Праздники Ритмы церковного года

ИКОНА УСПЕНИЯ БОГОМАТЕРИ

УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ИКОНА 1546 Г. АФОН. МОНАСТЫРЬ СТАВРОНИКИТА
УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ИКОНА 1546 Г. АФОН. МОНАСТЫРЬ СТАВРОНИКИТА

Первые изображения вознесения Марии были сделаны на саркофаге, находившемся в церкви Санта Энграсиа в Сарагоссе (начало IV в.), известен также барельеф VI века в базилике Болнисский Сион в Грузии. Этот барельеф с вознесением Марии помещен напротив другого барельефа, изображающего Вознесение Христа.

Праздник Успения получает всеобщее распространение в Византийской империи в начале VII столетия апокрифы единогласно говорят о смерти Девы Марии во Иерусалиме, затем о Ее погребении в Гефсимании, Евангелия и Деяния Апостолов молчат об этом. Однако иное место успения и погребения Ее было бы немыслимо.

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ЦЕРКОВЬ САНТА МАРИЯ МАДЖОРЕ. РИМ. 1296 г.
УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ЦЕРКОВЬ САНТА МАРИЯ МАДЖОРЕ. РИМ. 1296 г.

Признавая общее неведение относительно кончины Богородицы, святой Епифаний Кипрский († 403) добавляет, что это молчание объясняется «возвышенным величием чуда, чтобы не поразить изумлением разум людей». Поэтому самый образный рассказ об Успении дошел до нас от начала VIII века от святого Иоанна Дамаскина, который утверждает, что он передает факты предания «от отца к сыну с древних времен» (Гомилия на Успение). Традиционная православная икона Успения Богоматери соответствует в своей самой полной версии этому описанию. На ней во всей полноте перед глазами предстает величие таинства исхода Матери Божией от земной жизни к вечному райскому бытию.

УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ. ФРЕСКА XII в. СИНАЙ
УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ. ФРЕСКА XII в. СИНАЙ

Самые ранние изображения Успения относятся к IX веку и имеют черты уже сложившейся иконографии. Существующие ныне изводы иконы праздника отличаются друг от друга только количеством деталей и фигур. Классический тип Успения в православной иконографии представляет Божию Матерь лежащей на смертном одре. Слева и справа от одра изображены апостолы, святители и плачущие жены. Перед одром – горящая свеча. Часто свечу не изображают, а на переднем плане, у одра изображен эпизод с Афонием. Этому фанатику-иудею Ангел отрубил мечом обе руки за то, что он дерзнул коснуться смертного одра Богородицы. В центре иконы за ложем Богородицы стоит Христос во славе и взирает на тело Своей Матери, лежащее на украшенном одре. В левой руке Он держит маленькую фигурку, обвитую белыми пеленами и увенчанную нимбом: это – «всесветлая душа» (вечерня, стихира, глас 5) Его Матери, которую Христос уже принял в Свои «пречистые длани». Фигура Спасителя окружена миндалевидной мандорлой, вокруг которой изображены Ангелы.

УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ. ФРЕСКА ЦЕРКВИ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. СПОЧАНЫ. СЕРБИЯ. 1265 г.
УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ. ФРЕСКА ЦЕРКВИ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. СПОЧАНЫ. СЕРБИЯ. 1265 г.

На некоторых иконах подчеркивается телесное вознесение: в верхней части иконы, над изображением Успения, здесь изображена Божия Матерь, сидящая на троне, в мандорле*, которую Ангелы возносят на небеса, как Христа в Вознесении. Иногда изображаются небесные врата, открытые для того, чтобы принять Ее. «Тебя сопровождают Власти, Тебя благословляют начала, Тебя поют Престолы, ликуют одержимые ужасом Херувимы, славят Серафимы Ту, Которая есть Мать их Владыки природно и истинно, по домостроительству. Нет, Ты не только вознесена к небесам, как Илия, Ты не только была восхищена до третьего неба, как апостол Павел, но Ты взошла до царского Престола Твоего Сына, в непосредственном видении, в радости, и с великой, и неизреченной уверенностью Ты предстоишь Ему» (Иоанн Дамаскин. Гомилия на Успение).

УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ. ФЕОФАН ГРЕК. XIV в.
УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ. ФЕОФАН ГРЕК. XIV в.

Что касается изображения апостолов на иконе, то одновременно выражается их великое благоговение и печаль детей, прощающихся со своей Матерью. «Собор ученик и Божественных апостол собрася погребсти Богоприятное тело Единыя Богоматере» (вечерня, на стиховне, стихира, глас 2). Среди них можно узнать апостола Павла и евангелиста Иоанна, склонившихся над Матерью Божией, апостола Петра с кадильницей и четырех епископов: Иакова, брата Господня – первого епископа Иерусалима, Тимофея, Дионисия Ареопагита и Иерофея. На заднем плане изображены две группы женщин – это верующие Иерусалима, образующие вместе с епископами и апостолами внутренний круг Церкви, в котором совершается таинство Успения Божией Матери. Слева и справа помещают палаты.
В иконах начала XIII века число участников события увеличивается: в верхней части иконы на фоне неба изображается таинственное прибытие апостолов, переносимых к одру Богоматери, которые «Богоначальным мановением… облаки высоце взимаема, дошедше пречистаго и живоначальнаго Твоего тела, любезно лобызаху» (вечерня, стихира, глас 1).
Такие изводы являются наиболее полными по содержанию, они торжественны по своей сути и передают не столько скорбь успения (по-славянски – успления – смерти), сколько торжество рождения души в жизнь вечную.

УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ГРЕЧЕСКАЯ ИКОНА XV .
УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ГРЕЧЕСКАЯ ИКОНА XV .

В отличие от Римской церкви и в согласии с Преданием неразделенной Церкви Вселенских Соборов, Православие твердо верит, что Приснодева Мария познала смерть, как и Ее Сын, прежде чем Она была вознесена на небо. Несмотря на то, что Она не избежала наследия Адама, которое сделало Ее смертным созданием, Она остается «Пречистой». Просто Она не склоняется ко злу через злоупотребление Своей свободой, Она участвует в человеческой природе и передает ее Своему Сыну, Который может полностью воспринять ее, чтобы спасти. Наконец, Она Его рождает девственно, ибо Христос зачат от Святого Духа.

УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ИКОНА 1546 Г. АФОН. МОНАСТЫРЬ СТАВРОНИКИТА
УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ИКОНА 1546 Г. АФОН. МОНАСТЫРЬ СТАВРОНИКИТА

Святой Иоанн Дамаскин, певец Успения, пишет:
«О, как Источник Жизни ведется к жизни смертию? О чудесе! Превзошедшая в Рождестве пределы естества ныне склоняется под его законами, и Ее непорочное тело подчиняется смерти! Действительно, нужно отложить смертное, чтобы облечься в нетленность, ибо Сам Господь не отказался испытать смерть. Ибо Он умирает по плоти, и Своею смертию Он истребляет смерть; тлению Он вверяет нетление и творит из смерти источник воскресения… Но если, как этого хочет природа, Твоя всесвятая и блаженная душа отделена от твоего блаженного и непорочного тела, и если это тело по общему закону предано гробу, то оно не остается в смерти и не разрушается тлением» (прп. Иоанн Дамаскин. Гомилия на Успение).

«Победные почести взяла еси на естество, Чистая, Бога рождши, обаче же подобящися Творцу Твоему и Сыну, паче естества повинуешися естественным законом, темже умерши, с Сыном востаеши, вечнующи» (Утреня. Канон. Песнь 1. Тропарь 2).

Об этом говорил апостол Павел: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22). Предание Иерусалимской Церкви гласит, что тело Девы Марии три дня пребывало во гробе в Гефсимании. Но время не так важно! Икона Успения свидетельствует о двух вещах.

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ИКОНА XVI В. ИЗ МОНАСТЫРЯ ХИЛАНДАР. АФОН
УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ИКОНА XVI В. ИЗ МОНАСТЫРЯ ХИЛАНДАР. АФОН

Прежде всего, душа Богоматери не сошла во ад. Затем, подобно «Купине Неопалимой», которая не сгорает, подобно «Ковчегу Завета», сделанному из дерева «ситтим» (то есть акации), не подверженному гниению, Ее тело не подвергается тлению. Богослужение этого дня прославляет тело Девы Марии, призванное к преображению, подобно телу всякого человека, и преображенное в тот же день.

«Ты освободила нас от бесчестья, которое поразило Еву. Она была матерью грязи, ты – Матерью Света, из ее утробы вышло тление, из Твоих недр – нетление. Она ввела в мир смерть, Ты вырвала мир у смерти. После Евы наши очи были обращены в землю, Ты их отверзла и сделала их бодрствующими, Ты отразила в них славу. Ева родила горе, Ты родила Совершенную Радость. Она была прахом и вернулась в прах, Ты возродила нас к Жизни и возвратилась к Жизни. И Ты засвидетельствовала людям об этой жизни самой своею смертию» (прп. Иоанн Дамаскин. Гомилия на Успение).

В отличие от Вознесения, где Христос возносится один, икона Успения показывает Деву Марию, возносимую Ее Сыном. В отличие от всех других людей, преображение плоти которых произойдет только в последнем воскресении, Она – «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим» – познала эту полноту немедленно. Мария – не только Матерь Божия, но самое совершенное создание, в котором оказывается прославленным человечество. Отныне Бог видит пред Собой человеческое тело Новой Евы, Матери живых, в Которой «Бог стал человеком, и человек стал Богом» (прп. Иоанн Дамаскин).

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

О МОЛИТВЕ

7mol10 Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.

Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...

В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.

Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.

***

Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:

МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ

Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Александр Трофимов

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

КАК ХРИСТОС ПРИХОДИЛ УЖИНАТЬ

Старик и старуха пригласили Христа на ужин, а Он все не идет. Ужин стоит на плите горячий, сидят хозяева, ждут, а Гость не идет.
Тут в дверь стучится старый нищий и спрашивает, нет ли чего поесть.
«Отдам-ка я ему свою порцию»,– думает старушка. Хозяева были такие бедные, что еды у них едва хватило бы на троих. Накормила старушка нищего, и он ушел.
Ждут хозяева, ждут, на дверь глядят – не идет Гость. Вместо него приходит мальчишка, весь в лохмотьях, и просит чего-нибудь поесть.
– Знаешь, я что-то совсем не голоден,– говорит старик жене. – Отдай ему мою порцию.
Накормили они мальчишку, усадили у плиты, чтобы он обогрелся, уговаривали остаться у них на ночь, да мальчишка сказал, что не может. Подарил ему старик свою теплую куртку, и ушел мальчишка.
Опять сидят старики, ждут, плиту подтапливают, чтобы ужин не простыл. Наконец приходит Христос. Встречают его старики в дверях, говорят:
– Мы совсем заждались, думали, Вы уж не придете.
– А я к вам уже два раза приходил,– ответил Христос.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

22 МАЯ – ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ ИЗ МИР ЛИКИЙСКИХ В БАРИ (1087 г.)

ПАЛОМНИЧЕСТВО В БАРИ К МОЩАМ СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ЧУДЕСА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

15 МАЯ — ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ МЧЧ. БЛГВВ. КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА, ВО СВ. КРЕЩЕНИИ РОМАНА И ДАВИДА
 СВВ. БОРИС И ГЛЕБ. ИКОНА. XIV в. МОСКВА
К ТЫСЯЧЕЛЕТИЮ ПАМЯТИ СВЯТЫХ КНЯЗЕЙ-СТРАСТОТЕРПЦЕВ БОРИСА И ГЛЕБА. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ

Мама жила в ритме природы, постоянно любовалась своим садом в разное время года, специально выходила помолиться среди кустов и деревьев. В течение многих лет она делала выписки из разных книг и статей по народному календарю: там были сведения о приметах погоды в связи с церковным календарем, о прилете и отлете птиц, о свойствах и красоте цветов, деревьев и других растений, а также камней и минералов. Мы постоянно выписывали журнал «Наука и жизнь», из которого мама вырезала и подшивала ежемесячные заметки о природе и календаре. Из того, что собрала мама, можно было бы составить интереснейшую книгу. Все эти материалы были постоянно «в ходу»: когда приходили очередные посетители, мама открывала раздел своего собрания, соответствующий месяцу, неделе и даже конкретному дню и начинала читать выдержки. В такие минуты я не выдерживал, оставлял все свои дела и присоединялся к слушателям…

К сожалению, размеры книги не позволяют опубликовать интереснейшие сведения, которые собрала мама по народному календарю. Поэтому вниманию читателей предлагается лишь один календарный месяц – март. Весна была любимым временем года, а март – любимым ее месяцем, недаром в нем совершились столько важнейших событий ее жизни. 21 марта родился я, в марте сделали маме серьезную операцию, в марте умер мой отец, в марте отошла в вечность и мама. Она знала, что уйдет из жизни в марте, знала даже число – 29-е, о чем сохранились такие свидетельства: за день до смерти она попросила меня снять все деньги с ее пенсионной книжки, чтобы не нужно было потом ходить по инстанциям и оформлять наследство (и здесь, даже перед лицом смерти она думала о том, как избавить сына от лишних хлопот). Сохранился листок с выпиской из церковного календаря, сделанный рукой мамы: на нём записаны даты от 27 до 31 марта с указанием памяти святых каждого дня. Сделана эта запись много лет назад, еще до смерти отца, и именно в этом интервале умерли отец (27 марта) и мама (29 марта – день памяти мученика Трофима).

О МЕСЯЦЕ МАРТЕ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

МАРТ. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

А. Трофимов

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

25 ИЮЛЯ — ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

ПОИСК В ПРАВОСЛАВНОМ ИНТЕРНЕТЕ

Поиск в православном интернете: 

СЧЕТЧИК