Статьи

О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК

«СЕДМЕРИЦЕЮ ДНЕМ ХВАЛИХ ТЯ О СУДБАХ ПРАВДЫ ТВОЕЯ» (Пс. 118, 164)*

* «Всяк день семикратно восхвалял я Тебя за правые суды Твои» (Пс. 118, 164)

БОГОСЛУЖЕНИЕ – ВРАТА ВЕЧНОСТИ

7mol10Храм Божий есть место, где человек получает возможность восстановить свой Божественный образ, возвратиться к своему подлинному естеству, где он познает свое назначение в жизни. Через Святую Церковь познается тайна соборности – высшего единства, которое должен принять мир перед возвратом к Отцу Небесному. Подлинная жизнь человека, ведущая к вечности, должна быть служением Богу и ближнему. Поэтому ось жизни мира – это Богослужение. Не проникнув в тайну Богослужения, человек не способен вести истинную, Богом определенную духовную жизнь.

Богослужение Святой Церкви раскрывает нам тайну любви и Домостроительства (по-церковнославянски – «смотрения») Божественного, благодаря которому мы получаем возможность жизни духовной. Ведь богослужение – это не только наше служение Богу, но и служение нам Богочеловека Христа. В богослужении человек научается новой, истинной жизни – жизни Богочеловеческой, которая лишь приоткрывалась в образах и символах Ветхого Завета. Это служение Христа Спасителя человечеству стало возможным во всей полноте благодаря тому, что «Слово стало плотью» (Ин. 1, 14) и явилось нам во времени («когда пришла полнота времен» Гал. 4, 4). Воплощение Спасителя соединило раздробленное грехом человечество в Единое Тело Христово (Рим. 12, 5) – Церковь Христову. Потому так важно для утверждения в истинной духовной жизни участвовать в богослужениях, жить церковным ритмом жизни.

Богослужение Святой Православной Церкви включает в себя три круга, обладающих самостоятельным духовным содержанием, выраженным ритмически. Но вместе с тем оно образует динамическое, текущее и гармоничное целое.

7mol3Первый ритм – это суточный круг богослужений. Святая Церковь установила девять служб в сутки. Это:
1) Вечерня, 2) Повечерие, 3) Полунощница, 4) Утреня, 5) Первый час, 6) Третий час, 7) Шестой час, 8) Божественная Литургия, 9) Девятый час.
Девять служб, как говорят Святые Отцы, установлены в подражание девяти чинам ангельских сил, славящих Господа.
Сами названия служб суточного круга указывают на непрерывность богослужения. В суточном круге особенно хорошо видна необходимость этой непрерывности космического богослужения как условия существования Вселенной. Значение каждой из этих служб мы рассмотрим позднее. В ритмы суточного круга включена жизнь еще двух богослужебных кругов: седмичного и годового.

Второй ритм – седмичный (недельный) круг – вливается в определенные места суточных богослужений в соответствии с духовным содержанием дней недели. Понедельник посвящен Небесным чинам Бесплотным, вторник – Пророку, Предтече и Крестителю Иоанну, среда и пятница – Животворящему Кресту Господню, четверг – апостолам и святителю Николаю, суббота – всем святым и поминовению усопших, воскресенье, как говорит само название дня, посвящено Спасителю, в этот день особо воспевается и Божия Матерь.
Каждая седмица-неделя имеет свое особое звучание, ибо каждую неделю в храмах поются песнопения на особый глас – мелодию. В православном Богослужении восемь основных гласов и им подчинены все песнопения седмичного круга – стихиры, тропари, кондаки, прокимны, каноны. Пение этих восьми гласов на протяжении восьми седмиц называется «столпом». Начинается пение с первого воскресенья по Пятидесятнице – дня Сошествия Святого Духа на Апостолов. В пространство года вмещается ровно шесть таких столпов. В этом заключен глубокий смысл, ибо шесть – это число дней Творения Божия, это космическое число и потому шесть «столпов» как бы поддерживают незыблемость богослужения Святой Церкви.

Третий ритм – годичный круг богослужений. Так же, как и дни седмицы, Святая Церковь освящает особыми службами и дни года. Этот круг богослужений называется годичным, то есть совершается он однажды в год. Наиболее важные из событий, воспоминаемых в эти дни, называются праздничными, а сам день называется церковным праздником.

Церковный год начинается с 1 сентября. Уже в этом мы видим неразрывную и органическую связь с жизнью земной природы, ибо сентябрь – месяц созревания плодов земли, сбора урожая и начало нового цикла в жизни природы.
Ритм церковного года определяется праздниками, которые, преодолевая бег времени, открывают верующему сердцу мир вечного, мир красоты и любви. Духовное событие воспринимается неразрывно слитым с днем празднования. В этом заключена тайна Христианского богослужения: когда мы празднуем те или иные церковные события, то реально становимся их участниками, а не просто творим в воспоминание чего-то бывшего когда-то. Ведь мы знаем, что в Царстве Небесном времени нет. Поэтому по благодати Божественной даруется нам возможность приобщения, участия в событиях, которые происходили в земном времени много веков назад. Христианское богослужение побеждает время и приобщает всех участвующих в нем к будущей жизни.

7mol11Весь годичный круг богослужений состоит из трех циклов: пасхального, великопостного и непереходящих праздников. Они задают временной ритм года. Но есть и глубинный ритм – уровни праздников. Духовная доминанта года – Господские и Богородичные праздники. Второй уровень – праздники в честь Небесных Сил Бесплотных; кроме общего празднования им существуют отдельные праздники в честь Архангелов Михаила, Гавриила. Третий уровень – мир человечества, достигшего святости. Существуют праздники как целым ликам – например, Собор Апостолов или Всех Святых в земле Российской просиявших или святых земли Вологодской, так и отдельным святым. Святые называются в духовных песнопениях «земные ангелы и небесные человеки» – в их лице соединяется земной и ангельский мир.

Непосредственно с этими тремя циклами связан годичный круг Евангельских чтений, чтение и разумение которого имеет величайшее значение для духовной жизни каждого христианина. Чтения Евангелия начинаются с Литургии Святой Пасхи, и таким образом, днем Пасхи открывается церковный ПАСХАЛЬНЫЙ год.
Хотя церковный год начинается с 1 сентября, необходимо уразуметь принципиальную важность того, что с Пасхи начинается круг Евангельских чтений, которые раскрывают тайну спасения мира и восхождения человечества и каждого человека к Богу.

7mol7Евангельские зачала, читаемыe ежедневно в течение года за Божественной Литургией, представляют собой точно очерченный круг, разделенный на три цикла: Первый – от Святой Пасхи до Пятидесятницы, второй – от первой недели по Пятидесятнице до Великого Поста; третий – чтения Великого Поста. Разделение Евангельских и Апостольских чтений по дням года связывают с именем Софрония, Патриарха Иерусалимского. Канон – или как его называют – «столп» Евангельских Литургийных чтений создавался постепенно. Святые Отцы и учителя Церкви устанавливали его под действием благодати Духа Святаго. Каждое из чтений имеет глубочайшую духовную связь со временем церковного года, празднуемым и воспоминаемым событием дня. Через круг Евангельских годовых чтений Святая Церковь свидетельствует о Спасителе мира, о Его искупительной Жертве, раскрывает нам судьбы мира а также путь спасения и духовного возрастания чад Церкви Христовой.

***

7mol13Поистине неисчерпаема глубина и благодатная сила богослужения, ибо оно содержит в себе не только временное и преходящее, но вневременное и вечное. Для того чтобы приобщиться к благодатным дарам богослужения каждому христианину необходимо глубже познать и понять красоту и смысл богослужения.

Весь богослужебный круг Православной Церкви – суточный, седмичный и годовой – служит восхождению человеческой души к Богу. Православное богослужение – это прежде всего общение верующей души с Богом, с Пречистой Матерью нашей, с небесными ангельскими силами, со святыми – через молитвы, песнопения, чтение Слова Божия и священнодействия, совершаемые Церковью по определенному уставу. В богослужении Сам Господь и Небесные Силы нисходят к людям, чтобы приобщить их к жизни Небесной.

Начало христианскому богослужению положил Сам Христос, установив таинство Святого причащения на Тайной Вечере и заповедав: «Сие творите в Мое воспоминание» (Мф. 26, 26–28; Мк. 14, 22–24, 26; Лк. 22, 19–20). Во исполнение заповеди Спасителя святые Апостолы и их преемники, учителя Церкви, установили порядок богослужений Церкви Христовой.

В православном богослужении происходит восхождение души человеческой на небеса через посредство воплотившегося нас ради Христа Спасителя, Это восхождение начинается с той минуты, когда мы входим в храм Божий – земное небо. Участвуя в церковной молитве и богослужении, христианин становится причастным жизни небесной. В храме происходит встреча неба и земли, восхождение человека к Божественной жизни и нисхождение Бога с небес на землю. Поэтому богослужение – не только наше служение Богу, но и служение нам Господа Иисуса Христа, Который пришел на землю к отпадшим детям Своим спасти их от греха и смерти. В таинствах Святой Церкви и в богослужении Христос Спаситель снова нисходит к нам.

Чем чаще приходит человек в храм и чем внимательнее воспринимает то, что в нем совершается, тем глубже входит он в жизнь небесную, средоточием которой является Божественная Литургия, ибо это – великое таинство непосредственного общения со Христом. Божественная Литургия есть духовный центр и средоточие мира, вершина восхождения человеческой души. Поэтому она озаряет лучами небесного света все богослужение.

Вечерня, полунощница, утреня, часы – являются подготовкой к Литургии и получают свое завершение и смысл через нее. То же относится и к службам каждого дня двух остальных богослужебных кругов – седмичного и годового, которые раскрывают глубину своего содержания в связи с таинством Евхаристии. Божественная Литургия разрушает границы времени и пространства, преодолевает «времени текущее естество», соединяя нас со всеми, за кого возносятся молитвы пред Престолом Божиим и вводя нас в жизнь Горнего мира, в жизнь вечную.

7mol12В таинстве Евхаристии приобщение к жизни вечной совершается в возможной полноте для человека, живущего на земле. Но через Евхаристию это приобщение распространяется и на все богослужение вообще, поскольку оно является не только воспоминанием о некогда бывшем откровении вечности, но и всякий раз новым ее откровением в жизни Святой Церкви и в жизни каждого человека, участвующего в богослужении. Все внешнее, земное, видимое, что дано нам в богослужении, служит для нас ступенями к истинной духовной жизни.

***

Невозможна истинная духовная жизнь без четкого ритма. Это постигается не сознанием одним, а на деле. Можно все прекрасно понимать, рассуждать на тему о необходимости ритма жизни, но рассуждения ни на шаг не приблизят к воплощению идеи ритма. Только начав жизнь внимательную, устроив свой быт и режим труда, отдыха, неукоснительно его соблюдая, можно понять его великое значение. Стать делателем на ниве Господней можно лишь обретя внутренний ритм, согласный с ритмом внешней жизни. Тогда увидишь, что ритмы эти не случайны, они согласуются с ритмами природы, земли, с ритмами вселенной. Человек космичен по своей сути; весь видимый мир – вся вселенная – это среда его обитания и творческого действия. Только согласовав свой внутренний ритм с ритмом бытия мира, жизнь человека может наполниться благодатным действием, активно влияющим на окружающий его мир.

В обретении этого ритма жизни самую большую помощь оказывает человеку Святая Церковь Христова. Все премудро устроено в церковной жизни по благодати и с благословения Божия. Поэтому тот, кто включился в ритм церковной жизни не только внешне, но и внутренне, скоро почувствует, что меньше устает, больше успевает сделать; жизнь поразительно меняется, становится удивительно наполненной и радостной.

Воцерковление жизни – вот ключ к обретению внутреннего делания и ритма жизни, согласно с жизнью мира. Соблюдение даже «малых» установлений Святой Церкви в жизни и в быту имеет огромное значение для духовной жизни, преобразует и высветляет ее. И стержень этой жизни – молитва.

Ритм человеческой жизни есть чередование уединения и общения. Большую часть времени мы живем среди суеты общения и это должно уравновешиваться минутами внутренней жизни. И в подлинный ритм жизни вводит нас молитва, молитвенное делание и, прежде всего молитвенное правило. Молитвенное правило необходимо: при отсутствии правила душа легко выпадает из молитвенной жизни, из памятования о Боге, и как бы просыпается от случая к случаю. Это большое, трудное и главное дело жизни, поэтому одного настроения или озарения в молитвенной жизни недостаточно.

7mol6Вспоминается случай из жизни одного старца наших дней. По обычаю после окончания вечернего богослужения в храме те, кто имел возможность, приходили к нему в келью для совершения вечернего правила. Читали по очереди обычное монашеское правило старца. Однажды после долгой великопостной службы пришли к старцу в келью и начали читать правило. Шла пятая неделя поста, все, конечно, устали, клонило в сон, с трудом держались на ногах. И вот один из духовных чад спрашивает старца: «Батюшка, что это за молитва у нас, мы же ничего не слушаем, почти спим?». Старец на это ответил: «Это не молитва, а молитвенный труд». И только молитвенным трудом возможно укрепление человека во внутреннем делании.

В течение дня, недели, года церковные молитвы чередуются с домашними (келейными). Мы уже говорили о суточном круге богослужений, содержащем восемь основных служб и Литургию как венец богослужения. В церковной практике, однако, эти службы соединяются таким образом, чтобы в изменившихся условиях жизни христиане могли участвовать в церковной молитве на всех службах дня. Сегодня уже не может быть речи о том, чтобы точно соблюдать время богослужений, как это делали первые христиане. Однако это не означает, что христианин не может участвовать в соборной молитве верующих в часы, издревле установленные Святой Церковью как моменты особого предстояния и соборной молитвы.

Каждый христианин имеет свое утреннее и вечернее правило – это отправные точки, между которыми разворачивается каждый день. Но сегодня мы должны понять, что одного утреннего и вечернего правила уже недостаточно. В течение дня необходимы обращения к Богу в кратких молитвах в особые точки дня: они становятся как бы узлами, к которым привязывается все, что совершается в этот день. При этом не обязательно вставать перед иконами, можно быть и на работе, и в транспорте, даже лежать в постели. Но именно в эти особые узловые точки дня важно соединить молитвенные усилия многих. Тогда исполняется обетование Божие о том, что «где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Поэтому все, кто в эти часы присоединяется к общей молитве, соединяются в духе. Великая благодать нисходит тогда на землю через молящихся. Мир очищается и просветляется с особой силой, ибо это соборная молитва, действенная и могущественная. Она означает и установление духовных связей между многими людьми, восстановление разрушенной ткани мира. Молитва в эти часы особенно нужна миру.

В эти узловые точки дня человек собирается, ожидает их. Тогда память о Боге становится постоянной и то, что Святые Отцы, называют сердечной молитвой, по милости Божией укореняется в человеке. Тогда человек начинает ощущать помощь свыше, начинает меньше уставать и достойно противостоять различным соблазнам. Жизнь становится наполненной, радость и утешение дарует Господь трудящемуся, и человек утверждается в делании.

Молитва в эти часы должна быть краткой, с великим вниманием к каждому слову. Здесь важно постоянство и наша верность. Конечно, лучше всего молиться общецерковными, каноническими молитвами, ибо канон церковный задает нам ритм жизни.

Эти узловые точки дня, наполненные молитвенным обращением к Богу и святым, должны быть согласованы с часами молитвословий и богослужений, установленных Святой Церковью.
Девять служб суточного круга, как говорят Святые Отцы, установлены в подражание девяти чинам Ангельских сил, хвалящих Господа. В практике Церкви утреня обычно соединяется с первым часом, поэтому всего в течение дня совершается 8 отдельных служб. В этом мы видим глубокий смысл. Семь дневных и ночных служб совершает Церковь в течение дня в честь семи даров Духа Святаго, ибо молитва совершается при содействии Духа Святаго. О седмеричном числе молений пророк Давид говорил: «Всяк день семикратно восхвалял я Тебя за правые суды Твои» (Пс. 118, 164). Под днем здесь разумеются сутки или день и ночь вместе, как о том говорится в книге Бытия: «И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1, 5). Семь молитв совершаются и потому, что семь есть число нынешнего века. Восьмая служба – Литургия – есть великое таинство будущего века. Все службы могут совершаться вне храма, в домах и даже без священника. Но литургия совершается только в храме и только священником.

7mol14О каждой из установленных Святой Церковью служб пророчески возглашал пророк Давид:
– О полунощнице: «Полунощи востах исповедатися Тебе, о судьбах правды Твоея» (Пс. 118, 62).
– Утреня и первый час: «Заутра услыши глас мой; заутра предстану Ти и узриши мя» (Пс. 5, 4).
– Третий, шестой час и вечерня: «Вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой» (Пс. 54, 18).
– Повечерие: «Измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу» (Пс. 6, 7).

Первый час соответствует нашим семи часам утра.
Третий час – нашим девяти часам утра.
Шестой час – двенадцати часам дня.
Девятый час – трем часам дня.
Вечерня обычно совершается в 6 часов вечера.
Утреня совершается сразу после вечерни.
Повечерие совершается после ужина.
Полунощница совершается в 12 часов ночи.

СЕМИРАЗОВАЯ МОЛИТВА

Согласно установлениям церковным и многовековой традиции в течение дня необходима семиразовая молитва. Однако время совершения молитв должно быть приведено в соответствие с современным ритмом жизни, с ритмами природы и индивидуальным ритмом жизни человека. Какие же основные точки задают человеку ритм жизни?

Первая точка дня – когда человек проснулся и сразу возблагодарил Господа за день жизни, подаренный ему. Вслед за этим идет утреннее молитвенное правило. Оно определяется многими условиями и лучше всего, если его назначит духовник или старец. Если нет возможности посоветоваться, то в православном молитвослове есть канонические утренние молитвы, установленные Церковью для мирян и монашествующих – для всех христиан, независимо от их положения в обществе. Конечно, у каждого человека кроме канонических молитв могут быть свои обращения к Богу, к Божией Матери и к святым о том, что ему особенно близко и дорого. Время совершения утреннего правила у разных людей различно, оно зависит от многих причин. Но все же лучше всего, если утреннее правило совершается до начала Божественной Литургии в храме той местности, в которой живет человек. Ближе всего утреннее правило к первому часу церковной службы древности, соответствующему нашему седьмому часу утра.

Вторая узловая точка дня – это время начала Божественной Литургии в храмах того места, где живет человек. Когда священник в алтаре произносит начальное возглашение Божественной Литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков», то все мы должны подхватить слова, утверждаемые этим возглашением, и с ликом Ангельским, со всеми, кто поет и молится в этот час в храмах, произнести: «Аминь», – да будет так!

7mol15Немногие имеют возможность помолиться на Литургии в будний день, да и в воскресенье не у всех получается. Жизнь наша такова, что приходиться иногда работать и в воскресенье, часто мы болеем, не каждый может пойти в храм в силу многих причин. Но если мы в момент начала Литургии мы все вместе сердцем и мыслью будем в храме, то дух наш будет участвовать в богослужении и славить Бога вместе с братьями и сестрами. В этот час необходимо произнести (вслух или про себя) краткое молитвенное правило, где бы ни находился человек: «Царю Небесный…» по «Отче наш…», «Богородице Дево…» Символ веры и помянуть кратко своих – живых и усопших.

Третья значимая точка дня – 12 часов – полдень, когда солнце находится в зените. И в этот час, когда природа находится в пике своего творческого действия, необходимо произнести в сердце своем то же краткое молитвенное правило, присоединив к нему особые обращения о благословении всех царств природы – растительного, животного и царства стихий. Обращения эти могут быть у каждого свои, смотря по тому, как человек чувствует природу, что в ней особенно близко ему. Это добавление необходимо, ибо природа ожидает молитвы человека, и через молитвенное предстательство и просьбы человека о благословении в природу вливается благодатная сила из Горнего мира. Тогда и сам человек чувствует помощь от природы, радость посещает сердце и человек ощущает привет от тех, за кого он молится. Это так необходимо, потому что мы чудовищно виноваты перед природой и должны просить прощения за то, что мы сделали с ней, за те уродливые волны страстей и зла, которые обрушиваются на природу, за разрушения и раны, наносимые матери-земле и всей природе. Мы должны молиться о гармонизации природы, просить у Бога прощения за грехи наши.
12 часов дня соответствует шестому часу раннехристианской Церкви, когда была установлена особая служба. Поэтому важно помолиться в этот час, соединив свои прошения с молитвами братьев и сестер.

7mol8Четвертая узловая точка дня – три часа пополудни. Она соответствует девятому часу раннехристианской Церкви, в который была установлена отдельная служба. Мы уже говорили о том, что службы часов отмечали ритм по четвертям дня: 3, 6, 9, 12. Вот и мы, подражая древним христианам, молитвенно предстоим через те же промежутки времени, согласно ритму дня. (Для того, чтобы полностью войти в молитвенный ритм древней Церкви и природы, второе правило можно совершать в 9 часов утра, что соответствует третьему часу богослужебного круга; в этот час Литургия еще продолжается и оно близко к самому важному моменту Божественной Литургии – Пресуществлению Святых Даров.)

Через три часа – в 6 часов вечера – пятая узловая точка дня – время начала вечернего богослужения в храмах. И в этот момент следует произнести краткое молитвенное правило и тогда снова, как и в утренний час, мы сможем участвовать в общей соборной церковной молитве, славить и благодарить Господа.

Шестая узловая точка – вечернее правило. Время его совершения зависит от многих условий жизни. Но, конечно, очень желательно совершать его в 9 часов, чтобы сохранить тот трехчасовой ритм, о котором мы говорили. К тому же это время близко к моменту окончания утрени в храмах, когда священник возглашает дивные слова богослужения: «Слава Тебе, показавшему нам свет!».
К вечерним молитвам также можно присоединить свои обращения. Канон – главное, все молитвы должны быть каноничными, но дело в том, что и собственное обращение постепенно становится для человека каноном, ибо оно кристаллизуется, все неточное, лишнее отходит и остаются слова, исшедшие из сердца. Хотя с течением жизни, участвуя в церковной жизни и Таинствах, все больше хочется молиться именно каноническими молитвами, ибо начинаешь сердцем воспринимать их благодатность, великую силу и огромный духовный опыт, вложенный в них многими поколениями верующих.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAИ, наконец, седьмая, завершающая точка дня – это полночь – 12 часов ночи – начало нового дня. В этот момент мы, совершив обычное краткое правило, также просим благословения на сон грядущий; это время совершения церковной службы – полунощницы.
Ночное время – самое благоприятное для молитвы. Наверное, многим приходилось наблюдать, как постепенно успокаивается вода в больших водоемах к ночи, и глубокой ночью вода становится спокойной и гладкой как зеркало. Вся природа, весь мир успокаиваются, уже нет тех волн страстей, которые бушевали в течение дня. Но вот начали просыпаться люди – и появились волны на поверхности воды. Чем больше людей просыпается, тем более неспокойными становятся воды. Это и понятно: волны чувств, страстей, бушующих в человеческом море, не могут не отражаться на жизни всей природы, и вода как стихия особенно чувствительна ко всяким колебаниям и изменениям.

Когда начнешь исполнять это правило, научаешься чувствовать бег времени, входишь в ритм земной жизни, начинаешь ощущать то, что идет нам в духовном плане от природы и из ангельского мира, наконец, реально приобщаешься к жизни Святой Церкви, к ее богослужебному ритму.

Те, кто сумеют утвердить в своей жизни этот молитвенный ритм, и способны взять на себя подвиг, могут присоединить в семиразовой молитве и восьмую – в три часа ночи, но на это, конечно, необходимо иметь благословение духовника, как, впрочем, и на совершение семиразовой молитвы.

7mol9Внутреннее делание может познаваться только участием человека в церковной жизни, в четком внутреннем и внешнем ритме жизни. Когда человек начнет молиться в течение дня в те узловые точки, о которых говорилось, он скоро почувствует существенные изменения в себе. То, что ранее делалось с трудом, становится легким и радостным. Ведь так трудно заставить себя молиться. Но когда начнешь жить в ритме, соблюдать это небольшое и простое молитвенное правило, то увидишь, что появляется желание молиться, начинаешь любить молиться, ибо тогда молитва вкореняется в сердце и благодать касается сердца человека. Тогда уже ждешь тех минут, когда можно будет предстоять пред Богом, появляется желание прочесть акафист, канон, прочесть главу Святого Евангелия. Тогда-то и начинает человек внутреннее делание, становится молитвенником. И в этом молитвенном утверждении, как говорят Святые Отцы, человек идет от внешнего к внутреннему.

МОЛИТВА ЗА ГРУЗИЮ

К счастью, подобные же рассуждения о ритмах богослужебного круга привели к тому, что целая Поместная Православная Церковь – Грузинская – благословила своих чад совершать в течение суток семиразовое молитвенное правило. Расскажем об этом событии подробнее.

7mol16Несколько лет назад Грузинский Патриарх Илия II (о своем Патриархе грузины говорят с благоговением и любовью. Его здесь называют отцом. Действительно, Патриарх пережил смену многих властей; в стране, прошедшей через кризисы и войну, – только Церковь и Патриарх были в эти годы чем-то постоянным. Патриарх Илия II принял Церковь, когда в Грузии было от силы 50 действующих храмов. На сегодняшний день здесь более 50 одних только монастырей, число действующих церквей превысило 800) возвращался из Константинополя после встречи со Вселенским Патриархом. Ехал он на машине через всю Турцию и по дороге встречался с грузинами (на территории Турции существует довольно обширная диаспора этнических грузин, насильно обращенных в ислам около 300 лет назад). Многие из них знают родной язык, некоторые даже тайно крестятся, несмотря на то что за это подвергаются гонениям. Один из этих современных тайных грузин-христиан спросил у Патриарха: «Ваше Святейшество, вот мы верим в то, что христианство – это самая истинная вера и самый высокий духовный образ жизни. Но почему же мусульмане молятся пять раз в день, а христиане – только утром и вечером? Кроме того, у нас нет храмов, и мы не можем молиться на Божественной литургии, нам негде причаститься».

Патриарх вспомнил уже упомянутые нами слова Псалтири, в которых псалмопевец Давид говорит: «Всяк день семикратно восхвалял я Тебя за правые суды Твои» (Пс. 118, 164.) Литургисты подтвердили, что церковный устав действительно подразумевает семикратную молитву: вечерня, утреня, часы и т. д. То есть в Церкви, особенно в монастырях, эта традиция сохранилась, хотя некоторые службы стали соединять. А в давние времена и миряне принимали участие в этом ежедневном молитвенном круге: перед началом работы они шли на утреню, а по окончании ее – на вечерню.

И тогда Патриарх Илия II решил: пусть не все мы можем ходить на вечерню, утреню, Литургию каждый день, но мы можем семь раз творить какое-то небольшое молитвенное правило. Он собственноручно составил такое правило, выбрав отдельные псалмы и молитвы, и благословил, чтобы их читали через каждые три часа, начиная с шести часов утра. То есть в шесть часов утра, в девять часов утра, в полдень – двенадцать часов, в три часа дня, в шесть часов вечера, в девять вечера и в полночь. И эта молитва должна соединяться с молитвой о Грузии. Правило Патриарха издали небольшой книжечкой.

Православные люди Грузии очень полюбили этот сборник молитв, и по всей стране распространяется ныне этот новый, а вернее, забытый старый обычай семиразовой молитвы. Конечно, не сразу и не у всех получается войти в этот молитвенный ритм. Но сознание того, что, быть может, тысячи людей в разных местах страны в один и тот же час вместе творят молитву едиными устами и единым сердцем, помогает многим христианам Грузии войти в общее молитвенное поле.

В этом благословении Грузинского Патриарха мы видим пример и для Русской Церкви. Недаром Божия Матерь избрала Грузию (Иверию) первым Своим вселенским жребием. Ныне четвертый вселенский жребий Божией Матери – Россия может принять эстафету молитвенного подвига от первого Ее жребия.

После того, как традиция семиразовой молитвы утвердилась в Грузинской Церкви, православные люди России также могут включиться в этот молитвенный ритм, соединив каждое такое правило с молитвой о спасении и благоденствии нашей Отчизны.

О том, что это молитвенное делание нашло последователей в нашей Церкви, говорит недавно вышедшая в свет книжица «Седмерицею днесь хвалих Тя…» (Пс. 118, 164). Молитвы в течение дня», изданная Богородицким Раифским мужским монастырем по благословению его наместника архимандрита Всеволода (Захарова). В ней предлагается всем православным людям молиться краткими молитвами семь раз в день именно в те часы, о которых сказано выше: в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24. («СЕДМЕРИЦЕЮ ДНЕМ ХВАЛИХ ТЯ. Молитвы в течение дня» По благословению наместника Рождество-Богородицкого мужского монастыря архимандрита Всеволода. Изд. Раифского Богородицкого мужского монастыря. 30 стр. Без года.)

***

7mol17Одной из главных особенностей служения и миссии России в истории во все времена ее существования была соборность. Ныне она хранится только в Церкви. В других областях жизни – государственной, общественно-политической, экономической о соборности вообще забыли. Но именно в этом состоит главное отличие пути России от западной цивилизации. Когда говорят об особом пути России и невозможности выстроить общественную и государственную жизнь по западным образцам, то причина этого именно соборность, без которой ничего в нашей стране толком не устроить. Семиразовая молитва призвана восстановить соборность в молитвенном делании православных людей России.

Если взглянуть духовным взором на территорию современной России, то мы увидим, как на крайней восточной точке Российской державы – Чукоткой с восходом солнца загораются молитвенные огоньки: в православных храмах начинается Божественная литургия. Но вот земля повернулась вокруг своей оси, – и богослужение начинается в храмах следующего часового пояса. И так Божественная литургия служится на Русской земле, не прерываясь ни на мгновение в течение двенадцати, а то и более часов. Затем эстафету служения принимают православные храмы Европы, Африки, Америки, чтобы снова возвратиться на нашу землю. Мир и существует до тех пор, пока совершается в нем Евхаристия.

Но ведь на Божественной литургии в храмах молятся только служащие священники, клир и совсем небольшое число прихожан (особенно в будние дни, когда большинство верующих людей находятся на работе). Семиразовая молитва может включить в соборную молитву миллионы православных людей. Если мы сумеем наладить трехчасовой молитвенный ритм, то эта краткая соборная молитва будет совершаться каждый час, поскольку наша русская земля покрывает не один, не два, а множество часовых поясов. И тогда у нас появится реальный шанс снова собрать наш народ в едином порыве, а вслед за этим изменить ситуацию в стране – не только в духовной жизни, но и в промышленности, науке, сельском хозяйстве, в культуре. Но для этого необходима та «закваска», о которой говорил Господь Своим ученикам, необходима молитва этого «малого стада», которая поможет увлечь большинство народа на путь правды и света. Поэтому наше главное дело в спасении от надвигающейся катастрофы – молитва.

***

Какие молитвы включать в это краткое правило, зависит от возможностей и наличия свободных минут у каждого человека. Это может быть краткое правило преподобного Серафима Саровского, к которому каждый может присоединить любимые свои молитвы. И конечно, в каждую из трехчасовых молитв следует включать молитву о спасении нашей Отчизны и ее народа. Пример такой молитвы – обращение к Божией Матери в молитве после акафиста Пресвятой Богородице.

7mol18МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
(после акафиста Ей)

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши, помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. О Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице, милостию Твоею спаси и помилуй святейшия патриархи православныя, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы и весь священнический и иноческий чин, и вся православныя Христианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без Семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше, на невидимыя и видимыя враги наша. О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным Христианом, и просвети им ум, и очи сердечней, еже ко спасению; и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего; яко держава Его благословенна и препрославленна, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

31 ЯНВАРЯ — ПРЕПОДОБНЫХ КИРИЛЛА И МАРИИ РАДОНЕЖСКИХ, РОДИТЕЛЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
ИКОНА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПРЕПОДОБНЫМИ КИРИЛЛОМ И МАРИЕЙ
ПРЕПОДОБНАЯ МАРИЯ РАДОНЕЖСКАЯ († 1337 г.) (Глава из книги Александра Трофимова «Святые жены Руси»). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

31 ЯНВАРЯ — ДЕНЬ МУЧЕНИЧЕСКОЙ КОНЧИНЫ МАРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ШАФРОВОЙ-МАРУТАЕВОЙ
МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ШАФРОВА-МАРУТАЕВА - ЕДИНСТВЕННОЕ ФОТО, КОТОРОЕ УДАЛОСЬ НАЙТИ

МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ШАФРОВА-МАРУТАЕВА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. ЯНВАРЬ 2023 г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

31/18 января – Память святителей Афанасия (295-373) и Кирилла (370/380-444), архиепископов Александрийских.
***
31/18 января – Память святителя Никиты, архиепископа Новгородского (1030-1108).
***
31/18 января – Память преподобных Кирилла и Марии Радонежских († 1337), родителей преподобного Сергия Радонежского.
***
31/21 января 1605 г. – Состоялась Битва при Добры́ничах – сражение между армией Лжедмитрия I и царскими войсками под предводительством князя Ф. И. Мстиславского близ деревни Добрыничи. Битва завершилась полным разгромом Лжедмитрия I, потерявшего в сражении значительную часть своего войска.
***
31/19 января 1714 г. – Петр I запретил жениться не получившим образования дворянским детям (недорослям).
Из текста Указа: «Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтоб учить дворянских детей, кроме однодворцев и приказного чина, цифири и геометрии и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится». А священникам строго запрещалось венчать дворянских отпрысков без «соизволения» школьного преподавателя.
***
31/19 января 1801 г. – Грузия добровольно вошла в состав Российской Империи.
***
31/19 января 1852 г. – День рождения Льва Александровича Тихомирова (1852-1923), российский общественный деятель.
Лев Александрович Тихомиров писал в своих воспоминаниях: «Наш род принадлежит к коренным жителям Тульского края, насколько хватает семейных воспоминаний, был всегда духовного звания». Из семьи военного врача. Родился19 января 1852 г. на Кавказе, в военном поселении Геленджик. Окончил керченскую Александровскую гимназию (1870) с золотой медалью и поступил на юридический факультет Московского университета. Перевелся на медицинский факультет (1871).
Принимал активное участие в революционном движении. В 1872-1873 гг. – активный член общества «чайковцев», вёл пропаганду среди рабочих. В ноябре 1873 г. арестован, был под судом по «процессу 193-х». В 1878 г. – член центра «Земли и воли» и редакции ее печатного органа. В 1879 г. – член Исполнительного комитета, распорядительной комиссии и редакции «Народной воли», организовавшей убийство императора Александра II. От имени «исполнительного комитета» составил известную прокламацию, выпущенную после 1 марта 1881 г. (сразу после убийства Александра II) На Липецком съезде 20 июля 1879 г. (на котором была организована «Народная воля») поддержал решение съезда о цареубийстве. В начале марта 1881 г. вместе с оставшимися на свободе членами Исполнительного комитета несколько раз на конспиративной квартире обсуждал воззвание «Ко всему народу русскому» и письмо Александру III, которое сам и написал.
11 ноября 1873 г. Л. А. Тихомирова арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. Замечательна история его освобождения из тюрьмы, рассказанная современниками. Однажды император Александр II лично обходил заключенных в Петропавловской крепости; естественно, каждый из осужденных пытался сказать государю о своей невиновности в надежде получить его защиту, но Тихомиров единственный честно признал себя заслуживающим наказания. Тогда император сказал, что не находит возможности содержать в одинаковом заключении столько «невиновных» людей совместно с «преступником» и повелел освободить Тихомирова из заключения. Произошло это в начале 1878 г., после его четырехлетнего заключения в крепости.
В 1880 г. Лев Александрович женился на Екатерине Дмитриевне Сергеевой и в 1882 г. вместе с женой эмигрировал за границу, проживая в Швейцарии, а затем во Франции. Вскоре после переезда в Швейцарию, 26 августа 1882 г., в семье Тихомировых родился сын, названный Александром (будущий православный подвижник и старец епископ Череповецкий Тихон).
К тому времени у него уже возникли сомнения в целесообразности революционной деятельности, но тем не менее в Женеве он стал во главе «Вестника Народной воли». И только в 1888 г. он открыто выступил иротив прежних своих идей, напечатав книгу «Почему я перестал быть революционером» (М ., 1888), которая сделала возможным его возвращение в Россию. В 1888 г. он написал прошение на Высочайшее Имя о помиловании и разрешении жить в России, что и было даровано ему Высочайшим повелением 10 декабря 1888 г.
Л. А. Тихомиров был глубоко православным человеком, в его трудах звучит искренняя и твердая вера в особую роль Церкви в истории народов. Он написал множество книг и статей, посвященных русской национальной идее, и стал самым крупным в России идеологом монархической власти. Итогом его трудов явилась книга «Монархическая государственность» (1905, переиздание СПб., 1992). В своих исследованиях он пытался раскрыть, с точки зрения православного историка, «понимание тех законов, которыми живет человеческое общество и государство».
При правлении П. А. Столыпина Л. А. Тихомиров был Высочайше пожалован чином статского советника и являлся членом кабинета министров. В 1907-1908 гг. он был членом Предсоборного Совещания.
В 1903-1906 гг. работал над книгой «Монархическая государственность». В 1907 г. был приглашен из Москвы лично Петром Столыпиным в Санкт-Петербург, где занял должность члена совета Главного управления по делам печати. Основной же его задачей было консультирование Столыпина по вопросам, связанным с рабочим движением ввиду обсуждаемого трудового законодательства. В 1909 г. Тихомиров вернулся в Москву. В награду от премьер-министра он получил в аренду издание «Московские ведомости», редактором которого был до 1913 г.
За 10 лет до смерти Тихомиров поселился в Сергиевом Посаде (где и умер 16 октября 1923 г.). Здесь он создал трактат «Религиозно-философские основы истории», в котором анализировал историю человечества с религиозной точки зрения, включая последние эсхатологические времена. В этой книге (впервые опубликованной лишь в 1997 г. в издательстве журнала «Москва») показано развитие в человеческой истории различных религиозных течений, взаимная связь и преемственность религиозных идей и заблуждений разных времён, которые то исчезают с исторической сцены, то, надевая новые личины, появляются вновь. На этом фоне Тихомиров доказывает истинность и глубину православного понимания истории. Последним законченным произведением Тихомирова стала художественная повесть «В последние дни (Эсхатологическая фантазия)», написанная в 1919-1920 гг.
Лев Александрович Тихомиров скончался в 1923 г. в Сергиевом Посаде посвятив остаток дней богословским трудам. Место его захоронения неизвестно.
***
31/19 января 1864 г. – В Москве открывается для посетителей первый в России «общедоступный зоологический сад» – московский зоопарк.
***
31/19 января 1865 г. – День рождения Тихона (в миру Василий Иванович Беллавин; 1865-1925), Патриарха Московского и всея Руси (1917-1925).

***
31 января / 12 февраля 1865 г. – День рождения Алексея Александровича Бахрушина (1865-1929). Родился в Москве, Российская империя. – Русский купец, потомственный почетный гражданин Москвы, меценат, благотворитель, собиратель театральной старины, создатель литературно-театрального музея.
Представитель московской династии Бахрушиных. Бахрушины были в старой Москве известными благотворителями. Будущий знаток театральной старины уже с шестилетнего возраста стал завсегдатаем Большого театра, потом – поклонником труппы Малого театра, а впоследствии сам пробовал играть на сцене Перловского театрального кружка. Учился в частной гимназии Ф.Креймана (III-IV классы). В 1888 г. включился в семейное дело – «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры Алексей Бахрушин и сыновья» и до 1890 г. активно занимался торгово-промышленной деятельностью. Увлекшись собирательством, Бахрушин посвящал ему всё больше времени и постепенно отошёл от дел. Однако после смерти старшего брата, он был вынужден возглавлять до 1917 г. семейное дело. За свои промышленные достижения удостоился нескольких золотых медалей и ордена Св. Анны 3-й степени.
Также он был гласным Московской городской думы (1900-1916), в которой возглавлял комиссию по народным развлечениям. Комиссия приняла решение открыть в Москве 12 народных домов, заведовать которыми в 1915 г. был уполномочен А. А. Бахрушин.
Коллекционировать начал под влиянием двоюродного брата, страстного собирателя Алексея Петровича Бахрушина. «Вскоре театральное собирательство, – вспоминал его сын, – превратилось у него в страсть. Окружающие смотрели на это как на блажь богатого самодура, трунили над ним, предлагали купить пуговицу от брюк Мочалова или сапоги Щепкина». 30 мая 1894 г. владелец впервые показал своё театральное собрание ближайшим друзьям, а 29 октября того же года представил его для обозрения театральной общественности Москвы. С этого дня и началась биография первого московского литературно-театрального музея. Он целенаправленно вёл поиски, чтобы представить в своей коллекции всю историю отечественного театра, от зарождения до современности. В поисках экспонатов Алексей Александрович Бахрушин не раз совершал длительные путешествия по России, из которых привозил не только театральные раритеты, но и произведения народного искусства, мебель, старинные русские костюмы.
Бывая за границей, Алексей Александрович непременно обходил антикварные магазины. В начале XX в. он трижды предпринимал специальные поездки для пополнения разделов по истории западноевропейского театра. Из-за границы он привёз личные вещи французской актрисы Марс, коллекцию масок итальянского театра комедии, многие редчайшие музыкальные инструменты.
Идея Бахрушина о создании театрального музея так пришлась по душе, что многие «безданно и беспошлинно» присылали ему в подарок редкие фотографии, автографы, мемориальные вещи. Притоку даров способствовали и снискавшие немалую популярность в театральных кругах Москвы «Бахрушинские субботы». На «огонёк» к Бахрушину собирались известные актёры и режиссёры: здесь бывали А. И. Южин, А. Л. Ленский, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко. По сложившейся традиции сюда приходили не с пустыми руками. Так, прославленная актриса Малого театра Гликерия Николаевна Федотова передала Бахрушину все свои реликвии и памятные подарки, полученные за годы сценической жизни.
Свой музей Алексей Александрович Бахрушин называл литературно-театральным. В обширном и многообразном его собрании выделялись три раздела – литературный, драматический и музыкальный. В литературном разделе были собраны редкие издания пьес Я. Б. Княжнина, А. П. Сумарокова, А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского. Немалый интерес представляли и сочинения по истории театра, театральные альманахи, журналы, сборники. Здесь были письма, записные книжки, дневники известных деятелей отечественной культуры: А. С. Грибоедова, И. И. Лажечникова, М. М. Хераскова, Н. В. Гоголя, А. Н. Верстовского, А. Ф. Писемского, П. А. Каратыгина, Н. Г. Помяловского. Коллекция рукописей включала свыше тысячи наименований.
В драматическом разделе были собраны декорации, афиши и программы, портреты и скульптурные изображения актёров и драматургов, предметы театрального быта. Среди произведений декораторов хранились работы двух крупнейших театральных художников конца XIX — начала XX в. – К. А. Коровина и А. Я. Головина. Были здесь и народные картинки с изображениями «бесовских потех».
Особую ценность представляли личные вещи многих прославленных актёров. В драматическом разделе находилась, кроме того, изумительная по богатству портретная галерея: здесь рисунки, гравюры, литографии, живописные и скульптурные произведения, большая коллекция фотографий, причём не только отдельные портреты актёров, но и большое количество запечатлённых фотографами сцен из спектаклей.
Театральный быт представлен предметами, сопутствующими завзятым театралам, в том числе — уникальной коллекцией зрительских трубочек и театральных биноклей. Музыкальный отдел состоял из инструментов разных времён и народов: славянские гусли, румынская кобза, европейская мандолина, китайская флейта и даже африканские трубы. Верным помощником в собирательской деятельности Алексея Александровича Бахрушина была его жена Вера Васильевна. Она приводила в порядок газетные вырезки, афиши, программы, помогала отбирать вещи на выставки, устраивать экспозиции.
В 1909 г. бахрушинской коллекцией заинтересовалась Академия наук. 25 ноября 1913 г. состоялся торжественный акт передачи собрания Академии наук. Было создано Правление музея во главе с жертвователем, признававшимся пожизненным почётным попечителем музея. В 1915 г. жертвователь был удостоен ордена Св. Владимира 4-й степени. Музей, созданный Алексеем Александровичем Бахрушиным, существует и поныне (ул. Бахрушина, д. 31/12). Он, как и прежде, располагается в старом здании. Это одна из немногих коллекций старой Москвы, уцелевшая до наших дней. Алексей Александрович Бахрушин оставался во главе музея и после 1917 г., до самой смерти. Бахрушин умер в подмосковной усадьбе Малые Горки близ станции Апрелевка Киевского направления Московской железной дороги 7 июня 1929 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
***
31/19 января 1875 г. – День рождения Лидии Алексеевны Чарской (Вороновой; 1875-1937), писательницы. Родилась она в Санкт-Петербурге. Ей суждено было более 20 лет владеть умами и чувствами самого широкого круга читателей России.
Первая же повесть «Записки институтки», написанная в 1902 г., принесли ей громкую славу. За 20 лет литературной деятельности Чарская написала около 80 произведений! Ее известность достигла европейских стран. Переведенная на немецкий, английский, французский, чешский языки, она вошла в каждый дом, в каждую семью, где росли дети. Молодежь зачитывалась ее произведениями, восторженно встречая новые книги. Повести «Княжна Джаваха», «Люда Влассовская», «Вторая Нина», «Записки маленькой гимназистки», «Сибирочка», «Лесовичка», рассказы «Волька», «Первый день», «Два сочельник», сказки «Золотая свирель», «Волшебная сказка» и другие – вот неполный перечень того, что взахлеб читало подрастающее поколение начала XX века.
Она писала о доброте, любви к ближнему, состраданию, самоотверженности, отзывчивости. Ее герои – люди разных сословий. Это и дворяне, обучающие своих детей в привилегированных учебных заведениях; и служащие, живущие на вознаграждение за свой труд; и нищие, которые мечтают о куске хлеба. Но всех их объединяет человеколюбие, желание отозваться на чужую боль, бескорыстие – те человеческие качества, дефицит которых особенно сильно ощущается в наше время.
В 1917 г., с приходом Советской власти ее перестали печатать, не простив писательнице ее дворянского происхождения. С 1925 по 1929 гг. ей с большим трудом удалось опубликовать 4 маленькие книжки для детей под псевдонимом Н. Иванова. Ее произведения были изъяты из библиотек и уничтожены. Больше не было любимого дела, куда-то исчезли благодарные читатели. Жизнь остановилась на полном ходу, особенно после известия о гибели сына Юрия, который сражался в Красной Армии. Началась буквально нищенская жизнь. И тогда именно К. И. Чуковский выхлопотал ей пенсию.
Она ушла тихо и незаметно. Но оставила после себя до сих пор никем не разгаданную тайну. Официальным местом ее погребения считается Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге.
О Чарской вспомнили в 90-е гг. XX столетия. Понадобился почти век, чтобы мы снова открыли для себя ее творчество. Радует то, что разные издательства взяли на себя труд возродить ее произведения. Сейчас издано уже и полное собрание ее сочинений. Безусловно, книги Чарской найдут своего читателя, ее полюбят маленькие и юные российские граждане XXI века, как когда-то ее любили дети начала прошлого столетия. Книги ее повествуют о добросердечии и отзывчивости, о человечности, благодарности и любви, как высшей добродетели.
***
31/19 января 1879 г. –В Харькове, Российская империя, родился Борис Викторович Савинков 1879-1925) российский революционер, террорист, один из лидеров партии эсеров, руководитель Боевой организации партии эсеров, глава Союза защиты Родины и Свободы. Участник Белого движения, писатель (прозаик, поэт, публицист, мемуарист; литературный псевдоним – В. Ропшин).
Известен также под псевдонимами «Б. Н.», Вениамин, Галлей Джемс, Крамер, Ксешинский, Павел Иванович, Роде Леон, Субботин Д. Е., Ток Рене, Томашевич Адольф, Чернецкий Константин.
Принимал участие в подготовке ряда террористических актов на территории России: убийство министра внутренних дел В. К. Плеве, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, покушения на министра внутренних дел И. Н. Дурново и на московского генерал-губернатора Ф. В. Дубасова.
Савинков стал заместителем руководителя Боевой организации Евно Азефа, а после его разоблачения — руководителем. Вместе с Азефом выступил инициатором убийства священника Георгия Гапона, заподозренного в сотрудничестве с Департаментом полиции. В 1906 г. Савинков в Севастополе подготавливал убийство командующего Черноморским флотом адмирала Чухнина. Был арестован полицией, заключен в Севастопольскую тюрьму и приговорён к смертной казни, но бежал в Румынию.
В эмиграции в 1909 г. написал книгу «Воспоминания террориста», в том же году опубликовал повесть «Конь бледный», в 1914 г. – роман «То, чего не было». После начала Первой мировой войны Савинков перебрался в Париж, где, благодаря своим связям, получает удостоверение военного корреспондента. Его корреспонденция публиковалась в газетах «Биржевые ведомости», «День», «Речь».
После Февральской революции Савинков вернулся в Россию 9 апреля 1917 г. и возобновил политическую деятельность: он был назначен комиссаром Временного правительства в 7-й армии, а 28 июня – комиссаром Юго-Западного фронта. Савинков активно выступал за продолжение войны до победного конца. Стал товарищем (помощником) военного министра (военным министром был сам премьер Керенский). При наступлении Корнилова на Петроград был назначен военным губернатором Петрограда и исполняющим обязанности командующего войсками Петроградского военного округа. Но 30 августа подал в отставку, не согласный с изменениями в политике Временного правительства. После того 9 октября 1917 г. был исключен из партии эсеров по так называемому «корниловскому делу».
Октябрьский переворот 1917 г. встретил враждебно. В феврале-марте 1918 г. создал в Москве на базе организации гвардейских офицеров подпольный контрреволюционный «Союз защиты Родины и Свободы», включавший около 800 человек. Целями этой организации было свержение советской власти, установление военной диктатуры и продолжение войны с Германией. В конце мая заговор в Москве был раскрыт, многие его участники арестованы.
Уехал с военной миссией во Францию, где вёл переговоры о помощи Белому движению. Во время Советско-польской войны 1920 г. Савинков, обосновавшись в Варшаве. В октябре 1921 г. был выслан из Польши. Порвав с белым движением, Савинков искал связей с националистическими течениями. Он встречался с итальянским лидером Бенито Муссолини в 1922-1923 гг. Однако в конце концов Савинков оказался в полной политической изоляции, в том числе и от эсеров. В это время он занялся работой над повестью «Конь вороной», осмысляющей итоги Гражданской войны.
В начале августа 1924 г. Савинков нелегально приехал в СССР, куда был завлечен в результате разработанной ОГПУ операции «Синдикат-2». 16 августа в Минске был арестован вместе со своей любовницей Любовью Ефимовной Дикгоф и ее мужем А. А. Дикгофом. На суде Савинков признал свою вину и поражение в борьбе против советской власти. Военная коллегия Верховного суда СССР 29 августа 1924 г. приговорила его к высшей мере наказания – расстрелу. Верховный суд ходатайствовал перед Президиумом ЦИК СССР о смягчении приговора. Ходатайство было удовлетворено, расстрел заменен лишением свободы на 10 лет.
По официальной версии, 7 мая 1925 года в здании ВЧК на Лубянке Савинков покончил жизнь самоубийством. Воспользовавшись отсутствием оконной решётки в комнате, где он находился по возвращении с прогулки, Борис Савинков выбросился из окна пятого этажа во двор. Место захоронения Б. Савинкова неизвестно.
***
31 января 1881 г. – Экспедиционный корпус под командованием генерала М. Д. Скобелева вступил в Ашхабад. Завершено покорение Туркестана.
***
31/19 января 1887 г. – Умер Семён Яковлевич Надсон (1862-1887), русский поэт.
Появившийся в печати в 1885 г. сборник его стихотворений, тираж которого составил 600 экземпляров, принес Надсону огромный успех. При жизни поэта книга выдержала 5 изданий, а до 1917 г. ее успели переиздать 29 раз, последнее из которых имело огромный по тем временам тираж – 10 000 экз. После смерти Надсона его творчество получило еще большую известность. Многие поэты посвящают его памяти стихотворения (Я. П. Полонский, Л. И. Пальмин, К. М. Фофанов, Г. Ф. Дешкин). А с посмертной публикацией произведений Надсона слава его достигает своего апогея. Молодёжь заучивала его стихотворения наизусть. Произведения Надсона постоянно включались в альбомы и рукописные журналы учащихся, долгие годы их часто декламировали со сцены, почётное место отводилось им в различных хрестоматиях и сборниках. Свыше 100 стихотворений Надсона положено на музыку. И хотя шедевров вокальной лирики на слова Надсона не создано, примечательно, что к его произведениям обращались такие выдающиеся композиторы, как Ц. А. Кюи, А. Г. Рубинштейн, С. В. Рахманинов, Э. Ф. Направник.

ВЕРЬ В ВЕЛИКУЮ СИЛУ ЛЮБВИ!..

Верь в великую силу любви!..
Свято верь в ее крест побеждающий,
В ее свет, лучезарно спасающий,
Мир, погрязший в грязи и крови,
Верь в великую силу любви!

ВПЕРЁД!

Вперед, забудь свои страданья,
Не отступай перед грозой,-
Борись за дальнее сиянье
Зари, блеснувшей в тьме ночной!
Трудись, покуда сильны руки,
Надежды ясной не теряй,
Во имя света и науки
Свой частный светоч подымай!
Пускай клеймят тебя презреньем,
Пускай бессмысленный укор
В тебя бросает с озлобленьем
Толпы поспешный приговор;
Иди с любящею душою
Своею торною тропой,
Встречая грудью молодою
Все бури жизни трудовой.
Буди уснувших в мгле глубокой,
Уставшим – руку подавай
И слово истины высокой
В толпу, как светлый луч, бросай.

***

Блещут струйки золотые,
Озаренные луной;
Льются песни удалыя
Над поверхностью речной,
Чистый тенор запевает
«Как на Волге на реке»,
И припевы повторяет
Отголосок вдалеке.
А кругом царит молчанье,
И блестящей полосой
Золотой зари сиянье
Догорает за рекой.

***
31 января 1893 г. – В селе Прислониха в семье потомственных иконописцев родился Аркадий Александрович Пластов (1893-1972). Народный художник СССР (1962). Академик АХ СССР. Лауреат Ленинской премии (1966) и Сталинской премии первой степени (1946).

Родился в семье потомственных иконописцев. В 1903 г. поступил в Симбирское духовное училище. С 1908 г. учился в Симбирской духовной семинарии, а затем переехал в Москву. Занимался рисованием у Дмитрия Архангельского. Некоторое время занимался в мастерской Ильи Машкова, затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Фёдор Федоровский. Проучившись в нём с 1912 по 1914 гг., поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. Его учителями были живописцы Алексей Корин, Аполлинарий Васнецов, Абрам Архипов, Алексей Степанов, Леонид Пастернак и скульптор Сергей Волнухин.
В его картинах отражены испытания советского народа в годы войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945),
В 1947 г. А. Пластов стал академиком АХ СССР. Член СХ СССР (1937), член правления СХ РСФСР и СХ СССР (1957), секретарь правления СХ СССР (1968).
***
31 января 1901 г. –Премьера пьесы А. П. Чехова «Три сестры» в Художественном театре.
***
31 января 1904 г. – В Москве умер Алексей Иванович Абрикосов (1824-1904), русский предприниматель, фабрикант, основавший во второй половине XIX века «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), а также владевший кондитерскими и чайными магазинами в Москве, Поставщик Двора Его Императорского Величества, председатель совета Учетного Банка, действительный статский советник.
Алексей Иванович и его супруга Агриппина Александровна похоронены на кладбище Ново-Алексеевского монастыря в Москве. В 1926 г. монастырь был закрыт, а кладбище уничтожено.
Во время Крымской войны Абрикосов делал ежегодные 100-рублевые пожертвования госпиталям и ополчению. Позднее стал членом комитета по оказанию помощи семьям убитых и раненных в войне с Турцией, в 1880 г. вошел в состав Совета Дома московского купеческого общества для бесплатных квартир. Служил старостой Успенского храма на Покровке.
Его супруга в конце 1889 г. открыла бесплатный родильный приют и женскую больницу с «постоянными кроватями А. А. Абрикосовой» (на пять коек). Агриппина Александровна завещала городу 100 000 рублей на устройство родильного приюта; здание по проекту И. А. Иванова-Шица на Миусской площади на 51 койку было освящено в мае 1906 г. (с добавлением городских средств, постройка обошлась в 206 000 рублей). По решению Московской городской управы новый родильный приют стал официально носить имя Агриппины Александровны Абрикосовой (1832-1901), после революции — переименован в роддом имени Н. К. Крупской, в 1994 г. ему вернули имя основательницы.
В 1896 г. на средства Алексея Абрикосова и мецената С. А. Корзинкина было завершено строительство кирпичного здания церковно-приходской школы при Ильинском храме в деревне Изварино. Сам же храм Илии Пророка был отстроен заново на деньги тех же Абрикосовых и Корзинкиных в 1904 г. взамен обветшавшей Ильинской церкви.
***
31 января 1910 года родилась В. С. Гризодубова (г. Харьков), летчица, Герой Советского Союза (1938 г), Герой Социалистического Труда (1986 г.), полковник. Дочь одного из первых русских авиаконструкторов и летчиков С. В. Гризодубова. В 1929 г. окончила Пензенский аэроклуб, занималась планерным спортом. В Красной Армии с 1936 г. Командир экипажа самолета «Родина», совершившего в сентябре 1938 г. беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток. В Великую Отечественную войну командовала 101-м полком авиации дальнего действия. После войны работала начальником летно-испытательной станции, затем директором НИИ. Умерла 28.04.1993 г.
***
31 января 1924 г. – Второй съезд Советов СССР утвердил Конституцию СССР – первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик, который закрепил, окончательно юридически оформил образование и разделение прав СССР и союзных республик.
***
31 января 1928 г. – В январской «Роман-газете» появляются первые главы романа Михаила Шолохова «Тихий Дон».
***
31 января 1932 г. – Запущена первая доменная печь Магнитогорского металлургического комбината – одного из крупнейших металлургических комбинатов России. В годы Великой Отечественной войны комбинат, первоначально ориентированный на выпуск «гражданских» сортов металла, освоил выпуск броневой стали, а также прокатку броневого листа. В конце 1942 г. вступила в строй домна № 5, крупнейшая в СССР.
***
31 января 1942 г. – Мученическая смерть Марины Александровны Шафровой-Марутаевой (1908-1942).
***
31 января 1943 г. – В Сталинграде принят ультиматум советского командования о немедленном прекращении огня и о полной капитуляции южной группы немецких войск. В 13 часов советскими воинами вместе со своим штабом пленен командующий немецкой 6-й полевой армии генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс.
30 января Паулюс отправил радиограмму в Берлин: «Адольфу Гитлеру! 6-я армия поздравляет своего фюрера со славной годовщиной! Флаг со свастикой по-прежнему реет над Сталинградом. Паулюс». А 31 января капитулировал.
***
31 января 1952 г. – День рождения художницы Надежды Рушевой. Она слишком рано ушла из жизни в возрасте 17 лет, но успела подарить миру тысячи своих произведений.
Надя начала рисовать с пяти лет, причем никто не обучал ее рисованию, также до школы ее не учили читать и писать. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух. В мае 1964 г. состоялась первая выставка ее рисунков, организованная журналом «Юность» (Надя училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации ее рисунков, когда ей было всего 12 лет. За следующие пять лет ее жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в СССР, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии.
Среди ее работ – иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около пятидесяти авторов. Работа над «Мастером и Маргаритой» стала для нее последней. В то же время, для «Мастера и Маргариты» Надя стала первой художницей. На титульной иллюстрации, изображающей встречу Берлиоза и Бездомного на Патриарших прудах, Елена Сергеевна Булгакова, вдова Михаила Афанасьевича, оставила свой автограф: «Как жаль, что я не знала это необыкновенное существо – Надю Рушеву».
Ее рисунки рождались без эскизов, всегда рисовала враз, набело, и она никогда не пользовалась стирательной резинкой. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», – говорила Надя
Надя оставила после себя огромное художественное наследие – около 12 тысяч рисунков. Точное их число невозможно подсчитать – значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Прошло более 160 выставок ее работ в разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.
Скончалась Надежда 6 марта 1969 г. в больнице в возрасте 17 лет из-за разрыва сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг.
***
31 января 1955 г. – В Ленинграде умер Михаил Леонидович Лозинский (1886-1955), русский советский поэт-акмеист, переводчик, один из создателей советской школы поэтического перевода.
Окончил 1-ю петербургскую классическую гимназию с золотой медалью. Слушал лекции в Берлинском университете. Затем учился в Петербургском университете. В 1909 г. получил диплом юриста, а затем пять лет занимался на историко-филологическом факультете.
Был близок к поэтам «серебряного века», в частности к акмеистам, дружил с О. Э. Мандельштамом, А. А. Ахматовой и был ближайшим другом Н. С. Гумилёва. В 1912 г. Лозинский организовал издательство «Гиперборей», где печатались акмеисты, и входил в созданный Гумилёвым «Цех поэтов».
В 1913-1917 гг. – редактор журнала «Аполлон». В 1914 г. начал работать в Публичной библиотеке библиотекарем и консультантом (работа в библиотеке продолжалась до 1937 г.).
После октябрьского переворота 1917 г. М. Горький привлек Лозинского к работе в издательстве «Всемирная литература», где тот занимался переводом и редактурой.
В 1921 г. задерживался по делу Н. С. Гумилёва, находился две недели под арестом в 1927 г. со служащими Публичной библиотеки. 20 марта 1932 г. арестован и Постановлением Коллегии ОГПУ от 17 июня 1932 г. осужден по ст. 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда) на 3 года лишения свободы условно. Реабилитирован в 1989 г.
В 1924 г. Лозинский писал в Париж своей сестре, Елизавете Леонидовне Миллер, о сложности жизни в советской России, о «систематическом удушении мысли», но еще и о том, что «дезертировать нельзя»:
«В отдельности влияние каждого культурного человека на окружающую жизнь может казаться очень скромным <…>. Но как только один из таких немногих покидает Россию, видишь, какой огромный и невосполнимый он этим приносит ей ущерб <…>. Если все разойдутся, в России наступит тьма, и культуру ей придется вновь принимать из рук иноземцев. <…> Надо оставаться на своём посту. Это наша историческая миссия…»
Лозинский много работал над переводами западной классики, тяготея в поэзии к крупной форме, драматургии, переводил также и прозу. В его переводе в СССР вышли произведения таких классиков, как Уильям Шекспир, Ричард Шеридан, Пьер Корнель, Жан Батист Мольер, Лопе де Вега, Мигель Сервантес, Карло Гоцци, Проспер Мериме, Ромен Роллан. Главной его работой стал перевод «Божественной комедии» Данте Алигьери. Переводил Лозинский и восточных поэтов, таких как Фирдоуси, Саят-Нова, грузинского поэта-романтика Николоза Бараташвили.
«В трудном и благородном искусстве перевода Лозинский был для XX века тем же, чем был Жуковский для века XIX», – сказала на его похоронах Анна Ахматова.
Лозинский скончался 31 января 1955 г. в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
***
31 января 1956 г. – В Москве родилась Вера Витальевна Глаголева (1956-2017). Советская и российская актриса театра и кино, кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Народная артистка Российской Федерации (2011).
Вера Глаголева умерла 16 августа 2017 г. Похоронена на Троекуровском кладбище.
***
31 января 1966 г. – В СССР осуществили запуск космической ракеты с автоматической межпланетной станцией «Луна-9», которая совершит мягкую посадку на Луну в районе Океана Бурь и передаст научную информацию на Землю, в том числе первую серию панорамных снимков с ее поверхности.
***
31 января 2003 г. – День памяти Леонида Эрдмана (1940-2003).
***
31 января 2020 г. – Великобритания официально вышла из ЕС

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

Однажды ночью идя домой, я увидел впереди громко лающую свору собак. Мне было страшно идти дальше,– постояв какое-то время, я повернул назад и отправился к дому обходными путями. Маме я ничего не сказал об этой истории. Но на следующий же день мне стало очевидно, что она знает о моем вчерашнем поведении, поскольку сама завела разговор о страхе и боязливости. Передаю ее слова: «Каждый человек, и особенно верующий в Бога, обязан преодолевать страх. Это очень опасная и губительная страсть. Если ее не преодолеть, то в самый важный и трудный момент жизни, когда придется выбирать между добром и злом, человек может стать отступником и предателем. Мы знаем, как во время гонений люди из-за трусости отрекались от Христа. С этой страстью следует бороться постоянно, преодолевая страх и боязливость в самых разных проявлениях. Если ты чего-то боишься, нужно идти навстречу этой опасности с молитвой к Богу, к Божией Матери, к своему Ангелу-хранителю. Но самое надежное средство к победе над этой страстью – любовь, окончательно страх может победить только любовь».

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

30 ЯНВАРЯ — ПРП. АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО
antvel8
«РЕВНИТЕЛЯ ИЛИЮ НРАВЫ ПОДРАЖАЯ…». ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

27 ЯНВАРЯ – ДЕНЬ ПАМЯТИ СТАРИЦЫ СХИМОНАХИНИ МАРГАРИТЫ (ЕВФРОСИНИИ ФОМИНИЧНЫ ЛАХТИОНОВОЙ; 1899-1997)
СХИМОНАХИНЯ МАРГАРИТА (ЕВФРОСИНИЯ ФОМИНИЧНА ЛАХТИОНОВА)
СХИМОНАХИНЯ МАРГАРИТА (ЕВФРОСИНИЯ ФОМИНИЧНА ЛАХТИОНОВА; 1899–1997) (Последняя старица Дивеевской обители). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

25 ИЮЛЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ

Мама жила в ритме природы, постоянно любовалась своим садом в разное время года, специально выходила помолиться среди кустов и деревьев. В течение многих лет она делала выписки из разных книг и статей по народному календарю: там были сведения о приметах погоды в связи с церковным календарем, о прилете и отлете птиц, о свойствах и красоте цветов, деревьев и других растений, а также камней и минералов. Мы постоянно выписывали журнал «Наука и жизнь», из которого мама вырезала и подшивала ежемесячные заметки о природе и календаре. Из того, что собрала мама, можно было бы составить интереснейшую книгу. Все эти материалы были постоянно «в ходу»: когда приходили очередные посетители, мама открывала раздел своего собрания, соответствующий месяцу, неделе и даже конкретному дню и начинала читать выдержки. В такие минуты я не выдерживал, оставлял все свои дела и присоединялся к слушателям…

К сожалению, размеры книги не позволяют опубликовать интереснейшие сведения, которые собрала мама по народному календарю. Поэтому вниманию читателей предлагается лишь один календарный месяц – март. Весна была любимым временем года, а март – любимым ее месяцем, недаром в нем совершились столько важнейших событий ее жизни. 21 марта родился я, в марте сделали маме серьезную операцию, в марте умер мой отец, в марте отошла в вечность и мама. Она знала, что уйдет из жизни в марте, знала даже число – 29-е, о чем сохранились такие свидетельства: за день до смерти она попросила меня снять все деньги с ее пенсионной книжки, чтобы не нужно было потом ходить по инстанциям и оформлять наследство (и здесь, даже перед лицом смерти она думала о том, как избавить сына от лишних хлопот). Сохранился листок с выпиской из церковного календаря, сделанный рукой мамы: на нём записаны даты от 27 до 31 марта с указанием памяти святых каждого дня. Сделана эта запись много лет назад, еще до смерти отца, и именно в этом интервале умерли отец (27 марта) и мама (29 марта – день памяти мученика Трофима).

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

МАРТ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

А. Трофимов

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК