Иконы Божией Матери

600-ЛЕТИЕ КОЛОЧСКОЙ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ И УСПЕНСКОГО КОЛОЦКОГО МОНАСТЫРЯ

КОЛОЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
КОЛОЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Издревле наши предки называли родную землю Домом Пресвятой Богородицы. Но есть на ней избранные места, взятые под особый покров Царицы Небесной. Об одном из таких мест на благословенной Можайской земле пойдет речь в нашем рассказе. В 1413 г., т. е. ровно 600 лет назад, близ реки Колочь явилась простому человеку, крестьянину Луке, чудотворная икона Божией Матери, ставшая прославленной общерусской святыней. На месте явления иконы был основан Колоцкий Успенский монастырь, также отмечающий в 2013 году свое 600-летие.

Днесь возсия неизреченно
месту Колочу икона Богоматере,
и, яко светозарным солнцем,
пришествием Тоя озарися место то…
(Тропарь Колочской иконе Божией Матери)

ЯВЛЕНИЕ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ

КНЯЗЬ АНДРЕЙ ДМИТРИЕВИЧ МОЖАЙСКИЙ. ФРЕСКА ИЗ АРХАНГЕЛЬКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ  МЕСТА ПОГРЕБЕНИЯ КНЯЗЯ
КНЯЗЬ АНДРЕЙ ДМИТРИЕВИЧ МОЖАЙСКИЙ. ФРЕСКА ИЗ АРХАНГЕЛЬКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ МЕСТА ПОГРЕБЕНИЯ КНЯЗЯ

В двадцати двух километрах на запад от Можайска на возвышенности, пересекаемой Старой Смоленской дорогой, на левом берегу реки Колочь (приток реки Москвы) расположено село Колоцкое. По свидетельству археологов «Колоцкое селище» возникло еще в XI веке. Изначально Колоцкие земли входили в состав Смоленского княжества, а в 1303 г. отошли к Московскому княжеству. В 1389 г. в духовной грамоте великого князя Димитрия Донского встречается первое упоминание Колочи как Можайской волости. По этому документу, сын князя, семилетний Андрей Димитриевич, получил в удел «Можаеск со всем…», в том числе и Колочу, «да ему же даде куплю деда своего Белоозеро со всеми волостьми…». Эти далекие друг от друга земли, объединенные в одно владение князя Андрея, вскоре объединились и духовным родством.

Князь Андрей Димитриевич – третий сын святых родителей – благоверного князя Дмитрия Донского (†1389 г., память 19 мая /1 июня) и святой благоверной княгини Московской Евдокии, в монашестве Евфросинии († 1407 г., память 17/30 мая) родился 14/27 августа 1382 г. Крестил его игумен Московского Симонова монастыря Феодор, племянник преподобного Сергия Радонежского, впоследствии архиепископ Ростовский († 1394, память 28 ноября/ 11 декабря). И, наконец, многие годы благоверный князь находился под духовным руководством преподобных отцов Ферапонта Можайского († 1426. память 27 мая /9 июня) и Кирилла Белоезерского († 1427 г., память 9/ 22 июня).

ПРП. ФЕРАПОНТ И КНЯЗЬ АНДРЕЙ ДМИТРИЕВИЧ - ОСНОВАТЕЛИ МОЖАЙСКОГО ЛУЖЕЦКОГО ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ. ФРЕСКА СОБОРА РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. НАЧАЛО XX в.
ПРП. ФЕРАПОНТ И КНЯЗЬ АНДРЕЙ ДМИТРИЕВИЧ — ОСНОВАТЕЛИ МОЖАЙСКОГО ЛУЖЕЦКОГО ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ. ФРЕСКА СОБОРА РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. НАЧАЛО XX в.

Во владениях князя Андрея Димитриевича произошло чудо, имевшее огромное значение для всей Московской Руси того времени. В 1413 г. в Колоче «от Можайска 15 верст в вотчине князя Андрея Дмитриевича … явись знамение»,– была обретена чудотворная икона Божией Матери. Эта икона стала одной из первых икон, явившихся на Московской земле. Это чудо было отмечено в большинстве русских летописей.

Местный крестьянин Лука нашел «на некоем древе икону со двема затворы стоящу, на ней же написан образ Пречистыя Богородицы, держащи на руках Предвечного Младенца Господа нашего Иисуса Христа, на едином же затворце бяше образ божия Ревнителя и великого Пророка Илии, и на друзем затворце такоже образ великого Чудотворца и Святителя Николы». Лука с благоговением взял икону и принес в свой дом, где от нее тут же исцелился лежащий в расслаблении родственник Луки. Весть о чуде разнеслась по всей округе, к иконе начали стекаться недужные и получали исцеление.

С иконой Лука побывал и в Москве, где его встретили глава русской Православной Церкви св. митрополит Фотий с епископами, со всем священным собором, князья, бояре и весь народ московский. «И хожаху Лука от града во град со иконою Божия Матери, от нея же везде неизчетныя чудеса содевахуся, и вси даяху многу милостыню Луце».

ЛУКА КОЛОЧСКИЙ И МЕДВЕДЬ. МИНИАТЮРА. XVI в.
ЛУКА КОЛОЧСКИЙ И МЕДВЕДЬ. МИНИАТЮРА. XVI в.

Узнав о такой милости Царицы Небесной, боголюбивый князь Андрей Димитриевич молился чудотворному образу Пречистыя Богородицы: «Посетил мя Господь Бог Своею неизреченною милостею таковым чюдотворным образом и град сей, и окрестныя веси, и пределы града моего – благословение прадед моих». И глаголя моляся: «Державная моя помощница и великая Воеводо и надеждо всем христианом, не остави нас, всегда надеющеяся на Тя».

Слава хранителя великой святыни вскружила Луке голову. Вернулся бывший крестьянин к себе на Колочь с большим богатством. Недалеко от места явления иконы он построил церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, где и поместил Чудотворный образ.

Прельстившись богатством он воздвиг для себя каменные хоромы не хуже княжеских, нанял слуг, завел охоту, бесчинствовал в княжеских лесах, отбирая у княжеских ловчих добычу, а посланным от князя для его вразумления отвечал «сурово и жестоко», увлекся плясками и пьянством. Князь Андрей терпеливо сносил все его дерзости. Но Господь, всем желая спасения, не отверг и Луку в его падении. Тяжко заболев, Лука покаялся в своих грехах и призвал к себе князя. Андрей Димитриевич, «видев Луку в последних дышуща, и рече к нему: «почто еси бесовское позорище и плясание возлюбил и пьянству совокупился, како тя Бог прославил Своея Матери, Пречистыя Богородицы образом чудотворным, ты ж сия ни во что положи, но к неполезному мирскому житию сшел еси, тако тебе и случися». Простив Луку, князь Андрей Можайский «многим его безчисленным имением на том месте монастырь постави во имя Пречистыя Богородицы, глаголемый Колочский, и чудотворную икону Божия Матери в нем постави, иже чудеса творит и до сего дни с верою приходящим». И, совершив молебныя пения, дал он монастырю чудотворного образа Пречистой Богоматери на пропитание братии села и имения множество, глаголя: «Бог с нами, никто же на ны». Раскаявшийся Лука стал первым пострижеником нового монастыря и, прожив несколько лет в умилении и слезах, преставился.

Об основании монастыря сообщает «Степенная книга», относя его к 1413 г. Для русского православного общества это событие было исполнено великого смысла. Ведь чудотворная Колочская икона была первой явленной в непосредственной близости от Москвы, ставшей в это время центром объединения всех русских земель. Явление иконы было отмечено не только во многих официальных документах, но и стало сюжетом древнерусской литературы – «Повести о Луке Колочском».

Издревле в монастыре был установлен обычай празднования Колочской иконе Божией Матери в 9/22 день месяца июля. Это празднование для всей Русской Православной Церкви утвердил созванный при митрополите Макарии Собор 1545 г. Особой торжественностью отличались крестные ходы к Святому колодцу, который наполнялся из источника, забившего на месте явления чудотворной иконы. Крестный ход происходил на следующий день после празднования Колочской иконе. Недалеко от Святого колодца стояла часовня.

КОЛОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

СОБОР МОЖАЙСКИХ СВЯТЫХ. В ЦЕНТРЕ - КОЛОЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ИКОНА
СОБОР МОЖАЙСКИХ СВЯТЫХ. В ЦЕНТРЕ — КОЛОЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ИКОНА

У древнего Колоцкого монастыря богатейшая история. Постепенно расширяясь, он стал великим и богатым, подписи его игуменов значатся под соборными уложениями XVI в. Колочский чудотворный образ упоминается в числе прочих чудотворных икон, взятых царем Иоанном Грозным в поход на Новгород. Древние стены собора в честь Успения Божией Матери молчаливо хранят память о событиях Смутного времени – польско-литовском разорении XVII в., о славных битвах 1812-го г. под стенами монастыря.

К концу XVI в. все основные постройки монастыря уже были каменными. К 1609 г. в монастыре было две каменные церкви: Успения Пресвятой Богородицы с приделом Святителя Николая Чудотворца и Богоявленская церковь, а также церковь Святителя Алексия, Митрополита Московского, под колокольней. Ограда вокруг монастыря была деревянная. Шатровый собор и трапезная палата с теплой церковью стояли на высоких подклетах, третья церковь помещалась в основании шатровой колокольни.

В 1609 г., во время польско-литовской интервенции монастырь был разорен неприятелем. Согласно описанию монастыря за 1626–1627 гг. обе монастырские церкви стояли разрушенными, а богослужения совершались в церкви Святителя Алексия. Строителем был старец Феодосий.

МИТРОПОЛИТ ПОСКОВСКИЙ ПЛАТОН (ЛЕВШИН)
МИТРОПОЛИТ ПОСКОВСКИЙ ПЛАТОН (ЛЕВШИН)

До начала XVIII века обитель пребывала в запустении, хотя по приписным книгам 1676 г. за монастырем числилось семьдесят четыре крестьянских двора, восемьсот тридцать восемь душ крепостных, обширные земельные угодья и пять прудов. В 1724 г. обитель была приписана к Новоспасскому монастырю, но через два года вновь стала самостоятельной.

В 1732 г. игумен Нифонт начал строить вокруг монастыря каменную ограду. В 1739 г. обитель насчитывала восемь человек братии. В 1763 г. было составлено описание Успенской церкви с двумя теплыми приделами: Святителя Николая Чудотворца и Пророка Илии. Монастырь с трех сторон был окружен каменной стеной с шестью каменными башнями, крытыми тесом, с четвертой – забором. На Святых вратах была возобновлена каменная трехъярусная колокольня. В обители был разбит большой фруктовый сад.

В 1784 г. императрица Екатерина II отпустила 5750 рублей на ремонт зданий обители. Были отстроены новые каменные настоятельские кельи, обновлены братские кельи и трапезная.

ГРОЗА 1812 ГОДА

МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ КОЛОЧЬ ПОСЛЕ БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ. РИСУНОК ФАБЕР ДЮФОРА. 1812 г. (К КОЛОЧСКОЙ ИКОНЕ БМ)
МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ КОЛОЧЬ ПОСЛЕ БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ. РИСУНОК ФАБЕР ДЮФОРА. 1812 г. (К КОЛОЧСКОЙ ИКОНЕ БМ)

Когда началась Отечественная война 1812 г., скромная обитель на Смоленской дороге оказалась в центре событий, решавших судьбу России. Монастырь упоминается в военных реляциях, официальных известиях из армии, приказах и других документах тех дней. Перед Бородинским сражением здесь несколько суток размещался штаб М. И. Кутузова, который предполагал дать генеральное сражение у стен обители. Затем Наполеон осматривал с колокольни поле будущей битвы.

Колочская чудотворная икона Божией Матери в сопровождении игумена того монастыря была вынесена из обители и до окончания войны пребывала в Варницком монастыре.

У стен Колоцкого монастыря происходили арьегардные бои, которыми руководили генералы Коновницын, Крейц и Сиверс. Здесь был смертельно ранен генерал-майор Войска Донского П. К. Краснов, которого похоронили на территории обители.

БОЙ РУССКОГО АВАНГАРДА С ФРАНЦУЗАМИ У СТЕН КОЛОЦКОГО МОНАСТЫРЯ. ГРАВЮРА. XIX в.
БОЙ РУССКОГО АВАНГАРДА С ФРАНЦУЗАМИ У СТЕН КОЛОЦКОГО МОНАСТЫРЯ. ГРАВЮРА. XIX в.

До осени Колоцкий монастырь был занят французами под госпиталь в основном для раненых в Бородинском сражении. Адъютант Наполеона граф Сегюр сообщает, что после окончания Бородинской битвы раненых насчитывалось 20 тысяч. Госпиталь находился здесь до самого отступления французской армии в октябре 1812 г. Но стены Колоцкого монастыря не стали защитой для французов, а были скорее кладбищенскими стенами: по свидетельству пленных, в нем ежедневно умирало по 150 человек из-за недостатка продовольствия, медикаментов и надлежащего ухода. Монастырь постоянно атаковали партизанские отряды и стихийно возникавшие отряды из крестьян.

16 октября отступающие французские войска вновь прошли через село Колоцкое. Наполеон ночевал в монастыре, полностью забитом ранеными. Вот как вспоминает об этом граф Сегюр: «Дальше мы снова увидели большой Колоцкий монастырь, обращенный в госпиталь. Он представлял собой еще более ужасное зрелище, чем поле битвы. На Бородинском поле была смерть, но также и покой, там, по крайней мере, борьба была окончена, а в Колоцком монастыре она продолжалась; казалось, что тут смерть все еще преследует тех из своих жертв, которым удалось избегнуть ее на войне. Смерть проникала в них одновременно путем всех их пяти чувств. У нас не было ничего, чтобы бороться с ней, кроме врачебных советов, оставшихся невыполнимыми в тех пустынях, да и советы эти приходили свысока и издалека, проходили через столько рук, что оставались без действия. Тем не менее, несмотря на голод, на жалкие остатки амуниции, усердие нескольких хирургов и последний луч надежды поддерживали еще большую часть раненых в этой нездоровой жизни. Но когда они увидели, что армия возвращается, что их собираются покидать, что для них не осталось больше никакой надежды, слабейшие из них выползли на пороги; ими были усеяны все дороги, и они протягивали нам с мольбой свои руки. Тогда император отдал приказ, чтобы каждая повозка, каково бы ни было ее назначение, подобрала одного из этих несчастных, а чтобы слабейшие из них были оставлены, как и в Москве, на попечение тех русских пленных офицеров, которые выздоровели, благодаря нашим заботам». В монастыре еще какое-то время оставался французский арьергард под командою маршала Даву, но уже в феврале 1813 г. он при сильнейшей атаке наших войск оставил монастырь.

КОЛОЦКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. КЕЛЕЙНЫЙ КОРПУС (XVIII в.) ФОТО 1930-х гг.
КОЛОЦКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. КЕЛЕЙНЫЙ КОРПУС (XVIII в.) ФОТО 1930-х гг.

При отступлении французы подвергли святую обитель беспощадному разрушению: храм был опустошен, иконостас сожжен, монастырское имущество разграблено, все деревянные постройки также сожгли. Согласно рапорту настоятеля, в обители не осталось ничего, кроме стен. 19 октября 1812 г. в разоренную обитель вошли казаки корпуса Платова.

Вот так прославил Господь Бог сей монастырь не только образом Своей Пречистой Богоматери, но человеческими воинскими подвигами защитников Отечества 1812 г.

 КОЛОЦКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. УСПЕНСКИЙ СОБОР. (1626 г. ПЕРЕСТРОЕН В НАЧАЛЕ XVIII в.) ФОТО 1930-х гг.
КОЛОЦКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. УСПЕНСКИЙ СОБОР. (1626 г. ПЕРЕСТРОЕН В НАЧАЛЕ XVIII в.) ФОТО 1930-х гг.

Полностью монастырь после войны 1812 года отстроился только к 1839 г. За это время дважды обитель посещали царственные особы. В 1818 г. монастырь посетил государь император Александр I. Ему была поднесена копия чудотворной иконы. А в 1837 г. в обители был цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II), который с колокольни осматривал Бородинское поле и, уезжая, сделал щедрое пожертвование.

К 1839 г. закончились восстановительные работы в обители. Устроена колокольня о четырех ярусах, на которой десять колоколов. Вне монастыря, у проезжего тракта, была устроена деревянная часовня на каменном фундаменте.

Ежегодно монахи ходили с Колочской иконой по окрестностям этих городов, служа перед нею молебны. И не раз Заступница христиан являла Свое милостивое предстательство. Так, в 1830 г. во время эпидемии холеры в монастыре был устроен карантин, и все живущие в нем, а равно и окрестные жители заступлением Богородицы остались живы. Подобное же избавление по молитвам Божией Матери от свирепствовавшей в нашем Отечестве жестокой болезни было в 1871 и в 1892 годы. О почитании Колоцкой иконы Божией Матери говорит и тот факт, что один из наиболее ранее известных списков этой иконы находился в Большом Успенском соборе Московского Кремля.

УСПЕНСКИЙ КОЛОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ. ФОТО С. М. ПРОКУДИНА-ГОРСКОГО. 1911 г.
УСПЕНСКИЙ КОЛОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ. ФОТО С. М. ПРОКУДИНА-ГОРСКОГО. 1911 г.

В следующем столетии до 1917 г. монастырь жил спокойно и мирно. В 1896 г. братии в монастыре было восемь человек: пять иеромонахов, два иеродиакона и один монах. Монастырь имел более двенадцати гектаров земли, рыбные ловли, лесную дачу в сорока трех километрах от обители, фруктовый сад с четырьмястами плодовыми деревьями, мельницу на реке Колочь, многочисленные хозяйственные постройки. Денежные средства на содержание монастыря были небольшими, однако он находил возможность содержать школу грамотности, в которой в то время обучалось тридцать пять мальчиков, а также приют для странников и богомольцев.

В 1913 г. было отмечено 500-летие монастыря.

ЛИХОЛЕТИЕ

ЕПИСКОП ФЕОФАН (БЕРЕЗКИН) (1863 – 1936) - ПОСЛЕДНИЙ ИГУМЕН КОЛОЦКОГО МОНАСТЫРЯ
ЕПИСКОП ФЕОФАН (БЕРЕЗКИН) (1863 – 1936) — ПОСЛЕДНИЙ ИГУМЕН КОЛОЦКОГО МОНАСТЫРЯ

После октябрьского переворота 1917 г. монастырь постигла участь большинства российских обителей – закрытие и разорение. В 1918 г. в Гжатском и Юхновском уездах вспыхнул крестьянский мятеж против действий советской власти, который скоро был подавлен. По уезду прокатилась карательная акция. В это время пострадали многие священно-и церковнослужители. Обвинение в подстрекательстве к бунту пало на насельников Колоцкого монастыря. Первыми пострадали иеромонах Филадельф и рабочий Алексей Самсонов, которых расстреляли на месте, а остальные обвиняемые арестованы и увезены в Смоленскую ЧК. 8 августа 1918 г. постановлением ЧК настоятель монастыря архимандрит Никифор (Никанор Леонтьевич Алтухов; 1853–1918) и священник села Ново-Рождества Алексей Константинович Михайлов были приговорены к расстрелу. Приговоры приводились в исполнение немедленно.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ О РАССТРЕЛЕ АРХТМАНДРИТА НИКИФОРА ОТ 8 АВГУСТА 1918 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ О РАССТРЕЛЕ АРХТМАНДРИТА НИКИФОРА ОТ 8 АВГУСТА 1918 г.

Из отчета Гжатской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениям по службе за сентябрь 1918 года: «…Контрреволюционные выступления были в Корытовской волости и в районе города Гжатска. Контрреволюционное выступление было вызвано распоряжением земельного отдела о распределении монастырской земли среди населения…. Инициаторами выступления были в пределах Корытовской волости монашество Колочского монастыря во главе с настоятелем архимандритом Никифором, …/который/ расстрелян» 8 августа 1918 г. «Закончено контрреволюционное выступление посылкою карательной экспедиции в пределы Корытовской волости, где произведены … расстрелы…». «… Монахи были распущены. В монастыре решено было организовать первую в Гжатском уезде коммуну».

7 октября 1918 г. последним настоятелем был назначен архимандрит Феофан (Федор Алексеевич Березкин), который с 1921 г. стал епископом Гжатским, викарием Смоленской епархии. Скончался Владыка 17 марта 1936 года недалеко от Колоцкого монастыря и был похоронен на кладбище деревни Колоцкое.

По воспоминаниям старожилов села, к 1923 г. Успенский собор был обращен в приходскую церковь, однако монахи еще оставались в монастыре и жили в кельях.

В ТАКОМ ВИДЕ КОЛОЦКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ БЫЛ ВОЗВРАЩЕН ЦЕРКВИ
В ТАКОМ ВИДЕ КОЛОЦКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ БЫЛ ВОЗВРАЩЕН ЦЕРКВИ

Но внимание властей привлекал и храм Колоцкого монастыря, о чем свидетельствует следующее заключений: «Капитального переоборудования монастырская церковь не требует, т.к. имеет центральное паровое отопление…. На приведение церкви в гражданский вид /нужно только/ снять небольшой купол, кресты, закрасить иконы по стенам». Постановлением Мособлисполкома от. 14 января 1934 г. приходская церковь в Успенском соборе Колоцкого монастыря по ходатайству Уваровского райисполкома была закрыта.

Официально закрытый в 1934 г. Успенский собор продолжал действовать до 1938 г. Он служил приходским храмом для двенадцати окрестных деревень. Благодаря чудотворной иконе монастырь оставался духовным центром округи. В 1932 г. все монастырские постройки были переданы интернату для глухонемых детей, а в 1934 г. и Успенский храм перешел в руки этой организации. Община верующих была переведена в Рождественскую церковь в селе Суконники, туда же был перенесен и чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Когда в 1937 г. власти закрыли и этот храм, то Колочская икона была перенесена в Гжатск, где хранилась на частной квартире, а потом в Вознесенском соборе города. Дальнейшая судьба чудотворной Колочской иконы не известна.

В 30-е годы придорожную монастырскую часовню колхоз превратил в овчарню, после войны ее использовали для трепания льна. В 1966 г. часовня была разрушена, и теперь на ее месте высится опора линии электропередач.

ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В ТАКОМ ВИДЕ КОЛОЦКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ БЫЛ ВОЗВРАЩЕН ЦЕРКВИ
В ТАКОМ ВИДЕ КОЛОЦКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ БЫЛ ВОЗВРАЩЕН ЦЕРКВИ

Сильно пострадали монастырские здания в годы Великой Отечественной войны. Взрывами снарядов была снесена верхняя часть колокольни, оставалось всего два яруса, частично разрушена монастырская стена, башни и храм. Во время оккупации келейные корпуса использовались немцами под конюшни. При отступлении, в январе 1942 г., фашисты собрали всех жителей села Колоцкое в южном келейном корпусе, начали минировать весь монастырь, но стремительное наступление нашей армии помешало этим приготовлениям. Село Колоцкое было полностью сожжено, но монастырь сохранился.

В 1942–1943 гг. в Колоцком монастыре размещался передвижной военный госпиталь. Как память об этом на территории монастыря осталось братское кладбище советских воинов, на котором похоронено около 700 человек, из них 600 человек безымянных.

В ТАКОМ ВИДЕ КОЛОЦКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ БЫЛ ВОЗВРАЩЕН ЦЕРКВИ
В ТАКОМ ВИДЕ КОЛОЦКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ БЫЛ ВОЗВРАЩЕН ЦЕРКВИ

После войны монастырский ансамбль продолжал подвергаться разрушению и переделкам. Старый монастырский сад был вырублен на дрова. Все сохранившиеся монастырские здания служили приютом и кровом для многих лишившихся своих домов жителей села Колоцкого. Даже остатки стен полуразрушенных башен люди использовали под жилище. В стенах обители размещались сельская школа, до 1959 г. – родильный дом и больница, с 1962 г. – сельсовет и библиотека. Кирпичная ограда, частично разрушенная в войну, была полностью разобрана местными жителями, начали разрушать и храм – кирпичи использовали для строительства печей. . В 1966 г. была уничтожена придорожная часовня, разрушили и надкладезную часовню на месте явления чудотворного образа.

В 1970-е гг. комплекс монастырских зданий был частично отреставрирован. В 1980-е гг. архитектурный ансамбль монастыря был взят на баланс Бородинского военно-исторического музея.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ОБИТЕЛИ

ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II МИТРОПОЛИТ ЮВЕНАЛИЙ И ИГУМЕНИЯ ТАИСИЯ В КОЛОЦКОМ МОНАСТЫРЕ. 6 ИЮЛЯ 1999 г.
ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II МИТРОПОЛИТ ЮВЕНАЛИЙ И ИГУМЕНИЯ ТАИСИЯ В КОЛОЦКОМ МОНАСТЫРЕ. 6 ИЮЛЯ 1999 г.

Возрождение обители началось в 1993 г., когда бывший Колоцкий монастырь стал подворьем Спасо-Бородинского женского монастыря. В 1997 г. решением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода подворье было преобразовано в самостоятельный монастырь.

До наших дней в г. Можайске сохранялись два списка с Колочской иконы: в церкви свв. правв. Иоакима и Анны и церкви св. пророка Илии, что в Ильинской слободе. Икона Ильинского храма и была передана возрожденной обители. Возобновлена и традиция ежегодного крестного хода в день празднования Колочской иконе на Святой источник. На самом источнике была восстановлена деревянная надкладезная часовня.

КОЛОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ. КОЛОКОЛЬНЯ. XVIII в.
КОЛОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ. КОЛОКОЛЬНЯ. XVIII в.

Предание гласит о том, что из-под корней дерева, на котором явилась чудотворная икона Божией Матери, забил целебный источник. К этому источнику в день празднования в честь иконы ежегодно совершался крестный ход. Дерево это просуществовало до самой революции. Затем его срубили, а источник не раз пытались закопать, но благочестивые люди регулярно расчищали его. Даже в самые тяжелые времена гонений на Церковь, когда святая обитель была закрыта, в этот день к источнику, стекалось множество богомольцев. Зимой вода в нем не замерзает, а летом не становится теплее (ее температура круглый год +3°С).

В 1998 г. потомки последнего старосты Успенского храма монастыря пожертвовали в обитель список с чудотворной Колоцкой иконы, находившейся в монастыре до его закрытия. Пресвятая Богородица даровала Свою милость монастырю, ибо от этого образа начались чудотворения.

НАСТОЯТЕЛЬНИЦА МОНАСТЫРЯ МОНАХИНЯ АМВРОСИЯ (ГАВРИНЕВА)
НАСТОЯТЕЛЬНИЦА МОНАСТЫРЯ МОНАХИНЯ АМВРОСИЯ (ГАВРИНЕВА)

Чудеса совершаются и по сей день. По молитвам у чудотворной Колочской иконы Божией Матери исцеляются заболевания рук, ног и головы, глазные болезни, помогает она будущим матерям и тем женщинам, которые хотят, но по причине нездоровья не могут иметь ребенка.

Определением Священного Синода от 11 апреля 2006 года настоятельницей Успенского Колоцкого женского монастыря назначена монахиня Амвросия (Гавринева).

На территории находятся четыре старинных пруда. Один из них иосит название Святой пруд. По преданию, его ископал по послушанию один монах Колоцкого монастыря.

22 июля 2013 г. святая обитель отметила свое 600-летие. Мы надеемся, что все любящие свое отечество, кому дорога наша славная история, не останутся равнодушными к этому событию.

 

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

18 МАРТА – НАЧАЛО ВЕЛИКОГО ПОСТА
post
ВЕЛИКИЙ ПОСТ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА
post3
ПЕРВАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ
К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ.
ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦ АЛЕКСИЙ (СОЛОВЬЕВ)

Старец Алексий жил в Сергиевом Посаде, когда по указанию безбожной власти начали вскрывать мощи святых. Старец печалился об этом и много молился, недоумевая – почему Господь попускает совершаться такому злу? Однажды вечером, когда он совершал молитвенное правило, рядом с ним встал прп. Сергий Радонежский и сказал:
– Молись три дня и постись, и после этого я скажу тебе то, что
нужно.
В следующие два дня, когда отец Алексий молился, снова вставал с ним рядом прп. Сергий. Отец Алексий питался в эти дни одной просфорой. На третий день преподобный сказал:
– Когда подвергаются такому испытанию живые люди, то необходимо, чтобы этому подвергались и останки людей умерших. Я сам отдал тело свое, чтобы град мой во веки был цел.

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

17 МАРТА – НЕДЕЛЯ СЫРОПУСТНАЯ. ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. ЗАГОВЕНЬЕ НА ВЕЛИКИЙ ПОСТ
ПРАОТЕЦ АДАМ. ФРЕСКА. КОНСТАНТИНОПОЛЬ. 1416-1321 гг.
ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 МАРТА – ДЕНЬ АНГЕЛА АНТОНИНЫ СЕРГЕЕВНЫ ОРЛОВОЙ (ТРОФИМОВОЙ)

АНТОНИНА СЕРГЕЕВНА ОРЛОВА (ТРОФИМОВА). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

13 МАРТА – ПРЕПОДОБНЫЕ МАРИНА И КИРА БЕРИЙСКИЕ

ПРЕПОДОБНЫЕ МАРИНА И КИРА БЕРИЙСКИЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

10 МАРТА – 70 ЛЕТ СО ДНЯ КОНЧИНЫ СТАРЦА ЗОСИМОВОЙ ПУСТЫНИ ИЕРОСХИМОНАХА ИННОКЕНТИЯ (ОРЕШКИНА; 05.06.1870–10.03.1949)
ИЕРОСХИМОНАХ ИННОКЕНТИЙ (ОРЕШКИН)
ИЕРОСХИМОНАХ ИННОКЕНТИЙ (ОРЕШКИН ИВАН ИГНАТЬЕВИЧ). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

25 ИЮЛЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ

Мама жила в ритме природы, постоянно любовалась своим садом в разное время года, специально выходила помолиться среди кустов и деревьев. В течение многих лет она делала выписки из разных книг и статей по народному календарю: там были сведения о приметах погоды в связи с церковным календарем, о прилете и отлете птиц, о свойствах и красоте цветов, деревьев и других растений, а также камней и минералов. Мы постоянно выписывали журнал «Наука и жизнь», из которого мама вырезала и подшивала ежемесячные заметки о природе и календаре. Из того, что собрала мама, можно было бы составить интереснейшую книгу. Все эти материалы были постоянно «в ходу»: когда приходили очередные посетители, мама открывала раздел своего собрания, соответствующий месяцу, неделе и даже конкретному дню и начинала читать выдержки. В такие минуты я не выдерживал, оставлял все свои дела и присоединялся к слушателям…

К сожалению, размеры книги не позволяют опубликовать интереснейшие сведения, которые собрала мама по народному календарю. Поэтому вниманию читателей предлагается лишь один календарный месяц – март. Весна была любимым временем года, а март – любимым ее месяцем, недаром в нем совершились столько важнейших событий ее жизни. 21 марта родился я, в марте сделали маме серьезную операцию, в марте умер мой отец, в марте отошла в вечность и мама. Она знала, что уйдет из жизни в марте, знала даже число – 29-е, о чем сохранились такие свидетельства: за день до смерти она попросила меня снять все деньги с ее пенсионной книжки, чтобы не нужно было потом ходить по инстанциям и оформлять наследство (и здесь, даже перед лицом смерти она думала о том, как избавить сына от лишних хлопот). Сохранился листок с выпиской из церковного календаря, сделанный рукой мамы: на нём записаны даты от 27 до 31 марта с указанием памяти святых каждого дня. Сделана эта запись много лет назад, еще до смерти отца, и именно в этом интервале умерли отец (27 марта) и мама (29 марта – день памяти мученика Трофима).

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

МАРТ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

А. Трофимов

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

СЧЕТЧИК