Сходня

ИЕРОМОНАХ ЕВФРОСИН (ДАНИЛОВ ВАСИЛИЙ АДРИАНОВИЧ; 1898–1973 гг.)

ewfrossh30
Дорогие читатели сайта и жители Подмосковной Сходни, продолжаем публикацию жизнеописаний подвижников нашей Церкви, связанных с пребыванием в Сходне. Эта глава из будущей книги «Сходня Православная» посвящена духовному сыну и сподвижнику старца иеросхимонаха Иннокентия (Орешкина) – иеромонаху Евфросину (Данилову). Все годы жизни старца Иннокентия в Сходне он постоянно приезжал к нему, исповедовал и причащал, передавал письма с откровениями помыслов и вопросами от многочисленных духовных чад. Это был истинный воин Христов и подвижник благочестия.

Александр А. Трофимов

ИЕРОМОНАХ ЕВФРОСИН (ДАНИЛОВ ВАСИЛИЙ АДРИАНОВИЧ; 1898–1973 гг.)

СМОЛЕНСКАЯ ЗОСИМОВА ПУСТЫНЬ.
СМОЛЕНСКАЯ ЗОСИМОВА ПУСТЫНЬ.

Будущий иеромонах Евфросин (в миру – Василий Адрианович Данилов) родился 3 апреля 1898 года в крестьянской семье в сельце Языковка Новосильского уезда Тульской губернии. Два года учился в сельской школе. У Василия было двое братьев (одного из них звали Иосиф) и три сестры: Анастасия, Олимпиада и Евдокия (впоследствии насельница Марфо-Мариинской обители).

С 1912 года Василий перебрался в Москву к одной из сестер и служил «мальчиком» на фабрике. От своих родителей, и в частности от матери Софии, он унаследовал любовь к Богу и молитве. Посещая один из ближайших храмов, он получил благословение удалиться в монастырь. 29 марта 1915 года Василий поступил в Зосимову пустынь. Отец Герман принял его с испытательным сроком и направил на скотный двор ухаживать за коровами. Со временем Василий нес послушания канонарха и келейника у иеромонаха Иннокентия (Орешкина), который с первых дней стал его духовным отцом. Новоначальный послушник постоянно ходил к нему за наставлениями, за что его и прозвали «иннокентин сосунок».

ВЫСОКО-ПЕТРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ФОТО НАЧАЛА XX в.
ВЫСОКО-ПЕТРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ФОТО НАЧАЛА XX в.

В 1917 году Василия призвали в армию, и больше года он служил в пехотном полку на фронте в Виленской губернии. После увольнения возвратился в Зосимову пустынь и 26 июля 1918 года был пострижен в рясофор. В 1920 году его призывают уже в Красную армию – санитаром в Смоленск, потом в рабочий полк в Москву. В 1923 году он вновь возвращается в Зосимову пустынь! Такая преданность Свято-Смоленской обители свидетельствует о верности инока заветам Зосимовского старчества. Однако в этом же году пустынь закрыли, и 23 октября он вместе с другими зосимовцами поселяется в Высоко-Петровском монастыре.

6 ноября он принял постриг в мантийные монахи с именем Евфросин, а через пять дней владыка Варфоломей (Ремов) рукоположил его в иеродиакона. В 1927 году отца Евфросина отправили в ссылку в город Осташков, где он служил в Новосоловецком монастыре* до 1929 года. По окончании срока ссылки он собирался на Кавказ, однако планам его не суждено было сбыться. В то время он поселился в Загорске по адресу: Березовый переулок дом №11.

НОВОСОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ. ХУД. И. Ф. ТЮМЕНЕВ. XIX в.
НОВОСОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ. ХУД. И. Ф. ТЮМЕНЕВ. XIX в.

* (Основателем Ново-Соловецкого монастыря (Вселукской Пустыни), в народе называемой «Божье дело», был пустынник преподобный Иоиль (в миру Иона). Обитель находилась в 35 верстах от Ниловой Пустыни на острове Зосимы и Савватия на озере Вселук и в 20 верстах от истока реки Волги. Она была основана в 1701 г. В 1728 г. начинается строительство каменного храма во имя Пресвятой Троицы с приделами Покрова Богородицы и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Строительство продвигалось быстро, но Иоиль не дожил до конца строительства. В начале 1740-х годов, он сложил с себя обязанности игумена, принял перед смертью схиму с именем Иона и был погребен под алтарем храма Святой Живоначальной Троицы. Его монастырь пробыл самостоятельным до 1792 г. Затем он был приписан к Ниловой Пустыни. До революции обитель славилась своими иноками – сюда старались посылать лучших представителей ниловской братии. От уникального храма, как и от всего монастырского ансамбля, остались лишь фундаменты – в советское время все постройки монастыря были разрушены. Монастырь был закрыт в 20-е годы ХХ века, а храм взорван в 1947 г. Братия монастыря в 1929 г. была сослана, а один из насельников обители – монах Виталий – был прославлен в лике преподобномучеников нашей Церкви.
Кирпич разрушенных храмов и строений обители вывозился на баржах в соседние деревни для строительства. Однако баржи, груженые кирпичом и камнем от взорванных монастырских построек, потонули от урагана, поднявшегося на озере. Вскоре святое место опустело, заросло крапивой, малиной, непроходимым кустарником, деревьями. Однако в 1996 г. на месте взорванного храма была устроена палаточная церковь, а через год выстроен деревянный храм.)

ВИД НА ОСТРОВ ВСЕЛУГ, ГДЕ НАХОДИЛСЯ НОВОСОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
ВИД НА ОСТРОВ ВСЕЛУГ, ГДЕ НАХОДИЛСЯ НОВОСОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

5 апреля 1931 года его арестовали в Загорске по обвинению членов нелегальной к⁄р организации «Истинных Христиан» – ИНЮШИНА, МАСЛОВА, ЛИХАЧЕВА и др. по ст. ст. 58-10 и 58-11 УК. Вместе с ним арестовали других Зосимовских монахов, обвиненных членами «Загорского филиала» «Истинных Христиан»: игумена Владимира (Терентьева; прпмч.), иеромонахов Макария (Моржова; прпмч), Мелхиседека (Лихачева) и Иннокентия (Орешкина), иеродиакона Иоанникия (Каштанова). Виновным себя отец Евфросин не признал. Тройка при ПП ОГПУ по Московской обл. 5 мая 1931 г. приговорила отца Евфросина к 10 годам ИТЛ. (Групповое дело № 6944 по обвинению членов нелегальной к ⁄ р организации «Истинных Христиан» от 18 мая 1931 г.» Весь срок он отбывал в Колымском крае*.

Из материалов дела № 6944:

«30. ДАНИЛОВ Василий Андрианович (он же иеродиакон Евфросин)

ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состоял членом Загорского филиала к ⁄ р организации «Истинных Христиан» и занимался а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновным себя не признал (том I, стр. 179)»…

КОЛЫМА. ДОРОГА К ЛАГЕРЮ
КОЛЫМА. ДОРОГА К ЛАГЕРЮ

* (Колыма была одним из самых суровых лагерей Советского периода. В 1928 г. на Колыме нашли богатейшие месторождения золота. К 1931 г. власти приняли решение осваивать эти месторождения силами заключенных. Главой предприятия «Дальстрой» назначили видного чекиста Э. Берзиня. Осенью 1931 г., первую группу заключенных, около 200 человек, отправили на Колыму. Вскоре на Колыму стали прибывать все новые заключенные. Через некоторое время на берегах бухты возникла столица Колымы – Нагаево (Магадан). С 1937 г. режим колымских лагерей сделался еще более жестким. Родоначальником новой политики стал знаменитый полковник Гаранин, который сменил уже арестованного Берзиня. Рабочий день заключенных уже составлял не шесть часов как раньше, а девять. Как и во всех лагерях, заключенных побуждали работать с помощью «пониженных норм питания». Штрафной хлебной паек, при условии выработки менее половины нормы, составлял 300-400 грамм в день. В 1938 г. по лагерям прокатилась волна массовых расстрелов за «саботаж и попытку восстания».

ЛАГЕРЬ ГУЛАГ НА КОЛЫМЕ. БАРАКИ
ЛАГЕРЬ ГУЛАГ НА КОЛЫМЕ. БАРАКИ

Бывший заключенный – писатель В. Шаламов вспоминал: «Много месяцев день и ночь на утренних и вечерних поверках читались бесчисленные расстрельные приказы. В 50-градусный мороз музыканты из бытовиков играли туш перед чтением и после чтения каждого приказа. Дымные бензиновые факелы разрывали тьму… Папиросная бумага приказа покрывалась инеем, и какой-нибудь начальник, читающий приказ, стряхивал снежинки с листа рукавицей, чтобы разобрать и выкрикнуть очередную фамилию расстрелянного». Каждый список завершала подпись начальника колымских лагерей полковника Гаранина. Общее количество расстрелянных на Колыме составляет около 30 тысяч человек. Казни проходили в специальном лагере возле шахты Серпантинка.
Колыме посвящена одна из самых известных лагерных песен:
Будь проклята ты, Колыма,
Что названа Чёрной планетой.
Сойдёшь поневоле с ума –
Отсюда возврата уж нету…
Миша Гулько)

ЛАГЕРЬ ГУЛАГ НА КОЛЫМЕ КАРЦЕР
ЛАГЕРЬ ГУЛАГ НА КОЛЫМЕ КАРЦЕР

Условия заключения были крайне тяжелыми. Однажды зимой, когда заключенных послали на лесоповал, он отстал и заблудился. Это была верная смерть. Несколько дней пробирался по тайге, пищей ему служила кора деревьев и мороженая клюква, какие-то ягоды, орехи. Когда силы оставили его, он на клочке бумаги карандашиком записал свои грехи, положил под ёлочку и так исповедался Господу пред смертью. И тут он услышал голос старца Дорофея: «Не лежи, вставай». Он пополз дальше и выполз к трассе. Там его подобрали, по номеру на арестантской одежде определили – откуда. Отправили обратно в лагерь, где его даже не пытались искать – мороз должен был выполнить работу палачей. Но отец Евфросин даже не обморозился! Там его наказали за «побег»: на три недели бросили в неотапливаемый карцер, куда через день приносили кружку воды и ломтик хлеба. И опять Господь пришел на помощь Своему верному служителю. Когда его выпустили, он был в полном изнеможении и истощении.

ЛАГЕРЬ ГУЛАГ НА КОЛЫМЕ. ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ОХРАННИКОВ-КОНВОИРОВ
ЛАГЕРЬ ГУЛАГ НА КОЛЫМЕ. ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ОХРАННИКОВ-КОНВОИРОВ

Он молился, и остался жив. В то время по слову святого апостола Павла для отца Евфросина умереть для него было бы только облегчением. Но он молился: «Господи! Сохрани меня, не ради меня, а ради славы имени Твоего». И Господь оставил его в живых. Начальник лагеря говорил:
– Не может быть, чтобы он остался жив.

Конец этого начальника лагеря был страшен. Его вскоре назначили руководить другим лагерем. Жестокость этого человека была известна, и там заключенные разорвали его на части. Так еще здесь, на земле, Господь покарал мучителя.

ЛАГЕРЬ ГУЛАГ НА КОЛЫМЕ. ПУЛЕМЕТНАЯ ВЫШКА
ЛАГЕРЬ ГУЛАГ НА КОЛЫМЕ. ПУЛЕМЕТНАЯ ВЫШКА

Пораженные тюремщики возвратили отца Евфросина из ледяного карцера в лагерь. Кормить его не полагалось, потому что он не мог выработать норму. Но его выходили уголовники: они носили монаха на делянку, закутывая для обогрева телогрейками, выполняли за него норму и кормили его за своим столом.
Вскоре медкомиссия признала старца не пригодным к тяжелым работам и перевела на работу в швейную мастерскую, так как еще в Зосимовой пустыни он славился как портной.
Уже после войны один врач, который посещал отца Евфросина, удивлялся его ощущениям. Он спрашивал:
– Что с вами сделали? У вас проморожена нервная система.
Отец Евфросин в то время лежал в шерстяных носках, в валенках, и под ногами у него еще подушечка была, потому что он чувствовал холод от пола. Сзади у него тоже была подставочка и подушечка, когда он сидел, потому что от деревянной стены он тоже чувствовал холод.
В лагерях многие отпадшие от Церкви пришли к вере. Отцу Евфросину они говорили:
– Василий Адрианович! Если бы мы все были такие, как ты, мы бы здесь не сидели.
Всех поражала твердость, с которой он в лютых обстоятельствах исповедовал свою веру.

КОЛЫМА. КЛАДБИЩЕ ЗАКЛЮЧЕННЫХ
КОЛЫМА. КЛАДБИЩЕ ЗАКЛЮЧЕННЫХ

В начале 1941 года ему дали за побег дополнительные десять лет. Но вновь милость Божия не оставляет страдальца. 20 июня, ровно в положенный срок через 10 лет приходит приказ об освобождении. Видимо, разминулись две бумаги. Только чудом можно объяснить факт «пропажи» десяти грядущих лет заключения, которые, по мнению батюшки, он, конечно же, не перенес бы. Известие о начале войны пришло, когда бывший «ЗК» находился на борту корабля, направлявшегося во Владивосток.

После освобождения отец Евфросин жил на нелегальном положении, ему приходилось скитаться. Было время, когда он каждую ночь ночевал в разных местах, потому что за ним по пятам ходили чекисты, хотели снова арестовать. Но его духовник и старец отец Иннокентий (Орешкин), сказал ему: «Не бойся. Господь тебя сохранит, только ты не оставляй меня». И верный ученик не оставлял своего старца.

ЕПИСКОП ИЕРОНИМ (ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ЗАХАРОВ) (1896 - 1966)
ЕПИСКОП ИЕРОНИМ (ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ЗАХАРОВ) (1896 — 1966)

По окончании Великой Отечественной войны отец Евфросин (конечно, с благословления старца Иннокентия) добрался до Кишинева, где поступил на службу в епархиальное управление. 29 января 1945 года в Ильинской церкви Загорска епископ Кишиневский Иероним (Захаров)* рукоположил отца Евфросина в иеромонаха и назначил на должность эконома епархиального управления. В этом же году отец Евфросин стал членом Поместного Собора Русской Православной Церкви от Кишиневской епархии. 14 июня 1945 года иеромонах Евфросин награждается наперсным крестом. Но лагерные испытания подточили силы старца, здоровье его резко ухудшилось, и он вынужден был покинуть службу в Кишиневе и переселился в Москву к своему наставнику отцу Иннокентию, который жил тогда на станции Сходня Московской области.

ЕПИСКОП ИЕРОНИМ (ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ЗАХАРОВ) (1896 - 1966)
ЕПИСКОП ИЕРОНИМ (ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ЗАХАРОВ) (1896 — 1966)

* (Исповедник Русской Церкви Преосвященнейший епископ Иероним (в миру Владимир Иванович Захаров) родился в 1897 г. в Москве. В 1916 г. окончил Московское коммерческое училище и поступил в Московский университет и институт экспериментальной психологии. Высшее специальное образование не завершил. В 1925 г. пострижен в монашество с именем Иероним в Сретенском монастыре. 7 сентября (ст/ст.) 1925 г. рукоположен во иеродиакона, а 21 сентября того же года – во иеромонаха в Московском Сретенском монастыре. С 1926 г. – настоятель храма Сумароковского женского монастыря Костромской епархии. В 1928 г. – настоятель храма св. Михаила Архангела в г. Загорске Московской епархии. В 1930 г. возведен в сан архимандрита. В 1931 г. осужден по ст. 58-10, до 1935 г. – заключенный на строительстве Беломорканала. 31 декабря 1944 г. хиротонисан в Московском Елоховском соборе во епископа Кишиневского и Молдавского. Хиротонию совершали: патриарший местоблюститель митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский). С 13.01.1947 г. – епископ Рязанский и Касимовский. С 27.02. 1948 г. – епископ Ижевский и Удмуртский. С 31.07.1952 г. – епископ Куйбышевский и Сызранский. В 1953г. временно управлял Оренбургской и Пензенской епархиями. С 31.05.1956 г. – епископ Орловский и Брянский. С 12.01.1962 г. – архиепископ Ростовский и Новочеркасский. Скончался 14 декабря 1966 г.)

ИЕРОМОНАХ ЕВФРОСИН (ДАНИЛОВ) У ГРОБА ИЕРОСХИМОНАХА ИННОКЕНТИЯ (ОРЕШКИНА)
ИЕРОМОНАХ ЕВФРОСИН (ДАНИЛОВ) У ГРОБА ИЕРОСХИМОНАХА ИННОКЕНТИЯ (ОРЕШКИНА)

Когда старец Иннокентий в 1949 году скончался, священник Тихвинского храма на Алексеевском кладбище отказался отпевать его как схимника, и старец был отпет как мирянин. Тогда отец Евфросин совершил заочное отпевание иеросхимонаха Иннокентия по монашескому чину. Сохранилась фотография «Иеромонах Евфросин (Данилов) у гроба иеросхимонаха Иннокентия (Орешкина)», которую мы публикуем.

ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕРИАН КРЕЧЕТОВ
ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕРИАН КРЕЧЕТОВ

В 1958 году один из его духовных чад Александр нашел недорогой дом в Подольске, где старец и провел последние годы жизни. Перенесший долгие годы стужи и голода, батюшка очень страдал от малейших сквозняков и бережно относился к каждому кусочку съестного. В конце 1973 года он почувствовал приближение кончины и пригласил к себе священника Валериана (Кречетова), который исповедал и причастил старца. 19 декабря 1973 года отец Евфросин отошел ко Господу. Тело его отец Валериан перевез в село Акулово, Московской области (ст. Отрадное Белорусской ж/д) и похоронил за алтарем Покровского храма, где служил, на погосте рядом с другими подвижниками нашей Церкви – епископом Можайским Стефаном (Никитиным; 1895–1963) и старцем протоиереем Тихоном Тихоновичем Пелихом (1895–1983).

 ИЕРОМОНАХ ЕВФРОСИН (ДАНИЛОВ ВАСИЛИЙ АДРИАНОВИЧ) (1898–1973). ФОТО 1973 г.
ИЕРОМОНАХ ЕВФРОСИН (ДАНИЛОВ ВАСИЛИЙ АДРИАНОВИЧ) (1898–1973). ФОТО 1973 г.

Протоиерей Валериан Кречетов вспоминает об отце Евфросине: «Здесь же (рядом с Покровским храмом) погребен один из наших молитвенников и исповедников иеросхимонах Евфросин. Он отсидел 10 лет на Колыме. Незадолго до смерти он сказал мне замечательные слова: “берегись чувства страха, иначе будешь сдавать все позиции”. Здесь Господь собрал истинных светильников православной веры. Видимо, их молитвами храм и сохраняется. Все эти годы Богородица хранила его».

Местные жители чтут память зосимовского старца и ухаживают за его могилой. Упокой, Господи, душу раба Твоего иеромонаха Евфросина.

Реабилитирован 12 декабря 1958 г.
Заявитель протоиерей Валериан Кречетов

Документы и публикации:

1. ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.П-60406.
2. Монах Аристоклий. Зосимовский патерик. 2012.
3. Протоиерей Валериан Кречетов. Марфа и Мария. Проповеди. Воспоминания. 2006. С. 257-260.

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

6 ДЕКАБРЯ — СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
ИКОНА СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО С ЧАСТИЦЕЙ ЕГО МОЩЕЙ - КЕЛЕЙНАЯ ИКОНА СВМЧ. СЕРАФИМА (ЧИЧАГОВА)
СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
ДЕКАБРЬ 2022 г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

6 декабря / 23 ноября – День памяти св. благоверного князя Александра Невского (1220/21-1263)
***
6 декабря 1240 г. – После долгой осады монголо-татарские войска ворвались в Киев.
В 1239 г. армия хана Батыя предприняла новый поход на Русь. До этого монголы разбили основные силы Владимиро-Суздальской земли, взяли и разграбили четырнадцать городов Северо-Восточной Руси. Батый мечтал об империи, протянувшейся от Тихого океана до Атлантики. Теперь его путь лежал в южные и западные земли. Однако легкой победы добиться не удалось. Все города русичей приходилось брать штурмом. Первым захваченным городом стал пограничный Переславль, затем Чернигов. К декабрю 1240 г. Батый подошел к Киеву. Хан не хотел разрушать красивый город и предложил горожанам сдаться без боя. Однако киевляне решили биться насмерть. Осада Киева длилась долго. На защиту города вышли все его жители от мала до велика. По свидетельству летописца «один бился с тысячей, а двое – с тьмою». Монголам пришлось использовать стенобитные орудия. Через провалы в стенах монголы ворвались в город. Последний оплот защищавшихся – Десятинная церковь – пал (согласно историческим документам) 6 декабря 1240 г.
***
6 декабря / 26 ноября 1590 г. – Царским указом запрещен переход крестьян от одного хозяина к другому.
Отмечавшийся на Руси 26 ноября по старому стилю Юрьев день (когда чтится память святого Георгия) завершал годовой цикл сельскохозяйственных работ и позволял крестьянам, в период времени за неделю до Юрьева дня и неделю после него уйти от старого хозяина.
26 ноября) / 6 декабря 1590 г. царь Феодор Иоаннович по инициативе Бориса Годунова издал указ, запрещавший переходы крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день. Этот запрет оказался неожиданным для крестьян, именно тогда возникла поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Однако у крестьян еще оставалась возможность скрыться от помещиков. В 1597 г. вышел указ об урочных летах, впервые определявший срок сыска беглых крестьян – 5 лет. Если в течение «урочных лет» помещик не сумел найти своего крестьянина и не подал челобитную о его розыске, он терял на него право и беглый закреплялся за новым владельцем. Норма «урочных лет» прикрепила к земле не только беглых крестьян, но и их детей и жен, ранее не подпадавших под действие «заповедных лет». Любой переход рассматривался как бегство. Беглый подлежал возврату со всей семьей и имуществом.
***
6 декабря / 25 ноября1741 г. – В результате государственного переворота российской императрицей стала Елизавета Петровна (1709-1762), дочь Петра I и Екатерины I.
Елизавета Петровна росла веселой красавицей и была прекрасно образована. После брака родителей, и принятия в 1721 году Петром I императорского титула, дочери Анна и Елизавета получили титул «цесаревны», который отделял детей императора от других членов дома Романовых. Петр, сын казненного царевича Алексея, назывался великим князем, а племянница Анна Иоанновна царевной.
Завещание Екатерины I предусматривало права Елизаветы и ее потомства на российский престол после Петра II (сына царевича Алексея) и Анны (старшей дочери Петра I). Но после неожиданной кончины Петра II в 1730 г., Елизавета оказалась законной наследницей престола, поскольку ее сестра Анна отреклась за себя и своих потомков от прав на российскую корону. Несмотря на завещание, Верховный тайный совет, признав Елизавету незаконнорожденной, отказал ей в правах на престол и «пригласил на царство» Анну Иоанновну, в правление которой Елизавета находилась в опале и была очень далека от политической жизни. Хотя в свете она показывалась достаточно часто и по-прежнему блистала на балах. После смерти Анны Иоанновны в 1740 г. трон наследовал ее двухмесячный внучатый племянник Иван Антонович, но в результате реальная власть перешла к его матери – Анне Леопольдовне.
Русское дворянство и аристократия были недовольны режимом последних правительниц, а широкие слои русского общества считали, что все беды происходят от захвата власти «иноземцами». Но если Анна Иоанновна была русской, то Анна Леопольдовна со своим супругом принцем Антоном Ульрихом Брауншвейгским являлись в глазах народа «чужими», несправедливо правящими Россией от имени младенца-императора, их презирали. Тем более, большое количество «немцев», занимавших главные посты в государстве, тоже многих не устраивало. Бирона ненавидели все, Миниха и Остермана не любили. В этих обстоятельствах массовые симпатии русского общества оказались на стороне Елизаветы, «русской сердцем и по обычаям», на дочь Петра Великого возлагали большие надежды. Центром движения в ее пользу стали казармы гвардейского Преображенского полка. Но немало потрудилась для завоевания симпатий гвардейцев и сама цесаревна. Она часто проводила время в казармах «без этикета и церемоний», одаривала гвардейцев деньгами и крестила их детей. Разговоры о возможном дворцовом перевороте начались ещё в начале 1741 г. Слухи о том, что Елизавета что-то затевает, неоднократно доходили до Анны Леопольдовны, но она не верила. Круг близких сторонников Елизаветы ограничивался в основном «кавалерами» ее двора. В подготовке переворота участвовали Разумовские, братья Шуваловы и Воронцов. Руководителями заговора являлись Лесток и сама цесаревна.
В ночь на 25 ноября / 6 декабря 1741 г. Елизавета Петровна, при поддержке своих сторонников и гвардейских офицеров совершила государственный переворот. В казармах Преображенского полка она обратилась к своим приверженцам: «Други мои! Вы знаете, чья я дочь, ступайте за мною! Как вы служили отцу моему, так и мне послужите верностью вашей».
Не встретив сопротивления, с помощью трёх сотен верных гвардейцев Елизавета заняла Зимний дворец и провозгласила себя новой императрицей. Вызванные полки принесли ей присягу. Солдаты разбудили и арестовали Анну Леопольдовну и ее мужа, а младенца-императора Ивана VI забрала сама Елизавета. К семи часам утра переворот завершился, причём без пролития крови. Наутро после переворота была готова форма присяги новой императрице, и был обнародован манифест, в котором говорилось об узурпации власти иностранцами. Елизавета распорядилась арестовать всю Брауншвейгскую фамилию и ее приверженцев, но «в остальном с ними обходились без ненужной жестокости».
Еще через 3 дня был издан второй манифест, в котором провозглашалось, что Елизавета Петровна вступила на престол «по законному праву, по близости крови к самодержавным родителям». Право дочери Петра I на российскую корону подкреплялось ссылкой на завещание Екатерины I. Елизавета Петровна Романова короновалась в апреле 1742 года.
Иван Антонович был объявлен незаконным государем, не имевшим «никакой уже ко всероссийскому престолу принадлежащей претензии, линии и права», и заключён в Шлиссельбург, а остальное Брауншвейгское семейство отправлено в Холмогоры. Фавориты прежней императрицы Миних, Левенвольде и Остерман были приговорены к смертной казни, позднее замененной ссылкой в Сибирь – чтобы показать Европе терпимость новой самодержицы. Своих же приверженцев Елизавета щедро наградила. Рота Преображенского полка была наименована лейб-компанией. Все рядовые были пожалованы в дворяне и наделены имениями, другие участники переворота также получили высокие чины и подарки.
Стоит отметить, что подобные государственные перевороты были и до, и после Елизаветы Петровны, но есть ряд особенностей, присущих этому событию: с одной стороны, патриотические лозунги в гвардии, с другой – особая роль самой Елизаветы, которая не только приняла участие в перевороте, но и лично возглавила его, а затем сумела удержаться на престоле в течение 20 лет, являясь продолжательницей петровских традиций и преобразований. В целом, внутренняя и внешняя политика Елизаветы отличались стабильностью и нацеленностью на рост авторитета и мощи государственной власти.
Императрица Елизавета была последней правительницей России, являвшейся Романовой «по крови». Официальным наследником престола она назначила своего племянника (сына сестры Анны) – будущего Петра III и женила его на принцессе – будущей Екатерине II. В его официальный титул были включены слова «Внук Петра Великого».
***
6 декабря 1813 г. – Родился Николай Платонович Огарёв (1813-1877). Поэт, публицист, русский революционер.
***
6 декабря 1971 г. – В Париже умерла Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. Matylda Maria Krzesińska; 1872-1971). Русская балерина, прима-балерина Мариинского театра, заслуженная артистка Его Величества Императорских театров, педагог.

