1/14 августа Церковь празднует день памяти святых ветхозаветных мучеников Елеазара священника, семи братьев Маккавеев, матери их Соломонии и иных с ними.
Предлагаем вниманию читателей посвященную им главу из книги Александра Трофимова «МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ. Святые и праведные жены Ветхого Завета»
Тех, кому интересна эта тема, просим оказать материальную помощь для издания этой книги, которую давно ожидают наши православные и не только православные женщины…
***
Глава 23
СОЛОМОНИЯ, МАТЬ МАККАВЕЕВ
ИУДЕИ ПОД ГРЕЧЕСКИМ ВЛАДЫЧЕСТВОМ
После Heeмии власть над иудейским народом сосредотачивается в руках первосвященников, которые правили государством во главе старейшин, составивших народное собрание из 120 членов, так называемую «великую синагогу», из которой впоследствии образовалось особое верховное судилище – синедрион.
К этому же времени относится окончательный разрыв между самарянами и иудеями. Самаряне под предводительством сына первосвященника Елиашива, Манассии, перешедшаго на их сторону из нежелания развестись со своей женой-язычницей, воздвигли на горе Горизиме свой особый храм, который поддерживал в них враждебное соперничество с храмом Иерусалимским.
Но вот, согласно пророчеству Даниила, настал конец и Персидской монархии, и она должна была уступить место третьей монархии – Греческой. Основателем ее был знаменитый Александр Македонский, который быстро следовавшими одна за другой победами начал завоевывать мир. Завоевав всю Малую Aзию, Александр двинулся на Финикно и Палестину, и там только один гордый Тир задержал его своим упорным сопротивлением на семь месяцев. По разрушении его завоеватель беспрепятственно направился в Иерусалим. Жители его трепетали и молились Богу о защите, а первосвященник Иаддуй в полном своем облачении и в сопровождении священников и левитов вышел навстречу Александру. Завоеватель милостиво принял их, рядом с первосвященником вступил в Иерусалим, вошел в храм и принес по указанию священников жертву, выслушав при этом и прочитанное ему пророчество о нем Даниила. Растроганный всем этим, он предоставил иудеям свободу от податей в субботние годы и позволил им жить по своим собственным законам.
Значительную часть иудеев Александр переселил в новооснованный им город Александрию, в Египте. Македонское завоевание поставило Иудею, вместе со всем восточным миром, под влияние греческого языка и греческого миросозерцания, подвергнув таким образом преданность иудеев своей религии и своим законам новому сильному испытанию.
Но основанная Александром всемирная монархия продержалась только до его смерти (323 г. до Р. Х.) и распалась на четыре царства, из которых два – Египет и Сирия получили важнейшее значение в судьбе иудеев. Во время последовавших войн за наследство, Палестина явилась яблоком раздора между владетелями этих двух стран, но в 320 году египетский царь Птолемей Лаг присоединил ее к Египту, под властью которого она и находилась более столетия.
В период правления египетских Птолемеев иудеи вели мирную и счастливую жизнь. Мало-помалу они обосновались во всех торговых городах по берегам Средиземного моря и за свою предприимчивость пользовались повсюду большими преимуществами и льготами от правителей, старавшихся привлекать их к себе для оживления экономической жизни. Вследствие этого иудеи расселялись все более и более, строили себе молитвенные дома или синагоги, в которые допускались и язычники, и через это распространяли и среди них познание истинного Бога. Еврейский язык все более забывался ими и вытеснялся греческим, который и усвоен был всеми жившими вне Палестины и, особенно в Египте, иудеями. Вследствие этого для них стал необходим даже перевод Священного Писания на греческий язык, и этот перевод совершен был в царствование египетского царя Птолемея II Филадельфа. Царь вошел с этой целью в сношение с первосвященником Елеазаром, который прислал ему как подлинник Священного Писания, так и переводчиков в числе 72 человек (по шести от каждого колена). Перевод был сделан ими успешно и после одобрения его особым собранием ученейших мужей вошел во всеобщее употребление. Он известен под названием перевода семидесяти толковников (или просто перевода LXX) и до наших дней употребляется в Греческой Церкви.
В 203 году до Р. Х. Египет потерял свою власть над Иудеей, которая отошла под владычество сирийских царей, и с этого времени началось тяжелое время для иудейского народа. Сирийские цари, встречая в иудеях сопротивление для своих замыслов о введении греческой религии и культуры в своем государстве, стали всячески притеснять их. Царь Селевк Филопатор велел ограбить храм в пользу своей государственной казны.
Вскоре после этого царь Селевк был убит своими приближенными; ему наследовал его родной брат Антиох IV (175–164 гг. до Р. Х.)(Антиох – в переводе с греческого «противник, соперник»), прозванный Епифаном, то есть «блистательным»; он отличался еще большею испорченностью, чем его предшественник. Но его чаще называли Епимином, то есть безумным, потому что он безумно восстал на истинного Бога и на храм Его, являя собою образ будущего антихриста.
Антиох Епифан решил окончательно уничтожить религию Иеговы и на место ее утвердить греческое язычество. В пользу своего безумного замысла он склонил даже брата первосвященника Онии, Иисуса, который добился низложения своего брата и под греческим именем Иасона сам сделался первосвященником. Он стал во главе образовавшейся в Иерусалиме грекоиудейской партии, начал вытеснять старую религию и на место ее вводил языческие обычаи и обряды. В Иерусалиме начались большие смуты.
При подошве горы Сиона он устроил места для зрелищ, училища, в которых проходились греческие философские учения, устроил и палестры для игр юношей. Иасон завел даже, вопреки прямому запрещению закона, во святом городе публичные дома; эти непотребные дома посещались главным образом юношами, обучавшимися эллинским искусствам. Иасон многих отвратил от истинного богопочтения, так что даже священники оставляли храм Божий для зрелищ, бегов, борьбы и других игрищ языческих (2 Мак. 4, 7–14); еще более ими увлекались молодые люди, нетвердые в законе.
Иасон пользовался своей незаконно приобретенной властью три года, после чего был изгнан другим, подобным ему властолюбцем и приверженцем греческой религии – Менелаем; таким образом Иасон сам должен был претерпеть то, что ранее причинил брату своему праведному Онии. Менелай за деньги получил у царя власть первосвященника; изгнав Иасона, он добился у нечестивого вельможи царского насильственной смерти и прежде бывшему первосвященнику, праведному Онии. Однако и Менелай недолго пробыл первосвященником: власть первосвященника у него отнял брат его Лисимах, давший царю еще более денег; Менелай, подобно Иасону, также подвергся изгнанию. Лисимах же был убит народом за воровство церковных сосудов и денег.
После всех этих нестроений и смут в Иерусалиме явилось дивное знамение, предвозвещавшее грядущий на город гнев Божий. В воздухе видели полки воинов; облеченные в золотые одежды и со шлемами на головах, воины, сидя на конях, вступали между собою в битву, держа в руках обнаженные мечи и копья; одни из них посекали друг друга мечами, другие поднимали вверх копья и щиты, третьи пускали друг в друга стрелы – словом делали все, обычно совершающееся во время сражений; от брони и оружия воинов исходил огненный блеск (2 Мак. 5, 2–3). Это страшное, наводящее ужас, видение продолжалось до сорока дней. Жители Иерусалима пребывали в великом страхе и недоумении; каждый из них невольно спрашивал сам себя: что же это означает?
В это время в Иерусалим пришло ложное известие, что будто бы царь умер в битве с египтянами (он действительно ушел тогда на войну в Египет). Наиболее благочестивые из жителей Иерусалима радовались и торжествовали, полагая, что злой и нечестивый царь на самом деле погиб. Однако вскоре стало известно, что тот не умер, но жив и возвращается из Египта в Сирию.
Узнав о всех этих нестроениях и смутах в Иерусалиме, царь пришел в сильнейшую ярость и пошел с войском к Иерусалиму; иерусалимляне закрыли перед ним ворота, но не могли оказать ему достаточно сильного сопротивления, потому что среди самих осажденных возникли разногласия: уклонившиеся в эллинское нечестие (среди них особенно лжепервосвященник Менелай) питали к царю расположение. Взяв с помощью своего войска город, царь велел без пощады избивать не только всех встречающихся на улицах, но и входить в дома для убийства мужей, жен, старцев, юношей и младенцев. В три дня число убитых достигло восьмидесяти тысяч; связанных и брошенных в темницы было сорок тысяч; почти столько же роздано воинам в качестве пленных.
Царь осмелился войти в храм Божий; здесь он взял все золотые предметы и все драгоценные сосуды, пожертвованные царями для украшения храма. Опустошив и осквернив храм, разорив город и наполнив его кровью и рыданиями, царь возвратился в Антиохию, а в Иерусалиме и по всей Иудее Антиох оставил для пыток над израильтянами еще более, чем сам он, жестоких мучителей (2 Мак 5, 5–22).
Греческий культ был объявлен государственной религией. Антиох разослал по всему царству указ, чтобы все его подданные без различия племени под страхом смерти должны были исповедовать вместе с ним одних и тех же греческих богов и держаться греческих законов. Не только все язычники согласились исполнить этот указ,– ему повиновались и многие из иудеев: они принесли жертвы идолам и осквернили субботу. Спустя немного дней после издания указа царь послал из Антиохии в Иерусалим одного из своих советников – старца, родом афинянина, с поручением принудить всех евреев отречься от отеческих законов, поклониться идолам и вкусить от идоложертвенного мяса; он дал особое повеление заставлять евреев есть свиное мясо, запрещенное законом.
Антиох приказал превратить Иерусалимкий храм в идольское капище: поставить в нем изображение Юпитера и назвать его храмом Юпитера Олимпийского. Посланный царем старец в сопровождении войска пришел в Иерусалим и приступил к исполнению повеления: он поставил в храме идолов, которым приносил жертвы, понуждая к тому же и людей Божиих. Многие из евреев, не имевшие твердости душевной, поспешили принести жертвы идолам; те же из них, которые отличались твердостью в вере, бежали в горы и пустыни, и здесь, спасаясь от мук и охраняя себя от скверн языческого служения, скрывались в пещерах и пропастях. Оставшиеся же в городе были схвачены и с горестью в душе принуждены были, повинуясь насилию, идти в день рождения царя и другие языческие праздники для принесения жертв идолам; те, кто отказывались делать этого подвергались мучениям (2 Мак. 6, 1–9).
Все жители Иерусалима были объяты страхом, так что никто не осмеливался открыто назваться иудеем, праздновать день субботний, обрезать своих детей, вообще исполнять предписания закона Моисеева: у всех пред глазами стояли будущие муки и смерть. В это время присланному царем мучителю было понесено, что две женщины-иудеянки обрезали по своему закону рожденных ими младенцев. Тогда мучитель велел схватить этих женщин и водить их для поругания по городу, привесив за шею младенцев к сосцам; потом их сбросили с городской стены вниз головою; таким образом матери с младенцами прияли мученическую кончину. Узнав также о некоторых иудеях, что они собираются в ближайшие к городу пещеры для празднования субботы, мучитель приказал всех их сжечь огнем (2 Мак. 6, 10–11).
После этого был схвачен один из первых книжников, священник по имени Елеазар, человек уже престарелый, украшенный сединами, весьма благообразный видом, славный своею мудростью и благочестием; его все знали, как одного из самых первых законоучителей в Иерусалиме. Он был одним из семидесяти двух толковников, переведших Священное Писание с еврейского языка на греческий царю египетскому Птолемею Филадельфу.
Когда Елеазара привели к мучителю и заставляли есть свиное мясо, то он согласился лучше умереть за закон Божий, нежели сохранить свою жизнь, нарушив его. Некоторые из язычников, давно знавшие Елеазара, жалея его, принесли ему тайно вместо свиного другое, не запрещенное законом мясо, и предлагали притвориться, будто он вкушает идоложертвенное мясо.
Но благоразумный и благочестивый старец, не задумываясь, отвечал им: «Недостойно нашего возраста лицемерить, дабы многие из юных, узнав, что девяностолетний Елеазар перешел в язычество, и сами вследствие моего лицемерия, ради краткой и ничтожной жизни, не впали через меня в заблуждение, и через то я положил бы бесчестие и пятно на мою старость. Если в настоящее время я и избавлюсь мучения от людей, но не избегну десницы Всемогущего ни в сей жизни, ни по смерти. Посему, мужественно расставаясь теперь с жизнью, сам я явлюсь достойным старости, а юным оставлю добрый пример – охотно и доблестно принимать смерть за досточтимые и святые законы. Сказав это, он тотчас пошел на мучение» (2 Макк. 6, 24–28).
При этих словах святого Елеазара повлекли на мучения, и те люди, которые сначала выражали ему свое сожаление, теперь, после его речи, воспылали на него гневом и яростью. Во время великих мучений, когда от лютых ран священник Божий уже приближался к смерти, он сквозь стоны взмолился: «Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю бичуемым телом жестокие страдания, а душею охотно терплю их по страху пред Ним» (2 Макк. 6, 30).
Повествование о страданиях святого Елеазара дополняется еще следующим преданием: после жестокого биения ему влили в ноздри крепкий уксус, издававший отвратительный запах, и затем бросили в огонь. Он же, помолившись Богу, чтобы Господь принял его мучения и смерть, как жертву за весь народ еврейский, предал дух свой. Священное Писание завершает описание подвига Елеазара такими словами: «И так скончался он, оставив в смерти своей не только юношам, но и весьма многим из народа образец доблести и памятник добродетели» (2 Макк. 6, 31).
Доказательством признания греческой религии для иудеев служило вкушение свиного мяса. Среди израильтян нашлось немало таких ревнителей истинной религии, которые предпочитали умереть, чем «преступить отеческие законы». Мужество и стойкость Елеазара укрепило многих в стоянии за веру. Так примеру его последовала одна вдова именем Соломония, мать семи сыновей, которые все также приняли мученичество за свою преданность вере, призывая праведный гнев Божий на лютого царя-мучителя.
За это их подвергли долгим мучениям, биению бичами и воловьими жилами. Об их страданиях и безбоязненном дерзновении пред мучителем Священное Писание во 2 книге Маккавейской повествует так. Один из братьев, старший возрастом, приняв на себя обязанность ответа, сказал царю: «О чем ты хочешь спрашивать или что узнать от нас? Мы готовы лучше умереть, нежели преступить отеческие законы» (2 Макк. 2, 2).
Тогда царь, озлобившись, приказал разжечь сковороды и котлы. Когда это было исполнено, царь тотчас велел у юноши, принявшего на себя ответ, отрезать язык, содрать кожу, отсечь члены тела на глазах у остальных братьев и матери. Лишенного всех членов, но еще дышащего мученика царь велел отнести к костру и жечь на сковороде; когда же от сковороды распространилось сильное испарение, братья вместе с матерью увещевали друг друга мужественно претерпеть смерть, говоря: «Господь Бог видит и по истине умилосердится над нами, как Моисей возвестил в своей песне пред лицом народа: «и над рабами Своими умилосердится» (2 Макк. 2, 7).
Когда умер первый, вывели на поругание второго и, содрав с головы кожу с волосами, спрашивали, будет ли он есть свиное мясо, прежде нежели начнут мучить, отсекая по частям его тело? Он же, отвечая на родном языке, сказал: «нет». Поэтому и он принял мучения таким же образом, как первый, и при последнем издыхании сказал: «Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной» (2 Макк. 2, 9).
После того третий брат подвергнут был поруганию, и на требование дать язык тотчас выставил его, неустрашимо протянув и руки, и мужественно сказал: «От неба я получил их, и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их» (2 Макк. 2, 11). Сам царь и бывшие с ним изумлены были таким мужеством отрока, как он ни во что вменял страдания.
Когда скончался и этот, таким же образом терзали и мучили четвертого. Будучи близок к смерти, он так говорил: «Умирающему от людей вожделеннно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит; для тебя же не будет воскресения в жизнь» (2 Макк. 2, 14).
Затем привели и начали мучить пятого. Он, смотря на царя, сказал: «Имея власть над людьми, ты, сам подверженный тлению, делаешь, что хочешь; но не думай, чтобы род наш оставлен был Богом. Подожди, и ты увидишь великую силу Его, как Он накажет тебя и семя твое» (2 Макк. 2, 16–17).
После этого привели шестого, который, готовясь на смерть, сказал: «Не заблуждайся напрасно, ибо мы терпим это за себя, согрешивши пред Богом нашим, от того и произошло достойное удивления. Но не думай остаться безнаказанным ты, дерзнувший противоборствовать Богу» (2 Макк. 2, 18–19).
Наиболее же достойна удивления и славной памяти мать, которая, видя, как семь ее сыновей были замучены в течение одного дня, мужественно переносила это в надежде на Господа. Исполненная доблестных чувств и укрепляя женское рассуждение мужеским духом, она поощряла каждого из сыновей на родном языке и говорила им: «Я не знаю, как вы явились во чреве моем; не я дала вам дыхание и жизнь; не мною образовался состав каждого. Итак, Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы теперь не щадите самих себя за Его законы» (2 Макк. 2, 22–23).
Антиох же, думая, что его презирают, и принимая эту речь за поругание себе, убеждал самого младшего, который еще оставался в живых, не только словами, но и клятвенными уверениями, что и обогатит и осчастливит его, если он отступит от отеческих законов, что будет иметь его другом и вверит ему почетные должности. Но как юноша нисколько не внимал, то царь, призвав мать, убеждал ее посоветовать сыну сберечь себя. После многих его убеждений она сделала вид, что согласна уговаривать сына: «Наклонившись же к нему и посмеиваясь жестокому мучителю, она так говорила на отечественном языке: сын! сжалься надо мною, которая девять месяцев носила тебя во чреве, три года питала тебя молоком, вскормила и вырастила и воспитала тебя. Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий. Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими» (2 Макк. 2, 27–29).
Когда она еще продолжала говорить, юноша обратился к мучителям: «Чего вы ожидаете? Я не слушаю повеления царя, а повинуюсь повелению закона, данного отцам нашим чрез Моисея. Ты же, изобретатель всех зол для Евреев, не избегнешь рук Божиих. Мы страдаем за свои грехи. Если для вразумления и наказания нашего живый Господь и прогневался на нас на малое время, то Он опять умилостивится над рабами Своими; ты же, нечестивый и преступнейший из всех людей, не возносись напрасно, надмеваясь ложными надеждами, что ты воздвигнешь руку на рабов Его, ибо ты не ушел еще от суда всемогущего и всевидящего Бога. Братья наши, претерпев ныне краткое мучение, по завету Божию получили жизнь вечную, а ты по суду Божию понесешь праведное наказание за превозношение. Я же, как и братья мои, предаю и душу и тело за отеческие законы, призывая Бога, чтобы Он скоро умилосердился над народом, и чтобы ты с муками и карами исповедал, что Он един есть Бог, и чтобы на мне и на братьях моих окончился гнев Всемогущего, праведно постигший весь род наш» (2 Макк. 2, 31–38).
Тогда разгневанный царь поступил с ним еще более жестоко, чем с другими братьями, негодуя на посмеяние. «Так и этот кончил жизнь чистым, всецело положившись на Господа» (2 Мак. 7, 40),– такими словами заканчивается текст Библии, повествующий о подвиге братьев.
Видя это, блаженная мать исполнилась неизреченной радости, что представила Господу детей своих непорочными; стоя над мертвыми телами их, она простерла вверх руки свои и, помолившись со слезами, предала дух свой в руки Божии. Так скончалась мать с детьми своими, положив души за закон Господа Вседержителя.
Добавьте комментарий