Первые изображения вознесения Марии были сделаны на саркофаге, находившемся в церкви Санта Энграсиа в Сарагоссе (начало IV в.), известен также барельеф VI века в базилике Болнисский Сион в Грузии. Этот барельеф с вознесением Марии помещен напротив другого барельефа, изображающего Вознесение Христа.
Праздник Успения получает всеобщее распространение в Византийской империи в начале VII столетия апокрифы единогласно говорят о смерти Девы Марии во Иерусалиме, затем о Ее погребении в Гефсимании, Евангелия и Деяния Апостолов молчат об этом. Однако иное место успения и погребения Ее было бы немыслимо.
Признавая общее неведение относительно кончины Богородицы, святой Епифаний Кипрский († 403) добавляет, что это молчание объясняется «возвышенным величием чуда, чтобы не поразить изумлением разум людей». Поэтому самый образный рассказ об Успении дошел до нас от начала VIII века от святого Иоанна Дамаскина, который утверждает, что он передает факты предания «от отца к сыну с древних времен» (Гомилия на Успение). Традиционная православная икона Успения Богоматери соответствует в своей самой полной версии этому описанию. На ней во всей полноте перед глазами предстает величие таинства исхода Матери Божией от земной жизни к вечному райскому бытию.
Самые ранние изображения Успения относятся к IX веку и имеют черты уже сложившейся иконографии. Существующие ныне изводы иконы праздника отличаются друг от друга только количеством деталей и фигур. Классический тип Успения в православной иконографии представляет Божию Матерь лежащей на смертном одре. Слева и справа от одра изображены апостолы, святители и плачущие жены. Перед одром – горящая свеча. Часто свечу не изображают, а на переднем плане, у одра изображен эпизод с Афонием. Этому фанатику-иудею Ангел отрубил мечом обе руки за то, что он дерзнул коснуться смертного одра Богородицы. В центре иконы за ложем Богородицы стоит Христос во славе и взирает на тело Своей Матери, лежащее на украшенном одре. В левой руке Он держит маленькую фигурку, обвитую белыми пеленами и увенчанную нимбом: это – «всесветлая душа» (вечерня, стихира, глас 5) Его Матери, которую Христос уже принял в Свои «пречистые длани». Фигура Спасителя окружена миндалевидной мандорлой, вокруг которой изображены Ангелы.
На некоторых иконах подчеркивается телесное вознесение: в верхней части иконы, над изображением Успения, здесь изображена Божия Матерь, сидящая на троне, в мандорле*, которую Ангелы возносят на небеса, как Христа в Вознесении. Иногда изображаются небесные врата, открытые для того, чтобы принять Ее. «Тебя сопровождают Власти, Тебя благословляют начала, Тебя поют Престолы, ликуют одержимые ужасом Херувимы, славят Серафимы Ту, Которая есть Мать их Владыки природно и истинно, по домостроительству. Нет, Ты не только вознесена к небесам, как Илия, Ты не только была восхищена до третьего неба, как апостол Павел, но Ты взошла до царского Престола Твоего Сына, в непосредственном видении, в радости, и с великой, и неизреченной уверенностью Ты предстоишь Ему» (Иоанн Дамаскин. Гомилия на Успение).
Что касается изображения апостолов на иконе, то одновременно выражается их великое благоговение и печаль детей, прощающихся со своей Матерью. «Собор ученик и Божественных апостол собрася погребсти Богоприятное тело Единыя Богоматере» (вечерня, на стиховне, стихира, глас 2). Среди них можно узнать апостола Павла и евангелиста Иоанна, склонившихся над Матерью Божией, апостола Петра с кадильницей и четырех епископов: Иакова, брата Господня – первого епископа Иерусалима, Тимофея, Дионисия Ареопагита и Иерофея. На заднем плане изображены две группы женщин – это верующие Иерусалима, образующие вместе с епископами и апостолами внутренний круг Церкви, в котором совершается таинство Успения Божией Матери. Слева и справа помещают палаты.
В иконах начала XIII века число участников события увеличивается: в верхней части иконы на фоне неба изображается таинственное прибытие апостолов, переносимых к одру Богоматери, которые «Богоначальным мановением… облаки высоце взимаема, дошедше пречистаго и живоначальнаго Твоего тела, любезно лобызаху» (вечерня, стихира, глас 1).
Такие изводы являются наиболее полными по содержанию, они торжественны по своей сути и передают не столько скорбь успения (по-славянски – успления – смерти), сколько торжество рождения души в жизнь вечную.
В отличие от Римской церкви и в согласии с Преданием неразделенной Церкви Вселенских Соборов, Православие твердо верит, что Приснодева Мария познала смерть, как и Ее Сын, прежде чем Она была вознесена на небо. Несмотря на то, что Она не избежала наследия Адама, которое сделало Ее смертным созданием, Она остается «Пречистой». Просто Она не склоняется ко злу через злоупотребление Своей свободой, Она участвует в человеческой природе и передает ее Своему Сыну, Который может полностью воспринять ее, чтобы спасти. Наконец, Она Его рождает девственно, ибо Христос зачат от Святого Духа.
Святой Иоанн Дамаскин, певец Успения, пишет:
«О, как Источник Жизни ведется к жизни смертию? О чудесе! Превзошедшая в Рождестве пределы естества ныне склоняется под его законами, и Ее непорочное тело подчиняется смерти! Действительно, нужно отложить смертное, чтобы облечься в нетленность, ибо Сам Господь не отказался испытать смерть. Ибо Он умирает по плоти, и Своею смертию Он истребляет смерть; тлению Он вверяет нетление и творит из смерти источник воскресения… Но если, как этого хочет природа, Твоя всесвятая и блаженная душа отделена от твоего блаженного и непорочного тела, и если это тело по общему закону предано гробу, то оно не остается в смерти и не разрушается тлением» (прп. Иоанн Дамаскин. Гомилия на Успение).
«Победные почести взяла еси на естество, Чистая, Бога рождши, обаче же подобящися Творцу Твоему и Сыну, паче естества повинуешися естественным законом, темже умерши, с Сыном востаеши, вечнующи» (Утреня. Канон. Песнь 1. Тропарь 2).
Об этом говорил апостол Павел: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22). Предание Иерусалимской Церкви гласит, что тело Девы Марии три дня пребывало во гробе в Гефсимании. Но время не так важно! Икона Успения свидетельствует о двух вещах.
Прежде всего, душа Богоматери не сошла во ад. Затем, подобно «Купине Неопалимой», которая не сгорает, подобно «Ковчегу Завета», сделанному из дерева «ситтим» (то есть акации), не подверженному гниению, Ее тело не подвергается тлению. Богослужение этого дня прославляет тело Девы Марии, призванное к преображению, подобно телу всякого человека, и преображенное в тот же день.
«Ты освободила нас от бесчестья, которое поразило Еву. Она была матерью грязи, ты – Матерью Света, из ее утробы вышло тление, из Твоих недр – нетление. Она ввела в мир смерть, Ты вырвала мир у смерти. После Евы наши очи были обращены в землю, Ты их отверзла и сделала их бодрствующими, Ты отразила в них славу. Ева родила горе, Ты родила Совершенную Радость. Она была прахом и вернулась в прах, Ты возродила нас к Жизни и возвратилась к Жизни. И Ты засвидетельствовала людям об этой жизни самой своею смертию» (прп. Иоанн Дамаскин. Гомилия на Успение).
В отличие от Вознесения, где Христос возносится один, икона Успения показывает Деву Марию, возносимую Ее Сыном. В отличие от всех других людей, преображение плоти которых произойдет только в последнем воскресении, Она – «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим» – познала эту полноту немедленно. Мария – не только Матерь Божия, но самое совершенное создание, в котором оказывается прославленным человечество. Отныне Бог видит пред Собой человеческое тело Новой Евы, Матери живых, в Которой «Бог стал человеком, и человек стал Богом» (прп. Иоанн Дамаскин).
Добавьте комментарий