Главная

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. ФЕВРАЛЬ 2024 Г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ. 4 ФЕВРАЛЯ

СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ. ИКОНА
4 февраля / 22 января 2024 г. – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.

Собор новомучеников и исповедников Российских

Определением Поместного Собора от 5/18) апреля 1918 г. было установлено на воскресенье 25 января (день убийства в Киеве митрополита Владимира) или следующий за ним воскресный день ежегодное молитвенное поминовение «всех усопших в нынешнюю лютую годину исповедников и мучеников».
В конце января 1918 г. после принятия декрета об отделении Церкви от государства начиналось закрытие церквей и монастырей большевиками, массовые расстрелы духовенства и верующих. Приведем лишь малую часть наиболее известных преступлений.
25 января (ст. ст.) в Киеве недалеко от Печерской Лавры без суда и следствия был убит митрополит Владимир. Тело его было изувечено множеством колотых и огнестрельных ран.
В феврале расстреляны крестные ходы в Туле, Харькове, Воронеже, Шацке.
7/20 июня изощренно умерщвлен архиепископ Пермский Андроник (Никольский), которого изуверы заставили вырыть себе могилу и и живым закопали.
16/29) июня утоплен в реке с привязанным двухпудовым камнем епископ Тобольский и Сибирский Гермоген (Долганов). По другим сведениям, живого владыку привязали к пароходному колесу, которое привели в движение.
В июле замучен пребывавший на покое в Свияжском монастыре епископ Сарапульский Амвросий (Гурко).
11/24 декабря у епископа Соликамского Феофана (Ильминского) продели под косицу жердь и голым окунали в прорубь реки Камы, пока тело не покрылись толстым слоем льда.
1 ноября 1918 г. «национализировали» одну из важнейших святынь –Троице-Сергиеву Лавру, выгнали монахов, закрыли Духовную академию. В начале 1919 г. изгнали монахов из Ново-Спасского монастыря, в котором устроили концлагерь. Та же участь постигла многие другие монастыри.
27 декабря / 9 января 1919 г. на царских вратах в храме монастыря святого Митрофана был повешен архиепископ Воронежский Тихон (Никаноров). Вместе с ним были замучены ещё 160 иереев.
I/14 января 1919 г. замучили епископа Ревельского Платона (Кульбыша) и с ним пресвитеров Николая и Михаила. Головы у всех были страшно изуродованы. Останки владыки имели 11 ран, из них 7 – штыковых; его правый глаз был поражен разрывной пулей.
11/24 сентября 1919 г. отца Димитрия села Михайловского Екатеринославской губернии привязали к тачанке и гнали с возможной быстротой. Матушка его, когда нашли тело ее супруга с обнаженными костями, – сошла с ума.
Изощренные пытки и издевательства трудно даже описывать.
Иеромонаха Нектария (1919 г., г. Воронеж) богоборцы «причащали» расплавленным оловом, а под ногти забивали деревянные гвозди, вся кожа с его рук была содрана. Вместе с ним жестоко изувечены перед смертью четыре монаха…
Семь монахинь Митрофаньевского монастыря были сварены живьем в кипящей смоле…
У архимандрита Димитрия, перед тем как его убить (в 1918 г.), сняли кожу с головы. Так же поступили с отцом Георгием Снесаревым (1919 г.): ему было нанесено 63 раны, снят скальп, под ногти загоняли гвозди и булавки. Труп был до неузнаваемости изуродован…
«Пермские Епархиальные ведомости» за 1919 г. приводят имена убитых к тому времени в этой епархии 2 епископов, 36 монахов, 51 священника, 5 диаконов, 4 псаломщика и против каждого имени указан вид мученической кончины: утоплен, исколот штыками, забит прикладами, задушен епитрахилью, заморожен, изрублен саблями, а чаще всего – расстрелян. Нередко встречается примечание: «сам рыл себе могилу…» Сейчас известно, что данные об убиенных значительно выше. Только при набеге красных в августе 1918 г. на Белогорский монастырь были зверски замучены и расстреляны 33 насельника, тела некоторых из них нашли с вырванными кусками тела из боков, размозженными черепами и проколотыми руками; предполагали, что из пригвождали ко крестам.
Одержимость, с которой большевики глумились над православными и особенно священнослужителями, имела явно сатанинский характер. Было очевидно, что к власти пришли те, кто питал нечеловеческую злобу к верующим во Христа. Показательно, что у Ленина самые грязные ругательства обращены не к политическим противникам, а к Богу.
К 1920 г. число умученных на веру достигло 10 тысяч человек. Начавшиеся в 1922 г. репрессии в связи с изъятием церковных ценностей значительно умножили страшный мартиролог.
Гонения и преследования за веру во Христа, лишь временами ослабевая, не прекращались до самой войны 1941-45 гг. Новый безсмыссленный по жестокости виток репрессий пришелся на 1937-38 гг.* Как будто из самой преисподней исходил приказ о расстреле всех оставшихся еще в живых церковных иерархов. Начавшаяся в эти годы пятилетка была объявлена «безбожной», и к ее концу – к 1943 г. – должен быть закрыт последний храм и уничтожен последний священник. Но… в 1943 г. в стране было восстановлено патриаршество; а невинно убиенные в конце 30-х гг. пополнили сонм новомучеников, вымаливающих Россию у Господа!..
Незадолго до своей мученической кончины священномученик Андроник, архиепископ Пермский на вопрос одного священника: «Как спасти паству и самому не впасть в уныние от озверения в народе?», – ответил: «Поверьте, отче, все это безбожие и разбой есть вражеское наваждение, скверный налет на русскую добрую и богобоязненную душу. За клятвопреступничество отнял Бог у народа разум и волю, пока не раскаются, а когда раскаются, то сначала постепенно, а потом целиком прозрят все духовно, почувствуют и силу, и как Илья Муромец – сбросят тот ужас, который окутал страну нашу. Вот и будем своим твердым, ясным, уверенным словом раскрывать людям правильное отношение к жизни и прежде всего к покаянию, после которого все от Бога нам возвратится с лихвою…»
* О расстрелянных на Бутовском полигоне под Москвой в 1937-1938 гг. см. статью от 14/27 мая в Историческом календаре.