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

Однажды ночью идя домой, я увидел впереди громко лающую свору собак. Мне было страшно идти дальше,– постояв какое-то время, я повернул назад и отправился к дому обходными путями. Маме я ничего не сказал об этой истории. Но на следующий же день мне стало очевидно, что она знает о моем вчерашнем поведении, поскольку сама завела разговор о страхе и боязливости. Передаю ее слова: «Каждый человек, и особенно верующий в Бога, обязан преодолевать страх. Это очень опасная и губительная страсть. Если ее не преодолеть, то в самый важный и трудный момент жизни, когда придется выбирать между добром и злом, человек может стать отступником и предателем. Мы знаем, как во время гонений люди из-за трусости отрекались от Христа. С этой страстью следует бороться постоянно, преодолевая страх и боязливость в самых разных проявлениях. Если ты чего-то боишься, нужно идти навстречу этой опасности с молитвой к Богу, к Божией Матери, к своему Ангелу-хранителю. Но самое надежное средство к победе над этой страстью – любовь, окончательно страх может победить только любовь».

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

5 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ КОНЧИНЫ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II
patralex40
РУСЬ ОТЧАЛИВШАЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

4 ДЕКАБРЯ — ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. XV в. СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МИТРОПОЛИТА СИМБИРСКОГО И НОВОСПАССКОГО ПРОКЛА
prokl86
БОГОМУДРЫЙ АРХИПАСТЫРЬ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 ДЕКАБРЯ — СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ ТИХВИНСКИХ

СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ ТИХВИНСКИХ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН САРВ, ПРЕСВИТЕР ТИХВИНСКИЙ (1867–1937)
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК АРСЕНИЙ (ДМИТРИЕВ), ИГУМЕН ТИХВИНСКИЙ (1872–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЕМИЛИАН (ЕМИЛИАН ИВАНОВИЧ ПАНАСЕВИЧ), ПРЕСВИТЕР ТИХВИНСКИЙ (1875–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВАСИЛИЙ КАНДЕЛЯБРОВ, ПРЕСВИТЕР СЕННОВСКИЙ (1889–1937)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКОЛАЙ ПОКРОВСКИЙ, ПРЕСВИТЕР НИКОЛЬСКИЙ (1895–1937)
СВЯТАЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ИГУМЕНИЯ ИОАННИКИЯ (АЛЕКСАНДРА ЯКОВЛЕВНА КОЖЕВНИКОВА; 1859–1937)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

1 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГЕОРГИЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ЖУКОВА
МАРШАЛ Г. К. ЖУКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
МОЖАЙСКИЙ ДЕСАНТ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

29 НОЯБРЯ — ДЕНЬ КОНЧИНЫ МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА (ТУРКЕСТАНОВА)
mitrifon7
ПАМЯТИ МИТРОПОЛИТА ТРИФОНА (1861–1934). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 НОЯБРЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА ВАВИЛОВА

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ВАВИЛОВ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

25 ИЮЛЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ

Мама жила в ритме природы, постоянно любовалась своим садом в разное время года, специально выходила помолиться среди кустов и деревьев. В течение многих лет она делала выписки из разных книг и статей по народному календарю: там были сведения о приметах погоды в связи с церковным календарем, о прилете и отлете птиц, о свойствах и красоте цветов, деревьев и других растений, а также камней и минералов. Мы постоянно выписывали журнал «Наука и жизнь», из которого мама вырезала и подшивала ежемесячные заметки о природе и календаре. Из того, что собрала мама, можно было бы составить интереснейшую книгу. Все эти материалы были постоянно «в ходу»: когда приходили очередные посетители, мама открывала раздел своего собрания, соответствующий месяцу, неделе и даже конкретному дню и начинала читать выдержки. В такие минуты я не выдерживал, оставлял все свои дела и присоединялся к слушателям…

К сожалению, размеры книги не позволяют опубликовать интереснейшие сведения, которые собрала мама по народному календарю. Поэтому вниманию читателей предлагается лишь один календарный месяц – март. Весна была любимым временем года, а март – любимым ее месяцем, недаром в нем совершились столько важнейших событий ее жизни. 21 марта родился я, в марте сделали маме серьезную операцию, в марте умер мой отец, в марте отошла в вечность и мама. Она знала, что уйдет из жизни в марте, знала даже число – 29-е, о чем сохранились такие свидетельства: за день до смерти она попросила меня снять все деньги с ее пенсионной книжки, чтобы не нужно было потом ходить по инстанциям и оформлять наследство (и здесь, даже перед лицом смерти она думала о том, как избавить сына от лишних хлопот). Сохранился листок с выпиской из церковного календаря, сделанный рукой мамы: на нём записаны даты от 27 до 31 марта с указанием памяти святых каждого дня. Сделана эта запись много лет назад, еще до смерти отца, и именно в этом интервале умерли отец (27 марта) и мама (29 марта – день памяти мученика Трофима).

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

МАРТ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

А. Трофимов

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК