Сходня

СТАРШИЙ БРАТ ОТЦА МИХАИЛА – СВЯЩЕННИК ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ (1873–1940)

ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН АЛЕКСЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ (1883-1940) - СТАРШИЙ БРАТ ОТЦА МИХАИЛА БЕЛЯЕВА
ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН АЛЕКСЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ (1883-1940) — СТАРШИЙ БРАТ ОТЦА МИХАИЛА БЕЛЯЕВА

Будущий священник, старший брат отца Михаила Беляева, Иоанн Алексеевич Беляев, родился 21 сентября 1873 года в селе Воскресенки Подольского уезда Московской губернии в семье священника Троицкой церкви села Троицкого на Теплых Станах Московского уезда* Алексея Алексеевича Беляева. По окончании Донского духовного училища в августе 1889 года Иоанн Беляев поступил в Московскую Духовную Семинарию, полный курс которой окончил в 1895 году с аттестатом II разряда.

СВИДЕТЕЛЬСТВО, ВЫДАННОЕ  ИОАННУ БЕЛЯЕВУ ОБ ОКОНЧАНИИ МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ. ИЗ ФОНДОВ ЦИАМ
СВИДЕТЕЛЬСТВО, ВЫДАННОЕ ИОАННУ БЕЛЯЕВУ ОБ ОКОНЧАНИИ МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ. ИЗ ФОНДОВ ЦИАМ
РОДИТЕЛИ МАРИИ БЕЛЯЕВОЙ – ПРОТОДИАКОН АЛЕКСИЙ РОЗАНОВ С СУПРУГОЙ
РОДИТЕЛИ МАРИИ БЕЛЯЕВОЙ – ПРОТОДИАКОН АЛЕКСИЙ РОЗАНОВ С СУПРУГОЙ

При отличном поведении показал удовлетворительные результаты практически по всем предметам. В октябре того же 1895 года выпускник семинарии Иоанн Беляев устроился учителем в Никулинскую церковноприходскую школу Звенигородского уезда Московской губернии, а в 1903 году стал ее заведующим. В том же году он женился на Марии Алексеевне Розановой, 1881 года рождения – дочери диакона Вознесенской церкви города Воскресенска Московской губернии Алексия Христофоровича Розанова († 1926 г.), могила которого находится на истринском городском кладбище справа от Никольского храма.
* Троицкая церковь села Троицкое Московской губернии (ныне пос. Мосрентген Ленинского района Московской области). Подробнее в статье о священнике Михаиле Беляеве.

ОТЕЦ ИОАНН БЕЛЯЕВ НА ФОНЕ НИКОЛЬСКОГО ХРАМА
ОТЕЦ ИОАНН БЕЛЯЕВ НА ФОНЕ НИКОЛЬСКОГО ХРАМА

А 10 февраля 1903 года Высокопреосвященнейшим Владимиром, митрополитом Московским и Коломенским Иоанн Беляев был рукоположен во священника и определен настоятелем Преображенского храма села Никулино.
По словам внучки, супруга отца Иоанна, Мария Алексеевна, воспитанная в городе и получившая хорошее образование, с первых дней замужества окунулась в тяготы сельской жизни. Земельный надел, скотина – все это требовало постоянных трудов, еще и молоко приходилось ездить продавать в городе.

ОТЕЦ ИОАНН БЕЛЯЕВ НА ФОНЕ ЦЕРКВИ В СЕЛЕ НИКУЛИНО. ФОТО НАЧАЛА XX в.
ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ НИКУЛИНО. ФОТО НАЧАЛА XX в.

Летом 1904 года впервые в Никулино были открыты ясли для деревенских детей. Разместились ясли в церковноприходской школе, очень просторном и светлом здании, состоящем из трех комнат и кухни. Заботу о детях взяла на себя жена священника М. А. Беляева. За месяц в яслях побывало 50 детей, в основном пятилетнего возраста и младше. Все остались довольны и в последующие годы в Никулине ясли снова в летние месяцы открывали на средства Елисаветинского комитета города Воскресенска. Перед революцией было подано прошение о награждении «жены священника Марии Алексеевны Беляевой, которая с 1909 по 1916 год безвозмездно работает в организации яслей и несет тяжелый труд в течение ряда лет».

ПРОЕКТ ЗВОННИЦЫ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ХРАМА В СЕЛЕ НИКУЛИНО ИЗ ФОНДОВ ЦИАМ
ПРОЕКТ ЗВОННИЦЫ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ХРАМА В СЕЛЕ НИКУЛИНО ИЗ ФОНДОВ ЦИАМ

С 1904 по 1914 годы отец Иоанн проходил должность законоучителя в Воскресенской двухклассной монастырской школе. В послужном списке отца Беляева записано: «С 1903 года утвержден в должности законоучителя и заведующего в Никулинской церковноприходской школе. Проходит должность законоучителя в двуклассной монастырской Ново-Иерусалимской школе». А с 1914 по 1918 годы состоял наблюдателем всех церковноприходских школ Звенигородского уезда. В 1916 году священник Иоанн Беляев был избран членом благочиннического совета. С 1909 по 1919 он являлся членом отделения Кирилло-Мефодиевского братства, которое было создано в 1886 году митрополитом Иоанникием (Рудневым) в целях распространение среди крестьянских детей Московской губернии грамотности, начального образования и христианского просвещения. Отец Иоанн состоял и в обществе трезвости, входил также в Братство ревнителей Православия, созданное, в соответствии с решением Священного Собора 1917/1918 годов для защиты Ново-Иерусалимского монастыря от противоправных посягательств со стороны властей.

ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН БЕЛЯЕВ С ДЕТЬМИ
ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН БЕЛЯЕВ С ДЕТЬМИ

У отца Иоанна было четверо детей. Из материалов следственного дела известно, что старший сын Виктор, 1905 года рождения, работал в 1930-х годах электросварщиком в Москве, дочь Валентина, 1907 года рождения – машинисткой в Москве, сын Алексей, 1909 года рождения – в Никулинском промколхозе, дочь София, 1914 года рождения – в истринской райтопконторе. С началом Великой Отечественной войны оба сына ушли на фронт. Виктор вернулся, а Алексей пропал без вести в Брянских лесах.
Деятельность отца Иоанна была отмечена церковными наградами. За труды по народному образованию он в 1908 году был награжден набедренником, в 1912 году – скуфьей и в 1916 году – камилавкой. В 1920 году за пастырскую службу Иоанн Беляев получил наперсный крест.

После революции отец Иоанн Беляев остался служить при своем храме, перед трудностями не отступал и представителей новой власти не боялся. Председателю Истринского райисполкома, зашедшему однажды в храм в кепке и с папиросой в зубах, он сказал:
– Я научу тебя вести себя в храме.

КАРТА. ВОСКРЕСЕНСК И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ
КАРТА. ВОСКРЕСЕНСК И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ

В апреле 1922 года в Никулине изъяли церковные ценности «для передачи в Горхран в фонд помощи голодающим» согласно описи: две серебряные ризы, серебряные чаша, дискос и звездица, шесть серебряных лампад без цепей, дарохранительница, серебряные крест, ветка и монета. В итоге было изъято серебра общим весом 13 фунтов 19 золотников (почти 5,5 килограммов).
С приходом Советской власти жизнь священнослужителей стала невыносимой. Семья Беляевых держала корову и имела 20 ульев. Отец Иоанн переплетал книги и делал небольшие чемоданы – этим и выживали. По свидетельству местных жителей, Преображенская церковь сгорела в 1929 году (по другим данным, в 1926 году). Одна из прихожанок храма вспоминала: когда Преображенский храм горел в 1929 году (а это случилось во время службы), отец Иоанн не хотел покидать его, и его вынесли на руках. Внучка протоиерея Александра Беляева, Лариса Ивановна Журина, подтвердила это факт. После этого и отец Иоанн, вследствие усилившихся гонений на духовенство, вынужден был переехать от семьи из Никулина в слободу Макруша*. В 1929–1935 годы он был благочинным приходов Истринского и Новопетровского районов Московской области. В 1935 году, согласно данным из следственного дела, отец Иоанн был протоиереем, настоятелем Троицкой церкви в селе Троицкое.
* Ныне микрорайон на юго-востоке города Истры.

БУТЫРСКАЯ ТЮРЬМА. ДВОР. ЗДЕСЬ ТАКЖЕ ПРОИЗВОДИЛИСЬ РАССТРЕЛЫ ОСУЖДЕННЫХ
БУТЫРСКАЯ ТЮРЬМА

20 мая 1935 года отца Иоанна арестовали, как главу «антисоветской группировки контрреволюционно настроенных попов», и поместили в Бутырский изолятор НКВД. Обвиняли священника в антисоветской агитации, распространении провокационных слухов о голоде, войне и скорой гибели советской власти, требовали признания в контрреволюционной деятельности. Допросы продолжались четыре дня. Когда его спросили о проповедях, он заявил, что «содержание моих проповедей сводилось к тому, чтобы на основе взятых примеров из Священного Писания мобилизовать верующих на защиту религии, храмов, за их сохранение. Все мои антисоветские высказывания вызывались бесправием, угнетенностью духовенства, теми оскорблениями, которые нам приходилось терпеть. Это вызывалось желанием в отместку нанести боль и оскорбление советской власти. Я знал, что судить меня за это будут и на суде я скажу “Врачу, исцелися сам”». Согласно постановлению Особого Совещания при НКВД от 14 июня 1935 года отец Иоанн был приговорен к пяти годам ссылки в Северный край. В ссылке находился в Сыктывкаре КомиАССР, работал чернорабочим на строительстве больничного городка. Жил у некой сильно пьющей зырянки.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ПРЕДЪЯВЛЕНИИ ОБВИНЕНИЯ ИОАННУ БЕЛЯЕВУ. МАТЕРИАЛ СЛЕДСТВЕННОГО ДЕЛА. ИЗ ФОНДОВ ГАРФ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ПРЕДЪЯВЛЕНИИ ОБВИНЕНИЯ ИОАННУ БЕЛЯЕВУ. МАТЕРИАЛ СЛЕДСТВЕННОГО ДЕЛА. ИЗ ФОНДОВ ГАРФ

14 июня 1938 года отца Иоанна вновь арестовали и заключили в тюрьму ОМЗ НКВД Коми АССР в Сыктывкаре. В следственном деле он также назван чернорабочим, поскольку работал на стройке. Судили его в составе «Контрреволюционной группы церковников» во главе с архиепископом Вологодским Стефаном (Николай Иванович Знамировский; 1878–1942)*, обвинили в связи с так называемой «Священной дружиной», выдуманной НКВД контрреволюционной организацией владыки Германа (Ряшенцева)**. Владыка Герман был осужден еще в сентябре 1937 года и приговорен к расстрелу.

ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (1861 г.), В КОТОРОЙ МОЛИЛИСЬ ССЫЛЬНЫЕ. СЫКТЫВКАР
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (1861 г.), В КОТОРОЙ МОЛИЛИСЬ ССЫЛЬНЫЕ. СЫКТЫВКАР

Естественно, все ссыльные священники были знакомы друг с другом – тогдашний Сыктывкар – город небольшой. Многие из них жили в пригородной деревне Кочпон (сейчас в черте города), и молились в храме в честь Казанской иконы Божией Матери,– как служить им не разрешалось. К тому времени в Сыктывкаре действовала еще Вознесенская церковь в местечке Кируль, но она была у «обновленцев».

ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В МЕСТЕЧКЕ КИРУЛЬ. СЫКТЫВКАР (УСТЬ-СЫСОЛЬСК)
ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В МЕСТЕЧКЕ КИРУЛЬ. СЫКТЫВКАР (УСТЬ-СЫСОЛЬСК)

Как раз в Кочпоне жили и владыка Герман, и владыка Стефан. Возможно, там же жил и отец Иоанн. Задним числом чекисты придумали новую контрреволюционную организацию, в которую входили архиепископ Вологодский Стефан (Знамировский), протоиерей Иоанн Беляев, иерей Василий Николаевич Самсонов, архимандриты Филарет (Игнашкин), Феоген (Василий Львович Козырев; 1862–1939, преподобномученик) и мирянин Михаил Осипович Шиманец. К этому времени «тройки» уже прекратили свое существование, поэтому дело рассматривал Верховный суд Коми АССР. Отсюда и «мягкость» приговора – вместо расстрела все получили сроки от трех до десяти лет.

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК АРХИМАНДРИТ ФЕОГЕН (ВАСИЛИЙ ЛЬВОВИЧ КОЗЫРЕВ; 1862–1939)
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК АРХИМАНДРИТ ФЕОГЕН (ВАСИЛИЙ ЛЬВОВИЧ КОЗЫРЕВ; 1862–1939)

Протоиерей Иоанн Беляев был осужден 24 марта 1939 года по статье 58-10 части 2 и 11 УК РСФСР и приговорен к десяти годам лишения свободы и пяти годам поражения в правах. Отца Иоанна, как и владыку Стефана, отправили в Верхне-Човскую исправительно-трудовую колонию НКВД. Групповое дело «дело к/р группировки 6-ти церковников, связанной с группировкой “Священная дружина”. Сыктывкар, 1939 г.»
Иоанн Алексеевич, отбывая наказание, умер 20 августа 1940 года от гастроэнтероколита и старческой слабости. Он не дожил месяц до своего 67-летия.

* Архиепископ Вологодский и Тотемский Стефан (Николай Иванович Знамировский; 1878–1942).

АРХИЕПИСКОП ВОЛОГОДСКИЙ И ТОТЕМСКИЙ СТЕФАН (НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ЗНАМИРОВСКИЙ; 1878–1942)
АРХИЕПИСКОП ВОЛОГОДСКИЙ И ТОТЕМСКИЙ СТЕФАН (НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ЗНАМИРОВСКИЙ; 1878–1942)

Родился 1879 году в г. Ирбите в семье чиновника. В 1900 г. окончил Пермскую духовную семинарию. В 1904 году окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Пермской духовной семинарии. Во время обучения в академии его духовным отцом был ныне причисленный к лику святых схиархимандрит Гавриил (Зырянов). В 1908-1916 гг. – инспектор той же духовной семинарии. С 15 августа 1917 года по 1918 год Николай Иванович был избран от мирян Пермской епархии членом Всероссийского Поместного Собора в Москве, избравшего ПатриархаТихона. В 1919 г. ректор Пермской семинарии. В том же году отступил с Белой Армией в Сибирь. В целибатном состоянии рукоположен в сан священника, возведен в сан протоиерея. Годы возведения в сан протоиерея и пострижения в монашество неизвестны. С 1921 г. служил в г. Шадринске. В 1923 г. арестовывался по делу епископа Льва (Черепанова) и переведен в Москву, но вскоре освобожден по амнистии. 12 сентября 1924 г. был хиротонисан Патриархом Московским святителем Тихоном во епископа Шадри. нского, викария Свердловской (б. Екатеринбургской) епархии. В тот же год прибыл в Пермь в качестве временно управляющего епархиией.
1926 года по 16 сентября 1927 года временно управлял Свердловской епархией. 18 сентября 1926 г. арестован Шадринским отделом ГПУ, четыре месяца пробыл в тюрьме. 14 января 1927 г. постановлением Особого совещания ОГПУ приговорен к трем года ссылки, выслан в Казань. С 16 сентября 1927 года назначен епископом Калужским. От управления отказался, т.к. отделился от митрополита Сергия (Страгородского). С 27 июля 1928 года на покое (с запрещением в священнослужении). Жил в Вятке.

АРХИЕПИСКОП ВОЛОГОДСКИЙ И ТОТЕМСКИЙ СТЕФАН (НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ЗНАМИРОВСКИЙ; 1878–1942)
АРХИЕПИСКОП ВОЛОГОДСКИЙ И ТОТЕМСКИЙ СТЕФАН (НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ЗНАМИРОВСКИЙ; 1878–1942)

С 24 апреля 1929 года – епископ Вятский. В 1929 г. арестован и приговорен к трем годам заключения в лагере. Сток отбывал в городе Соликамске Пермской области, в Уральском лагере особого назначения. С 16 июня 1933 года – епископ Ульяновский. С 5 октября 1933 года – епископ Вологодский. 23 марта 1934 года возведен в сан архиепископа. 25 сентября 1935 г. арестован. 21 августа 1936 года постановлением Особого совещания НКВД приговорен к пяти годам ссылки в Северный край. Жил в Сыктывкаре. 14 июня 1938 года его снова арестовали. Обвинили в том, что он «на устраиваемых контрреволюционных сборищах ставил вопрос о необходимости объединения церковников всех течений для организованной борьбы с Советской властью. Имел связь с участниками контрреволюционной группы церковников фашистского толка, именуемой «Священная дружина», ликвидированной в начале 1937 года».

ВЕРХНЕ-ЧУСОВСКАЯ ИТК. СОВРЕМЕННОЕ ФОТО
ВЕРХНЕ-ЧУСОВСКАЯ ИТК. СОВРЕМЕННОЕ ФОТО

Отсидев три года в Верхне-Човской колонии, в июне 1941 года он был освобожден, но буквально через два месяца снова арестован по обвинению: «отбывая данное ему по суду наказание, как меру социальной защиты, в Верхне-Човской ИТК с 1939 по июнь1941 года, проводил контрреволюционную агитацию и религиозную пропаганду, направленную на поражение существующего строя СССР и восстановление капиталистического строя и религии. И так как, в силу совершенных им преступлений, обвиняемый может скрыться от следствия и суда, избрать мерой пресечения содержание его под стражей в СИЗО Верхне-Човского ИТК».

АРХИЕПИСКОП ВОЛОГОДСКИЙ И ТОТЕМСКИЙ СТЕФАН (НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ЗНАМИРОВСКИЙ; 1878–1942). ТЮРЕМНОЕ ФОТО
АРХИЕПИСКОП ВОЛОГОДСКИЙ И ТОТЕМСКИЙ СТЕФАН (НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ЗНАМИРОВСКИЙ; 1878–1942). ТЮРЕМНОЕ ФОТО

17 октября 1941 г. был вынесен приговор судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Коми АССР о применении к Знамировскому Николаю Ивановичу высшей меры наказания. Архиепископ Стефан был расстрелян 18 марта 1942 г. Ко времени своей кончины, к неполным 64 годам своей земной жизни, здоровье владыки Стефана было подорвано многочисленными тюрьмами и лагерями. Из медицинской справки видно, что он болел хроническим гематозом и варикозным расширением вен. В акте освидетельствования после расстрела отмечено, что трупы их «зарыты в землю в специально отведенном месте». Место расстрела и вечного упокоения – кладбище Верхне-Човского ИТК, но точное место расположения могилы не известно. Известно, что зима в тот год выдалась чрезвычайно морозной – температура уже в ноябре доходила до сорока градусов. Фашист стоял под Москвой, тысячами гибли под пулями и взрывами русские солдаты. А глубоко в тылу страшная машина смерти продолжала свое дело…

** Священномученик Герман (в миру Николай Степанович Ряшенцев; 1883–1937).

СЩМЧ. ГЕРМАН (НИКОЛАЙ СТАПАНОВИЧ РЯШЕНЦЕВ; 1883–1937), ЕПИСКОП ВЯЗНИКОВСКИЙ. ИКОНА
СЩМЧ. ГЕРМАН (НИКОЛАЙ СТАПАНОВИЧ РЯШЕНЦЕВ; 1883–1937), ЕПИСКОП ВЯЗНИКОВСКИЙ. ИКОНА

Родился 10 ноября 1883 года в Тамбове в купеческой семье. Окончил Тамбовскую гимназию, Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия (1906).
В 1903 году пострижен в монашество. С 1905 года – иеромонах. Преподаватель Псковской духовной семинарии (1906). Инспектор Псковской духовной семинарии (1907). С 30 января 1910 года – инспектор Вифанской духовной семинарии. Ректор Вифанской духовной семинарии, архимандрит (1912). В 1915 и 1917году – проповедник в действующей армии. С 1918 года жил в Свято-Даниловом монастыре.
Епископ Волоколамский, викарий Московской епархии (1919). 19 февраля 1921 года был арестован за чтение проповедей. 14 сентября 1921 года освобожден без права выезда из Москвы. В июле 1922 года вновь арестован, заключен в Бутырскую тюрьму и в июле 1923 года приговорен к ссылке на три года в Западную Сибирь. В сентябре 1923–1924 года – в ссылке в селе Самарово. В декабре 1924–1925 года – в ссылке в деревне Чучелинские Юрты Тобольского округа. В августе 1925 года освобожден, вернулся в Москву.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ГЕРМАН (НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ РЯШЕНЦЕВ; 1882–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ГЕРМАН (НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ РЯШЕНЦЕВ; 1882–1937)

30 ноября 1925 года был арестован в Москве вместе с другими архиереями по обвинению в создании нелегального Синода при Патриаршем местоблюстителе митрополите Петре (Полянском). Заключен во внутреннюю тюрьму ОГПУ и 21 мая 1926 года приговорен к двум годам ссылки в Среднюю Азию. С мая 1926 года находился в городе Турткуле Аму-Дарьинской области, а с февраля 1927 года – в городе Ходжейли Каракалпакской автономной области. В январе 1928 года освобожден.
С лета 1928 года – епископ Вязниковский, викарий Владимирской епархии. 14 декабря 1928 года епископ Герман был арестован по делу о «группировке вязниковских церковников». 17 мая 1929 года Особым Совещанием ОГПУ Владимирского округа Владыка был приговорен 17 мая 1929 года, как «идейный вдохновитель группировки», достаточно показавший «свое подлинное реакционное лицо», к трем годам лагерей. В июне 1929–1930 года – находился в заключении в Кемском лагере. Сторожем склада в Кемперпункте был епископ-исповедник Афанасий (Сахаров), который упоминает о встрече с епископом Германом в составленном перечне дат своей жизни, дат арестов, ссылок и заключений. С 6 января 1930 года – в Соловецком лагере особого назначения, где тяжело заболел тифом. В конце 1930 года, вместе с другими больными, был вывезен из лагеря, и с 1931 года находился в ссылке под Котласом, затем в Великом Устюге, с октября 1931 года – в северных селах. Освобожден в начале 1933 года.

АРХИМАНДРИТ ГЕРМАН (РЯШЕНЦЕВ) СО СТАРЦЕМ ГАВРИИЛОМ (ЗЫРЯНОВЫМ)
АРХИМАНДРИТ ГЕРМАН (РЯШЕНЦЕВ) СО СТАРЦЕМ ГАВРИИЛОМ (ЗЫРЯНОВЫМ)

В 1933–1934 годы жил в городе Арзамасе. В 1934 году был арестован и приговорен к трем годам ссылки. В 1934–1937 годы находился в ссылке на станции Опарино Северо-Котласской железной дороги (ныне – Кировская область). Переведен в село Кочпон под Сыктывкаром, где стал руководителем сложившейся общины из ссыльных священнослужителей и мирян, которые старались оказывать помощь нуждающимся и находившимся в лагерях.
23 февраля 1937 года арестован в городе Сыктывкаре, обвинен в организации «контрреволюционной группы “Священная дружина”». 13 сентября 1937 года приговорен по статье 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян 15 сентября 1937 года в Сыктывкарской тюрьме.
6 октября 2001 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил включить имя епископа Германа в Собор Новомучеников и Исповедников Российских.

Публикации
1. Репрессированное православное духовенство Коми края (биографический справочник)/ Сост. М.Б.Рогачев. Сыктывкар: «Мемориал», 2003. Машинопись. С.44.
2. Покаяние: Мартиролог. Т.1./ Сост. Г. В. Невский. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1998. 1184с. С .486, 740.
3. Покаяние: Мартиролог. Т.3./ Сост. М.Б.Рогачев. Сыктывкар, 2000. 496с. С.136.
4. Сайт http://www.istra-ltc.ru/publication/ubd/10.pdf.

