Первая седмица св. Четыредесятницы есть «дней начаток святых постов».
«Прииде,– воспевает Святая Церковь в своих песнопениях,– пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков».
«Моисей бо тем прославился, и закон в письмене на скрижалях прият».
«Илия постився, небеса заключи»
«Пост отроки из пещи» избавил и «пророка Даниила от львов снеди».
И мы «твердое оружие поста имуще яко щит, всякую кознь прелести вражия отвратим, не опалимся сладости страстей, ни огня искушений убоимся», «погасим плотския страсти пламенеющия», «чисти явимся Чистому, и Единому от всеx ищущему чистоты, Спасу душ наших»; «светли бывше божественными добродетельми, светозарная Спасова верою узрим страдания», и «приемлем от Христа Бога велию милость».
По учению Святой Церкви, «истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости охлаждение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления; сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный».
Поэтому, приглашая своих чад к истинным покаянным и постническим подвигам, Святая Церковь и воспевает: «Во светлую поста облекшися ризу, пианства темныя и злотяжкия совлецемся одежды», «чистоту возлюбим, блуда отбежим, чресла целомудрия перепояшем», «омыем лица наша безстрастия водою», «разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы»; «всечестное воздержание начнем светло, лучами сияюще святых заповедей Христа Бога нашего, любве светлостию, молитвы блистанием, чистоты очищением, благомужества кротостию».
В первые четыре дня первой седмицы Великого поста на повечерии читается Великий канон св. Андрея Критского.
ПОУЧЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ
«Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный: аще ли не отпущаете человеком согрешений их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15).
«Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения, под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя и от немирных чувств к брату перейди к искренним мирнвм – и всё тут. Прощенный день, какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы, как должно, пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с небом…»
Свт. Феофан Затворник
«Так употребляй пищу и питание при всех других осторожностях,– чтобы начальствовать над сластями, а не быть у них под началом, чтобы властвовать над плотию, а не быть во власти ее. Наилучший порядок в отношениях души и тела и есть тот, чтобы низшее не насиловало высшего».
Прп. Феодор Студит
«Если хочешь препобедить чревоугодие, возлюби воздержание и имей страх Божий – и победишь».
Прп. Ефрем Сирин
«Только досыта ничего не вкушай; оставляй место Святому Духу».
Прп. Серафим Саровский
«Сребролюбие есть дщерь неверия».
Прп. Иоанн Лествичник
«Нищета есть не что иное, как умеренность во всем».
Прп. Антоний Великий
«Если хочешь препобедить чревоугодие, возлюби воздержание и имей страх Божий – и победишь»
Прп. Ефрем Сирин
«Очисти келию свою от излишеств, потому что cиe поведет тебя к воздержанию, хотя бы ты и не хотел».
Прп. Исаак Сирии
«Кто молится за врагов, тот не будет помнить зло, и кто бережет язык, тот не оскорбит ближнего. В домах смиренных почивает Господь, в домах же гордых умножается проклятие».
Евагрий монах
«Как должно остерегаться пресыщения, точно так же должно остерегаться и излишнего воздержания».
Свт. Игнатий Брянчанинов
«Утончающий себя воздержанием приближается к здоровью».
Авва Исаия
«Начни отдавать сперва то, что тебе самому не нужно, что у тебя валяется. Потом будешь в состоянии давать и больше, и даже с лишением для себя. И, наконец, будешь готов отдать и все, что имеешь».
Свт. Иоанн Златоуст
«Каяться – значит в сердце чувствовать ложь, безумие, виновность грехов своих,– значит сознавать своего Творца, Господина, Отца и Благодетеля, бесконечно святого и бесконечно гнушающегося грехом, значит всею душою желать исправления и заглаждения их».
Св. праведный Иоанн Кронштадтский
***
ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК
«В комнатах тихо и пустынно, пахнет священным запахом. В передней, перед красноватой иконой Распятия, очень старой, от покойной прабабушки, которая ходила по старой вере, зажгли постную, голого стекла, лампадку, и теперь она будет негасимо гореть до Пасхи. Когда зажигает отец,– по субботам он сам зажигает все лампадки,– всегда напевает приятно-грустно: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», и я напеваю за иим, чудесное: «И свято-е… Воскресе-ние Твое сла-а вим!»
Радостное до слез бьется в моей душе и светит, от этих слов. И видится мне, за вереницею дней Поста,– Святое Воскресенье, в светах. Радостная молитвочка! Она ласковым светом светит в эти грустные дни Поста.
Мне начинает казаться, что теперь прежняя жизнь кончается, и надо готовиться к той жизни, которая будет… где? Где-то, на небесах. Надо очистить душу от всех грехов, и потому все кругом – другое. И что-то особенное около нас, невидимое и страшное. Горкин мне рассказал, что теперь – «такое, как душа расстается с телом». Они стерегут, чтобы ухватить душу, а душа трепещет и плачет – «увы мне, окаянная я!»…
– Потому они чуют, что им конец подходит, Христос воскреснет! Потому и пост даден, чтобы к церкви держаться больше, Светлого Дня дождаться. И не помышлять, понимаешь. Про земное не помышляй! И звонить все станут: по-мни… по-мни!.. – поокивает он так славно.
В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – пом-ни… по-мни… Это жалостный колокол, по грешной земле плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь победному, до самой Пасхи. В гостиной надеты серые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина,– «Красавица на пиру», закрыта простынею. Преосвященный так посоветовал. Покачал головой печально и прошептал; «Греховная и соблазнительная картинка!» Но отцу очень нравится – такой шик! Закрыта и печатная картинка, которую отец называет почему-то «прянишниковская», как старый дьячок пляшет, а старуха его метлой колотит. Эта очень понравилась преосвященному, смеялся даже. Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатами, и мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно, Великий Пост: раскатишься – и сломаешь ногу. От «масленицы» нигде ни крошки, чтобы и духу не было. Даже заливную осетрину отдали вчера на кухню. В буфете остались самые расхожие тарелки, с бурыми пятнышками-щербинками,– великопостные. В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом,– такая прелесть. Я хватаю щепотками,– как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, «кресты» на Крестопоклонной… мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар – лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва… А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам… а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а… великая кулебяка на Благовещенье, с визигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками… а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладка-сладка «рязань»… а «грешники», с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!.. Неужели и там, куда все уходят из этой жизни, будет такое постное! Почему все такие скучные? Ведь всё – другое, и много, так много радостного. Сегодня привезут первый лед и начнут набивать подвалы,– весь двор завалят. Поедем на «постный рынок», где стон стоит, великий грибной рынок, где я никогда не был… Я начинаю прыгать от радости, но меня останавливают:
– Пост, не смей! Погоди, вот сломаешь ногу.
Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, Сын Божий! А Бог-то как же… как же Он допустил?..
Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог.
И. С. Шмелев
***
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлететь во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольных бурь и битв,
Сложили множество Божественных молитв.
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста.
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой;
Впадыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
А. С. Пушкин
Добавьте комментарий