Статьи

СИРИЯ. САЙДНАЙСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И ЕГО СВЯТЫНЯ – ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ПРОСЛАВЛЕННАЯ»

ПАНОРАМА ПАЛЬМИРЫ – ГОРОДА, ОСНОВАННОГО ИЗРИАЛЬСКИМ ЦАРЕМ СОЛОМОНОМ
ПАНОРАМА ПАЛЬМИРЫ – ГОРОДА, ОСНОВАННОГО ИЗРИАЛЬСКИМ ЦАРЕМ СОЛОМОНОМ

Дорогие читатели сайта, в эти дни каждый, кто любит нашу Отчизну и желает ей добра, молится о воинах России, сражающихся в Сирии. На наших глазах уничтожаются великие святыни христианства, уничтожается память о Ветхозаветных временах. Но еще больше скорбим мы об изгнании с родных мест и гибели сотен тысяч христиан, живших на этой земле со времен апостольских.

МОНАСТЫРЬ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА В АЛЕППО. X в.
МОНАСТЫРЬ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА В АЛЕППО. X в.

Сирия – одна из колыбелей христианства, наравне с Иерусалимом. Антиохийская церковь древнее Русской церкви почти на тысячу лет. Но сегодня христиане фактически ушли из Хомсы, ушли из Алеппо – из тех древних городов, в которых христианство существовало с момента своего возникновения.

В этом материале мы публикуем главу из книги А. Трофимова «Мне имя – Марина. Святая великомученица Марина (Маргарита) Антиохийская», повествующую об одной из святынь Вселенского Православия – находящемся в Сирии женском монастыре в честь Рождества Пресвятой Богородицы и его святыне – чудотворной иконе Божией Матери «Прославленная».

Оплот Православия на Востоке

САЙДНАЙСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. СИРИЯ
САЙДНАЙСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. СИРИЯ

Сайднайский женский монастырь расположен в 30 километрах к северу от Дамаска, он лежит на склоне холма, высота которого достигает 1450 метров над уровнем моря, в окружении виноградников и оливковых рощ. В римскую эпоху поселение называлось Данаба, а нынешнее название Сайднайя с арамейского языка переводится как «Наша Госпожа». Госпожа – это Пресвятая Дева, даровавшая обители Свой чудотворный образ. Обретение этой иконы связано с именем игумении монастыря Марины – почитаемой многими за свою благочестивую и святую жизнь.

САЙДНАЙСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ МОНАСТЫРЯ. ИКОНА
САЙДНАЙСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ МОНАСТЫРЯ. ИКОНА

Но сначала кратко напомним об истории создания этого монастыря, ставшего одной из самых знаменитых монашеских обителей Востока. В библиотеке монастыря, в которой находятся сотни старинных книг, хранится рукопись, свидетельствующая о том, что этот женский монастырь основан около 547 года. В ней говорится, что Византийский император Юстиниан I Великий, во главе своего войска, шедшего войной на персов, проходил через Сирию. Он остановился в этом пустынном месте, где не было ни одного источника. Император понимал, что если они не найдут воду, ни о каком успехе в сражении можно и не думать и отправился на поиски.

ИМПЕРАТОР ЮСТИНИАН I ВЕЛИКИЙ. МОЗАИКА. РАВЕННА
ИМПЕРАТОР ЮСТИНИАН I ВЕЛИКИЙ. МОЗАИКА. РАВЕННА

По пути ему попалась газель, которую император начал преследовать в надежде, что она приведет его к источнику. Так и случилось: газель привела его к горному роднику и остановилась рядом с ним. Юстиниан приготовился пустить в нее стрелу, но прямо на его глазах газель превратилась в яркий и светящийся образ Пресвятой Богородицы, и услышал он голос: «Юстиниан, не стреляй в меня, а построй для Меня на этом месте храм». Сказав, эти слова, Она исчезла. Византийская армия, получив воду, смогла продолжить свой путь далее, а император велел в этом месте заложить храм в честь Рождества Божией Матери.

По возвращении из похода Пресвятая Богородица вновь явилась Юстиниану во сне и показала ему план женского монастыря, и сказала, что этот монастырь будет находиться под Ее защитой и покровительством. Храм построили, а вскоре здесь же основали женскую обитель, которая стала местом массового паломничества христиан уже в VI веке.

САЙДНАЙСКАЯ ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. I в.
САЙДНАЙСКАЯ ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. I в.

В конце восьмого столетия во время игуменства настоятельницы монастыря Марины греческий монах-отшельник Феодор совершал паломничество из Египта в Святую Землю и остановился в монастыре для небольшого отдыха. Когда он уходил, игумения Марина попросила его купить в Иерусалиме драгоценную и прекрасную икону Пресвятой Богородицы. Находясь в Иерусалиме, он не вспомнил о просьбе игумении, но на обратном пути его вдруг остановил незнакомый голос, который сказал: «Не забыл ли ты что в Иерусалиме? Что поручила тебе сделать настоятельница Марина?» Монах Феодор сразу же повернул обратно в Иерусалим и приобрел там икону Пресвятой Богородицы. Возвращаясь в монастырь, он был изумлен чудесами, происходившими от святого образа. На него лично и на караван, с которым он шел, нападали разбойники и дикие звери. Во время всех этих опасностей отшельник призывал на помощь Пресвятую Богородицу, держа в руках Ее изображение, и чудесным образом все опасности миновали их.

Увидев, какая святыня попала ему в руки, Феодор решил сохранить такую драгоценность для себя. Не заходя в Сайднайский монастырь, он сразу отправился в Египет. Но только он зашел на корабль, поднялся такой сильный ветер и шторм, что невозможно было даже поставить парус и казалось, что судно вот-вот пойдет ко дну.

КИОТ С САЙДНАЙСКОЙ ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. I в.
КИОТ С САЙДНАЙСКОЙ ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. I в.

В этот момент монах понял, что именно он является причиной такого бедствия, и решил отдать икону в монастырь. Появившись через четыре дня в обители, он снова был искушен желанием оставить икону Божией Матери у себя. При встрече с настоятельницей он сказал ей, что не смог купить требуемую икону, а сам решил тайно покинуть монастырь. На следующее утро, он уже подходил к монастырским воротам, как вдруг почувствовал, что не может дальше сделать и шага. Феодор был поражен,– словно какая-то невидимая стена стояла перед ним. Убедившись в тщетности своих попыток покинуть монастырь, монах был вынужден вручить икону настоятельнице, признавшись и раскаявшись в своих намерениях. Со слезами благодарности матушка Марина прославила Бога и Его Пречистую Матерь за совершенные чудеса, и с этого дня чудотворная икона осталась в монастыре и стала его главной святыней.

***

САЙДНАЙСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. СИРИЯ
САЙДНАЙСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. СИРИЯ

На вершине величественной скалы возвышается – словно растет из нее к небесам – монастырь «Госпожи нашей» – Богородицы. Внутри все монастырские стены покрыты молитвенными призывами, просьбами и благодарностями Пречистой Деве Марии. Икона Пресвятой Богородицы, по преданию, является одной из тех, что были написаны св. апостолом Евангелистом Лукой. На сирийском языке эта икона называются «Chahoura» или «Chagoura», что означает «Прославленная, Празднуемая или Известная».

ФРАГМЕНТЫ ЧАСТЕЙ ТЕЛА, КОТОРЫЕ БЫЛИ ИСЦЕЛЕНЫ ПОСЛЕ МОЛИТВЫ У ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ
ФРАГМЕНТЫ ЧАСТЕЙ ТЕЛА, КОТОРЫЕ БЫЛИ ИСЦЕЛЕНЫ ПОСЛЕ МОЛИТВЫ У ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ

С Сайднайским женским монастырем и его святыней связано много чудесных историй о спасении от эпидемий страшных болезней, о спасении во время нападения врагов и от других всевозможных опасностей, которых было достаточно в те далекие времена у христиан Византийской Империи.

В крошечной часовне, куда не смеют зайти в полный рост и не разувшись паломники, за решетчатым оконцем хранится бесценный образ. Вокруг него, на специальных, обтянутых черным бархатом щитах – свидетельства исцелений, произошедших милостию Богородицы: тонкие золотые и серебряные чеканные изображения болевших членов – ладошки, глаза, ноги. Они как серебряный панцирь покрывают нижнюю часть стены. А верхняя часть состоит из потемневших за много столетий образо́в, дарованных монастырю паломниками.

САЙДНАЙСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. НЕРУКОТВОРНЫЙ ЛИК БОГОМАТЕРИ ПРОЯВИВШИЙСЯ НА МЕСТЕ ПРОЛИТОГО МАСЛА
САЙДНАЙСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. НЕРУКОТВОРНЫЙ ЛИК БОГОМАТЕРИ ПРОЯВИВШИЙСЯ НА МЕСТЕ ПРОЛИТОГО МАСЛА

Божия Матерь через Свой образ и сегодня помогает от многих болезней. К святыне с благоговением относятся как христиане, так и мусульмане – чудес Царицы Небесной хватает на всех. Об одном из них стоит рассказать. К монастырю ведут длинные лестницы с тонкими ажурными перилами. На одной из ступенек этой лестницы, споткнувшись, пролила оливковое масло бедная курдская женщина. Она несла масло в монастырь, в дар Госпоже нашей, за чудесное исцеление своего сына-мусульманина. Когда со слезами на глазах она стала вытирать пролитое масло, ступенька вдруг засияла ярким светом, и проявился в камне нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. С тех пор не высыхает масло на этом месте, а сотни паломников падают ниц на истертые ступени у явленной святыни.

***

КИОТ С САЙДНАЙСКОЙ ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. I в.
КИОТ С САЙДНАЙСКОЙ ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. I в.

Вспомним теперь еще об одном чуде, явившем великую благодать святого образа, всколыхнувшем весь арабский мир – мусульманский и Средний Восток.

В декабре 2004 года араб из Саудовской Аравии, мусульманин, явился в несколько пресс-агентств, чтобы рассказать о приключившемся с ним чуде, изменившем всю его жизнь и в которое трудно поверить. Этот случай широко освещали в средствах массовой информации в Саудовской Аравии, Сирии, Палестине, в соседних странах Востока и даже в Европе. Паломники из Сирии принесли весть о случившемся и на Святую Гору Афон.

САЙДНАЙСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. СИРИЯ
САЙДНАЙСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. СИРИЯ

Главный герой этой удивительной истории происходил из богатейшего аристократического семейства Саудовской Аравии. Он женился по любви на очень красивой и состоятельной девушке. Однако детей у них не было. Супруги потратили огромные деньги на врачей и всевозможные суперсовременные средства для борьбы с бесплодием. Несколько раз совершали супруги хадж в Мекку – главное мусульманское паломничество, жертвовали большие деньги мечетям. Но шли годы, а супруги оставались бездетными.

КОПИЯ САЙДНАЙСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ
КОПИЯ САЙДНАЙСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

Тогда родители мужчины предложили ему жениться еще на одной женщине, поскольку местный закон позволяет заключать одновременно до четырех браков. Уставший, обеспокоенный и потерявший надежду, мужчина не принял совета своих родителей, и решил поехать вместе с женой в Сирию, чтобы насладиться там памятниками древней арабской культуры и немного отвлечься от своих несчастий.

Приехав в декабре 2004 года в Дамаск, супруги они взяли на прокат автомобиль вместе с водителем, чтобы тот сопровождал их в качестве экскурсовода по Сирии. Во время путешествия водитель заметил, что саудовская пара была чем-то огорчена и озабочена. И, поскольку они успели сблизиться, тот спросил, почему они несчастны, может быть из-за того, что не довольны, как он проводит экскурсии?

САЙДНАЙСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. СИРИЯ
САЙДНАЙСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. СИРИЯ

Супруги рассказали о своем горе. Будучи тоже мусульманином, водитель рассказал, что у них в Сирии у православных христиан есть монастырь Panaghia Saidnaya (название состоит из греческого слова, означающего «Пресвятая» и одного арабского – «Hаша Госпожа»), и что многие супружеские пары, которые не могут иметь детей, отправляются к чудотворной иконе этого монастыря. В монастыре им дают отведать масла из лампады, горящей перед иконой Богоматери, и просящие получают то, чего они желают,– по их вере. Несмотря на то, что оба они были правоверными мусульманами, решились поехать на поклон к христианской святыне.

ИЗОБРАЖЕНИЕ БОГОМАТЕРИ НА СТЕНЕ МОНАСТЫРСКОГО ХРАМА
ИЗОБРАЖЕНИЕ БОГОМАТЕРИ НА СТЕНЕ МОНАСТЫРСКОГО ХРАМА

Супруги попросили водителя, чтобы он отвез их в этот монастырь и пообещали, что, если у них будет ребенок, то они дадут ему 20 тысяч долларов, монастырю же пожертвуют 80 тысяч долларов.

Добравшись до монастыря, супруги исполнили все то, что обычно совершают паломники. Долго со слезами молились у чудотворного образа Богородицы, щедро пожертвовали на обитель, записали слова молитвы, чтобы и у себя дома возносить их к Богородице. По традиции им, также как другим паломникам, просящим Божию Матерь о даровании ребенка, монахини дали выпить ложечку освященного масла из лампад, горящих у чудотворной иконы. И чудо совершилось: по возвращении домой женщина забеременела, а через положенный срок родила замечательного мальчика.

САЙДНАЙСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. СИРИЯ
САЙДНАЙСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. СИРИЯ

Счастливый отец не забыл о своих обетах. Он позвонил водителю и сообщил, что везет деньги, и попросил встретить его в Дамасском аэропорту с охраной. Водитель выполнил эту просьбу, и ожидал в аэропорту указанный рейс с двумя «охранниками». Но эти двое были профессиональными преступниками, которых жадный таксист нанял для того, чтобы убить араба и забрать все деньги. Каждому их них водитель пообещал за «работу» по 10000 долларов.

КИОТ С САЙДНАЙСКОЙ ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. I в.
КИОТ С САЙДНАЙСКОЙ ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. I в.

В самолете, а потом в такси счастливый отец шептал благодарственные молитвы Царице Небесной. Когда такси выехало из города и оказалось в безлюдном месте, сидевшие сзади «охранники» набросились на него, убили и отрезали голову. С помутненным рассудком от содеянного, они положили останки мужчины в багажник машины. Деньги, дорогие кольца, часы и другие личные вещи злодеи рассовали по карманам, после чего поехали искать пустынное место, чтобы можно было спрятать труп.

Водитель прибавил скорость, но уже через несколько километров на автостраде двигатель заглох, и машина остановилась посреди дороги. Все трое вышли, чтобы посмотреть, что случилось с мотором. Пока преступники копались в моторе, к ним подъехал на мотоцикле незнакомец и предложил свою помощь, но они отказались от помощи из боязни, что их страшное преступление будет раскрыто. Мотоциклист успел заметить, что из багажника машины капает кровь, домчал до ближайшей заправочной станции и вызвал полицию, поскольку вся сцена и те трое показались ему подозрительными.

ПЕЩЕРА ПОД ДАМАСКОМ, ГДЕ, ПО ПРЕДАНИЮ, ЧЕЛОВЕК СОВЕРШИЛ ПЕРВОЕ УБИЙСТВО – КАИН УБИЛ АВЕЛЯ
ПЕЩЕРА ПОД ДАМАСКОМ, ГДЕ, ПО ПРЕДАНИЮ, ЧЕЛОВЕК СОВЕРШИЛ ПЕРВОЕ УБИЙСТВО – КАИН УБИЛ АВЕЛЯ

Когда полицейские прибыли на место и увидели кровь под машиной и на асфальте, приказали открыть багажник. На их глазах из багажника вылез наружу и распрямился окровавленный скорчившийся труп, и, покачиваясь, встал перед ними. Преступники упали на колени перед воскресшим и, дрожа от ужаса, рассказали стражам порядка, как убили богатого араба, ограбили, а затем отрезали голову и затолкали в багажник. Трое преступников тут же лишились рассудка. Полицейские надели им наручники, и по дороге в психиатрическую больницу они не переставали кричать: не может такого быть, чтобы убитый ими и обезглавенный остался в живых.

КИОТ С САЙДНАЙСКОЙ ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. I в.
КИОТ С САЙДНАЙСКОЙ ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. I в.

Оказалось, что и сам убитый помнил до мельчайших подробностей все, что происходило не только вовремя убийства, но и после него, помнил, как преступники снимали с него кольца, часы, забирали бумажник, а потом отрезали голову. Все это время он как бы со стороны смотрел на происходящее. Когда он вылез из багажника живой и невредимый, сказал: «Прямо сейчас эта Panaghia закончила зашивать мне шею, прямо здесь (и показал им зону адамова яблочка), после того, как зашила остальные части тела» и не переставал повторять, что Panaghia восстановила его тело и оживила при помощи Своего Сына.

Воскресшего араба увезли в Дамаск, где его тщательно осмотрели, и врачи подтвердили, что швы действительно были наложены недавно. Эти швы можно увидеть и сейчас. Изучали происшедшее также многие духовные лица и иерархи православной церкви Сирии, включая самого Антиохийского Патриарха и митрополита Халенского Павла. Все они констатировали происшедшее чудо. Засвидетельствовал достоверность случившегося и архимандрит Игнаций, сириец по национальности, наместник греческого монастыря «Пастежи», расположенного неподалеку от Иерусалима.

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА ПОМОГАЕТ ВСЕМ ЛЮДЯМ...
ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА ПОМОГАЕТ ВСЕМ ЛЮДЯМ…

Сразу после этого мужчина вызвал своих родственников в Сирию, и они все вместе отправились в Сайднайский монастырь, вознося хвалу, славу и молитвы перед чудотворным образом Божией Матери, а вместо первоначально обещанной суммы в 80 тысяч долларов пожертвовали Богородичному монастырю 800 тысяч долларов.

Свой рассказ об этом удивительном чуде герой повествования начинает словами: «когда я был мусульманином», тем самым, давая понять, что ни он, ни его семья больше не мусульмане.

***

САЙДНАЙСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. КРЕСТНЫЙ ХОД С ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНОЙ БОГОМАТЕРИ
САЙДНАЙСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. КРЕСТНЫЙ ХОД С ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНОЙ БОГОМАТЕРИ

Помимо этой знаменитой чудотворной иконы, в Сайднайском монастыре мы сможем увидеть много других древнейших икон с образом Пресвятой Богородицы и святых. В XIX–начале XX веков Сайднайский монастырь часто посещали русские паломники, которые приносили в дар обители иконы. Одна из «русских икон», по свидетельству инокинь монастыря, плачет кровавыми слезами, предвещая периоды бедствий и катастроф.

Тысячи паломников со всего света посещают это святое место на протяжении всего года, но особенно много их бывает 8/21 сентября в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. По числу приходящих сюда паломников святыня занимает второе место на Ближнем Востоке – после Иерусалима. Кстати, сирийские космонавты перед полетом на станцию «Мир», посетили монастырь. Сейчас в монастыре около пятнадцати монахинь, возглавляемых настоятельницей Екатериной.

Помянем же и мы игумению Сайднайского монастыря Марину, молитвами которой был обретен чудотворный мироточивый образ Божией Матери.

***

УСТАНОВКА СТАТУИ ХРИСТА НА ГОРЕ ХЕРУВИМОВ
УСТАНОВКА СТАТУИ ХРИСТА НА ГОРЕ ХЕРУВИМОВ

В городе Сайднайя неподалеку от обители Пресвятой Девы находится монастырь Херувимов на историческом паломническом маршруте из Константинополя в Иерусалим, на высоте 2100 метров над уровнем моря. Здесь на вершине горы Херувимов в октябре 2013 года была установлена бронзовая скульптура Христа «Я пришел спасти мир», созданная по благословению Антиохийского и Московского Патриархов. Высота статуи (ее отлили в Армении) с постаментом – 39 метров, что чуть выше знаменитой скульптуры Христа в Рио-де-Жанейро (38 метров – избранной одним из Новых семи чудес света). Композиция с образом благословляющего Христа в центре, видимая из Ливана, Иордании, Палестины и Израиля, призвана принести в регион, охваченный пожаром войны, мир, взаимопонимание и надежду на общее спасение. Монтаж монумента приурочили к православному празднику Покрова Пресвятой Богородицы.

УСТАНОВКА СТАТУИ ХРИСТА НА ГОРЕ ХЕРУВИМОВ
УСТАНОВКА СТАТУИ ХРИСТА НА ГОРЕ ХЕРУВИМОВ

Монастырь на горе Херувимов стал первой христианской святыней Сирии, принявшей на себя удар боевиков: 21 ноября 2013 года один из снарядов, выпущенных боевиками «Сирийской свободной армии», пробил стену, попал в монашескую келью, однако не разорвался. «Сама Пресвятая Богородица предотвратила взрыв этого снаряда»,– сказала тогда игумения монастыря мать Верона. Отец Георгий Ниджмах – священик, служащий в монастыре подтвердил ее слова:
– Пресвятая Богородица защитила нас. На сегодняшней службе было больше народа, чем обычно. Молитва – наше оружие, защищающее нас и отгоняющее черное облако, нависшее над Сирией.

А совсем недавно в результате активного ракетного обстрела боевиками статуя Господа нашего Иисуса Христа была повреждена, а в монастыре возник пожар.

***

МАТЬ ВЕРОНА - НАСТОЯТЕЛЬНИЦА МОНАСТЫРЯ ХЕРУВИМОВ - В КЕЛЬЕ КУДА ПОПАЛ СНАРЯД ВО ВРЕМЯ ОБСТРЕЛА БОЕВИКАМИ
МАТЬ ВЕРОНА — НАСТОЯТЕЛЬНИЦА МОНАСТЫРЯ ХЕРУВИМОВ — В КЕЛЬЕ КУДА ПОПАЛ СНАРЯД ВО ВРЕМЯ ОБСТРЕЛА БОЕВИКАМИ

В феврале 2014 года Агентство OCP News Service (Православная Международная Служба Христианских Новостей) сообщило о чуде Пресвятой Богородицы в Сирийском монастыре Сайднайя. Чудо произошло в январе 2014 года, когда группа террористов обстреляла монастырь ракетами. Монахини в обители Рождества Пресвятой Богородицы услышали страшный шум и почувствовали сильную вибрацию от приближающейся ракеты. Они были уверены, что ракета убьет их и разрушит монастырский комплекс. Но ничего этого не произошло и монахини остались в недоумении.

САЙДНАЙСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. СИРИЯ
САЙДНАЙСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. СИРИЯ

Через несколько дней монастырь посетил один из генералов сирийской армии для того, чтобы передать поздравления с Рождеством и Новым годом. Во время разговора с инокинями он спросил, не пережил ли монастырь в последнее время какие-либо необычные события. Сестры обители рассказали о ракете, которую выпустили на монастырь повстанцы, но которая не взорвалась и не причинила никакого вреда.

Генерал заявил, что хотя он и не видел запуска этой ракеты, направленной на монастырь, но вместе с другими людьми видел нечто довольно странное и необычное. Ракета почти достигла монастыря, когда внезапно в небе появилась жена, одетая в голубое одеяние, и, взяв ракету руками, отбросила ее в сторону. Все, кто видел это событие, были просто поражены. И ни у кого не возникло сомнения в том, что только Пресвятая Богородица могла спасти Свою обитель от разрушения.

***

МИТРОПОЛИТ ЛУКА (ДАМАСК, АНТИОХИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ)
МИТРОПОЛИТ ЛУКА (ДАМАСК, АНТИОХИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ)

В заключение представляем выдержки из из интервью с митрополитом Лукой (Дамаск, Антиохийский патриархат):

«У нас – Святая земля. Здесь Савл стал Павлом. Здесь он принял Крещение. Здесь погребен Иоанн Предтеча здесь жил Анания, Иоанн Дамаскин. У нас Святая страна и верующий народ – поэтому нас хотят уничтожить. Мы все подверглись нападению – весь наш народ. Эти люди (боевики) говорят, что они действуют во имя сирийского народа. Мы сами сирийский народ, а они засланы к нам извне.

В ПРИЮТЕ ДЛЯ ДЕВОЧЕК САЙДНАЙСКОГО МОНАСТЫРЯ
В ПРИЮТЕ ДЛЯ ДЕВОЧЕК САЙДНАЙСКОГО МОНАСТЫРЯ

Они убивают людей. Их не волнует ни человек, ни жизни. Это важнее, чем церкви и храмы. Если нет человека, то храмы не нужны. Их не волнуют убийства сотен наших людей, тем более разрушение церквей и мечетей. Во всех провинциях наши церкви атакованы. В Сайднае монастырь был под обстрелом. Слава Богу – произошло чудо. Снаряд пробил стену, но не разорвался. Он распался на две части, в одной остался порох. Если бы не чудо, этот снаряд убил бы 30 девочек-сирот. Я ездил и сам все это увидел. В Хорасте, Ирбине, Забадане, Дераа, во всех пригородах Дамаска, в Алеппо – повсюду наши храмы и наши люди атакованы и страдают. Эти преступники нападают на прихожан, похищают, берут в заложники и убивают священников.

ХРИСТИАНСКИЕ ХРАМЫ В МААЛЮЛЕ
ХРИСТИАНСКИЕ ХРАМЫ В МААЛЮЛЕ

Среди боевиков христиан нет. Наша молодежь противостоит вместе с нашими мусульманами. Мы готовы умереть, мы погибнем, но защитим страну и народ. На выходе из патриархата стоит минарет – он возведен в знак того, что христиане приняли мусульман в Дамаске с миром. Этот минарет называется белым в знак мира между нами. В нашей стране православные праздники для всех, исламские праздники – тоже. Мы друг друга поздравляем.

– Древняя Антиохия оккупирована Турцией, ваши храмы и ваши святыни отторгнуты от Сирии и теперь принадлежат Турции и называются Антакией, провинцией Турции. Какое к этому отношение в Церкви?

ХРАМ ПОЯСА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (Г. ХОМС, СИРИЯ). ОСНОВАН В 59 ГОДУ ПО Р. Х. (РАЗРУШЕН БОЕВИКАМИ)
ХРАМ ПОЯСА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (Г. ХОМС, СИРИЯ). ОСНОВАН В 59 ГОДУ ПО Р. Х. (РАЗРУШЕН БОЕВИКАМИ)

– Я один из тех, кто возглавляет кампанию по возвращению Антиохии Сирии. Вместе с нами в ней участвуют и мусульмане. Даст Бог мы вернем эту землю. Мы верим, что мы преодолеем эти испытания и вернем Сирии не только Антиохию, но и другие земли. Храмы Антакии в управлении Дамаска. Арабы в Турции подвергаются отуречиванию с детства. Проблема существует и с языком, и с преподаванием, и с молитвами – дети говорят по-турецки и не понимают языка богослужения. Вообще в Турции не осталось Православия, храмов, святынь и христиан. Последний оплот Православия – это Россия»

МИТРОПОЛИТ ЛУКА (ДАМАСК)

 

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

31 ЯНВАРЯ — ПРЕПОДОБНЫХ КИРИЛЛА И МАРИИ РАДОНЕЖСКИХ, РОДИТЕЛЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
ИКОНА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ПРЕПОДОБНЫМИ КИРИЛЛОМ И МАРИЕЙ
ПРЕПОДОБНАЯ МАРИЯ РАДОНЕЖСКАЯ († 1337 г.) (Глава из книги Александра Трофимова «Святые жены Руси»). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

31 ЯНВАРЯ — ДЕНЬ МУЧЕНИЧЕСКОЙ КОНЧИНЫ МАРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ШАФРОВОЙ-МАРУТАЕВОЙ
МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ШАФРОВА-МАРУТАЕВА - ЕДИНСТВЕННОЕ ФОТО, КОТОРОЕ УДАЛОСЬ НАЙТИ

МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА ШАФРОВА-МАРУТАЕВА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. ЯНВАРЬ 2023 г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ

31/18 января – Память святителей Афанасия (295-373) и Кирилла (370/380-444), архиепископов Александрийских.
***
31/18 января – Память святителя Никиты, архиепископа Новгородского (1030-1108).
***
31/18 января – Память преподобных Кирилла и Марии Радонежских († 1337), родителей преподобного Сергия Радонежского.
***
31/21 января 1605 г. – Состоялась Битва при Добры́ничах – сражение между армией Лжедмитрия I и царскими войсками под предводительством князя Ф. И. Мстиславского близ деревни Добрыничи. Битва завершилась полным разгромом Лжедмитрия I, потерявшего в сражении значительную часть своего войска.
***
31/19 января 1714 г. – Петр I запретил жениться не получившим образования дворянским детям (недорослям).
Из текста Указа: «Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтоб учить дворянских детей, кроме однодворцев и приказного чина, цифири и геометрии и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего выучится». А священникам строго запрещалось венчать дворянских отпрысков без «соизволения» школьного преподавателя.
***
31/19 января 1801 г. – Грузия добровольно вошла в состав Российской Империи.
***
31/19 января 1852 г. – День рождения Льва Александровича Тихомирова (1852-1923), российский общественный деятель.
Лев Александрович Тихомиров писал в своих воспоминаниях: «Наш род принадлежит к коренным жителям Тульского края, насколько хватает семейных воспоминаний, был всегда духовного звания». Из семьи военного врача. Родился19 января 1852 г. на Кавказе, в военном поселении Геленджик. Окончил керченскую Александровскую гимназию (1870) с золотой медалью и поступил на юридический факультет Московского университета. Перевелся на медицинский факультет (1871).
Принимал активное участие в революционном движении. В 1872-1873 гг. – активный член общества «чайковцев», вёл пропаганду среди рабочих. В ноябре 1873 г. арестован, был под судом по «процессу 193-х». В 1878 г. – член центра «Земли и воли» и редакции ее печатного органа. В 1879 г. – член Исполнительного комитета, распорядительной комиссии и редакции «Народной воли», организовавшей убийство императора Александра II. От имени «исполнительного комитета» составил известную прокламацию, выпущенную после 1 марта 1881 г. (сразу после убийства Александра II) На Липецком съезде 20 июля 1879 г. (на котором была организована «Народная воля») поддержал решение съезда о цареубийстве. В начале марта 1881 г. вместе с оставшимися на свободе членами Исполнительного комитета несколько раз на конспиративной квартире обсуждал воззвание «Ко всему народу русскому» и письмо Александру III, которое сам и написал.
11 ноября 1873 г. Л. А. Тихомирова арестовали и отправили в Петропавловскую крепость. Замечательна история его освобождения из тюрьмы, рассказанная современниками. Однажды император Александр II лично обходил заключенных в Петропавловской крепости; естественно, каждый из осужденных пытался сказать государю о своей невиновности в надежде получить его защиту, но Тихомиров единственный честно признал себя заслуживающим наказания. Тогда император сказал, что не находит возможности содержать в одинаковом заключении столько «невиновных» людей совместно с «преступником» и повелел освободить Тихомирова из заключения. Произошло это в начале 1878 г., после его четырехлетнего заключения в крепости.
В 1880 г. Лев Александрович женился на Екатерине Дмитриевне Сергеевой и в 1882 г. вместе с женой эмигрировал за границу, проживая в Швейцарии, а затем во Франции. Вскоре после переезда в Швейцарию, 26 августа 1882 г., в семье Тихомировых родился сын, названный Александром (будущий православный подвижник и старец епископ Череповецкий Тихон).
К тому времени у него уже возникли сомнения в целесообразности революционной деятельности, но тем не менее в Женеве он стал во главе «Вестника Народной воли». И только в 1888 г. он открыто выступил иротив прежних своих идей, напечатав книгу «Почему я перестал быть революционером» (М ., 1888), которая сделала возможным его возвращение в Россию. В 1888 г. он написал прошение на Высочайшее Имя о помиловании и разрешении жить в России, что и было даровано ему Высочайшим повелением 10 декабря 1888 г.
Л. А. Тихомиров был глубоко православным человеком, в его трудах звучит искренняя и твердая вера в особую роль Церкви в истории народов. Он написал множество книг и статей, посвященных русской национальной идее, и стал самым крупным в России идеологом монархической власти. Итогом его трудов явилась книга «Монархическая государственность» (1905, переиздание СПб., 1992). В своих исследованиях он пытался раскрыть, с точки зрения православного историка, «понимание тех законов, которыми живет человеческое общество и государство».
При правлении П. А. Столыпина Л. А. Тихомиров был Высочайше пожалован чином статского советника и являлся членом кабинета министров. В 1907-1908 гг. он был членом Предсоборного Совещания.
В 1903-1906 гг. работал над книгой «Монархическая государственность». В 1907 г. был приглашен из Москвы лично Петром Столыпиным в Санкт-Петербург, где занял должность члена совета Главного управления по делам печати. Основной же его задачей было консультирование Столыпина по вопросам, связанным с рабочим движением ввиду обсуждаемого трудового законодательства. В 1909 г. Тихомиров вернулся в Москву. В награду от премьер-министра он получил в аренду издание «Московские ведомости», редактором которого был до 1913 г.
За 10 лет до смерти Тихомиров поселился в Сергиевом Посаде (где и умер 16 октября 1923 г.). Здесь он создал трактат «Религиозно-философские основы истории», в котором анализировал историю человечества с религиозной точки зрения, включая последние эсхатологические времена. В этой книге (впервые опубликованной лишь в 1997 г. в издательстве журнала «Москва») показано развитие в человеческой истории различных религиозных течений, взаимная связь и преемственность религиозных идей и заблуждений разных времён, которые то исчезают с исторической сцены, то, надевая новые личины, появляются вновь. На этом фоне Тихомиров доказывает истинность и глубину православного понимания истории. Последним законченным произведением Тихомирова стала художественная повесть «В последние дни (Эсхатологическая фантазия)», написанная в 1919-1920 гг.
Лев Александрович Тихомиров скончался в 1923 г. в Сергиевом Посаде посвятив остаток дней богословским трудам. Место его захоронения неизвестно.
***
31/19 января 1864 г. – В Москве открывается для посетителей первый в России «общедоступный зоологический сад» – московский зоопарк.
***
31/19 января 1865 г. – День рождения Тихона (в миру Василий Иванович Беллавин; 1865-1925), Патриарха Московского и всея Руси (1917-1925).

***
31 января / 12 февраля 1865 г. – День рождения Алексея Александровича Бахрушина (1865-1929). Родился в Москве, Российская империя. – Русский купец, потомственный почетный гражданин Москвы, меценат, благотворитель, собиратель театральной старины, создатель литературно-театрального музея.
Представитель московской династии Бахрушиных. Бахрушины были в старой Москве известными благотворителями. Будущий знаток театральной старины уже с шестилетнего возраста стал завсегдатаем Большого театра, потом – поклонником труппы Малого театра, а впоследствии сам пробовал играть на сцене Перловского театрального кружка. Учился в частной гимназии Ф.Креймана (III-IV классы). В 1888 г. включился в семейное дело – «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры Алексей Бахрушин и сыновья» и до 1890 г. активно занимался торгово-промышленной деятельностью. Увлекшись собирательством, Бахрушин посвящал ему всё больше времени и постепенно отошёл от дел. Однако после смерти старшего брата, он был вынужден возглавлять до 1917 г. семейное дело. За свои промышленные достижения удостоился нескольких золотых медалей и ордена Св. Анны 3-й степени.
Также он был гласным Московской городской думы (1900-1916), в которой возглавлял комиссию по народным развлечениям. Комиссия приняла решение открыть в Москве 12 народных домов, заведовать которыми в 1915 г. был уполномочен А. А. Бахрушин.
Коллекционировать начал под влиянием двоюродного брата, страстного собирателя Алексея Петровича Бахрушина. «Вскоре театральное собирательство, – вспоминал его сын, – превратилось у него в страсть. Окружающие смотрели на это как на блажь богатого самодура, трунили над ним, предлагали купить пуговицу от брюк Мочалова или сапоги Щепкина». 30 мая 1894 г. владелец впервые показал своё театральное собрание ближайшим друзьям, а 29 октября того же года представил его для обозрения театральной общественности Москвы. С этого дня и началась биография первого московского литературно-театрального музея. Он целенаправленно вёл поиски, чтобы представить в своей коллекции всю историю отечественного театра, от зарождения до современности. В поисках экспонатов Алексей Александрович Бахрушин не раз совершал длительные путешествия по России, из которых привозил не только театральные раритеты, но и произведения народного искусства, мебель, старинные русские костюмы.
Бывая за границей, Алексей Александрович непременно обходил антикварные магазины. В начале XX в. он трижды предпринимал специальные поездки для пополнения разделов по истории западноевропейского театра. Из-за границы он привёз личные вещи французской актрисы Марс, коллекцию масок итальянского театра комедии, многие редчайшие музыкальные инструменты.
Идея Бахрушина о создании театрального музея так пришлась по душе, что многие «безданно и беспошлинно» присылали ему в подарок редкие фотографии, автографы, мемориальные вещи. Притоку даров способствовали и снискавшие немалую популярность в театральных кругах Москвы «Бахрушинские субботы». На «огонёк» к Бахрушину собирались известные актёры и режиссёры: здесь бывали А. И. Южин, А. Л. Ленский, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко. По сложившейся традиции сюда приходили не с пустыми руками. Так, прославленная актриса Малого театра Гликерия Николаевна Федотова передала Бахрушину все свои реликвии и памятные подарки, полученные за годы сценической жизни.
Свой музей Алексей Александрович Бахрушин называл литературно-театральным. В обширном и многообразном его собрании выделялись три раздела – литературный, драматический и музыкальный. В литературном разделе были собраны редкие издания пьес Я. Б. Княжнина, А. П. Сумарокова, А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского. Немалый интерес представляли и сочинения по истории театра, театральные альманахи, журналы, сборники. Здесь были письма, записные книжки, дневники известных деятелей отечественной культуры: А. С. Грибоедова, И. И. Лажечникова, М. М. Хераскова, Н. В. Гоголя, А. Н. Верстовского, А. Ф. Писемского, П. А. Каратыгина, Н. Г. Помяловского. Коллекция рукописей включала свыше тысячи наименований.
В драматическом разделе были собраны декорации, афиши и программы, портреты и скульптурные изображения актёров и драматургов, предметы театрального быта. Среди произведений декораторов хранились работы двух крупнейших театральных художников конца XIX — начала XX в. – К. А. Коровина и А. Я. Головина. Были здесь и народные картинки с изображениями «бесовских потех».
Особую ценность представляли личные вещи многих прославленных актёров. В драматическом разделе находилась, кроме того, изумительная по богатству портретная галерея: здесь рисунки, гравюры, литографии, живописные и скульптурные произведения, большая коллекция фотографий, причём не только отдельные портреты актёров, но и большое количество запечатлённых фотографами сцен из спектаклей.
Театральный быт представлен предметами, сопутствующими завзятым театралам, в том числе — уникальной коллекцией зрительских трубочек и театральных биноклей. Музыкальный отдел состоял из инструментов разных времён и народов: славянские гусли, румынская кобза, европейская мандолина, китайская флейта и даже африканские трубы. Верным помощником в собирательской деятельности Алексея Александровича Бахрушина была его жена Вера Васильевна. Она приводила в порядок газетные вырезки, афиши, программы, помогала отбирать вещи на выставки, устраивать экспозиции.
В 1909 г. бахрушинской коллекцией заинтересовалась Академия наук. 25 ноября 1913 г. состоялся торжественный акт передачи собрания Академии наук. Было создано Правление музея во главе с жертвователем, признававшимся пожизненным почётным попечителем музея. В 1915 г. жертвователь был удостоен ордена Св. Владимира 4-й степени. Музей, созданный Алексеем Александровичем Бахрушиным, существует и поныне (ул. Бахрушина, д. 31/12). Он, как и прежде, располагается в старом здании. Это одна из немногих коллекций старой Москвы, уцелевшая до наших дней. Алексей Александрович Бахрушин оставался во главе музея и после 1917 г., до самой смерти. Бахрушин умер в подмосковной усадьбе Малые Горки близ станции Апрелевка Киевского направления Московской железной дороги 7 июня 1929 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
***
31/19 января 1875 г. – День рождения Лидии Алексеевны Чарской (Вороновой; 1875-1937), писательницы. Родилась она в Санкт-Петербурге. Ей суждено было более 20 лет владеть умами и чувствами самого широкого круга читателей России.
Первая же повесть «Записки институтки», написанная в 1902 г., принесли ей громкую славу. За 20 лет литературной деятельности Чарская написала около 80 произведений! Ее известность достигла европейских стран. Переведенная на немецкий, английский, французский, чешский языки, она вошла в каждый дом, в каждую семью, где росли дети. Молодежь зачитывалась ее произведениями, восторженно встречая новые книги. Повести «Княжна Джаваха», «Люда Влассовская», «Вторая Нина», «Записки маленькой гимназистки», «Сибирочка», «Лесовичка», рассказы «Волька», «Первый день», «Два сочельник», сказки «Золотая свирель», «Волшебная сказка» и другие – вот неполный перечень того, что взахлеб читало подрастающее поколение начала XX века.
Она писала о доброте, любви к ближнему, состраданию, самоотверженности, отзывчивости. Ее герои – люди разных сословий. Это и дворяне, обучающие своих детей в привилегированных учебных заведениях; и служащие, живущие на вознаграждение за свой труд; и нищие, которые мечтают о куске хлеба. Но всех их объединяет человеколюбие, желание отозваться на чужую боль, бескорыстие – те человеческие качества, дефицит которых особенно сильно ощущается в наше время.
В 1917 г., с приходом Советской власти ее перестали печатать, не простив писательнице ее дворянского происхождения. С 1925 по 1929 гг. ей с большим трудом удалось опубликовать 4 маленькие книжки для детей под псевдонимом Н. Иванова. Ее произведения были изъяты из библиотек и уничтожены. Больше не было любимого дела, куда-то исчезли благодарные читатели. Жизнь остановилась на полном ходу, особенно после известия о гибели сына Юрия, который сражался в Красной Армии. Началась буквально нищенская жизнь. И тогда именно К. И. Чуковский выхлопотал ей пенсию.
Она ушла тихо и незаметно. Но оставила после себя до сих пор никем не разгаданную тайну. Официальным местом ее погребения считается Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге.
О Чарской вспомнили в 90-е гг. XX столетия. Понадобился почти век, чтобы мы снова открыли для себя ее творчество. Радует то, что разные издательства взяли на себя труд возродить ее произведения. Сейчас издано уже и полное собрание ее сочинений. Безусловно, книги Чарской найдут своего читателя, ее полюбят маленькие и юные российские граждане XXI века, как когда-то ее любили дети начала прошлого столетия. Книги ее повествуют о добросердечии и отзывчивости, о человечности, благодарности и любви, как высшей добродетели.
***
31/19 января 1879 г. –В Харькове, Российская империя, родился Борис Викторович Савинков 1879-1925) российский революционер, террорист, один из лидеров партии эсеров, руководитель Боевой организации партии эсеров, глава Союза защиты Родины и Свободы. Участник Белого движения, писатель (прозаик, поэт, публицист, мемуарист; литературный псевдоним – В. Ропшин).
Известен также под псевдонимами «Б. Н.», Вениамин, Галлей Джемс, Крамер, Ксешинский, Павел Иванович, Роде Леон, Субботин Д. Е., Ток Рене, Томашевич Адольф, Чернецкий Константин.
Принимал участие в подготовке ряда террористических актов на территории России: убийство министра внутренних дел В. К. Плеве, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, покушения на министра внутренних дел И. Н. Дурново и на московского генерал-губернатора Ф. В. Дубасова.
Савинков стал заместителем руководителя Боевой организации Евно Азефа, а после его разоблачения — руководителем. Вместе с Азефом выступил инициатором убийства священника Георгия Гапона, заподозренного в сотрудничестве с Департаментом полиции. В 1906 г. Савинков в Севастополе подготавливал убийство командующего Черноморским флотом адмирала Чухнина. Был арестован полицией, заключен в Севастопольскую тюрьму и приговорён к смертной казни, но бежал в Румынию.
В эмиграции в 1909 г. написал книгу «Воспоминания террориста», в том же году опубликовал повесть «Конь бледный», в 1914 г. – роман «То, чего не было». После начала Первой мировой войны Савинков перебрался в Париж, где, благодаря своим связям, получает удостоверение военного корреспондента. Его корреспонденция публиковалась в газетах «Биржевые ведомости», «День», «Речь».
После Февральской революции Савинков вернулся в Россию 9 апреля 1917 г. и возобновил политическую деятельность: он был назначен комиссаром Временного правительства в 7-й армии, а 28 июня – комиссаром Юго-Западного фронта. Савинков активно выступал за продолжение войны до победного конца. Стал товарищем (помощником) военного министра (военным министром был сам премьер Керенский). При наступлении Корнилова на Петроград был назначен военным губернатором Петрограда и исполняющим обязанности командующего войсками Петроградского военного округа. Но 30 августа подал в отставку, не согласный с изменениями в политике Временного правительства. После того 9 октября 1917 г. был исключен из партии эсеров по так называемому «корниловскому делу».
Октябрьский переворот 1917 г. встретил враждебно. В феврале-марте 1918 г. создал в Москве на базе организации гвардейских офицеров подпольный контрреволюционный «Союз защиты Родины и Свободы», включавший около 800 человек. Целями этой организации было свержение советской власти, установление военной диктатуры и продолжение войны с Германией. В конце мая заговор в Москве был раскрыт, многие его участники арестованы.
Уехал с военной миссией во Францию, где вёл переговоры о помощи Белому движению. Во время Советско-польской войны 1920 г. Савинков, обосновавшись в Варшаве. В октябре 1921 г. был выслан из Польши. Порвав с белым движением, Савинков искал связей с националистическими течениями. Он встречался с итальянским лидером Бенито Муссолини в 1922-1923 гг. Однако в конце концов Савинков оказался в полной политической изоляции, в том числе и от эсеров. В это время он занялся работой над повестью «Конь вороной», осмысляющей итоги Гражданской войны.
В начале августа 1924 г. Савинков нелегально приехал в СССР, куда был завлечен в результате разработанной ОГПУ операции «Синдикат-2». 16 августа в Минске был арестован вместе со своей любовницей Любовью Ефимовной Дикгоф и ее мужем А. А. Дикгофом. На суде Савинков признал свою вину и поражение в борьбе против советской власти. Военная коллегия Верховного суда СССР 29 августа 1924 г. приговорила его к высшей мере наказания – расстрелу. Верховный суд ходатайствовал перед Президиумом ЦИК СССР о смягчении приговора. Ходатайство было удовлетворено, расстрел заменен лишением свободы на 10 лет.
По официальной версии, 7 мая 1925 года в здании ВЧК на Лубянке Савинков покончил жизнь самоубийством. Воспользовавшись отсутствием оконной решётки в комнате, где он находился по возвращении с прогулки, Борис Савинков выбросился из окна пятого этажа во двор. Место захоронения Б. Савинкова неизвестно.
***
31 января 1881 г. – Экспедиционный корпус под командованием генерала М. Д. Скобелева вступил в Ашхабад. Завершено покорение Туркестана.
***
31/19 января 1887 г. – Умер Семён Яковлевич Надсон (1862-1887), русский поэт.
Появившийся в печати в 1885 г. сборник его стихотворений, тираж которого составил 600 экземпляров, принес Надсону огромный успех. При жизни поэта книга выдержала 5 изданий, а до 1917 г. ее успели переиздать 29 раз, последнее из которых имело огромный по тем временам тираж – 10 000 экз. После смерти Надсона его творчество получило еще большую известность. Многие поэты посвящают его памяти стихотворения (Я. П. Полонский, Л. И. Пальмин, К. М. Фофанов, Г. Ф. Дешкин). А с посмертной публикацией произведений Надсона слава его достигает своего апогея. Молодёжь заучивала его стихотворения наизусть. Произведения Надсона постоянно включались в альбомы и рукописные журналы учащихся, долгие годы их часто декламировали со сцены, почётное место отводилось им в различных хрестоматиях и сборниках. Свыше 100 стихотворений Надсона положено на музыку. И хотя шедевров вокальной лирики на слова Надсона не создано, примечательно, что к его произведениям обращались такие выдающиеся композиторы, как Ц. А. Кюи, А. Г. Рубинштейн, С. В. Рахманинов, Э. Ф. Направник.

ВЕРЬ В ВЕЛИКУЮ СИЛУ ЛЮБВИ!..

Верь в великую силу любви!..
Свято верь в ее крест побеждающий,
В ее свет, лучезарно спасающий,
Мир, погрязший в грязи и крови,
Верь в великую силу любви!

ВПЕРЁД!

Вперед, забудь свои страданья,
Не отступай перед грозой,-
Борись за дальнее сиянье
Зари, блеснувшей в тьме ночной!
Трудись, покуда сильны руки,
Надежды ясной не теряй,
Во имя света и науки
Свой частный светоч подымай!
Пускай клеймят тебя презреньем,
Пускай бессмысленный укор
В тебя бросает с озлобленьем
Толпы поспешный приговор;
Иди с любящею душою
Своею торною тропой,
Встречая грудью молодою
Все бури жизни трудовой.
Буди уснувших в мгле глубокой,
Уставшим – руку подавай
И слово истины высокой
В толпу, как светлый луч, бросай.

***

Блещут струйки золотые,
Озаренные луной;
Льются песни удалыя
Над поверхностью речной,
Чистый тенор запевает
«Как на Волге на реке»,
И припевы повторяет
Отголосок вдалеке.
А кругом царит молчанье,
И блестящей полосой
Золотой зари сиянье
Догорает за рекой.

***
31 января 1893 г. – В селе Прислониха в семье потомственных иконописцев родился Аркадий Александрович Пластов (1893-1972). Народный художник СССР (1962). Академик АХ СССР. Лауреат Ленинской премии (1966) и Сталинской премии первой степени (1946).

Родился в семье потомственных иконописцев. В 1903 г. поступил в Симбирское духовное училище. С 1908 г. учился в Симбирской духовной семинарии, а затем переехал в Москву. Занимался рисованием у Дмитрия Архангельского. Некоторое время занимался в мастерской Ильи Машкова, затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Фёдор Федоровский. Проучившись в нём с 1912 по 1914 гг., поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. Его учителями были живописцы Алексей Корин, Аполлинарий Васнецов, Абрам Архипов, Алексей Степанов, Леонид Пастернак и скульптор Сергей Волнухин.
В его картинах отражены испытания советского народа в годы войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945),
В 1947 г. А. Пластов стал академиком АХ СССР. Член СХ СССР (1937), член правления СХ РСФСР и СХ СССР (1957), секретарь правления СХ СССР (1968).
***
31 января 1901 г. –Премьера пьесы А. П. Чехова «Три сестры» в Художественном театре.
***
31 января 1904 г. – В Москве умер Алексей Иванович Абрикосов (1824-1904), русский предприниматель, фабрикант, основавший во второй половине XIX века «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»), а также владевший кондитерскими и чайными магазинами в Москве, Поставщик Двора Его Императорского Величества, председатель совета Учетного Банка, действительный статский советник.
Алексей Иванович и его супруга Агриппина Александровна похоронены на кладбище Ново-Алексеевского монастыря в Москве. В 1926 г. монастырь был закрыт, а кладбище уничтожено.
Во время Крымской войны Абрикосов делал ежегодные 100-рублевые пожертвования госпиталям и ополчению. Позднее стал членом комитета по оказанию помощи семьям убитых и раненных в войне с Турцией, в 1880 г. вошел в состав Совета Дома московского купеческого общества для бесплатных квартир. Служил старостой Успенского храма на Покровке.
Его супруга в конце 1889 г. открыла бесплатный родильный приют и женскую больницу с «постоянными кроватями А. А. Абрикосовой» (на пять коек). Агриппина Александровна завещала городу 100 000 рублей на устройство родильного приюта; здание по проекту И. А. Иванова-Шица на Миусской площади на 51 койку было освящено в мае 1906 г. (с добавлением городских средств, постройка обошлась в 206 000 рублей). По решению Московской городской управы новый родильный приют стал официально носить имя Агриппины Александровны Абрикосовой (1832-1901), после революции — переименован в роддом имени Н. К. Крупской, в 1994 г. ему вернули имя основательницы.
В 1896 г. на средства Алексея Абрикосова и мецената С. А. Корзинкина было завершено строительство кирпичного здания церковно-приходской школы при Ильинском храме в деревне Изварино. Сам же храм Илии Пророка был отстроен заново на деньги тех же Абрикосовых и Корзинкиных в 1904 г. взамен обветшавшей Ильинской церкви.
***
31 января 1910 года родилась В. С. Гризодубова (г. Харьков), летчица, Герой Советского Союза (1938 г), Герой Социалистического Труда (1986 г.), полковник. Дочь одного из первых русских авиаконструкторов и летчиков С. В. Гризодубова. В 1929 г. окончила Пензенский аэроклуб, занималась планерным спортом. В Красной Армии с 1936 г. Командир экипажа самолета «Родина», совершившего в сентябре 1938 г. беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток. В Великую Отечественную войну командовала 101-м полком авиации дальнего действия. После войны работала начальником летно-испытательной станции, затем директором НИИ. Умерла 28.04.1993 г.
***
31 января 1924 г. – Второй съезд Советов СССР утвердил Конституцию СССР – первый основной закон Союза Советских Социалистических Республик, который закрепил, окончательно юридически оформил образование и разделение прав СССР и союзных республик.
***
31 января 1928 г. – В январской «Роман-газете» появляются первые главы романа Михаила Шолохова «Тихий Дон».
***
31 января 1932 г. – Запущена первая доменная печь Магнитогорского металлургического комбината – одного из крупнейших металлургических комбинатов России. В годы Великой Отечественной войны комбинат, первоначально ориентированный на выпуск «гражданских» сортов металла, освоил выпуск броневой стали, а также прокатку броневого листа. В конце 1942 г. вступила в строй домна № 5, крупнейшая в СССР.
***
31 января 1942 г. – Мученическая смерть Марины Александровны Шафровой-Марутаевой (1908-1942).
***
31 января 1943 г. – В Сталинграде принят ультиматум советского командования о немедленном прекращении огня и о полной капитуляции южной группы немецких войск. В 13 часов советскими воинами вместе со своим штабом пленен командующий немецкой 6-й полевой армии генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс.
30 января Паулюс отправил радиограмму в Берлин: «Адольфу Гитлеру! 6-я армия поздравляет своего фюрера со славной годовщиной! Флаг со свастикой по-прежнему реет над Сталинградом. Паулюс». А 31 января капитулировал.
***
31 января 1952 г. – День рождения художницы Надежды Рушевой. Она слишком рано ушла из жизни в возрасте 17 лет, но успела подарить миру тысячи своих произведений.
Надя начала рисовать с пяти лет, причем никто не обучал ее рисованию, также до школы ее не учили читать и писать. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух. В мае 1964 г. состоялась первая выставка ее рисунков, организованная журналом «Юность» (Надя училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации ее рисунков, когда ей было всего 12 лет. За следующие пять лет ее жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в СССР, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии.
Среди ее работ – иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около пятидесяти авторов. Работа над «Мастером и Маргаритой» стала для нее последней. В то же время, для «Мастера и Маргариты» Надя стала первой художницей. На титульной иллюстрации, изображающей встречу Берлиоза и Бездомного на Патриарших прудах, Елена Сергеевна Булгакова, вдова Михаила Афанасьевича, оставила свой автограф: «Как жаль, что я не знала это необыкновенное существо – Надю Рушеву».
Ее рисунки рождались без эскизов, всегда рисовала враз, набело, и она никогда не пользовалась стирательной резинкой. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», – говорила Надя
Надя оставила после себя огромное художественное наследие – около 12 тысяч рисунков. Точное их число невозможно подсчитать – значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Прошло более 160 выставок ее работ в разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.
Скончалась Надежда 6 марта 1969 г. в больнице в возрасте 17 лет из-за разрыва сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг.
***
31 января 1955 г. – В Ленинграде умер Михаил Леонидович Лозинский (1886-1955), русский советский поэт-акмеист, переводчик, один из создателей советской школы поэтического перевода.
Окончил 1-ю петербургскую классическую гимназию с золотой медалью. Слушал лекции в Берлинском университете. Затем учился в Петербургском университете. В 1909 г. получил диплом юриста, а затем пять лет занимался на историко-филологическом факультете.
Был близок к поэтам «серебряного века», в частности к акмеистам, дружил с О. Э. Мандельштамом, А. А. Ахматовой и был ближайшим другом Н. С. Гумилёва. В 1912 г. Лозинский организовал издательство «Гиперборей», где печатались акмеисты, и входил в созданный Гумилёвым «Цех поэтов».
В 1913-1917 гг. – редактор журнала «Аполлон». В 1914 г. начал работать в Публичной библиотеке библиотекарем и консультантом (работа в библиотеке продолжалась до 1937 г.).
После октябрьского переворота 1917 г. М. Горький привлек Лозинского к работе в издательстве «Всемирная литература», где тот занимался переводом и редактурой.
В 1921 г. задерживался по делу Н. С. Гумилёва, находился две недели под арестом в 1927 г. со служащими Публичной библиотеки. 20 марта 1932 г. арестован и Постановлением Коллегии ОГПУ от 17 июня 1932 г. осужден по ст. 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда) на 3 года лишения свободы условно. Реабилитирован в 1989 г.
В 1924 г. Лозинский писал в Париж своей сестре, Елизавете Леонидовне Миллер, о сложности жизни в советской России, о «систематическом удушении мысли», но еще и о том, что «дезертировать нельзя»:
«В отдельности влияние каждого культурного человека на окружающую жизнь может казаться очень скромным <…>. Но как только один из таких немногих покидает Россию, видишь, какой огромный и невосполнимый он этим приносит ей ущерб <…>. Если все разойдутся, в России наступит тьма, и культуру ей придется вновь принимать из рук иноземцев. <…> Надо оставаться на своём посту. Это наша историческая миссия…»
Лозинский много работал над переводами западной классики, тяготея в поэзии к крупной форме, драматургии, переводил также и прозу. В его переводе в СССР вышли произведения таких классиков, как Уильям Шекспир, Ричард Шеридан, Пьер Корнель, Жан Батист Мольер, Лопе де Вега, Мигель Сервантес, Карло Гоцци, Проспер Мериме, Ромен Роллан. Главной его работой стал перевод «Божественной комедии» Данте Алигьери. Переводил Лозинский и восточных поэтов, таких как Фирдоуси, Саят-Нова, грузинского поэта-романтика Николоза Бараташвили.
«В трудном и благородном искусстве перевода Лозинский был для XX века тем же, чем был Жуковский для века XIX», – сказала на его похоронах Анна Ахматова.
Лозинский скончался 31 января 1955 г. в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
***
31 января 1956 г. – В Москве родилась Вера Витальевна Глаголева (1956-2017). Советская и российская актриса театра и кино, кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Народная артистка Российской Федерации (2011).
Вера Глаголева умерла 16 августа 2017 г. Похоронена на Троекуровском кладбище.
***
31 января 1966 г. – В СССР осуществили запуск космической ракеты с автоматической межпланетной станцией «Луна-9», которая совершит мягкую посадку на Луну в районе Океана Бурь и передаст научную информацию на Землю, в том числе первую серию панорамных снимков с ее поверхности.
***
31 января 2003 г. – День памяти Леонида Эрдмана (1940-2003).
***
31 января 2020 г. – Великобритания официально вышла из ЕС

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

Однажды ночью идя домой, я увидел впереди громко лающую свору собак. Мне было страшно идти дальше,– постояв какое-то время, я повернул назад и отправился к дому обходными путями. Маме я ничего не сказал об этой истории. Но на следующий же день мне стало очевидно, что она знает о моем вчерашнем поведении, поскольку сама завела разговор о страхе и боязливости. Передаю ее слова: «Каждый человек, и особенно верующий в Бога, обязан преодолевать страх. Это очень опасная и губительная страсть. Если ее не преодолеть, то в самый важный и трудный момент жизни, когда придется выбирать между добром и злом, человек может стать отступником и предателем. Мы знаем, как во время гонений люди из-за трусости отрекались от Христа. С этой страстью следует бороться постоянно, преодолевая страх и боязливость в самых разных проявлениях. Если ты чего-то боишься, нужно идти навстречу этой опасности с молитвой к Богу, к Божией Матери, к своему Ангелу-хранителю. Но самое надежное средство к победе над этой страстью – любовь, окончательно страх может победить только любовь».

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

30 ЯНВАРЯ — ПРП. АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО
antvel8
«РЕВНИТЕЛЯ ИЛИЮ НРАВЫ ПОДРАЖАЯ…». ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

27 ЯНВАРЯ – ДЕНЬ ПАМЯТИ СТАРИЦЫ СХИМОНАХИНИ МАРГАРИТЫ (ЕВФРОСИНИИ ФОМИНИЧНЫ ЛАХТИОНОВОЙ; 1899-1997)
СХИМОНАХИНЯ МАРГАРИТА (ЕВФРОСИНИЯ ФОМИНИЧНА ЛАХТИОНОВА)
СХИМОНАХИНЯ МАРГАРИТА (ЕВФРОСИНИЯ ФОМИНИЧНА ЛАХТИОНОВА; 1899–1997) (Последняя старица Дивеевской обители). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

25 ИЮЛЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ

Мама жила в ритме природы, постоянно любовалась своим садом в разное время года, специально выходила помолиться среди кустов и деревьев. В течение многих лет она делала выписки из разных книг и статей по народному календарю: там были сведения о приметах погоды в связи с церковным календарем, о прилете и отлете птиц, о свойствах и красоте цветов, деревьев и других растений, а также камней и минералов. Мы постоянно выписывали журнал «Наука и жизнь», из которого мама вырезала и подшивала ежемесячные заметки о природе и календаре. Из того, что собрала мама, можно было бы составить интереснейшую книгу. Все эти материалы были постоянно «в ходу»: когда приходили очередные посетители, мама открывала раздел своего собрания, соответствующий месяцу, неделе и даже конкретному дню и начинала читать выдержки. В такие минуты я не выдерживал, оставлял все свои дела и присоединялся к слушателям…

К сожалению, размеры книги не позволяют опубликовать интереснейшие сведения, которые собрала мама по народному календарю. Поэтому вниманию читателей предлагается лишь один календарный месяц – март. Весна была любимым временем года, а март – любимым ее месяцем, недаром в нем совершились столько важнейших событий ее жизни. 21 марта родился я, в марте сделали маме серьезную операцию, в марте умер мой отец, в марте отошла в вечность и мама. Она знала, что уйдет из жизни в марте, знала даже число – 29-е, о чем сохранились такие свидетельства: за день до смерти она попросила меня снять все деньги с ее пенсионной книжки, чтобы не нужно было потом ходить по инстанциям и оформлять наследство (и здесь, даже перед лицом смерти она думала о том, как избавить сына от лишних хлопот). Сохранился листок с выпиской из церковного календаря, сделанный рукой мамы: на нём записаны даты от 27 до 31 марта с указанием памяти святых каждого дня. Сделана эта запись много лет назад, еще до смерти отца, и именно в этом интервале умерли отец (27 марта) и мама (29 марта – день памяти мученика Трофима).

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

МАРТ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

А. Трофимов

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК