Будущий священник, старший брат отца Михаила Беляева, Иоанн Алексеевич Беляев, родился 21 сентября 1873 года в селе Воскресенки Подольского уезда Московской губернии в семье священника Троицкой церкви села Троицкого на Теплых Станах Московского уезда* Алексея Алексеевича Беляева. По окончании Донского духовного училища в августе 1889 года Иоанн Беляев поступил в Московскую Духовную Семинарию, полный курс которой окончил в 1895 году с аттестатом II разряда.
При отличном поведении показал удовлетворительные результаты практически по всем предметам. В октябре того же 1895 года выпускник семинарии Иоанн Беляев устроился учителем в Никулинскую церковноприходскую школу Звенигородского уезда Московской губернии, а в 1903 году стал ее заведующим. В том же году он женился на Марии Алексеевне Розановой, 1881 года рождения – дочери диакона Вознесенской церкви города Воскресенска Московской губернии Алексия Христофоровича Розанова († 1926 г.), могила которого находится на истринском городском кладбище справа от Никольского храма.
* Троицкая церковь села Троицкое Московской губернии (ныне пос. Мосрентген Ленинского района Московской области). Подробнее в статье о священнике Михаиле Беляеве.
А 10 февраля 1903 года Высокопреосвященнейшим Владимиром, митрополитом Московским и Коломенским Иоанн Беляев был рукоположен во священника и определен настоятелем Преображенского храма села Никулино.
По словам внучки, супруга отца Иоанна, Мария Алексеевна, воспитанная в городе и получившая хорошее образование, с первых дней замужества окунулась в тяготы сельской жизни. Земельный надел, скотина – все это требовало постоянных трудов, еще и молоко приходилось ездить продавать в городе.
Летом 1904 года впервые в Никулино были открыты ясли для деревенских детей. Разместились ясли в церковноприходской школе, очень просторном и светлом здании, состоящем из трех комнат и кухни. Заботу о детях взяла на себя жена священника М. А. Беляева. За месяц в яслях побывало 50 детей, в основном пятилетнего возраста и младше. Все остались довольны и в последующие годы в Никулине ясли снова в летние месяцы открывали на средства Елисаветинского комитета города Воскресенска. Перед революцией было подано прошение о награждении «жены священника Марии Алексеевны Беляевой, которая с 1909 по 1916 год безвозмездно работает в организации яслей и несет тяжелый труд в течение ряда лет».
С 1904 по 1914 годы отец Иоанн проходил должность законоучителя в Воскресенской двухклассной монастырской школе. В послужном списке отца Беляева записано: «С 1903 года утвержден в должности законоучителя и заведующего в Никулинской церковноприходской школе. Проходит должность законоучителя в двуклассной монастырской Ново-Иерусалимской школе». А с 1914 по 1918 годы состоял наблюдателем всех церковноприходских школ Звенигородского уезда. В 1916 году священник Иоанн Беляев был избран членом благочиннического совета. С 1909 по 1919 он являлся членом отделения Кирилло-Мефодиевского братства, которое было создано в 1886 году митрополитом Иоанникием (Рудневым) в целях распространение среди крестьянских детей Московской губернии грамотности, начального образования и христианского просвещения. Отец Иоанн состоял и в обществе трезвости, входил также в Братство ревнителей Православия, созданное, в соответствии с решением Священного Собора 1917/1918 годов для защиты Ново-Иерусалимского монастыря от противоправных посягательств со стороны властей.
У отца Иоанна было четверо детей. Из материалов следственного дела известно, что старший сын Виктор, 1905 года рождения, работал в 1930-х годах электросварщиком в Москве, дочь Валентина, 1907 года рождения – машинисткой в Москве, сын Алексей, 1909 года рождения – в Никулинском промколхозе, дочь София, 1914 года рождения – в истринской райтопконторе. С началом Великой Отечественной войны оба сына ушли на фронт. Виктор вернулся, а Алексей пропал без вести в Брянских лесах.
Деятельность отца Иоанна была отмечена церковными наградами. За труды по народному образованию он в 1908 году был награжден набедренником, в 1912 году – скуфьей и в 1916 году – камилавкой. В 1920 году за пастырскую службу Иоанн Беляев получил наперсный крест.
После революции отец Иоанн Беляев остался служить при своем храме, перед трудностями не отступал и представителей новой власти не боялся. Председателю Истринского райисполкома, зашедшему однажды в храм в кепке и с папиросой в зубах, он сказал:
– Я научу тебя вести себя в храме.
В апреле 1922 года в Никулине изъяли церковные ценности «для передачи в Горхран в фонд помощи голодающим» согласно описи: две серебряные ризы, серебряные чаша, дискос и звездица, шесть серебряных лампад без цепей, дарохранительница, серебряные крест, ветка и монета. В итоге было изъято серебра общим весом 13 фунтов 19 золотников (почти 5,5 килограммов).
С приходом Советской власти жизнь священнослужителей стала невыносимой. Семья Беляевых держала корову и имела 20 ульев. Отец Иоанн переплетал книги и делал небольшие чемоданы – этим и выживали. По свидетельству местных жителей, Преображенская церковь сгорела в 1929 году (по другим данным, в 1926 году). Одна из прихожанок храма вспоминала: когда Преображенский храм горел в 1929 году (а это случилось во время службы), отец Иоанн не хотел покидать его, и его вынесли на руках. Внучка протоиерея Александра Беляева, Лариса Ивановна Журина, подтвердила это факт. После этого и отец Иоанн, вследствие усилившихся гонений на духовенство, вынужден был переехать от семьи из Никулина в слободу Макруша*. В 1929–1935 годы он был благочинным приходов Истринского и Новопетровского районов Московской области. В 1935 году, согласно данным из следственного дела, отец Иоанн был протоиереем, настоятелем Троицкой церкви в селе Троицкое.
* Ныне микрорайон на юго-востоке города Истры.
20 мая 1935 года отца Иоанна арестовали, как главу «антисоветской группировки контрреволюционно настроенных попов», и поместили в Бутырский изолятор НКВД. Обвиняли священника в антисоветской агитации, распространении провокационных слухов о голоде, войне и скорой гибели советской власти, требовали признания в контрреволюционной деятельности. Допросы продолжались четыре дня. Когда его спросили о проповедях, он заявил, что «содержание моих проповедей сводилось к тому, чтобы на основе взятых примеров из Священного Писания мобилизовать верующих на защиту религии, храмов, за их сохранение. Все мои антисоветские высказывания вызывались бесправием, угнетенностью духовенства, теми оскорблениями, которые нам приходилось терпеть. Это вызывалось желанием в отместку нанести боль и оскорбление советской власти. Я знал, что судить меня за это будут и на суде я скажу “Врачу, исцелися сам”». Согласно постановлению Особого Совещания при НКВД от 14 июня 1935 года отец Иоанн был приговорен к пяти годам ссылки в Северный край. В ссылке находился в Сыктывкаре КомиАССР, работал чернорабочим на строительстве больничного городка. Жил у некой сильно пьющей зырянки.
14 июня 1938 года отца Иоанна вновь арестовали и заключили в тюрьму ОМЗ НКВД Коми АССР в Сыктывкаре. В следственном деле он также назван чернорабочим, поскольку работал на стройке. Судили его в составе «Контрреволюционной группы церковников» во главе с архиепископом Вологодским Стефаном (Николай Иванович Знамировский; 1878–1942)*, обвинили в связи с так называемой «Священной дружиной», выдуманной НКВД контрреволюционной организацией владыки Германа (Ряшенцева)**. Владыка Герман был осужден еще в сентябре 1937 года и приговорен к расстрелу.
Естественно, все ссыльные священники были знакомы друг с другом – тогдашний Сыктывкар – город небольшой. Многие из них жили в пригородной деревне Кочпон (сейчас в черте города), и молились в храме в честь Казанской иконы Божией Матери,– как служить им не разрешалось. К тому времени в Сыктывкаре действовала еще Вознесенская церковь в местечке Кируль, но она была у «обновленцев».
Как раз в Кочпоне жили и владыка Герман, и владыка Стефан. Возможно, там же жил и отец Иоанн. Задним числом чекисты придумали новую контрреволюционную организацию, в которую входили архиепископ Вологодский Стефан (Знамировский), протоиерей Иоанн Беляев, иерей Василий Николаевич Самсонов, архимандриты Филарет (Игнашкин), Феоген (Василий Львович Козырев; 1862–1939, преподобномученик) и мирянин Михаил Осипович Шиманец. К этому времени «тройки» уже прекратили свое существование, поэтому дело рассматривал Верховный суд Коми АССР. Отсюда и «мягкость» приговора – вместо расстрела все получили сроки от трех до десяти лет.
Протоиерей Иоанн Беляев был осужден 24 марта 1939 года по статье 58-10 части 2 и 11 УК РСФСР и приговорен к десяти годам лишения свободы и пяти годам поражения в правах. Отца Иоанна, как и владыку Стефана, отправили в Верхне-Човскую исправительно-трудовую колонию НКВД. Групповое дело «дело к/р группировки 6-ти церковников, связанной с группировкой “Священная дружина”. Сыктывкар, 1939 г.»
Иоанн Алексеевич, отбывая наказание, умер 20 августа 1940 года от гастроэнтероколита и старческой слабости. Он не дожил месяц до своего 67-летия.
* Архиепископ Вологодский и Тотемский Стефан (Николай Иванович Знамировский; 1878–1942).
Родился 1879 году в г. Ирбите в семье чиновника. В 1900 г. окончил Пермскую духовную семинарию. В 1904 году окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Пермской духовной семинарии. Во время обучения в академии его духовным отцом был ныне причисленный к лику святых схиархимандрит Гавриил (Зырянов). В 1908-1916 гг. – инспектор той же духовной семинарии. С 15 августа 1917 года по 1918 год Николай Иванович был избран от мирян Пермской епархии членом Всероссийского Поместного Собора в Москве, избравшего ПатриархаТихона. В 1919 г. ректор Пермской семинарии. В том же году отступил с Белой Армией в Сибирь. В целибатном состоянии рукоположен в сан священника, возведен в сан протоиерея. Годы возведения в сан протоиерея и пострижения в монашество неизвестны. С 1921 г. служил в г. Шадринске. В 1923 г. арестовывался по делу епископа Льва (Черепанова) и переведен в Москву, но вскоре освобожден по амнистии. 12 сентября 1924 г. был хиротонисан Патриархом Московским святителем Тихоном во епископа Шадри. нского, викария Свердловской (б. Екатеринбургской) епархии. В тот же год прибыл в Пермь в качестве временно управляющего епархиией.
1926 года по 16 сентября 1927 года временно управлял Свердловской епархией. 18 сентября 1926 г. арестован Шадринским отделом ГПУ, четыре месяца пробыл в тюрьме. 14 января 1927 г. постановлением Особого совещания ОГПУ приговорен к трем года ссылки, выслан в Казань. С 16 сентября 1927 года назначен епископом Калужским. От управления отказался, т.к. отделился от митрополита Сергия (Страгородского). С 27 июля 1928 года на покое (с запрещением в священнослужении). Жил в Вятке.
С 24 апреля 1929 года – епископ Вятский. В 1929 г. арестован и приговорен к трем годам заключения в лагере. Сток отбывал в городе Соликамске Пермской области, в Уральском лагере особого назначения. С 16 июня 1933 года – епископ Ульяновский. С 5 октября 1933 года – епископ Вологодский. 23 марта 1934 года возведен в сан архиепископа. 25 сентября 1935 г. арестован. 21 августа 1936 года постановлением Особого совещания НКВД приговорен к пяти годам ссылки в Северный край. Жил в Сыктывкаре. 14 июня 1938 года его снова арестовали. Обвинили в том, что он «на устраиваемых контрреволюционных сборищах ставил вопрос о необходимости объединения церковников всех течений для организованной борьбы с Советской властью. Имел связь с участниками контрреволюционной группы церковников фашистского толка, именуемой «Священная дружина», ликвидированной в начале 1937 года».
Отсидев три года в Верхне-Човской колонии, в июне 1941 года он был освобожден, но буквально через два месяца снова арестован по обвинению: «отбывая данное ему по суду наказание, как меру социальной защиты, в Верхне-Човской ИТК с 1939 по июнь1941 года, проводил контрреволюционную агитацию и религиозную пропаганду, направленную на поражение существующего строя СССР и восстановление капиталистического строя и религии. И так как, в силу совершенных им преступлений, обвиняемый может скрыться от следствия и суда, избрать мерой пресечения содержание его под стражей в СИЗО Верхне-Човского ИТК».
17 октября 1941 г. был вынесен приговор судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Коми АССР о применении к Знамировскому Николаю Ивановичу высшей меры наказания. Архиепископ Стефан был расстрелян 18 марта 1942 г. Ко времени своей кончины, к неполным 64 годам своей земной жизни, здоровье владыки Стефана было подорвано многочисленными тюрьмами и лагерями. Из медицинской справки видно, что он болел хроническим гематозом и варикозным расширением вен. В акте освидетельствования после расстрела отмечено, что трупы их «зарыты в землю в специально отведенном месте». Место расстрела и вечного упокоения – кладбище Верхне-Човского ИТК, но точное место расположения могилы не известно. Известно, что зима в тот год выдалась чрезвычайно морозной – температура уже в ноябре доходила до сорока градусов. Фашист стоял под Москвой, тысячами гибли под пулями и взрывами русские солдаты. А глубоко в тылу страшная машина смерти продолжала свое дело…
** Священномученик Герман (в миру Николай Степанович Ряшенцев; 1883–1937).
Родился 10 ноября 1883 года в Тамбове в купеческой семье. Окончил Тамбовскую гимназию, Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия (1906).
В 1903 году пострижен в монашество. С 1905 года – иеромонах. Преподаватель Псковской духовной семинарии (1906). Инспектор Псковской духовной семинарии (1907). С 30 января 1910 года – инспектор Вифанской духовной семинарии. Ректор Вифанской духовной семинарии, архимандрит (1912). В 1915 и 1917году – проповедник в действующей армии. С 1918 года жил в Свято-Даниловом монастыре.
Епископ Волоколамский, викарий Московской епархии (1919). 19 февраля 1921 года был арестован за чтение проповедей. 14 сентября 1921 года освобожден без права выезда из Москвы. В июле 1922 года вновь арестован, заключен в Бутырскую тюрьму и в июле 1923 года приговорен к ссылке на три года в Западную Сибирь. В сентябре 1923–1924 года – в ссылке в селе Самарово. В декабре 1924–1925 года – в ссылке в деревне Чучелинские Юрты Тобольского округа. В августе 1925 года освобожден, вернулся в Москву.
30 ноября 1925 года был арестован в Москве вместе с другими архиереями по обвинению в создании нелегального Синода при Патриаршем местоблюстителе митрополите Петре (Полянском). Заключен во внутреннюю тюрьму ОГПУ и 21 мая 1926 года приговорен к двум годам ссылки в Среднюю Азию. С мая 1926 года находился в городе Турткуле Аму-Дарьинской области, а с февраля 1927 года – в городе Ходжейли Каракалпакской автономной области. В январе 1928 года освобожден.
С лета 1928 года – епископ Вязниковский, викарий Владимирской епархии. 14 декабря 1928 года епископ Герман был арестован по делу о «группировке вязниковских церковников». 17 мая 1929 года Особым Совещанием ОГПУ Владимирского округа Владыка был приговорен 17 мая 1929 года, как «идейный вдохновитель группировки», достаточно показавший «свое подлинное реакционное лицо», к трем годам лагерей. В июне 1929–1930 года – находился в заключении в Кемском лагере. Сторожем склада в Кемперпункте был епископ-исповедник Афанасий (Сахаров), который упоминает о встрече с епископом Германом в составленном перечне дат своей жизни, дат арестов, ссылок и заключений. С 6 января 1930 года – в Соловецком лагере особого назначения, где тяжело заболел тифом. В конце 1930 года, вместе с другими больными, был вывезен из лагеря, и с 1931 года находился в ссылке под Котласом, затем в Великом Устюге, с октября 1931 года – в северных селах. Освобожден в начале 1933 года.
В 1933–1934 годы жил в городе Арзамасе. В 1934 году был арестован и приговорен к трем годам ссылки. В 1934–1937 годы находился в ссылке на станции Опарино Северо-Котласской железной дороги (ныне – Кировская область). Переведен в село Кочпон под Сыктывкаром, где стал руководителем сложившейся общины из ссыльных священнослужителей и мирян, которые старались оказывать помощь нуждающимся и находившимся в лагерях.
23 февраля 1937 года арестован в городе Сыктывкаре, обвинен в организации «контрреволюционной группы “Священная дружина”». 13 сентября 1937 года приговорен по статье 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян 15 сентября 1937 года в Сыктывкарской тюрьме.
6 октября 2001 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил включить имя епископа Германа в Собор Новомучеников и Исповедников Российских.
Добавьте комментарий