«Да возсияет и нам грешным Свет Твой присносущный!»
Тропарь, глас 7
Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.
Кондак, глас 7
На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние.
Преображение Господне – праздник, посвященный воспоминанию Преображения Господа Иисуса Христа, совершенного Им в присутствии трех апостолов – Петра, Иакова и Иоанна. Событие это описано у трех Евангелистов – Матфея, Марка и Луки. Чтобы глубже понять смысл происходившего в этом таинстве, необходимо обратиться к предшествовавшим событиям.
Земная жизнь Господа Иисуса Христа подходила к концу, близилось время Его страдания и совершения Великой Жертвы во спасение мира. Во многих беседах и самими делами Своими раскрывал Христос Своим ученикам тайны Царства Небесного, сердца их были озарены светом Истин Божественных. И вот пришло время, когда Христос спрашивает их: «За кого люди почитают Меня?» (Мф. 16, 13; Лк. 8, 27); «А вы за кого почитаете Меня?» (Мф. 16, 15; Лк. 9, 18). Петр, отвечая за всех апостолов, говорит: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 16). «Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос» (Мф. 16, 20) – ибо это была великая тайна, которая познавалась лишь теми, кто был готов к ее восприятию. Поэтому и сказал Христос Петру в ответ на его прозрение: «Блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (Мф. 16, 17). После этого исповедания Христос «начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто» (Мк. 8, 31–32). Но Петр стал горячо и решительно возражать Христу: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою. Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 22–23). Христос называет слова Петра «соблазном», т.к. Петр призывает Христа «быть милостивым к Себе», свое личное «Я» поставить в основу жизни и трудов. Падшего человека пугает страдание, ему присущи поиски более легких путей в жизни – без страдания, без усилий. Кроме того, здесь, в этих словах Петра отражается общечеловеческое понимание любви как жалости и страх перед страданиями того, кого любишь. Но Господь подчеркивает, что единственный путь преображения человека и возврата к Отцу Небесному – это путь отсечения, изъятия всего самостного, искаженного. Поэтому и говорит Он, обращаясь не только к ученикам, но и к народу: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8, 34–35).
Отвержение себя, следование Божественным законам вызывает у падшего человека страдание, но только страданием можно искупить свои грехи, страданием очищается и преображается человек. Духи злобы постоянно внушают человеку мысли отказаться от выполнения Божественных законов и своей миссии из-за страха страдания. Но на пути следования за Христом страдания перестают пугать, они претворяется в великую духовную радость освобождения от того, что не соответствует Божественным законам и духовной, просветленной сущности человека.
В описанных событиях Господь показывает своим ученикам тот путь, который должен пройти каждым человек перед тем, как просветлится и очистится его душа, перед его преображением. Поэтому во всех трех Евангелиях указана связь таинства Преображения и беседы Христа с Петром, со словами Его о кресте и следовании за Ним.
Через шесть дней после этих событий Господь взял с Собой на гору Фавор помолиться трех учеников – Петра, Иакова и Иоанна, наиболее готовых к духовному восприятию великого таинства. В одной из праздничных стихир повествуется о том, что эти три ученика высказали желание быть с Господом во время предания Его, и Господь для укрепления их в страшные часы Голгофы даровал им видеть Свое Преображение.
«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Мф. 17, 1–3).
Гора – это символ высокого духовного взлета. Словом «высокая» подчеркивается великий духовный подъем, в котором находились ученики. И в этом состоянии Христос показал ученикам Своим избранным, какой должна стать плоть, все тела человеческие, когда дух, душа и плоть станут едины и обретут свое место в Царстве Небесном.
Нет ни одного атома, частички материи вне духа, и физическая материя становится сверкающей, лучезарной, излучающей свет под действием Божественным. Такой сверкающей была показана апостолам плоть воплощенного Христа. И такой же сверкающей, излучающей свет должна стать плоть человека, достигшего Царствия Божия, преобразившего себя в соответствии с замыслом Божиим, раскрывшего то, что было заложено в нем при творении. Человек призван освободить природу от плена тления и смерти и греха, освободить ее и вернуть в гармонию с Царством Божиим, благоговейно относиться ко всему тварному, видимому нами миру, и послужить в нем соработником Христовым, чтобы вместе с преображенным человеком все тварное вошло в радость Господню.
Добавьте комментарий