17 декабря 2014 года исполнилось 15 лет со дня кончины матушки Маргариты – супруги отца Валерия Ларичева, настоятеля храма во имя сщмчч. Флора и Лавра села Ям Домодедовского района Московской области. Ее светлой памяти посвящены эти воспоминания.
Матушка Маргарита (Маргарита Аркадьевна Вартанянц) происходила из семьи московских армян. Родилась она в 1938 году в поселке Малаховка Московской области. Ее родители не принадлежали к Григорианской (Армянской) церкви, впрочем, в те годы мало кто принадлежал какой-либо церкви. По окончании средней школы поступила в МЭИ на факультет теплофизики. Во время учебы в институте (в 1960 г.) она вышла замуж за Валерия Павловича Ларичева – тогда студента Первого Московского мединститута. В 1962 году в семье родился сын Алексей.
Получив диплом, работала там же, в МЭИ над проблемами физики плазмы, имела много научных работ и публикаций. Долгие годы она проработала в институте высоких температур Российской Академии наук (ИВТРАН). Она была замечательным специалистом – ученым в области химической физики, тщательно, внимательно и ответственно относилась ко всему, что ей приходилось выполнять. Количество самых преданных и искренних ее друзей не поддается исчислению. Она была остроумной, блестящей женщиной, умеющей прекрасно организовать дом, рукодельницей, выдающимся кулинаром…
Но, как оказалось впоследствии, все это было лишь подготовкой к основному и главному служению, предназначенному ей судьбой – быть матушкой в православном храме, верной помощницей своему супругу – священнику, настоятелю сельского прихода. Путь этот начался с обретения веры. Позднее матушка вспоминала, что самые важные события в ее жизни происходили в день, когда Церковь празднует иконы Пресвятой Богородицы. Главными, «семейными» реликвиями для Маргариты Аркадьевны были икона Божией Матери: Казанская, Иерусалимская, Гефсиманская (Черниговская) и «Всех скорбящих Радость».
Супруг Маргариты Аркадьевны в 1962 году поступил в ординатуру по специальности психиатрия, затем три года учился в аспирантуре на кафедре психиатрии Первого Московского мединститута. В 1968 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Атеросклеротические нарушения головного мозга» под научным руководством профессора В. М. Банщикова. После защиты диссертации работал на кафедре психиатрии Первого Московского мединститута, а затем перешел в Московский институт психиатрии Минздрава РСФСР в отдел суицидологии (от «суицид», т.е. самоубийство) на должность старшего научного сотрудника. За семь лет работы в суицидологии ему удалось опубликовать более двадцати научных работ. Все эти годы он готовил материалы для докторской диссертации и эти труды помогли Валерию Павловичу обратиться к Православию. Обратившись к вере, он ушел из науки и до 1990 года работал в психоневрологическом диспансере врачом-психиатром и психотерапевтом.
Событием, которое многое изменило в жизни супругов, стало знакомство со старцем иеросхимонахом Сампсоном (Сиверсом)**. Так старец не благословил Маргариту Аркадьевну защищать диссертацию, хотя уже была проделана вся необходимая работа. Он видел, что это его духовная дочь – предельно искренняя, открытая людям, способная к бескорыстной работе, обладающая чувством прекрасного,– предназначена к иному, чем наука, «послушанию».
В 1978 году духовные чада старца Сампсона сняли для него дачу в Малаховке почти напротив дома, доставшегося Валерию Павловичу от родителей. Отец Сампсон принял Ларичевых в число своих духовных детей и дал благословение приходить к нему в любое время. Они заходили к старцу, подолгу беседовали с ним, молились. Иногда он сам приходил в их дом, и они сидели на террасе, пили чай, беседовали. Для них это была удивительная школа духовной жизни.
После знакомства со старцем Сампсоном Маргарита Аркадьевна сразу прилепилась к нему, не спускала с него глаз, получив большой духовный импульс, который навсегда определил ее жизненный путь. Все свои дальнейшие поступки и решения она принимала только с благословения отца Сампсона, который благословил ее постоянно творить Иисусову молитву. Старец явно выделял ее среди других духовных чад, чему некоторые очень завидовали. Отец Сампсон вспоминал, что пребывание в Малаховке – счастливейшее в его жизни. Тогда Маргарита Аркадьевна имела счастье практически ежедневно общаться со своим духовником и старцем, который часто повторял: «Какая ты счастливая!». И думается, не случайно, что батюшка умер в ее присутствии…
Отец Валерий вспоминает: «Он был олицетворением благородства: высокий, стройный, величественный. И такая радость загоралась в сердце от этого общения. А какие уроки мы получали от дорогого нашего старца! Для меня и для Маргариты это были важнейшие уроки, это общение изменило нашу жизнь, направило нас на путь истинной веры, благочестия, желания послужить Богу и людям».
После того, как батюшка вернулся в Москву из Малаховки, дом, в котором он жил, сгорел. И все же на следующий год для него нашли новый дом, чуть подальше от дома Ларичевых. И снова каждый день они общались с батюшкой, слушали его рассказы и наставления. Тогда же у него начались боли,– пришлось лечь в больницу, у батюшки обнаружили рак. Сделали операцию, но прожил он после нее недолго.
Батюшка называл шутливо Валерия Павловича с Маргаритой Аркадьевной «таратайщиками», потому что супруги постоянно возили его к службам в Николо-Кузнецкий храм на своей новенькой «Ниве». У «Нивы» было высокое сиденье и батюшке с его больными ногами было удобно забираться в машину,– поэтому, когда ему было куда-то доехать, он звонил Ларичевым и они с радостью приезжали в нужное время.
В Николо-Кузнецком храме отец Сампсон по установленному обычаю молился в алтаре. Здесь служил отец Всеволод Шпиллер; вспоминают, как приезжал к нему на службу знаменитый богослов отец Иоанн Мейендорф. Отец Владимир Тимаков произносил прекрасные проповеди. Такая интересная и духовно насыщенная жизнь шла в этом храме.
После богослужений Ларичевы присутствовали на беседах отца Сампсона в квартире у метро «Профсоюзная», где он жил. Перед беседами батюшка обязательно исповедовал каждого,– это было главное, для чего духовные чада приезжали к старцу. Иногда приходилось ждать по 2–3 часа, пока все не подойдут. Беседы батюшки были для всех присутствовавших истинно духовным пиром. Говорил он чаще всего о покаянии, о молитве, но бывало по просьбе собравшихся затрагивал и вопросы из истории, вспоминал о своей жизни.
Однажды соседка предложила Маргарите Аркадьевне приобрести небольшую икону Черниговской Божией Матери. Случилось это в день празднования иконы. Когда Маргарита Аркадьевна рассказала об этой иконе батюшке, он сказал:
– Сколько бы ни запросили денег за нее, берите,– это ваша икона, благословение вашей семьи!
Когда заглянули в календарь, оказалось, что Черниговская икона Божией Матери празднуется дважды. Первое празднование 16/29 апреля – оказался днем свадьбы супругов Ларичевых, а второе празднование – 1/14 сентября попадает на именины Маргариты.
Из воспоминаний отца Валерия: «Отец Сампсон предсказал, что я стану священником. На всю жизнь запомнил я его слова:
– Благословляю тебя на священство.
24 августа 1979 года отца Сампсона не стало. Мы с Маргаритой почувствовали себя осиротевшими. Но перед смертью батюшка сказал нам обоим, чтобы мы не искали духовного отца и общались с ним молитвенно».
Однажды составитель этой книги появился в доме Ларичевых 24 августа 1981 года, и хозяева сказали, что сегодня – годовщина со дня кончины батюшки, предложив съездить вместе с ними на его могилу. Сели в упомянутую выше «таратайку» и отправились на кладбище. В пути у нас почему-то зашел разговор о сладостях, и мы выяснили, что любимым нашим блюдом является пористый шоколад…
Когда мы приехали на Николо-Архангельское кладбище и подошли к могиле старца, на ней лежала … плитка пористого шоколада, которую мы вместе тут же употребили, помянув дорогого батюшку. Хотя на плитке было написано «горький», шоколад оказался сладким и лишь названием напоминал о том, что горькое и сладкое в нашей жизни чередуются попеременно.
После кончины старца Ларичевы стали посещать храм во имя святого апостола Филиппа в Афанасьевском переулке. Там они учились петь и читать на клиросе и познакомились с будущим протоиереем Алексием Бабуриным. В 1990 году брат А. Бабурина протодиакон Василий неожиданно сказал, что есть возможность рукоположиться и получить для восстановления разрушенный храм в Московской области. Для этого необходимо было немедленно оставить прежнюю работу и какое-то время пройти послушание алтарника в Успенском храме Новодевичьего монастыря.
Маргарита Аркадьевна поддержала супруга и не отговаривала его, даже увидев, в каком плачевном состоянии находится храм. В начале января 1990 года Валерий Павлович стал алтарником Успенского собора в Новодевичьем монастыре. А 24 марта того же года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий рукоположил Валерия Ларичева во диакона в храме Рождества Пресвятой Богородицы Старосимонова монастыря (где находятся гробницы героев Куликовской битвы Осляби и Пересвета). А в следующее воскресенье 31 марта 1990 года владыка Ювеналий рукоположил диакона Валерия во иерея в Успенском храме Новодевичьего монастыря.
Добавьте комментарий