Памятные даты Статьи

НА СВЯТОМ ОЗЕРЕ В ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО АНТОНИЯ ДЫМСКОГО

antdym11
АНТОНИЕВ-ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ВИД НА ОБИТЕЛЬ С ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА

В июле прошлого года небольшая группа верующих из Подмосковья совершила паломничество к древним святыням Новгородской земли. Мы посетили Тихвинский Успенский монастырь, Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь и Старую Ладогу с ее древнейшим на Руси Георгиевским храмом. Наш рассказ о паломничестве мы начнем с описания дня празднования памяти преподобного Антония Дымского.

В Тихвин мы прибыли ночью накануне дня памяти святого и остановились на ночлег в доме Антонины Сергеевны Орловой – родной сестры незабвенной нашей прихожанки Марии Сергеевны Трофимовой. Тихвин – это ее родина, она не раз рассказывала, как бывала в детстве на Дымском озере на месте подвигов Преподобного. От Тихвина до Дымского озера – 20 километров.

Рано утром 7 июля мы подъехали к Тихвинскому монастырю, где нам сообщили, что в пять часов утра от главного городского Преображенского собора выступил в Антониев-Дымский монастырь Крестный ход, с приходом которого начнется праздничная служба, назначенная на половину десятого утра.

Подъехали мы как раз вовремя, так как буквально через несколько минут от монастыря отправился к Дымскому озеру автобус с паломниками. Тронулись и мы в путь вслед за автобусом. Вскоре показалось озеро и монастырские строения. Пришло время рассказать или напомнить читателям о святыне, к которой мы прибыли в памятный день 7 июля.

АНТОНИЕВ-ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ИКОНА ПРП. АНТОНИЯ ДЫМСКОГО С ЖИТИЕМ
АНТОНИЕВ-ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ИКОНА ПРП. АНТОНИЯ ДЫМСКОГО С ЖИТИЕМ

Дымское озеро и находящийся на его берегу Антониев-Дымский монастырь – место подвигов одного из великих подвижников Святой Руси – преподобного Антония. Родился он в Великом Новгороде от благочестивых родителей. Еще в юном возрасте оставил он родительский дом и был принят в обитель Спаса, что на Хутыни близ Новгорода. Основателем и игуменом монастыря был преподобный Варлаам Хутынский. Это был поистине святорусский богатырь огромного роста. Носил он власяницу и тяжкие вериги, еще при жизни творил великие чудеса. Из жития известно, как он воскресил умершего отрока, во время засухи в Великом Новгороде свел с неба обильный дождь. Антония поставили игуменом Хутынского монастыря. Для братии он стал вторым Варлаамом, руководил духовной жизнью обители, умножил число иноков, завершил строительство каменной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Хутынский монастырь посещали множество паломников и знатных гостей, настоятеля почитали и прославляли по всей Новгородской земле.

antdym25Земная слава тяготила Антония, и он со слезами просил Господа и Его Пречистую Матерь указать место упокоения его старости. Получив откровение о пути своего спасения, Антоний тайно покинул обитель и ушел в глухие дебри Русского севера в поисках места для отшельнической жизни. После ухода настоятеля игуменом братия избрала другого ученика преп. Варлаама – преп. Ксенофонта Робейского. Однажды преп. Антоний пришел на берег Дымского озера, находившегося среди дремучих тихвинских лесов на дальней окраине Новгородской земли. Как сообщает житие преподобного Антония, он познал этот край как место своего спасения и «возлюбил его зело». Антоний срубил малую келию со словами псалмопевца: «Се покой мой, зде вселюся во веки». На холме у озера отшельник выкопал пещеру «зимнего ради пребывания» и стал жить здесь в полном уединении. Дни проводил он в трудах, ночами молился. Преподобный взял на себя особый подвиг: он носил на главе тяжелую кованую железную шапку с широкими полями, прибитыми к тулье гвоздями. Шляпки гвоздей впивались в голову, останавливаясь на твердых черепных костях, а тяжесть шапки усиливала боль. Железная «шляпа» преподобного постоянно напоминала ему о муке тернового венца, принятого Христом во спасение людей. Эту шапку Антоний носил до последнего дня своей жизни.

