22 ноября 1941 г. начала действовать автомобильная ледовая «ДОРОГА ЖИЗНИ» блокадного Ленинграда.
Если в наши дни лететь на вертолете над Ладогой, то под водой можно разглядеть сотни темных прямоугольников, это остовы грузовиков, ушедшие под лед в первую и вторую блокадные зимы. Вместе с машинами, которые везли муку и снаряды, часто гибли водители, рабочие трассы и те люди, которых вывозили из блокадного города.
Движение было организовано в обе стороны по двум трассам, расположенным на расстоянии 100–150 метров друг от друга. По Дороге жизни проходила эвакуация населения — в первую очередь вывозили женщин и детей, больных и стариков.
Немцы постоянно вели обстрел и бомбежку магистрали, но им не удалось остановить движение. Водители грузовиков не закрывали двери, чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнет тонуть. Только в первую зиму под лед ушло около тысячи грузовиков, а сколько здесь погибло людей, неизвестно. В память о подвиге, который совершали изо дня в день обычные люди, на берегу Ладожского озера стоит бронзовая копия легендарной «полуторке» ГАЗ –АА.
В первую блокадную зиму ледовая трасса действовала 152 дня до 24 апреля 1942 года. В апреле во время оттепелей машинам приходилось двигаться по воде.
***
Ольга Берггольц писала о Дороге жизни:
Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
страшней и радостней дороги.
Блокада Ленинграда продолжалась 872 дня с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года, когда она была полностью снята. Блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года.
По продуктовой карточке с 1 октября служащим иждивенцам и детям полагалось по 200 грамм хлеба на человека в день, рабочим и ИТР по 400 грамм; с 13 ноября – по 150 грамм и 300 грамм соответственно.
«ДОРОГА ЖИЗНИ» – это абсолютно точное название: без нее Ленинград был бы обречен на гибель.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ «КО ДНЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ БЛОКАДЫ (ГЛАВА ИЗ КНИГИ: «ИСПОЛНЕН ДОЛГ, ЗАВЕЩАННЫЙ ОТ БОГА…»)»
Добавьте комментарий