***

4 февраля / 22 января 1440 г. – Родился Великий Князь Иоанн III Васильевич (1440-1505).
Сведения о Великом князе помещены в историческом календаре на 22 января.

***

4 февраля 1498 г. – «Пожаловал князь великий внука своего великим княжением». В этот день на царство венчан князь Дмитрий, внук Ивана III (1-е венчание на царство). Оставался соправителем великого деда до 1502 г., когда Иван III передал права наследования Василию III, сыну от брака с Софьей Палеолог.

***

4 февраля 1582 г. – Войска Речи Посполитой отступили от Пскова после продолжительной осады.
Завершилась почти полугодовая оборона Пскова. 50-тысячное польско-литовское войско короля Стефана Батория, стремившееся преодолеть мощные крепостные стены, потерпело окончательное поражение и сняло осаду.
Стойкость горожан и талант воеводы Ивана Петровича Шуйского позволили Ивану Грозному избежать полной катастрофы в Ливонской войне. Сам Стефан, утратив надежду захватить город, еще в ноябре отбыл в Литву с половиной войска, а те, кто остался, измученные холодом, голодом и болезнями, начали дезертировать. Под Псковом не успели узнать, что еще 15 января 1582 г. Речь Посполитая и Россия подписали Ям-Запольское перемирие…

***

4 февраля / 25 января 1694 г. – В Москве умерла Наталья Кирилловна Нарышкина (1651-1694), русская царица, вторая жена царя Алексея Михайловича, мать Петра I.

Наталья Кирилловна воспитывалась в московском доме своего дальнего родственника, боярина Артамона Матвеева, где, как считается, её и увидел Алексей Михайлович. Наталья Кирилловна была призвана на собранный со всей страны смотр невест и повенчана с царём 22 января 1671 г., когда ей было 19 лет. От этого брака родились трое детей.
После смерти Алексея Михайловича для Натальи Кирилловны настало тревожное время; ей пришлось стать во главе Нарышкиных, безуспешно боровшихся с Милославскими. При Феодоре Алексеевиче Наталья Кирилловна жила с сыном преимущественно в подмосковных сёлах Коломенское и Преображенское.
Во время стрелецкого бунта в 1682 г. многие родственники Натальи Кирилловны были убиты. В результате царями были провозглашены оба брата – Петр и Иван, причём Иван был объявлен «старшим» царем. А затем регентом стала Софья, которая фактически являлась полновластной правительницей и полностью отстранила Наталью Кирилловну от управления страной. Трения между царскими «дворами» в Москве и Преображенском не прекращались.
В 1689 г. по настоянию и указанию Нарышкиных и лично Натальи Кирилловны состоялся первый брак Петра с Евдокией Лопухиной. Опальное положение вдовы-царицы продолжалось до торжества Петра над Софьей, в 1689 г. Но, одержав эту победу, 17-летний царь предпочитает заниматься, главным образом, потешным войском и строительством потешного флота на Плещеевом озере, а весь груз государственных забот оставляет на усмотрение матери, которая, в свою очередь, препоручает их своей родне – Нарышкиным.
Хотя в этот период и незаметно следов государственной деятельности Натальи Кирилловны, но влияние её на Петра было довольно значительно, как видно из их переписки. Своими отлучками и особенно морскими путешествиями он часто огорчал любящую мать. Наталья Кирилловна умерла на 43-м году жизни 4 февраля 1694 года от болезни сердца. После смерти матери Пётр принимает на себя всю полноту власти.

***

4/15 февраля 1717 г. – В России вышел учебник «Юности честное зерцало».

4 февраля 1717 г. вышло пособие по воспитанию и обучению юношей из дворянского сословия. Издание было подготовлено по указанию Петра I на основе европейских книг аналогичного содержания. По мнению историков, в числе прочих было использовано сочинение Эразма Роттердамского «Гражданство обычаев детских». В создании «Юности честного зерцала» активное участие принимал сподвижник Петра Яков Брюс.
В сохранившемся первом издании книги текст предварялся рядом страниц, на который были воспроизведены «нравоучения от священного писания», а также «Изображение древних и новых письмен славенских печатных и рукописных; число церковное и арифметическое; ино показание великого сочисления; Объявление числа школьного».
Таким образом, учебник «Юности честное зерцало» (полное название «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов») состоял из двух частей.
Одна включала азбуку, цифры и духовные наставления. Ее можно считать одним из первых пособий по обучению гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр, введенными указом Петра I в 1708 г. вместо прежнего церковно-славянского обозначения.
Вторая часть – это собственно «зерцало», то есть правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Книга формировала новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости, и придерживающегося европейских светских манер. Фактически, это первый в России учебник этикета.
«Юности честное зерцало» на долгие годы стало руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе. Популярность издания у современников была так велика, что в том же 1717 г. книга была выпущена ещё дважды. Затем она неоднократно переиздавалась вплоть до конца XIX века.

***

4 февраля 1719 г. – Петр I издаёт указ о проведении первой переписи населения Российской империи.

***

4 февраля 1722 г. – Петр I вводит «Табель о рангах».
«Табель о рангах» – это Закон о порядке государственной службы в Российской империи, который утвердил классификацию воинских, статских и придворных чинов, соотношение чинов по старшинству и последовательность чинопроизводства. Табель включала 14 классов, выделенных в важнейших разделах – гражданском и военном (здесь отдельно выделялись армейские и флотские чины). Высшему гражданскому чину канцлера соответствовали армейский генерал-фельдмаршал и флотский генерал-адмирал. При равенстве класса военные чины считались выше гражданских.

При введении в действие табели о рангах древние русские чины – бояре, окольничьи и т. п. – не были формально упразднены, но пожалование этими чинами прекратилось. Издание табели оказало существенное влияние и на служебный распорядок, и на исторические судьбы дворянского сословия. Единственным регулятором службы стала личная выслуга; «отеческая честь», порода потеряла в этом отношении всякое значение.

Военная служба была отделена от гражданской и придворной. Узаконено было приобретение дворянства выслугой известного чина и пожалованием монарха, что повлияло на демократизацию дворянского класса, на закрепление служилого характера дворянства и на расслоение дворянской массы на новые группы – дворянства потомственного и личного.
При Петре I чин низшего XIV класса в военной службе давал право на потомственное дворянство. Гражданская служба в чине до VIII класса давала только личное дворянство, а право на потомственное дворянство начиналось с чина VIII класса.
Манифестом 1845 г. класс, дававший потомственное дворянство в гражданской службе был повышен до V, личное дворянство чиновник получал только с IX класса, служащие в более низких чинах имели право на статус личных почетных граждан. В военной службе потомственное дворянство стал давать VIII класс, а низшие, так называемые обер-офицерские чины, – только личное дворянство.
Указом Александра II от 9 декабря 1856 г. планка была повышена: личное дворянство начиналось на гражданской службе с IX класса, на военной – по-прежнему с первого офицерского чина, а право на потомственное давал чин полковника (VI класс) в военной службе или чин действительного статского советника (IV класс) по гражданской. Чины с XIV по X класс именовались теперь просто «почётными гражданами».

***

4 февраля 1725 г. – Из Петербурга двинулась на восток экспедиция под руководством Витуса Беринга, которому Петр I за три недели до своей смерти поручил выяснить существование перешейка или пролива между Азией и Америкой.

***

4 февраля 1755 г. – Императрицей Елизаветой Петровной (1709-1761) подписан указ о создании Московского университета.
Ранее, 12/23 января, в день святой Татьяны, Елизаветой Петровной был утвержден проект об учреждении Московского Университета, поэтому именно Татьянин день (12 января – по юлианскому календарю, по григорианскому календарю в XX-XXI веках – 25 января) отмечается как дата основания Московского Университета и День российского студенчества.

***

4 февраля 1810 г. – Император Александр I в ответ на предложение Наполеона заключить брак с великой княжной Анной Павловной сообщил, что императрица ввиду молодости княжны не может согласиться на брак дочери ранее, чем через два года.

***

4 февраля 1831 г. – А. С. Пушкин снимает квартиру на Арбате, куда после венчания он привезет молодую жену.

***

4 февраля 1846 г. – Родился Николай Алексеевич Умов (1846-1915), русский физик-теоретик, философ, заслуженный профессор Московского университета.

Николай Умов родился в Симбирске – нынешнем Ульяновске. Мальчик появился на свет в семье военного врача, которая в 1857 г. переехала в Москву. Здесь Николай, окончив 1-ю московскую гимназию с золотой медалью, поступил в 1863 г. на физико-математический факультет Императорского Московского университета.
Окончив университет в 1867 г. со степенью кандидата летом он работал на вагоностроительном заводе Вильямса и Бухтеева, а осенью поступил вольнослушателем в Санкт-Петербургский практический технологический институт. Спустя два месяца оставил его, приняв предложение Московского университета усовершенствоваться в науках для приготовления к профессорскому званию на кафедре физики.
В 1871 г. был приглашен в Новороссийский университет, где 22 ноября был избран доцентом по кафедре физики; читал лекции по теоретической физике. В январе следующего года защитил в Московском университете магистерскую диссертацию «Теория термомеханических явлений в твердых упругих телах», а в 1874 г. (также в Московском университете) – докторскую диссертацию «Уравнения движения энергии в телах». С 1875 г. – экстраординарный профессор, с 1880 г. – ординарный профессор Новороссийского университета.
В 1893 г. вернулся в Московский университет, где преподавал физику студентам-медикам и теоретическую физику студентам-математикам. После смерти профессора А. Г. Столетова возглавил кафедру физики, стал читать курсы по экспериментальной физике. Вместе с П. Н. Лебедевым принял деятельное участие в составлении проекта и организации Физического института при университете. С 1897 г. – Заслуженный профессор Московского университета.
Среди студентов Умова был Борис Николаевич Бугаев (Андрей Белый), писавший о нём:

И было: много, много дум;
И метафизики, и шумов…
И строгой физикой мой ум
Переполнял: профессор Умов.
Над мглой космической он пел,
Развив власы и выгнув выю,
Что парадоксами Максвелл
Уничтожает энтропию,
Что взрывы, полные игры,
Таят томсоновские вихри,
И что огромные миры
В атомных силах не утихли…

Когда он читал экспериментальную или теоретическую физику, аудитория была переполнена студентами. Слушать Н. А. Умова приходили не только студенты физико-математического факультета, но и других факультетов, особенно если это была вступительная или заключительная лекция к читаемому курсу. Многочисленные посетители собирались на эти лекции, чтобы услышать вдохновенное слово о великих достижениях физической науки, о космосе, о мироздании, в котором действуют физические законы.

Автор уравнения движения энергии в телах; впервые ввел в науку основополагающие понятия: «скорость и направление движения энергии», «плотность потока энергии» («Умова вектор»), «пространственная локализация потока энергии».
Открыл эффект хроматической деполяризации лучей света.
В 1875 г. предложил общее решение задачи о распределении электрических токов на проводящих поверхностях произвольного вида.
Через 9 лет для описания потока электромагнитной энергии Дж. Пойнтинг, базируясь на умовском понятии потока энергии, ввел вектор, называемый ныне вектором Умова-Пойнтинга.
Важнейшей особенностью «космотехнической» философии проф. Н. А. Умова был нравственный ориентир любой практической деятельности, сформулированный им:
«Не делать зла ни в коей мере, делать возможно больше добра».

***

4 февраля 1859 г. – В ходе третьего визита в монастырь Святой Екатерины на Синае немецкий палеограф и текстолог Библии Константин фон Тишендорф неожиданно обнаружил в здешней уникальной библиотеке древнейшие манускрипты Книги книг, за которыми он «охотился» 15 лет.
В руки ученого попало то, о чем любой его коллега мог только мечтать, – полный и старейший из известных греческий текст Нового Завета, датированный IV столетием, а также почти полный Ветхий Завет. Находку, которая получила название «Синайский кодекс» (Codex Sinaiticus), ученый доставил в Петербург своему патрону и спонсору Александру II. Кодекс был издан в 1862 г., к официальному 1000-летию России. Оригинал же хранился в Петербургской Императорской библиотеке (несколько раз менявшей название) до 1934 г., когда он был продан за 100 тысяч фунтов стерлингов Британскому музею.

***

4 февраля 1868 г. – Вышел первый номер литературного журнала «Отечественные записки» под редакцией Николая Алексеевича Некрасова. Журнал с 1839 г. издавал Краевский, но с приходом Некрасова журнал воскресил традиции пушкинского «Современника». После Некрасова журнал возглавил еще один неплохой редактор – Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

***

4 февраля 1873 г. – Родился Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954) – советский писатель, прозаик, описывающий в своем творчестве человека и природу в их взаимосвязи, вопросы судьбы человека, его бытия, смысла жизни, религии, сделавший огромный вклад в отечественную литературу. Родился в селе Хрущёво-Лёвшино, Елецкий уезд, Орловская губерния, Российская империя.

В своем творчестве исследовал важнейшие вопросы человеческого бытия, размышляя о смысле жизни, религии, взаимоотношениях мужчины и женщины, о связи человека с природой. Свое место в литературе Пришвин определил так: «Розанов – послесловие русской литературы, я – бесплатное приложение. И всё…»
Отец умер, когда будущему писателю было семь лет. Матери его, Марии Ивановне, происходившей из старообрядческого рода Игнатовых и оставшейся после смерти мужа с пятью детьми на руках и с имением, заложенным по двойной закладной, удалось выправить положение и дать детям достойное образование. В 1883 г. он был принят в первый класс Елецкой классической гимназии, где за 6 лет учебы дошел только до четвёртого класса. Вступив в конфликт с учителем географии (В. В. Розановым), был отчислен из гимназии «за дерзость учителю» с «волчьим билетом».
В 1893 г. после окончания Тюменского Александровского реального училища, не поддавшись уговорам бездетного дяди унаследовать его дело, Пришвин уехал в Елабугу и сдал там экстерном экзамены за полный курс классической гимназии. Осенью того же года поступил на химико-агрономическое отделение химического факультета Рижского политехникума.
За связь с социал-демократической организацией, увлечение марксизмом, перевод книги А. Бебеля «Женщина и социализм» в 1897 г. Пришвин был арестован и помещён в Лифляндскую губернскую тюрьму, где он пробыл полгода. Затем около полугода просидел в одиночной камере Митавской тюрьмы. После суда Пришвин вернулся в Хрущёво под гласный надзор полиции с запретом проживать в крупных городах империи.
В 1900 г., уступив настояниям матери, уехал учиться в Германию. После нескольких месяцев занятий в Лейпцигской торговой школе Пришвин перешёл в университет, куда его зачислили с 18 апреля 1901 г. В течение летнего семестра слушал лекции Геккеля в Йенском университете.
Весной 1902 г. Пришвин получил диплом инженера-землеустроителя и вернулся на родину. Устроился помощником В. И. Филипьева, учёного-лесовода, составлявшего лесную энциклопедию. В том же году работал агрономом на хуторе графа Бобринского, хуторе Балахонском в Богородицком уезде Тульской губернии. В 1904 г. работал в вегетационной лаборатории Д. Н. Прянишникова в Петровской (ныне – Тимирязевской) академии. С 1905 г. работал агрономом на опытной сельскохозяйственной станции «Заполье» (поселок Володарское) и «Череменецкий монастырь», сотрудничал в журнале «Опытная агрономия», написал несколько книг и статей по агрономии.
После увольнения в 1905 г. с опытной станции начал работать корреспондентом в либеральных газетах «Русские ведомости», «Речь», «Утро России» и других. В детском журнале «Родничок» в 11-м и 12-м номерах за 1906 г. был напечатан первый рассказ 33-летнего Пришвина под названием «Сашок», в котором возникают темы, которым он будет привержен всю жизнь: единство неповторимо прекрасной природы и человека. Оставив профессию агронома, стал корреспондентом различных газет. На основе впечатлений от путешествия в Олонецкую губернию Пришвин создал в 1907 г. книгу «В краю непуганых птиц: Очерки Выговского края», за которую был награжден серебряной медалью Русского географического общества. В путешествии по Русскому Северу Пришвин знакомился с бытом и речью северян, записывал сказы, передавая их в своеобразной форме путевых очерков («За волшебным колобком», 1908). Став известным в литературных кругах, сблизился с Ремизовым и Мережковским, а также с Максимом Горьким и А. Н. Толстым.
В октябре 1909 г. Пришвин стал действительным членом Санкт-Петербургского религиозно-философского общества. В годы Первой мировой войны Пришвин был военным корреспондентом, печатал свои очерки в различных газетах. С осени 1917 до весны 1918 гг. Пришвин был членом редакции газеты партии эсеров «Воля народа», публиковал в ней антибольшевистские статьи. 31 декабря 1917 г. в газете «Воля народа» был напечатан очерк Пришвина о Ленине под красноречивым названием «Убивец!»
Спасаясь от повторного ареста, писатель в апреле 1918 г. покинул Петроград и в унаследованном от матери небольшом имении под Ельцом занимался крестьянским трудом. Но осенью 1918 г. имение было реквизировано по постановлению местного сельского Совета. В конечном итоге Пришвин смирился с новой властью: по его мнению, колоссальные жертвы явились результатом чудовищного разгула низшего человеческого зла, что высвободила мировая война, но наступает время молодых, деятельных людей, дело которых – правое, хотя оно победит еще очень не скоро.
Страстное увлечение охотой и краеведением (жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье) отразилось в написанной в 1920-е гг. серии охотничьих и детских рассказов, которые впоследствии вошли в книгу «Календарь природы» (1935), прославившую его как повествователя о жизни природы, певца Средней полосы России. В эти же годы он продолжал работать над автобиографическим романом «Кащеева цепь», начатым в 1923 г., над которым трудился до последних дней. На Первом съезде Союза писателей СССР (1934) был избран членом Правления.
В 1941 г. Пришвин эвакуировался в деревню Усолье Ярославской области, а в 1943 г. вернулся в Москву. Итоговым стало шеститомное собрание сочинений писателя 1956-1957 гг., два последних тома которого целиком были заняты неопубликованными при жизни произведениями.
В 1946 г. писатель купил дом в деревне Дунино Звенигородского района Московской области, в котором жил в летний период в 1946-1953 гг.

Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой; описания эти отличаются необычайной красотой языка. Константин Паустовский называл его «певцом русской природы», Максим Горький говорил, что Пришвин обладал «совершенным умением придавать гибким сочетанием простых слов почти физическую ощутимость всему».
Сам Пришвин своей главной книгой считал «Дневники», которые он вёл в течение почти полувека (1905-1954) и объем которых в несколько раз больше самого полного, 8-томного собрания его сочинений. Опубликованные после отмены цензуры в 1980-х гг., они позволили по-другому взглянуть на М. М. Пришвина и на его творчество. О поистине ВЕЛИКИЙ ДНЕВНИК, сравнимый с дневником писателя Ф. М. Достоевского. «Дневники» Пришвина – один из важнейших свидетельств величия русской культуры ХХ века.

Последние полгода писатель был болен раком желудка. Скончался Михаил Михайлович Пришвин в 2 часа ночи 16 января 1954 г., в день знакомства со своей любимой. Похоронен на Введенском кладбище (18 участок). Скульптор С. Т. Конёнков, друг Пришвина, в короткий срок создал надмогильный памятник, в котором заключена идея бессмертия писателя. Птица Сирин – символ счастья. «Каждая строчка Пришвина вечно будет дарить людям счастье», – так думал Конёнков, высекая из камня памятник.

***

4 февраля 1881 г. – Родился Климент Ефремович Ворошилов (1881-1969) в с. Верхнее, Екатеринославская губерния, Российская империя.
Государственный, партийный и военный деятель. участник Гражданской войны, один из первых Маршалов Советского Союза (1935 г.), дважды Герой Советского Союза (1956 г., 1968 г.), Герой Социалистического Труда (1960 г.) С 1925 г. нарком по военным и морским делам, в 1934-1940 гг. нарком обороны СССР. В 1953-1960 гг. – Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Член ЦК партии в 1921-1961 и 1966-1969 гг. Член Оргбюро ЦК ВКП(б) (1924-1926). Член Политбюро ЦК ВКП(б) (1926-1952), член Президиума ЦК КПСС (1952-1960).

Ворошилову принадлежит рекорд продолжительности пребывания в Политбюро ЦК ВКП(б) (ЦК КПСС), Президиуме ЦК КПСС – 34,5 г.
Ворошилов провел во главе военного ведомства почти 15 лет, дольше, чем кто-либо другой в советский период. Он имел репутацию преданного сторонника Сталина, поддерживал его в борьбе с Троцким, а затем при укреплении власти Сталина в конце 1920-х гг.
22 сентября 1935 г. «Положением о прохождении службы командным и начальствующим составом РККА» были введены персональные воинские звания. В ноябре 1935 г. ЦИК и Совнарком СССР присвоил пяти крупнейшим советским полководцам новое воинское звание «Маршал Советского Союза». В их числе был и Ворошилов. При Ворошилове РККА была перевооружена современным оружием и оснащена технически новыми моделями танков и самолётов, а также артиллерийских орудий. при Ворошилове РККА перешла с территориально-милиционной системы на кадровую. Также при Ворошилове была завершена реорганизация подготовки военных кадров. В ходе реформы военное образование разделилось на два основных вида: среднее (по окончании нормальной военной школы) и высшее (по окончании академии). 29 декабря 1932 г. был утвержден нагрудный знак Ворошиловский стрелок Осоавиахима для награждения метких стрелков.
После Советско-финской войны, 7 мая 1940 г. Ворошилова на посту наркома обороны сменил С. К. Тимошенко, которого на эту должность назначил Сталин. Ворошилов в тот же день стал заместителем председателя Совета народных комиссаров СССР (являлся им до 15 марта 1953 г.) и председателем Комитета обороны при СНК СССР
Во время Большого террора Ворошилов в числе других приближенных Сталина участвовал в рассмотрении так называемых «расстрельных списков» – перечней лиц, репрессированных с санкции членов Политбюро ЦК ВКП(б). Подписи на списках означали вынесение обвинительного приговора. Подпись Ворошилова присутствует на 185 списках, по которым были осуждены и расстреляны более 18 000 человек. Как народный комиссар обороны Ворошилов принимал активное участие в репрессиях против командного состава РККА.
В годы Великой Отечественной войны Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов – член Государственного комитета обороны (ГКО) с его образования 30.06.1941 по 22 ноября 1944 гг. 6 сентября 1942 г. он был назначен Главнокомандующим партизанским движением. 5 апреля 1943 г. постановлением ГКО Ворошилов был назначен председателем Трофейного комитета.
Мнение Г. К. Жукова о военных талантах Ворошилова: «…Нужно сказать, что Ворошилов, тогдашний нарком, в этой роли был человеком малокомпетентным. Он так до конца и остался дилетантом в военных вопросах и никогда не знал их глубоко и серьезно…»

По окончании войны занимал различные государственные должности. Умер на 89-м году жизни 2 декабря 1969 г. Похоронен на Красной площади в Москве у Кремлевской стены.

***
4 февраля 1914 г. – Начинает работу Оптический завод в Петербурге (ныне Ленинградское оптико-механическое объединение).

***

4 февраля 1919 г. – В Петрограде открывается I-й Всероссийский съезд физиков.

***

4 февраля 1935 г. – Пущен первый испытательный поезд Московского метрополитена.

***

4 февраля 1940 г. – Приговором Военной коллегии Верховного Суда СССР расстрелян бывший нарком НКВД, генеральный комиссар госбезопасности Николай Иванович Ежов (1895-1940). Ежов признан одним из главных организаторов массовых репрессий 1937-1938 гг. – этот период получил название «ежовщина». Согласно утверждению Судоплатова, «Когда его вели на расстрел, он пел «Интернационал»». Труп кремирован в Донском крематории.

***

4 февраля 1944 г. – Ивану Никитовичу Кожедубу (1920-1991) присвоено первое звание Героя Советского Союза (2-я Звезда Героя – 19.08.44, 3-я – 18.08.45). За 330 совершенных боевых вылетов, 120 воздушных боев и 62 лично сбитых самолета противника к концу войны был трижды удостоен этой высокой награды!

***

4 февраля 1945 г. – В Ливадийском дворце открылась Крымская (Ялтинская) конференция. Рузвельт, Черчилль и Сталин обсуждали вопрос о безоговорочной капитуляции Германии и ее последующий раздел на четыре зоны оккупации. Рассматривался польский вопрос и обсуждалось проведение первой конференции Организации Объединённых Наций в Сан-Франциско, США. Сталин соглашается с тем, что СССР начнет военные действия против Японии после поражения Германии и оккупирует часть Кореи (Корея должна быть разделена на две зоны по 38-й параллели).

Все решения Ялты в общем и целом касались двух проблем.
Во-первых, требовалось провести новые государственные границы на территории, ещё недавно оккупированной Третьим рейхом. Одновременно нужно было установить неофициальные, но общепризнанные всеми сторонами демаркационные линии между сферами влияния союзников – дело, которое было начато ещё на Тегеранской конференции.
Во-вторых, союзники осознавали, что после исчезновения общего врага вынужденное объединение Запада и СССР потеряет какой-либо смысл, а поэтому следовало создать процедуры, гарантирующие неизменность проведённых на карте мира разграничительных линий.
Ялтинская конференция руководителей США, СССР и Великобритании имела большое историческое значение. Она явилась одним из крупнейших международных совещаний военного времени, важной вехой сотрудничества держав антигитлеровской коалиции в ведении войны против общего врага. Принятие на конференции согласованных решений вновь показало возможность сотрудничества государств с различным общественным строем. Это была одна из последних конференций доатомной эпохи.
Созданный в Ялте биполярный мир и раздел Европы на восток и запад сохранились более чем на 40 лет, до конца 1980-х гг.

***

4 февраля 1964 г. – Родился Вячеслав Викторович Володин, российский политик и государственный деятель, председатель Госдумы РФ (с 2016 года).

***

4 февраля 1965 г. – В Париже умер владыка Кассиан (в миру Сергей Сергеевич Безобразов; 1892-1965), епископ Константинопольской православной церкви, епископ Катанский, викарий Западноевропейского экзархата русских приходов. Богослов, экзегет, переводчик Нового Завета

В 1910 г. окончил с золотой медалью 1-ю Санкт-Петербургскую гимназию. В 1914 г. окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета по историческому отделению, при котором был оставлен по кафедре истории церкви для подготовки к профессорскому званию. Значительное влияние на него в этот период оказал Антон Карташёв, вместе с которым он работал в Публичной библиотеке.
С осени 1914 г. состоял на службе в отделении Богословия Императорской Публичной Библиотеки, где дослужился до должности старшего помощника библиотекаря. В 1917 г. сдал экзамен на степень магистра. С 21 октября 1917 г. – приват-доцент по кафедре истории церкви историко-филологического факультета Петроградского университета.
С 1918 г. преподавал на кафедре истории церкви и религии Высших (Бестужевских) женских курсов. В 1920-1921 гг. – профессор по кафедре истории религии Туркестанского государственного университета в Ташкенте.
В августе 1921 г. возвратился в Петроград, но был лишен права преподавать в Петроградском университете (одновременно с профессорами Бенешевичем, Глубоковским, Лосским и др.) и читал лекции в Петроградском Богословском институте, созданном вместо закрытой Петроградской духовной академии. В 1922 г. нелегально покинул Россию и поселился в Белграде.
В 1923-1924 гг. преподавал в Русско-сербской гимназии в Белграде. Участвовал в деятельности Белградского кружка преподобного Серафима и Братства святой Софии. С 1923 г. активно работает в Русском студенческом христианском движении, участвовал в ее съездах в Пшерове и Хопове (Чехословакия).
В 1925 г. переехал в Париж, получив от митрополита Евлогия приглашение занять в созданном тогда же Свято-Сергиевском Богословском институте кафедру Священного Писания Нового Завета. В 1925-1939 гг. – доцент Свято-Сергиевского богословского института, также преподавал греческий язык. В 1927 г. сделал вступительный доклад на первом Англо-православном съезде.
21 июня 1932 г. был пострижен в монашество в русском Афонском Свято-Пантелеймоновском монастыре с именем Кассиан. С 23 июня 1932 г. – иеродиакон. С 26 июня – иеромонах. 7 января 1934 г. возведен в сан игумена. 7 января 1936 г. возведен в сан архимандрита.
В августе 1939 г. предпринял паломничество на Афон, где вынужден был задержаться из-за начавшейся войны. Годы войны провел в русском монастыре святого Пантелеимона в числе его монашеского братства. Здесь он работал над своей докторской диссертацией.
В 1946 г., не выходя из братства монастыря вернулся в Париж; до защиты диссертации в 1947 г. он вновь – доцент Свято-Сергиевского Богословского института в Париже по кафедре Священного Писания Нового Завета. 29 июня 1947 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Водою и кровию и духом: Толкование на Евангелие от Иоанна», став профессором. Почетный доктор богословия Фессалоникийского университета (Греция).
В 1946-1948 гг. – член епархиального совета Русского экзархата Константинопольского патриархата. 28 июля 1947 г. рукоположен в титулярного епископа Катанского, викария экзарха Константинопольского Патриарха в Западной Европе митрополита Владимира (Тихоницкого). Хиротонию в Париже совершили митрополит Владимир (Тихоницкий) и епископ Сергиевский Никон (де Греве). С 1947 г. – ректор Свято-Сергиевского Богословского института в Париже.
В 1951-1964 годы был председателем комиссии Библейского общества по пересмотру русского перевода Нового Завета. Редактор нового перевода на русский язык Нового Завета, опубликованного во Франции, Великобритании, США, России.
Скончался 4 февраля 1965 г. в Париже. Похоронен в склепе церкви Успения Божией Матери на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
Протоиерей Николай Озолин, который был учеником Владыки, так отозвался о нём:
«Он принадлежал к поколению людей, каких теперь больше нет, потому что просто такое образование, которое они получили (помимо их личных талантов!), негде больше получать. Владыка Кассиан знал около десяти иностранных языков. И на моей памяти выучил испанский просто так, «ради спорта».

***

4 февраля 1974 г. – Мао Цзе Дун объявил о начале новой культурной революции.

***

4 февраля 1990 г. – На Манежной площади состоялся в Москве самый массовый митинг в советской истории – до 300 тысяч человек под бело-сине-красными флагами. Это была самая мощная и хорошо подготовленная акция протеста, главным лозунгом которой стало требование отменить ст. 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС.

***

4 февраля 2005 г. – Верховная рада Украины подавляющим большинством голосов (375 депутатов) утвердила Юлию Тимошенко новым премьер-министром страны.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

8 ДЕКАБРЯ — СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК КЛИМЕНТ I, ПАПА РИМСКИЙ († 101 г.). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

«Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.

Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат:
Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат».

(А. Ахматова)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

7 ДЕКАБРЯ — МУЧЕНИКА МЕРКУРИЯ СМОЛЕНСКОГО

ПОДВИГ СВЯТОГО ВОИНА МЕРКУРИЯ СМОЛЕНСКОГО. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

6 ДЕКАБРЯ — СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
ИКОНА СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО С ЧАСТИЦЕЙ ЕГО МОЩЕЙ - КЕЛЕЙНАЯ ИКОНА СВМЧ. СЕРАФИМА (ЧИЧАГОВА)
СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

5 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ КОНЧИНЫ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II
patralex40
РУСЬ ОТЧАЛИВШАЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

4 ДЕКАБРЯ — ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. XV в. СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МИТРОПОЛИТА СИМБИРСКОГО И НОВОСПАССКОГО ПРОКЛА
prokl86
БОГОМУДРЫЙ АРХИПАСТЫРЬ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

1 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГЕОРГИЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ЖУКОВА
МАРШАЛ Г. К. ЖУКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
МОЖАЙСКИЙ ДЕСАНТ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

29 НОЯБРЯ — ДЕНЬ КОНЧИНЫ МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА (ТУРКЕСТАНОВА)
mitrifon7
ПАМЯТИ МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА (1861–1934). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ
К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ.
ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦ АЛЕКСИЙ (СОЛОВЬЕВ)

Старец Алексий жил в Сергиевом Посаде, когда по указанию безбожной власти начали вскрывать мощи святых. Старец печалился об этом и много молился, недоумевая – почему Господь попускает совершаться такому злу? Однажды вечером, когда он совершал молитвенное правило, рядом с ним встал прп. Сергий Радонежский и сказал:
– Молись три дня и постись, и после этого я скажу тебе то, что
нужно.
В следующие два дня, когда отец Алексий молился, снова вставал с ним рядом прп. Сергий. Отец Алексий питался в эти дни одной просфорой. На третий день преподобный сказал:
– Когда подвергаются такому испытанию живые люди, то необходимо, чтобы этому подвергались и останки людей умерших. Я сам отдал тело свое, чтобы град мой во веки был цел.

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

СЧЕТЧИК