Главная

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. ФЕВРАЛЬ 2023 г. ДЕНЬ ЗА ДНЁМ. 14 ФЕВРАЛЯ

14 ФЕВРАЛЯ – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ КНИГОДАРЕНИЯ.
***
14 февраля 1238 г. – После героической обороны под натиском татаро-монгольских войск Бату-хана пал город Владимир – столица Северо-Восточной Руси. Почти все жители города были вырезаны, а часть их сожжена в Соборной церкви.
***
14 февраля 1446 г. – В Москве по приказу захватившего великокняжеский престол Дмитрия Юрьевича Шемяки ослеплен Великий князь Московский Василий II, получивший в последствии прозвище «Темный».
Московский князь Василий II Васильевич Темный, пятый (младший) сын великого князя Пладимирского и Московского Василия I Дмитриевича и Софьи унаследовал трон от отца, Василия I, в 1425 г. в десятилетнем возрасте. Но у него сразу оказался соперник: дядя Юрий, сын Дмитрия Донского. Это была борьба между старыми династическими понятиями Рюриковичей, по которым верховная власть принадлежит старшему в роде, и новыми монархическими понятиями Московского княжества, требовавшими прямого наследования в нисходящей линии. Василий, опираясь на помощь татар, победил, но ненадолго. В1433 г. состоялось сражение на берегу Клязьмы, в котором дядя одержал победу над племянником. Юрий выслал Василия из Москвы, и тот стал князем Коломенским. За Василием II последовали многие бояре и князья, которые поддерживали его политику «собирателя земель». Коломна стала центром объединенных сил. Карамзин писал: «Сей город сделался истиной столицей великого княжения и многолюдной и шумной».
Однако Юрий скоро умер, завещав трон своему сыну Василию. В борьбе за московский великокняжеский стол схлестнулись теперь два Василия. 14 мая 1436 гг. в битве на реке Черёхе (нынешняя Ярославская область) Василий Васильевич одержал победу над своим двоюродным братом Василием Юрьевичем и взял того в плен.
Тут, по словам Карамзина, «совершилось злодейство, о коем не слыхали в России с XII века: Василий дал повеление ослепить своего брата двоюродного». Как считают, с того времени Василий Юрьевич получил в летописях прозвище Косой. Он больше не упоминается на страницах истории. Проживая, видимо, инвалидом в каком-то монастыре, он скончался в 1448 г. У Василия Косого был младший брат Дмитрий, по прозвищу Шемяка. Он не собирался отказываться от прав на Москву. Кроме того, у него был мотив мести за брата.
8 февраля 1446 г. Василий II, взяв с собою двух сыновей, выехал в Троицу, чтобы встретить здесь Неделю о блудном сыне – второе воскресенье, посвященное подготовке к Великому посту. Ночь 12 февраля воины Шемяки с помощью изменников вступили в Москву, вломились во дворец, захватили мать, супругу, казну Василия, многих верных бояр, опустошив их домы; одним словом, взяли Москву. В ту же самую ночь Шемяка послал воинови к Троицкой Лавре.
12 февраля 1446 г. князь Василий Васильевич Московский молился в Троицкой Сергиевой лавре. Внезапно к Лавре подскакали враги. Они схватили князя и отвезли его в Москву. Шемяка с торжеством встретил в захваченной им столице знатного пленника и приказал ослепить его. После этого Василия Васильевича и прозвали Тёмным. Его вместе с женой и детьми сослали в Углич, а Софью Витовтовну – в Чухлому.
Василий не хотел отступать и продолжил отстаивать свои права на великое княжение. В 1447 г. он пришел к игумену Ферапонтова монастыря и попросил благословения на поход против овладевшего Москвой Шемяки. В дальнейшем Василий Тёмный сумел, благодаря многочисленным сторонникам по всей Руси, одержать победу над своими врагами и передать престол своему старшему сыну Ивану, будущему Ивану III. Но в истории он навсегда остался символом вероломства, а его ослепление все современники сочли справедливым наказанием за то, как он раньше поступил со своим братом.

«Он (Василий Тёмный) везде возил с собой старшего сына – будущего Ивана III. Когда Василия ослепили в 1446 году, Ивану было шесть лет. С этого времени он всюду сопровождал своего отца как поводырь. Поэтому он очень рано повзрослел – и как человек, и как политик. Он сидел на заседаниях Боярской думы рядом с отцом. Уже лет, наверное, в 12 он все понимал, всех знал…»
(Николай Борисов)

Благодаря стойкости своего отца в испытаниях Иван III сумел заложить основы государства, которые будут существовать на протяжении многих веков.
***
14 февраля 1598 г. – В Москве на Земском Соборе царем избирается Борис Федорович Годунов (1552-1605).
После смерти сына Ивана Грозного в 1584 г. на престол взошел его сын, последний из Рюриковичей – Федор Иопннович (1584-1598), который по своей смерти не оставил приемника, вверяя всё Божией воле. Борис Годунов объявил подданным, что Государь оставил царствовать свою супругу Ирину Федоровну (сестру Бориса Годунова), а советниками при ней состоят – патриарх Иов, двоюродный брат царя Федор Никитич Романов и сам Борис Годунов.
На девятый день после кончины Федора Иоанновича его вдова объявила, что отказывается от царства и удаляется в Новодевичий монастырь, приняв монашеский постриг. Боярская дума, дворяне и граждане уговаривали царицу не покидать престол, но Ирина Федоровна была непреклонна в своем решении, оставляя власть боярам и патриарху до решения Земского собора в Москве.
Земский собор должен был состояться через шесть недель (Сороковины) после смерти царя Фёдора Ивановича. Борис Годунов продолжал жить с сестрой в монастыре, а государством управляла Боярская дума. Собор начал свою работу 17 февраля 1598 г. и на нём присутствовало более 500 человек. Кроме знатных московских бояр и вельмож, чуждых и враждебных Борису Годунову, на нём были выборные из разных областей России, у которых Годунов имел большую популярность. В первый же день, после речи патриарха, собор принял решение: «неотложно бить челом государю Борису Федоровичу, а опричь государя Бориса Федоровича на государство никогоже не искати».
На следующий день весь Земский собор молился в церкви Успения, и так продолжалось еще два дня. Годунов отказывался от царского венца, патриарх и высшее духовенство грозили ему отлучением от церкви за несогласие с решением собора. Лица, присутствовавшие на соборе, московский народ с крестным ходом и песнопением отправляются 20 февраля к Новодевичьему монастырю, где заперлись Ирина и Борис Годуновы. В происходящее вмешалась царица-инокиня Ирина, она благословила брата Бориса на царствование и только тогда он дал согласие. Патриарх прямо в монастыре благословил Годунова и нарёк царём. Торжественный въезд нового государя в столицу состоялся 26 февраля 1598 г.
Проживал он в монастыре и не спешил с переездом в государевы хоромы, чтобы не спровоцировать оппозицию на открытые выступления. Патриарху с соборными людьми пришлось третий раз идти в монастырь крестным ходом. Вместе с верными боярами и дворянами патриарх просил немедленно переехать в царствующий град, на что Годунов вновь отрекся от трона. Отказ вновь вынудило патриарха обратиться к царице-инокине за указом. Сестра без промедления повелела ехать в Кремль и короноваться. Патриарх не мог короновать претендента без боярского приговора, а руководители Думы продолжали упорствовать, необходимый боярский приговор был заменен указом постриженной царицы.
Москва целовала крест и была приведена к присяге в конце июля-августе 1598 г. Царская грамота об избрании на царство Бориса Годунова была окончательно подписана только 1 августа 1598 г. Власти 1 сентября организовали четвёртый крестный ход в Новодевичий монастырь. Борис Годунов, заранее прибывший в монастырь, в итоге нового моления милостиво согласился венчаться на царство «по древнему обычаю».
Для устранения последних сомнений в самом конце 1598 – начале 1599 гг. власти созвали в Москве новый Земский собор и представили ему на рассмотрение новую утвердительную грамоту о воцарении Бориса Годунова. Помимо членов Думы правительство привлекло для участия в новом соборе значительную часть столичного дворянства, высшие дворцовые чины, стольников, стряпчих, жильцов, приказную бюрократию, стрелецких голов. Таким образом, законность нового Собора уже не вызывала сомнения.
Многовековые традиции боярской аристократии и престолонаследия воздвигли на пути к престолу Бориса Годунова, незнатного шурина почившего Царя, казалось бы, непреодолимые преграды. Междуцарствие грозило в любой момент разрешиться смутой. Но Годунову как временному правителю удалось избежать потрясений, ни разу не прибегнув к насилию. В искусстве политических комбинаций он не знал себе равных. Найдя опору в дворянской массе и среди столичного населения, Борис без кровопролития постепенно сломил сопротивление знати и стал первым «выборным» Царем. При этом решающее значение имела поддержка Патриарха Иова. Он, видимо, исходил не столько из личной преданности Годунову, усилиями которого на Руси был поставлен первый в истории русский Патриарх, сколько из здравого государственного смысла. Государству был необходим самодержавный монарх, а не зависимый от Боярской думы ее ставленник.
***
14 февраля 1706 г. – На северной окраине Москвы, за Сухаревой башней Петром I был основан Аптекарский огород для выращивания лекарственных растений. По легенде Петр лично посадил в новом огороде три хвойных дерева — ель, пихту и лиственницу – «для наущения граждан в их различии», – из которых последняя жива до сих пор.
***
14 февраля 1718 г. – Петр I лишил своего сына Алексея прав наследника престола. Права эти перешли к малолетнему царевичу Петру (который однако скончался в 1719 г.).
Алексей был сыном Петра от первого брака с Евдокией Лопухиной и воспитывался в среде, враждебной Петру. Петр желал сделать сына продолжателем своего дела – коренного реформирования России, но Алексей всячески от этого уклонялся. Впрочем, это Алексей сделал с радостью, он писал жене Ефросинье: «Батюшка веял меня к себе есть и поступает ко мне милостиво! Дай Боже, чтоб и впредь так же, и чтоб мне дождаться тебя в радости. Слава Богу, что от наследства отлучили, понеже останемся в покое с тобою. Дай Бог благополучно пожить с тобой в деревне, понеже мы с тобой ничего не желали только, чтобы жить в Рождественке; сама ты знаешь, что мне ничего не хочется, только бы с тобою до смерти жить» В обмен на отречение и признание вины Петр дал сыну слово не наказывать его. Но отречение не помогло, и желание Алексея уйти в сторону от политических бурь не сбылось. Петр велел провести следствие по делу сына. Алексей простодушно рассказал обо всем, что знал и замышлял. Многих лиц из окружения Алексея пытали и казнили. Не избежал пыток и царевич. Развязка была короткой.
***
14 февраля 1721 г. – Торжественно открывается Святейший Правительствующий Синод, созданный на основе Духовного регламента императором Петром I взамен упраздненного патриаршества (был приравнен к Сенату).
***
14 февраля 1735 г. – Герцог Гольштейн-Готторпский Карл Фридрих учредил орден Святой Анны в честь своей супруги Анны, дочери Петра I. В Россию орден перешел с сыном герцога, будущим императором Петром III, и был пожалован впервые императрицей Елизаветой Петровной сыну фельдмаршала Шереметева. Но русским орден Святой Анны был провозглашен лишь императором Павлом в 1797 г.
***
14 февраля 1744 г. – В Россию прибыла 15-летняя принцесса София Августа Фредерика с матерью.
Софию окрестили по православному обряду, нарекли Екатериной Алексеевной и в августе 1745 г. выдали замуж за племянника императрицы – 17-летнего великого князя Петра Федоровича. Мать будущей Екатерины II Великой Иоганна вначале была принята со всеми почестями подобающими будущей теще цесаревича, но после обвинения в шпионаже в пользу Фридриха Прусского, была выдворена из России.
***
14/2 февраля 1813 г. – В селе Троицкое, Белёвский уезд, Тульская губерния, Российская империя родился Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869). Русский композитор, чьё творчество оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века. Один из наиболее заметных композиторов периода между творчеством Михаила Глинки и «Могучей кучки». Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколений.

В 1817 г. семья переселилась в Петербург, где отец Даргомыжского получил место правителя канцелярии в коммерческом банке, а сам он начал получать музыкальное образование. Первой его учительницей по фортепиано была Луиза Вольгеборн, затем он начал заниматься с Адрианом Данилевским. Тот был хорошим пианистом, однако не разделял интереса юного Даргомыжского к сочинению музыки (сохранились его небольшие фортепианные пьесы этого периода). Наконец, в течение трёх лет учителем Даргомыжского был Франц Шоберлехнер, ученик известного композитора Иоганна Гуммеля. Достигнув определенного мастерства, Даргомыжский начал выступать как пианист на благотворительных концертах и в частных собраниях. В это время он также занимался у известного учителя пения Бенедикта Цайбига, а с 1822 г. осваивал игру на скрипке, играл в квартетах, однако вскоре потерял интерес к этому инструменту. К тому времени он уже написал ряд фортепианных сочинений, романсов и других произведений, некоторые из которых были изданы.
Осенью 1827 г. Даргомыжский, следуя по стопам отца, поступил на государственную службу и благодаря трудолюбию и добросовестному отношению к делу быстро начал продвигаться по карьерной лестнице. В этот период он нередко музицировал дома и посещал оперный театр.
Весной 1835 г. он познакомился с Михаилом Глинкой, с которым играл на фортепиано в четыре руки, занимался анализом творчества Бетховена и Мендельсона. Глинка также передал Даргомыжскому конспекты уроков теории музыки, которые он получал в Берлине от Зигфрида Дена.
По совету Василия Жуковского, композитор обратился к другому сочинению В Гюго, которое в конце 1830-х было весьма популярно в России, – «Собор Парижской Богоматери». Даргомыжский использовал оригинальное французское либретто, написанное самим Гюго для Луизы Бертен, чья опера «Эсмеральда» была поставлена незадолго до того. К 1841 г. Даргомыжский закончил оркестровку и перевод оперы, для которой также взял название «Эсмеральда», и передал партитуру в дирекцию Императорских театров. Опера, написанная в духе французских композиторов, ждала своей премьеры несколько лет, так как намного большей популярностью у публики пользовались итальянские постановки. Несмотря на хорошее драматическое и музыкальное решение «Эсмеральды», эта опера через некоторое время после премьеры, проходившей в Москве в Большом театре, сошла со сцены и в дальнейшем практически никогда не ставилась.
В 1843 г. Даргомыжский уходит в отставку, а вскоре уезжает за границу, где накомится с музыковедом Франсуа-Жозефом Фети, скрипачом Анри Вьётаном и ведущими европейскими композиторами того времени: Обером, Доницетти, Галеви, Мейербером. Вернувшись в 1845 г. в Россию, композитор увлекается изучением русского музыкального фольклора, элементы которого ярко проявились в романсах и песнях, написанных в этот период: «Душечка-девица», «Лихорадушка», «Мельник», а также в опере «Русалка», которую композитор начал писать в 1848 г. Даргомыжский с берется за сочинение оперы «Каменный гость», однако 5/17 января 1869 г. он умер, оставив оперу неоконченной. По его завещанию, «Каменный гость» был завершен Кюи и оркестрован Римским-Корсаковым.
Даргомыжский похоронен в Некрополе мастеров искусств Тихвинского кладбища, неподалёку от могилы Глинки.
***
14/2 февраля 1855 г. – В имении Приятная Долина, Бахмутский уезд, Екатеринославская губерния, Российская империя родился Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888). Русский писатель, поэт, художественный критик.
Гаршины – старинный дворянский род, по преданию, обрусевших татар, происходящих от мурзы Горши (или Гарши), выходца из Золотой Орды при Иване III. Отец, Михаил Егорович Гаршин (1817-1870), был офицером. Мать Гаршина, Екатерина Степановна (урожд. Акимова; 1828-1897), старшая дочь отставного морского офицера, «типичная шестидесятница», интересовавшаяся литературой и политикой, свободно владевшая немецким и французским языками, оказала огромное влияние на сына.
В 1874 г. он был выпущен из реального гимназического класса училища и поступил в Санкт-Петербургский горный институт, который не окончил. Занятия прервала война с Османской империей: он поступил вольноопределяющимся в действующую армию (в Болховский 138-й пехотный полк), участвовал в боевых действиях, получил ранение в ногу.
С 1884 г. у Гаршина появились признаки психического заболевания, которые повторялись каждой весной, мешая ему работать и отравляя его существование. По просьбе близких друзей решил поехать на Кавказ. Но не успев уехать, он совершил самоубийство: 19 марта 1888 г. Гаршин после долгой бессонной ночи вышел из своей квартиры в Санкт-Петербурге и бросился в лестничный пролёт. Через несколько дней, 24 марта, от полученных травм он скончался. Писатель похоронен на «Литераторских мостках», музее-некрополе Санкт-Петербурга. Смерть Гаршина вызвала резонанс в обществе. Одним из откликов на смерть Гаршина стал сборник рассказов Антона Чехова «Памяти В. М. Гаршина».

Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму – новеллу, которая получила полное развитие впоследствии у Антона Чехова. В эпоху упадка русской литературы Гаршину удалось открыть новые возможности малого жанра: «Строгую объективность повествования он соединил с лирической взволнованностью и чётко сформулированной авторской точкой зрения. В субъективных лирических переживаниях открыл социальную основу. Реализм описаний сочетался у него с романтическим преображением жизни, конкретные образы – с аллегорическими и символическими обобщениями, бытовые зарисовки – с философским осмыслением действительности». Сам Гаршин искал новые пути в искусстве и резко высказывался о современной ему литературе: «Бог с ним, с этим реализмом, натурализмом, протоколизмом и прочим. Это теперь в расцвете или, вернее, в зрелости, и плод внутри уже начинает гнить. Я ни в каком случае не хочу дожевывать жвачку последних пятидесяти-сорока лет, и пусть лучше разобью себе лоб в попытках создать себе что-нибудь новое, чем идти в хвосте школы, которая из всех школ, по моему мнению, имела меньше всего вероятия утвердиться на долгие годы. Ибо она-то и представляет чистое „искусство для искусства“ не в философском смысле этого слова, а в скверном. Для нее нет ни правды (в смысле справедливости), ни добра, ни красоты, для нее есть только интересное и неинтересное, „заковыристое и незаковыристое“».
В 1883 г. появился один из наиболее значительных и наиболее известных рассказов Гаршина рассказов – «Красный цветок». Герой его, психически больной, борется с мировым злом, которое, как ему кажется, воплотилось в красном цветке в саду психиатрической больницы: необходимо сорвать его – и будет уничтожено всё зло мира. Рассказ признан одним из самых тонких в русской литературе образцов интроспекции, проникновения в глубину психики. Гаршин написал еще ряд сказок и рассказов для детей.
Особый, присущий только Гаршину тон повествования и в наши дни придает его произведениям чрезвычайно современное звучание. Всеволод Михайлович одним из первых постиг философию войны. последнее написанное им литературное произведение – «Лягушка-путешественница».
В.М. Гаршина называли «современным Гамлетом», «Гамлетом сердца». По свидетельству современников, с этим шекспировским героем писателя сближало болезненно обостренное неприятие любой несправедливости, несовершенства человеческих взаимоотношений, которое вызывало у него постоянные, почти физические муки совести и сострадания. Сам Гаршин незадолго до своей трагической кончины признавался:
«Хорошо или нехорошо выходило написанное – это вопрос посторонний; но что писал я в самом деле одними своими нервами и что каждая буква стоила мне капли крови, то это, право, не будет преувеличением».
***
14/2 февраля 1883 г. – Карл Маркс заболел бронхитом, что вскоре привело к его смерти.
Маркс заболел бронхитом, который повлек за собой ряд осложнений, и 14 марта 1883 г. скончался в Лондоне в возрасте 64 лет. Похоронили Карла Маркса на Хайгейтском кладбище. Второй (1885) и третий (1894) тома «Капитала» были изданы Энгельсом после смерти Маркса.
***
14 февраля 1896 г. – В Москве открылись новые Сандуновские бани.
Тем самым получило вторую жизнь заведение, открытое еще в начале XIX века актёром Силой Сандуновым (Сандукели). Теперь к услугам клиентов были отдельные номера и залы, украшенные панно и со скамьями из мореного дуба, и бассейн из итальянского мрамора. Бани были достроены архитектором С. М. Калугиным (при участии В. И. Чагина) по заказу Алексея Ганецкого. Воду бани брали по особой водопроводной нитке из реки Москвы, от Бабьегородской плотины, и из 700-футовой артезианской скважины. Электрическое освещение питалось от собственной электростанции (в 1896 г. ее ток позаимствовали для освещения коронации Николая II).
***
14 февраля 1896 г. – Теодор Герцль опубликовал в Берлине и Вене (M. Breitenstein’s Verlags-Buchhandlung) книгу «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса» (Der Judenstaat), которая стала идейным фундаментом раннего сионизма. Уже через год после выхода книги, в 1897 г., состоялся первый Всемирный сионистский конгресс.
***
14 февраля 1898 г. –Встреча российского нефтепромышленника Эммануэля Нобеля и немецкого инженера Рудольфа Дизеля. Россия получает привилегию на использование паровых судов с дизельным двигателем. А еще через год первый четырехтактный двигателем. А еще через год первый четырехтактный двигатель Дизеля будет пущен в России.
***
14/2 февраля 1903 г. – Семён Семенович Гейченко (1903-1993). Советский писатель-пушкинист, музейный работник. Заслуженный работник культуры РСФСР. Герой Социалистического Труда (1983). Организовал воссоздание мемориального музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» в Псковской области. Лауреат Государственной премии РСФСР (1989) и Государственной премии Российской Федерации (2001).
Учился в Петергофской гимназии. В 1924 г., будучи студентом отделения истории искусств Петроградского университета, поступил на службу в Петергофские дворцы-музеи, где работал до 1938 г. научным сотрудником и хранителем. Занимался созданием архива и фототеки, экспозицией Нижней дачи Николая II вплоть до ее ликвидации как музея в 1936 г.
Автор серии путеводителей по дворцам-музеям Петергофа. Работал в доме-музее И. Е. Репина «Пенаты», в Институте русской литературы РАН; с 1938 г. – в Русском музее, c 1939 г. – в Литературном музее Института русской литературы. Тогда же защитил диссертацию по художественному наследию М. В. Ломоносова.
В 1941 г. был арестован за «антисоветскую пораженческую пропаганду» (ст. 58, ч. 1). С июля 1941 по июль 1943 гг. находился в лагере. С 1943 г. служил на фронте, воевал командиром миномётного расчёта. Тяжело ранен под Новгородом, лишился левой руки. В апреле 1945 г. был назначен директором Государственного Пушкинского музея-заповедника в селе Михайловском. Приехав на территорию, где ему пришлось сперва жить в землянке, он по сути создал музей заново и проработал в этой должности 45 лет.
Им была собрана коллекция колоколов и он мечтал оснастить колокольню Успенского собора в Святогорском монастыре, где покоится прах Пушкина. Гейченко добился, что лучшие его колокола были водружены на соборной колокольне. Теперь их звоном ежегодно открывается пушкинский праздник поэзии в Михайловском.
Умер 2 августа 1993 г. в поселке Пушкинские Горы Псковской области. Похоронен на городище Воронич.
***

6.6.1988
Boris Borissowitsch Piotrowskij (UdSSR)
Archäologe und Kunsthistoriker
Mitglied des Ordens Pour le Mérite für Wissenschaften und Künste
14/2 февраля 1908 г. – В Санкт-Петербурге, Российская империя родился Борис Борисович Пиотровский (1908-1990). Советский археолог, востоковед, доктор исторических наук, профессор. В 1964-1990 гг. – директор Государственного Эрмитажа. Академик АН СССР (1970). Герой Социалистического Труда (1983). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1964). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). Он был избран членом-корреспондентом, почетным членом, почетным доктором, иностранным членом многих Академий, археологических и искусствоведческих институтов и обществ разных стран: Индии, Англии, Германии, Египта, Италии, Франции, Испании, Бельгии, США.
Родился в Санкт-Петербурге в семье потомственных дворян. После того как в 1915 г. его отец Борис Брониславович получил назначение инспектором классов (заместителем директора по учебной части) Неплюевского кадетского корпуса, семья Пиотровских переехала в Оренбург, где и провела первые годы революции и гражданской войны. В Оренбурге проходил обучение в гимназии. К этому же периоду его жизни относится и первое увлечение историей, которое было связано с местным музеем археологии и этнографии.
К началу 1921 г. семья Пиотровских вернулась в Петроград. В 1922 г. на экскурсии в Эрмитаже юный Борис познакомился с сотрудницей Отделения древностей, египтологом Н. Д. Флиттнер, которая пригласила мальчика к себе на занятия по египетской иероглифике. Три года спустя Борис Пиотровский поступил на факультет языковедения и материальной культуры (потом – историко-лингвистический факультет) Ленинградского университета. За пять лет обучения он прослушал лекции и работал в семинарах крупнейших учёных того времени: академиков С. Ф. Платонова, Н. Я. Марра, С. А. Жебелёва и Е. В. Тарле. В числе его учителей были И. Г. Франк-Каменецкий, Б. М. Эйхенбаум, В. В. Струве, С. Я. Лурье, Б. В. Фармаковский, Н. Н. Томасов и А. А. Спицын. В университетские годы главный интерес Бориса Пиотровского стал фокусироваться на занятиях археологией.
После окончания университета в 1930 г. по совету Марра Пиотровский изменил направление своих исследований: вместо древнеегипетской он стал заниматься урартской письменностью. И уже в том же 1930 году состоялась первая экспедиция молодого учёного в Закавказье. С 1931 г. начал работу в Эрмитаже на должности младшего научного сотрудника. С 1930 г. принимал участие в научных экспедициях в Армению, целью которых были поиск и изучение следов урартской цивилизации. В 1938 г. без написания кандидатской работы (лишь по положительному отзыву Флиттнер, подтвердившему его соискательство) ему была присуждена степень кандидата исторических наук.
Начало Великой Отечественной войны застало Пиотровского в экспедиции. Вернувшись в Ленинград, он пережил блокадную зиму 1941-1942 гг., а затем с группой сотрудников Эрмитажа, возглавляемой И. А. Орбели, эвакуировался в Ереван. В годы войны Пиотровский не прекращал научную работу, результатом которой стала его первая книга «История и культура Урарту» (1943), которая принесла автору славу одного из крупнейших специалистов по истории Закавказья.
30 января 1944 г. в Академии наук Армянской ССР состоялась защита докторской диссертации Бориса Борисовича. В том же году Пиотровский женился – на Рипсимэ Джанполадян и в скором времени стал отцом. Тогда же учёный получил свою первую правительственную награду – Медаль «За оборону Ленинграда». В 1945 г. Б. Б. Пиотровского избрали членом-корреспондентом АН Армянской ССР, а в 1946 г. ему была присуждена Сталинская премия второй степени в области науки и техники за книгу «История и культура Урарту». Вернувшись в 1946 г. в Ленинград, начал читать курс археологии для студентов восточного факультета ЛГУ.
С 1949 г. заместитель директора Эрмитажа по научной части. С 1 мая 1953 г. перешел на постоянную работу в Институт истории материальной культуры, возглавив его Ленинградское отделение. В 1964 г. был назначен директором Эрмитажа (на место отстраненного Артамонова) и проработал в этой должности больше 25 лет. Академик-секретарь Отделения истории АН СССР (1980-1982).
В 1990 г. остро переживал судьбу Эрмитажа, намечавшегося двоевластия в его управлении. Нервное напряжение стало причиной инсульта, а несколько месяцев спустя, 15 октября 1990 г., Бориса Борисовича Пиотровского не стало.
Похоронен на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге.

Сын Б. Б. Пиотровского – Михаил Борисович Пиотровский с 1992 г. является директором Государственного Эрмитажа.
***
14 февраля 1918 г. – Особый день в российской истории. С этого дня в России декретом СНК РСФСР (от 24 января / 6 февраля 1918 г.) был введен григорианский календарь, в соответствии с которым была введена поправка в 13 суток. После 31 января 1918 г. в России наступил день 14 февраля – в стране был введен календарь нового стиля (григорианский). В 1918 г. две недели выпали из жизни огромной страны. Период с 1 по 13 февраля 1918 г. в российском календаре отсутствует.
В практике датировки событий все события и документы, относящиеся к периоду до 1 февраля 1918 г., датируются по юлианскому календарю («старый» стиль), с 1 февраля 1918 г. – по григорианскому («новый» стиль).
Русская православная церковь не стала переходить на новый стиль и поныне пользуется юлианским календарем. Кроме того, летоисчисление по юлианскому календарю ведут Грузинская, Сербская, Иерусалимская, Польская православные церкви, Бессарабская митрополия Румынской православной церкви.
***
14 февраля 1922 г. – Победой Красной Армии под командованием Василия Блюхера над Белоповстанческой армией генерала Викторина Молчанова под Волочаевкой закончилась Волочаевская операция, что впоследствии привело к окончательному разгрому белых на Дальнем Востоке. Гражданская война.
***
14 февраля 1928 г. – В Кембридже, Великобритания родился Сергей Петрович Капица (1928-2012). Советский и российский учёный-физик, просветитель, телеведущий, главный редактор журнала «В мире науки, вице-президент РАЕН. С 1973 г. бессменно вёл научно-популярную телепрограмму «Очевидное – невероятное». Сын лауреата Нобелевской премии, дважды Героя Социалистического Труда академика Петра Леонидовича Капицы.
Сын лауреата Нобелевской премии физика П. Л. Капицы, внук русского математика и кораблестроителя А. Н. Крылова. Мать Сергея Капицы – Анна Алексеевна Крылова (1903-1996) –— домохозяйка, дочь Алексея Николаевича Крылова, русского и советского кораблестроителя, специалиста в области механики, математика, академика Петербургской АН / РАН / АН СССР. Крёстный отец Сергея Капицы – великий русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849-1936).
Начиная с 1936 г. вместе с матерью и братом переехал в Москву. Во время Великой Отечественной войны – в эвакуации в Казани; там в 1943 г. окончил школу экстерном. Вернувшись в Москву, поступил на самолётостроительный факультет МАИ. В 1949 г. окончил МАИ.
Работал в ЦАГИ. Занимался такими областями физики, как земной магнетизм, прикладная электродинамика, физика элементарных частиц. В 1953 г. защитил диссертацию на степень кандидата физико-математических наук по теме «Исследование магнитных свойств горных пород при механических напряжениях». С 1956 г. Сергей Капица преподавал в Московском физико-техническом институте (МФТИ). В 1962 г. стал доктором физико-математических наук, защитив в ОИЯИ диссертацию по теме «Микротрон».
С 1965 по 1998 гг. на кафедре общей физики преподавал общую физику студентам первых трёх курсов. В течение многих лет был заведующим этой кафедрой. В 1973 г. Капица опубликовал книгу «Жизнь науки». Книга послужила предпосылкой к появлению телепередачи «Очевидное – невероятное». В том же году начал вести эту телепередачу.
В декабре 1986 г. перенес неудавшееся покушение «сумасшедшего из Ленинграда» (реставратора, члена общества «Память»), в результате которого получил травмы. Злоумышленник, приехавший в Долгопрудный, проник в учебный корпус МФТИ, где С. П. Капица читал лекции по общей физике, и во время перерыва в лекции, когда С. П. Капица выходил из аудитории, дважды сзади ударил его туристическим топориком по голове. Капица сумел вырвать топор из рук нападавшего и ударил того обухом топора в лоб. Затем окровавленный Капица с топором дошел до кафедры, попросил вызвать скорую и милицию, после чего потерял сознание. Злоумышленника задержали, а С. П. Капица госпитализирован в нейрохирургическое отделение больницы имени С. П. Боткина с субдуральным кровоизлиянием. Ему наложили 17 швов. Впоследствии он смог вернуться к работе. В МФТИ после этого покушения ввели экстренные меры безопасности.
С марта 2000 г. являлся президентом Никитского клуба. С 2006 г. являлся президентом кинофестиваля «Мир знаний». Являлся главным редактором научно-популярного журнала «В мире науки» с 1983 по 1993 гг. и с 2002 г. вплоть до своей смерти.
С 15 марта 2001 г. являлся научным руководителем Российского нового университета (РосНОУ). Активно участвовал в преподавательской и научной деятельности университета.
Автор 4 монографий, десятков статей, 14 изобретений и 1 открытия.
Скончался на 85-м году жизни в Москве 14 августа 2012 г. от рака печени. Прощание прошло 17 августа в ДК МГУ, в тот же день похоронен на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой отца.
***
14 февраля 1934 г. – По радио сообщили, что погиб затертый льдами пароход «Челюскин».
Его пассажиры – участники арктической экспедиции во главе с академиком О. Ю. Шмидтом высадились на льдину. С этого дня вся страна следила за судьбой челюскинцев. «Последние известия» передавали сообщения из лагеря Шмидта вне всякой очереди. Прерывая концерт или иную передачу, диктор объявлял: «Внимание! Внимание! Нами только что получено сообщение от челюскинцев…» Когда советские летчики начали снимать их с льдины, «Последние известия» давали экстренные выпуски.
***
14 февраля 1937 г. – В Москве, на улице Горького (ныне Тверская), открылся Дом актёра. Ныне это Центральный Дом актёра имени А. А. Яблочкиной.
***
14 февраля 1942г. – Погиб Матвей Кузьмич Кузьмин, крестьянин деревни Куракино Псковской области, повторивший подвиг легендарного Ивана Сусанина. 13 февраля 1942 г. командир немецкого батальона, занимавшего Куракино, потребовал у 83-летнего Кузьмина выступить проводником и вывести часть к занятой советскими войсками деревне Першино (в 6 км от Куракина), пообещав за это денег, муки, керосина, а также охотничье ружье марки «Три кольца». Кузьмин согласился. Однако, узнав по карте предполагаемый маршрут, он послал в Першино своего сына Василия, чтобы тот предупредил советские войска, и назначил им место для засады у деревни Малкино.
Сам Кузьмин долго водил немцев окольной дорогой и наконец на рассвете вывел в Малкино, где уже занял позицию 2-й батальон 31-й отдельной курсантской стрелковой бригады Калининского фронта, занимавший тогда оборону на Малкинских высотах в районе деревень Макаедово, Малкино и Першино. Немецкий батальон попал под пулеметный огонь и понес большие потери (50 убитыми, 20 пленными). Сам Кузьмин был убит немцами. 8 мая 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Кузьмину Матвею Кузьмичу было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
***
14 февраля 1943 г. – Войска Юго-Западного фронта (генерал армии Н. Ф. Ватутин) освободили г. Ворошиловград (современный Луганск).
На рассвете 14 февраля 1943 г. с двух направлений – Острой Могилы и мелькомбината войска Красной армии вошли в город. Уже к 10:00 практически освобожден весь Луганск (Юго-Восточная часть). Но сражения за окрестности Луганска не завершились, в районе современного Аграрного университета бои продолжались до 16 февраля. Луганск находился в немецкой оккупации 7 месяцев (212 дней). В целом в боях за Луганск погибли более 10 тысяч человек.
***
14 февраля 1943 г. – Войска Южного фронта (генерал-полковник А. И. Еременко) освободили город Ростов-на-Дону.
***
14 февраля 1945 г. – Союзники по ошибке разбомбили исторический центр Праги.
Бомбардировка Праги – столицы оккупированной Германией Чехословакии, проведённая Военно-воздушными силами США 14 февраля 1945 г. Как позднее утверждали представители американских ВВС, бомбардировка произошла по ошибке вследствие того, что самолёты, летевшие бомбить Дрезден, сбились с курса.
Около 60 бомбардировщиков B-17 Flying Fortress сбросили 152 тонны бомб на густонаселенные районы Праги. В результате погиб 701 человек и было ранено 1184 человека, все они являлись гражданскими лицами. Было разрушено всего 183 здания и около 200 повреждены, некоторые из которых представляли культурно-историческую ценность. 11000 жителей Праги остались без крова. Жертвами налёта стали почти исключительно гражданские лица. Ни один из военных заводов в Праге не получил никаких повреждений.
В 1950-е гг. в Чехословакии и СССР появилась версия, согласно которой бомбардировки производились преднамеренно для уничтожения промышленности, которая должна была попасть в зону советской оккупации.
***
14 февраля 1950 г. – После тяжелых двухмесячных переговоров между Иосифом Сталиным и Мао Цзэдуном, в Москве был подписан советско-китайский Договор о дружбе, союзе и взаимопомощи сроком на 30 лет, а также соглашения о безвозмездной передаче КНР Китайско-Чаньчунской железной дороги и военно-морской базы Порт-Артур, о предоставлении кредитов в 300 миллионов долларов и советников. Началась эпоха Великой Дружбы. «Русский и китаец — братья навек, крепнет единство народов и рас».
Договор вступил в силу 11 апреля того же года и действовал до 11 апреля 1980 г. В 1963 г. страны письменно выражают друг другу свои идеологические позиции, а в 1964 г. происходит практически полный разрыв отношений между КПСС и КПК. Именно тогда советско-китайский «Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи» фактически потерял свое значение, хотя формально действовал до 11 апреля 1980 г. Но за год до истечения срока договора, китайская сторона заявила, что не будет его продлевать.
***
14 февраля 1956 г. – Открылся XX съезд КПСС.
Состоялся в Москве 14-25 февраля 1956 г. Наиболее известен осуждением культа личности и, косвенно, идеологического наследия Сталина. Главные события, сделавшие съезд знаменитым, произошли в последний день работы, 25 февраля, на закрытом утреннем заседании. В этот день Н. С. Хрущёв выступил с закрытым докладом «О культе личности и его последствиях», который был посвящен осуждению культа личности И. В. Сталина.
В нём была озвучена новая точка зрения на недавнее прошлое страны, с перечислением многочисленных фактов преступлений второй половины 1930-х — начала 1950-х гг., вина за которые возлагалась на Сталина. Очевидец события А. Н Яковлев вспоминает: «В зале стояла тишина. Не слышно было ни скрипа кресел, ни кашля, ни шепота. Никто не смотрел друг на друга — то ли от неожиданности случившегося, то ли от смятения и страха. Шок был невероятно глубоким».
Доклад привлек огромное внимание во всем мире, появились его переводы на различные языки.
Итогом ХХ съезда стали важнейшие изменения в жизни СССР, которые затронули его внутреннюю жизнь и внешнюю политику. На волю после реабилитации стали выходить сотни тысяч людей. Если с 1953 до начала 1956 гг. было реабилитировано лишь около 8 тыс. чел., то с 1956 по 1957 гг. – свыше 500 тыс.
***
14 февраля 1966 г. – 25 видных деятелей науки, литературы и искусства подписали письмо в адрес Л. И. Брежнева о недопустимости «частичной или косвенной реабилитации И. В. Сталина» и об отсутствии предания гласности фактов совершённых им преступлений. Письмо двадцати пяти стало одним из первых политических обращений, подписанных академиком Андреем Сахаровым. Среди подписавшхся были: Олег Ефремов, Марлен Хуциев, Георгий Товстоногов, Майи Плисецкая, Павел Корин, Лев Арцимович, Петр Капица, Валентин Катаев, Виктор Некрасов, Константин Паустовский, Иннокентий Смоктуновский, Корней Чуковский и другие. Распространение информации о письме привело к тому, что 25 марта 1966 г. еще 13 деятелей науки и культуры также отправили письмо в Президиум ЦК под названием «Письмо тринадцати», выразив свою поддержку авторам письма двадцати пяти. Авторы послания добавили, что «реабилитация Сталина в какой бы то ни было форме явилась бы бедствием для нашей страны и для всего дела коммунизма».
Видимой реакции на письма со стороны властей не последовало, и на следующем XXIII съезде КПСС не было пересмотра решений XX и XXII съездов об осуждении культа личности Сталина.
***
14 февраля 1987 г. – В Москве умер Дмитрий Борисович Кабалевский (1904-1987). Советский композитор, дирижёр, пианист, педагог, публицист, общественный деятель.
Академик АПН СССР (1971). Герой Социалистического Труда (1974). Народный артист СССР (1963). Лауреат Ленинской премии (1972), трёх Сталинских премий (1946, 1949, 1951), Государственной премии СССР (1980) и Государственной премии РСФСР имени Глинки (1966).
Дмитрий Борисович Кабалевский – выдающийся композитор, педагог-просветитель, пианист и дирижер, музыкальный мыслитель, общественный деятель, создатель концепции музыкально-эстетического воспитания детей и юношества, страстный пропагандист мирового классического музыкального наследия, сыгравший огромную роль в формировании художественного пространства отечественной культуры. Его активная жизненная и творческая позиция неизменно вызывала интерес и признание не только в России, но и далеко за ее рубежами, что позволяет говорить о значительном вкладе мастера в мировую художественную культуру в целом.
Творческое наследие Кабалевского – это огромный художественный мир, который для наших современников может служить образцом самореализации художника, воплощавшего свои этические и эстетические идеалы. Композиторское наследие Кабалевского чрезвычайно обширно: пять опер, балет, оперетта, тринадцать симфонических произведений, семь инструментальных концертов, шесть ораторий и кантат, большое количество камерных произведений, многочисленные фортепианные произведения как для детей и юношества, так и для состоявшихся музыкантов, более ста песен, вокальные циклы, музыка к театральным и радиопостановкам, а также музыка к десяти кинофильмам. При этом уже в самых ранних произведениях Кабалевского явно видны важнейшие черты его личности – глубина и острота творческого восприятия, чувство органической неразрывной связи с окружающей его жизнью.
Во всем мире его имя ассоциируется с молодостью и молодежью – из более чем 400 произведений основная часть сочинена для детей и юношества.
Предназначением всей жизни Кабалевского стало быть Учителем в самом всеобъемлющем смысле этого слова. В нашей стране не было школы или пионерского лагеря, Дома творчества или музыкальной студии, где не звучала бы его музыка и особенно – песни. Много лет с телевизионного экрана не сходило его лицо, по радио звучал его голос.
Имя Дмитрия Борисовича Кабалевского знали в каждой семье, он нес людям радость и учил их радоваться. Он искренне верил, что «в нашем грядущем дети отучатся плакать и будут смеяться, эвонко-звонко смеяться…»

Родился 30 декабря 1904 г. Санкт-Петербурге в семье служащего. В 1918 г. вместе с родителями переехал в Москву. В Москве окончил 35 школу II ступени (1922.), учился в 3-й музыкальной школе и музыкальном техникуме имени Скрябина (окончил в 1925 г.). В 1925 г. поступил в Московскую государственную консерваторию (окончил по композиции у профессора Н. Я. Мясковского в 1929 г. и по классу фортепиано у пр офессора А. Б. Гольденвейзера в 1930 г.). Был занесен на золотую доску.
Первые изданные сочинения и музыкально-критические заметки относятся к 1927-1928 гг. С 1925 г. начал педагогическую деятельность (в муз. техникуме им. Скрябина). С 1932 по 1939 гг.– профессор (по классу композиции).
В 1932-1980 гг. преподавал в Московской консерватории (с 1939 г. – профессор по классу композиции). В годы войны с середины октября 1941 до января 1942 гг. был эвакуирован с Союзом композиторов в Свердловск. Вёл занятия в консерватории.
Помимо педагогической работы, в разные годы был концертмейстером в Центральном детском театре (ныне Российский академический молодёжный театр); ответственным редактором журнала «Советская Музыка» (1940-1947); редактором, заведующим детской редакцией в Музыкальном государственном издательстве; начальником Управления художественного вещания Радиокомитета при СНК СССР (1943-1945); член Всесоюзного комитета по радиофикации и радиовещанию при СМ СССР (1943-1950); заведующим сектором музыки в Институте истории искусств Академии наук СССР (ныне Государственный институт искусствознания) (1949-1952). В 1973 году организовал Лабораторию музыкального образования (в НИИ школ МП РСФСР) и руководил ею до 1983 г. Результат этой работы –новая программа по музыке для общеобразовательной школы. С 1983 г. продолжал участвовать в работе лаборатории в качестве профессора-консультанта. С 1954 г. – член Коллегии Министерства культуры СССР; с 1982 г. – основатель и главный редактор журнала «Музыка в школе».
Дмитрий Борисович Кабалевский умер 14 февраля 1987 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
***
14 февраля 1988 г. – В ленинградской библиотеке Академии наук при самом крупном пожаре в истории российского библиотечного дела пострадали 4 млн. книг.
***
14 февраля 1991 г. – Председатель Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцин призвал президента СССР М. С. Горбачева уйти в отставку.
***
14 февраля 1992 г. – Установлены дипломатические отношения между Российской Федерацией и Украиной (разорваны Украиной в феврале 2022 г.)
***
14 февраля 1994 г. – Казнили одного из самых известных советских серийных убийц Андрея Чикатило. Это был один из последних смертных приговоров, приведенных в исполнение в современной России.
***
14 февраля 1998 г. – В Москве умер Петр Георгиевич Паламарчук (1955-1998). Советский и российский писатель, литературовед, историк, юрист, кандидат юридических наук.
Родился 20 декабря 1955 г. в семье морского офицера, Героя Советского Союза Георгия Михайловича Паламарчука. Дед по материнской линии – дважды Герой Советского Союза, маршал Петр Кириллович Кошевой, родословная которого восходила к кошевым атаманам Запорожской Сечи.
По воспоминаниям отца: «Вспоминаю, как в 1973 г. он еще студентом принял Крещение и стал христианином. Тогда это вызвало у нас, в том числе и у меня, крупного партийного работника, полное непонимание и ужас. Потом он принес к себе домой портрет убитого последнего русского императора и его семьи. Помню, как я сказал ему: «Сейчас же убери ЭТО!..» Потом были и обыски, и угрозы, и вызовы в КГБ, но мой сын никогда не сворачивал с однажды выбранного им пути»
В 1978 г. Петр окончил МГИМО, затем работал в Институте государства и права Академии наук. В 1982 г. защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата юридических наук по теме «Правовой режим Советского сектора Арктики».
С 1977 по 1996 гг. работал над четырёхтомником «Сорок сороков», содержащим краткую иллюстрированную историю всех московских храмов, изданная в Париже, и лишь в 1992-1996 гг. – в московском издательстве. В СССР в качестве литературоведа и историка дебютировал в 1982 г.: в журнале «Литературная учёба» была опубликована его повесть «Един Державин». Он также выступал как публикатор и комментатор русской классики; ему принадлежат литературные исследования творчества Батюшкова, Гоголя, а позднее – Солженицына (1989).
Вследствие христианского инакомыслия ряд его работ не мог увидеть свет в СССР и был напечатан под псевдонимами В. Денисов, В. Д. Носов и др. в заграничных изданиях – журналах «Вестник русского христианского движения», «Вече», «Континент», «Посев», «Русское Возрождение» и в газетах «Русская мысль» (Париж), «Наша страна» (Буэнос-Айрес), «Единение» (Австралия).
Скончался 14 февраля 1998 г. Отпевание совершил архимандрит Тихон (Шевкунов) в Сретенском монастыре. Похоронен на Химкинском кладбище (уч. 147).

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ:

«П. Г. Паламарчук – замечательный писатель, выдающийся историк, правовед и литературовед, автор более двадцати книг, олицетворяющий для своих читателей честь и славу современной русской литературы. Это был писатель милостью Божией, с ярким талантом…
Следует особо подчеркнуть бесценный вклад Паламарчука в духовное возрождение России, его непреходящие заслуги перед Русской Православной Церковью. Знаменитый четырехтомник «Сорок сороков» (полная иллюстрированная история всех московских храмов, – как дошедших до наших дней действующими или закрытыми, так и разрушенных после 1917 г.) – творческий подвиг писателя, отдавшего ему 15 лет жизни. Тома разбиты по исторически сложившимся частям города, содержат более восьми с половиною сотен отдельных описаний и около трех тысяч старых и новых снимков (!), а также перечень источников по каждому храму, включая самиздатовские рукописи и «потусторонние» издания. Таким образом, здесь представлена панорама всей религиозной истории первопрестольного града. По сравнению с первым изданием, выпущенным в Париже в 1988-1990 гг. при содействии Солженицына, отечественный вариант полностью переработан, снабжен пятью тысячами дополнений и поправок(!) и доведен до конца 1990 г. Созданное в годы атеистического засилья, в условиях полуподполья, по частям (как подводная лодка «Наутилус»), это огромное документальное исследование было по частям же сдано на хранение в Издательский Отдел Московского Патриархата (чему содействовал и автор этих строк). Впоследствии под псевдонимом Семен Звонарев вышло в Париже в изд. «YMCA-PRESS» (низкий поклон за это Н. А. Струве!). Как только позволили обстоятельства, в переработанном и дополненном виде, Паламарчук издал свое творение в Москве (1992-1996). И сегодня оно продолжает помогать открытию множества храмов.
Врученная в сентябре 1997 г. от имени Русской Православной Церкви Макариевская премия – знак неоспоримых заслуг писателя».
(Валентин Никитин)
30 ноября 2005 г.
***
14 февраля 2000 г. – «Талибан» объявил джихад России.
Исламское движение «Талибан» обратилось ко всему мусульманскому миру с призывом объявить священную войну России, чтобы заставить ее прекратить антитеррористическую операцию в Чечне. «Исламские страны должны позволить правоверным принять участие в джихаде в Чечне». Кроме того, талибы призывают разорвать дипломатические отношения с Россией.
***
14 февраля 2006 г. – Светлана Журова выиграла «золото» Олимпиады в конькобежном спорте. Россиянка показала первый результат на дистанции 500 метров.

Добавьте комментарий

Нажмите, чтобы оставить комментарий

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

17 АПРЕЛЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СТАРЦА ПРОТОИЕРЕЯ ИОАННА ФЕДОРОВИЧА ГОРЕМЫКИНА (1869–1958)
ЦЕРКОВЬ СВ. ВМЧ. ДИМИТРИЯ В КОЛОМЯГАХ
ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН ФЕДОРОВИЧ ГОРЕМЫКИН. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

16 АПРЕЛЯ — ДЕНЬ ПАМЯТИ АРХИЕПИСКОПА НИКОНА (ПЕТИНА)
nikonpetin16
АРХИЕПИСКОП НИКОН (АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ ПЕТИН; 1902–1956 гг.). ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

«Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.

Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат:
Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат».

(А. Ахматова)

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

12 АПРЕЛЯ – ДЕНЬ ПОБЕДЫ РУССКИХ ВОИНОВ КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО НАД НЕМЕЦКИМИ РЫЦАРЯМИ НА ЧУДСКОМ ОЗЕРЕ (ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ, 1242 ГОД)
ИКОНА СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО С ЧАСТИЦЕЙ ЕГО МОЩЕЙ - КЕЛЕЙНАЯ ИКОНА СВМЧ. СЕРАФИМА (ЧИЧАГОВА)
СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

10 АПРЕЛЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СТАРЦА АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВИЧА ГРОШЕВА
А. Ф. ГРОШЕВ
ПОСЛЕДНИЙ ХРАНИТЕЛЬ КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКОЙ ОБИТЕЛИ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

7 АПРЕЛЯ — БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ksp12
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

5 АПРЕЛЯ — ПАМЯТИ МОСКОВСКОЙ СТАРИЦЫ СХИМОНАХИНИ СЕВАСТИАНЫ (ОЛЬГИ ИОСИФОВНЫ ЛЕЩЕВОЙ)
СХИМОНАХИНЯ СЕВАСТИАНА
МОСКОВСКАЯ СТАРИЦА СХИМОНАХИНЯ СЕВАСТИАНА (ОЛЬГА ИОСИФОВНА ЛЕЩЕВА; 1878–1970)

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

29 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ВЕЧЕР ПАМЯТИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

ДЕНЬ АНГЕЛА МАРИИ СЕРГЕЕВНЫЙ ТРОФИМОВОЙ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ
К 100 ЛЕТИЮ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ.
ЦИТАТЫ ИЗ ДНЕВНИКОВ

ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦ АЛЕКСИЙ (СОЛОВЬЕВ)

Старец Алексий жил в Сергиевом Посаде, когда по указанию безбожной власти начали вскрывать мощи святых. Старец печалился об этом и много молился, недоумевая – почему Господь попускает совершаться такому злу? Однажды вечером, когда он совершал молитвенное правило, рядом с ним встал прп. Сергий Радонежский и сказал:
– Молись три дня и постись, и после этого я скажу тебе то, что
нужно.
В следующие два дня, когда отец Алексий молился, снова вставал с ним рядом прп. Сергий. Отец Алексий питался в эти дни одной просфорой. На третий день преподобный сказал:
– Когда подвергаются такому испытанию живые люди, то необходимо, чтобы этому подвергались и останки людей умерших. Я сам отдал тело свое, чтобы град мой во веки был цел.

2 МАЯ 2001 г. ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. МАТРОНЫ В Г. СХОДНЯ

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

27 МАРТА — ДЕНЬ ПАМЯТИ АРШАКА АРУТЮНОВИЧА АРАКЕЛЯНА
МУЖ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ АРШАК АРУТЮНОВИЧ
АРШАК. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ…

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

О МОЛИТВЕ

http://alexandrtrofimov.ru/wp-content/uploads/2014/05/7mol10.jpg

Дорогие посетители сайта, пришло время вспомнить и восстановить древнюю ветхозаветную и апостольскую традицию – семиразовую молитву в течение суток, совершаемую каждые три часа (в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 часа). Эта молитва особенно действенна в условиях испытания, посланного нам – угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Предлагаю Вам ознакомиться с главой из книги «РИТМЫ ЦЕРКОВНОГО ГОДА», написанной много лет назад и размещенной на этом сайте: О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ… http://alexandrtrofimov.ru/?p=766
В ней дается историческое и богословское обоснование необходимости этой молитвы. Сейчас, в условиях карантина православным людям совсем не сложно включиться в этот молитвенный ритм.
Присоединяйтесь к ежедневной семиразовой молитве, рассылайте текст статьи и сообщения о ней своим друзьям и знакомым.
***
Святейший Патриарх Кирилл благословил молитву, которую уже произносят за богослужением во всех православных храмах, ее можно присоединить к семиразовой молитве:
МОЛИТВА ВО ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДОНОСНОГО ПОВЕТРИЯ ЧТОМАЯ
Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими, и огради нас от губительнаго поветрия на ны движимаго. Пощади нас смиренных и недостойных рабов Твоих в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе милосердному и благопременительному Богу нашему припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Александр Трофимов

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

25 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ АНГЕЛА ТАТИАНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ (1886–1934), МАТЕРИ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ ТРОФИМОВОЙ

23 ФЕВРАЛЯ – ПАМЯТЬ ПОЭТА ДАВИДА САМОЙЛОВА

«БЫЛА ТУМАННАЯ ВЕСНА…» СТИХИ ДАВИДА САМОЙЛОВА, МУЗЫКА НЕИЗВЕСТНОГО АВТОРА, ИСПОЛНЯЕТ ЛЕОНИД ЭРДМАН

Помощь в издании книг

Благодарю за любую Вашу помощь! Присылайте Ваши имена для молитвенного поминовения на электронную почту atrofimovmail@yandex.ru

НАША СТРАНИЧКА ВКОНТАКТЕ

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Наша страничка в facebook

Video

3 ноября – ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НЕОФИТА (ОСИПОВА) – ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА

АКАФИСТ СВЯТЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ВЕЛИЦЕЙ КНЯГИНЕ ЕЛИСАВЕТЕ

Грек Зорба

Грек Зорба

АКАФИСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ АЛЕКСАНДРОМ ТРОФИМОВЫМ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ИЕРУСАЛИМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ ВАЛААМСКИЯ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «ПРИБАВЛЕНИЕ УМА»

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОРСУНСКИЯ (ЕФЕССКИЯ)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ КОЛОЧСКИЯ

АКАФИСТ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННУ БОГОСЛОВУ

АКАФИСТ СВ. МЧЧ. ФЛОРУ И ЛАВРУ

АКАФИСТ СВТТ. АФАНАСИЮ И КИРИЛЛУ, АРХИЕП. АЛЕКСАНДРИЙСКИМ

АКАФИСТ СВТ. ТИХОНУ, ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РОССИИ

АКАФИСТ СВВ. ЦАРСТВЕННЫМ СТРАСТОТЕРПЦЕМ

АКАФИСТ ПРП. ИЛИИ МУРОМЦУ

АКАФИСТ ПРП. АНТОНИЮ ДЫМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРЛААМУ СЕРПУХОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ОТРОКУ БОГОЛЕПУ ЧЕРНОЯРСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИОАННУ РУССКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ПАИСИЮ ВЕЛИЧКОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. ВАРНАВЕ ГЕФСИМАНСКОМУ

АКАФИСТ СВМЧ. СЕРАФИМУ (ЗВЕЗДИНСКОМУ), ЕП. ДМИТРОВСКОМУ

АКАФИСТ ПРПМЧЧ. СЕРАФИМУ И ФЕОГНОСТУ АЛМА-АТИНСКИМ

АКАФИСТ ПРП. СЕРАФИМУ ВЫРИЦКОМУ

АКАФИСТ СЩМЧ. ЯРОСЛАВУ ЯМСКОМУ

АКАФИСТ ПРП. СИЛУАНУ АФОНСКОМУ

АКАФИСТ СВ. ВМЧЦ. МАРИНЕ

АКАФИСТ СВ. РАВНОАП. ВЕЛ. КН. ОЛЬГЕ

АКАФИСТ ПРП. БЛГВ. КН. ЕВФРОСИНИИ МОСКОВСТЕЙ

АКАФИСТ СВ. ПРАВ. ИУЛИАНИИ МИЛОСТИВЕЙ, ЯЖЕ В СЕЛЕ ЛАЗАРЕВЕ

АКАФИСТ БЛЖ. КСЕНИИ ПЕТЕРБУРЖСТЕЙ

АКАФИСТ ПРПМЦ. ВЕЛ. КН. ЕЛИСАВЕТЕ

АКАФИСТ ВСЕМ СВ. ЖЕНАМ, В ЗЕМЛИ РОССИЙСТЕЙ ПРОСИЯВШИМ

АКАФИСТ СОБОРУ СВ. ВРАЧЕЙ-БЕЗСРЕБРЕНИКОВ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ И ЧУДОТВОРЦЕВ

СПИСОК ВСЕХ СТАТЕЙ

Рубрики

ИКОНА ДНЯ

КАЛЕНДАРЬ

СЧЕТЧИК