«Преславным Твоим вознесением
плотское обоживый восприятие
и сие десным Отца селением почтый,
сподоби мя причастием
Святых Твоих Таин
десную часть спасаемых получити».
(Из молитвы ко св. причащению
Симеона Метафраста)
Тропарь, глас 4:
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
Кондак, глас 6:
Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.
Вознесение Господа нашего Иисуса Христа произошло в сороковой день по Воскресении. Об этом повествуется в Евангелии от Луки, а также в первой главе Деяний святых Апостолов.
«И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16, 19).
«И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24, 50–51).
«Что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не вашe дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав же, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 1–11).
Событие Вознесения было предсказано пророком Захарией. Это пророчество читается в третьей паремии на праздник Вознесения Господня: «Тако глаголет Господь: се день грядет Господень, и станут нозе Его в день оный на горе Елеонстей, прямо Иерусалимa, от восток солнца… и вознесется, и на месте пребудет…» (Зах. 14).
Вознесение Господне – это и радость исполнения обетования Господа о том, что по Вознесении Своем Он пошлет Духа Святаго – Духа Мудрости, Духа Истины, и вместе с тем – печаль о том, что люди не могут больше видеть Спасителя. По словам Евангелия и богослужебным песнопениям, в Вознесение Господа Апостолам было дано уразуметь, что Христос после этого уже не будет видим на земле в телесном виде, как это было до и после Его воскресения. Ибо Он «воссел одесную Бога» (Мк. 16, 19). Но вознесшись на небо и воссев одесную Отца, Христос не оставил землю Своим Божественным присутствием. Он невидим телесными очами людей, но, как поется в кондаке празднику, «никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный» и обещает верующим в Него и любящим Его: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».
Через Свое Вознесение Господь стал еще ближе к человеку, ко всем верующим в Него. Ныне Он пребывает на земле не только всесильным Божеством Своим, но и в великом Таинстве Евхаристии – Божественным Телом и Кровью, которых причащаются верные. И для всех верных звучат и доныне последние слова Спасителя, сказанные Им ученикам Своим перед Вознесением: «И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 20). Эти слова Спасителя относятся как ко всей истории Церкви в ее целом, так и к каждому отдельному моменту ее существования и жизни каждого из ее членов, до Второго Пришествия. Это величайший дар, данный Господом человечеству, превышающий все остальные дары. Господь дал в дар человечеству Самого Себя. Он даровал человеку способность Богообщения и возможность соединения с Ним в Таинстве Евхаристии.
Уже в древнейших вероисповедных формулах I–II вв. о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа. В большинстве древних Символов веры Вознесение Господне упоминается вслед за Воскресением: «И возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца».
В событии Вознесения Господня совершается и завершается Домостроительство нашего спасения Христом в Его воплощении на земле, как поется в праздничном богослужении: «Господи, смотрения совершив таинство, поим Твоя ученики на гору Елеонскую, возносился еси, и се твердь небесную прошел еси». Господь возносится на небо, до конца исполняя волю Отца Небесного. О том же поется в кондаке празднику: «Еже о нас исполнив смотрение и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе Христе Боже наш…». В богослужении праздника Церковь подчеркивает, что с вознесением Христа было вознесено на Небо и естество человеческое: «Днесь от горы Елеонския вознеслся еси во славе, и падшее естество наше милостиво вознес, Отцу спосадил еси». И святой апостол Павел говорит в послании к Ефессянам: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатию вы спасены, – и воскресил с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2, 4–6). По-славянски последние слова звучат так: «И спосадил на небесах во Христе Иисусе».
Это значит, что вместе с Господом было вознесено на небо и человечество; святой апостол Петр говорит, что Иисус Христос соделал нас «причастниками Божеского естества» (2 Петр 1, 4). В акафисте Божией Матери написано: «Сего бо ради высокий Бог на земли явися смиренный человек, хотяй привлещи к высоте…» (Кондак 8), т. е. для того высокий Бог пришел на землю как смиренный человек, чтобы привлечь к высоте. Учителя Церкви говорят, что Бог для того соделался человеком, чтобы человек сделался богом. В синаксаре праздника Вознесения говорится, что Господь «взыде и седе одесную Отца, обожив плоть… сотворив сию купно божественную, еюже мы примирихомся, древней вражде разрушившейся».
Это удивительная мысль, которая не сразу входит в сознание: ведь мы живем среди материального мира, как же человек может быть вознесен на небо? Человек пo природе своей состоит из духа, души и тела. По телу своему он принадлежит материальному миру, но по душе и духу своему он – ангельского происхождения, и принадлежит к Горнему, ангельскому миру. Для того и создан был человек, чтобы соединить в своем творчестве и самим собой Горний и Ангельским мир с миром материальным. В человеке сочетается природное, животное начала – с началом Божественным и человек предназначен не для временной жизни, но для жизни вечной. В самом русском сливе «человек» уже заключается этот смысл, ибо оно состоит из двух корней: «чело» – разум, сознание и «век» – вечность, отсюда и слово: «человечность». Так что по своему призванию человек – дитя вечности.
Но когда человек удалился от Бога и грех вошел в его жизнь, мысли его стали земными и материальными, чувства его устремились к земному, и хотя в душе его осталось стремление к вечному, оно стало бесформенным и неопределенным. Падшие ангелы внушают человеку, что материальная жизнь является единственной, что смерть – это конец, за которым больше ничего нет. Отсюда стремление захватить как можно больше материальных благ и продлить свою жизнь как можно дольше. Эти идеи постепенно захватывали человечество, воспитывая эгоизм, разъединенность вместо любви, страх смерти как потери жизни, боязнь страданий от болезней, боли и телесных повреждений.
Статья о Вознесении Христовом наполняет читателя радостью и ощущением причастности вечному, человечному. Так много смыслов растолковано, такой богатый понятийный аппарат!Автор побуждает анализировать церковные песнопения. В них содержится и раскрывается Небесная мудрость. Это так важно знать тем, кто начинает свой духовный путь в церкви.