5 июня (23 мая) – день памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой († 1173 г.) Предлагаем вниманию читателей главу из книги А. Трофимова «Святые жены Руси», посвященную святой Евфросинии.
1. ПОЛОЦК – КОЛЫБЕЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ БЕЛОЙ РУСИ
Историческая память каждого христианского народа с благоговением хранит память о местах и события тех времен, когда Свет Христов осенил его родную землю. Для белорусского народа таким местом является Полоцк, ставший колыбелью Православия для всей земли кривичей, названной впоследствии Белой Русью.
Полоцк (Полотеск, Полотьск, Полтеск) впервые упоминается в «Повести временных лет» под 862 годом в связи с раздачей Рюриком городов своим дружинникам) В Лаврентьевской летописи сказано: «И прия власть Рюрик, и раздая мужем своим грады, овому Полотеск, овому Ростов, другому Бело-озеро. И по тем городом суть находници варязи, а перьвии насельници… в Полотъски кривичи…».
Город возник на реке Полота, отсюда и его название. С наименованием этой реки, притока Западной Двины, связывает древнерусский летописец также происхождение названия «полочане», которые поселились в Верхнем Подвинье, образовав самостоятельное племенное «княженье».
В X веке Полоцк занимал четвертое место в иерархии древнерусских городов после стольного Киева, Чернигова и Переяславля. В 980 году князь Владимир, еще будучи язычником, завоевал Полоцк, истребил представителей местной княжеской династии и насильственно взял себе в жены Рогнеду, дочь полоцкого князя Рогволода. Непокорная Рогнеда покушалась на жизнь Владимира, но неудачно.
Княжество Полоцкое – родина преподобной Евфросинии – было одним из первых, просвещенных светом спасительной Христовой веры еще в начале Крещения Руси. Равноапостольный князь Владимир важнейшие города подвластных ему земель отдавал во владение своим сыновьям. Вместе с сыновьями князь Владимир направлял священников, чтобы учить и крестить народ, а также строить церкви. И вскоре в Киеве, Белгороде, Полоцке, Турове и других городах начали образовываться христианские общины, строиться храмы, открываться монастыри и школы. При разделении в 992 году князем Владимиром земель между двенадцатью сыновьями его старший сын от Рогнеды Изяслав стал полоцким князем. Ко времени правления князя Изяслава относится учреждение в Полоцке первой епископской кафедры, которая была основана в 992 году.
С образованием Полоцкой епископской кафедры город стал центром, из которого христианство распространилось по всей земле кривичей. Именно отсюда берет начало национальная школа храмостроительства, просвещения, учительства и ремесел.
Первым полоцким храмом, согласно летописи, являлась церковь Пресвятой Богородицы, построенная в 1007 году. О становлении христианства в Полоцке упоминает одна из исландских саг – «Сага о крещении». Ее главный герой – святой Торвальд, крестив исландские земли, посетил Иерусалим и Царьград. Возвращаясь через восточнославянские земли на родину, он умер близ Полоцка. Об этом в саге говорится так: «Торвальд умер на Руси неподалеку от Полоцка, где и похоронен на горе у храма Иоанна Крестителя, а затем был признан святым…»
К началу XII века Полоцк сделался великим просветительным городом для всей Северо-западной Руси. XII век стал для Полоцкой земли временем расцвета иноческой жизни. В этот период времени в Полоцке уже насчитывалось около 15 монастырей.
2. ПОЛОЦК – ДОМ СВЯТОЙ СОФИИ, ПРЕМУДРОСТИ БОЖИЕЙ
Слово «премудрость» на греческом языке произносится «софия». В одной из церковных молитв на праздник Святой Софии говорится: «Непостижимая и Всепетая Премудрость Божия, София Преименитая, девственных душа, сиречь Единородный Сын Слово Божие». Отождествление Софии со второй Ипостасью Святой Троицы было наиболее присуще христианской мысли древних времен.
Через образ Софии раскрывается замысел Божий о Его творении: ангельского мира, человека и природы. София – Премудрость есть конечный смысл истории, то, к чему призван сотворенный мир. «Всякая премудрость от Господа» (Сир. 1, 1),– говорит Священное Писание. Только Господь дарует человеку «сердце разумное, чтобы различать, что добро и что зло» (3 Цар. 3, 9).
Соответственно такому пониманию, София, Премудрость Божия, изображалась в виде крылатого Ангела с огненным ликом, в царском венце, украшенном крестом, и в царских одеждах, восседающего на золотом престоле, который утвержден на семи столбах.
Существует икона Святой Софии, обоснованием которой стали слова Священного Писания: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу» (Притч. 9, 1–2). Святой Игнатий Богоносец, объясняя слова Притчей «Премудрость созда себе дом…», разумел под Премудростью, или Софией, Пресвятую Богородицу. Блаженный Августин так толкует эти слова о Премудрости: «Мы действительно узнаем Божию Премудрость, то есть сове́чное Отцу Слово, создавшее Себе в девственном чреве дом тело человеческое, и к этому телу, как члены к голове, присоединившее Церковь».
Пречистая Дева Мария — Дом Премудрости Божией, храм Ее, первый из храмов Святой Софии и поэтому храмовые праздники в Софийских соборах на Руси совпадали с Богородичными (Рождества Богоматери в Киеве и Успения Богоматери во всех других церквах, посвященных Святой Софии), Общее празднование икон Святой Софии также приходится на день Успения Пречистой.
Во все века сильна была вера православных людей в Пресвятую Деву как Ходатаицу пред Господом о даровании всякому человеку духовных и земных благ, среди которых главное место занимает озарение ума и сердца Божественной Премудростью, Божественной Истиной. Эту мысль в полноте раскрывает образ Святой Софии Премудрости Божией.
Идея Софии, Премудрости Божией, вдохновляла христианских зодчих и иконописцев на создание гениальных творений. Имя Святой Софии – Премудрости Божией носит главный храм Вселенского Православия в Константинополе (537 г.), ставший символом священной благочестивой державы. Впоследствии, подражая традициям православного Востока, начала воздвигать на своих землях храмы в честь Софии и Святая Русь. В Киеве, Новгороде, Полоцке, а позднее Вологде, Тобольске, Гродно и других городах вознесли ввысь свои золотые купола величественные соборы Софии Премудрости Божией.
Божия Матерь, как Дом, который сотворила себе Премудрость Божия эта мысль навсегда вошла в сердца и сознание русских людей, которые во все времена не только верили, но и своими очами видели участие Божией Матери в Домостроительстве Святой Руси, в судьбе Русской Церкви и Русской державы. Под знаком благодатного Покрова Пречистой Русская Церковь прошла весь свой тысячелетний путь и, благодаря этому второе тысячелетие христианской истории завершается как осуществление Домостроительства Божией Матери в деле просвещения и спасения чад Божиих всех людей, готовых принять спасение и войти в жизнь вечную с Богом.
Чаще всего храмы в Древней Руси строились по инициативе и на средства князей. В XI веке в городе Полоцке кафедральный Софийский собор был построен князем Всеславом – дедом преподобной Евфросинии Полоцкой. (Всеслав Брячеславич (1044–1101), младшим сыном которого был родной отец Евфросинии – Георгий). Тогда это был четвертый во всем христианском мире храм, освященный во имя Святой Софии, подобные храмы имелись в Царьграде, Киеве и Новгороде.
Софийский собор стал духовным символом города и всего Полоцкого княжества. Даже в официальных документах того времени, там, где речь шла о Полоцке, вместо названия города нередко использовали название «Святая София». В 992 году была образована Полоцкая епархия – первая в землях Белой Руси, и собор в честь Святой Софии на несколько веков стал кафедральным храмом полоцких епископов. В нем некоторое время жила и духовно подвизалась, в подражание Пресвятой Деве Марии, будущая игумения Полоцкая – преподобная Евфросиния,– главная «виновница» принесения на Русь чудотворной Ефесской-Корсунской иконы Божией Матери. Деятельность этой угодницы Божией, подвижническая, просветительская, сыграла огромную роль в духовном и культурном становлении белорусского народа. Преподобная Евфросиния явилась основательницей и строительницей древних иноческих обителей, ставших центрами книжности и просвещения Белой Руси.
Добавьте комментарий