antdym27Посреди Дымского озера прп. Антоний обнаружил большой камень, верх которого едва выглядывал из воды. В зависимости от уровня воды в озере камень то уходил под воду, то снова показывался на поверхности. Антоний подплывал на лодке к камню и долгие часы и ночи молился один, стоя на этом камне. Дымский столпник за много лет предварил подвиги стояния на камне прп. Серафима Саровского и Серафима Вырицкого. Но он также стал единственным святым русской Церкви, совершившим подвиг столпничества на водах. В зимнее время лед оттаивал и вода становилась теплой от молитвы старца, так что он в течение всего года не оставлял свой подвиг. Своими молитвами и многолетним стоянием прп. Антоний освятил Дымское озеро, которое стали называть Святым. Сохранилось предание о том, что преподобный заповедал богомольцам не входить в основанную им обитель, не омывшись в водах Святого озера. Впоследствии возник обычай плавать вокруг Антониева камня с молитвой преподобному. Замечательно и то, что большинство посмертных чудес по молитвам прп. Антония, записанных в монастырских рукописях, совершалось через погружение или омовение в Дымском озере.

antdym26Постепенно люди узнали о подвигах благодатного отшельника. Вскоре на берегу Дымского озера появились первые келии желавших подвизаться под духовным руководством великого старца. Когда собралось довольно братии, по благословению Новгородского архиепископа был основан монастырь и освящена церковь в честь прп. Антония Великого. Позже в ней были устроены приделы в честь Покрова Божией Матери и во имя свт. Николая Чудотворца. Затем поставили в обители теплую церковь во имя Рождества св. пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с братской трапезной. Знаменательно, что престольный праздник этого храма – 24 июня / 7 июля – соединился с памятью самого прп. Антония, скончавшегося в этот день. Почитателем прп. Антония был св. благоверный князь Александр Невский, который пожаловал грамоту на учреждение монастыря. В Дымском монастыре сохранилось предание о том, что св. Александр Невский посещал обитель и погружался в Святое озеро, исцелившись после этого от ревматизма. Дымский монастырь в течение многих столетий почитал святого князя своим небесным покровителем. На изображениях обители обычно над монастырем вместе с преп. Антонием Великим, Антонием Дымским и св. Иоанном Предтечей обязательно изображался и св. Александр Невский.

antdym28Существует непреложная и глубочайшая духовная связь прп. Антония Дымского и Тихвинской иконы Божией Матери. Преподобный молился в тихвинских лесах за полтора столетия до явления здесь чудотворного образа. Своими молитвами и подвигами он приготовил место сие, призвал в этот некогда глухой и необжитый край благословение Божией Матери. Тихвинская икона явилась в 1383 году в 15 верстах от места подвигов прп. Антония. И недаром духовная традиция называет Преподобного предтечей этого события. Многие из чудес и явлений прп. Антония совершались совместно с Божией Матерью. Быть может, самое известное из них – исцеление болящего Симеона, которому в тонком сне явился прп. Антоний с Тихвинской иконой Божией Матери. Прп. Антоний шел из Тихвинского монастыря с чашей воды от Царицы Небесной и, окропив ею, исцелил болящего. Русские паломники с самых давних времен уразумели небесную связь прп. Антония и явления Тихвинской иконы. Возник благочестивый обычай: по пути на богомолье в Тихвинский монастырь прежде заходить в Дымскую обитель. Сложилась даже такая поговорка: «Кто у Антония не бывал, того Тихвинская Божия Матерь не примет». Не случайно, что над мощами преподобного постоянно находилась Тихвинская икона. Еще один духовный знак – празднование дня памяти прп. Антония (24 июня / 7 июля) накануне праздника явления Тихвинской иконы Божией Матери (26 июня / 9 июня).

antdym29В 1409 году во время нашествия хана Едигея на Новгородские земли иноки обители скрыли мощи преп. Антония под спудом храма. Церковную утварь, колокола, вериги и шляпу преподобного опустили на дно Дымского озера. Татары разграбили и сожгли монастырь дотла. Однако святыни были спасены и взяты из вод Святого озера. Мощи преп. Антония с тех пор находились под спудом, а обретенная в водах озера железная шляпа хранилась на раке, установленной над местом погребения мощей.

В смутное время (1611 г.) шведы разорили и сожгли храмы и келии монастыря. Но вскоре с благословения патриарха Филарета первый царь Дома Романовых – Михаил Феодорович – повелел возобновить Дымский монастырь. В это же время царица-инокиня Дарья Алексеевна (четвертая жена царя Иоанна Грозного), подвизавшаяся во Введенском монастыре Тихвина, пожертвовала на восстановление обители 5 рублей (по тем временам довольно значительная сумма). В царствование государя Алексея Михайловича воздвигли первый каменный храм – во имя прп. Антония Великого с приделом в честь Казанской иконы Богоматери и св. Николая Чудотворца. Ее освящение совершили в престольный праздник монастыря – 17/30 января 1656 года.

В 1764 году после указа императрицы Екатерины II о монастырских штатах обитель закрыли. Соборный храм был приходским в течение 30 лет. 1 сентября 1794 года митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил, сам известный подвижник и насадитель старчества, возобновил Дымский монастырь с общежительным уставом, составленным им собственноручно. Святитель благословил возродить монастырь как Свято-Троицкий Антониево-Дымский. Братство обители составило 30 человек и вплоть до октября 1917 года оставалось неизменным.

АНТОНИЕВ-ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ ГРАВЮРА XIX в.
АНТОНИЕВ-ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ ГРАВЮРА XIX в.

Первым настоятелем обители был назначен игумен Тихон. XIX век стал временем расцвета монастыря. Были построены новые каменные храмы, часовни, ограда с четырьмя башнями по углам и святыми вратами. В 1860-е годы вышло в свет «Историко-статистическое описание Дымского монастыря» с изложением подвижнического жития преподобного Антония, ставшее основным источником сведений о монастыре. Главной святыней обители оставались мощи прп. Антония, которые находились под спудом монастырского собора в нижнем храме под центральным сводом между приделами Казанской Божией Матери и прп. Антония Великого. Вблизи гробницы на особом аналое лежала железная шляпа основателя обители. Паломники возлагали ее на свои головы, получая по молитвам Дымского чудотворца благодатные утешения и исцеления. В день памяти Преподобного – 24 июня / 7 июля из монастыря совершался крестный ход на Дымское озеро, где происходило освящение воды и общее купание. Этот путь, вымощенный отполированными булыжниками, сохранился и до сего дня.

Последним документом в дореволюционной истории монастыря стала «Ведомость о числе монашествующих…», представленная в Новгородскую консисторию в 1918 году. По ней в монастыре проживали 27 человек, из них 11 монахов, включая настоятеля игумена Феоктиста, остальные послушники и трудники. Советская власть закрыла монастырь в 1919 году, переименовав его в поселок «Красный броневик». Троицкий собор упоминался как действующий еще в 1931 году в качестве приходского храма. Сюда приезжали богомольцы из Тихвина, где уже были закрыты все церкви. Тогда же разорили монастырское кладбище и разобрали на кирпич большинство строений обители. К концу XX столетия на месте большого цветущего монастыря не осталось ни одного храма, ограда исчезла, большинство монастырских зданий были разрушены до основания. На монастырском пепле одиноко высился лишь остов колокольни.

antdym33В 1994 году петербургские почитатели прп. Антония изготовили и привезли в разоренную обитель крест с иконой и установили его на дне озера рядом с камнем, на котором молился святой. Впервые после многих десятков лет на берегу озера отслужили молебен с акафистом прп. Антонию, ставший с того дня ежегодным. В следующие годы в день памяти преподобного собиралось все больше и больше паломников. И вот в 1997 году накануне престольного праздника обители – дня прп. Антония Великого (17/30 января) – было подписано решение о передаче оставшихся строений бывшего Дымского монастыря Православной Церкви. А в сам день памяти святого состоялось первое богослужение в возвращенном Церкви монастыре – молебен с акафистом преп. Антонию. Первой зажженной свечой Дымской обители стала обожженная благодатным огнем свеча из Иерусалима. Дымский монастырь был передан Тихвинскому монастырю как приписной скит. Несмотря на огромные трудности в Тихвинской обители, братия приступила и к восстановлению Антониева монастыря. В единственном оставшемся неразрушенным корпусе была отслужена первая за 80 лет Божественная литургия.

antdym17В 2001 году трудами братии был построен новый трапезный храм во имя прп. Варлаама Хутынского – учителя прп. Антония. Тогда же совершилось и чудесное событие, наполнившее сердца всех любящих Преподобного великой радостью.

Весной братия приступила к восстановлению Троице-Казанского собора монастыря, стоявшего над мощами Преподобного. Начались поиски старых фундаментов, и одновременно с раскопками появилась надежда на обретение мощей преп. Антония. 17 мая 2001 года игумен Тихвинского монастыря Евфимий обратился с прошением на проведение археологических раскопок с целью нахождения места погребения прп. Антония Дымского.

antdym16
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ПРП. АНТОНИЯ ДЫМСКОГО В ОБИТЕЛИ. РАКА С МОЩАМИ ПРЕПОДОБНОГО АНТОНИЯ. 7 ИЮЛЯ 2011 г.

За время работ братия молилась и ежедневно совершала чтение акафиста преподобному. Через 20 дней были обретены мощи основателя обители. Последующие экспертизы полностью подтвердили их подлинность. Впервые за многие столетия православные люди могли приложиться к святым мощам преподобного.

Первая же служба у мощей ознаменовалась чудом исцеления. Один мужчина с болезнью глаз, носивший очки с толстыми линзами, после молитвы перед мощами приложился к ним и тут же стал видеть все без очков. Ставшие ненужными очки он оставил в монастыре как свидетельство чудесного исцеления. Вслед за этим последовали новые чудеса, записанные уже в летописи, ведущейся в Тихвинском монастыре. Вот некоторые из них.

antdym10
АНТОНИЕВ-ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ. РАКА С МОЩАМИ ПРП. АНТОНИЯ ДЫМСКОГО

В январе 2001 года паломница из Санкт-Петербурга, страдавшая сильными суставными болями обеих кистей рук и уже потерявшая надежду снять боль, так как лекарства не помогали, окунула руки в прорубь на святом озере. По прибытии домой боль и воспаление полностью прошли, о чем сообщила паломница на следующий день на подворье Тихвинского монастыря в Санкт-Петербурге.
Женщина 50-ти лет исцелилась от болей в позвоночнике после молитвы преподобному и растирания воспаленного участка водой из Дымского озера.

АНТОНИЕВ-ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ЧАСОВНЯ НА БЕРЕГУ ОЗЕРА
АНТОНИЕВ-ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ЧАСОВНЯ НА БЕРЕГУ ОЗЕРА

В январе 2002 года во время паломнической поездки произошло исцеление женщины от артрита нижних конечностей. С огромным трудом, преодолевая боль, паломница после молитвы преп. Антонию облила холодной водой (!) больные ноги – и исцелилась от болезни, на глазах у всех паломников пробежав от проруби до автобуса.

После открытия мощей прп. Антония и перенесения их в Успенский собор Тихвинского монастыря совершилось чудо исцеления девятилетнего отрока Георгия от воспаления и отека среднего уха вследствие отита. После молитвы, приложившись к святым мощам, ребенок моментально почувствовал облегчение, а затем и отсутствие боли в ухе, а на следующий день врачи подтвердили полное отсутствие болезни, хотя мальчик не принимал никаких лекарств.

А в марте 2002 года исцелился от энуреза отрок Георгий.

antdym7
РАКА С МОЩАМИ ПРП. АНТОНИЯ ДЫМСКОГО

Продолжим рассказ о нашем паломничестве. Пока прибывшая братия готовилась к совершению Божественной литургии в недавно построенном трапезном храме прп. Варлаама Хутынского, прямо у храма поставлены были мощи прп. Антония, привезенные из Тихвинского Успенского собора. Прибывшие паломники благоговейно прикладываются к ним, и одновременно рядом с ракой совершается таинство исповеди. В это время появляется

ПЕРЕД НАЧАЛОМ КРЕСТНОГО ХОДА
ПЕРЕД НАЧАЛОМ КРЕСТНОГО ХОДА

Крестный ход из Тихвина с иконами, крестами и хоругвями. Лица подошедших сияют радостью. 20 километров осталось позади, и участники Крестного хода прикладываются к мощам и встают в очередь на исповедь. Как и было сказано, в девять часов 30 минут начинается Божественная литургия. Большинство паломников – а их было очень много – причащаются. После чтения благодарственных молитв служится молебен преподобному Антонию, затем выстраивается Крестный ход, и все собравшиеся с пением тропаря Преподобному и запевов молебна направляются по старинной дороге к Дымскому озеру, где должен совершиться чин благодатного купания.

КРЕСТНЫЙ ХОД К ДЫМСКОМУ ОЗЕРУ
КРЕСТНЫЙ ХОД К ДЫМСКОМУ ОЗЕРУ

Во время Крестного хода начинается дождь, так что купание начинается еще до погружения в воды озера. И что замечательно – поначалу люди раскрывают зонтики, а потом их убирают. Многие чувствуют, что дождь этот не случайный, Сам Господь дает благословение на благодатное купание. Вода на земле – кругом лужи; вода стекает с кустов и деревьев, окружающих путь к озеру; вода льется сверху; и перед нами раскрывается водная гладь, на которой виднеется крест рядом с камнем, на котором молился более тридцати лет преподобный Антоний. Крестный ход подходит к часовне, воздвигнутой

АНТОНИЕВ-ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ЧАСОВНЯ ПРП. АНТОНИЯ ДЫМСКОГО НА БЕРЕГУ ДЫМСКОГО ОЗЕРА
АНТОНИЕВ-ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ЧАСОВНЯ ПРП. АНТОНИЯ ДЫМСКОГО НА БЕРЕГУ ДЫМСКОГО ОЗЕРА

на берегу Святого озера. Замечательно, что крыша часовни в точности повторяет форму железной шляпы, которую носил Преподобный. В часовне поставлена рака с мощами Преподобного. Дается первый возглас, и начинается пение молебна с акафистом преподобному Антонию. В руках у многих – книжки с текстами акафиста, и люди, собираясь около этих книжек, «единеми усты и единым сердцем» поют слова акафистных возглашений. И вдруг в самом начале пения акафиста тучи раздвинулись, и появилось солнце – ласковое, радующее, играющее. Дождь как будто прекратился, но в воздухе стоит прямо-таки жемчужная взвесь из легких капель воды. Лучи солнца переливаются в них – зрелище удивительное, завораживающее…

Наконец пение закончено, все собравшиеся становятся на колени, и игумен монастыря читает молитву прп. Антонию. Затем продолжается последование водосвятного молебна. Когда наступает момент освящения воды, игумен входит прямо в Святое озеро с пением «Спаси, Господи, люди Твоя…», троекратно погружает крест в его воды. После этого он подходит к мощам преподобного Антония и говорит о подвиге святого, о том, что его молитвы призвали

ИГУМЕН ЕВФИМИЙ ОСВЯЩАЕТ ВОДУ В ОЗЕРЕ
ИГУМЕН ЕВФИМИЙ ОСВЯЩАЕТ ВОДУ В ОЗЕРЕ

благоволение Божией Матери на Тихвинские земли: «Пришествие чудотворной иконы наполнило благодатью эти земли, сделало наш Тихвин и это озеро святыми местами. Было время, когда нашим предкам дарована была радость обретения мощей Преподобного, которые охраняли обитель и наши земли. Именно вскоре после обретения явилась в северных пределах Великой Руси Тихвинская икона, ставшая величайшей святыней и хранительницей нашего государства. И вот нам с вами Господь судил жить в удивительное время. В 2001 году мы мощи великого чудотворца и покровителя нашего края, это стало первым подобным событием в духовной истории нового XXI века. А вслед за этим произошло еще более значимое событие в духовной жизни нашей Отчизны: Тихвинская икона Божией Матери возвратилась на свое место в нашей Тихвинской Успенской обители. И мы верим, что это возвращение святыни произошло не без участия молитв преподобного Антония.

antdym13
АНТОНИЕВ-ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ПОСЛЕ ЧИНА ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ В ОЗЕРЕ

Издревле существует в нашей тихвинской земле благочестивый обычай «крестного плавания» вокруг камня, на котором молился преподобный. По преданию для молитвы об одном человеке нужно трижды проплыть вокруг Антониева камня с молитвой: «Во имя отца и Сына и Святаго Духа» и с молитвенным обращением к преподобному. Этим омовением исцеляются наши души и тела, укрепляется вера, утверждается ревность в благочестивой жизни в Боге. Это благодатное плавание есть купель для души, и каждый, кто сегодня пришел сюда, может ощутить эту благодать. По традиции, принятой в Церкви, первыми совершают благодатное купание и погружение в воды мужчины, а вслед за тем – женщины. Благословение Господне на вас всех».

КУПАНИЕ В ОЗЕРЕ ПОСЛЕ МОЛЕБНА
КУПАНИЕ В ОЗЕРЕ ПОСЛЕ МОЛЕБНА

И так гуськом один за другим направились мужчины в воду и далее – ко кресту и камню Антониеву. Мы повторили вместе со всеми этот путь. Солнце сияло над озером. Женщины на берегу терпеливо ожидали, пока мужчины не закончат купание и, наконец, наступил их черед. Невозможно словами передать обстановку этого купания. Оно поистине было благодатным, незабываемым. Нам довелось побывать в обители преподобного в день главного торжества и, конечно, настроение было приподнятым, праздничным. Но такое бывает один раз в году. А в остальные дни Дымская обитель продолжает оставаться удивительным островком благодатной тишины и покоя.

АНТОНИЕВ-ДЫМСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
АНТОНИЕВ-ДЫМСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Именно здесь в полноте ощущается дух старого Тихвина, который во многом утратил былую красоту, благолепие жителей, тот паломнический, молитвенный дух, царивший некогда в городе.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

14 НОЯБРЯ — СВЯТЫХ БЕССРЕБРЕНИКОВ И ЧУДОТВОРЦЕВ КОСМЫ И ДАМИАНА АССИЙСКИХ
ИКОНА СВВ. КОСМЫ И ДАМИАНА АССИЙСКИХ
АКАФИСТ СОБОРУ СВЯТЫХ ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

8 НОЯБРЯ — ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ МИРОТОЧИВОГО СОЛУНСКОГО
ИКОНА СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО
ФЕССАЛОНИКИ – ГРАД СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ МИРОТОЧИВОГО. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

4 НОЯБРЯ — ПРАЗДНОВАНИЕ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (В ПАМЯТЬ ИЗБАВЛЕНИЯ МОСКВЫ И РОССИИ ОТ ПОЛЯКОВ В 1612 Г.)
kazikona12
ЗАСТУПНИЦА УСЕРДНАЯ. ИКОНА КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ИЗ ВОЗНЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…
ЧУДОТВОРНАЯ ЖАДОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
ВОЗРОЖДЕНИЕ ЖАДОВСКОЙ ОБИТЕЛИ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

4 НОЯБРЯ — СЕМИ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ИКОНА. РОССИЯ. XVIIIв.
СЕМЬ ОТРОКОВ ЕФЕССКИХ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 НОЯБРЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА СТАРЦА СХИАРХИДИАКОНА ИЛАРИОНА (ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА ДЗЮБАНИНА)ИЕРОДИАКОН ИГНАТИЙ (В СХИМЕ - ИЛАРИОН)
СТАРЕЦ СХИАРХИДИАКОН ИЛАРИОН (ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ ДЗЮБАНИН; 1924–2007). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

3 НОЯБРЯ — ПАМЯТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АЛЕКСАНДРА ЛЬВОВИЧА БОГОЯВЛЕНСКОГО (1879–1937 гг.)
ОЗЕРО ГРЯДЕЦКОЕ У СЕЛА ГРЯДЦЫ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ БОГОЯВЛЕНСКИЙ (1879–1937 гг. ). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

28 ОКТЯБРЯ — ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
br75
БИТВЫ РОССИИ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

«Природа является путем к Богу; она ведет к Нему, потому что вышла из Его творческих рук. Каждое дерево у дороги, каждый цветок в поле, каждый человек, встреченный нами на путях жизни, несет на себе отпечаток Создателя своего: удивительная красота и совершенство всего сущего и чудесно организованный порядок, всё соединяющий воедино, подтверждает на каждом шагу бытие Божие».

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

13 ИЮНЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК