теперь ее молитвы обо всех нас уже на Небе будут услышаны милосердным Господом. А мы пока лишь странники, нам еще только предстоит заслужить этот удел. Будем благодарить Господа за то, что Он дал нам счастье в течение стольких лет радоваться и согревать наши души общением с этой удивительной женщиной. Она была для многих окружающих ее людей любящей мамой, и ее любовь навсегда останется с нами. Говоря о ней, хочется вспомнить слова знаменитого античного ритора Либания – учителя будущего великого святителя Иоанна Златоуста, сказанные о его матери: «Какие у христиан женщины!» Думаю, что каждый, кто встречался с Марией Сергеевной, мог бы повторить эти восторженные слова.
И в заключение хочется с радостью отметить, что спасение Русской земли продолжается, и у нас нет поводов для уныния, а напротив, в сердце рождается надежда и утешение: раз появляются в нашей Отчизне, на нашей земле такие женщины, как приснопамятная раба Божия Мария.
Завершая это обращение к читателям, приведу строки одного из любимейших поэтов Марии Сергеевны – Н. А. Некрасова, которые можно было бы поставить эпиграфом книги:
Незримой лестницей с недавних юных дней
Я к детству нисходил, ту жизнь припоминая,
Когда еще была ты нянею моей
И ангелом-хранителем, родная.
Душа твоя – она горит алмазом,
Раздробленным на тысячу крупиц
В величье дел, неуловимым глазом.
Я понял их – я пал пред ними ниц.
О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
И счастлив я! Уж ты ушла из мира,
Но будешь жить ты в памяти людской,
Пока в ней жить моя способна лира.
Пройдут года – поклонник верный мой
Ей посвятит досуг уединенный,
Прочтет рассказ и о твоей судьбе…
Итак, откроем книгу о судьбе Марии Сергеевны Трофимовой…
Игумен Валерий (Ларичев)
настоятель храма во имя святых мучеников
Флора и Лавра села Ям Домодедовского благочиния,
духовник священства Московской епархии
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
«Первой из всех добродетелей, царицей и госпожой
поистине является любовь»
Прп. Симеон Новый Богослов
«Чем больше любовь, тем больше страданий душе;
чем полнее любовь, тем полнее познание;
чем горячее любовь, тем пламеннее молитва;
чем совершеннее любовь, тем святее жизнь»
Прп. Силуан Афонский
«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в Нем» (1 Ин. 4, 16). Эти слова любимого ученика Господа определяют главный закон жизни, данный Самим Богом. И поэтому жизнь на земле продолжается до тех пор, пока остаются среди нас носители этой любви Божией, свидетели вечности в нашем временном земном мире.
Таким человеком и была моя мама, Мария Сергеевна Трофимова, которой посвящена эта книга. Она ушла из земной жизни, но никто не сможет сказать, что она умерла. Такие люди не умирают, ибо любовь не может умереть. Просто она перешла из земного бытия в мир вечной любви и радости…
Святой праведный Алексий Мечев писал к одной из своих духовных чад: «Со слезами прошу и молю вас, будьте солнышком, согревающим окружающих вас, если не всех, то семью, членом которой Господь вас поставил… Будьте теплом и светом для окружающих, сперва согревать собою семью, трудитесь над этим, а потом эти труды вас так завлекут, что для вас уже узок будет круг семьи, и эти теплые руки со временем будут захватывать все новых и новых людей и круг, освящаемый вами, будет постепенно всё увеличиваться и увеличиваться; так старайтесь, чтобы ваш светильник ярко горел». Вся жизнь мамы в последние годы развертывалась точно по слову отца Алексия.
Она действительно была, как солнце весеннее, возрождающее к жизни – оно и светит, и греет, и ласкает. Все люди жаждут именно такого тепла, нежности и ласки, как от весеннего солнца. Она участвовала во всех делах мужа, семьи, дома. Во встречах и в беседах с ней приходившие в дом находили отдых, покой и отраду. Она была первой и незаменимой помощницей мужу и сыну во всех делах и заботах. И каждый из тех, кто знал ее близко, видел в ней любящую маму…
***
В начале XX века писатель Д. Л. Мордовцев написал: «Никакие исследования не в состоянии так полно и ясно представить всю историю русской земли, как история русской женщины, если бы история эта могла быть обстоятельно разработана. Но, к сожалению, женщина, невидимая двигательница всего, что совершается на земле, по врожденной ей скромности, как бы прячется от взоров истории – то в недоступном никому семейном святилище, то в монастырской келье, то в детской, с почитаемыми ею будущими деятелями» (Д. Л. Мордовцев. Замечательные и исторические женщины на Руси. СПб., 1911).
Сейчас разные издательства выпускают серии книг, посвященных женщинам, прославившимся в истории. Немало печатается и книг о жизни православных подвижниц и стариц нашей отчизны. Но среди этого многообразия практически нет изданий о простых русских женщинах. Память о них хранят лишь родственники и самые близкие люди.
Много лет занимаясь собиранием сведений о святых русских женах и об известных в Русской Церкви подвижницах, я никогда не предполагал, что когда-нибудь возьмусь за составление книги о своей маме. Хотя еще в 1996 году родная сестра мамы Антонина Сергеевна писала, обращаясь ко мне: «Вот, думаю, написал бы Саша книжечку о своей маме – Марии Сергеевне. Как трудна была ее жизнь: война, послевоенные невзгоды, а эти бесконечные поездки на работу в душных, тесных электричках,… а осталась доброй, славной женщиной, которая может успокоить, развеселить, утешить, идет от нее какая-то теплая энергия, даже через письма, не говоря уже о личных встречах. Даже когда я просто вспоминаю о ней, у меня самой душа оттаивает и по телу разливается тепло от сердца к груди, к рукам и голове…»
Я не воспринял всерьез эти слова. И только в 2000 году, когда протоиерей Василий Швец сказал, что мне нужно будет обязательно написать книгу о Марии Сергеевне, начал записывать некоторые ее рассказы, беседы и наставления приходившим людям. Тогда же стал просить маму записать свои воспоминания о жизни. Она сказала, что уже пытается это сделать, и даже кое-что готово и отпечатано на пишущей машинке. Прочитав ее записи, я удивился прекрасному стилю ее воспоминаний, и составил перечень вопросов, которые хотелось бы выяснить. Мама обстоятельно отвечала на них, а я записывал с ее слов. Так появился текст воспоминаний Марии Сергеевны, посвященный в основном детским годам, учебе в институте и времени Великой Отечественной войны.
«Воспоминания – нечто столь тяжкое, страшное, что существует даже молитва о спасении от них…» (молитва утренняя ко Пресвятой Богородице: «…и избави мя от многих и лютых воспоминаний…»),– это сказал И. А. Бунин. Мама говорила, что ей очень трудно вспоминать о некоторых наиболее трудных периодах и моментах, которые пришлось пережить. Но именно эти моменты она все-таки отразила в воспоминаниях, преодолевая тяжесть и нежелание снова погружаться в тяготы давно прошедших событий. Поэтому ее воспоминания – стержень этой книги, они помогли определить ее структуру и понять, какие материалы необходимо в нее включить.
После смерти мамы в 2002 году мне долго не удавалось начать работу над книгой. Всё это время большинство тех, кто знал Марию Сергеевну, в один голос говорили, что им очень хотелось бы иметь книгу, посвященную ее жизни. Многие слушали ее рассказы, помнили советы и наставления, и обещали помочь: записать или надиктовать свои воспоминания. Так появился следующий раздел книги – воспоминания о ней близких людей.
Работа над семейным архивом и собственные воспоминания помогли составить следующие разделы книги: «О моей маме», «Письма Марии Сергеевны», «Из дневников и записей». Когда мне удалось собрать весь этот материал, стало очевидным, что книга не вмещается в рамки привычных жанров – жизнеописания или сборника воспоминаний. Жизнеописание предполагает связное изложение событий жизни человека от рождения до смерти. Хотя в книге нет четкой последовательности, жизнь Марии Сергеевны раскрывается в ней достаточно подробно в разных главах и воспоминаниях – как ее личных, так и близких ей людей. Но и воспоминания самой Марии Сергеевны и всё сказанное о ней не исчерпывают содержания книги, которая включает также высказывания и наставления Марии Сергеевны, ее дневниковые записи, выписки из любимых книг, из различных статей и заметок. Здесь же собраны и добрые, дышащие любовью и заботой письма Марии Сергеевны к родным и близким людям.
Для определения замысла книги, более всего подходит слово «портрет» – портрет прекрасной русской женщины, доброй, любящей, заботливой, кроткой. Но вместе с тем это в какой-то мере и портрет эпохи, в которую она жила. Перед нами раскрывается панорама жизни нашей отчизны в минувшем столетии.
***
Мама говорила «Когда будешь обо мне писать, не делай из меня святой. Я грешный человек и совершила немало ошибок в жизни. Но я знаю, что Господь любит меня и каждого человека-грешника, и моя жизнь – это урок любви Божией к грешному человеку. Об этом и нужно написать, чтобы прославить Господа, а не человека».
Один праведник может отвратить гнев Божий от целого города, в котором живут многие тысячи людей. Но лица этих праведников чаще всего не открыты нам по Божию смотрению. Лишь по завершении их жизненного пути начинает открываться их подвиг, стояние в вере, сила их молитвы. Эта книга – об одной из таких праведниц.
Хочется сердечно поблагодарить директора ТИМАХМ Л. А. Колесникову, писательницу и журналистку Л. В. Виноградову, тихвинского краеведа В. Н. Кутузова за предоставленные драгоценные материалы и фотографии, за их помощь в трудах над этой книгой, соединенную с добротой и вниманием к составителю. Приношу благодарность и сотруднику ТИМАХМ Ю. Г. Мустафину за предоставленные для книги редчайшие фотографии старого Тихвина, которые он сделал до разрушения города. Их любовь к Тихвину и бескорыстная помощь помогли появиться на свет этой книге, посвященной также и древнему городу. Особую благодарность приношу В. Ю. Никитиной за труды по редактированию текста книги, сделанные с любовью и высочайшим профессионализмом.
Не перестаю восхищаться книгой о Марии Сергеевне Трофимовой и той несказанной любовью, которая продолжает жить и после ее ухода в ее доме, трепетно поддерживаемая ее необыкновенным сыном, русским православным писателем А. А. Трофимовым. Действительно, она была счастливым человеком, потому что щедро дарила счастье всем, с кем находилась рядом, всякому ближнему. Она счастлива тем, что и ее сын перенял этот православный христианский дух! Огромная Вам благодарность, Александр Аршакович, за это!