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

18 МАРТА – НАЧАЛО ВЕЛИКОГО ПОСТА
post
ВЕЛИКИЙ ПОСТ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА
post3
ПЕРВАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ
К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ.
ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦ АЛЕКСИЙ (СОЛОВЬЕВ)

Старец Алексий жил в Сергиевом Посаде, когда по указанию безбожной власти начали вскрывать мощи святых. Старец печалился об этом и много молился, недоумевая – почему Господь попускает совершаться такому злу? Однажды вечером, когда он совершал молитвенное правило, рядом с ним встал прп. Сергий Радонежский и сказал:
– Молись три дня и постись, и после этого я скажу тебе то, что
нужно.
В следующие два дня, когда отец Алексий молился, снова вставал с ним рядом прп. Сергий. Отец Алексий питался в эти дни одной просфорой. На третий день преподобный сказал:
– Когда подвергаются такому испытанию живые люди, то необходимо, чтобы этому подвергались и останки людей умерших. Я сам отдал тело свое, чтобы град мой во веки был цел.

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

17 МАРТА – НЕДЕЛЯ СЫРОПУСТНАЯ. ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. ЗАГОВЕНЬЕ НА ВЕЛИКИЙ ПОСТ
ПРАОТЕЦ АДАМ. ФРЕСКА. КОНСТАНТИНОПОЛЬ. 1416-1321 гг.
ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 МАРТА – ДЕНЬ АНГЕЛА АНТОНИНЫ СЕРГЕЕВНЫ ОРЛОВОЙ (ТРОФИМОВОЙ)

АНТОНИНА СЕРГЕЕВНА ОРЛОВА (ТРОФИМОВА). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

13 МАРТА – ПРЕПОДОБНЫЕ МАРИНА И КИРА БЕРИЙСКИЕ

ПРЕПОДОБНЫЕ МАРИНА И КИРА БЕРИЙСКИЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

10 МАРТА – 70 ЛЕТ СО ДНЯ КОНЧИНЫ СТАРЦА ЗОСИМОВОЙ ПУСТЫНИ ИЕРОСХИМОНАХА ИННОКЕНТИЯ (ОРЕШКИНА; 05.06.1870–10.03.1949)
ИЕРОСХИМОНАХ ИННОКЕНТИЙ (ОРЕШКИН)
ИЕРОСХИМОНАХ ИННОКЕНТИЙ (ОРЕШКИН ИВАН ИГНАТЬЕВИЧ). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

25 ИЮЛЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ

Мама жила в ритме природы, постоянно любовалась своим садом в разное время года, специально выходила помолиться среди кустов и деревьев. В течение многих лет она делала выписки из разных книг и статей по народному календарю: там были сведения о приметах погоды в связи с церковным календарем, о прилете и отлете птиц, о свойствах и красоте цветов, деревьев и других растений, а также камней и минералов. Мы постоянно выписывали журнал «Наука и жизнь», из которого мама вырезала и подшивала ежемесячные заметки о природе и календаре. Из того, что собрала мама, можно было бы составить интереснейшую книгу. Все эти материалы были постоянно «в ходу»: когда приходили очередные посетители, мама открывала раздел своего собрания, соответствующий месяцу, неделе и даже конкретному дню и начинала читать выдержки. В такие минуты я не выдерживал, оставлял все свои дела и присоединялся к слушателям…

К сожалению, размеры книги не позволяют опубликовать интереснейшие сведения, которые собрала мама по народному календарю. Поэтому вниманию читателей предлагается лишь один календарный месяц – март. Весна была любимым временем года, а март – любимым ее месяцем, недаром в нем совершились столько важнейших событий ее жизни. 21 марта родился я, в марте сделали маме серьезную операцию, в марте умер мой отец, в марте отошла в вечность и мама. Она знала, что уйдет из жизни в марте, знала даже число – 29-е, о чем сохранились такие свидетельства: за день до смерти она попросила меня снять все деньги с ее пенсионной книжки, чтобы не нужно было потом ходить по инстанциям и оформлять наследство (и здесь, даже перед лицом смерти она думала о том, как избавить сына от лишних хлопот). Сохранился листок с выпиской из церковного календаря, сделанный рукой мамы: на нём записаны даты от 27 до 31 марта с указанием памяти святых каждого дня. Сделана эта запись много лет назад, еще до смерти отца, и именно в этом интервале умерли отец (27 марта) и мама (29 марта – день памяти мученика Трофима).

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

МАРТ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

А. Трофимов

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

СЧЕТЧИК