Жития святых Книги

СОЛОМОНИЯ, МАТЬ МАККАВЕЕВ (Глава из книги «МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ. Святые и праведные жены Ветхого Завета»)

 СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ МАККАВЕИ. ГРЕЧЕСКАЯ ИКОНА
СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ МАККАВЕИ. ГРЕЧЕСКАЯ ИКОНА

1/14 августа Церковь празднует день памяти святых ветхозаветных мучеников Елеазара священника, семи братьев Маккавеев, матери их Соломонии и иных с ними.
Предлагаем вниманию читателей посвященную им главу из книги Александра Трофимова «МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ. Святые и праведные жены Ветхого Завета»
Тех, кому интересна эта тема, просим оказать материальную помощь для издания этой книги, которую давно ожидают наши православные и не только православные женщины…

***

Глава 23

СОЛОМОНИЯ, МАТЬ МАККАВЕЕВ

ИУДЕИ ПОД ГРЕЧЕСКИМ ВЛАДЫЧЕСТВОМ

ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ ВО ВРЕМЕНА ИРОДА (РЕКОНСТРУКЦИЯ)
ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ ВО ВРЕМЕНА ИРОДА (РЕКОНСТРУКЦИЯ)

После Heeмии власть над иудейским народом сосредотачивается в руках первосвященников, которые правили государством во главе старейшин, составивших народное собрание из 120 членов, так называемую «великую синагогу», из которой впоследствии образовалось особое верховное судилище – синедрион.

К этому же времени относится окончательный разрыв между самарянами и иудеями. Самаряне под предводительством сына первосвященника Елиашива, Манассии, перешедшаго на их сторону из нежелания развестись со своей женой-язычницей, воздвигли на горе Горизиме свой особый храм, который поддерживал в них враждебное соперничество с храмом Иерусалимским.

 АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ В СРАЖЕНИИ С ВОЙСКАМИ ДАРИЯ III У РЕКИ ИССА. МОЗАИКА I в. по Р. Х.
АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ В СРАЖЕНИИ С ВОЙСКАМИ ДАРИЯ III У РЕКИ ИССА. МОЗАИКА I в. по Р. Х.

Но вот, согласно пророчеству Даниила, настал конец и Персидской монархии, и она должна была уступить место третьей монархии – Греческой. Основателем ее был знаменитый Александр Македонский, который быстро следовавшими одна за другой победами начал завоевывать мир. Завоевав всю Малую Aзию, Александр двинулся на Финикно и Палестину, и там только один гордый Тир задержал его своим упорным сопротивлением на семь месяцев. По разрушении его завоеватель беспрепятственно направился в Иерусалим. Жители его трепетали и молились Богу о защите, а первосвященник Иаддуй в полном своем облачении и в сопровождении священников и левитов вышел навстречу Александру. Завоеватель милостиво принял их, рядом с первосвященником вступил в Иерусалим, вошел в храм и принес по указанию священников жертву, выслушав при этом и прочитанное ему пророчество о нем Даниила. Растроганный всем этим, он предоставил иудеям свободу от податей в субботние годы и позволил им жить по своим собственным законам.

 А. МАКЕДОНСКИЙ В ИЕРУСАЛИМСКОМ ХРАМЕ СЛУШАЕТ ПРОРОЧЕСТВО ДАНИИЛА О ПОКОРЕНИИ ПЕРСИИ ГРЕКАМИ
А. МАКЕДОНСКИЙ В ИЕРУСАЛИМСКОМ ХРАМЕ СЛУШАЕТ ПРОРОЧЕСТВО ДАНИИЛА О ПОКОРЕНИИ ПЕРСИИ ГРЕКАМИ

Значительную часть иудеев Александр переселил в новооснованный им город Александрию, в Египте. Македонское завоевание поставило Иудею, вместе со всем восточным миром, под влияние греческого языка и греческого миросозерцания, подвергнув таким образом преданность иудеев своей религии и своим законам новому сильному испытанию.

Но основанная Александром всемирная монархия продержалась только до его смерти (323 г. до Р. Х.) и распалась на четыре царства, из которых два – Египет и Сирия получили важнейшее значение в судьбе иудеев. Во время последовавших войн за наследство, Палестина явилась яблоком раздора между владетелями этих двух стран, но в 320 году египетский царь Птолемей Лаг присоединил ее к Египту, под властью которого она и находилась более столетия.

