Сходня

СТАРШИЙ БРАТ ОТЦА МИХАИЛА – СВЯЩЕННИК ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ (1873–1940)

ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН АЛЕКСЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ (1883-1940) - СТАРШИЙ БРАТ ОТЦА МИХАИЛА БЕЛЯЕВА
ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН АЛЕКСЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ (1883-1940) — СТАРШИЙ БРАТ ОТЦА МИХАИЛА БЕЛЯЕВА

Будущий священник, старший брат отца Михаила Беляева, Иоанн Алексеевич Беляев, родился 21 сентября 1873 года в селе Воскресенки Подольского уезда Московской губернии в семье священника Троицкой церкви села Троицкого на Теплых Станах Московского уезда* Алексея Алексеевича Беляева. По окончании Донского духовного училища в августе 1889 года Иоанн Беляев поступил в Московскую Духовную Семинарию, полный курс которой окончил в 1895 году с аттестатом II разряда.

СВИДЕТЕЛЬСТВО, ВЫДАННОЕ  ИОАННУ БЕЛЯЕВУ ОБ ОКОНЧАНИИ МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ. ИЗ ФОНДОВ ЦИАМ
СВИДЕТЕЛЬСТВО, ВЫДАННОЕ ИОАННУ БЕЛЯЕВУ ОБ ОКОНЧАНИИ МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ. ИЗ ФОНДОВ ЦИАМ
РОДИТЕЛИ МАРИИ БЕЛЯЕВОЙ – ПРОТОДИАКОН АЛЕКСИЙ РОЗАНОВ С СУПРУГОЙ
РОДИТЕЛИ МАРИИ БЕЛЯЕВОЙ – ПРОТОДИАКОН АЛЕКСИЙ РОЗАНОВ С СУПРУГОЙ

При отличном поведении показал удовлетворительные результаты практически по всем предметам. В октябре того же 1895 года выпускник семинарии Иоанн Беляев устроился учителем в Никулинскую церковноприходскую школу Звенигородского уезда Московской губернии, а в 1903 году стал ее заведующим. В том же году он женился на Марии Алексеевне Розановой, 1881 года рождения – дочери диакона Вознесенской церкви города Воскресенска Московской губернии Алексия Христофоровича Розанова († 1926 г.), могила которого находится на истринском городском кладбище справа от Никольского храма.
* Троицкая церковь села Троицкое Московской губернии (ныне пос. Мосрентген Ленинского района Московской области). Подробнее в статье о священнике Михаиле Беляеве.

ОТЕЦ ИОАНН БЕЛЯЕВ НА ФОНЕ НИКОЛЬСКОГО ХРАМА
ОТЕЦ ИОАНН БЕЛЯЕВ НА ФОНЕ НИКОЛЬСКОГО ХРАМА

А 10 февраля 1903 года Высокопреосвященнейшим Владимиром, митрополитом Московским и Коломенским Иоанн Беляев был рукоположен во священника и определен настоятелем Преображенского храма села Никулино.
По словам внучки, супруга отца Иоанна, Мария Алексеевна, воспитанная в городе и получившая хорошее образование, с первых дней замужества окунулась в тяготы сельской жизни. Земельный надел, скотина – все это требовало постоянных трудов, еще и молоко приходилось ездить продавать в городе.

ОТЕЦ ИОАНН БЕЛЯЕВ НА ФОНЕ ЦЕРКВИ В СЕЛЕ НИКУЛИНО. ФОТО НАЧАЛА XX в.
ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ НИКУЛИНО. ФОТО НАЧАЛА XX в.

Летом 1904 года впервые в Никулино были открыты ясли для деревенских детей. Разместились ясли в церковноприходской школе, очень просторном и светлом здании, состоящем из трех комнат и кухни. Заботу о детях взяла на себя жена священника М. А. Беляева. За месяц в яслях побывало 50 детей, в основном пятилетнего возраста и младше. Все остались довольны и в последующие годы в Никулине ясли снова в летние месяцы открывали на средства Елисаветинского комитета города Воскресенска. Перед революцией было подано прошение о награждении «жены священника Марии Алексеевны Беляевой, которая с 1909 по 1916 год безвозмездно работает в организации яслей и несет тяжелый труд в течение ряда лет».

ПРОЕКТ ЗВОННИЦЫ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ХРАМА В СЕЛЕ НИКУЛИНО ИЗ ФОНДОВ ЦИАМ
ПРОЕКТ ЗВОННИЦЫ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ХРАМА В СЕЛЕ НИКУЛИНО ИЗ ФОНДОВ ЦИАМ

С 1904 по 1914 годы отец Иоанн проходил должность законоучителя в Воскресенской двухклассной монастырской школе. В послужном списке отца Беляева записано: «С 1903 года утвержден в должности законоучителя и заведующего в Никулинской церковноприходской школе. Проходит должность законоучителя в двуклассной монастырской Ново-Иерусалимской школе». А с 1914 по 1918 годы состоял наблюдателем всех церковноприходских школ Звенигородского уезда. В 1916 году священник Иоанн Беляев был избран членом благочиннического совета. С 1909 по 1919 он являлся членом отделения Кирилло-Мефодиевского братства, которое было создано в 1886 году митрополитом Иоанникием (Рудневым) в целях распространение среди крестьянских детей Московской губернии грамотности, начального образования и христианского просвещения. Отец Иоанн состоял и в обществе трезвости, входил также в Братство ревнителей Православия, созданное, в соответствии с решением Священного Собора 1917/1918 годов для защиты Ново-Иерусалимского монастыря от противоправных посягательств со стороны властей.

ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН БЕЛЯЕВ С ДЕТЬМИ
ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН БЕЛЯЕВ С ДЕТЬМИ

У отца Иоанна было четверо детей. Из материалов следственного дела известно, что старший сын Виктор, 1905 года рождения, работал в 1930-х годах электросварщиком в Москве, дочь Валентина, 1907 года рождения – машинисткой в Москве, сын Алексей, 1909 года рождения – в Никулинском промколхозе, дочь София, 1914 года рождения – в истринской райтопконторе. С началом Великой Отечественной войны оба сына ушли на фронт. Виктор вернулся, а Алексей пропал без вести в Брянских лесах.
Деятельность отца Иоанна была отмечена церковными наградами. За труды по народному образованию он в 1908 году был награжден набедренником, в 1912 году – скуфьей и в 1916 году – камилавкой. В 1920 году за пастырскую службу Иоанн Беляев получил наперсный крест.

После революции отец Иоанн Беляев остался служить при своем храме, перед трудностями не отступал и представителей новой власти не боялся. Председателю Истринского райисполкома, зашедшему однажды в храм в кепке и с папиросой в зубах, он сказал:
– Я научу тебя вести себя в храме.

КАРТА. ВОСКРЕСЕНСК И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ
КАРТА. ВОСКРЕСЕНСК И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ

В апреле 1922 года в Никулине изъяли церковные ценности «для передачи в Горхран в фонд помощи голодающим» согласно описи: две серебряные ризы, серебряные чаша, дискос и звездица, шесть серебряных лампад без цепей, дарохранительница, серебряные крест, ветка и монета. В итоге было изъято серебра общим весом 13 фунтов 19 золотников (почти 5,5 килограммов).
С приходом Советской власти жизнь священнослужителей стала невыносимой. Семья Беляевых держала корову и имела 20 ульев. Отец Иоанн переплетал книги и делал небольшие чемоданы – этим и выживали. По свидетельству местных жителей, Преображенская церковь сгорела в 1929 году (по другим данным, в 1926 году). Одна из прихожанок храма вспоминала: когда Преображенский храм горел в 1929 году (а это случилось во время службы), отец Иоанн не хотел покидать его, и его вынесли на руках. Внучка протоиерея Александра Беляева, Лариса Ивановна Журина, подтвердила это факт. После этого и отец Иоанн, вследствие усилившихся гонений на духовенство, вынужден был переехать от семьи из Никулина в слободу Макруша*. В 1929–1935 годы он был благочинным приходов Истринского и Новопетровского районов Московской области. В 1935 году, согласно данным из следственного дела, отец Иоанн был протоиереем, настоятелем Троицкой церкви в селе Троицкое.
* Ныне микрорайон на юго-востоке города Истры.

БУТЫРСКАЯ ТЮРЬМА. ДВОР. ЗДЕСЬ ТАКЖЕ ПРОИЗВОДИЛИСЬ РАССТРЕЛЫ ОСУЖДЕННЫХ
БУТЫРСКАЯ ТЮРЬМА

20 мая 1935 года отца Иоанна арестовали, как главу «антисоветской группировки контрреволюционно настроенных попов», и поместили в Бутырский изолятор НКВД. Обвиняли священника в антисоветской агитации, распространении провокационных слухов о голоде, войне и скорой гибели советской власти, требовали признания в контрреволюционной деятельности. Допросы продолжались четыре дня. Когда его спросили о проповедях, он заявил, что «содержание моих проповедей сводилось к тому, чтобы на основе взятых примеров из Священного Писания мобилизовать верующих на защиту религии, храмов, за их сохранение. Все мои антисоветские высказывания вызывались бесправием, угнетенностью духовенства, теми оскорблениями, которые нам приходилось терпеть. Это вызывалось желанием в отместку нанести боль и оскорбление советской власти. Я знал, что судить меня за это будут и на суде я скажу “Врачу, исцелися сам”». Согласно постановлению Особого Совещания при НКВД от 14 июня 1935 года отец Иоанн был приговорен к пяти годам ссылки в Северный край. В ссылке находился в Сыктывкаре КомиАССР, работал чернорабочим на строительстве больничного городка. Жил у некой сильно пьющей зырянки.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ПРЕДЪЯВЛЕНИИ ОБВИНЕНИЯ ИОАННУ БЕЛЯЕВУ. МАТЕРИАЛ СЛЕДСТВЕННОГО ДЕЛА. ИЗ ФОНДОВ ГАРФ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ПРЕДЪЯВЛЕНИИ ОБВИНЕНИЯ ИОАННУ БЕЛЯЕВУ. МАТЕРИАЛ СЛЕДСТВЕННОГО ДЕЛА. ИЗ ФОНДОВ ГАРФ

14 июня 1938 года отца Иоанна вновь арестовали и заключили в тюрьму ОМЗ НКВД Коми АССР в Сыктывкаре. В следственном деле он также назван чернорабочим, поскольку работал на стройке. Судили его в составе «Контрреволюционной группы церковников» во главе с архиепископом Вологодским Стефаном (Николай Иванович Знамировский; 1878–1942)*, обвинили в связи с так называемой «Священной дружиной», выдуманной НКВД контрреволюционной организацией владыки Германа (Ряшенцева)**. Владыка Герман был осужден еще в сентябре 1937 года и приговорен к расстрелу.

ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (1861 г.), В КОТОРОЙ МОЛИЛИСЬ ССЫЛЬНЫЕ. СЫКТЫВКАР
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (1861 г.), В КОТОРОЙ МОЛИЛИСЬ ССЫЛЬНЫЕ. СЫКТЫВКАР

Естественно, все ссыльные священники были знакомы друг с другом – тогдашний Сыктывкар – город небольшой. Многие из них жили в пригородной деревне Кочпон (сейчас в черте города), и молились в храме в честь Казанской иконы Божией Матери,– как служить им не разрешалось. К тому времени в Сыктывкаре действовала еще Вознесенская церковь в местечке Кируль, но она была у «обновленцев».

ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В МЕСТЕЧКЕ КИРУЛЬ. СЫКТЫВКАР (УСТЬ-СЫСОЛЬСК)
ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В МЕСТЕЧКЕ КИРУЛЬ. СЫКТЫВКАР (УСТЬ-СЫСОЛЬСК)

Как раз в Кочпоне жили и владыка Герман, и владыка Стефан. Возможно, там же жил и отец Иоанн. Задним числом чекисты придумали новую контрреволюционную организацию, в которую входили архиепископ Вологодский Стефан (Знамировский), протоиерей Иоанн Беляев, иерей Василий Николаевич Самсонов, архимандриты Филарет (Игнашкин), Феоген (Василий Львович Козырев; 1862–1939, преподобномученик) и мирянин Михаил Осипович Шиманец. К этому времени «тройки» уже прекратили свое существование, поэтому дело рассматривал Верховный суд Коми АССР. Отсюда и «мягкость» приговора – вместо расстрела все получили сроки от трех до десяти лет.

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК АРХИМАНДРИТ ФЕОГЕН (ВАСИЛИЙ ЛЬВОВИЧ КОЗЫРЕВ; 1862–1939)
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК АРХИМАНДРИТ ФЕОГЕН (ВАСИЛИЙ ЛЬВОВИЧ КОЗЫРЕВ; 1862–1939)

Протоиерей Иоанн Беляев был осужден 24 марта 1939 года по статье 58-10 части 2 и 11 УК РСФСР и приговорен к десяти годам лишения свободы и пяти годам поражения в правах. Отца Иоанна, как и владыку Стефана, отправили в Верхне-Човскую исправительно-трудовую колонию НКВД. Групповое дело «дело к/р группировки 6-ти церковников, связанной с группировкой “Священная дружина”. Сыктывкар, 1939 г.»
Иоанн Алексеевич, отбывая наказание, умер 20 августа 1940 года от гастроэнтероколита и старческой слабости. Он не дожил месяц до своего 67-летия.

* Архиепископ Вологодский и Тотемский Стефан (Николай Иванович Знамировский; 1878–1942).

АРХИЕПИСКОП ВОЛОГОДСКИЙ И ТОТЕМСКИЙ СТЕФАН (НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ЗНАМИРОВСКИЙ; 1878–1942)
АРХИЕПИСКОП ВОЛОГОДСКИЙ И ТОТЕМСКИЙ СТЕФАН (НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ЗНАМИРОВСКИЙ; 1878–1942)

Родился 1879 году в г. Ирбите в семье чиновника. В 1900 г. окончил Пермскую духовную семинарию. В 1904 году окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Пермской духовной семинарии. Во время обучения в академии его духовным отцом был ныне причисленный к лику святых схиархимандрит Гавриил (Зырянов). В 1908-1916 гг. – инспектор той же духовной семинарии. С 15 августа 1917 года по 1918 год Николай Иванович был избран от мирян Пермской епархии членом Всероссийского Поместного Собора в Москве, избравшего ПатриархаТихона. В 1919 г. ректор Пермской семинарии. В том же году отступил с Белой Армией в Сибирь. В целибатном состоянии рукоположен в сан священника, возведен в сан протоиерея. Годы возведения в сан протоиерея и пострижения в монашество неизвестны. С 1921 г. служил в г. Шадринске. В 1923 г. арестовывался по делу епископа Льва (Черепанова) и переведен в Москву, но вскоре освобожден по амнистии. 12 сентября 1924 г. был хиротонисан Патриархом Московским святителем Тихоном во епископа Шадри. нского, викария Свердловской (б. Екатеринбургской) епархии. В тот же год прибыл в Пермь в качестве временно управляющего епархиией.
1926 года по 16 сентября 1927 года временно управлял Свердловской епархией. 18 сентября 1926 г. арестован Шадринским отделом ГПУ, четыре месяца пробыл в тюрьме. 14 января 1927 г. постановлением Особого совещания ОГПУ приговорен к трем года ссылки, выслан в Казань. С 16 сентября 1927 года назначен епископом Калужским. От управления отказался, т.к. отделился от митрополита Сергия (Страгородского). С 27 июля 1928 года на покое (с запрещением в священнослужении). Жил в Вятке.

АРХИЕПИСКОП ВОЛОГОДСКИЙ И ТОТЕМСКИЙ СТЕФАН (НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ЗНАМИРОВСКИЙ; 1878–1942)
АРХИЕПИСКОП ВОЛОГОДСКИЙ И ТОТЕМСКИЙ СТЕФАН (НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ЗНАМИРОВСКИЙ; 1878–1942)

С 24 апреля 1929 года – епископ Вятский. В 1929 г. арестован и приговорен к трем годам заключения в лагере. Сток отбывал в городе Соликамске Пермской области, в Уральском лагере особого назначения. С 16 июня 1933 года – епископ Ульяновский. С 5 октября 1933 года – епископ Вологодский. 23 марта 1934 года возведен в сан архиепископа. 25 сентября 1935 г. арестован. 21 августа 1936 года постановлением Особого совещания НКВД приговорен к пяти годам ссылки в Северный край. Жил в Сыктывкаре. 14 июня 1938 года его снова арестовали. Обвинили в том, что он «на устраиваемых контрреволюционных сборищах ставил вопрос о необходимости объединения церковников всех течений для организованной борьбы с Советской властью. Имел связь с участниками контрреволюционной группы церковников фашистского толка, именуемой «Священная дружина», ликвидированной в начале 1937 года».

ВЕРХНЕ-ЧУСОВСКАЯ ИТК. СОВРЕМЕННОЕ ФОТО
ВЕРХНЕ-ЧУСОВСКАЯ ИТК. СОВРЕМЕННОЕ ФОТО

Отсидев три года в Верхне-Човской колонии, в июне 1941 года он был освобожден, но буквально через два месяца снова арестован по обвинению: «отбывая данное ему по суду наказание, как меру социальной защиты, в Верхне-Човской ИТК с 1939 по июнь1941 года, проводил контрреволюционную агитацию и религиозную пропаганду, направленную на поражение существующего строя СССР и восстановление капиталистического строя и религии. И так как, в силу совершенных им преступлений, обвиняемый может скрыться от следствия и суда, избрать мерой пресечения содержание его под стражей в СИЗО Верхне-Човского ИТК».

АРХИЕПИСКОП ВОЛОГОДСКИЙ И ТОТЕМСКИЙ СТЕФАН (НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ЗНАМИРОВСКИЙ; 1878–1942). ТЮРЕМНОЕ ФОТО
АРХИЕПИСКОП ВОЛОГОДСКИЙ И ТОТЕМСКИЙ СТЕФАН (НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ЗНАМИРОВСКИЙ; 1878–1942). ТЮРЕМНОЕ ФОТО

17 октября 1941 г. был вынесен приговор судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Коми АССР о применении к Знамировскому Николаю Ивановичу высшей меры наказания. Архиепископ Стефан был расстрелян 18 марта 1942 г. Ко времени своей кончины, к неполным 64 годам своей земной жизни, здоровье владыки Стефана было подорвано многочисленными тюрьмами и лагерями. Из медицинской справки видно, что он болел хроническим гематозом и варикозным расширением вен. В акте освидетельствования после расстрела отмечено, что трупы их «зарыты в землю в специально отведенном месте». Место расстрела и вечного упокоения – кладбище Верхне-Човского ИТК, но точное место расположения могилы не известно. Известно, что зима в тот год выдалась чрезвычайно морозной – температура уже в ноябре доходила до сорока градусов. Фашист стоял под Москвой, тысячами гибли под пулями и взрывами русские солдаты. А глубоко в тылу страшная машина смерти продолжала свое дело…

** Священномученик Герман (в миру Николай Степанович Ряшенцев; 1883–1937).

СЩМЧ. ГЕРМАН (НИКОЛАЙ СТАПАНОВИЧ РЯШЕНЦЕВ; 1883–1937), ЕПИСКОП ВЯЗНИКОВСКИЙ. ИКОНА
СЩМЧ. ГЕРМАН (НИКОЛАЙ СТАПАНОВИЧ РЯШЕНЦЕВ; 1883–1937), ЕПИСКОП ВЯЗНИКОВСКИЙ. ИКОНА

Родился 10 ноября 1883 года в Тамбове в купеческой семье. Окончил Тамбовскую гимназию, Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия (1906).
В 1903 году пострижен в монашество. С 1905 года – иеромонах. Преподаватель Псковской духовной семинарии (1906). Инспектор Псковской духовной семинарии (1907). С 30 января 1910 года – инспектор Вифанской духовной семинарии. Ректор Вифанской духовной семинарии, архимандрит (1912). В 1915 и 1917году – проповедник в действующей армии. С 1918 года жил в Свято-Даниловом монастыре.
Епископ Волоколамский, викарий Московской епархии (1919). 19 февраля 1921 года был арестован за чтение проповедей. 14 сентября 1921 года освобожден без права выезда из Москвы. В июле 1922 года вновь арестован, заключен в Бутырскую тюрьму и в июле 1923 года приговорен к ссылке на три года в Западную Сибирь. В сентябре 1923–1924 года – в ссылке в селе Самарово. В декабре 1924–1925 года – в ссылке в деревне Чучелинские Юрты Тобольского округа. В августе 1925 года освобожден, вернулся в Москву.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ГЕРМАН (НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ РЯШЕНЦЕВ; 1882–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ГЕРМАН (НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ РЯШЕНЦЕВ; 1882–1937)

30 ноября 1925 года был арестован в Москве вместе с другими архиереями по обвинению в создании нелегального Синода при Патриаршем местоблюстителе митрополите Петре (Полянском). Заключен во внутреннюю тюрьму ОГПУ и 21 мая 1926 года приговорен к двум годам ссылки в Среднюю Азию. С мая 1926 года находился в городе Турткуле Аму-Дарьинской области, а с февраля 1927 года – в городе Ходжейли Каракалпакской автономной области. В январе 1928 года освобожден.
С лета 1928 года – епископ Вязниковский, викарий Владимирской епархии. 14 декабря 1928 года епископ Герман был арестован по делу о «группировке вязниковских церковников». 17 мая 1929 года Особым Совещанием ОГПУ Владимирского округа Владыка был приговорен 17 мая 1929 года, как «идейный вдохновитель группировки», достаточно показавший «свое подлинное реакционное лицо», к трем годам лагерей. В июне 1929–1930 года – находился в заключении в Кемском лагере. Сторожем склада в Кемперпункте был епископ-исповедник Афанасий (Сахаров), который упоминает о встрече с епископом Германом в составленном перечне дат своей жизни, дат арестов, ссылок и заключений. С 6 января 1930 года – в Соловецком лагере особого назначения, где тяжело заболел тифом. В конце 1930 года, вместе с другими больными, был вывезен из лагеря, и с 1931 года находился в ссылке под Котласом, затем в Великом Устюге, с октября 1931 года – в северных селах. Освобожден в начале 1933 года.

АРХИМАНДРИТ ГЕРМАН (РЯШЕНЦЕВ) СО СТАРЦЕМ ГАВРИИЛОМ (ЗЫРЯНОВЫМ)
АРХИМАНДРИТ ГЕРМАН (РЯШЕНЦЕВ) СО СТАРЦЕМ ГАВРИИЛОМ (ЗЫРЯНОВЫМ)

В 1933–1934 годы жил в городе Арзамасе. В 1934 году был арестован и приговорен к трем годам ссылки. В 1934–1937 годы находился в ссылке на станции Опарино Северо-Котласской железной дороги (ныне – Кировская область). Переведен в село Кочпон под Сыктывкаром, где стал руководителем сложившейся общины из ссыльных священнослужителей и мирян, которые старались оказывать помощь нуждающимся и находившимся в лагерях.
23 февраля 1937 года арестован в городе Сыктывкаре, обвинен в организации «контрреволюционной группы “Священная дружина”». 13 сентября 1937 года приговорен по статье 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян 15 сентября 1937 года в Сыктывкарской тюрьме.
6 октября 2001 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил включить имя епископа Германа в Собор Новомучеников и Исповедников Российских.

Публикации
1. Репрессированное православное духовенство Коми края (биографический справочник)/ Сост. М.Б.Рогачев. Сыктывкар: «Мемориал», 2003. Машинопись. С.44.
2. Покаяние: Мартиролог. Т.1./ Сост. Г. В. Невский. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1998. 1184с. С .486, 740.
3. Покаяние: Мартиролог. Т.3./ Сост. М.Б.Рогачев. Сыктывкар, 2000. 496с. С.136.
4. Сайт http://www.istra-ltc.ru/publication/ubd/10.pdf.

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

31 ЯНВАРЯ — ПРЕПОДОБНЫХ КИРИЛЛА И МАРИИ РАДОНЕЖСКИХ, РОДИТЕЛЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
ИКОНА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПРЕПОДОБНЫМИ КИРИЛЛОМ И МАРИЕЙ
ПРЕПОДОБНАЯ МАРИЯ РАДОНЕЖСКАЯ († 1337 г.) (Глава из книги Александра Трофимова «Святые жены Руси»). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

31 ЯНВАРЯ — ДЕНЬ МУЧЕНИЧЕСКОЙ КОНЧИНЫ МАРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ШАФРОВОЙ-МАРУТАЕВОЙ
МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ШАФРОВА-МАРУТАЕВА - ЕДИНСТВЕННОЕ ФОТО, КОТОРОЕ УДАЛОСЬ НАЙТИ

МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ШАФРОВА-МАРУТАЕВА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. ЯНВАРЬ 2023 г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

31/18 января – Память святителей Афанасия (295-373) и Кирилла (370/380-444), архиепископов Александрийских.
***
31/18 января – Память святителя Никиты, архиепископа Новгородского (1030-1108).
***
31/18 января – Память преподобных Кирилла и Марии Радонежских († 1337), родителей преподобного Сергия Радонежского.
***
31/21 января 1605 г. – Состоялась Битва при Добры́ничах – сражение между армией Лжедмитрия I и царскими войсками под предводительством князя Ф. И. Мстиславского близ деревни Добрыничи. Битва завершилась полным разгромом Лжедмитрия I, потерявшего в сражении значительную часть своего войска.
***
31/19 января 1714 г. – Петр I запретил жениться не получившим образования дворянским детям (недорослям).
Из текста Указа: «Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтоб учить дворянских детей, кроме однодворцев и приказного чина, цифири и геометрии и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится». А священникам строго запрещалось венчать дворянских отпрысков без «соизволения» школьного преподавателя.
***
31/19 января 1801 г. – Грузия добровольно вошла в состав Российской Империи.
***
31/19 января 1852 г. – День рождения Льва Александровича Тихомирова (1852-1923), российский общественный деятель.
Лев Александрович Тихомиров писал в своих воспоминаниях: «Наш род принадлежит к коренным жителям Тульского края, насколько хватает семейных воспоминаний, был всегда духовного звания». Из семьи военного врача. Родился19 января 1852 г. на Кавказе, в военном поселении Геленджик. Окончил керченскую Александровскую гимназию (1870) с золотой медалью и поступил на юридический факультет Московского университета. Перевелся на медицинский факультет (1871).
Принимал активное участие в революционном движении. В 1872-1873 гг. – активный член общества «чайковцев», вёл пропаганду среди рабочих. В ноябре 1873 г. арестован, был под судом по «процессу 193-х». В 1878 г. – член центра «Земли и воли» и редакции ее печатного органа. В 1879 г. – член Исполнительного комитета, распорядительной комиссии и редакции «Народной воли», организовавшей убийство императора Александра II. От имени «исполнительного комитета» составил известную прокламацию, выпущенную после 1 марта 1881 г. (сразу после убийства Александра II) На Липецком съезде 20 июля 1879 г. (на котором была организована «Народная воля») поддержал решение съезда о цареубийстве. В начале марта 1881 г. вместе с оставшимися на свободе членами Исполнительного комитета несколько раз на конспиративной квартире обсуждал воззвание «Ко всему народу русскому» и письмо Александру III, которое сам и написал.
11 ноября 1873 г. Л. А. Тихомирова арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. Замечательна история его освобождения из тюрьмы, рассказанная современниками. Однажды император Александр II лично обходил заключенных в Петропавловской крепости; естественно, каждый из осужденных пытался сказать государю о своей невиновности в надежде получить его защиту, но Тихомиров единственный честно признал себя заслуживающим наказания. Тогда император сказал, что не находит возможности содержать в одинаковом заключении столько «невиновных» людей совместно с «преступником» и повелел освободить Тихомирова из заключения. Произошло это в начале 1878 г., после его четырехлетнего заключения в крепости.
В 1880 г. Лев Александрович женился на Екатерине Дмитриевне Сергеевой и в 1882 г. вместе с женой эмигрировал за границу, проживая в Швейцарии, а затем во Франции. Вскоре после переезда в Швейцарию, 26 августа 1882 г., в семье Тихомировых родился сын, названный Александром (будущий православный подвижник и старец епископ Череповецкий Тихон).
К тому времени у него уже возникли сомнения в целесообразности революционной деятельности, но тем не менее в Женеве он стал во главе «Вестника Народной воли». И только в 1888 г. он открыто выступил иротив прежних своих идей, напечатав книгу «Почему я перестал быть революционером» (М ., 1888), которая сделала возможным его возвращение в Россию. В 1888 г. он написал прошение на Высочайшее Имя о помиловании и разрешении жить в России, что и было даровано ему Высочайшим повелением 10 декабря 1888 г.
Л. А. Тихомиров был глубоко православным человеком, в его трудах звучит искренняя и твердая вера в особую роль Церкви в истории народов. Он написал множество книг и статей, посвященных русской национальной идее, и стал самым крупным в России идеологом монархической власти. Итогом его трудов явилась книга «Монархическая государственность» (1905, переиздание СПб., 1992). В своих исследованиях он пытался раскрыть, с точки зрения православного историка, «понимание тех законов, которыми живет человеческое общество и государство».
При правлении П. А. Столыпина Л. А. Тихомиров был Высочайше пожалован чином статского советника и являлся членом кабинета министров. В 1907-1908 гг. он был членом Предсоборного Совещания.
В 1903-1906 гг. работал над книгой «Монархическая государственность». В 1907 г. был приглашен из Москвы лично Петром Столыпиным в Санкт-Петербург, где занял должность члена совета Главного управления по делам печати. Основной же его задачей было консультирование Столыпина по вопросам, связанным с рабочим движением ввиду обсуждаемого трудового законодательства. В 1909 г. Тихомиров вернулся в Москву. В награду от премьер-министра он получил в аренду издание «Московские ведомости», редактором которого был до 1913 г.
За 10 лет до смерти Тихомиров поселился в Сергиевом Посаде (где и умер 16 октября 1923 г.). Здесь он создал трактат «Религиозно-философские основы истории», в котором анализировал историю человечества с религиозной точки зрения, включая последние эсхатологические времена. В этой книге (впервые опубликованной лишь в 1997 г. в издательстве журнала «Москва») показано развитие в человеческой истории различных религиозных течений, взаимная связь и преемственность религиозных идей и заблуждений разных времён, которые то исчезают с исторической сцены, то, надевая новые личины, появляются вновь. На этом фоне Тихомиров доказывает истинность и глубину православного понимания истории. Последним законченным произведением Тихомирова стала художественная повесть «В последние дни (Эсхатологическая фантазия)», написанная в 1919-1920 гг.
Лев Александрович Тихомиров скончался в 1923 г. в Сергиевом Посаде посвятив остаток дней богословским трудам. Место его захоронения неизвестно.
***
31/19 января 1864 г. – В Москве открывается для посетителей первый в России «общедоступный зоологический сад» – московский зоопарк.
***
31/19 января 1865 г. – День рождения Тихона (в миру Василий Иванович Беллавин; 1865-1925), Патриарха Московского и всея Руси (1917-1925).

***
31 января / 12 февраля 1865 г. – День рождения Алексея Александровича Бахрушина (1865-1929). Родился в Москве, Российская империя. – Русский купец, потомственный почетный гражданин Москвы, меценат, благотворитель, собиратель театральной старины, создатель литературно-театрального музея.
Представитель московской династии Бахрушиных. Бахрушины были в старой Москве известными благотворителями. Будущий знаток театральной старины уже с шестилетнего возраста стал завсегдатаем Большого театра, потом – поклонником труппы Малого театра, а впоследствии сам пробовал играть на сцене Перловского театрального кружка. Учился в частной гимназии Ф.Креймана (III-IV классы). В 1888 г. включился в семейное дело – «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры Алексей Бахрушин и сыновья» и до 1890 г. активно занимался торгово-промышленной деятельностью. Увлекшись собирательством, Бахрушин посвящал ему всё больше времени и постепенно отошёл от дел. Однако после смерти старшего брата, он был вынужден возглавлять до 1917 г. семейное дело. За свои промышленные достижения удостоился нескольких золотых медалей и ордена Св. Анны 3-й степени.
Также он был гласным Московской городской думы (1900-1916), в которой возглавлял комиссию по народным развлечениям. Комиссия приняла решение открыть в Москве 12 народных домов, заведовать которыми в 1915 г. был уполномочен А. А. Бахрушин.
Коллекционировать начал под влиянием двоюродного брата, страстного собирателя Алексея Петровича Бахрушина. «Вскоре театральное собирательство, – вспоминал его сын, – превратилось у него в страсть. Окружающие смотрели на это как на блажь богатого самодура, трунили над ним, предлагали купить пуговицу от брюк Мочалова или сапоги Щепкина». 30 мая 1894 г. владелец впервые показал своё театральное собрание ближайшим друзьям, а 29 октября того же года представил его для обозрения театральной общественности Москвы. С этого дня и началась биография первого московского литературно-театрального музея. Он целенаправленно вёл поиски, чтобы представить в своей коллекции всю историю отечественного театра, от зарождения до современности. В поисках экспонатов Алексей Александрович Бахрушин не раз совершал длительные путешествия по России, из которых привозил не только театральные раритеты, но и произведения народного искусства, мебель, старинные русские костюмы.
Бывая за границей, Алексей Александрович непременно обходил антикварные магазины. В начале XX в. он трижды предпринимал специальные поездки для пополнения разделов по истории западноевропейского театра. Из-за границы он привёз личные вещи французской актрисы Марс, коллекцию масок итальянского театра комедии, многие редчайшие музыкальные инструменты.
Идея Бахрушина о создании театрального музея так пришлась по душе, что многие «безданно и беспошлинно» присылали ему в подарок редкие фотографии, автографы, мемориальные вещи. Притоку даров способствовали и снискавшие немалую популярность в театральных кругах Москвы «Бахрушинские субботы». На «огонёк» к Бахрушину собирались известные актёры и режиссёры: здесь бывали А. И. Южин, А. Л. Ленский, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко. По сложившейся традиции сюда приходили не с пустыми руками. Так, прославленная актриса Малого театра Гликерия Николаевна Федотова передала Бахрушину все свои реликвии и памятные подарки, полученные за годы сценической жизни.
Свой музей Алексей Александрович Бахрушин называл литературно-театральным. В обширном и многообразном его собрании выделялись три раздела – литературный, драматический и музыкальный. В литературном разделе были собраны редкие издания пьес Я. Б. Княжнина, А. П. Сумарокова, А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского. Немалый интерес представляли и сочинения по истории театра, театральные альманахи, журналы, сборники. Здесь были письма, записные книжки, дневники известных деятелей отечественной культуры: А. С. Грибоедова, И. И. Лажечникова, М. М. Хераскова, Н. В. Гоголя, А. Н. Верстовского, А. Ф. Писемского, П. А. Каратыгина, Н. Г. Помяловского. Коллекция рукописей включала свыше тысячи наименований.
В драматическом разделе были собраны декорации, афиши и программы, портреты и скульптурные изображения актёров и драматургов, предметы театрального быта. Среди произведений декораторов хранились работы двух крупнейших театральных художников конца XIX — начала XX в. – К. А. Коровина и А. Я. Головина. Были здесь и народные картинки с изображениями «бесовских потех».
Особую ценность представляли личные вещи многих прославленных актёров. В драматическом разделе находилась, кроме того, изумительная по богатству портретная галерея: здесь рисунки, гравюры, литографии, живописные и скульптурные произведения, большая коллекция фотографий, причём не только отдельные портреты актёров, но и большое количество запечатлённых фотографами сцен из спектаклей.
Театральный быт представлен предметами, сопутствующими завзятым театралам, в том числе — уникальной коллекцией зрительских трубочек и театральных биноклей. Музыкальный отдел состоял из инструментов разных времён и народов: славянские гусли, румынская кобза, европейская мандолина, китайская флейта и даже африканские трубы. Верным помощником в собирательской деятельности Алексея Александровича Бахрушина была его жена Вера Васильевна. Она приводила в порядок газетные вырезки, афиши, программы, помогала отбирать вещи на выставки, устраивать экспозиции.
В 1909 г. бахрушинской коллекцией заинтересовалась Академия наук. 25 ноября 1913 г. состоялся торжественный акт передачи собрания Академии наук. Было создано Правление музея во главе с жертвователем, признававшимся пожизненным почётным попечителем музея. В 1915 г. жертвователь был удостоен ордена Св. Владимира 4-й степени. Музей, созданный Алексеем Александровичем Бахрушиным, существует и поныне (ул. Бахрушина, д. 31/12). Он, как и прежде, располагается в старом здании. Это одна из немногих коллекций старой Москвы, уцелевшая до наших дней. Алексей Александрович Бахрушин оставался во главе музея и после 1917 г., до самой смерти. Бахрушин умер в подмосковной усадьбе Малые Горки близ станции Апрелевка Киевского направления Московской железной дороги 7 июня 1929 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
***
31/19 января 1875 г. – День рождения Лидии Алексеевны Чарской (Вороновой; 1875-1937), писательницы. Родилась она в Санкт-Петербурге. Ей суждено было более 20 лет владеть умами и чувствами самого широкого круга читателей России.
Первая же повесть «Записки институтки», написанная в 1902 г., принесли ей громкую славу. За 20 лет литературной деятельности Чарская написала около 80 произведений! Ее известность достигла европейских стран. Переведенная на немецкий, английский, французский, чешский языки, она вошла в каждый дом, в каждую семью, где росли дети. Молодежь зачитывалась ее произведениями, восторженно встречая новые книги. Повести «Княжна Джаваха», «Люда Влассовская», «Вторая Нина», «Записки маленькой гимназистки», «Сибирочка», «Лесовичка», рассказы «Волька», «Первый день», «Два сочельник», сказки «Золотая свирель», «Волшебная сказка» и другие – вот неполный перечень того, что взахлеб читало подрастающее поколение начала XX века.
Она писала о доброте, любви к ближнему, состраданию, самоотверженности, отзывчивости. Ее герои – люди разных сословий. Это и дворяне, обучающие своих детей в привилегированных учебных заведениях; и служащие, живущие на вознаграждение за свой труд; и нищие, которые мечтают о куске хлеба. Но всех их объединяет человеколюбие, желание отозваться на чужую боль, бескорыстие – те человеческие качества, дефицит которых особенно сильно ощущается в наше время.
В 1917 г., с приходом Советской власти ее перестали печатать, не простив писательнице ее дворянского происхождения. С 1925 по 1929 гг. ей с большим трудом удалось опубликовать 4 маленькие книжки для детей под псевдонимом Н. Иванова. Ее произведения были изъяты из библиотек и уничтожены. Больше не было любимого дела, куда-то исчезли благодарные читатели. Жизнь остановилась на полном ходу, особенно после известия о гибели сына Юрия, который сражался в Красной Армии. Началась буквально нищенская жизнь. И тогда именно К. И. Чуковский выхлопотал ей пенсию.
Она ушла тихо и незаметно. Но оставила после себя до сих пор никем не разгаданную тайну. Официальным местом ее погребения считается Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге.
О Чарской вспомнили в 90-е гг. XX столетия. Понадобился почти век, чтобы мы снова открыли для себя ее творчество. Радует то, что разные издательства взяли на себя труд возродить ее произведения. Сейчас издано уже и полное собрание ее сочинений. Безусловно, книги Чарской найдут своего читателя, ее полюбят маленькие и юные российские граждане XXI века, как когда-то ее любили дети начала прошлого столетия. Книги ее повествуют о добросердечии и отзывчивости, о человечности, благодарности и любви, как высшей добродетели.
***
31/19 января 1879 г. –В Харькове, Российская империя, родился Борис Викторович Савинков 1879-1925) российский революционер, террорист, один из лидеров партии эсеров, руководитель Боевой организации партии эсеров, глава Союза защиты Родины и Свободы. Участник Белого движения, писатель (прозаик, поэт, публицист, мемуарист; литературный псевдоним – В. Ропшин).
Известен также под псевдонимами «Б. Н.», Вениамин, Галлей Джемс, Крамер, Ксешинский, Павел Иванович, Роде Леон, Субботин Д. Е., Ток Рене, Томашевич Адольф, Чернецкий Константин.
Принимал участие в подготовке ряда террористических актов на территории России: убийство министра внутренних дел В. К. Плеве, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, покушения на министра внутренних дел И. Н. Дурново и на московского генерал-губернатора Ф. В. Дубасова.
Савинков стал заместителем руководителя Боевой организации Евно Азефа, а после его разоблачения — руководителем. Вместе с Азефом выступил инициатором убийства священника Георгия Гапона, заподозренного в сотрудничестве с Департаментом полиции. В 1906 г. Савинков в Севастополе подготавливал убийство командующего Черноморским флотом адмирала Чухнина. Был арестован полицией, заключен в Севастопольскую тюрьму и приговорён к смертной казни, но бежал в Румынию.
В эмиграции в 1909 г. написал книгу «Воспоминания террориста», в том же году опубликовал повесть «Конь бледный», в 1914 г. – роман «То, чего не было». После начала Первой мировой войны Савинков перебрался в Париж, где, благодаря своим связям, получает удостоверение военного корреспондента. Его корреспонденция публиковалась в газетах «Биржевые ведомости», «День», «Речь».
После Февральской революции Савинков вернулся в Россию 9 апреля 1917 г. и возобновил политическую деятельность: он был назначен комиссаром Временного правительства в 7-й армии, а 28 июня – комиссаром Юго-Западного фронта. Савинков активно выступал за продолжение войны до победного конца. Стал товарищем (помощником) военного министра (военным министром был сам премьер Керенский). При наступлении Корнилова на Петроград был назначен военным губернатором Петрограда и исполняющим обязанности командующего войсками Петроградского военного округа. Но 30 августа подал в отставку, не согласный с изменениями в политике Временного правительства. После того 9 октября 1917 г. был исключен из партии эсеров по так называемому «корниловскому делу».
Октябрьский переворот 1917 г. встретил враждебно. В феврале-марте 1918 г. создал в Москве на базе организации гвардейских офицеров подпольный контрреволюционный «Союз защиты Родины и Свободы», включавший около 800 человек. Целями этой организации было свержение советской власти, установление военной диктатуры и продолжение войны с Германией. В конце мая заговор в Москве был раскрыт, многие его участники арестованы.
Уехал с военной миссией во Францию, где вёл переговоры о помощи Белому движению. Во время Советско-польской войны 1920 г. Савинков, обосновавшись в Варшаве. В октябре 1921 г. был выслан из Польши. Порвав с белым движением, Савинков искал связей с националистическими течениями. Он встречался с итальянским лидером Бенито Муссолини в 1922-1923 гг. Однако в конце концов Савинков оказался в полной политической изоляции, в том числе и от эсеров. В это время он занялся работой над повестью «Конь вороной», осмысляющей итоги Гражданской войны.
В начале августа 1924 г. Савинков нелегально приехал в СССР, куда был завлечен в результате разработанной ОГПУ операции «Синдикат-2». 16 августа в Минске был арестован вместе со своей любовницей Любовью Ефимовной Дикгоф и ее мужем А. А. Дикгофом. На суде Савинков признал свою вину и поражение в борьбе против советской власти. Военная коллегия Верховного суда СССР 29 августа 1924 г. приговорила его к высшей мере наказания – расстрелу. Верховный суд ходатайствовал перед Президиумом ЦИК СССР о смягчении приговора. Ходатайство было удовлетворено, расстрел заменен лишением свободы на 10 лет.
По официальной версии, 7 мая 1925 года в здании ВЧК на Лубянке Савинков покончил жизнь самоубийством. Воспользовавшись отсутствием оконной решётки в комнате, где он находился по возвращении с прогулки, Борис Савинков выбросился из окна пятого этажа во двор. Место захоронения Б. Савинкова неизвестно.
***
31 января 1881 г. – Экспедиционный корпус под командованием генерала М. Д. Скобелева вступил в Ашхабад. Завершено покорение Туркестана.
***
31/19 января 1887 г. – Умер Семён Яковлевич Надсон (1862-1887), русский поэт.
Появившийся в печати в 1885 г. сборник его стихотворений, тираж которого составил 600 экземпляров, принес Надсону огромный успех. При жизни поэта книга выдержала 5 изданий, а до 1917 г. ее успели переиздать 29 раз, последнее из которых имело огромный по тем временам тираж – 10 000 экз. После смерти Надсона его творчество получило еще большую известность. Многие поэты посвящают его памяти стихотворения (Я. П. Полонский, Л. И. Пальмин, К. М. Фофанов, Г. Ф. Дешкин). А с посмертной публикацией произведений Надсона слава его достигает своего апогея. Молодёжь заучивала его стихотворения наизусть. Произведения Надсона постоянно включались в альбомы и рукописные журналы учащихся, долгие годы их часто декламировали со сцены, почётное место отводилось им в различных хрестоматиях и сборниках. Свыше 100 стихотворений Надсона положено на музыку. И хотя шедевров вокальной лирики на слова Надсона не создано, примечательно, что к его произведениям обращались такие выдающиеся композиторы, как Ц. А. Кюи, А. Г. Рубинштейн, С. В. Рахманинов, Э. Ф. Направник.

ВЕРЬ В ВЕЛИКУЮ СИЛУ ЛЮБВИ!..

Верь в великую силу любви!..
Свято верь в ее крест побеждающий,
В ее свет, лучезарно спасающий,
Мир, погрязший в грязи и крови,
Верь в великую силу любви!

ВПЕРЁД!

Вперед, забудь свои страданья,
Не отступай перед грозой,-
Борись за дальнее сиянье
Зари, блеснувшей в тьме ночной!
Трудись, покуда сильны руки,
Надежды ясной не теряй,
Во имя света и науки
Свой частный светоч подымай!
Пускай клеймят тебя презреньем,
Пускай бессмысленный укор
В тебя бросает с озлобленьем
Толпы поспешный приговор;
Иди с любящею душою
Своею торною тропой,
Встречая грудью молодою
Все бури жизни трудовой.
Буди уснувших в мгле глубокой,
Уставшим – руку подавай
И слово истины высокой
В толпу, как светлый луч, бросай.

***

Блещут струйки золотые,
Озаренные луной;
Льются песни удалыя
Над поверхностью речной,
Чистый тенор запевает
«Как на Волге на реке»,
И припевы повторяет
Отголосок вдалеке.
А кругом царит молчанье,
И блестящей полосой
Золотой зари сиянье
Догорает за рекой.

***
31 января 1893 г. – В селе Прислониха в семье потомственных иконописцев родился Аркадий Александрович Пластов (1893-1972). Народный художник СССР (1962). Академик АХ СССР. Лауреат Ленинской премии (1966) и Сталинской премии первой степени (1946).

Родился в семье потомственных иконописцев. В 1903 г. поступил в Симбирское духовное училище. С 1908 г. учился в Симбирской духовной семинарии, а затем переехал в Москву. Занимался рисованием у Дмитрия Архангельского. Некоторое время занимался в мастерской Ильи Машкова, затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Фёдор Федоровский. Проучившись в нём с 1912 по 1914 гг., поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. Его учителями были живописцы Алексей Корин, Аполлинарий Васнецов, Абрам Архипов, Алексей Степанов, Леонид Пастернак и скульптор Сергей Волнухин.
В его картинах отражены испытания советского народа в годы войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945),
В 1947 г. А. Пластов стал академиком АХ СССР. Член СХ СССР (1937), член правления СХ РСФСР и СХ СССР (1957), секретарь правления СХ СССР (1968).
***
31 января 1901 г. –Премьера пьесы А. П. Чехова «Три сестры» в Художественном театре.
***
31 января 1904 г. – В Москве умер Алексей Иванович Абрикосов (1824-1904), русский предприниматель, фабрикант, основавший во второй половине XIX века «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), а также владевший кондитерскими и чайными магазинами в Москве, Поставщик Двора Его Императорского Величества, председатель совета Учетного Банка, действительный статский советник.
Алексей Иванович и его супруга Агриппина Александровна похоронены на кладбище Ново-Алексеевского монастыря в Москве. В 1926 г. монастырь был закрыт, а кладбище уничтожено.
Во время Крымской войны Абрикосов делал ежегодные 100-рублевые пожертвования госпиталям и ополчению. Позднее стал членом комитета по оказанию помощи семьям убитых и раненных в войне с Турцией, в 1880 г. вошел в состав Совета Дома московского купеческого общества для бесплатных квартир. Служил старостой Успенского храма на Покровке.
Его супруга в конце 1889 г. открыла бесплатный родильный приют и женскую больницу с «постоянными кроватями А. А. Абрикосовой» (на пять коек). Агриппина Александровна завещала городу 100 000 рублей на устройство родильного приюта; здание по проекту И. А. Иванова-Шица на Миусской площади на 51 койку было освящено в мае 1906 г. (с добавлением городских средств, постройка обошлась в 206 000 рублей). По решению Московской городской управы новый родильный приют стал официально носить имя Агриппины Александровны Абрикосовой (1832-1901), после революции — переименован в роддом имени Н. К. Крупской, в 1994 г. ему вернули имя основательницы.
В 1896 г. на средства Алексея Абрикосова и мецената С. А. Корзинкина было завершено строительство кирпичного здания церковно-приходской школы при Ильинском храме в деревне Изварино. Сам же храм Илии Пророка был отстроен заново на деньги тех же Абрикосовых и Корзинкиных в 1904 г. взамен обветшавшей Ильинской церкви.
***
31 января 1910 года родилась В. С. Гризодубова (г. Харьков), летчица, Герой Советского Союза (1938 г), Герой Социалистического Труда (1986 г.), полковник. Дочь одного из первых русских авиаконструкторов и летчиков С. В. Гризодубова. В 1929 г. окончила Пензенский аэроклуб, занималась планерным спортом. В Красной Армии с 1936 г. Командир экипажа самолета «Родина», совершившего в сентябре 1938 г. беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток. В Великую Отечественную войну командовала 101-м полком авиации дальнего действия. После войны работала начальником летно-испытательной станции, затем директором НИИ. Умерла 28.04.1993 г.
***
31 января 1924 г. – Второй съезд Советов СССР утвердил Конституцию СССР – первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик, который закрепил, окончательно юридически оформил образование и разделение прав СССР и союзных республик.
***
31 января 1928 г. – В январской «Роман-газете» появляются первые главы романа Михаила Шолохова «Тихий Дон».
***
31 января 1932 г. – Запущена первая доменная печь Магнитогорского металлургического комбината – одного из крупнейших металлургических комбинатов России. В годы Великой Отечественной войны комбинат, первоначально ориентированный на выпуск «гражданских» сортов металла, освоил выпуск броневой стали, а также прокатку броневого листа. В конце 1942 г. вступила в строй домна № 5, крупнейшая в СССР.
***
31 января 1942 г. – Мученическая смерть Марины Александровны Шафровой-Марутаевой (1908-1942).
***
31 января 1943 г. – В Сталинграде принят ультиматум советского командования о немедленном прекращении огня и о полной капитуляции южной группы немецких войск. В 13 часов советскими воинами вместе со своим штабом пленен командующий немецкой 6-й полевой армии генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс.
30 января Паулюс отправил радиограмму в Берлин: «Адольфу Гитлеру! 6-я армия поздравляет своего фюрера со славной годовщиной! Флаг со свастикой по-прежнему реет над Сталинградом. Паулюс». А 31 января капитулировал.
***
31 января 1952 г. – День рождения художницы Надежды Рушевой. Она слишком рано ушла из жизни в возрасте 17 лет, но успела подарить миру тысячи своих произведений.
Надя начала рисовать с пяти лет, причем никто не обучал ее рисованию, также до школы ее не учили читать и писать. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух. В мае 1964 г. состоялась первая выставка ее рисунков, организованная журналом «Юность» (Надя училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации ее рисунков, когда ей было всего 12 лет. За следующие пять лет ее жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в СССР, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии.
Среди ее работ – иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около пятидесяти авторов. Работа над «Мастером и Маргаритой» стала для нее последней. В то же время, для «Мастера и Маргариты» Надя стала первой художницей. На титульной иллюстрации, изображающей встречу Берлиоза и Бездомного на Патриарших прудах, Елена Сергеевна Булгакова, вдова Михаила Афанасьевича, оставила свой автограф: «Как жаль, что я не знала это необыкновенное существо – Надю Рушеву».
Ее рисунки рождались без эскизов, всегда рисовала враз, набело, и она никогда не пользовалась стирательной резинкой. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», – говорила Надя
Надя оставила после себя огромное художественное наследие – около 12 тысяч рисунков. Точное их число невозможно подсчитать – значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Прошло более 160 выставок ее работ в разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.
Скончалась Надежда 6 марта 1969 г. в больнице в возрасте 17 лет из-за разрыва сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг.
***
31 января 1955 г. – В Ленинграде умер Михаил Леонидович Лозинский (1886-1955), русский советский поэт-акмеист, переводчик, один из создателей советской школы поэтического перевода.
Окончил 1-ю петербургскую классическую гимназию с золотой медалью. Слушал лекции в Берлинском университете. Затем учился в Петербургском университете. В 1909 г. получил диплом юриста, а затем пять лет занимался на историко-филологическом факультете.
Был близок к поэтам «серебряного века», в частности к акмеистам, дружил с О. Э. Мандельштамом, А. А. Ахматовой и был ближайшим другом Н. С. Гумилёва. В 1912 г. Лозинский организовал издательство «Гиперборей», где печатались акмеисты, и входил в созданный Гумилёвым «Цех поэтов».
В 1913-1917 гг. – редактор журнала «Аполлон». В 1914 г. начал работать в Публичной библиотеке библиотекарем и консультантом (работа в библиотеке продолжалась до 1937 г.).
После октябрьского переворота 1917 г. М. Горький привлек Лозинского к работе в издательстве «Всемирная литература», где тот занимался переводом и редактурой.
В 1921 г. задерживался по делу Н. С. Гумилёва, находился две недели под арестом в 1927 г. со служащими Публичной библиотеки. 20 марта 1932 г. арестован и Постановлением Коллегии ОГПУ от 17 июня 1932 г. осужден по ст. 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда) на 3 года лишения свободы условно. Реабилитирован в 1989 г.
В 1924 г. Лозинский писал в Париж своей сестре, Елизавете Леонидовне Миллер, о сложности жизни в советской России, о «систематическом удушении мысли», но еще и о том, что «дезертировать нельзя»:
«В отдельности влияние каждого культурного человека на окружающую жизнь может казаться очень скромным <…>. Но как только один из таких немногих покидает Россию, видишь, какой огромный и невосполнимый он этим приносит ей ущерб <…>. Если все разойдутся, в России наступит тьма, и культуру ей придется вновь принимать из рук иноземцев. <…> Надо оставаться на своём посту. Это наша историческая миссия…»
Лозинский много работал над переводами западной классики, тяготея в поэзии к крупной форме, драматургии, переводил также и прозу. В его переводе в СССР вышли произведения таких классиков, как Уильям Шекспир, Ричард Шеридан, Пьер Корнель, Жан Батист Мольер, Лопе де Вега, Мигель Сервантес, Карло Гоцци, Проспер Мериме, Ромен Роллан. Главной его работой стал перевод «Божественной комедии» Данте Алигьери. Переводил Лозинский и восточных поэтов, таких как Фирдоуси, Саят-Нова, грузинского поэта-романтика Николоза Бараташвили.
«В трудном и благородном искусстве перевода Лозинский был для XX века тем же, чем был Жуковский для века XIX», – сказала на его похоронах Анна Ахматова.
Лозинский скончался 31 января 1955 г. в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
***
31 января 1956 г. – В Москве родилась Вера Витальевна Глаголева (1956-2017). Советская и российская актриса театра и кино, кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Народная артистка Российской Федерации (2011).
Вера Глаголева умерла 16 августа 2017 г. Похоронена на Троекуровском кладбище.
***
31 января 1966 г. – В СССР осуществили запуск космической ракеты с автоматической межпланетной станцией «Луна-9», которая совершит мягкую посадку на Луну в районе Океана Бурь и передаст научную информацию на Землю, в том числе первую серию панорамных снимков с ее поверхности.
***
31 января 2003 г. – День памяти Леонида Эрдмана (1940-2003).
***
31 января 2020 г. – Великобритания официально вышла из ЕС

