Дорогие читатели сайта и жители Подмосковной Сходни, продолжаем публикацию жизнеописаний подвижников нашей Церкви, связанных с пребыванием в Сходне. Эта глава из будущей книги «Сходня Православная» посвящена духовному сыну и сподвижнику старца иеросхимонаха Иннокентия (Орешкина) – иеромонаху Евфросину (Данилову). Все годы жизни старца Иннокентия в Сходне он постоянно приезжал к нему, исповедовал и причащал, передавал письма с откровениями помыслов и вопросами от многочисленных духовных чад. Это был истинный воин Христов и подвижник благочестия.
Александр А. Трофимов
ИЕРОМОНАХ ЕВФРОСИН (ДАНИЛОВ ВАСИЛИЙ АДРИАНОВИЧ; 1898–1973 гг.)
Будущий иеромонах Евфросин (в миру – Василий Адрианович Данилов) родился 3 апреля 1898 года в крестьянской семье в сельце Языковка Новосильского уезда Тульской губернии. Два года учился в сельской школе. У Василия было двое братьев (одного из них звали Иосиф) и три сестры: Анастасия, Олимпиада и Евдокия (впоследствии насельница Марфо-Мариинской обители).
С 1912 года Василий перебрался в Москву к одной из сестер и служил «мальчиком» на фабрике. От своих родителей, и в частности от матери Софии, он унаследовал любовь к Богу и молитве. Посещая один из ближайших храмов, он получил благословение удалиться в монастырь. 29 марта 1915 года Василий поступил в Зосимову пустынь. Отец Герман принял его с испытательным сроком и направил на скотный двор ухаживать за коровами. Со временем Василий нес послушания канонарха и келейника у иеромонаха Иннокентия (Орешкина), который с первых дней стал его духовным отцом. Новоначальный послушник постоянно ходил к нему за наставлениями, за что его и прозвали «иннокентин сосунок».
В 1917 году Василия призвали в армию, и больше года он служил в пехотном полку на фронте в Виленской губернии. После увольнения возвратился в Зосимову пустынь и 26 июля 1918 года был пострижен в рясофор. В 1920 году его призывают уже в Красную армию – санитаром в Смоленск, потом в рабочий полк в Москву. В 1923 году он вновь возвращается в Зосимову пустынь! Такая преданность Свято-Смоленской обители свидетельствует о верности инока заветам Зосимовского старчества. Однако в этом же году пустынь закрыли, и 23 октября он вместе с другими зосимовцами поселяется в Высоко-Петровском монастыре.
6 ноября он принял постриг в мантийные монахи с именем Евфросин, а через пять дней владыка Варфоломей (Ремов) рукоположил его в иеродиакона. В 1927 году отца Евфросина отправили в ссылку в город Осташков, где он служил в Новосоловецком монастыре* до 1929 года. По окончании срока ссылки он собирался на Кавказ, однако планам его не суждено было сбыться. В то время он поселился в Загорске по адресу: Березовый переулок дом №11.
* (Основателем Ново-Соловецкого монастыря (Вселукской Пустыни), в народе называемой «Божье дело», был пустынник преподобный Иоиль (в миру Иона). Обитель находилась в 35 верстах от Ниловой Пустыни на острове Зосимы и Савватия на озере Вселук и в 20 верстах от истока реки Волги. Она была основана в 1701 г. В 1728 г. начинается строительство каменного храма во имя Пресвятой Троицы с приделами Покрова Богородицы и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Строительство продвигалось быстро, но Иоиль не дожил до конца строительства. В начале 1740-х годов, он сложил с себя обязанности игумена, принял перед смертью схиму с именем Иона и был погребен под алтарем храма Святой Живоначальной Троицы. Его монастырь пробыл самостоятельным до 1792 г. Затем он был приписан к Ниловой Пустыни. До революции обитель славилась своими иноками – сюда старались посылать лучших представителей ниловской братии. От уникального храма, как и от всего монастырского ансамбля, остались лишь фундаменты – в советское время все постройки монастыря были разрушены. Монастырь был закрыт в 20-е годы ХХ века, а храм взорван в 1947 г. Братия монастыря в 1929 г. была сослана, а один из насельников обители – монах Виталий – был прославлен в лике преподобномучеников нашей Церкви.
Кирпич разрушенных храмов и строений обители вывозился на баржах в соседние деревни для строительства. Однако баржи, груженые кирпичом и камнем от взорванных монастырских построек, потонули от урагана, поднявшегося на озере. Вскоре святое место опустело, заросло крапивой, малиной, непроходимым кустарником, деревьями. Однако в 1996 г. на месте взорванного храма была устроена палаточная церковь, а через год выстроен деревянный храм.)
5 апреля 1931 года его арестовали в Загорске по обвинению членов нелегальной к⁄р организации «Истинных Христиан» – ИНЮШИНА, МАСЛОВА, ЛИХАЧЕВА и др. по ст. ст. 58-10 и 58-11 УК. Вместе с ним арестовали других Зосимовских монахов, обвиненных членами «Загорского филиала» «Истинных Христиан»: игумена Владимира (Терентьева; прпмч.), иеромонахов Макария (Моржова; прпмч), Мелхиседека (Лихачева) и Иннокентия (Орешкина), иеродиакона Иоанникия (Каштанова). Виновным себя отец Евфросин не признал. Тройка при ПП ОГПУ по Московской обл. 5 мая 1931 г. приговорила отца Евфросина к 10 годам ИТЛ. (Групповое дело № 6944 по обвинению членов нелегальной к ⁄ р организации «Истинных Христиан» от 18 мая 1931 г.» Весь срок он отбывал в Колымском крае*.
Из материалов дела № 6944:
«30. ДАНИЛОВ Василий Андрианович (он же иеродиакон Евфросин)
ОБВИНЯЕТСЯ в том, что состоял членом Загорского филиала к ⁄ р организации «Истинных Христиан» и занимался а ⁄ с агитацией, т. е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-10 и 58-11 УК.
Виновным себя не признал (том I, стр. 179)»…
* (Колыма была одним из самых суровых лагерей Советского периода. В 1928 г. на Колыме нашли богатейшие месторождения золота. К 1931 г. власти приняли решение осваивать эти месторождения силами заключенных. Главой предприятия «Дальстрой» назначили видного чекиста Э. Берзиня. Осенью 1931 г., первую группу заключенных, около 200 человек, отправили на Колыму. Вскоре на Колыму стали прибывать все новые заключенные. Через некоторое время на берегах бухты возникла столица Колымы – Нагаево (Магадан). С 1937 г. режим колымских лагерей сделался еще более жестким. Родоначальником новой политики стал знаменитый полковник Гаранин, который сменил уже арестованного Берзиня. Рабочий день заключенных уже составлял не шесть часов как раньше, а девять. Как и во всех лагерях, заключенных побуждали работать с помощью «пониженных норм питания». Штрафной хлебной паек, при условии выработки менее половины нормы, составлял 300-400 грамм в день. В 1938 г. по лагерям прокатилась волна массовых расстрелов за «саботаж и попытку восстания».
Бывший заключенный – писатель В. Шаламов вспоминал: «Много месяцев день и ночь на утренних и вечерних поверках читались бесчисленные расстрельные приказы. В 50-градусный мороз музыканты из бытовиков играли туш перед чтением и после чтения каждого приказа. Дымные бензиновые факелы разрывали тьму… Папиросная бумага приказа покрывалась инеем, и какой-нибудь начальник, читающий приказ, стряхивал снежинки с листа рукавицей, чтобы разобрать и выкрикнуть очередную фамилию расстрелянного». Каждый список завершала подпись начальника колымских лагерей полковника Гаранина. Общее количество расстрелянных на Колыме составляет около 30 тысяч человек. Казни проходили в специальном лагере возле шахты Серпантинка.
Колыме посвящена одна из самых известных лагерных песен:
Будь проклята ты, Колыма,
Что названа Чёрной планетой.
Сойдёшь поневоле с ума –
Отсюда возврата уж нету…
Миша Гулько)
Условия заключения были крайне тяжелыми. Однажды зимой, когда заключенных послали на лесоповал, он отстал и заблудился. Это была верная смерть. Несколько дней пробирался по тайге, пищей ему служила кора деревьев и мороженая клюква, какие-то ягоды, орехи. Когда силы оставили его, он на клочке бумаги карандашиком записал свои грехи, положил под ёлочку и так исповедался Господу пред смертью. И тут он услышал голос старца Дорофея: «Не лежи, вставай». Он пополз дальше и выполз к трассе. Там его подобрали, по номеру на арестантской одежде определили – откуда. Отправили обратно в лагерь, где его даже не пытались искать – мороз должен был выполнить работу палачей. Но отец Евфросин даже не обморозился! Там его наказали за «побег»: на три недели бросили в неотапливаемый карцер, куда через день приносили кружку воды и ломтик хлеба. И опять Господь пришел на помощь Своему верному служителю. Когда его выпустили, он был в полном изнеможении и истощении.
Он молился, и остался жив. В то время по слову святого апостола Павла для отца Евфросина умереть для него было бы только облегчением. Но он молился: «Господи! Сохрани меня, не ради меня, а ради славы имени Твоего». И Господь оставил его в живых. Начальник лагеря говорил:
– Не может быть, чтобы он остался жив.
Конец этого начальника лагеря был страшен. Его вскоре назначили руководить другим лагерем. Жестокость этого человека была известна, и там заключенные разорвали его на части. Так еще здесь, на земле, Господь покарал мучителя.
Пораженные тюремщики возвратили отца Евфросина из ледяного карцера в лагерь. Кормить его не полагалось, потому что он не мог выработать норму. Но его выходили уголовники: они носили монаха на делянку, закутывая для обогрева телогрейками, выполняли за него норму и кормили его за своим столом.
Вскоре медкомиссия признала старца не пригодным к тяжелым работам и перевела на работу в швейную мастерскую, так как еще в Зосимовой пустыни он славился как портной.
Уже после войны один врач, который посещал отца Евфросина, удивлялся его ощущениям. Он спрашивал:
– Что с вами сделали? У вас проморожена нервная система.
Отец Евфросин в то время лежал в шерстяных носках, в валенках, и под ногами у него еще подушечка была, потому что он чувствовал холод от пола. Сзади у него тоже была подставочка и подушечка, когда он сидел, потому что от деревянной стены он тоже чувствовал холод.
В лагерях многие отпадшие от Церкви пришли к вере. Отцу Евфросину они говорили:
– Василий Адрианович! Если бы мы все были такие, как ты, мы бы здесь не сидели.
Всех поражала твердость, с которой он в лютых обстоятельствах исповедовал свою веру.
В начале 1941 года ему дали за побег дополнительные десять лет. Но вновь милость Божия не оставляет страдальца. 20 июня, ровно в положенный срок через 10 лет приходит приказ об освобождении. Видимо, разминулись две бумаги. Только чудом можно объяснить факт «пропажи» десяти грядущих лет заключения, которые, по мнению батюшки, он, конечно же, не перенес бы. Известие о начале войны пришло, когда бывший «ЗК» находился на борту корабля, направлявшегося во Владивосток.
После освобождения отец Евфросин жил на нелегальном положении, ему приходилось скитаться. Было время, когда он каждую ночь ночевал в разных местах, потому что за ним по пятам ходили чекисты, хотели снова арестовать. Но его духовник и старец отец Иннокентий (Орешкин), сказал ему: «Не бойся. Господь тебя сохранит, только ты не оставляй меня». И верный ученик не оставлял своего старца.
По окончании Великой Отечественной войны отец Евфросин (конечно, с благословления старца Иннокентия) добрался до Кишинева, где поступил на службу в епархиальное управление. 29 января 1945 года в Ильинской церкви Загорска епископ Кишиневский Иероним (Захаров)* рукоположил отца Евфросина в иеромонаха и назначил на должность эконома епархиального управления. В этом же году отец Евфросин стал членом Поместного Собора Русской Православной Церкви от Кишиневской епархии. 14 июня 1945 года иеромонах Евфросин награждается наперсным крестом. Но лагерные испытания подточили силы старца, здоровье его резко ухудшилось, и он вынужден был покинуть службу в Кишиневе и переселился в Москву к своему наставнику отцу Иннокентию, который жил тогда на станции Сходня Московской области.
* (Исповедник Русской Церкви Преосвященнейший епископ Иероним (в миру Владимир Иванович Захаров) родился в 1897 г. в Москве. В 1916 г. окончил Московское коммерческое училище и поступил в Московский университет и институт экспериментальной психологии. Высшее специальное образование не завершил. В 1925 г. пострижен в монашество с именем Иероним в Сретенском монастыре. 7 сентября (ст/ст.) 1925 г. рукоположен во иеродиакона, а 21 сентября того же года – во иеромонаха в Московском Сретенском монастыре. С 1926 г. – настоятель храма Сумароковского женского монастыря Костромской епархии. В 1928 г. – настоятель храма св. Михаила Архангела в г. Загорске Московской епархии. В 1930 г. возведен в сан архимандрита. В 1931 г. осужден по ст. 58-10, до 1935 г. – заключенный на строительстве Беломорканала. 31 декабря 1944 г. хиротонисан в Московском Елоховском соборе во епископа Кишиневского и Молдавского. Хиротонию совершали: патриарший местоблюститель митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский). С 13.01.1947 г. – епископ Рязанский и Касимовский. С 27.02. 1948 г. – епископ Ижевский и Удмуртский. С 31.07.1952 г. – епископ Куйбышевский и Сызранский. В 1953г. временно управлял Оренбургской и Пензенской епархиями. С 31.05.1956 г. – епископ Орловский и Брянский. С 12.01.1962 г. – архиепископ Ростовский и Новочеркасский. Скончался 14 декабря 1966 г.)
Когда старец Иннокентий в 1949 году скончался, священник Тихвинского храма на Алексеевском кладбище отказался отпевать его как схимника, и старец был отпет как мирянин. Тогда отец Евфросин совершил заочное отпевание иеросхимонаха Иннокентия по монашескому чину. Сохранилась фотография «Иеромонах Евфросин (Данилов) у гроба иеросхимонаха Иннокентия (Орешкина)», которую мы публикуем.
В 1958 году один из его духовных чад Александр нашел недорогой дом в Подольске, где старец и провел последние годы жизни. Перенесший долгие годы стужи и голода, батюшка очень страдал от малейших сквозняков и бережно относился к каждому кусочку съестного. В конце 1973 года он почувствовал приближение кончины и пригласил к себе священника Валериана (Кречетова), который исповедал и причастил старца. 19 декабря 1973 года отец Евфросин отошел ко Господу. Тело его отец Валериан перевез в село Акулово, Московской области (ст. Отрадное Белорусской ж/д) и похоронил за алтарем Покровского храма, где служил, на погосте рядом с другими подвижниками нашей Церкви – епископом Можайским Стефаном (Никитиным; 1895–1963) и старцем протоиереем Тихоном Тихоновичем Пелихом (1895–1983).
Протоиерей Валериан Кречетов вспоминает об отце Евфросине: «Здесь же (рядом с Покровским храмом) погребен один из наших молитвенников и исповедников иеросхимонах Евфросин. Он отсидел 10 лет на Колыме. Незадолго до смерти он сказал мне замечательные слова: “берегись чувства страха, иначе будешь сдавать все позиции”. Здесь Господь собрал истинных светильников православной веры. Видимо, их молитвами храм и сохраняется. Все эти годы Богородица хранила его».
Местные жители чтут память зосимовского старца и ухаживают за его могилой. Упокой, Господи, душу раба Твоего иеромонаха Евфросина.
Реабилитирован 12 декабря 1958 г.
Заявитель протоиерей Валериан Кречетов
Документы и публикации:
1. ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.П-60406.
2. Монах Аристоклий. Зосимовский патерик. 2012.
3. Протоиерей Валериан Кречетов. Марфа и Мария. Проповеди. Воспоминания. 2006. С. 257-260.
Добавьте комментарий