ПРОФИЛЬ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО НАЙДЕННЫЙ ПРИ ИРАСКОПКАХ В ИЕРУСАЛИМЕ
ПРОФИЛЬ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО НАЙДЕННЫЙ ПРИ ИРАСКОПКАХ В ИЕРУСАЛИМЕ

В период правления египетских Птолемеев иудеи вели мирную и счастливую жизнь. Мало-помалу они обосновались во всех торговых городах по берегам Средиземного моря и за свою предприимчивость пользовались повсюду большими преимуществами и льготами от правителей, старавшихся привлекать их к себе для оживления экономической жизни. Вследствие этого иудеи расселялись все более и более, строили себе молитвенные дома или синагоги, в которые допускались и язычники, и через это распространяли и среди них познание истинного Бога. Еврейский язык все более забывался ими и вытеснялся греческим, который и усвоен был всеми жившими вне Палестины и, особенно в Египте, иудеями. Вследствие этого для них стал необходим даже перевод Священного Писания на греческий язык, и этот перевод совершен был в царствование египетского царя Птолемея II Филадельфа. Царь вошел с этой целью в сношение с первосвященником Елеазаром, который прислал ему как подлинник Священного Писания, так и переводчиков в числе 72 человек (по шести от каждого колена). Перевод был сделан ими успешно и после одобрения его особым собранием ученейших мужей вошел во всеобщее употребление. Он известен под названием перевода семидесяти толковников (или просто перевода LXX) и до наших дней употребляется в Греческой Церкви.

СЕЛЕВК I НИКАТОР - ОСНОВАТЕЛЬ ДИНАСТИИ СЕЛЕВКИДОВ
СЕЛЕВК I НИКАТОР — ОСНОВАТЕЛЬ ДИНАСТИИ СЕЛЕВКИДОВ

В 203 году до Р. Х. Египет потерял свою власть над Иудеей, которая отошла под владычество сирийских царей, и с этого времени началось тяжелое время для иудейского народа. Сирийские цари, встречая в иудеях сопротивление для своих замыслов о введении греческой религии и культуры в своем государстве, стали всячески притеснять их. Царь Селевк Филопатор велел ограбить храм в пользу своей государственной казны.

Вскоре после этого царь Селевк был убит своими приближенными; ему наследовал его родной брат Антиох IV (175–164 гг. до Р. Х.)(Антиох – в переводе с греческого «противник, соперник»), прозванный Епифаном, то есть «блистательным»; он отличался еще большею испорченностью, чем его предшественник. Но его чаще называли Епимином, то есть безумным, потому что он безумно восстал на истинного Бога и на храм Его, являя собою образ будущего антихриста.

Антиох Епифан решил окончательно уничтожить религию Иеговы и на место ее утвердить греческое язычество. В пользу своего безумного замысла он склонил даже брата первосвященника Онии, Иисуса, который добился низложения своего брата и под греческим именем Иасона сам сделался первосвященником. Он стал во главе образовавшейся в Иерусалиме грекоиудейской партии, начал вытеснять старую религию и на место ее вводил языческие обычаи и обряды. В Иерусалиме начались большие смуты.

БЮСТ АНТИОХА IV ЭПИФАНА. СТАРЫЙ МУЗЕЙ, (БЕРЛИН)
БЮСТ АНТИОХА IV ЭПИФАНА. СТАРЫЙ МУЗЕЙ, (БЕРЛИН)

При подошве горы Сиона он устроил места для зрелищ, училища, в которых проходились греческие философские учения, устроил и палестры для игр юношей. Иасон завел даже, вопреки прямому запрещению закона, во святом городе публичные дома; эти непотребные дома посещались главным образом юношами, обучавшимися эллинским искусствам. Иасон многих отвратил от истинного богопочтения, так что даже священники оставляли храм Божий для зрелищ, бегов, борьбы и других игрищ языческих (2 Мак. 4, 7–14); еще более ими увлекались молодые люди, нетвердые в законе.

Иасон пользовался своей незаконно приобретенной властью три года, после чего был изгнан другим, подобным ему властолюбцем и приверженцем греческой религии – Менелаем; таким образом Иасон сам должен был претерпеть то, что ранее причинил брату своему праведному Онии. Менелай за деньги получил у царя власть первосвященника; изгнав Иасона, он добился у нечестивого вельможи царского насильственной смерти и прежде бывшему первосвященнику, праведному Онии. Однако и Менелай недолго пробыл первосвященником: власть первосвященника у него отнял брат его Лисимах, давший царю еще более денег; Менелай, подобно Иасону, также подвергся изгнанию. Лисимах же был убит народом за воровство церковных сосудов и денег.

ПАДЕНИЕ АНТИОХА IV С КОЛЕСНИЦЫ. ИЛЛЮСТРАЦИЯ К БИБЛИИ Г. ДОРЕ
ПАДЕНИЕ АНТИОХА IV С КОЛЕСНИЦЫ. ИЛЛЮСТРАЦИЯ К БИБЛИИ Г. ДОРЕ

После всех этих нестроений и смут в Иерусалиме явилось дивное знамение, предвозвещавшее грядущий на город гнев Божий. В воздухе видели полки воинов; облеченные в золотые одежды и со шлемами на головах, воины, сидя на конях, вступали между собою в битву, держа в руках обнаженные мечи и копья; одни из них посекали друг друга мечами, другие поднимали вверх копья и щиты, третьи пускали друг в друга стрелы – словом делали все, обычно совершающееся во время сражений; от брони и оружия воинов исходил огненный блеск (2 Мак. 5, 2–3). Это страшное, наводящее ужас, видение продолжалось до сорока дней. Жители Иерусалима пребывали в великом страхе и недоумении; каждый из них невольно спрашивал сам себя: что же это означает?

В это время в Иерусалим пришло ложное известие, что будто бы царь умер в битве с египтянами (он действительно ушел тогда на войну в Египет). Наиболее благочестивые из жителей Иерусалима радовались и торжествовали, полагая, что злой и нечестивый царь на самом деле погиб. Однако вскоре стало известно, что тот не умер, но жив и возвращается из Египта в Сирию.

АНТИОХ IV ЕПИФАН - ГОНИТЕЛЬ ЕВРЕЕВ
АНТИОХ IV ЕПИФАН — ГОНИТЕЛЬ ЕВРЕЕВ

Узнав о всех этих нестроениях и смутах в Иерусалиме, царь пришел в сильнейшую ярость и пошел с войском к Иерусалиму; иерусалимляне закрыли перед ним ворота, но не могли оказать ему достаточно сильного сопротивления, потому что среди самих осажденных возникли разногласия: уклонившиеся в эллинское нечестие (среди них особенно лжепервосвященник Менелай) питали к царю расположение. Взяв с помощью своего войска город, царь велел без пощады избивать не только всех встречающихся на улицах, но и входить в дома для убийства мужей, жен, старцев, юношей и младенцев. В три дня число убитых достигло восьмидесяти тысяч; связанных и брошенных в темницы было сорок тысяч; почти столько же роздано воинам в качестве пленных.

Царь осмелился войти в храм Божий; здесь он взял все золотые предметы и все драгоценные сосуды, пожертвованные царями для украшения храма. Опустошив и осквернив храм, разорив город и наполнив его кровью и рыданиями, царь возвратился в Антиохию, а в Иерусалиме и по всей Иудее Антиох оставил для пыток над израильтянами еще более, чем сам он, жестоких мучителей (2 Мак 5, 5–22).

Греческий культ был объявлен государственной религией. Антиох разослал по всему царству указ, чтобы все его подданные без различия племени под страхом смерти должны были исповедовать вместе с ним одних и тех же греческих богов и держаться греческих законов. Не только все язычники согласились исполнить этот указ,– ему повиновались и многие из иудеев: они принесли жертвы идолам и осквернили субботу. Спустя немного дней после издания указа царь послал из Антиохии в Иерусалим одного из своих советников – старца, родом афинянина, с поручением принудить всех евреев отречься от отеческих законов, поклониться идолам и вкусить от идоложертвенного мяса; он дал особое повеление заставлять евреев есть свиное мясо, запрещенное законом.

 ХРАМ ЗЕВСА ОЛИМПИЙСКОГО В АФИНАХ
ХРАМ ЗЕВСА ОЛИМПИЙСКОГО В АФИНАХ

Антиох приказал превратить Иерусалимкий храм в идольское капище: поставить в нем изображение Юпитера и назвать его храмом Юпитера Олимпийского. Посланный царем старец в сопровождении войска пришел в Иерусалим и приступил к исполнению повеления: он поставил в храме идолов, которым приносил жертвы, понуждая к тому же и людей Божиих. Многие из евреев, не имевшие твердости душевной, поспешили принести жертвы идолам; те же из них, которые отличались твердостью в вере, бежали в горы и пустыни, и здесь, спасаясь от мук и охраняя себя от скверн языческого служения, скрывались в пещерах и пропастях. Оставшиеся же в городе были схвачены и с горестью в душе принуждены были, повинуясь насилию, идти в день рождения царя и другие языческие праздники для принесения жертв идолам; те, кто отказывались делать этого подвергались мучениям (2 Мак. 6, 1–9).

ТЕТРАДРАХМА АНТИОХА IV. ЛИЦЕВАЯ СТОРОНА – ГОЛОВА АНТИОХА В ВИДЕ ЗЕВСА В ЛАВРОВОМ ВЕНКЕ
ТЕТРАДРАХМА АНТИОХА IV. ЛИЦЕВАЯ СТОРОНА – ГОЛОВА АНТИОХА В ВИДЕ ЗЕВСА В ЛАВРОВОМ ВЕНКЕ

Все жители Иерусалима были объяты страхом, так что никто не осмеливался открыто назваться иудеем, праздновать день субботний, обрезать своих детей, вообще исполнять предписания закона Моисеева: у всех пред глазами стояли будущие муки и смерть. В это время присланному царем мучителю было понесено, что две женщины-иудеянки обрезали по своему закону рожденных ими младенцев. Тогда мучитель велел схватить этих женщин и водить их для поругания по городу, привесив за шею младенцев к сосцам; потом их сбросили с городской стены вниз головою; таким образом матери с младенцами прияли мученическую кончину. Узнав также о некоторых иудеях, что они собираются в ближайшие к городу пещеры для празднования субботы, мучитель приказал всех их сжечь огнем (2 Мак. 6, 10–11).

После этого был схвачен один из первых книжников, священник по имени Елеазар, человек уже престарелый, украшенный сединами, весьма благообразный видом, славный своею мудростью и благочестием; его все знали, как одного из самых первых законоучителей в Иерусалиме. Он был одним из семидесяти двух толковников, переведших Священное Писание с еврейского языка на греческий царю египетскому Птолемею Филадельфу.

ЕЛЕАЗАР И МУЧЕНИКИ МАККАВЕИ ИКОНА
ЕЛЕАЗАР И МУЧЕНИКИ МАККАВЕИ ИКОНА

Когда Елеазара привели к мучителю и заставляли есть свиное мясо, то он согласился лучше умереть за закон Божий, нежели сохранить свою жизнь, нарушив его. Некоторые из язычников, давно знавшие Елеазара, жалея его, принесли ему тайно вместо свиного другое, не запрещенное законом мясо, и предлагали притвориться, будто он вкушает идоложертвенное мясо.
Но благоразумный и благочестивый старец, не задумываясь, отвечал им: «Недостойно нашего возраста лицемерить, дабы многие из юных, узнав, что девяностолетний Елеазар перешел в язычество, и сами вследствие моего лицемерия, ради краткой и ничтожной жизни, не впали через меня в заблуждение, и через то я положил бы бесчестие и пятно на мою старость. Если в настоящее время я и избавлюсь мучения от людей, но не избегну десницы Всемогущего ни в сей жизни, ни по смерти. Посему, мужественно расставаясь теперь с жизнью, сам я явлюсь достойным старости, а юным оставлю добрый пример – охотно и доблестно принимать смерть за досточтимые и святые законы. Сказав это, он тотчас пошел на мучение» (2 Макк. 6, 24–28).
При этих словах святого Елеазара повлекли на мучения, и те люди, которые сначала выражали ему свое сожаление, теперь, после его речи, воспылали на него гневом и яростью. Во время великих мучений, когда от лютых ран священник Божий уже приближался к смерти, он сквозь стоны взмолился: «Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю бичуемым телом жестокие страдания, а душею охотно терплю их по страху пред Ним» (2 Макк. 6, 30).

Повествование о страданиях святого Елеазара дополняется еще следующим преданием: после жестокого биения ему влили в ноздри крепкий уксус, издававший отвратительный запах, и затем бросили в огонь. Он же, помолившись Богу, чтобы Господь принял его мучения и смерть, как жертву за весь народ еврейский, предал дух свой. Священное Писание завершает описание подвига Елеазара такими словами: «И так скончался он, оставив в смерти своей не только юношам, но и весьма многим из народа образец доблести и памятник добродетели» (2 Макк. 6, 31).

МУЧЕНИКИ МАККАВЕИ. ШИТЬЁ ПРП. СОФИИ СУЗДАЛЬСКОЙ (СОЛОМОНИИ САБУРОВОЙ). МОСКВА. 1525 г.
МУЧЕНИКИ МАККАВЕИ. ШИТЬЁ ПРП. СОФИИ СУЗДАЛЬСКОЙ (СОЛОМОНИИ САБУРОВОЙ). МОСКВА. 1525 г.

Доказательством признания греческой религии для иудеев служило вкушение свиного мяса. Среди израильтян нашлось немало таких ревнителей истинной религии, которые предпочитали умереть, чем «преступить отеческие законы». Мужество и стойкость Елеазара укрепило многих в стоянии за веру. Так примеру его последовала одна вдова именем Соломония, мать семи сыновей, которые все также приняли мученичество за свою преданность вере, призывая праведный гнев Божий на лютого царя-мучителя.

За это их подвергли долгим мучениям, биению бичами и воловьими жилами. Об их страданиях и безбоязненном дерзновении пред мучителем Священное Писание во 2 книге Маккавейской повествует так. Один из братьев, старший возрастом, приняв на себя обязанность ответа, сказал царю: «О чем ты хочешь спрашивать или что узнать от нас? Мы готовы лучше умереть, нежели преступить отеческие законы» (2 Макк. 2, 2).

ЦАРЬ АНТИОХ ЕПИФАН НАБЛЮДАЕТ ЗА УБИЙСТВОМ БРАТЬЕВ МАККАВЕЕВ. МИНИАТЮРА ХЛУДОВСКОЙ ПСАЛТИРИ. IX в.
ЦАРЬ АНТИОХ ЕПИФАН НАБЛЮДАЕТ ЗА УБИЙСТВОМ БРАТЬЕВ МАККАВЕЕВ. МИНИАТЮРА ХЛУДОВСКОЙ ПСАЛТИРИ. IX в.

Тогда царь, озлобившись, приказал разжечь сковороды и котлы. Когда это было исполнено, царь тотчас велел у юноши, принявшего на себя ответ, отрезать язык, содрать кожу, отсечь члены тела на глазах у остальных братьев и матери. Лишенного всех членов, но еще дышащего мученика царь велел отнести к костру и жечь на сковороде; когда же от сковороды распространилось сильное испарение, братья вместе с матерью увещевали друг друга мужественно претерпеть смерть, говоря: «Господь Бог видит и по истине умилосердится над нами, как Моисей возвестил в своей песне пред лицом народа: «и над рабами Своими умилосердится» (2 Макк. 2, 7).

Когда умер первый, вывели на поругание второго и, содрав с головы кожу с волосами, спрашивали, будет ли он есть свиное мясо, прежде нежели начнут мучить, отсекая по частям его тело? Он же, отвечая на родном языке, сказал: «нет». Поэтому и он принял мучения таким же образом, как первый, и при последнем издыхании сказал: «Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной» (2 Макк. 2, 9).

СВ. СОЛОМОНИЯ ЕЛЕАЗАР И БРАТЬЯ МАККАВЕИ. ИКОНА. ВИЗАНТИЯ. XI в.
СВ. СОЛОМОНИЯ ЕЛЕАЗАР И БРАТЬЯ МАККАВЕИ. ИКОНА. ВИЗАНТИЯ. XI в.

После того третий брат подвергнут был поруганию, и на требование дать язык тотчас выставил его, неустрашимо протянув и руки, и мужественно сказал: «От неба я получил их, и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их» (2 Макк. 2, 11). Сам царь и бывшие с ним изумлены были таким мужеством отрока, как он ни во что вменял страдания.

Когда скончался и этот, таким же образом терзали и мучили четвертого. Будучи близок к смерти, он так говорил: «Умирающему от людей вожделеннно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит; для тебя же не будет воскресения в жизнь» (2 Макк. 2, 14).

Затем привели и начали мучить пятого. Он, смотря на царя, сказал: «Имея власть над людьми, ты, сам подверженный тлению, делаешь, что хочешь; но не думай, чтобы род наш оставлен был Богом. Подожди, и ты увидишь великую силу Его, как Он накажет тебя и семя твое» (2 Макк. 2, 16–17).

После этого привели шестого, который, готовясь на смерть, сказал: «Не заблуждайся напрасно, ибо мы терпим это за себя, согрешивши пред Богом нашим, от того и произошло достойное удивления. Но не думай остаться безнаказанным ты, дерзнувший противоборствовать Богу» (2 Макк. 2, 18–19).

МУЧЕНИКИ МАККАВЕЙСКИЕ. НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК. НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КРАКОВА
МУЧЕНИКИ МАККАВЕЙСКИЕ. НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК. НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КРАКОВА

Наиболее же достойна удивления и славной памяти мать, которая, видя, как семь ее сыновей были замучены в течение одного дня, мужественно переносила это в надежде на Господа. Исполненная доблестных чувств и укрепляя женское рассуждение мужеским духом, она поощряла каждого из сыновей на родном языке и говорила им: «Я не знаю, как вы явились во чреве моем; не я дала вам дыхание и жизнь; не мною образовался состав каждого. Итак, Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы теперь не щадите самих себя за Его законы» (2 Макк. 2, 22–23).

Антиох же, думая, что его презирают, и принимая эту речь за поругание себе, убеждал самого младшего, который еще оставался в живых, не только словами, но и клятвенными уверениями, что и обогатит и осчастливит его, если он отступит от отеческих законов, что будет иметь его другом и вверит ему почетные должности. Но как юноша нисколько не внимал, то царь, призвав мать, убеждал ее посоветовать сыну сберечь себя. После многих его убеждений она сделала вид, что согласна уговаривать сына: «Наклонившись же к нему и посмеиваясь жестокому мучителю, она так говорила на отечественном языке: сын! сжалься надо мною, которая девять месяцев носила тебя во чреве, три года питала тебя молоком, вскормила и вырастила и воспитала тебя. Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий. Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими» (2 Макк. 2, 27–29).

СВ. СОЛОМОНИЯ ЕЛЕАЗАР И БРАТЬЯ МАККАВЕИ. МИНЕЯ. РУСЬ. 1515 г.
СВ. СОЛОМОНИЯ ЕЛЕАЗАР И БРАТЬЯ МАККАВЕИ. МИНЕЯ. РУСЬ. 1515 г.

Когда она еще продолжала говорить, юноша обратился к мучителям: «Чего вы ожидаете? Я не слушаю повеления царя, а повинуюсь повелению закона, данного отцам нашим чрез Моисея. Ты же, изобретатель всех зол для Евреев, не избегнешь рук Божиих. Мы страдаем за свои грехи. Если для вразумления и наказания нашего живый Господь и прогневался на нас на малое время, то Он опять умилостивится над рабами Своими; ты же, нечестивый и преступнейший из всех людей, не возносись напрасно, надмеваясь ложными надеждами, что ты воздвигнешь руку на рабов Его, ибо ты не ушел еще от суда всемогущего и всевидящего Бога. Братья наши, претерпев ныне краткое мучение, по завету Божию получили жизнь вечную, а ты по суду Божию понесешь праведное наказание за превозношение. Я же, как и братья мои, предаю и душу и тело за отеческие законы, призывая Бога, чтобы Он скоро умилосердился над народом, и чтобы ты с муками и карами исповедал, что Он един есть Бог, и чтобы на мне и на братьях моих окончился гнев Всемогущего, праведно постигший весь род наш» (2 Макк. 2, 31–38).

Тогда разгневанный царь поступил с ним еще более жестоко, чем с другими братьями, негодуя на посмеяние. «Так и этот кончил жизнь чистым, всецело положившись на Господа» (2 Мак. 7, 40),– такими словами заканчивается текст Библии, повествующий о подвиге братьев.
Видя это, блаженная мать исполнилась неизреченной радости, что представила Господу детей своих непорочными; стоя над мертвыми телами их, она простерла вверх руки свои и, помолившись со слезами, предала дух свой в руки Божии. Так скончалась мать с детьми своими, положив души за закон Господа Вседержителя.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

18 МАРТА – НАЧАЛО ВЕЛИКОГО ПОСТА
post
ВЕЛИКИЙ ПОСТ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА
post3
ПЕРВАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ
К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ.
ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦ АЛЕКСИЙ (СОЛОВЬЕВ)

Старец Алексий жил в Сергиевом Посаде, когда по указанию безбожной власти начали вскрывать мощи святых. Старец печалился об этом и много молился, недоумевая – почему Господь попускает совершаться такому злу? Однажды вечером, когда он совершал молитвенное правило, рядом с ним встал прп. Сергий Радонежский и сказал:
– Молись три дня и постись, и после этого я скажу тебе то, что
нужно.
В следующие два дня, когда отец Алексий молился, снова вставал с ним рядом прп. Сергий. Отец Алексий питался в эти дни одной просфорой. На третий день преподобный сказал:
– Когда подвергаются такому испытанию живые люди, то необходимо, чтобы этому подвергались и останки людей умерших. Я сам отдал тело свое, чтобы град мой во веки был цел.

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

17 МАРТА – НЕДЕЛЯ СЫРОПУСТНАЯ. ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. ЗАГОВЕНЬЕ НА ВЕЛИКИЙ ПОСТ
ПРАОТЕЦ АДАМ. ФРЕСКА. КОНСТАНТИНОПОЛЬ. 1416-1321 гг.
ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 МАРТА – ДЕНЬ АНГЕЛА АНТОНИНЫ СЕРГЕЕВНЫ ОРЛОВОЙ (ТРОФИМОВОЙ)

АНТОНИНА СЕРГЕЕВНА ОРЛОВА (ТРОФИМОВА). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

13 МАРТА – ПРЕПОДОБНЫЕ МАРИНА И КИРА БЕРИЙСКИЕ

ПРЕПОДОБНЫЕ МАРИНА И КИРА БЕРИЙСКИЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

10 МАРТА – 70 ЛЕТ СО ДНЯ КОНЧИНЫ СТАРЦА ЗОСИМОВОЙ ПУСТЫНИ ИЕРОСХИМОНАХА ИННОКЕНТИЯ (ОРЕШКИНА; 05.06.1870–10.03.1949)
ИЕРОСХИМОНАХ ИННОКЕНТИЙ (ОРЕШКИН)
ИЕРОСХИМОНАХ ИННОКЕНТИЙ (ОРЕШКИН ИВАН ИГНАТЬЕВИЧ). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

25 ИЮЛЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ

Мама жила в ритме природы, постоянно любовалась своим садом в разное время года, специально выходила помолиться среди кустов и деревьев. В течение многих лет она делала выписки из разных книг и статей по народному календарю: там были сведения о приметах погоды в связи с церковным календарем, о прилете и отлете птиц, о свойствах и красоте цветов, деревьев и других растений, а также камней и минералов. Мы постоянно выписывали журнал «Наука и жизнь», из которого мама вырезала и подшивала ежемесячные заметки о природе и календаре. Из того, что собрала мама, можно было бы составить интереснейшую книгу. Все эти материалы были постоянно «в ходу»: когда приходили очередные посетители, мама открывала раздел своего собрания, соответствующий месяцу, неделе и даже конкретному дню и начинала читать выдержки. В такие минуты я не выдерживал, оставлял все свои дела и присоединялся к слушателям…

К сожалению, размеры книги не позволяют опубликовать интереснейшие сведения, которые собрала мама по народному календарю. Поэтому вниманию читателей предлагается лишь один календарный месяц – март. Весна была любимым временем года, а март – любимым ее месяцем, недаром в нем совершились столько важнейших событий ее жизни. 21 марта родился я, в марте сделали маме серьезную операцию, в марте умер мой отец, в марте отошла в вечность и мама. Она знала, что уйдет из жизни в марте, знала даже число – 29-е, о чем сохранились такие свидетельства: за день до смерти она попросила меня снять все деньги с ее пенсионной книжки, чтобы не нужно было потом ходить по инстанциям и оформлять наследство (и здесь, даже перед лицом смерти она думала о том, как избавить сына от лишних хлопот). Сохранился листок с выпиской из церковного календаря, сделанный рукой мамы: на нём записаны даты от 27 до 31 марта с указанием памяти святых каждого дня. Сделана эта запись много лет назад, еще до смерти отца, и именно в этом интервале умерли отец (27 марта) и мама (29 марта – день памяти мученика Трофима).

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

МАРТ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

А. Трофимов

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

СЧЕТЧИК