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

Однажды ночью идя домой, я увидел впереди громко лающую свору собак. Мне было страшно идти дальше,– постояв какое-то время, я повернул назад и отправился к дому обходными путями. Маме я ничего не сказал об этой истории. Но на следующий же день мне стало очевидно, что она знает о моем вчерашнем поведении, поскольку сама завела разговор о страхе и боязливости. Передаю ее слова: «Каждый человек, и особенно верующий в Бога, обязан преодолевать страх. Это очень опасная и губительная страсть. Если ее не преодолеть, то в самый важный и трудный момент жизни, когда придется выбирать между добром и злом, человек может стать отступником и предателем. Мы знаем, как во время гонений люди из-за трусости отрекались от Христа. С этой страстью следует бороться постоянно, преодолевая страх и боязливость в самых разных проявлениях. Если ты чего-то боишься, нужно идти навстречу этой опасности с молитвой к Богу, к Божией Матери, к своему Ангелу-хранителю. Но самое надежное средство к победе над этой страстью – любовь, окончательно страх может победить только любовь».

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

30 ЯНВАРЯ — ПРП. АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО
antvel8
«РЕВНИТЕЛЯ ИЛИЮ НРАВЫ ПОДРАЖАЯ…». ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

27 ЯНВАРЯ – ДЕНЬ ПАМЯТИ СТАРИЦЫ СХИМОНАХИНИ МАРГАРИТЫ (ЕВФРОСИНИИ ФОМИНИЧНЫ ЛАХТИОНОВОЙ; 1899-1997)
СХИМОНАХИНЯ МАРГАРИТА (ЕВФРОСИНИЯ ФОМИНИЧНА ЛАХТИОНОВА)
СХИМОНАХИНЯ МАРГАРИТА (ЕВФРОСИНИЯ ФОМИНИЧНА ЛАХТИОНОВА; 1899–1997) (Последняя старица Дивеевской обители). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

25 ИЮЛЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ

Мама жила в ритме природы, постоянно любовалась своим садом в разное время года, специально выходила помолиться среди кустов и деревьев. В течение многих лет она делала выписки из разных книг и статей по народному календарю: там были сведения о приметах погоды в связи с церковным календарем, о прилете и отлете птиц, о свойствах и красоте цветов, деревьев и других растений, а также камней и минералов. Мы постоянно выписывали журнал «Наука и жизнь», из которого мама вырезала и подшивала ежемесячные заметки о природе и календаре. Из того, что собрала мама, можно было бы составить интереснейшую книгу. Все эти материалы были постоянно «в ходу»: когда приходили очередные посетители, мама открывала раздел своего собрания, соответствующий месяцу, неделе и даже конкретному дню и начинала читать выдержки. В такие минуты я не выдерживал, оставлял все свои дела и присоединялся к слушателям…

К сожалению, размеры книги не позволяют опубликовать интереснейшие сведения, которые собрала мама по народному календарю. Поэтому вниманию читателей предлагается лишь один календарный месяц – март. Весна была любимым временем года, а март – любимым ее месяцем, недаром в нем совершились столько важнейших событий ее жизни. 21 марта родился я, в марте сделали маме серьезную операцию, в марте умер мой отец, в марте отошла в вечность и мама. Она знала, что уйдет из жизни в марте, знала даже число – 29-е, о чем сохранились такие свидетельства: за день до смерти она попросила меня снять все деньги с ее пенсионной книжки, чтобы не нужно было потом ходить по инстанциям и оформлять наследство (и здесь, даже перед лицом смерти она думала о том, как избавить сына от лишних хлопот). Сохранился листок с выпиской из церковного календаря, сделанный рукой мамы: на нём записаны даты от 27 до 31 марта с указанием памяти святых каждого дня. Сделана эта запись много лет назад, еще до смерти отца, и именно в этом интервале умерли отец (27 марта) и мама (29 марта – день памяти мученика Трофима).

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

МАРТ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

А. Трофимов

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК