27/14 февраля совершается память прп. Исаакия Торопецкого, затворника Печерского в Ближних пещерах († около 1090 г.).
Представляем вниманию читателей главу, посвященную прп. Исаакию Торопецкому, из подготовленной к печати книги А. Трофимова «ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ОДИГИТРИЯ КОРСУНСКАЯ (ЕФЕССКАЯ)».
«…И был еще другой черноризец, именем Исаакий. В мирском житии был он богатый купец, родом торопчанин. Решив стать монахом, он раздал свое имение нищим, пошел к великому Антонию в пещеру и умолял сделать его монахом. Антоний принял его, возложил на него монашеские одежды и нарек ему имя Исаакий, а в миру было имя ему Чернь…» Повесть временных лет.
Ни одному человеку, вступившему па путь следования заповедям Божиим, не дано избежать искушений. Враг рода человеческого, дерзнувший приступить в пустыне к Сыну Божию, тем более нападает на раба Божия, склоняя его к погибели. Но когда человек уповает на милость Божию, когда за него молятся братья-христиане, он и в самих сокрушениях получает очищение, подобно тому как золото очищается в огненном горниле от примесей и сияет подобно солнцу.
Истина эта, засвидетельствованная опытом жизни во Христе, особенно явственно сказалась в житии и подвигах преподобного отца нашего Исаакия, затворника Печерского.
Преподобный Исаакий был родом из торопецких купцов. Задумав стать иноком, он роздал все свое имущество нищим, ушел в Киев к преподобному Антонию(† 1073). Под власяницу свою он надел сырую кожу только что убитого козла, так что она высохла на нем. Приняв постриг, он затворился в пещеру размером в 4 локтя, вопреки советам своего наставника прп. Антония. Спал мало, и то сидя на полу, пищей преподобному служила просфора, которую он вкушал через день, питьем – простая вода, употребляемая в умеренном количестве. И просфору, и воду приносил ему сам прп. Антоний и передавал затворнику через узкое оконце так, что подвижник не видел даже его лица. Все же остальное время он со слезами покаяния молился Богу.
Так прошло семь лет. Однажды, утомившийся от молитвенного подвига, прп. Исаакий присел в своей пещерке отдохнуть. Внезапно его подземную келью озарил яркий свет, и два беса, представ ему в образе прекрасных юношей, сказали святому подвижнику:
– Исаакий! Мы – ангелы, а вот грядет к тебе Христос с небесными силами. Пади пред Ним и поклонись Ему.
Не открыл преподобный бесовской хитрости, не осенил себя крестным знамением. Он встал на колени и совершил поклонение нечистому духу.
Великое горе постигло его. А обрадованные бесы, прельстившие преподобного, стали громкими голосами вопить:
– Исаакий! Ты теперь наш!
Главный между бесами, тот, что принял обличие Сына Божия, велел другим нечистым духам играть на сопелях и гуслях, бить в тимпаны, а Исаакию велел плясать под бесовскую музыку. Началась чудовищная свистопляска, гудела и завывала окаянная музыка, бесы пели и кружили по келье, и Исаакий кружился с ними до полного изнеможения. Потом бесы отступили, оставив Исаакия едва живым.
Наутро прп. Антоний по обыкновению принес пищу к оконцу и произнес: «Благослови, отец Исаакий!» Ответа не последовало. Тогда вместе с преп. Феодосием († 1074) и прочей братией он вошел к затворнику и увидел, что Исаакий, лишившись слуха и голоса, едва-едва дышит.
Два года расслабленный умом и телом инок пребывал в странном оцепенении, два года лежал он в параличе, два года преподобные Антоний и Феодосий ухаживали за ним, воссылая Богу горячие молитвы о том, чтобы брат их Исаакий не умер без покаяния.
Лишь на третий год стал Исаакий понемногу говорить, потом учился ходить, как малый ребенок, потом пошел в церковь… Не сразу, ибо и хождению к службе Божественной его также пришлось учить заново.
После выздоровления Исаакий снова начал вести суровую подвижническую жизнь. Он говорил: «Ты смог прельстить меня, диавол, когда я был один в пещере. Отныне буду вести брань против тебя не в затворе, а в братстве, чтобы победить твою силу благодатию Божией». Он облачился во власяницу, а поверх нее надел тесную свиту, чтобы грубая ворсистая ткань терзала его тело. Трудился блаженный на самом тяжелом послушании – в поварне, помогая братии и делая всю черную работу. В храм Исаакий приходил прежде других, терпеливо и неподвижно выстаивая длительные монастырские богослужения. Обувь его была настолько ветхой, что зимой в лютые морозы его ноги примерзали к каменному полу, но он «не подвизаше ногами, дондеже отпояху утреню». Сразу после службы он шел в поварню, зажигал огонь, носил дрова и воду, не давая себе ни минуты отдыха. Когда на рассвете монастырские повара приходили на послушание, все необходимое для них было уже приготовлено. Так непрестанным трудом и молитвой он смирял себя, борясь с диаволом.
Однажды некий из поваров, также именем Исаакий, насмехаясь, приказал блаженному поймать и принести к нему ворона. Он, поклонившись до земли, вышел из кухни, взял птицу в руки и принес ее повару. Видя это, братия ужаснулись и рассказали обо всем игумену. С тех пор иноки начали чтить его, но преподобный, не желая человеческой славы, стал юродствовать. Он причинял неприятности то игумену, то братии, то мирянам, за что ему приходилось часто терпеть побои. Приняв подвиг юродства, Исаакий снова затворился в Антониевой пещере, «в ней же и прежде был». Его духовный отец, авва Антоний, к тому времени уже преставился. Блаженный начал собирать вокруг себя юных сыновей монастырских прихожан и облачать их в монашеские одежды. За это от игумена Никона он принимал наказание, а от родителей их – биение и даже раны. Ходя в рубище, едва скрывавшем наготу, он мужественно переносил холод и стужу, не давая себе послабления ни днем, ни ночью.
В одну из ночей святой Исаакий зажег в пещерной печи огонь. Ветхая печь сильно разгорелась, и пламя начало вырываться через щель наружу. Не имея чем прикрыть щель, преподобный встал босыми ногами на пламя и потушил его, оставшись невредимым от огненной стихии. «И иное многа поведаху о нем, а иное сам видех»,– пишет Нестор Летописец.
Господь даровал Своему угоднику такую силу над бесами, что он вменял их, как мух, ни во что, осмеивая их козни. Нечистые духи неоднократно причиняли ему пакости и говорили: «Ты наш, Исаакий, ибо нашему князю воздал поклонение». Он отвечал им: «Князь ваш бесовский есть антихрист, а вы его слуги. Хотя вы и прельстили меня однажды, ибо я не знал ваших козней и лукавства, но теперь, силой Господа моего Иисуса Христа и молитвами преподобных отцов Антония и Феодосия, буду побеждать вас». С этими словами Исаакий осенял себя крестным знамением, и бесы исчезали.
Стремясь испугать его страхованиями и привидениями, они часто являлись в пещере в виде множества людей с кирками и заступами в руках, говоря: «Сейчас мы раскопаем эту пещеру и погребем тебя здесь». Иные же кричали: «Уйди отсюда, Исаакий, ведь тебя хотят закопать в землю». Он отвечал им: «Если бы вы были людьми, то пришли бы днем, но так как вы – тьма, то и являетесь во тьме». Творя крестное знамение, он тотчас прогонял их. Иногда злые духи устрашали его в виде животных – медведей, львов, змей, жаб, мышей и других зверей и гадов. Но, не в силах причинить ему зло, они с яростью кричали: «О Исаакий! Ты победил нас». Блаженный ответствовал: «Вам удалось прельстить меня в образе Иисуса Христа и ангелов, чего вы недостойны, а теперь вы являетесь в истинном своем образе – в виде зверей и скотов, змей и всяких гадов, каковы вы на самом деле».
С тех пор бесовские ухищрения вовсе прекратились, «яко же и сам поведаше» Нестору Летописцу. Три года бесы искушали его, ведя против него ожесточенную брань. Наконец, прп. Исаакий достиг такой степени совершенства, что получил от Господа власть над бесами. Он совершенно не страшился их козней и наваждений и отгонял духов злобы именем Господа Иисуса Христа и крестным знамением.
Перед своей кончиной Исаакий заболел и был вынесен из пещеры в монастырь. Через восемь дней он отошел ко Господу. Игумен Иоанн и братия «погребоша его честно съ святыми отьци в печере».
Древнее Житие святого повествует: «Так сей добрый воин Христов, побежденный сначала врагом, после сам победил диавола и сподобился получить Небесное Царствие. Святыми молитвами его да сподобимся и мы, победив врагов души нашей, царствовать с Победителем ада, Иисусом, Царем славы, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцом и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и в бесконечные веки, аминь».
Прп. Исаакий был в числе отцов, исцеливших молитвой обольщенного Никиту († 1108; память 31 января / 13 февраля), что было при предшественнике Иоанна (1102 г.) игумене Никоне († 1088; память 23 марта / 5 апреля). Итак, прп. Исаакий скончался не прежде 1090 года и после исцеления своего провел в подвигах около 20 лет. Мощи его открыто почивают в Ближних пещерах преподобного Антония. Следует отметить, что блаженный Исаакий Печерский был первым святым на Руси, воспринявшим подвиг юродства.
Часть его святых мощей в 1711 г. была перенесена из Киева в Торопец, родину преподобного Исаакия и положена в Благовещенской церкви. Благовещенская церковь Торопца была воздвигнута в 1753 году, на месте бывшей деревянной, сгоревшей в 1742 году во время большого пожара, случившегося на посаде. Тогда же сгорело 580 домов и три церкви, в том числе и Благовещенская. Но город возрождался из пепла, отстраивал уничтоженное огнем. Так через 9 лет появился каменный храм. При его постройке придел во имя св. вмч. Димитрия Солунского был заменен приделом во имя Преподобного отца Исаакия, затворника Киево-Печерского. В начале XIX столетия торопчане пожелали приобрести из Киева часть мощей преподобного, для чего в 1711 году в Киев был отправлен игумен Кудинского монастыря Иосиф. Получив эту святыню, он 21 октября отправился обратно и прибыл в Торопец 16 декабря. Кроме того, он привез с собою еще шесть частиц мощей других святых Печерских, которые поместили в Благовещенской церкви.
В нижнем этаже Благовещенского храма, за правым клиросом, на возвышенном месте стояла гробница (рака), в которой «некогда почивали мощи преподобного отца Исаакия». Привезена она в храм в 1748 году. На гробнице стоял серебряный ковчежец с частицею мощей Преподобного, которые были принесены из Киево-Печерской Лавры.
Из Благовещенской церкви в течение года совершалось два крестных хода. Первый – вокруг церкви, после Литургии, с мощами прп. Исаакия, а также с иконою Корсунской (Ефесской) Божией Матери,– ее приносили из собора.Второй крестный ход совершался 8 июля в память об избавлении Торопца и уезда от холеры в 1831, 1848, 1853 годах.
В этот день из всех церквей города выносились храмовые иконы в Корсуно-Богородицкий собор и после Литургии с ними обходили вокруг города. В 1930-е годы храм был разрушен. Под углы храма заложили взрывчатку. В момент взрыва церковь полностью поднялась на метровую высоту, на секунды замерев там, и опустилась уже грудой камней…
В 2003 году в поселке Старая Торопа, что в 30 км. от города Торопца, по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора был основан православный приход в честь преп. Исаакия Торопецкого, Затворника Печерского, а в 2006 году начато строительство нового деревянного храма.
Память преподобного Исаакия отмечается 14 /27февраля, а также 28 сентября / 11 октября и во 2-ю неделю Великого поста.
АКАФИСТ ПРЕПОДОБНОМУ ИСААКИЮ ТОРОПЕЦКОМУ
Добавьте комментарий